Источник

Шестая заповедь блаженства «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»

Поучение 1-e. Объяснение шестой заповеди блаженства

1. Для достижения вечного блаженства нам, братия, необходимо блюсти чистоту сердца. Первый человек, когда еще не согрешил и был в невинном состоянии, – имел правый ум и непорочное сердце, – беседовал с Богом и был в постоянном общении с Ним; Бог в Своих от­кровениях непосредственно сообщал человеку Свою волю. Но когда прародители преступи­ли заповедь Божию, грех растлил природу че­ловеческую. Чтобы достигнуть первобытной чистоты, совершенства и святости человеку предстоит усиленный труд, необходимо путем борьбы со страстями и наветами вражьими хра­нить себя от худых мыслей, желаний и дел. Сер­дце – корень всех желаний и деятельности че­ловека; от направления сердечного зависит ваше счастье или несчастье, блаженство или мучение. К чему человек стремится своим сер­дцем, в том и полагает цель жизни: «Идеже со­кровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21).

2. Чистота сердца имеет несколько степеней.

а) На низшей степени чистота сердца со­стоит в простосердечии, когда христианин избегает лицемерия и коварства; он не обнару­живает притворно тех добрых сердечных рас­положений, каких у него в действительности и нет в душе, но так устрояет свою жизнь, что добрые дела его являются плодом сокровен­ных движений сердца. Чистосердечный хрис­тианин избегает суетной славы человеческой, которая может повредить искренности его по­буждений и возбудить в нем греховные движе­ния – дух самомнения и тщеславия.

б) Находясь на высшей степени совер­шенства, чистый сердцем постоянно памя­тует о Боге, верой и любовью своей прилеп­ляется к Богу. Через духовное трезвение и постоянное бдение над самим собой он при помощи божественной благодати умерт­вил в себе всякое беззаконное желание, нечистые мысли и пристрастие к земному и чувственному. Трудно нам, немощным, сто­ять на высоте чистоты сердечной. Нас неред­ко обуревают страсти, подобно бушующим вол­нам морским, и возмущают внутренний мир наш. Человек, обуреваемый наплывом грехов­ных движений, изнемогает и совращается иногда с пути истины и добра. Жалок был бы человек, если бы он был предоставлен самому себе в борьбе с греховными навыками и нечис­тыми движениями. У христианина есть верная помощь: с чистосердечным сокрушением он исповедует свои духовные немощи Богу и в та­инстве покаяния получает всепрощение себе и ощущает после того в сердце своем сладость неизреченного Божия снисхождения: к нему возвращается тот мир совести и невинность духа, которые украшали его душу до времени увлечений и падений. Будем чаще обновлять свой дух очистительным действием спаситель­ного таинства покаяния, чтобы нам с Божией помощью возможно было безбоязненно совер­шать доброе течение жизни; упражнением же в благочестии и добродетели поддерживать чистоту сердца. «Чистыми называет Господь тех, которые приобрели всецелую добродетель и не сознают за собой никакого лукавства», – говорит святой Златоуст.

3. Возлюбленные братия, мы заботимся о просвещении ума своего; многие стараются обогатить себя разными познаниями. Но не следует забывать, что мудрость земная при развращенности сердца не доставляет истин­ного счастья человеку: только сердце, просве­щенное верой и страхом Божиим, служит ис­точником блаженства. Хотите ли, слушатели, видеть образцы чистого сердца? Воззрите на Иисуса Христа и на святых Его. Иисус Христос от ног до го­ловы, от колыбели до гроба, от дела до мысли, весь – чистота, весь святость, весь высочайшее добро, а святые "плоть свою, – как говорит Святое Писание, – распяли со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24); и тем очистили сердце свое до того, что удостоились быть не только сына­ми, но и друзьями Господа Иисуса Христа.

Но для кого эти образцы высоки и отдален­ны, для того есть образцы чистоты сердечной низшие и более близкие к нам. Это неиспор­ченные худым воспитанием дети. У них так много прекрасного, чистого в душе, что Иисус Христос сказал: «Аще не будете яко дети, не внидите в царство небесное» (Мф.18, 3). «Дети имеют нужду в уме пожилых, а пожилые име­ют нужду в сердце детей, за чистоту их» (сло­ва Иакова, архиепископа Нижегородского.)

Будем, братия, заботиться о чистоте своего сердца. Только чистые сердцем удостоятся ли­цезрения Божия. Как с чистым глазом легко ощущать дневной свет, так с чистым сердцем христианин легко может чувствовать в душе присутствие небесного света, – действие боже­ственной благодати уже в настоящей жизни; в будущей же его ожидает неизреченная сла­дость лицезрения полной славы Божией, кото­рую созерцают все святые ангелы. Аминь.

Поучение 2-e. О причинах, побуждающих иметь чистое сердце

Хочу предложить вам слово о том, почему мы, хри­стиане, должны иметь сердце чистое.

а) Первая причина, побуждающая нас иметь чистое сердце, есть обет, данный нами при святом крещении. Мы обязыва­лись при купели святого крещения вести жизнь чистую, святую, ангелоподобную. Как же может быть жизнь наша чиста, непорочна, если мы не будем иметь чистого сердца? По учению слова Божия сердце есть исходище мыслей и желаний: «от сердца исходят помышления» (Мф. 15, 19). А каковы наши мысли и желания, таковы наши дела, такова и жизнь. От мыслей и желаний дела родятся, как плоды от семян. Хороши семена – хороши и плоды, худы семе­на – худы и плоды. «Всяко древо добро плоды добры творит; а злое древо плоды злы творит. Не может древо добро плоды злы творити, ни древо зло плоды добры творити» (Мф. 7, 17–18).

Поэтому, чтобы жизнь наша была чиста, свята, какой по обету святого крещения и сле­дует быть жизни христианина, нам необходи­мо иметь чистое сердце. При чистом сердце мысли наши будут чисты, желания святы, дей­ствия богоугодны, словом: жизнь наша будет истинно христианская. «Аще око твое просто, т.е. чисто, будет, все тело твое светло будет» (Лк. 11, 34).

б) Впрочем, не один обет, данный нами при святом крещении, побуждает нас иметь чистое сердце: но и то, что Бог неиз­менно этого требует от нас. "Сыне! – веща­ет Всевышний в слове Своем каждому челове­ку христианину, – всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23), т.е. смотри, старайся, чтобы сердце твое было свободно от развраще­ния, от греха, соблюдено в невинности и чисто­те. Причина этого требования очевидна. Сбере­жение сердца в чистоте необходимо во-первых, для спокойствия нашей совести, следователь­но, для собственного нашего счастья, а, во-вто­рых, сбережение сердца необходимо для наше­го христианского духовного достоинства. Мы – христиане, сыны Божий по благодати, так называет нас святое писание, а дети Отца небесного должны быть таковы, каков их Отец. «Будите совершени, – говорит нам Еванге­лие, – яко же Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Отец наш свят, следователь­но и мы должны быть святы, чисты, светлы душой, а для этого необходимо беречь нам сер­дце от всякого зла. Да и как нам не беречь сер­дца от зла, когда мы должны быть храмами страшного и великого Бога, Создателя наше­го? «Вы есте церкви Бога жива» (2Кор. 6, 16), – говорит нам апостол Павел, – принятая при святом крещении благодать всесвятого Духа хочет жить в душах и телах наших. Не прилич­но и опасно тот дом содержать в нечистоте, ко­торый назначается в жилище царю земному, тем более не прилично и страшно содержать в нечистоте сердце, в котором хочет обитать Царь царей, Царь небесный. Естественное дело царю земному прогневаться на тех, которые со­держат дом для него назначенный в нечисто­те, и не жить в таком доме. Естественно и Царю небесному прогневаться на людей, содержа­щих сердца свои в нечистоте, и не обитать в нечистом их сердце. И не удивительно, что Бог удаляется от нечистого сердца. Ибо нечистое сердце для Бога есть новая Голгофа, каждая греховная мысль есть новое для Христа терние, каждое худое желание – новая для Него язва. О, Господи, помилуй нас! Дай нам сердце чис­тое! Оно нужно нам как для того, чтобы не ли­шиться Твоего присутствия в настоящей жиз­ни, так и для того, чтобы удостоиться в будущей жизни зреть Тебя, Сладчайшего, ли­цом к лицу и водвориться в царствии Твоем.

И подлинно, одни чистые сердцем узрят Бога и одни чистые сердцем водворятся в цар­ствии Его. Об этом свидетельствует слово Божие: «Блажени чистый сердцем, – говорит Евангелие, – яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Вот причины, побуждающие иметь чистое сердце!

в) Но присовокупим еще одну причину, побуждающую иметь чистое сердце, не ме­нее важную. Мы обязаны друг друга лю­бить. А истинная, христианская любовь назидает ближнего и словом, и делом, под­крепляет его в добродетели, утверждает в бла­годати и помогает ему получить царствие не­бесное. Тот – злодей ближнему, кто отводит ближнего от добродетели: ибо тот похищает у ближнего величайшее, главное его сокровище, похищает блаженство души, похищает душу. А тот истинный наш благодетель, истинный друг, истинный любитель, кто содействует спа­сению души нашей. Но чтобы быть назида­тельными для ближних наших, мы долж­ны иметь чистое сердце. В таком случае, все в нас будет поучительно. Каков источник, та­ковы и струи; каково древо, таковы и плоды. От чистого сердца все чисто. «Благий человек от благаго сокровища, т.е. сердца, износит благая» (Мф. 12, 35) .

3. При помощи Божией, постараемся, братие – христиане, иметь сердце чистое для пользы своей и для пользы других, для славы Божией и для собственного блаженства! Мы этим исполним важнейшую нашу обязанность, поддержим высокое достоинство христианина, возрадуем Христа, нашего Спасителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ К КАТЕХИЗИЧЕСКОМУ ПОУЧЕНИЮ

Примеры святых, хранивших свое сердце в чистоте

1. Высочайший и недостижимый для чело­века образ чистоты сердца представляет Бого­человек Иисус Христос. Святой апостол Петр говорит о Нем, что Он «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2, 22; Ис. 53, 9). Иисус Христос – единственный пример на земле совершенной чистоты сердца. Пример этот вполне недостижим ни для кого. Даже свя­тые подвижники и угодники Божии не дости­гали совершенной чистоты сердца.

2. Между всеми земнородными одна пренепорочная и пречистая Матерь Божия более всех приблизилась к истинной и совершенной чистоте сердца. Она, по преимуществу, образ и пример чистоты сердца; Она, по преимуще­ству, покровительница дев и девственников, скорая помощница душ чистых; к Ней с таким молением от лица верующих обращается святая церковь: «Чистое Божие жилище бывши, чистая, с бесплотными молися, чисте совершити ми путь житейский».

3. Иоанн Креститель, дивный пустынножи­тель и проповедник покаяния, строгий дев­ственник, великий борец и мученик за правду служит образцом чистоты сердца.

4. Все святые подвижники благочестия стре­мились к достижению чистоты сердца и по мере сил своих и возможности достигали ее. Так, о преподобном Силуане повествуют, что он никогда не допускал в сердце свое по­мыслов, прогневляющих Бога.

5. Рассказывают также о преподобном Иси­доре, что он в течение сорока лет своих под­вигов, ощущая греховные помыслы, никогда не предавался ни пожеланиям, ни гневу.

6. Преподобный Исаак Сирин в пример чис­тоты сердца поставляет преподобного Сисоя. Он совершенно отрешился от мирских жела­ний и помышлений, и пришедши в первона­чальную простоту, стал как бы младенцем, только без младенческих недостатков. Препо­добный Сисой даже спрашивал ученика свое­го: «Ел я, или не ел?» Но будучи для мира мла­денцем, он для Бога был совершен душой.

7. Святой Андрей, Христа ради юродивый, служил высоким образцом чистоты сердца и получил от Бога за свою нравственную чисто­ту и смирение духа дар прозорливости. При жизни святого Андрея был в Константинопо­ле иерей (из неженатых), постник, уединенник, молитвенник. Все его чтили. Но встретился с ним святой Андрей и видит, что он одет каким-то темным туманом, а около шеи у него обви­лась змея с надписью: «Змея сребролюбия». Вот какова была душа его! А между тем, этого никто не видел. Увидели просвещенные очи ду­ховные святого Андрея.

8. Святой Антоний, чудный подвижник, стро­гим постом, молитвами и богоугодными труда­ми очистивший свое сердце, получил от Бога дар прозорливости. Однажды он беседовал с учени­ками своими и увидел полосу света, поднимаю­щуюся к небесам. Всмотревшись в нее и разли­чив, что там такое, он сказал: «Это Аммон святой восходит на небо в сопровождении ангелов».


Источник: Евангельские блаженства и заповеди Господа нашего Иисуса Христа по изъяснению святых отцов и духовных писателей. Прот. Григорий Дьяченко. О блаженстве. [Электронный ресурс] // Толкование Евангельских заповедей

Комментарии для сайта Cackle