Шестая заповедь блаженства
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»
Поучение 1-e. Объяснение шестой заповеди блаженства
1. Для достижения вечного блаженства нам, братия, необходимо блюсти чистоту сердца. Первый человек, когда еще не согрешил и был в невинном состоянии, – имел правый ум и непорочное сердце, – беседовал с Богом и был в постоянном общении с Ним; Бог в Своих откровениях непосредственно сообщал человеку Свою волю. Но когда прародители преступили заповедь Божию, грех растлил природу человеческую. Чтобы достигнуть первобытной чистоты, совершенства и святости человеку предстоит усиленный труд, необходимо путем борьбы со страстями и наветами вражьими хранить себя от худых мыслей, желаний и дел. Сердце – корень всех желаний и деятельности человека; от направления сердечного зависит ваше счастье или несчастье, блаженство или мучение. К чему человек стремится своим сердцем, в том и полагает цель жизни: «Идеже сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21).
2. Чистота сердца имеет несколько степеней.
а) На низшей степени чистота сердца состоит в простосердечии, когда христианин избегает лицемерия и коварства; он не обнаруживает притворно тех добрых сердечных расположений, каких у него в действительности и нет в душе, но так устрояет свою жизнь, что добрые дела его являются плодом сокровенных движений сердца. Чистосердечный христианин избегает суетной славы человеческой, которая может повредить искренности его побуждений и возбудить в нем греховные движения – дух самомнения и тщеславия.
б) Находясь на высшей степени совершенства, чистый сердцем постоянно памятует о Боге, верой и любовью своей прилепляется к Богу. Через духовное трезвение и постоянное бдение над самим собой он при помощи божественной благодати умертвил в себе всякое беззаконное желание, нечистые мысли и пристрастие к земному и чувственному. Трудно нам, немощным, стоять на высоте чистоты сердечной. Нас нередко обуревают страсти, подобно бушующим волнам морским, и возмущают внутренний мир наш. Человек, обуреваемый наплывом греховных движений, изнемогает и совращается иногда с пути истины и добра. Жалок был бы человек, если бы он был предоставлен самому себе в борьбе с греховными навыками и нечистыми движениями. У христианина есть верная помощь: с чистосердечным сокрушением он исповедует свои духовные немощи Богу и в таинстве покаяния получает всепрощение себе и ощущает после того в сердце своем сладость неизреченного Божия снисхождения: к нему возвращается тот мир совести и невинность духа, которые украшали его душу до времени увлечений и падений. Будем чаще обновлять свой дух очистительным действием спасительного таинства покаяния, чтобы нам с Божией помощью возможно было безбоязненно совершать доброе течение жизни; упражнением же в благочестии и добродетели поддерживать чистоту сердца. «Чистыми называет Господь тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства», – говорит святой Златоуст.
3. Возлюбленные братия, мы заботимся о просвещении ума своего; многие стараются обогатить себя разными познаниями. Но не следует забывать, что мудрость земная при развращенности сердца не доставляет истинного счастья человеку: только сердце, просвещенное верой и страхом Божиим, служит источником блаженства. Хотите ли, слушатели, видеть образцы чистого сердца? Воззрите на Иисуса Христа и на святых Его. Иисус Христос от ног до головы, от колыбели до гроба, от дела до мысли, весь – чистота, весь святость, весь высочайшее добро, а святые "плоть свою, – как говорит Святое Писание, – распяли со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24); и тем очистили сердце свое до того, что удостоились быть не только сынами, но и друзьями Господа Иисуса Христа.
Но для кого эти образцы высоки и отдаленны, для того есть образцы чистоты сердечной низшие и более близкие к нам. Это неиспорченные худым воспитанием дети. У них так много прекрасного, чистого в душе, что Иисус Христос сказал: «Аще не будете яко дети, не внидите в царство небесное» (Мф.18, 3). «Дети имеют нужду в уме пожилых, а пожилые имеют нужду в сердце детей, за чистоту их» (слова Иакова, архиепископа Нижегородского.)
Будем, братия, заботиться о чистоте своего сердца. Только чистые сердцем удостоятся лицезрения Божия. Как с чистым глазом легко ощущать дневной свет, так с чистым сердцем христианин легко может чувствовать в душе присутствие небесного света, – действие божественной благодати уже в настоящей жизни; в будущей же его ожидает неизреченная сладость лицезрения полной славы Божией, которую созерцают все святые ангелы. Аминь.
Поучение 2-e. О причинах, побуждающих иметь чистое сердце
Хочу предложить вам слово о том, почему мы, христиане, должны иметь сердце чистое.
а) Первая причина, побуждающая нас иметь чистое сердце, есть обет, данный нами при святом крещении. Мы обязывались при купели святого крещения вести жизнь чистую, святую, ангелоподобную. Как же может быть жизнь наша чиста, непорочна, если мы не будем иметь чистого сердца? По учению слова Божия сердце есть исходище мыслей и желаний: «от сердца исходят помышления» (Мф. 15, 19). А каковы наши мысли и желания, таковы наши дела, такова и жизнь. От мыслей и желаний дела родятся, как плоды от семян. Хороши семена – хороши и плоды, худы семена – худы и плоды. «Всяко древо добро плоды добры творит; а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф. 7, 17–18).
Поэтому, чтобы жизнь наша была чиста, свята, какой по обету святого крещения и следует быть жизни христианина, нам необходимо иметь чистое сердце. При чистом сердце мысли наши будут чисты, желания святы, действия богоугодны, словом: жизнь наша будет истинно христианская. «Аще око твое просто, т.е. чисто, будет, все тело твое светло будет» (Лк. 11, 34).
б) Впрочем, не один обет, данный нами при святом крещении, побуждает нас иметь чистое сердце: но и то, что Бог неизменно этого требует от нас. "Сыне! – вещает Всевышний в слове Своем каждому человеку христианину, – всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было свободно от развращения, от греха, соблюдено в невинности и чистоте. Причина этого требования очевидна. Сбережение сердца в чистоте необходимо во-первых, для спокойствия нашей совести, следовательно, для собственного нашего счастья, а, во-вторых, сбережение сердца необходимо для нашего христианского духовного достоинства. Мы – христиане, сыны Божий по благодати, так называет нас святое писание, а дети Отца небесного должны быть таковы, каков их Отец. «Будите совершени, – говорит нам Евангелие, – яко же Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Отец наш свят, следовательно и мы должны быть святы, чисты, светлы душой, а для этого необходимо беречь нам сердце от всякого зла. Да и как нам не беречь сердца от зла, когда мы должны быть храмами страшного и великого Бога, Создателя нашего? «Вы есте церкви Бога жива» (2Кор. 6, 16), – говорит нам апостол Павел, – принятая при святом крещении благодать всесвятого Духа хочет жить в душах и телах наших. Не прилично и опасно тот дом содержать в нечистоте, который назначается в жилище царю земному, тем более не прилично и страшно содержать в нечистоте сердце, в котором хочет обитать Царь царей, Царь небесный. Естественное дело царю земному прогневаться на тех, которые содержат дом для него назначенный в нечистоте, и не жить в таком доме. Естественно и Царю небесному прогневаться на людей, содержащих сердца свои в нечистоте, и не обитать в нечистом их сердце. И не удивительно, что Бог удаляется от нечистого сердца. Ибо нечистое сердце для Бога есть новая Голгофа, каждая греховная мысль есть новое для Христа терние, каждое худое желание – новая для Него язва. О, Господи, помилуй нас! Дай нам сердце чистое! Оно нужно нам как для того, чтобы не лишиться Твоего присутствия в настоящей жизни, так и для того, чтобы удостоиться в будущей жизни зреть Тебя, Сладчайшего, лицом к лицу и водвориться в царствии Твоем.
И подлинно, одни чистые сердцем узрят Бога и одни чистые сердцем водворятся в царствии Его. Об этом свидетельствует слово Божие: «Блажени чистый сердцем, – говорит Евангелие, – яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).
Вот причины, побуждающие иметь чистое сердце!
в) Но присовокупим еще одну причину, побуждающую иметь чистое сердце, не менее важную. Мы обязаны друг друга любить. А истинная, христианская любовь назидает ближнего и словом, и делом, подкрепляет его в добродетели, утверждает в благодати и помогает ему получить царствие небесное. Тот – злодей ближнему, кто отводит ближнего от добродетели: ибо тот похищает у ближнего величайшее, главное его сокровище, похищает блаженство души, похищает душу. А тот истинный наш благодетель, истинный друг, истинный любитель, кто содействует спасению души нашей. Но чтобы быть назидательными для ближних наших, мы должны иметь чистое сердце. В таком случае, все в нас будет поучительно. Каков источник, таковы и струи; каково древо, таковы и плоды. От чистого сердца все чисто. «Благий человек от благаго сокровища, т.е. сердца, износит благая» (Мф. 12, 35) .
3. При помощи Божией, постараемся, братие – христиане, иметь сердце чистое для пользы своей и для пользы других, для славы Божией и для собственного блаженства! Мы этим исполним важнейшую нашу обязанность, поддержим высокое достоинство христианина, возрадуем Христа, нашего Спасителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ К КАТЕХИЗИЧЕСКОМУ ПОУЧЕНИЮ
Примеры святых, хранивших свое сердце в чистоте
1. Высочайший и недостижимый для человека образ чистоты сердца представляет Богочеловек Иисус Христос. Святой апостол Петр говорит о Нем, что Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2, 22; Ис. 53, 9). Иисус Христос – единственный пример на земле совершенной чистоты сердца. Пример этот вполне недостижим ни для кого. Даже святые подвижники и угодники Божии не достигали совершенной чистоты сердца.
2. Между всеми земнородными одна пренепорочная и пречистая Матерь Божия более всех приблизилась к истинной и совершенной чистоте сердца. Она, по преимуществу, образ и пример чистоты сердца; Она, по преимуществу, покровительница дев и девственников, скорая помощница душ чистых; к Ней с таким молением от лица верующих обращается святая церковь: «Чистое Божие жилище бывши, чистая, с бесплотными молися, чисте совершити ми путь житейский».
3. Иоанн Креститель, дивный пустынножитель и проповедник покаяния, строгий девственник, великий борец и мученик за правду служит образцом чистоты сердца.
4. Все святые подвижники благочестия стремились к достижению чистоты сердца и по мере сил своих и возможности достигали ее. Так, о преподобном Силуане повествуют, что он никогда не допускал в сердце свое помыслов, прогневляющих Бога.
5. Рассказывают также о преподобном Исидоре, что он в течение сорока лет своих подвигов, ощущая греховные помыслы, никогда не предавался ни пожеланиям, ни гневу.
6. Преподобный Исаак Сирин в пример чистоты сердца поставляет преподобного Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских желаний и помышлений, и пришедши в первоначальную простоту, стал как бы младенцем, только без младенческих недостатков. Преподобный Сисой даже спрашивал ученика своего: «Ел я, или не ел?» Но будучи для мира младенцем, он для Бога был совершен душой.
7. Святой Андрей, Христа ради юродивый, служил высоким образцом чистоты сердца и получил от Бога за свою нравственную чистоту и смирение духа дар прозорливости. При жизни святого Андрея был в Константинополе иерей (из неженатых), постник, уединенник, молитвенник. Все его чтили. Но встретился с ним святой Андрей и видит, что он одет каким-то темным туманом, а около шеи у него обвилась змея с надписью: «Змея сребролюбия». Вот какова была душа его! А между тем, этого никто не видел. Увидели просвещенные очи духовные святого Андрея.
8. Святой Антоний, чудный подвижник, строгим постом, молитвами и богоугодными трудами очистивший свое сердце, получил от Бога дар прозорливости. Однажды он беседовал с учениками своими и увидел полосу света, поднимающуюся к небесам. Всмотревшись в нее и различив, что там такое, он сказал: «Это Аммон святой восходит на небо в сопровождении ангелов».