протоиерей Григорий Дьяченко

Двадцать третий день.
Преподобный Нифонт.

(Уроки из его жизни: а) опасность худого товарищества и б) необходимость увещевать ко спасению ближних, находящихся в опасности нравственно погибнуть).

I. Преподобный Нифонт, память коего ныне, жил в IV веке; в отрочестве он был благочестив, добр, тих, кроток и любил посещать церковь. Когда же он начал приходить в юношеский возраст и лишился опытного наставника, а затем сблизился с дурными товарищами, то начал поступать по своему уму-разуму, как вздумается, и таким образом мало-помалу добрый характер его испортился. Но Бог явил ему Свое милосердие и в одно мгновение пробудил в нем чувство раскаяния. Однажды пришел к Нифонту друг его – Никодим. Поздоровавшись, он посмотрел на лицо своего приятеля и сильно ужаснулся. Оба друга молчали. «Что ты смотришь на меня, как на незнакомаго?» заговорил Нифонт. – «Поверь мне, друг, отвечал Никодим, я никогда не видал тебя таким, как теперь; лице твое черно, страшно и ужасно». Услышав это, Нифонт живо припомнил свое поведение, закрыл лицо руками и начал плакать. Раскаяние его было чистосердечное. Он стал усердно молиться и вести жизнь благочестивую, распиная плоть свою со страстьми и похотьми страхом суда Божия. Наконец за святость своей жизни он впоследствии, по указанию Божию, был избран во епископы кипрской церкви. Во время смерти лице его просветилось и исполнилось особенной привлекательности и радости.

II. Жизнь препод. Нифонта дает нам, братие, много поучительных уроков.

а) Из нея мы видим, во-первых, весь вред для нравственной жизни худого товарищества. Пока у Нифонта был опытный и добрый наставник, он был кроток, тих, послушен и вообще благочестив; когда же он лишился своего благочестивого наставника и подпал влиянию развращенных товарищей – он стал ходить по путям своих плотских похотей и предался порочной жизни.

Слово Божие сильно предостерегает людей от сближения с дурными обществами.

аа) Остерегая от развратного сообщества и соблазнителъных бесед, премудрый Соломон решительно говорит, что такие беседы и сообщества неизбежно гибельны.

«Может ли кто взять себе огнь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?» (6. 27, 28). Св. ап. Павел пишет: «тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор. 15, 33),т.е.. худыя общества развращают добрые нравы.

бб) Тоже свидетельствуют и все те, кто на себе горьким опытом испытал гибельность влияния худого товарищества. Блаженный Августин так оплакивал несчастия своей молодости: «я блуждал в такой слепоте, что стыдился не иметь столько безстыдства, сколько имели мои товарищи; я делался день ото дня порочнее только для того, чтобы за честность не прослыть у них безчестным человеком. Боже мой! Ты видел, с каким удовольствием ходил я по улицам Вавилона, и как услаждался, валяясь в грязи, как будто это был драгоценнейший бальзам. Невидимый враг попирал меня своими ногами и водил по своей воле, ибо я, бедный, шел за ним везде с радостию». Отчего же происходила такая слепота? «О, враждебное дружество! – продолжает Августин; – ты столько развращаешь сердца молодых людей, что они не для своей выгоды, не для того, чтобы сделать другому зло, но без намерения, для одной шутки делают зло. Ах! бывало только скажут: пойдем с нами, сделаем то или это, – и я стыдился не предаваться всем порочным увлечениям». («Воскр. чтен.»).

б) Из жизни препод. Нифонта мы, во-вторых, видим, как драгоценно бывает увещание к исправлению жизни, если оно преподается от души доброй и дружеской, или же если оно вообще совершается в духе христианской любви и взаимного назидания.

Когда Никодим, друг Нифонта, при виде мрачного лица его, на котором отпечатлелась порочная жизнь его, выразил справедливое свое изумление и даже ужас, этого было достаточно, чтобы пробудить в Нифонте дремлющую совесть и обратить его на путь нравственного исправления.

Так должны делать и мы при виде наших ближних, готовых нравственно погибнуть.

Св. Иоанн Златоуст, убеждая мирян разделять с ним, труды и заботы о спасении братий, желает, чтобы они предавались этому делу со всею горячностию любви, и чтобы они не оставляли этого дела, когда не видят плода от своего усердия. «Не видишь ли, говорит он, как отцы, нередко отчаявшись уже в жизни своих сыновей, садятся при них, плачут, горюют, целуют их, делают все, что зависит от них до последняго издыхания? Это и ты делай с братом. Они плачем и слезами не могут ни прогнать болезнь, ни отклонить угрожающую смерть: а ты нередко можешь, с терпением и настойчивостию, привлечь и возставить слезами и плачем душу отчаянную. Ты советовал, и не убедил? Плачь и трогай его часто; стенай горько, чтобы он, устыдившись твоей попечительности, обратился ко спасению... Не должно отвергать и оставлять в небрежении и тех, которые страждут неисцелимою болезнию, хотя бы мы предвидели ясно, что они, и после многаго о них попечения и наставления, не принесут никакого плода. Если слово это кажется вам странным, мы докажем верность его тем, что сделал и сказал Христос. Мы, люди, не знаем будущаго, и потому решительно не можем сказать о слушателях, убедятся ли, или не убедятся они нашими словами; но Христос, ясно зная то и другое, не преставал до конца исправлять того, кто имел оказаться непослушным Ему». (Бес. о Лазаре 1, 5, стр. 24–25).

«Одни безсловесныя не заботятся о ближних и не имеют никакого понятия о других», говорит тот же св. отец церкви. Нет больше доказательств любви, как не презирать заблуждающих братьев (18 бес. на послан. к ефес.). «Когда ты увидишь, говорит тот же святитель, что кто-либо нуждается в душевном и телесном врачевании, не говори сам себе: почему такой-то и такой-то не излечил его? Но сам избавь больного от недуга, и не требуй от тех отчета в их небрежении о нем. Ибо, если ты прольешь на него, как елей, слово учения, если обвяжешь его кротостию, если уврачуешь терпением, то он обогатит тебя более, нежели какое-либо сокровище. «Аще изведеши честное от недостойнаго, яко уста Моя будеши, говорит Господь» (Иер. 15, 19). Что может сравниться с сим? чего не может сделать ни пост, ни возлежание на земле, ни всенощныя бдения, ни что-либо другое, то делает попечение о спасении брата. Подумай, как часто уста твои грешили, сколько произносили непристойных слов, сколько богохульств, сколько ругательств, и – ты непременно примешься за попечение о падшем, потому что чрез одно дело можешь очистить всю такую нечистоту свою. Что я говорю: очистить? – ты сделаешь уста свои устами Божиими. Что может сравниться с этою честию? Это не я обещаю: Сам Бог сказал, что, если хотя одного кого-либо изведешь, то уста твои будут яко уста Моя – чисты, святы. Итак не будем безпечны в рассуждении братьев, но позаботимся о спасении их». (6 бес. против иудев).

«Если вы увидите слепца, стоящаго на краю бездны, не поспешите ли вы предотвратить его от падения? говорит тот же св. отец церкви, в другом месте. Как же мы можем взирать на наших братьев, постоянно низвергающихся в бездну ада, и не подавать им руку помощи?» (Св. Злат. «беседа 16 к народ.») «Употребите все ваши усилия, приложите все ваши знания, все ваши заботы к наставлению и обращению заблудившихся». (Св. Злат. orat 5. adи. jud.). Я, говорит Господь, сотворил небо землю, а тебе, о человек, Я дал такую же власть сделать землю небом. Я возжег светила; вы можете сделать подобное, озаряя вашего ближняго светом истины. Вы не можете создать человека, но вы можете преобразить его и сделать его для Меня угодным и возлюбленным». «Обративший хотя одну душу угождает Богу несравненно более, чем тот, кто роздал бы все свое имущество бедным». (Св. Злат. «бесед. 3 на быт.»). (Гал. 6, 1. 1Иоан. 3.18 1Петр. 2. 9. 12. Иак. 5, 20. Иезек. 3,18).

«Проповедание истины другим больше молитвы, говорит св. Григорий Двоеслов; обратить грешника на покаяние большее чудо, нежели воскресить мертвеца: воскрешенный опять умрет, а воставшая из греха душа – жива будет во веки. Смотри внимательно: Господь воскресил Лазаря от гроба, и о последующей его жизни нет сказаний евангелия; воскресил Христос душу в Павле апостоле – и многи силы сотворил он учением своим». (Пролог 29 февраля).

«Если утоливший чашею воды жажду тленного тела ближняго своего не будет забыт пред Мздовоздаятелем Богом; кольми паче воспомянут будет во благоволении тот, кто помог безсмертной душе, во время ее духовной жажды, вкусить хотя каплю сладкой и живой воды молитвы и благодати?» учит святитель Филарет, митрополит моск. (См. проп. Филарета м. м.)

III. Бог молитвами препод. Нифонта да поможет нам назидать друг друга к созиданию тела Христова, и споспешествовать всем становиться наследниками царствия небеснаго. (Св.. Гр. Дьяченко).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко 1404,7K 

2. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко 1404,7K 

3. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский) 106,6K 

4. Проповеди и молитвы – ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1914–1934) митрополит Трифон (Туркестанов) 77,8K 

5. Проповеди игумен Никон (Воробьев) 80,7K 

6. Костромские поучения – Костромские поучения за 1900 год епископ Виссарион (Нечаев) 114,8K 

7. Проповеди – Том I святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 378,4K 

8. Проповеди – Воскресные проповеди Антоний, митрополит Су́рожский 488,6K 

9. Проповеди – Том II святитель Лука (Войно-Ясенецкий) 378,4K 

10. Костромские поучения – Костромские поучения за 1897 год епископ Виссарион (Нечаев) 114,8K 

Комментарии для сайта Cackle