протоиерей Григорий Дьяченко

НЕДЕЛЯ 11-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Притча о должнике немилосердном

Молитва Отче наш, которую каждый из нас повторяет ежедневно утром и вечером, дана нам, как известно, Самим Иисусом Христом. В ней мы, между прочим, просим Бога, чтобы Он простил нам согрешения наши. И остави нам долги (грехи) наша, говорим мы и прибавляем: яко и мы оставляем должником нашим (Мф. 6, 12).

Если же мы не станем прощать тем, которые согрешили против нас, то нельзя нам ожидать, чтобы Господь простил нам согрешения наши. Итак, следует нам остерегаться гнева, мириться с товарищами своими, если случится с ними иметь ссору, прощать им обиды и помнить, что Бог не услышит молитвы того, кто, приходя в церковь, хранит гнев или злопамятство на ближнего своего.

В объяснение этой истины Господь однажды сказал такую притчу:

«К одному царю привели служителя, который был ему должен десять тысяч талантов. Так как служителю тому нечем было заплатить долг, то царь велел продать его, и жену, и детей, и все, что у него было, в уплату долга. Но раб тот бросился на колени и говорил: «Государь! потерпи на мне, я все тебе заплачу». Государь, умилосердившись, отпустил его и весь долг простил ему. После этого служитель встретил товарища своего, который был ему должен сто динариев, т. е. гораздо менее того, что он сам был должен царю. Он схватил товарища своего и стал его бить, требуя уплаты долга. Товарищ упал к его ногам и, умоляя, говорил: «Потерпи на мне, я все тебе отдам». Но он не захотел и слушать и посадил его в тюрьму.

Об этом происшествии рассказали царю. Тогда царь, призвав служителя, говорит ему: «Злой раб! весь долг я простил тебе, потому что ты упросил меня; не следовало ли и тебе помиловать товарища, как я тебя помиловал?» И, разгневавшись, государь приказал его мучить, пока он не отдаст своего долга»1. Так, прибавил Иисус, и Отец Мой Небесный поступит с вами, если каждый из вас не простит от сердца своего брату согрешений его (Мф. 18, 35).

Христианин, прощай всегда?

Желая знать, сколько раз должно прощать брату, святой апостол Петр спросил Иисуса Христа: прощать ли до семи раз? И, сказав это, думал, что назначил самую большую меру. Как коротко терпение человеческое! Господь же, применяя Свое долготерпение к нашим немощам, определил: не семь раз, а семьдесят раз по семь (ср.: Мф. 18, 22). Это то же, что сказать: всегда прощай и не думай не прощать. Всепрощение и будет отличительной чертой христианского духа, как всепрощение – источник и постоянная поддержка жизни в нас о Господе, от лица Божия. Всегдашнее прощение всем всего есть внешняя одежда христианской любви, которая, по Апостолу, долготерпит, милосердствует, не раздражается, вся покрывает (1Кор. 13, 4–7). Оно же есть самое верное ручательство за прощение и на Последнем Суде; ибо если мы отпустим – отпустит и нам Отец наш Небесный (ср.: Мф. 6, 14). Таким образом, если хочешь в рай – прощай всем, искренно, от души, чтобы и тени не оставалось неприязненности.

Прежде сам прости

Вот о чем читаем мы в житии святителя Иоанна Милостивого: «Был в Александрии один вельможа, который, несмотря на все увещания угодника Божия, не хотел и слышать о примирении со своим врагом. Раз святитель пригласил его в свою домовую церковь на Божественную литургию. Вельможа пришел. В церкви никого не было из богомольцев, сам патриарх служил, а на клиросе был только один певец, которому вельможа и стал помогать в пении. Когда они начали петь молитву Господню Отче наш, запел ее и святитель; но на словах: хлеб наш насущный дажд нам днесь – святой Иоанн вдруг замолчал сам и остановил певца, так что вельможа один пропел слова молитвы: и остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим... Тут святитель обращается к непримиримому вельможе и с кротким упреком говорит: «Смотри, сын мой, в какой страшный час и что говоришь ты Богу: остави мне, как и я оставляю... Правду ли ты говоришь? Оставляешь ли?» Эти слова так поразили вельможу, что он весь в слезах бросился к ногам архипастыря и воскликнул: «Все, что ни повелишь, владыко, все исполнит раб твой!» И исполнил: он в тот же день помирился со своим врагом и от всего сердца простил ему все обиды».

Ненавистник губит и душу свою, и тело

Не любяй бо брата пребывает в смерти (1Ин. 3, 14) – так говорит святой евангелист Иоанн Богослов. О какой смерти говорит он – о духовной или телесной? О той и другой. Ненавистник губит свою душу и свое тело: губит он свою душу тем, что лишается благодати Божией и делается неспособным ни к какой добродетели; губит он и тело свое – потому что злоба и гнев могут быть причиной и смерти видимой – телесной. Вот, например, случай, показывающий, как ненавистью человек может сгубить свою душу. Два брата имели друг на друга злобу. Это было во время гонения на христиан. Как исповедники Христа, они были посажены в темницу. Там один из них почувствовал свой грех и, не желая, чтобы смерть постигла их нераскаянными, стал просить своего брата о примирении; но тот до такой степени ожесточен был ненавистью, что ни за что не согласен был помириться с ним. Что же случилось? Поутру тот и другой пошли на мучения. Искавший примирения с твердостью терпел мучения и принял мученическую кончину, а ненавистник отрекся от Христа при самом начале истязаний. Это обстоятельство так удивило самого мучителя, что он спросил отступника: «Отчего же ты вчера держался своей веры?» Отрекшийся от веры во Христа отвечал: «Я имел вражду с братом и не примирился с ним, несмотря ни на какие просьбы его, оттого и оставила меня сила Божия, и я не вытерпел мучений». Таким образом, ненавистник сам понял и сознал свою погибель: он убедился в том, что злобой отогнал от себя благодать Божию, без которой не в силах был приобрести венец мученический, и сделался отступником от истинной веры.

А пример того, как злоба, ненависть может причинить смерть телесную, можно найти в житии преподобного Тита Печерского. Преподобный Тит жил и подвизался в Киево-Печерском монастыре и был удостоен пресвитерского сана. С ним вместе жил диакон Евагрий; оба они в братской любви упражнялись в иноческих подвигах и были так дружелюбны, что прочие братия удивлялись их дружбе. Но враг рода человеческого позавидовал доброму согласию двух братии и превратил их братскую любовь в такую непримиримую ненависть, что они не могли без злобы взглянуть друг на друга. Даже во время совершения Божественной службы в церкви, когда один шел с кадильницей, другой отходил в сторону, чтобы не услышать фимиама. Долго продолжалась такая злоба, и сколько ни старались братия их примирить, все было напрасно. Однажды преподобный Тит тяжко разболелся и в смертной опасности сознал свое согрешение, начал горько плакать и послал к недругу своему просить прощения; но Евагрий и слышать не хотел о примирении и продолжал поносить и жестоко проклинать врага своего. Братия, видя такое гибельное заблуждение, насильно привлекли Евагрия к одру умирающего. Тит, собрав свои последние силы, встал и преклонился к ногам своего недруга, говоря: «Прости меня, отче!» Евагрий же был так злобен и бесчеловечен, что отвратился от него и сказал: «Не хочу с ним примириться ни в сем веке, ни в будущем». Сказав это, он вырвался из рук братии и упал на землю. Братия хотели его поднять, но нашли его умершим и внезапно охладевшим, так что не могли ни рук его свести, ни глаз и уст его закрыть. В то же время Тит, бывший при смерти, внезапно получил облегчение и сам встал с одра своего, как будто и не был болен. В ужасе от столь необыкновенного происшествия все окружили Тита и спрашивали, что это значит? Преподобный Тит поведал братии: «Находясь в тяжкой болезни, доколе я сердился на брата моего, видел Ангелов, отступивших от меня и плачущих о погибели души моей, а нечистых духов радующихся, – вот что меня заставило просить примирения с братом. Когда же привели его ко мне и он начал проклинать меня, я увидел, что один грозный Ангел поразил его пламенным копьем, и несчастный мертвым повергся на землю, а мне тут же Ангел подал руку и поднял от одра болезни...» Устрашенные столь поразительным явлением Суда Божия, братия с тех пор особенно старались блюсти между собой любовь, избегать ненависти и вражды, столь богопротивной и гибельной для души.

 

О злорадовании

 

Поразительны бывают превратности судьбы человеческой. Ныне окруженный всеми благами земного счастья, завтра человек лишается всего, теряет свое почетное положение, власть, богатство и делается ничтожным, нищим. Тот, кто не знал границ своей гордости и был непоколебимо убежден в сознании своего величия, вынужден смиряться и преклоняться пред теми, которые еще недавно от него во всем зависели, ему льстили и пресмыкались перед ним. Как зеленеющий злак, будучи подкошен, скоро увядает, и как срубленное дерево быстро теряет свое величие и красоту, так быстро исчезает призрачный блеск земного счастья в человеке под ударами несчастий, низводящих те непрочные опоры, на которых человек думает утвердить свое земное счастье и славу. Видех, говорит псалмопевец, нечестиваго превозносящася и высящася, яко кедры ливанская: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36, 35–36). Так быстро падает земное величие. Как же обычно относятся люди к подобным жертвам превратности судьбы, к этим несчастным, падшим с высоты своего величия и униженным? Обычно их преследуют насмешками, укоризнами, относятся к ним со злорадством, особенно если эти несчастные во дни своего величия нажили себе недоброжелателей своей неправдой, гордостью и жестокосердием. Сердце человеческое, под влиянием самолюбия и своекорыстия, пред лицом падшего и бессильного врага, скорее всего, склонно бывает проявить чувство злорадства и мстительности, чем великодушия и любви христианской. В торжестве над униженным врагом находит себе удовлетворение и возмездие за прежние обиды и притеснения. Но одобрительно ли это? Всякий должен сознаться, что, даже и по обычным понятиям нашим, злорадство и мстительность по отношению к падшему и бессильному врагу – свойства неблагородные, бесчестные. Тем более это противно закону Евангельскому, заповедующему нам всегда любить врагов своих и творить им добро, не воздавать злом за зло, но с кротостью и терпением принимать обиды и даже не противиться злу, не мстить, но вражью злобу отражать любовью и благодеяниями, побеждать благим злое (см.: Мф. 5, 44; Рим. 12, 21).

Поучительный пример христианского великодушия представляет нам святой Иоанн Златоуст. В его время при дворе императора Аркадия был сильный и славный вельможа Евтропий. Он старался убедить царя издать указ об отмене убежища в церквах для совершивших какое-либо преступление. Право убежища, данное благочестивым царем Константином, возвышало значение Церкви Христовой пред лицом язычников и в то же время было благодетельно для преступников, которые, прибегая под кров Церкви и оставаясь неприкосновенными, познавали благодать Искупителя, не хотящего смерти грешника, и слезами покаяния смывали свое преступление, поправлялись и выходили добрыми и честными на всю жизнь. Святой Иоанн Златоуст, как верный страж дома Божия, со всей силой восстал против незаконного вмешательства Евтропия в дела Церкви и через то навлек на себя гнев этого вельможи и терпел многие от него обиды. И что же? Евтропий вскоре подвергся столь тяжкому обвинению, что лишен был власти и осужден на смерть. Нигде не было ему защиты и спасения, кроме Церкви, права которой он усиливался незаконно ограничить. В страхе смерти, убитый горем и униженный, Евтропий спешит воспользоваться правом убежища в Церкви, и в то время, когда святой Иоанн Златоуст совершал службу и проповедовал, падший вельможа прибегает и скрывается в алтаре. Святитель Христов не отвергает своего прежнего противника и досадителя, не отлучает и не отгоняет от алтаря разорителя прав церковных, но в своей проповеди тут же излагает поразительный случай превратности жизни человеческой и вселяет в народе жалость к падшему вельможе. Ни одного укорительного слова и ни одного намека на прежние обиды не вышло из уст великого святителя. С полной любовью принял он под защиту алтаря Господня бывшего врага Церкви, в надежде его раскаяния.

Итак, братия христиане! Изгоняйте из сердца своего низкое и недостойное чувство злорадства и мстительности к врагам своим, подвергшимся бедствиям и нуждающимся в сострадании и помощи.

 

Бог в долгу не останется

 

Один нищелюбец рассказывал о самом себе своему другу: «Я был еще десятилетним мальчиком, когда раз услышал в церкви проповедь о том, что кто подает нищему, у того приемлет Сам Христос. Задумался я тогда: как же это приемлет Христос, когда Он сидит на небесах одесную Отца? Иду я из церкви и вижу: стоит нищий в рубище, а над главой у него – обличив Господа нашего

Иисуса Христа. Вот прохожий подает нищему милостыню, и я вижу, что Христос простирает руки, приемлет хлеб и благословляет подающего. Тогда я поверил слову проповедника и доныне вижу образ Христов над главою каждого нищего». Так поведал о себе нищелюбец тот. А вот доказательство, что Христос Спаситель ни у кого в долгу не останется. Он платит сей долг, платит иногда еще здесь, в сей временной жизни, а в будущей жизни непременно заплатит вечным блаженством в селениях райских. В городе Низибии жила одна христианка, у которой муж был язычник. Они имели пятьдесят монет. В один день муж сказал жене своей: «Отдадим в рост эти монеты, чтобы получить от них хоть малый прибыток». Жена отвечала ему: «Ежели тебе хочется отдать их в рост, то пойди отдай их Богу христианскому». Муж сказал ей: «А где Бог христианский?» Она отвечала ему: «Хорошо, я тебе покажу Его, Он удвоит твой капитал». Муж сказал ей: «Пойдем». Жена привела его на паперть церковную и, указав на бедных, сказала: «Ежели отдашь им, то Бог христианский примет это; ибо они все – Его рабы». Муж с радостью тотчас раздал пятьдесят монет бедным и возвратился в дом свой. По прошествии трех месяцев им уже нечего было и тратить. Тогда муж сказал жене: «Жена! Бог христианский не отдает нам долга; мы терпим крайнюю нужду». Жена отвечала ему: «Ступай туда, где ты давал, и Он отдаст тебе со всей охотой». Муж побежал в святую церковь и, возвратясь оттуда в дом, сказал своей супруге: «Вот ходил я в церковь вашу, и поверь мне, жена, не видел я, как ты говорила, Бога христианского, и никто ничего не дал мне, кроме того, что я нашел эту монету, лежавшую там, где раздал пятьдесят монет». Тогда чудная эта женщина сказала ему: «Это Он невидимо дал тебе ее. Ибо он невидим и невидимою силою и десницею управляет миром; пойди, господин мой, купи нам что-нибудь поесть сегодня, и Он опять тебе даст». Муж пошел и купил хлеба, вина и рыбы и отдал это жене. Жена, взяв рыбу, начала ее чистить и, разрезав, нашла внутри ее камень чудный; она изумилась, и хотя не знала, какой это камень, однако спрятала его. Когда пришел муж ее и они стали есть, жена показала ему найденный камень и сказала: «Вот этот камень нашла я в рыбе». Муж, увидев, удивился и сам красоте его, впрочем, не знал, что это за камень. Когда они поели, он сказал жене: «Дай мне его, я пойду продам его; может быть, что-нибудь возьму за него». Взяв камень, он пошел к меновщику, который был вместе и серебряник, и сказал ему: «Хочешь купить этот камешек?» Серебряник, посмотрев на камень, спросил: «Что хочешь взять за него?» Продавец сказал ему: «Дай, что хочешь». Торговец сказал: «Возьми пять монет». Продавец, думая, что он смеется над ним, сказал ему: «И ты это даешь за него?» Серебряник же, думая, что тот отвечал ему с сердцем, сказал ему: «Возьми десять монет». Продавец, опять думая, что он смеется, замолчал. Серебряник сказал ему: «Возьми двадцать монет». Тот молчал и ничего не отвечал. Серебряник начал давать тридцать, а потом пятьдесят монет и, мало-помалу возвышая цену, дошел до трехсот больших монет и дал ему их. Взяв монеты и отдав камень, язычник пришел в радости к жене своей. Жена спросила: «За сколько ты продал камень?» Он вынул триста монет и, отдавая их жене, сказал: «Вот за сколько!» Жена изумилась благости человеколюбивого Бога и сказала: «Вот, муж, каков Бог христианский! Как Он благ, как милостив, как богат! Видишь, что он не только возвратил тебе с лихвой пятьдесят монет, которые ты дал Ему взаймы, но в несколько дней вшестеро увеличил сумму. Познай же, что нет другого Бога, ни на земле, ни на небе, кроме Его единого». Муж, убежденный чудом, тотчас принял христианскую веру. Так иногда платит долг Милосердый Господь Своим заимодавцам – милостивцам – еще в здешней жизни».

А вот рассказ о том, какая плата ждет людей в будущей жизни. «Киринейский епископ Синезий обратил к Христовой вере своего школьного товарища, философа Евагрия. Вскоре после крещения Евагрий дает ему три золотых динария в пользу бедных: «Возьми, – говорит он, – эти три динария, раздай бедным и дай мне расписку, что Христос воздаст мне за это в будущей жизни». Он принял золото и тотчас дал ему, как тот хотел, расписку. Спустя некоторое время Евагрий почувствовал слабость, приближающую его к смерти, и, будучи уже близ смерти, говорит детям своим: «Когда будете хлопотать о моем погребении, положите эту бумажку мне в руки и с ней похороните меня». Дети так и сделали: когда он умер, похоронили его с рукописанием. На третий день после погребения является он епископу Синезию во сне и говорит: «Пойди возьми твою расписку в гробу, в котором я похоронен; я получил, что следовало получить, удовлетворен вполне, а в удостоверение тебя в этом я подписался на твоей расписке». Епископ и не знал, что расписку его положили с философом в гробу; на другой день, рано, позвал он детей его и сказал: «Что вы положили с философом в гроб?» Те думали, что он говорит им о деньгах, и сказали ему: «Ничего, владыко, кроме погребальной одежды его». «Как? – воскликнул он, – не положили ли вы с ним какой бумаги?» Они сказали ему: «Да, владыко, какую-то бумагу он велел нам положить с ним». Тогда епископ рассказал им свой сон и, взяв с собою причт церковный, ктитора и некоторых из граждан, пришел ко гробу философа. Открыв его, нашли, что философ в руках своих держит расписку; взяв из рук его расписку, развернули ее и увидели в ней вновь написанное: «Я, Евагрий философ, тебе, святейшему господину Синезию епископу, желаю радоваться; я получил все по твоей расписке – удовлетворено мне, и я уже не имею права ничего от тебя требовать за то, что отдал тебе золото и, чрез тебя, Христу Богу и Спасителю нашему». Видевшие это, ужаснулись и долго взывали: «Господи, помилуй!» и славили Господа, сотворившего такое чудо и ущедряющего рабов Своих вечным воздаянием. Эта расписка с собственноручной подписью философа доселе бережно хранится в сокровищнице церкви Господней»1. Блаженный Иоанн сам видел эту расписку.

Много подобных сказаний можно прочитать в житиях святых Божиих и святоотеческих писаниях. Верно слово Господне: милуяй нища взаим дает Богови. Елика сотвористе единому сих братии Моих меньших Мне сотвористе. «Кем же ты хочешь иметь для себя Бога: Должником или Судией? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. – Что для тебя лучше – рассуди сам!..»

Я – судия праведный

Один игумен, отец общежительного монастыря, святой по жизни, украшенный всеми добродетелями, милостивый к нищим, часто молился Богу за свою братию, чтобы Господь не разлучил его с ними в будущей жизни. На эту молитву Господь даровал ответ следующим образом. В другом монастыре, неподалеку, был праздник, на который пригласили игумена с братией. Игумен не хотел идти, но, услышав во сне голос: «Иди на праздник; только пошли прежде учеников твоих», – так и сделал. Когда настало время, первыми ушли ученики. По дороге они встретили лежащего расслабленного нищего. Объяснив ему, что у них нет ослов, на которых можно было бы довезти его до селения, они оставили больного и пошли дальше.

Через некоторое время отправился игумен и, увидев страдальца, спросил его, не проходили ли здесь монахи. Больной отвечал, что проходили, но не оказали помощи, потому что не было при них ослов, чтобы отвезти его. Игумен сказал: <<В таком случае я возьму тебя на плечи и отнесу в ближайшее селение». Нищий стал отговаривать его: «Отче! Как тебе одному нести меня? Путь далекий, но поди туда и пошли за мною». Игумен отвечал: «Жив Господь Бог мой! Не оставлю тебя!»

В начале пути он чувствовал тяжесть ноши, но потом тяжесть уменьшилась и сделалась почти нечувствительной. Игумен недоумевал, что происходит, как вдруг тот, кого он нес, стал невидим. И тогда игумен услышал голос: «Ты постоянно молишься о учениках твоих, чтобы они сподобились Жизни Вечной, но дела у тебя одни, а у них – другие. Если хочешь, чтобы прошение твое было исполнено, убеди их поступать так, как поступаешь ты. Я – Судия Праведный и каждому воздам по делам его».

Много я тебе должен, Господи!

Из творений святого Тихона Задонского

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устпех моих (Пс. 33, 2). Не было меня, и вот есмь и живу, как и прочие люди. Ты, Господи, благоволил мне быть, и между делами рук Твоих считаться и видеть дело рук Твоих – небо и землю с исполнением их, и от великих и преславных дел Твоих Тебя, великого и преславного Создателя, познавать, и благами Твоими довольствоваться и утешаться. Руце Твои сопгвористе мя, и создаете мя (Пс. 118, 73). Много я Тебе за сие должен и не могу ничем воздать! Сотворил Ты меня не бездушной тварью, не скотом, не птицей, не рыбой, не иным каким бессловесным животным, которые все суть и живут, но блаженства своего не разумеют; но сотворил разумным человеком, который может познавать и разуметь, что я от Тебя начало бытия и жития своего имею; я – Твое создание, Ты – мой Создатель. Много я Тебе за сие должен и никак не могу воздать! Так сотворенный от Тебя, быть и жить без Тебя не могу. Рука Твоя, Господи, содержит меня и благая Твоя подает мне. Не могу я без света жить и обращаться: светила Твои, солнце, луна и звезды светят мне. Не могу я без огня жить: огонь Твой согревает меня и варит пищу мою. Не могу я без воздуха цел и жив быть: воздух Твой оживляет меня и сохраняет жизнь мою. Не могу я без пищи быть: щедрая рука Твоя, Господи, подает мне пищу. Не могу я без пития быть: благость Твоя, Господи, произвела ради меня источники, реки и озера, и теми прохлаждаюсь и омываюсь. Не могу я, обнаженный одежды боготканой, без одеяния быть: от щедрой Твоей десницы и то получаю. Не могу я без дома быть: подаешь мне и дом к упокоению немощного и многобедного тела моего. Не могу я быть без скотов: скоты Твои служат и работают мне. Много я Тебе за сие должен! Но что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? (Пс. 115, 3). Что бы я был, когда бы Ты хотя едино от сих благ отнял от меня? Что бы мне пользовали очи мои, когда бы свет Твой мне не светил? Неотменно блуждал бы, как слепой... Как бы мог жить, когда бы не подавал Ты мне пищу Твою? Без воздуха и малейшей минуты жить не могу. Так всякое создание Твое весьма добро и мне бедному служит. Но сия благая получая от Тебя, надеюсь будущих и лучших благ, по не ложному обещанию Твоему, и от видимых к невидимым, и от настоящих к будущим, и от временных к вечным, и от земных к небесным стремится дух мой. Аще бо во изгнании и ссылке толикая благая подавши нам, коликая подаси во отечестве и дому Твоем! Воистину око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор. 2, 9). Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс. 32, 22). Слеп я, как и прочие, без благодати и просвещения Твоего; грех мой меня ослепил. Сего ради ниспослал Ты нам слово Твое святое чрез избранных рабов и служите лей Твоих. Сие мне, как свеча во тьме сидящим, сияет и показывает вред и пользу, зло и добро, грех и добродетель, ложь и истину, неугодное Тебе и угодное, неверие и веру, и так прогоняет мою слепоту и просвещает мой разум. Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118, 105). Много я за сие Тебе, Господи, должен и ничем не могу воздать! От слова Твоего познаю Тебя, Бога и Создателя моего; в нем я вижу, что Ты преславная и чудная дела сотворил твориши, каковых рука человеческая и никакое создание сотворить не может; и от всего того познаю всемогущую силу Твою, трепещу и смиряюсь под крепкую руку Твою. В слове Твоем вижу я, что всемогущая десница Твоя защищает, сохраняет и спасает боящихся, любящих и почитающих Тебя, своевольных же смиряет, наказует и казнит. И оттого познаю правду Твою и боюсь суда Твоего: Боже, милостив буди мне грешнику! (Лк. 18, 13). Не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый (Пс. 142, 2). Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? (Пс. 129, 3). В слове Твоем вижу я, что Ты всех отвратившихся Тебя призываешь к Себе и обратившихся и с покаянием приходящих, яко Отец чадолюбивый, человеколюбие приемлеши. От сего познаю благость и бесприкладное Твое милосердие к бедным грешникам; а потому и не отчаиваюсь и сам за грехи мои, но с надеждой к Тебе, Благому и Милосердому Богу, прибегаю и милости прошу. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое! (Пс. 50, 3). В слове Твоем вижу я, что все, что ни открываешь нам, истина есть; и что предсказываешь, то сбывается; и что обещал и обещаешь, то все исполняешь, яко верен Господь во всех словесех Своих; вижу, что и небо, и земля мимо идут, словеса же Твоя не имут прейти. И оттуда познаю истину Твою и утверждаюсь в вере моей. Знаю я, что храмина тела моего разорится и тело мое, яко земля, земле предастся; но милость Твоя уверяет меня, что то же самое тело, в котором ныне живет душа моя, силой и всемогущим гласом Твоим восстанет и благодатию Твоей в лучший и краснейший вид преобразится. Подобает бо тленному сему облещися в нетление, а мертвенному сему облещися в бессмертие (1Кор. 15, 53). Итако с Церковию Твоею Святою чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. В слове Твоем вижу я, что Ты, яко Создатель, о всем создании Своем промышляешь так, что и птица малая не падает без воли Твоей (см.: Мф. 10, 29); но наипаче о человеке, которого по образу и по подобию Твоему сотворил еси. В том вижу я, что человек в создании своем почтен от Тебя, Создателя своего, почтен паче всея твари Твоея особенным Твоим советом: сотворим человека. Сотворен по образу Твоему и по подобию Твоему, сотворен свят, чист, непорочен, премудр и к вечному блаженству сотворен. Но лестным лукавого змия советом прельщен, всей своей чести и блаженства лишился и, так отвратившись от Тебя, Создателя своего, погиб... Человек в чести сый, не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им (Пс. 48, 21). Так погиб человек первозданный; погибли мы, сыны его. Ты же, Благий, Милосердый и Человеколюбивый Боже, не терпел видеть бедного человека в погибели, но умилосердился над ним. Подал было ему закон Твой, дабы его, отпадшего от Тебя, обратил и привел к Тебе; но закон показывал ему только немощь его, а не исцелял его. Послал Ты к падшему человеку избранных рабов Твоих пророков, но они только обличали человека, а не помогли человеку, но указывали на Грядущего спасти человека, и Того возвещали, и тем отраду новую делали бедному человеку: грядет, грядет спасти нас; грядый приидет и не закоснит!.. Наконец пришло время, и святейшим благоволением Твоим послал Ты к нам Самого Единородного Сына Твоего Соприсносущного и Собезначального. Он в подобострастную нам плоть облеклся, и от пренепорочныя Девы Марии родился, и Бог сый, Собезначальный, младенчествовал, и, Царь Небесный, на земли жил. Он от Тебя, Бога и Создателя нашего, к нам, бедным, послан был взыскати и спасти нас, погибшее Твое создание: тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет, но имат живот вечный (Ин. 3, 16). Он высочайшую Твою милость, придя к нам, объявил нам, проповедал нам, что Ты грехи наши оставляешь нам, и нас к Себе чрез Него призываешь, и верующим в Него и слушающим Его двери Вечного Твоего Царствия отверзаеши, якоже Сам Он о том засвидетельствовал к нашему утешению: Дух Господень на Мне: егоже ради помаза Мя благовестити нищим, посла Мя исцелити сокрушенный сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно (Лк. 4, 18–19). Сию всерадостную весть от Тебя принесши нам, бедным грешникам, с человеками, яко человек, на земли пожил, и веровать в Тебя, и угождать Тебе, и волю Твою творить чрез Себя Самого научил нас, и к Вечному Твоему Царствию путь показал нам, и призвал нас, и пострадал, и умер, и страданием, и смертью Своей, и Кровью, нас ради излиянной, очистив нас, верующих в Него, от грехов наших, влечет к Тебе, Небесному Своему Отцу, яко Пастырь добрый, заблудшие овцы Твоя... За сей человеколюбивый, спасительный, чудный и умом нашим непостижимый промысл Твой, как все люди, так и я, бедный грешник, много Тебе, Господи, должен! Но что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Исповедаюсь Тебе, Отче, с Единородным Твоим Сыном и Пресвятым Твоим Духом! Пою человеколюбие Твое! Прославляю благость и милосердие Твое, недостойный и бедный грешник! Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим: и воздвиже рог спасения нам, в дому Давида отрока Своего (Лк. 1, 68–69). Где бы я был, грешник и законопреступник, если не в погибели и в вечной смерти, как мертвец поверженный, лежал бы? Благость Твоя, милосердие и человеколюбие Твое не допустило меня до того, но столь дивно Ты спас Меня. Много я Тебе, Господи, за сие должен! Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его (Пс. 102, 1–2). Вижу в слове Твоем святом, что диавол, завидуя блаженству нашему, к которому благодатию Единородного Сына Своего ведешь нас, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити (1Пет. 5, 8). От сего врага нашего, как всех знающих Тебя, так и меня, недостойного, предостерегает благость Твоя и сохраняет всесильная десница Твоя. О, как бы цел мог я быть, если бы не всемогущая Твоя хранила меня десница! Много я Тебе, Господи, за сие должен! Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их (Не. 123, 6). Но не остави меня, Господи, до конца, но избави от лукавого того. Не предажд зверем душу исповедающуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца (Пс. 73, 19). Вижу я в слове Твоем святом, что Ангели Твои святии ополчаются окрест знающих и боящихся Тебя, и сохраняют их повелением Твоим от лукавых демонов, и в служение посылаеми бывают за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14). Сей благодати Твоей и я, недостойный и непотребный раб Твой, по милости Твоей, сподобился. Много я Тебе, Господи, за сие должен! Знаю я, и исповедую со смирением, что я много Тебе, Создателю и Богу моему, согрешил, и жалею о том, и иные грехи вижу в совести моей, а иных и не вижу, и более не вижу, нежели вижу: грехопадения бо кто разумеет? (Пс. 18, 13). Жалею и сокрушаюсь, что ими Тебя, благого и человеколюбивого Бога моего, Создателя моего, Искупителя моего, Высочайшего Благодетеля моего, Того, Которого Ангели святии со страхом и трепетом почитают, поют и поклонением чтут, – Тебя, Господа, безумно я, последнейшии червяк, много оскорбил!.. И сколько раз я согрешил Тебе, столько раз видел Ты согрешающего меня; и сколько раз видел, столько раз терпел Ты меня по благости Твоей; и сколько раз терпел меня, столько раз миловал меня. И аще бы по святейшей правде Твоей поступил Ты со мною, уже бы давно сошла душа моя во ад: но благость Твоя, и человеколюбие Твое, и долготерпение Твое удержало Тебя, и не допустило меня, бедного грешника, до погибели моей. Много я Тебе, Господи, и за сию великую Твою ко мне милость должен! Исповемся Тебе, Господи, Боже мой, всем сердце., моим, и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшаго (Пс, 85, 12– 13). От сих и прочих, которых я не знаю, благодеяний Твоих ко мне вижу я, что в любви Твоей ко мне и благости, человеколюбии, и долготерпении, и щедротах весь заключаюсь. Благость Твоя, Господи, есть, что я еще не погиб, еще живу. Вижу я, что Ты к спасению вечному меня ведешь. Помилуй убо меня, бедного грешника, до конца, и благодатью Единородного Сына Твоего заглади вся согрешения моя, и спаси мя в Вечную Жизнь, да тамо со всеми избранными Твоими за вся Твоя благодеяния буду благодарить, хвалить и воспевать Тебя с Единородным Твоим Сыном и Пресвятым Духом, не верою, но лицом к лицу в нескончаемые веки.

Из сих рассуждении видишь, христианин, что, во-первых, как я, так и ты – неоплатные должники пред Богом; что ты живешь, движешься – все это по Божией благости, и что бы ты ни делал, как бы ни угождал Богу, хотя бы даже всю свою жизнь страдал ради имени Его, и это было бы ничто: ты всегда оставался бы пред Богом неоплатным должником. Так много должны мы Господу! За одно то только, что Он создал нас, никак и ничем воздать мы не можем, а чем мы воздадим Ему за все прочие бесчисленные и величайшие Его благодеяния? Что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам!.. Едино сие – ничто... Во-вторых, из сего научаемся со смирением благодарить Его от искреннего сердца и сознавать свою нищету в том, что от Него, яко Благодетеля, получаем благодеяния каждый день и каждый час, но воздать сему Благодетелю ничем не можем. В-третьих, за все блага мы должны благодарить Его, наипаче же за слово Его и за спасительное Единородного Сына Его к нам пришествие и за обещанный ради Него Вечный Живот и блаженство. В-четвертых, из сего видишь, христианин, как ты сам убог и беден, – без Божиих благ ты и минуты жить не можешь. Убог и беден тот, кто пищи не имеет, тот, кто одеяния не имеет, тот, у кого дома нет и прочего: а у тебя всего этого своего ничего нет, но все от Бога, богатого в милости, получаешь. И если бы не подавал тебе Господь, то ты был бы несчастнее и беднее всякой твари. Познавай же свою нищету, чтобы Господь обогащал тебя Своею милостью. В-пятых, мы ничего у Бога заслужить не можем, все даром от щедрой десницы Его получаем. Он, Благий и богатый в милости, видя нашу бедность и нищету, отверзает Свои сокровища благости и от сих сокровищ все подает нам даром. Таково Его естество, что Он не может не благотворить. В-шестых, кто Бога познает, то, чем более познает, тем более исправляется, обновляется и делается лучше. Знать Бога истинно и неблагочестиво жить – одно другому противно. В-седьмых, беззаконно живущие Бога не знают, хотя имя Его святое и исповедуют, и молятся Ему, и в церковь ходят, и Тайн Христовых приобщаются. Вот почему Апостол написал: и о сем разумеем, яко познахом Его, аще заповеди Его соблюдаем. Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть и в сем истины несть (1Ин. 2, 3–4). В-восьмых, посему и ты, грешник, если хочешь не одним телом жить, но и душой, обратись всем сердцем к Богу, Который есть Сам Жизнь и всех животворит, и держись Его верой и правдой, и будешь истинно жив, и ныне, и в будущей жизни, и хотя умрешь, но паки оживешь и изыдешь в Воскресение Вечного Живота...

Скоро ли будет второе пришествие Христово?

Все мы веруем, что при кончине мира явится вторично на землю Иисус Христос, но никто из нас не знает, когда случится это Второе Пришествие Христово. Уверяя нас в действительности Второго Пришествия на землю Спасителя для совершения Суда, слово Божие не открывает, однако, нам, скоро ли Господь наш приидет на землю. О дни же том и часе, сказал Спаситель, никто же весть, ни Ангела небеснии, токмо Отец Мой един (Мф. 24, 36). Мало того, Христос положительно отказался отвечать ученикам Своим, когда они спросили Его об этом; Он даже запретил им, а чрез них и нам такую любознательность, сказав однажды прямо: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти (Деян. 1, 7). Итак, не наше дело предугадывать день и час пришествия Господа, но наше дело всегда готовиться достойно встретить Его; посему бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42), наставляет нас Спаситель; будьте всегда готовы предстать на Суд Господа, потому что, в который час не думаем, в тот и придет Сын Человеческий (ср.: Мф. 24, 44).

Но, не указав нам определенного дня и часа Своего пришествия на землю для Всеобщего Суда, Господь благоволил все-таки открыть верующим некоторые признаки, по которым можно узнать о близости кончины мира и Страшного Суда. Признаки эти указываются в Слове Божием следующие: проповедание Евангелия всем народам на земле, крайнее оскудение веры и любви между людьми, распространение нечестия и умножение пороков и, вследствие сего, умножение бедствий на земле и, наконец, явление врага Божия – антихриста. Пред пришествием Христа на землю проповедь о Христе распространится по всему миру, так что не останется места, куда бы не проникло слово Евангелия, не будет народа, который бы не услыхал слова о спасении. И проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной во свидетельство всем языкам, и тогда придет кончина, сказал Сам Спаситель (ср.: Мф. 24, 14). Это случится для того чтобы нечестивые не имели на Суде Божием оправдания, что они не знали учения Христова. Но, несмотря на всемирное распространение проповеди Евангелия, перед кончиной мира среди людей произойдет небывалое развращение нравов, умножится неверие, взаимная ненависть, зависть и злоба; так что Единородный Сын Божий, пришед на землю, едва обрящет веру на земли (ср.: Лк. 18, 8). Апостол Павел говорит, что в последние времена будут бо человецы самолюбцы, сребролюбцы, величавы, горди, хулъницы, родителям противящиеся, неблагодарни, неправедни, нелюбовни, непримирительни, невоздержницы, некротцы, имущий образ благочестия, силы же его отвергшиися (2Тим. 3,1–5). Развившаяся между людьми злоба и взаимная ненависть произведут на земле непрестанные войны, междоусобия и кровопролития. Восстанет бо язык на язык и царство на царство (Мф. 24, 7). За такие беззакония Правосудный Господь будет поражать людей разнообразными, но одинаково тяжелыми бедствиями: то гладом, то язвой, то землетрясениями. Тогда будут глади и пагубы, и труси по местом (Мф. 24, 7). Но так как грешник, когда впадает в глубину зол, то уже нисколько не радит о спасении, то и эти кары гнева Божия не образумят развратившегося рода людского, не остановят его на пути к погибели. Посему и бедствия не только не прекратятся перед последними временами, но постепенно будут возрастать, как и говорит Иисус Христос: вся же сия начало болезнем (Мф. 24, 8).

В это же самое время диавол, предчувствуя близость кончины мира и окончательной своей погибели, употребит все усилия к омрачению и уловлению людей в свои коварные сети. По его внушению между людьми во множестве восстанут лжехристы и лжепророцы, которые будут отвлекать людей от веры в Бога ложными знамениями и лживыми чудесами. Хитрость и лукавство таковых слуг сатаны будут настолько сильны, что они едва не прельстят и самых избранных из поклонников Господа. Они дадят знамения велия и чудеса, якоже прельстити, аще возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Соблазн будет тогда так силен, что только прекращение этих злых дней волей Вседержителя спасет людей от всеобщей погибели: и аще не быша прекратится дние они, не бы ибо спаслася всяка плоть; избранных же ради прекратятся дние оны (Мф. 24, 22).

Но самым очевидным признаком близкого пришествия Христова и вместе с этим самым сильным бедствием для верующих во Христа перед кончиной мира будет появление антихриста. Что же такое антихрист? Слово «антихрист» значит противник Христу, не покоряющийся Его учению. По пророчеству апостола Павла, антихрист, имеющий явиться перед пришествием Христовым, будет человек беззакония, сын погибели, противник и превозносяйся паче всякаго глаголемаго Бога или чтилища, якоже ему сести в церкви Божией аки Богу, показующу себе, яко Бог есть (2Сол. 2, 3–4). Он будет настолько горд, что отвергнет Господа и Христа, будет выдавать себя за Бога, требовать себе божеского поклонения, будет хулить имя Божие. Против христиан он выступит со страшной враждой и жестоко будет мучить верующих во имя Христа. Преподобный Ефрем Сирин следующим образом описывает вражескую жизнь и деяния антихриста: «Придет всесквернъш, как тать, чтобы прельстить всех, придет притворно благоговейным, смиренным, кротким, ненавидящим, как скажет о себе, неправды, отвращающимся идолов... добрым, нищелюбивым, в высокой степени благообразным, весьма постоянным, ко всем ласковым, уважающим особенно народ иудейский; потому что иудеи будут ожидать его пришествия. При всем этом с великою властию совершит знамения, чудеса и страхования, приимет хитрые меры всем угодить, чтобы в скором времени полюбил его простой народ. Не будет брать даров, говорить гневно, показывать пасмурного вида, но всегда будет ласковый. И во всем этом благочинною наружностию станет обольщать мир, пока не воцарится. Ибо когда многие народы и сословия увидят такие добродетели, совершенства и силы, все вдруг возымеют одну мысль, и с величайшей радостью воцарят его, говоря друг другу: «Найдется ли еще человек, столь добрый, правдивый?»... Скоро утвердится царство его. Потом он через меру вознесется сердцем... смятет вселенную; всех притеснит, осквернит многие души, поступая уже не как человек благоговейный, благопопечительный, ласковый, но при всяком случае суровый, жестокий, гневливый... губительный, бесстыдный, своим неистовством старающийся весь род смертных ввергнуть в пучину нечестия, произведет великие знамения, многочисленные страхования, показывая сие лживо, а не действительно». Но владычество антихриста продлится недолго; время самовластия, вражды и насилия над христианами пройдет скоро. Господь Иисус Христос явится, погубит антихриста духом уст Своих и сокрушит силу его славою пришествия Своего.

Таковы признаки близкого пришествия Христова и кончины века. По ним видно, что последние времена еще не наступили и что антихрист еще не пришел. Но это не должно располагать нас к лености и нерадению о своем спасении. Господь может всегда каждого из нас через смерть позвать к Себе на Суд. Кто из нас может сказать о себе, что он далек от смерти, после которой так же, как и после будущего при конце мира пришествия Христова, верующий тоже идет на частный суд Христов? И как никто из людей не знает «дня и часа Пришествия Господня», так никто из живых не знает дня и часа своей кончины. Посему для всех нас должны быть памятны и назидательны слова Спасителя: бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42 ).

 



Источник: Дьяченко Григорий, протоиерей. Простое Евангельское слово. Книга I. М.: Московское Подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни, 2006. - 672 с.

Вам может быть интересно:

1. Простое Евангельское слово – НЕДЕЛЯ 10-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ протоиерей Григорий Дьяченко

2. Проповеди – 15. Слово в Неделю 23-ю по Пятидесятнице священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

3. Слово в понедельник первой недели Поста святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Омилии – Беседа на третье воскресенье Евангельских чтений по Луке святитель Григорий Палама

5. Третья Пасха – 1–14 ст. 18-й ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Матвей Васильевич Барсов

Комментарии для сайта Cackle