Источник

НЕДЕЛЯ 10-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Исцеление бесноватого

В следующий день (после восшествия Спасителя на Фавор и Преображения), когда Иисус Христос с Петром, Иаковом и Иоанном спустились с горы и пришли к прочим ученикам, Господь увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними (Мк. 9, 14).

В эту самую минуту все заметили Иисуса. Его вид, Его необычное величие, Его лучезарный взор наполнили сердца окружающих благоговейным чувством, и весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его (Мк. 9,15).

О чем спорите с ними? (Мк. 9, 16) – спросил Он спокойно у книжников.

Книжникам стыдно было признаться в своих вопрошениях, а ученики Иисусовы сознавали свое маловерие, неудачу и неумение, чтобы осмелиться ответить.

Тогда один человек из толпы подошел к Иисусу и, преклоняя пред Ним колени, воскликнул: «Господи! помилуй сына моего; умоляю Тебя взглянуть на него; он один у меня; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, часто бросается в огонь и в воду. Его схватывает дух, повергает на землю, и он внезапно вскрикивает, испускает пену, скрежещет зубами своими, и цепенеет, и дух насилу отступает, измучив его. Я приводил его к ученикам Твоим, но они не могли исцелить его (см.: Мф. 17, 15–16; Лк. 9, 38; Мк. 9, 17–18).

Человек тот приводил несчастного страдальца к ученикам для изгнания злого духа, и их неудача вызвала только насмешки книжников.

О, род неверный и развращенный! отвечая, сказал Иисус. Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?

(Мф. 17, 17). Приведите его ко Мне сюда, продолжал Спаситель. И привели его к Нему. Когда же тот еще шел, и как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его и стал бить; он упал на землю и валялся, испуская пену (ср.: Мк. 9, 20; Лк. 9, 42).

Отклоняя от учеников обвинение, Христос словами: о, род неверный и развращенный обвиняет самого просителя; но, чтобы не смутить его, обращается не к нему, но ко всем иудеям, из которых многие соблазнились и стали думать худо об учениках. Не довольствуясь же обвинениями, Господь сказал: приведите его ко Мне сюда, возбуждая этим надежду и уверенность отца, что сын его будет избавлен от беса. Если же Господь медлит исцелением и попускает больному терзаться, то это делает не напоказ, а для отца, чтобы возбудить в нем и утвердить его колеблющуюся веру.

Как давно это сделалось с ним? (Мк. 9, 21) – спросил Иисус отца его.

С детства, отвечал отец, и многократно дух бросал его в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

Если сколько-нибудь можешь веровать, отвечал ему Иисус, как бы возвращая его слова обратно, все возможно верующему (ср.: Мк. 9, 22–23).

«Я имею столько могущества, – говорит этими словами Христос, – что и других могу сделать чудотворцами; а потому, когда ты уверуешь как должно, сам можешь излечить и этого, и многих других».

Тогда безнадежный отец со слезами воскликнул, как восклицают многие не имеющие веры и колеблющиеся сомнением: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24).

Во время этого краткого разговора народа вокруг Спасителя становилось все больше и больше.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него (ср.:Мк. 9, 25).

За этим словом последовал дикий крик, и бес, сильно сотрясши его, вышел из него; и он (бесноватый) сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, подня его, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию (ср.: Мк. 9, 25–27).

Власть изгнания бесов Господь дал ученикам Своим прежде всего, и Его именем для этого успешно пользовались даже те, кто не был в числе призванных. Поэтому, естественно, что, как только вошел Иисус в дом, ученики стали Его спрашивать наедине: почему мы не можем изгнать его (беса)? Боясь, не потеряли ли они благодати, данной им. Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам, если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 20–21).

 

О кознях диавола и о молитвенном делании

 

В Киево-Печерском монастыре, при игумене Никоне, был один молодой подвижник, по имени Никита. Он просил у игумена дозволения уйти в затвор. Игумен не позволял ему и говорил: «Чадо! ты молод, нет пользы для тебя сидеть праздным; лучше тебе трудиться вместе с братиями, и ты не потеряешь своей награды; сам ты видел брата нашего Исаакия пещерника, как он прельщен был в затворе от бесов, только великая благодать Божия спасла его». Никита отвечал: «Никогда не соблазнюсь я такой вещью, но крепко желаю стать против козней бесовских и прошу Бога, дабы дал мне дар чудотворения, как Исаакию Затворнику, который и доселе чудеса творит». Игумен опять сказал ему: «Выше сил твоих желание твое; остерегись, чадо, чтобы, вознесшись, не упасть; я велю тебе служить братии, и за свое послушание будешь венчан от Бога». Но Никита не послушал совета и предостережений игумена и, затворив себя в келье, крепко заградил двери и жил один, пребывая в молитве, никуда не выходя. Однако, по прошествии малого времени, затворник Никита не избежал сетей диавола-искусителя. Однажды во время молитвы своей он услышал другой, вместе с ним молящийся голос, почувствовал необыкновенное благоухание и, прельстившись этим, говорил: «Если бы не был он Ангел, то не молился бы со мной», – и начал молить Господа, чтобы Он сам явился ему видимо. Тогда был к нему голос: «Не явлюсь тебе, потому что ты молод, чтобы ты, вознесшись, не упал». Затворник со слезами сказал: «Никогда, Господи, не соблазнюсь, и все, что повелишь Ты мне, исполню». Тогда душегубительный змий, приняв над ним власть, говорит: «Невозможно человеку, живущему во плоти, видеть меня, но посылаю ангела своего, он будет с тобой, а ты исполняй его волю». И вдруг явился пред ним бес в образе ангела; Никита поклонился ему, как ангелу. И говорит ему бес: «Теперь ты уже не молись, но читай книги и таким образом будешь беседовать с Богом, и всем приходящим к тебе будешь подавать полезное слово, а я всегда буду молиться о твоем спасении». Поверив сказанному и прельстившись, затворник перестал молиться и читал книги; беса же всегда видел молящимся о нем и радовался, думая, что ангел творит за него молитву. Никита стал прозорливым и учительным. И что он говорил или пророчествовал, то и сбывалось. Князья и бояре стали приходить к нему для слушания наставлений. Но все, что он говорил, то открывал ему бес. Никто не мог сравниться с Никитой в знании книг Ветхого Завета; он знал их на память. Но Евангелия и книг апостольских он не только не читал, но даже не хотел видеть или слышать о них. И стало всем понятно, что Никита обольщен диаволом. Тогда преподобные отцы монастыря, сияющие добродетелями, пришли к прельщенному и своими молитвами изгнали от него беса. Они вывели его из затвора и спрашивали, чтобы сказал им что-либо из книг Ветхого Завета. Но он клялся, что никогда не читал тех книг; оказалось даже, что теперь он не мог прочесть ни одного слова. Преподобные отцы едва научили его грамоте. Тогда, молитвами преподобных отцов приведенный в полное сознание, он исповедал свой грех и горько плакал о нем, предал себя строгому посту и послушанию, стал жить такой чистой и смиренной жизнью, что других превзошел добродетелями. За его великие добродетели Господь возвел его в сан епископа Новгородского. Будучи епископом, святой Никита во время бывшего бездождия своей молитвой свел с неба дождь, погасил пожар в городе, и много других чудес сотворил. Тринадцать лет был он епископом Новгородским, и 31 января 1108 года отошел ко Господу, в Жизнь Вечную. Тело его Господь прославил нетлением и чудотворением.

Теперь размыслим о том, сколько здесь для нас поучительного. Диавол-искуситель повелел затворнику Никите читать книги и оставить молитву. Из сего видно, что диавол не терпит христианской молитвы. Почему не терпит? Потому что молитва – разумею, истинная, которой молятся подвижники Христовы и которой должны молиться все мы, – есть дело важное. Преподобный Макарий Египетский учит: «Глава всякой добродетели и верх добрых дел есть всегдашнее в молитве пребывание»1. И точно, кто молится истинной молитвой, тот старается всегда иметь в душе своей твердую веру в Бога и страх Божий, крестится и поклоняется с умиленным сердцем, имеет душу кроткую и смиренную, молитву читает всегда с благоговением, с полным осознанием своего недостоинства пред Богом. Кто молится истинной молитвой, тот в грехах кается искренно и чистосердечно, с сокрушенным сердцем и, прося у Бога отпущения своих грехов, прощает всякие обиды своим врагам и обидчикам, всех любит, не привязывается ни к чему земному, думает об одном Боге и всегда старается жить по воле Господней. Такой богомолец есть верный и добрый раб Господень, достойный Небесного Царства. Таким богомольцам не вредят демоны, и они бегут от них. Их крест и молитва, их вера и смирение побеждают и прогоняют всякую демонскую силу. Желаете ли убедиться в этом примерами? Вот и примеры. Один волхв послал бесов умучить преподобного Феодора Сикеота, но они не могли приблизиться к нему, потому что молитва была у него на устах, – ожидали ночи, но и ночью, во время сна, огонь исходил из уст преподобного и отгонял бесов. Преподобный Нифонт однажды увидел некоего черноризца, идущего и читающего молитву, из уст его исходил огненный пламень и доходил до небес; шел же и Ангел его с ним, имея в руках огненное копье, которым прогонял бесов от того черноризца. Вот почему диавол-искуситель запретил святому Никите молиться Богу – чтобы не только не бояться Никиты, но чтобы совратить его от веры во Христа Бога и от прочих добродетелей, от молитвы происходящих, и тем удалить его от Бога и Царствия Христова.

Смирение – оружие против диавола

Блаженный Августин говорит: «Враг нашего спасения хитер и лукав: то агнцем, то волком, то светом, то тьмою показывается он».

Так, в образе не только Ангела, но даже Самого Христа он является. Вот пример. Был дивный подвижник – Исаакий Печерский. Семь лет подвизался в уединенном затворе и пребывал в непрестанной молитве. Пищей его каждый день были одна просфора и немного воды. Этот дивный подвижник никогда не ложился спать, но отдыхал сидя. Однажды, когда он, при наступлении ночи, утрудившись от пения псалтири, погасил свечу и сидел на своем месте, видит в пещере необычайный свет, и ему предстали два беса в образе юношей. Они сказали: «Мы – ангелы, и се грядет к тебе Сам Христос». Преподобный, не предполагая со стороны мнимых ангелов никакого лукавства, принял все за действительность. Пал на колени и поклонился сатане в образе Христа. Как только это совершилось, бесы радостно воскликнули: «Наш Исаакий!» И тотчас, окружив преподобного, с тимпанами, свирелями и гуслями, они его схватили, начали с ним скакать и до того измучили его, что он поутру найден был в беспамятстве и оставался несколько лет в расслаблении душевном и телесном.

Вот как опасно поддаваться врагу! Но как отражать его? Церковная история свидетельствует, что великие христианские подвижники побеждали диавола, являвшегося им в образе ангела и искушавшего их гордыми и мечтательными помыслами, смирением. Так, диавол явился одному пустыннику в образе светлого ангела и сказал ему: «Я – Гавриил, послан к тебе от Бога». Пустынник на это возразил: «Смотри, не к другому ли ты послан; я недостоин видеть ангелов, как человек грешный». Диавол тотчас исчез. Смирение – оружие не только на диавола, но и на все злые дела его.

Именем Иисуса Христа и крестным знамением побеждается диавол

Великое для нас значение имеют святейшее имя Спасителя нашего и орудие спасения нашего – Животворящий Крест Христов. Наш исконный и неусыпный враг – диавол непрестанно рыщет, как лев, ища кого погубить, но Господь дал нам и могущественные орудия против всех козней вражеских: это молитвенное призывание святейшего имени Спасителя нашего, о силе коего Сам Господь сказал верующим: именем Моим бесы ижденут (Мк. 16, 17), – и Крест Спасителя нашего и знамение сего креста. По свидетельству Святой Церкви, диавол при виде Креста Христова, трепещет и трясется, не терпя взирати на силу его. Этими святыми и божественными орудиями всегда и защищались от диавола верующие. Молитва Иисусова не прекращалась в сердце и не сходила с уст у христианских подвижников, равно и крестное знамение постоянно изображалось ими на прогнание врага. Из множества сему примеров укажу некоторые.

В житии преподобного Авраамия повествуется: однажды в полночь, когда преподобный стоял на молитве, вдруг озарил его свет сильнее солнечного, и он услышал голос, который говорил: «Блажен ты, отче Аврааме, истинно блажен, потому что никого нет равного тебе по заслугам». Поняв, что это не что иное, как лесть лукавого, блаженный сказал ему: «Тьма твоя да погибнет вместе с тобою! Вижу твою лесть и обман: я – человек грешный, благодать Бога моего и упование на Господа Спасителя моего Иисуса Христа со мною, я не боюсь тебя, именем Его заклинаю тебя, нечистый и лукавый!» Лишь только произнес это блаженный, как в ту же минуту сатана исчез. Через несколько дней сатана снова, во время молитвы блаженного ночью, топором стал разрушать его келью и, прорубив, закричал: «Спешите, друзья мои, спешите, войдем и задушим его!» Услышав этот возглас, блаженный сказал: Вси язы́цы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им (Пс. 117, 10), и враг исчез, а келья осталась невредима. Прошло еще несколько дней; в полночь, когда святой стоял на рогоже и пел псалмы, рогожа вдруг загорелась сильным пламенем, но он не смутился, хорошо зная, что это наваждение диавола, и, затоптав огонь, произнес: На аспида и василиска наступлю и попру льва, и змия, и всю силу вражию именем Господа нашего Иисуса Христа, помогающего мне (Пс. 90, 13), и диавол вдруг с криком обратился в бегство.

Однажды к пещере святого Петра, подвизавшегося на Афонской горе, диавол собрал всех зверей и гадов и сам с клевретами своими превратился в различных зверей и гадов. Зрелище поистине было ужасное: одни ползали у ног подвижника, другие свистели страшным голосом, иные уже раскрывали пасти, намереваясь поглотить его живого, и устремлялись на него. Но подвижник знал уже, что это козни вражий, а потому лишь только оградил себя крестным знамением и призвал имя Господа, как лукавый далеко отбежал от него.

Желая искусить великого подвижника Симеона Столпника, диавол принял на себя вид светлого ангела, явился однажды к Симеону с огненной колесницей и такими же конями, как бы сошедший с неба, и сказал: «Послушай, Симеон, Бог неба и земли послал меня к тебе, чтобы я взял тебя, как Илию, на небо, ибо ты достоин того за твое житие, и пришел уже час, чтобы получить тебе венец за труды твои от Господа. Иди немедленно и поклонись Господу Богу твоему; и пусть видят тебя пророки, апостолы, ангелы и мученики, которые все желают тебя видеть». Не распознав, что это искушает его враг рода человеческого, святой Симеон воскликнул: «Господи! Неужели Ты восхотел взять меня в селения Твои?» – и, оградив себя крестным знамением, поднял уже правую ногу свою, дабы сесть в колесницу, но в это мгновение диавол, устрашенный знамением креста, исчез с огненными конями и колесницей.

Потому-то благочестивые христиане непрестанно носят в сердце и на устах святейшее имя Спасителя нашего. Потому-то Святой Животворящий Крест Христов украшает наши храмы; потому-то он – и на святом престоле, и на троне царском, и в домах, и на персях наших; он же, как верный страж, охраняет и бренные наши останки в могилах до Всеобщего Воскресения и Суда Божия.

А мы, грешные, как редко и без надлежащего благоговения произносим святейшее имя Спасителя нашего. Зато почти ежечасно на устах наших – имя врага нашего спасения! Как мы неблагоговейно лобызаем Святой Крест Христов и небрежно ограждаем себя крестным знамением! Как часто в домах своих, при виде распятого на Кресте Спасителя нашего, позволяем себе бесчинство, непристойные речи, негодные поступки! Подобное отношение к Святому Кресту пагубно для душ наших.

Посему я, как пастырь ваш, вашим спасением умоляю вас всегда, во всякое время и на всяком месте, в храме ли, в доме ли, на пути ли, везде благоговеть пред Святым Крестом, как можно чаще с верой осенять себя им, напутствовать им всякое свое дело, всякий шаг в жизни, научать тому же и детей своих, твердо помня, что в Кресте – наш светлый рай, равно как без Креста – для нас вечный ад.

 

Польза поста

 

Богоугодный пост примиряет нас с Богом, привлекает на нас благоволение Божие, избавляет от праведного гнева Божия и наказания. Ниневитяне прогневали Бога своими неправдами и беззакониями. Господь осудил их за это на погибель. Святой пророк Иона объявляет нечестивому народу, что через три дня Ниневия будет истреблена. И вот царь и все жители Ниневии налагают на себя строгий пост: никто ничего ни ест, ни пьет; оставляют все свои беззакония; обращаются к Богу с сердечной молитвой о помиловании. И Милосердый Господь милует Ниневию (см.: Иона 3, 1–10).

Сама Пресвятая Богородица вразумляет нас, что постом мы избавляемся не то что от наказания Божия в этой жизни, а и от вечных адских мучений.

Преподобный Досифей воспитывался у своих родственников. Они были люди знатные; одевали и содержали своего питомца роскошно; но слова Божия он никогда не слышал от них. Случилось, что их знакомые при юном Досифее беседовали об Иерусалиме. Понравилась ему эта беседа. Он отпросился у своих воспитателей посетить святые места. Его отпустили на поклонение святым местам с одним хорошим человеком. Приходят они в Иерусалим и в Гефеиманию. Здесь преподобный увидел изображение Страшного Суда Божия, и оно поразило его. Рассматривает он с ужасом картину адских мук. Вдруг преподобный Досифей видит подле себя Светлую Жену, облаченную в багряницу. Она объясняет ему мучения каждого из осужденных, поучает его и долго наставляет. Ранее он ничего не слышал о Страшном Суде. Слыша от Святой Жены слова Святого Писания, он умиляется душою и ужасается; наконец, преподобный спрашивает у этой Чудной Жены: «Что нужно сделать, чтобы избавиться от этих мучений?» Она говорит ему: «Постись, не ешь мяса, часто молись и избавишься мук». Научив так преподобного, Чудная Жена стала невидима. Эта Чудная Жена была Пречистая и Пресвятая Богородица. С этого времени преподобный Досифей свято соблюдал эту заповедь и спасся.

 

В беде призывай Бога и молись Святым угодникам

 

Диакон Иоанн, часто питавший преподобного Симеона, Христа ради юродивого, впал в нечаянную беду: неизвестные злодеи убили одного человека и труп его бросили во двор диакона. Утром убитый был найден, и диакона Иоанна обвинили в убийстве этого человека. Судья приговорил его к повешанию на дереве, и его повели на место казни. Идя на смерть, диакон Иоанн мысленно молился: «Боже юродивого, помози мне; Боже Симеонов, предстани мне в час сей!»

Преподобный Симеон в это время где-то юродствовал. К нему пришел один старец и сказал: «Юродивый! друг твой и благодетель Иоанн диакон осужден на смерть; если он умрет, то ты погибнешь с голода: никто о тебе не печется так, как он». Святой Симеон тотчас поспешил в уединенное место, где обычно тайно от всех молился. Там, преклонив колени, он стал усердно молиться Богу об избавлении диакона от смертной беды. Молитва его была услышана: внезапно убийц нашли, и судья на место казни тотчас же отправил всадников освободить невинного, и они едва застали диакона в живых.

Освобожденный Иоанн поспешил не домой, а прямо пошел к тому месту, где святой Симеон молился, и нашел его еще не окончившим своей молитвы. Когда Симеон кончил молитву и диакон приблизился к нему, преподобный встретил его словами: «Брат Иоанн, ты едва не испил смертной чаши! Иди, молись и благодари Избавителя – Бога. Это испытание случилось с тобой из-за того, что ты приходившим к тебе двум нищим не дал ничего, хотя и имел что дать, и отпустил их с пустыми руками. Ужели твое, что ты подаешь, или не веришь Сказавшему: «Дающий нищим Бога ради, сторицею приимет в нынешнем веке, а в будущем Жизнь Вечную получит. Если веруешь, подавай; если не подаешь, то, очевидно, не веришь Господу».

 

Сила веры истинного христианина

 

I. Одного благочестивого священника пригласили в один дом (в Лаодикии) окрестить родившееся дитя. Ребенок был слишком слаб и близок к смерти, и, прежде чем священник пришел в дом, приготовив все нужное для крещения, действительно умер. Но, нимало не колеблясь, священник начал свое дело. Приступая к крещению, он воззвал: «Ангел Божий, взявший душу дитяти прежде крещения! возврати ее в тело, чтобы я мог окрестить дитя, и тогда опять возьмешь ее». Произошло великое чудо: дитя ожило, получило крещение и опять уснуло вечным сном.

П. Когда однажды возникли между православными христианами и еретиками (т. е. отпавшими от православной веры) великие споры и раздоры, православные обратились за помощью к некоему блаженному Макарию. Тогда Макарий, собрав православных и еретиков, отправился с ними на кладбище и воззвал к первой встретившейся могиле, чья вера истинная – православная или еретическая? И что же? Умерший дал ответ, назвав истинной верой православную. Таким образом, еретики были посрамлены, а православные восторжествовали.

Греховное рабство

Тяжело и плачевно положение души, попавшей в плен греха. Всяк творяй грех раб есть греха (Ин. 8, 34), изрек Христос Спаситель. Кажется, рабство греху есть что-то невозможное само по себе. Ведь грех есть своеволие, следование своей воле вопреки воле Божией. Грешник сам себе господин, который не хочет стеснять себя требованиями закона Божия. Он не признает над собой другого закона, кроме самолюбия, самоугождения. Подобно изображенному в Евангельской притче блудному сыну, он хочет жить по своей воле и потому не терпит над собою власти нравственного закона. С таким свойством греха несовместимо понятие о рабстве греху. Тем не менее слова Христовы: всяк творяй грех раб есть греха – составляют непреложную истину. Правда, в грехе есть своего рода свобода, т. е. своевольное уклонение от закона Господня. Но какая жалкая эта свобода! Если своевольно уклоняющийся от пути правды на путь греха думает, что он свободен, и если радуется своей свободе, он только обманывает себя. Свергая с себя власть закона, он только меняет ее на другую власть, на власть греха, самую унизительную и постыдную, следовательно, делается рабом греха, ибо, скажем словами Апостола, кто кем побежден, тот тому и раб (2Пет. 2, 19). В сем отношении нет ни одного на свете человека, кто не был бы в строгом смысле пленником или рабом греха. Иго греховного рабства каждый из нас несет с минуты рождения, ибо никто не свободен от первородного греха, наследованного от Адама. Всякий рождается с непобедимой склонностью ко греху, побуждающей его, даже вопреки воле, творить то, чего не одобряет его совесть. Рабство греху увеличивается грехами личными или произвольными. Греховным искушениям подвергаются даже великие праведники. Впрочем, они, хотя падают, каждый раз спешат восставать от падений. Но есть такие рабы греха, которых держит он в постоянной неволе. Есть грехи, обратившиеся в страсть, привычку. Такие грехи поистине самые страшные господа, служение которым мучительнее египетской работы, тяжелее вавилонского плена. Такова, например, привычка к сквернословию. Она до того овладевает иным, что он не может сказать двух-трех слов без того, чтобы не прибавить слова непотребного. Такова также привычка к пьянству. Привыкший к нему поистине есть жалкий раб этого порока. Протрезвившись, он сам осуждает себя, проклинает свою привычку, дает зарок отстать от нее, вступает даже в общество трезвости, связывает себя обязательством не прикасаться к вину; но при первом встретившемся искушении предается нетрезвости еще более, чем прежде. Страсть корыстолюбия до того порабощает человека, что он перестает помышлять о покаянии и спасении души. Рассказывают об одном корыстолюбце, что он никогда не говел и, наконец, опасно захворал. Все видели, что он не переживет этой болезни, он один не признавал опасности. Болезнь приняла такой оборот, что надобно было подумать о приготовлении к смерти. Доброжелательные люди кое-как уговорили его послать за священником для напутствия Святыми Дарами. Священник явился, но в те же минуты пришла телеграмма; о ней доложили больному. Требовались какие-то неотложные распоряжения по торговым делам. Больной удалил священника, занялся торговыми распоряжениями и внезапно отдал Богу душу. Раб корыстолюбия не в силах был вступить в борьбу с рабской привычкой даже в минуту смерти и умер без покаяния.

Пристрастие к модным нарядам до такой степени порабощает иную легкомысленную женщину, что она готова целый день проводить за туалетом и ни о чем больше не заботиться, как только одеваться по последней моде. Последняя модная картинка есть для нее кумир, в жертву которому она приносит здравый смысл, обязанности к семейству, даже к церкви, ибо, будучи занята слишком много времени одеванием и прической, не поспевает в свое время к церковной службе.

Любитель сильных ощущений, переживаемых в минуты азартной игры в карты, поистине есть несчастный раб пристрастия к ней. Он довел себя до такого состояния, что готов проиграть все свое состояние, лишить себя и семейство куска насущного хлеба, чтобы удовлетворить свою безумную страсть.

Люди гневливые в порывах гнева походят на разъяренного зверя и до такой степени чувствуют свое бессилие овладеть собой и не доводить себя до крайности в гневном состоянии, что иногда сами предостерегают людей не подходить к ним близко в минуту их раздражения: они за себя не ручаются и могут в эти минуты совершить преступление. Итак, поистине всяк творяй грех и, особенно обративший грех в непобедимую привычку, есть раб греха.


Источник: Простое евангельское слово : Рассказы и размышления на евангельские чтения в воскресные и праздничные дни / Сост. прот. Григорий Дьяченко. - Изд. Московского подворья Введенской Оптиной Пустыни. - Москва : 1-я Образцовая. типография, 2006-. / Кн. 1. - 2006. - 670, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle