протоиерей Григорий Дьяченко

Катехизические поучения. О блаженствах

 Заповедь 4Заповедь 5Заповедь 6 

Пятая заповедь блаженства «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»

Поучение 1. Дела милости телесные

1. Недолго человек живет на земле, но и в это короткое время ему приходится испыты­вать много нужд и разных скорбей. Нет места, куда можно было бы укрыться от них, нет возраста, который не был бы подвержен этому злу, и нет состояния ни столь высокого, ни столь низкого, которого оно не достигало бы. Для облегчения такого положения человека нужна помощь и милость других, и милосердный Господь, располагая всех и каждого оказывать помощь и милость нуждающимся в них, ублажает милостивых и обещает им самим помилование. «Блажени милостивыи, – говорит Он, – яко тии помилованы будут».

2. Так как человек состоит из души и тела, то скорби и нужды, которым подвержено челове­чество, бывают двух родов – или духовные, или телесные: сообразно с тем и дела милости дол­жны быть или духовные, или телесные и как те, так идругие, равно обязательны для нас.

Дела милости телесные указаны Самим Христом Спасителем в учении Его о страш­ном суде (Мф. 25, 34–36).

а) Первое дело – напитать алчущего, т.е.дать пищу бедному и немощному, который по бо­лезни или по другим неблагоприятным обстоя­тельствам не может добывать себе пищу собствен­ными трудами и для необходимого пропитания имеет нужду в пособии других. К совершению дел милосердия такого рода с силой убеждают нас и слово Божие, и святые отцы церкви. «Раздробляй алчущим хлеб твой,» – говорит Господь, еще в Ветхом завете устами пророка (Ис. 58, 7). Святой Ефрем Сирин учит: «Преломи хлеб свой и дай ни­щим; ты даешь не свое, Бог для того дал тебе с избытком, чтобы и ты давал другим…»

б) Второе дело милости напоить жаж­дущего, имеющего по немощи или другим об­стоятельствам нужду в этой помощи. Дело ми­лости этой, сделанное ради Господа, особенно в странах жарких, где воды мало и добывать ее трудно, имеет немалую цену, и потому не останется без награды по неложным словам Спасителя: «Иже аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаго­лю вам, не лишится мзды своея» (Мк. 9,41).

в) Третье дело – одеть нагого или имею­щего недостаток в необходимой и прилич­ной одежде, или дать пособие на приобретение потребной одежды. К милости этого рода мы побуждаемся тем беспомощным положением, в котором нередко находятся наши бедные бра­тия, особенно зимой. Святой Иоанн Златоуст, желая возбудить к ним милосердие богатых, так говорит: «Вот сильная стужа, нищий лежит, оде­тый в рубище, умирая от холода, скрежеща зу­бами, и видом, и одеждой возбуждая сострада­ние, но ты, одетый тепло, проходишь мимо, не обращая на него внимания: как же ты желаешь, чтобы Бог избавил тебя, когда ты находишься в нечестии?..»

г) Четвертое дело милости – посетить находящегося в темнице. Святой Иоанн Зла­тоуст так убеждает к этому делу: «Не будем пре­небрегать таким делом и занятием… Если ска­жешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители, воры, пре­любодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необ­ходимо посещать такие места. Ибо не то нам за­поведано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но повелено всем оказывать человеколю­бие. «Будьте, – сказано, – подобны Отцу небесному, Иже есть на небесах, яко солнце Свое сияет на злые и благие и дождит на праведные и непра­ведные» (Мф. 5, 45).

д) Пятое дело – посетить больного, по­служить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смер­ти. Святой Геннадий, патриарх Константино­польский, так убеждает к исполнению этого дела милосердия: больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить, сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также мо­жешь пострадать. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей и ты слезы сострадания, и воз­дохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исце­ление болящего.

е) IIIестое дело милосердия – принять странника в дом и сделать к его успокоению все, что внушает христианская любовь, и что позволяют сделать средства состояния. «Устрой жилище, – говорит святой Златоуст, – куда бы приходил Христос, скажи: «Это келья Христо­ва, этот дом назначен для Него». Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Хри­стос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен…

ж) Седьмое дело милосердия – погребать умерших в убожестве и оказывать к тому со­действие по состоянию. Святой Геннадий гово­рит: «Если больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его свои­ми руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его как должно».

3. Но для того, чтобы все эти дела милосер­дия привлекали милостивый взор Отца небес­ного, надобно, чтобы они истекали из убежде­ния веры. Богу угодны те добродетели, которые совершаются ради Его. А потому не могут быть угодными Ему – благотворитель­ность лицемерная, имеющая целью заслужить людские похвалы, и благотворительность коры­стная, с видами на какое-либо возмездие, или милостыня от неправедных трудов. Относительно этой милостыни Иоанн Златоуст говорит: «Если мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, и в этом слу­чае не избежим наказания. Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению. Луч­ше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие».

Братие, нет вернее и легче средства к пре­клонению на милость к нам Бога, как дела ми­лосердия, оказываемые нами ближним. Поэто­му, если желаем обрести у Бога милость, а кто ее не желает? То пребудем сами милостивыми к ближним. Аминь.

Поучение 2. Дела милости духовные

«Блажени милостивии, яко тии помилованы будут» (Мф. 5,7).

1. Если естественное чувство сострадания располагает нас к делам милосердия, относя­щимися к телу: то тем более оно должно рас­полагать нас к делам милости духовным, по­тому что дух выше тела и бедствия духовные пагубнее для человека бедствий телесных. О делах милости, относящихся к телу, мы бесе­довали, – теперь скажем – какие дела милости духовной.

а) Первое дело милости духовной есть – увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5, 20). Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заб­луждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботит­ся и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братие! аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обра­тивши грешника от заблуждения пути его спа­сет душу от смерти, и покрыет множество грехов» (Иак. 5, 19–20).

б) Второе дело милости духовной – неве­дущего научить истине и добру. Эта обязан­ность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон говорит: «Пастырское дело есть публично и вез­де слово Божие проповедать, настоять благовре­мение и безвременне, обличать, запрещать, умо­лять (2Тим. 4, 2), а твое – не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими мо­жешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».

в) Третье дело – подать ближнему доб­рый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень час­то таким советом можно предохранить ближ­него от великих бедствий.

г) Четвертое дело духовного милосер­дия – молиться Богу о ближнем. Часто дру­гих дел милосердия мы не можем оказать ближ­нему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогу­щему. Ибо Сам Господь сказал: «Еже аще проси­те от Отца во имя Мое, то сотворю» (Ин. 14, 13).

д) Пятое дело духовного милосердия – утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает де­ятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние – утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельно­сти. Святой Григорий Богослов говорит: «Вели­кое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облег­чается сокрушением, соболезнованием».

е) IIIестое дело духовного милосердия – не воздавать злом за зло, но переносить ос­корбления и обиды с благодушным терпе­нием ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Вси единомудренни будите, милостиви, братолюбцы, милосердии, благоутробни, мудролюбцы, смиренномудри, невоздающе зла за зло, или досаждение за досаж­дение, напротив благословляйте, ведяще, яко насе звани бысте, да благословение наследите» (1Пет. 3, 8–9).

ж) Седьмое дело духовного милосер­дия – от сердца прощать обиды. Этому Гос­подь учит словом и примером. «Отпущайте, – заповедует Он, – аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, от­пустите вам согрешения ваша» (Мк. 11, 25); так как и Сам «Он укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше» (1Пет. 2, 23); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче, отпусти им; не ведят бо что творят» (Лк. 23, 34). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто со­грешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов».

3. Так многоплодна добродетель милосердия, братия – христиане! Она ясно отражает в челове­ке свойство Божественной благости, объемля любовью всех окружающих. Святой Григорий Богослов в слове о любви к бедным об этом так говорит: «Ничто столько не уподобляет челове­ка Богу, как благотворение… и ни за что Бог так не награждает Своим человеколюбием, как за человеколюбие». «Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.»

Они помилованы будут по непреложному обещанию Спасителя еще в здешней жизни. Так святой Иоанн Златоуст говорит: «Хотя у тебя много грехов, но как милостыня твоя защитни­ца, то не бойся… сколько бы ни было у тебя иных грехов, твоя милостыня перевешивает все… милостыня может и загладить грехи и избавить от суда». Всеблагий Промысл Отца небесного защитит их и поми­лует во время бедствий, неразлучных с настоя­щей жизнью. «Блажен разумеваяй на нища и убога, – говорит святой пророк Давид, – в день лют избавит его Господь» (Пс. 40, 2).

Но обильнейшие сокровища благости и ми­лости Божией прольются на них в последний день суда всемирного, когда Спаситель и Судья Господь наш Иисус Христос скажет им: «Прииди те благословении Отца Моею, наследуйте уго­тованное вам царствие от сложения мира» (Мф. 25, 34–40). Аминь.

Поучение 3-е. О МИЛОСЕРДИИ

1. Христос Спаситель, изъясняя заповедь о любви к ближнему и разрешая вопрос: «Кто есть ближний?» – в притче о в падшем в разбойники, указал образ милосердия, и сказал вопро­шавшему и даже доныне говорит в евангелии каждому из нас: «Иди, и ты твори такожде» (Лк.10:29–37).

2. Посмотрим на этот образ милосердия: Некто шел от Иерусалима к Иерихону. На него напали разбойники, обнажили его, изранили, оставили едва живого. Проходившие той доро­гой священник и левит, видели его и прошли мимо. Но проходивший самарянин, увидев его, сжалился, перевязал его раны, возливая на них елей и вино, посадил его на животное, на кото­ром ехал сам, привез его в гостиницу, продол­жал и здесь заботиться о нем, а, отходя, поручил продолжать это попечете гостинику, которому и дал для этого два сребреника, обещаясь зап­латить и то, что сверх этого издержано будет. Христос Спаситель, заставив совопросника при­знать в лице и действии самарянина разреше­ние вопроса, кто есть ближний, и исполнение заповеди о любви к ближнему, сказал, наконец: «Так поступай и ты. Иди, и ты твори такожде» . Посмотрим же, как должно нам поступать, чтоб исполнить повеление Господне: «иди, и ты твори такожде.»

а) «Иди, и ты твори такожде». Не проходи мимо бедствующего и страждущего без вни­мания; не смотри на него холодным оком; не скажи: он не из тех, которые возбуждают сочув­ствие. Он человек, и он страждет: чего более для возбуждения твоего сочувствия? Не случается ли, что когда перед глазами нашими нож врача действует над телом больного, для нас посторон­него, сердце наше невольно стесняется? Видишь ли, что ты невольно, природно, как бы телесно, сострадателен; как же тебе не быть сострадатель­ным душевно, свободно, рассудительно?

б) «Иди, и ты твори такожде.» Не доволь­ствуйся мыслью, чувствованием, словом, где нужно и возможно дело. Хорошо, если у тебя не каменное сердце: но не хорошо, если у тебя сухая и скорченная рука, не простирающа­яся и не отверзающаяся для нищего. «Аще брат или сестра , – говорит апостол, – наг будут, и лишени будут дневныя пищи; речет же им кто: идите с миром, грейтеся и насыщайтеся, не даст же им требованья телеснаго: кая польза» (Иак. 2, 15–16). «Чадца моя, – взывает другой апостол, – не любим словом, ниже языком, но делом и истиной» (1Ин. 3,18).

3. Что еще совершил сострадательный сама­рянин? – «Всадив его на свой скот, приведе его в гостиницу, и прилежа ему». Здесь достойно примечания то обстоятельство, что самарянин имел одно только животное, на котором ехал сам, и не имел другого, которое мог бы предо­ставить немощному. Итак, он решился лишить себя того, в чем нуждался ближний. Всадив на свой скот, он вез немощного в гостиницу; а сам шел пешком, несмотря на то, что был утомлен, оказывая помощь страждущему.

«Иди, и ты твори такожде»: угодную Богу добродетель творишь ты, когда служишь ближнему тем, в чем у тебя избыток, в чем ты не нуждаешься, если притом делаешь это с любовью к Богу, заповедавшему благотворение, с любовью к ближнему, терпящему нужду. Но если ты лишаешь себя приятности, удоб­ства, покоя, чтобы утешить и успокоить ближнего; ущербляешь нужное для тебя, что­бы помочь нужде ближнего: то ты проходишь подвиг, который может привести к венцу; сеешь семя, которое способно принести обиль­ную жатву благословений и воздаяний. Аминь.

Приложение к катехизическому поучению

Изречения святых отцов, в которых излагается сущность христианского учения о милостыне

1. «В гостеприимном доме, где принима­ют бедных и сирот, иностранцев и стран­ников, – говорит святой Ефрем, – всегда присутствует Христос». «Хотя Христос, – говорит блаженный Августин, – не имеет нуж­ды в наших имуществах, ибо Он Сам Владыка всего, но Ему угодно было чувствовать голод с бедными для того, чтобы мы имели возмож­ность доказать Ему свою благодарность, сде­лав что-нибудь для Него. Поэтому богатым сле­довало бы причислить Его к своим детям, или помнить, что в Нем они имеют брата на небе­сах, Который имеет право на участие в разде­ле их богатств. Питающий брата своего, пита­ет Самого Христа: давай же просящему у тебя, ибо через него Христос просит у тебя того, что Он дал тебе, сделавшись бедным ради тебя».

2. Следуя этой мысли и опираясь кроме того на некоторые изречения Ветхого и Нового за­вета, отцы и учители церкви делам мило­сердия отдавали предпочтение перед дру­гими делами благочестия и набожности и указывали в них одно из самых верных средств к умилостивлению верховного Судьи и заглаждению грехов человеческих.

«Богу нужны не сосуды золотые, а души зо­лотые, – говорит святой Златоуст. – Хорошо украшать храмы, но не было ли бы насмешкой украшать жилище Христа золотом и серебром тогда, как Сам Он наг и стоит у дверей?»

«Древний закон, – говорит блаженный Ав­густин, – предписывал жертвоприношения; Царь (Иисус Христос) является и требует даров, – каких? Милостыни (Мф. 9, 13). Нива Гос­подня охраняется молитвой, возделывается по­стом, засевается же милостыней. Милостыня облегчает и уничтожает бремя греха. У нее боль­шие крылья, которые рассекают воздух и через твердь небесную переносят молитву к самому престолу Божию, как свидетельствуют об этом милостыни сотника Корнилия. Каковы бы ни были грехи твои, если ты подаешь милостыню, не бойся, ибо она перетянет на весах Судьи. Бо­гатство есть бремя, которое надо сложить с себя, чтобы перенестись на небо и пройти через уз­кие врата; это – сокровище, которое следует вы­нести из осажденного города и отослать в безо­пасное место, это запас пшеницы, которая гниет на сырой земле и которую надобно сложить в высокие житницы; милостыня есть попутный ветер, который гонит корабль к гавани; это об­мен, в котором все выгоды на стороне богато­го; это заем, обеспеченный самым верным по­ручительством; это лихва, которой пользуется заимодавец от Самого Бога, этого щедрого ме­новщика, как называет его святой Павлин, ме­новщика, Который за сотую долю, получаемую им, обещался воздать сторицей».

«Бог попускает бедность, чтобы было мес­то милосердию; Ему угодно, чтобы были бед­ные для того, чтобы у богатых было средство искупить грехи». В этом-то смысле бедные на­зываются врачами душевными, сокровищами, драгоценностями церкви, привратниками цар­ства небесного, ходатаями нашими перед пре­столом Божиим».

3. Но, проповедуя таким образом о мило­стыне, отцы церкви могли подать некото­рым христианам повод рассуждать так: если в милостыне заключается верное сред­ство умилостивить Бога, то щедро подаю­щие милостыню безопасно могут преда­ваться грехам в надежде безнаказанности. А некоторые, признавая такие рассуждения непогрешительными, могли руководствовать­ся ими в жизни. Проповедники милосердия хо­рошо понимали опасность такого заблуждения и усиленно старались отвратить ее.

«Милостыня, – говорит блаженный Авгу­стин, – служит во спасение тому, кто испра­вил свою жизнь. Если вы даете только для того, чтобы приобрести право грешить безнаказанно, то вы не питаете Христа в лице бедного, а стараетесь подкупить Судью своего».

«Не одно и то же, – говорит святой Григорий Великий, – творить милостыню за грехи свои или грешить, обещая подавать милостыню. Тот, кто считает себя вправе грешить, потому что по­дает милостыню, и, искупая грехи свои, делает новые, надеясь опять искупить их, тот отдает свое имущество Богу, а сам себя предает диаволу».

4. Отцы церкви особенно восстают про­тив тех, которые, неправедно приобретая богатства, думали загладить свою неспра­ведливость, посвятив часть этого богатства на дела милосердия. «Если ты даешь, – гово­рит святой Григорий Назиазин, – то давай из своего и не корми, и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе».

«Есть люди, – говорит Златоуст, – которые, ограбив ближнего, считают себя оправданны­ми, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовские, или скорее сатанинские милосты­ни!» «Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен воз­наградить вчетверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его». «Милостыня, даваемая из имущества, при­обретенного неправедно, есть воровство и чело­векоубийство».

Такова сущность христианского учения о милостыне, которое никогда нельзя упускать из виду истинному христианину.


 Заповедь 4Заповедь 5Заповедь 6 

Источник: Из кн. „Уроки и прим. христ. надежды“. Свящ. Гр. Деяченко изд. 3-ее, 1894 г., стр. 603-604.

Требуется опытный backend-программист по совместительству