протоиерей Григорий Дьяченко

  Часть 3, Глава 8Часть 3, Глава 10 

Часть третья. Явления душевной жизни человека после его телесной смерти.

Глава девятая. Антихрист.

1.  Время кончины мира

Несмотря на то, что в слове Божием не указано время кончины мира, люди всегда делают попытки с точностью определить этот великий момент, за которым последует всеобщее воскресение мёртвых и страшный суд Христов. Общественные бедствия вроде голода, войны, повальных болезней – холеры, чумы, моровой язвы, всегда способствовали распространению в народной массе убеждения в том, что мир наш доживает свои последние дни. Но едва ли когда было так сильно и всеобще ожидание конца мира на западе, как в исходе первого тысячелетия нашей христианской эры, основанием чему служили следующие слова Апокалипсиса: через тысячу лет дьявол выйдет из своей темницы и соблазнит народы, находящиеся в четырёх странах земли. Книга жизни будет открыта; море извергнет своих мёртвых; каждый будет судим сообразно с своими делами Тем, Который восседает на великом сияющем престоле. И будет новое небо и новая земля.

Бернард Тюрингенский (около 960 г.) назначил даже день конца мира: вселенная, по его мнению, должна разрушиться, когда Благовещение совпадёт со страстной пятницей. Это совпадение случилось в 992 году, – и ничего необычайного из этого не последовало.

В течение X столетия королевские хартии начинались следующими характерными словами: так как приближается конец мира...

В 1186 году астрологи напугали Европу, объявив, что в сентябре месяце разразятся великие бури, произойдёт землетрясение, появится смертность между людьми, возмущения и распри, революции во всех государствах, уничтожение и погибель всего живущего. Но ничто не оправдало их предсказаний.

Несколько лет спустя, в 1198 году, разнёсся слух о конце мира. Но на этот раз миру предстояло разрушаться без посредства небесных явлений; предсказали, что в Вавилоне народится антихрист, и через него погибнет род человеческий.

В конце XIII столетия алхимик Арно де-Вильнев объявил, что антихрист народится в 1335 году.

Винцент Ферве, знаменитый испанский проповедник, уверяет, что мир просуществует столько лет, сколько стихов в псалтири, т. е. около 2537 лет.

Один из знаменитейших математиков Европы, по имени Стофлер, усердно работавший над разборкой календаря, предсказал, что в 1524 году будет всемирный потоп. Этот потоп должен был случиться в феврале месяце, потому что тогда Сатурн, Юпитер и Марс должны были соединиться в знаке Рыбы. Все народы Европы, Азии и Африки, прослышавшие об этом предсказании, были поражены унынием и страхом. Невзирая на радугу, все ожидали потопа. Многие писатели того времени передают, что жители приморских провинций Германии решили продавать по самой низкой цене свои земли, и что люди, имеющие деньги и не очень доверявшие предсказаниям, скупали эти земли. Каждый запасался лодкой на манер ковчега. Доктор Тулузы, по имени Орион, заказал для себя, своего семейства и своих приятелей ковчег, отличавшийся большими размерами. Подобные же предосторожности принимались в большей части Италии. Наконец, наступил февраль месяц, – и не выпало ни одной капли дождя. Никогда, ни в одном месяце, не было такой засухи, и никогда астрологи не чувствовали такого смущения. Однако эти достойные люди не упали духом, и им не переставали верить. Тот же Стофлер, вместе со знаменитым Региомонтаном, снова предсказали, что в 1588 году будет конец миру, или, по крайней мере, последуют какие-нибудь важные происшествия, долженствующие всколебать землю.

Новое предсказание – и новое разочарование! И 1588 год не ознаменовался никаким необычайным происшествием. В 1572 г. было, правда, явление весьма странное, которое могло оправдать все опасения; неизвестная звезда внезапно зажглась в созвездии Кассиопеи, эта звезда отличалась ослепительным светом и была видна даже днём. Астрологи объявили, что это была звезда волхвов, вторично появившаяся возвестить последнее пришествие Христово.

Предсказание о погибели вселенной в 1840 году долго служило предметом всеобщих ожиданий и страхов. 1840 г. был отмечен роковым. Предсказания самые грозные и ужасные сыпались со всех сторон. На шестое января назначена была последняя развязка человеческой драмы. Весьма многие приготовлялись к роковому событию, покончили со всеми своими делами и с твёрдостью ожидали конечной погибели.

Парижский священник, Пьер-Луи, живший в 1840 г., из своеобразного толкования апокалипсиса пришёл к тому убеждению, что конец мира последует в 1900 г.896.

Что касается нашего отечества, то мысль о скорой кончине мира особенно распространена была между русскими в XV столетии. Так, её встречаем в летописях у митрополита Киприана, митрополита Фотия и других учителей. В Софийской летописи под 1459 годом написано: «зде страх, зде скорбь велика; якоже в распятии Христове сей круг бысть 23, луны 13, сие лето на концы явися, в онь же чаем всемирное пришествие Христово. О, Владыко! умножишася беззакония наша на земли, пощади, Владыко!» Пасхалии не доводили далее 7000 (1492) года, за этим годом ставили кружок и приписывали: «горе достигшим до конца времён!»897.

И в наши дни не прекращаются слухи о скорой кончине мира, основывающиеся на тех или других признаках или событиях... 1899 году в этом отношении особенно посчастливилось; многие положительно были убеждены, что мир не просуществует далее ноября этого года...

При неизвестности дня Господня, нам всё-таки открыты некоторые признаки его наступления, пред нами ясно выступают два предсказания в священном Писании. Одно состоит в том, что евангелие должно быть проповедано всему миру, и все язычники и народ израильский должны вступить в церковь. Второе говорит о великом отпадении вступивших, из которого развивается последний образ греха. О том, что христианство сделается всемирной религией, не может быть вопроса. Как бы медленно ни шёл труд миссии, через все языческий религии проходит чувство сознания, что часы их сочтены. Хотя в магометанстве всё ещё горит огонь древнего фанатизма, но именно это возбуждение против всего христианского показывает, что евангелие подвергает его опасности. Конечно, победу евангелию не везде доставляет убеждение в истине его, но чего не сделает миссия, то сделает господство европейской цивилизации. С ним христианство войдёт повсюду, как религия господствующих народов. Таким образом, в руке Божьей и светские интересы будут служить средством к собиранию народов в союз христианской церкви, дабы концы земли сделались границами церкви.

Страннее всего может казаться надежда на то, чтобы и Израиль преклонился пред Распятым; но мы должны сказать, что самое существование этого удивительного народа показывает, что Бог сберёг его для будущности; если же будущность принадлежит Иисусу Христу, то Ему принадлежит и Израиль. В пророчестве сказано, что это будет обращение не отдельных лиц, но всего народа. И та связь, в которой находятся между собой отдельные части этого народа, ясно показывает, что если им раз завладеет религиозное движение, то оно легко может сделаться всеобщим. Один Бог знает, когда это случится; теперь ещё закрыты их глаза и помрачён ум, и они не узнают в Иисусе Христе Того, к Кому обращаются их молитвы и их надежды. Израиль служит мамоне и мимолётным интересам века, но в глубине души хранит надежду своих предков. Если тяжёлая школа, которую им предназначил Господь, достигнет относительно их своей цели, тогда как бы струпья спадут с их глаз, и они узнают, Кого распяли. И чем дольше ругались они над Тем, Который был исполнением их надежд, тем глубже будет их коленопреклонение и тем вернее их вера и любовь898.

С этой будущностью Израиля, по словам пророка, будет совпадать эпоха распространения безбожия по всей земле. Эта злосчастная во всех отношениях година, беспримерная по силе и повсеместности распространения безбожия, небывалая по тяжести, продолжительности и широте распространения бедствий, которые будут поражать человечество, наступит пред вторым пришествием Иисуса Христа, пред кончиной мира. Прямо и ясно сказано: Сын человеческий, пришедший, найдёт ли веру на земле (Лк. 18:8)? В священном Писании эта година называется: последние дни (2Пет. 3:3), последние времена (1Тим. 4:1), последнее время (Дан. 11:4, 9). Продолжительность её в Писании не определена. Конец её совпадает с пришествием Иисуса Христа и концом мира; но начало её будет наступать постепенно, и потому его трудно разграничить от предыдущего времени, нельзя указать определённого момента времени, с которого она начнётся. Из книги пророка Даниила и из апокалипсиса видно, что последний и самый страшный период этой годины продолжится три с половиной года, – разумеем время царствования антихриста. Но злосчастная година страшных бедствий и необычайного распространения нечестия и безбожия начнётся раньше начала царствования антихриста, как это видно из речи Иисуса Христа о кончине мира, из второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам и из Апокалипсиса. Царствование антихриста будет только завершением и концом этой годины, последним периодом её. Но как продолжителен будет предшествующий царствованию антихриста период этой годины – это не известно. Чрезвычайное распространение неверия и нечестия по всей земле; всеобщая взаимная вражда между людьми и народами, которая ещё задолго до кончины мира усилится до того, что восстанет народ на народ и царство на царство (Мф. 24:6–7), что люди друг друга будут предавать и возненавидят друг друга (Мф. 24:10), так, что даже предаст брат брата на смерть, и отец детей, и восстанут дети на родителей и умертвят их (Мк. 13:12); большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба (Лк. 21:11); великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет (Мф. 24:21), когда люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную (Лк. 21:26); умножение беззакония и сопровождающее его охлаждение любви к людям (Мф. 24:12); предание на мучения и на смерть христиан и ненависть к ним со стороны всех народов за имя Христа (Мф. 24:9); мерзость запустения, реченная через пророка Даниила, стоящая на святом месте (Мф. 24:15; Дан. 9:27) – всё это и вызовет кончину мира, подобно тому, как яд, отравляя все соки живого существа, причиняет последнему смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал, что если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть (Мф. 24:22). Это значит, что если бы Иисус Христос и не пришёл тогда, чтобы произвести окончательный суд над человеческим родом (Мф. 25:31–46), чтобы разрушить и обновить огнём небо и землю (Мф. 24:29; 2Пет. 3:7–12), всё-таки существование человеческого рода прекратилось бы.

Пред кончиной мира владычество, дерзость и распространённость безбожия, глубина и общераспространённость нравственного растления и физическая захудалость в человеческом роде будут столь же необыкновенны и чрезвычайны, как будут необычайны многие физические явления и другие события, которые тогда совершатся, как необыкновенна сама кончина мира. Это будет эпоха во всех отношениях, и в частности в отношении к безбожию, исключительная, единственная, беспримерная, страшная и злосчастная.

Столь же исключительны и причины необычного распространения безбожия пред кончиной мира. На основании священного Писания и учения отцов церкви, мы можем высказать частью предположения, частью и положительные суждения о причинах страшного распространения и необыкновенного владычества безбожия пред кончиной мира; отметим также и характерные черты безбожного духа тогдашнего времени.

В священном Писании есть некоторые указания на то, что безнравственность, нечестие и безбожие последней годины будут подготовляться постепенно, быть может, в течение очень долгого времени. Евангелист, Иоанн Богослов уже о своём времени говорил: «как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время» (1Ин. 2:18). В то же время и апостол Павел писал, что тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2Сол. 2:7). Однако протекло уже девятнадцать веков с тех пор, как сказаны были те и другие слова, и кончина мира все ещё не наступила. Но, с другой стороны, апостолы, как писатели боговдохновенные, не могли высказать в своих посланиях, принятых в канон священного Писания, ошибочных мыслей, и при том о предмете столь важном. Как же нужно понимать приведённые слова? В них выражается не то, что во времена апостолов приближалась кончина мира, а указывается на сходство событий гражданской и церковной тогдашней жизни, тогдашнего духа времени с тем, что будет происходить пред концом мира. И современная апостолам година изображается ими, как начало печального и страшного конца, – начало не по близости времени, а по сходству явлений жизни. В словах апостола Павла это высказано очень ясно. Он вовсе не говорил, что наступает кончина мира. Совсем напротив: он самое послание-то своё пишет к Фессалоникийцам с той преимущественно целью, чтобы некоторых из них, ожидавших скорого наступления конца мира, разубедить в этом мнении. Он соглашается с тем и утверждает, что тайна беззакония – того беззакония, которое во всей силе и наготе обнаружится пред концом мира, уже действует, но оно действует именно, как тайна, прикровенно, мало заметно, как мало заметен росток, который только через многие годы становится видным для всех, огромным деревом. Подобным образом и кончина мира не настанет до тех пор, пока тайна беззакония, уже начавшаяся, не совершится, т. е., пока не обнаружится и не осуществится в полноте и во всей силе. Когда это будет, апостол указывает, но только не прямо, а таинственно: это будет тогда, когда будет взят от среды удерживающий теперь; но что такое удерживающий, и когда он будет взят из среды, этого апостол не изъясняет. Не указывая ясно, когда последует конец мира, он, однако же, убеждает Солунян не верить слухам, распускаемым неблагонамеренными людьми, что конец мира уже наступает.

№№№734 Разъяснение истинного смысла приведённых слов апостола Павла даёт ключ к пониманию слов Иоанна Богослова, которые в свою очередь проливают свет на слова апостола Павла. Слова того и другого апостола параллельны и соответственны; мысль в них приблизительно одна и та же, и только выражена она различно. Антихристами евангелист Иоанн Богослов называет людей, отвергающих Отца и Сына (1Ин. 2:22); он же говорит, что всякий дух, который не исповедает Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придёт и теперь есть уже в мире (1Ин. 4:3), об антихристах он говорит ещё, что они вышли от нас, но не были наши (1Ин. 2:19). Ясно, что под антихристами он разумеет еретиков своего времени – гностиков, отвергавших боговоплощение и не признававших Христа Богом899, эвионитов, признававших Христа только человеком, и других еретиков, а может быть также и лжехристов (много лжепророков появилось в мире, 1Ин. 4:1). Приписывая всем таковым людям дух антихриста, имеющего прийти пред кончиной мира, евангелист Иоанн говорит, что он, т. е. настоящий антихрист, теперь есть уже в мире. Но так как в его время настоящего антихриста не было, и он знал это, то ясно, что и об явлении настоящего антихриста в его время, и о наступлении последнего времени (дети! последнее время, 1Ин. 2:18) Иоанн Богослов говорит в том же смысле, как и апостол Павел о тайне беззакония, как начавшей действовать, но ещё не совершившейся, не осуществившейся, т. е., он указывает предшественников имеющего прийти антихриста, но предшественников не по непосредственному, а по отдалённому преемству, не по времени, а по духу. Еретики отвергли Христа, как Богочеловека, а вместе с тем если и не отвергли Бога, то, по крайней мере, неизбежно извращали учение о Нём, на место христианства поставляли своё лжехристианство, и настоящий антихрист будет отвергать Христа и совращать христиан в свою веру (Откр. 2:17; 13:5–8; 17:14). Только он далеко и безмерно превзойдёт еретиков степенью, дерзостью, силой и успехами в отрицании Христа и христианства. Он будет истреблять христиан, богохульствовать, называть себя Богом и владычествовать на всей земле (Откр. 13:2, 3–12). Между тем как еретики предызображают обольщения и соблазны, которыми антихрист будет отторгать христиан от Христа (2Сол. 2:10–11), гонители христианства из иудеев и язычников были и бывают предшественниками антихриста в его истребительной войне против святых (Откр. 13:7). Поэтому, не без основания под тайной беззакония, которая, по словам апостола Павла, уже в действии, некоторые отцы церкви, например Златоуст, разумели Нерона, как прообраз антихриста. «Ибо, – говорит вселенский учитель, – и тот (т. е. Нерон) хотел, чтобы его считали Богом. Хорошо сказал он (т. е. апостол) – тайна, ибо Нерон не так явно и бесстыдно выдавал себя за Бога, как антихрист»900. А другие отцы церкви и под тайной беззакония разумеют еретиков, и в таком случае сходство и параллелизм двух изъясняемых мест – из первого послания евангелиста Иоанна Богослова и из второго послания апостола Павла к Солунянам – будет ещё ближе. Так, блаженный Феодорит говорит: «иные утверждали, что Нерона назвал апостол тайной беззакония и делателем злочестия. Но думаю, что апостол означил сим породившиеся ереси; потому что ими дьявол доводит многих до отступления от истины. Наименовал же их тайной беззакония потому, что сеть беззакония в них сокрыта, сам же дьявол явно ведёт людей к богоотступничеству. Посему-то пришествие его апостол назвал открытием. Ибо, что всегда приуготовлял втайне, провозгласит тогда открыто и ясно»901. Эти разноречивые толкования можно примирить предположением, что апостол Павел под тайной беззакония разумел Нерона только преимущественно, как наиболее типического и при том современного ему прообраза антихриста, но не исключительно его одного. Пиша свои послания в ответ на потребности своего времени, апостолы, тем не менее, предназначали их для всех времён. Как евангелист Иоанн Богослов, говоря о современных ему еретиках – антихристах, подразумевал и еретиков последующих времён, как выразителей антихристианского духа; так и апостол Павел словами тайна беззакония обозначил предшественников антихриста всякого рода и всех времён; еретиков, безбожников, неверующих и лжеверующих, гонителей христианства. Самый способ выражения апостола Павла даёт понять, что действие тайны беззакония будет не кратковременное, не однократное, какова была деятельность Нерона, а постоянное, имеющее продолжаться до того времени, пока она не обнаружится явно, дерзко, во всей силе и страшной широте, пока антихристианский дух всех времён, воплощающийся и действующий в разнообразных противниках Христа, не сосредоточится в антихристе, пока он не достигнет завершения высшей степени развития и вместе своего конца в безбожии, безнравственности и анти-христианстве пред кончиной мира. Не один Нерон, а целый ряд Неронов – этих гордых самообожателей, жестоких деспотов, кровожадных, как тигры, завоевателей, безнравственных распутников, нечестивых безбожников, сумасшедших попирателей истины и страшных гонителей христианства – пройдёт, в течение веков до конца мира. Ирод, так называемый Великий, избивший четырнадцать тысяч Вифлеемских младенцев (Мф. 2:16); римский император Калигула, безумно говоривший, что если бы у человечества была одна голова, то он отсек бы её; Домициан, Диоклитиан, Юлиан Отступник и другие жестокие гонители христиан, Аттила, названный бичом Божиим; Чингиз-хан и Тамерлан, превращавшие многолюдные города в груды мусора и целые царства в пустыни и воздвигавшие вместо памятников огромные пирамиды из отрубленных голов; Наполеон и другие Тамерланы нового времени, из-за честолюбия и властолюбия погубившие миллионы людей – кто они, как не предшественники по духу, как не прообразы по жизни и деятельности того зверя, выходящего из моря, которому дано вести войну со святыми и победить их, которому будет дана власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем, которого даже образ, одушевлённый чародейской силой его помощника – зверя, выходящего из земли, будет говорить и действовать так, что будет убиваем всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (Откр. 13:1, 7, 11, 15)? Далее, если евангелист Иоанн Богослов назвал антихристами гностиков, отрицавших боговоплощение (докетов), иудействующих, не признававших Христа Богом, отступников от христианства, принявших истинную веру, но не устоявших в ней, лжепророков и лжехристов, доставлявших себя на место истинного Христа, то не должны ли быть названы антихристами все позднейшие еретики, а также и имеющие явиться впоследствии? Не антихристы ли, не предшественники ли апокалипсического антихриста гностики второго и третьего века, манихеи, антитринитарии, ариане, аполлинаристы, несториане, монофизиты и монофелиты, пелагиане, иконоборы, богомилы и павликиане, социниане, жидовствующие, древние и новые антиномисты, наши раскольники, особенно беспоповцы, наши хлысты и прочие сектанты, ирвингиане и другие бесчисленные толки мистического сектантства? Не антихристы ли крайние рационалисты прошлого и нашего века, вроде Павлюса, Штрауса, Ранена?.. Не антихристы ли деисты, пантеисты, радикальные скептики и агностики, материалисты и безбожники? Не антихристы ли будут и все имеющие явиться еретики, отступники от веры, лжеверы, отрицатели, враги и гонители религии и христианства, враги истины и добра, закоренелые в грехах, богохульники и безбожники? Все таковые были и будут предшественниками, прообразами и предуготовителями апокалипсического зверя-антихриста в тех действиях последнего, в которых он явится лжецом и обманщиком, явным, сильным, дерзким врагом Бога, христианства, религии и всего святого, и будет требовать божеского поклонения только одному себе. Еретичество, кровожадная жестокость, нравственное беззаконие, богохульство и безбожие и соединённые с ними умственный упадок и физическое вырождение, проявляясь в течение веков в разных формах, то ослабевая, то усиливаясь, но никогда не прекращаясь, замирая в одних формах и в одних местах и возгораясь с новой силой в других видах и в других местах и народах, будут постепенно накопляться в человеческом роде. Зло, анти-христианство, вражда против Бога, хотя и через промежутки, но всё-таки будут усиливаться, пока не возрастут до всепоглощающего потопа зла пред кончиной мира. Эта почва произрастит и антихриста, а главное – она будет благоприятствовать безмерным, всемирным успехам его безбожной деятельности. Конечно, главной причиной необыкновенной быстроты и широты успехов его пропаганды безбожия будет то, что он будет, хотя человек, но в нём сосредоточится вся сила сатаны. Самое пришествие его будет по действию же сатаны, и по действию же сатаны оно будет сопровождаться всякой силой, и знамениями, и чудесами ложными, и всяким неправедным обольщением погибающих (2Сол. 2:9–10). Но и сам сатана, и антихрист, в которого он вложит всю свою силу, не могли бы в столь короткое время, именно в сорок два месяца (Откр. 13:5), распространить безбожие по всей земле, если бы успехи их деятельности не были подготовлены предшествующим погружением человечества во зло, предшествующим распространением в человечестве антихристианского и богопротивного духа, если бы человечество уже не было предрасположено к отпадению от Бога и Христа и к переходу в царство сатаны. А такое безбожное и противо-христианское предрасположение человеческого рода, имеющее быть пред концом мира, пред явлением антихриста, подготовится постепенно, частью самим историческим ходом развития и накопления зла, частью скрытой деятельностью дьявола, напряжённость которого будет усиливаться по мере приближения земной истории человечества к концу и предугадывания дьяволом конца своей власти на земле. Вот это-то противохристианское и безбожное предрасположение человечества, имеющее быть и усилиться прежде явления антихриста и имеющее начаться, быть может, даже задолго до него, и будет ближайшей причиной и естественным источником безбожия, которое при антихристе распространится по всей земле; а раннейшие безбожные эпохи, как, например, безбожные эпохи прошлого и текущего века, равно как всякого рода антихристы и всякого рода анти-христианство всех времён и мест, могут быть признаны отдалёнными причинами печального нравственного и религиозного состояния человечества пред пришествием антихриста и, через подготовку этого состояния, отдалёнными источниками безбожия последней страшной годины902.

2.  Личность антихриста

Скажем теперь о лице антихриста. Кого надо разуметь под этим именем? Протестанты903 и раскольники беспоповщинского согласия904 стараются доказать, что под именем антихриста, упоминаемого в священном Писании, до́лжно разуметь или целое общество беззаконников, или их преемственность, или антихристианский дух и учение, или же, наконец, всё это вместе.

Но такое мудрование ложно. Ясное учение как св. Писания, так и церкви вселенской, обличая неправоту заблуждающихся, несомненно, показывает, что антихрист, в собственном смысле этого слова, будет одно определённое лицо, а не какое-либо общество или противо-христианское направление. Хотя антихрист (учил св. И. Дамаскин) есть и всякий не исповедующий, что Сын Божий пришёл во плоти, что Он есть совершенный Бог, и сделался совершенным человеком, не преставая быть Богом, но в собственном смысле и преимущественно называется антихристом тот, который придёт при кончине века... человек, имеющий... принять на себя всё действо сатаны»905.

В св. Писании находятся ясные и несомненные указания на то, что, кроме многих антихристов или противников И. Христа, будет ещё антихрист, как лицо особенное.

1 Это можно видеть в словах И. Христа, сказанных к неверующим иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене: аще ин приидет во имя свое, того приемлете (Ин. 5:43). Некоторые из неправомыслящих утверждают, что здесь слово ин относится вообще ко всякому лживому пророку или учителю, и имеет значение неопределённое, а весь смысл этих слов Спасителя нужно излагать так: «Я пришёл во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня: а если какой-нибудь лживый учитель придёт к вам от своего имени, такого вы примете»906. Но к антихристу, как особенному и чрезвычайному противнику Христову, относят эти слова св. Кирилл Александрийский907, бл. Феодорит908, Феофилакт, архиепископ Болгарский909 и св. Златоуст, который их так изъясняет: «о ком это Христос говорит: приидет во имя свое? – здесь Христос указывает на антихриста... Если вы преследуете Меня, – говорит Он, – из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом... он насильственно будет похищать всё ему не принадлежащее и называть себя Богом над всем»910. Подобно восточным, и западные древние отцы и учители церкви видели в этих словах Спасителя предречение об антихристе, как особенном и чрезвычайном противнике Христовом, которого иудеи примут за Мессию. Так изъясняют слова эти, между прочим, св. Амвросий Медиоланский911, бл. Иероним912 и бл. Августин913.

2) Апостол Павел в своём втором послании к солунским христианам оставил ясное учение о лице и свойствах этого врага Христова. Открыется человек беззакония, – свидетельствует он, – сын погибели, противник (2Сол. 2:2–3)... явится беззаконник.., его же пришествие по действу сатанину (ст. 8–9). Самый образ выражения греческой речи в этих словах представляет антихриста как определённого человека. Апостол называет его человеком беззакония, то есть, чрезвычайным беззаконником, злодеем-безбожником в особенном и крайнем значении этого слова: пред каждым же из этих наименований антихриста поставляет определённый член: . А «греческие члены, – замечает святой Епифаний, – придают предмету определённое значение; так, например, слово ἂn_thrwpo_s – означает человека вообще, o$ ἂn_thrwpo_s – одного только определённого человека»914. – Кроме того, апостол здесь же говорит, что антихрист сядет в церкви Божией, будет выдавать себя за Бога, творить знамения и чудеса, для обольщения тех, которые не прияли любве истины. Свойства эти не могут быть относимы к обществу, а приличествуют одному лицу. – Рассматриваемые слова апостола относили к антихристу, как лицу особенному, святой Ириней915 и ученик его, святой Ипполит916. Святой Кирилл Иерусалимский, предложив вопрос об антихристе: «кто же это такой?» – отвечает, что в сем случае нужно прибегнуть к учению апостола Павла (2Сол. 2 глава), и при сем рассуждает об антихристе, как особенном человеке и орудии дьявола917. Святой Златоуст на основании слов апостола Павла (2Сол. 2:3) говорит об антихристе: «кто же таков он? сатана ли? никак: но человек некоторый, приемлющий всё его действо»918. – Бл. Иероним919, Феодорит Кирский920, святой Иоанн Дамаскин921 – все, на основании этих слов апостола, единогласно говорят об антихристе, как особенном человеке.

3) Святой апостол и евангелист Иоанн, которому открыты были последние судьбы мира, пишет: дети, слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша (1Ин. 2:18). Святой Иоанн в этих словах указывает христианам признаки последнего времени. Такими признаками поставляет он, во-первых, имеющего явиться антихриста, во-вторых, уже появившихся противников Христовых: о первом говорит в числе единственном, а о вторых – во множественном. А это показывает, что он различает антихристов вообще от антихриста в смысле особенном. – Кроме того, об одном антихристе апостол говорит только как об имеющем прийти, но ещё не существующем: антихрист грядет; напротив, о многих антихристах свидетельствует, что они уже появились: быша. Тайнозритель, конечно, знал, что и после него в Христовой церкви появятся многие еретики и лжеучители, подобные появившимся при нём: следовательно, если бы хотел указать здесь под именем антихриста не лицо особенное, а только вообще лжеучителей, то или совсем не упомянул бы о нём, или сказал бы так же, как и о существовавших в его время, то есть, что «антихрист грядет», в числе множественном.

При том апостол Иоанн, когда говорит о многих появившихся антихристах, то не поставляет пред их наименованием члена, и этим даёт знать, что он разумеет здесь всех вообще противников Христовых в целой их совокупности922. Напротив, когда говорит о грядущем антихристе, то поставляет пред его наименованием член923, показывая этим, что он разумеет некоторое особенное, определённое лицо. – Это свидетельство святого Иоанна об антихристе, как определённом лице, столь ясно и непререкаемо, что неправомыслящие проходят его молчанием.

Итак, священное Писание ясно научает, что, вопреки лжеучению неправомыслящих, под именем антихриста в смысле собственном до́лжно разуметь особенного и чрезвычайного врага Христовой церкви, который по существу своему будет лицом отдельным, человеком, а не каким-либо обществом или сборищем безбожников924.

* * *

896

История неба, Фламмариона.

897

Русская история, проф. П. В. Знаменского.

898

Несомненно, что это событие совершится в последние времена, что Иудеи обратятся ко Христу последними, после того как войдёт в церковь полное число язычников. Но нет указания на то, что иудеи обратятся ко Христу до пришествия антихриста. Вероятно, что иудеи обратятся ко Христу при антихристе, а не до него. Намёк на это мы находим в словах Иисуса Христа: Я пришёл во имя Отца Моего и не принимаете Меня, а если иной придёт во имя своё, его примете (Ин. 5:43). На основании этих слов можно полагать, что иудеи сначала примут антихриста за ожидаемого ими Мессию. Но скоро, видя его кровожадную жестокость, отрицание Бога и самообоготворение, они разуверятся в его мессианском достоинстве, поймут и сознают, что они ошиблись. Этот ужасный обман, в который они будут введены антихристом, образумит их, привлечёт их сердца к Тому, Которому антихрист будет врагом и противником, т. е. ко Христу. Сознание своей тяжкой ошибки внушит им мысль, что вообще ожидание ими Мессии напрасно, и что Мессия уже давно пришёл в лице Иисуса Христа. Но более всего на них подействует проповедь пророка Илии. Он обратит сердца отцов к детям, сердца детей к отцам их (Мал. 4:5–6).

899

Более подробные сведения об этом предмете желающие могут почерпнуть в сочинении Д. Богдашевского: «Лжеучители, обличаемые в первом послании апостола Иоанна». Киев 1890 года.

900

Беседы на второе послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам. Беседа 4, § 1, переведено при С.-Петербургской Духовной Академии.

901

Творения блаженного Феодорита, епископa Киррского, часть 7. Толкование на четырнадцать посланий святого апостола Павла, 548 стр.

902

См. Труды Киевской Духовной Академии 1869 г. октябрь. О безбожии и антихристе, проф. Беляева.

903

Magdeburgenses Centur 1. 1. 2 cap. 4 col. 435. «Апостолы учат, что антихрист будет не одно какое-нибудь лицо, а целое царство, устрояемое действием и хитростью дьявола, под управлением лживых учителей, председательствующих в церкви Божией» Подобные мысли раскрываются и в других протестантских сочинениях; Uh. 1 aller. Deutsch. Bücher Dr. М. Luther. Altenburg. in Meissen. 1661 S. 454. – Annotata ad epist. et Apocal. T. VII p. 3146.

904

«Иже (т. е. антихрист) не человек видимый, говорят беспоповцы, но в человецех сущее отступление, в них же, аки в сосуде своём, обретается и живёт, и обладает» (Книга об антихристе ст. 2).

905

Точное изложение Православной веры стр. 299–300, в русском переводе 1844.

906

Musculus et calvin. apud Marloratum. Vid. Bellarm. T. 1. De Summo Pontifice. L. III. c. 2.

907

Catena Graec. Patr. in. S. Iohann. pag. 168.

908

Epitom. divin. decret. in cap. antichr.

909

Comm. in Ioan. 5, 43.

910

Беседы на евангелие Иоанна, в русском переводе, 1855. Часть 2, стр. 83.

911

Орр. S. Ambros. Т. 1 р. 896 ed. Par. 1686.

912

Epist. ad Algas. quaest. II.

913

In. Iohann. Tract. 29.

914

Haeres. 9. Samaritanorum. Ed. Petav. Т. 1 p. 26.

915

S. Iren. adv. haeres. Lib. V. cap. 25. p. 438–439.

916

Opp. S Hippol. Demonstr. de Antichr. p. 7 et 31. ed. Fabrik. 1716.

917

Огласительное слово XV, 14, 11. Творения св. отцов т. XXV.

918

Oрр. S. Chrysost. Т. XI. р. 525. ed. Montfanc.

919

Epist. ad. Algas. Quaest. II.

920

Interpr. in 2 Thess. Opp. T. III. p. 386.

921

Точное изложение православной веры, в русском переводе стр. 299.

922

Nu n a=ntíxristoi polloì gegónasin.

923

Ὁ ἀντίχριστος ἔρχεται.

924

См. исследование проф. А. Беляева об антихристе; сн. книга «Загробная жизнь» г. Орлова, М. 1900 г., стр. 54–87.


Вам может быть интересно:

1. "Смерть побеждена". Последние времена по учению Отцов Церкви схиархимандрит Плакида (Дезей)

2. Рассуждение Михаила Пселла относительно определения смерти архимандрит Амвросий (Погодин)

3. Слово о смерти священномученик Аркадий (Остальский)

4. На пороге жизни и смерти – Душа на своем пути к Небу епископ Александр (Милеант)

5. Жизнь после смерти – Приложение митрополит Иерофей (Влахос)

6. Духовный мир. О бытии бесплотных сил протоиерей Григорий Дьяченко

7. Московский митрополит Макарий (Булгаков): Историко-биографический очерк – Том III. Литовский период в жизни м. Макария (1868–1879 г.) протоиерей Фёдор Титов

8. Великое оглашение – Часть II преподобный Феодор Студит

9. Основы древнецерковной антропологии. Том II. Апокатастасис – Апокатастасис Авраам Самуилович Позов (Позидис)

10. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель – II. Слова и поучения профессор Александр Иванович Пономарёв

Комментарии для сайта Cackle