протоиерей Григорий Дьяченко

Двадцать четвертый день.
Поучение 2-ое. Рождество св. Иоанна Предтечи.

(В чем мы можем подражать св. Иоанну Предтече?).

I. Как преславен в церкви нашей празднуемый ныне пророк Божий, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, это видно из многократных празднований в честь его, в продолжение года, – и еще больше из слов Самого Иисуса Христа, свидетельствовавшего некогда об Иоанне Предтече. «Аминь, глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Матф. 11, 7–12).

После этого, нам грешно было бы не знать жизни такого святого мужа, такого великого пророка Божия.

1896 с лишним лет тому назад, в св. земле, в двух часах пути от св. града Иерусалима, в горном городе Хевроне, жили благочестивые родители св. Иоанна Предтечи – Захария, священник иерусалимского храма, и Елисавета, жена его. Оба они были праведны пред Богом, поступая во всем по заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных (Лук. 1, 5–26)... Однажды Захария, в порядке своей чреды, по жребию, служил пред Богом и, как следовало священникам, взошел в храм Господень для воскурения фимиама; а все множество народа молилось вне в это время. Тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильнаго. Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх. Ангел же сказал ему: «не бойся, Захария; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. И многих от сынов израилевых обратит он ко Господу Богу их». И сказал Захария ангелу: «почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в преклонных летах». Ангел сказал ему в ответ: «я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе сие. И вот ты будешь нем до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время». Между тем, народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, вышедши, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение во храме; и Захария объяснялся с ними знаками и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней, зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «так сотворил мне Господь во дни Свои, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми (Лук. 1, 5–26)». И вот Елисавете настало время родить, – и она родила сына. И услышали соседи и родственники ея, что возвеличил Господь милость Свою над ней и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею; но на это мать младенца сказала: «нет; нужно назвать его Иоанном». И сказали ей: «никого нет в родстве твоем, кто бы назывался этим именем». И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему (Иоанн значит благодать Господня). И все удивились. И тотчас разрешились уста Захарии и язык его; и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих в окрестности, – и рассказывали о всем этом по всей нагорной стране иудейской. Все сльшиавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним (Лук. 1, 56–67). И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал о благодатных временах Мессии и вслед затем изрек пророческое слово и о своем сыне: «и ты, младенец, наречешься пророком Всевышняго; ибо предыдешь пред лицем Господа, приготовить путь Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов, по благоутробному милосердию Бога нашего». Младенец же возрастал и укреплялся духом, – и был в пустыне до дня явления своего Израилю (Лук. 1, 76–80). В 15-й же год владычества Тиверия кесаря, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захариину, в пустыне. И он пошел по всей окрестности иорданской проповедывать крещение покаяния во оставление грехов (Лук. 3, 2, 3). И приходили к нему – вся иудейская страна и иерусалимляне и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьяго волоса и кожаный пояс на чреслах своих, а питался акридами и диким медом. И проповедывал, говоря: «идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонясь, развязать ремень сапогов Его, ибо я крестил вас водою, а Тот крестит вас Духом Святым (Мар. 1, 5–9). Лопата Его в руке Его, и очистит Он гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасающим» (Матф. 3, 12). В те дни пришел Иисус из Назарета галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. После того, Иоанн торжественно проповедывал всем о Христе, что Он – Агнец Божий, вземляй грехи мира, – что верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3, 36).

Как же окончил жизнь свою этот великий пророк Божий, Предтеча Господень и проповедник покаяния?

Ирод, правитель Иудеи, взял Иоанна, связал его и посадил в темницу за то, что Иоанн обличал Ирода за преступную связь его с женою своего брата – Иродиадою. Иоанн говорил Ироду: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата своего». Ирод за то хотел убить Иоанна, но боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. В день же рождения Иродова, плясала дочь Иродиадина пред собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: «дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но, по причине клятвы и пировавших с ним, велел дать ей. И послал в темницу отсечь Иоанну голову. И принесли голову его на блюде и подали девице, а она отнесла к матери своей (Матф. 14, 3–12).

Вот, друзья мои, что повествуется в св. евангелия о жизни св. Иоанна Крестителя.

II. В настоящий раз остановите ваше внимание на некоторых чертах жизни св. Иоанна Крестителя, подражание которым может быть самой лучшей похвалой с нашей стороны св. Крестителю и самой угодной Богу.

а) Посмотрите, где приготовляется св. Иоанн Предтеча к своему высокому служению? В пустыне! «И» б«е», сказано «в пустыне до дне явления своего Израилю». Когда Ирод дал безчеловечное приказание умерщвлять всех младенцев мужеского пола в Вифлееме и его окрестностях, тогда праведная Елисавета удалилась вместе с своим благодатным сыном в пустыню; а св. Захария, еще прежде ее кончины, был убит между жертвенником и алтарем. Таким образом св. Иоанн остался один, под кровом Бога, и здесь возрастал и укреплялся, пока не раздался грозный голос его в пустыне: «покайтеся».

От нас, братия, никто не требует, чтобы мы непременно прервали связь с миром. Но что нам мешает удаляться, наприм., шумных н суетных собраний, где забывают о Боге и предаются только объядению и пьянству, осуждению и злословию, чтобы невредимой сохранить душу свою от приражений греховного мира? Христианин! внимательно всматривайся в свои сношения с другими, и если заметишь, что эти сношения не что иное, как сеть паука, коварно уловляющего свою жертву, то не медли разорвать такие связи, удались от сообщества с порочными людьми, – это твоя обязанность, от исполнения которой зависит благо души твоей, истинное счастие твоей жизни и временной и вечной. «С безумным» тогда «не множи словес, и к неразумному не ходи. Уклонися от него, и обрящеши покой», скажу словами Премудрого (Иис. Сирах. 22, 12, 14). «Тлят бо обычаи благи беседы злы» (1 Коринф. 15, 33). Посему беги, далеко беги, от места таких собраний, где ты можешь совсем заглушить голос своей совести, по причине греховных влечений.

б) Живя в пустыне, св. Иоанн вкушал только акриды и мед дикий, – хранил, следовательно, самый строгий и продолжительный пост; одежда его была из верблюжьяго волоса, и ременный пояс на чреслах. А мы, христиане, неужели не можем хранить твердо по крайней мере те посты, которые временами налагаются на нас св. церковию? От нас не станут требовать и того, чтобы, подражая св. Крестителю Господню, мы непременно употребляли тот род пищи, которым он удовлетворял свой голод. Хорошо сделаем, если будем есть и пить не для удовлетворения изнеженной плоти нашей, а для приобретения и поддержания сил, необходимых в трудовой жизни нашей. Так же и относительно одежды. Вы помните об одежде Крестителя и поучайтесь тому, чтобы чрез меру об ней не заботиться. Одежда наша назначается для прикрытия нашего стыда и безобразия, а не для того, чтобы ею обращать на себя внимание и употреблять на нее излишния попечения. Одеждою ведь нельзя заслужить славы, любви и уважения. Предтеча ходил в верблюжьей одежде, опоясанной кожаным поясом, а между тем был в большом уважении и почтении. Он и в рубище был велик пред Богом, ангелами и людьми.

в) Проповедь св. Иоанна Предтечи, как извеетно, имела предметом своим покаяние. Призывая всех к покаянию, св. Иоанн, ревнуя о славе Божией и о благе людей, сильно обличал современные ему пороки, требуя непременного со стороны всех исправления своей жизни, чтобы сделаться готовыми к принятию Искупителя. Коснеющим во грехах он грозил гневом Божиим за ослушание. Ничто не страшило грозного обличителя нравов на пути достижения своих целей; он говорил слова обличения даже книжникам и фарисеям, которые, как почивающие на законе, пользовались великою славою в народе. Усердие его в этом деле было так велико, что не могло быт ничем ослаблено, и только одна мученическая смерть могла заградить уста его.

Обличители нравов современного человечества не пользуются и ныне, слушат., должною любовию и уважением. Да и естественно: «правда всегда глаза колет». Тем не менее всем нам с христианскою мудростью и благоразумием, в духе христианской любви, следует при всяком удобном случае обличать дела темныя. Привести или приблизить человека ко Христу, к вере в Него, к любви и преданности Ему, обратить чью-либо душу к Тому, Кто ищет нас, зовет, любит нас, Кто есть жизнь и радость наша, – это величайшая заслуга пред Богом. «Кто сотворит и научит», говорит Господь, «тот великим назовется в царствии небесном. Кто обратит грешника от ложного пути его, тот спасет душу от смерти и покроет множество грехов», говорит апостол (Иак. 5, 20). Спасение ближних должно быть выше всякой любви человеческой.

Если заметишь, что твой знакомый перестал ходить в церковь, молиться Богу, мало или совсем нерадит о храме Божием, зазорной жизнию своею нарушает мир и любовь семейныя, буйным, несговорчивым, самолюбивым характером начинает сбивать других и препятствовать осуществлению добрых намерений общества, насмехается над верой православной и дозволяет себе осуждать служителей алтаря Господня, впадает в пьянство и другие пороки, – нисколько не стесняйся говорить ему правду. Скажи откровенно, что он уклонился с истинного пути, попал на ложный путь, который может привести его к погибели. Старайся убедить, чтобы он оставил неправый образ жизни и покаянием очистил себя от грехов, став таким образом на путь Богу любезной добродетели. Это важнейшая христианская обязанность, исполнения которой требует от тебя и Бог и чистая совесть.

III. Будем молиться св. Крестителю, чтобы он отвратил от нас бездны зол, нами самими на себя навлекаемых, и помог бы с пользою для своего душевного спасения провести нам земную жизнь и достигнуть блаженных обителей, где он со Христом пребывает во веки. Аминь. (Извлеч. в сокращ. и с дополнением из проп. прилож. к «Рук. для сел. паст.» за 1882 г. июнь).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle