О разделении заповеди на две скрижали, или о любви к Богу и ближнему и о любви к самому себе, как вытекающей из того, что себя самого любить должно, как ближнего
Пятая заповедь закона Божия
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли
I. Библейские изречения о пятой заповеди
І.Обязанности детей к родителям.
Чти отца твоего и матерь твою.
а) почитай родителей: почитай отца твоего и мать; это первая заповедь с обетованием, да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (Исх. 20, 12) . (Ефес. VI, 2 – 3). – (Ибо) благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. – Не ищи славы в бесчестии отца твоего, ибо не слава тебе бесчестие отца. Слава человека – от чести отца его, и позор детям мать в бесславии. – Сын! прими отца твоего в старости его, и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение, и не пренебрегай им при полноте силы твоей (Сирах. III, 9 – 13).
б) Не презирай и не огорчай родителей: разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный (Притч. Сол. XIX, 26). – Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностию к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные (Притч. Сол. XXX, 17). – Милосердие к отцу не будет забыто; не смотря на грехи твои благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспонянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (Сирах. III, 14 – 16). – Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь. (Втор. XXVII, 16).
в) слушайся родителей: дети, повинуйтесь своим родителям в Господе; ибо сего требует справедливость (Ефес. VI, 1). – Дети, будьте послушны родителям нашим во всем; ибо вто благоугодно Господу (Колос. III, 20).
г) воздавай должное твоим родителям: если же какая вдовица имеет детей, или внучат; то они прежде пусть учатся почитать свою семью, и воздавать должное родителям; ибо сие угодно Богу (1Тим. V, 4). – Оставляющий отца – то же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою (Сирах. III, 14 – 16).
Да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли: почитай отца твоего и мать; это первая заповедь с обетованиен: да будет тебе благо, и будешь долголетен на зенле (Исх. 20, 12; Ефес. VI, 2 – 3). Ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. (Сирах. III, 9).
II.Обязанности младших к старшим: пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся (Господа) Бога твоего. Я Господь (Бот ваш) (Левит. XIX. 32). – Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем (Сирах. VIII. 7). – Старший между братьями в почтении у них, так и боящийся Господа в очах Его (Сирах. X, 24).
III. Обязанности подчиненных к царю и началникам.
а) послушание: всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами на- влекут на себя осуждение (Римл. XIII, 1 – 2). – Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Римл. XIII, 4). – Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро (1Петр. II, 13 – 14). – Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Римл. XIII, 7). – Тогда говорит (И. Хр.) им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Матф. XXII, 21). – Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся (Притч. Сол. XXIV, 21). – Петр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. V, 29).
б) почтительность и любовь: всех почитайте, братство любите, Бога бой- тесь, царя чтите (1Петр. II, 17). – Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Римл. ХIII, 7).
з) молитва за царя и властей: итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей, и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благо- честии и чистоте; ибо это хорошо и угодно Спасителю вашему Богу (1Тим. II, 1 – 3).
IV.Обязанности сынов отечества к своей родине: и заботьтесь о благосостояния города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир (Иерем. XXIX, 7).
V. Обязанности пасомых духовным пастырям: итак мы посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещавает чрез вас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом (2Кор. V, 20). – Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны; ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтоб они делали это с радостию, а невоздыхая: ибо это для вас не полезно (Евр. ХIII, 17). – Поминайте наставниrов ваших, которые проповедовали нам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. ХIII, 7). – Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1Тим. V, 17). – Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим (Гал. VІ, 6). – Так и Господь повелел проповедующим евангелие жить от благовествования (1Кор. IX, 14).
VI.Обязанности слуг к господам: рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не с видимою только услужливостию, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный (Ефес. VI, 5 – 8). – Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (1Петр. II, 18).
VII. Обязанности господ к их слугам: и вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над нами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия (Ефес. VІ, 9). – Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что я вы имеете Господа на небесах (Колос. IV, 1).
2. Объяснение пятой заповеди
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
а) Почитай родителей.
аа) В чем же состоит эта священная обязанность наша к родителям? Мы всегда должны питать в душе своей чувство уважения и почтения к родителям. Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостию, но и с почтением, как с особами священными для нас. Делом и словом чти отца твоего и матерь; да найдет ти благословение от них (Сирах. 3; 8), поучает премудрый сын Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна; мы должны оказывать им всегда и во всем сыновнее повиновение, и всякое приказание их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и верностию. Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви (Кол. 3; 20), увещевает св. Павел апостол. Чадо, поучает премудрый сын Сирахов, заступи в старости отца твоего (Сир. 3, 12).
бб) Награда детям за почитание родителей. Казалось бы, довольно было сказать: чти отца твоего и матерь твою. Можно ли не слушать Бога повелевающего? Не священна ли сама по себе обязанность почитать родителей? Но Господь Бог благоволил еще присовокупить к ней и обетование: да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли. Видно, и в очах Божиих особенно важна обязанность почитания родителей, когда к исполнению ее Господь побуждает детей обещанием им благополучной и долгоденственной жизни. И конечно так: от почитания родителей зависит благоденствие целого дома и семейства (в этом каждый согласится), а от благоденствия домов и семейств зависит благоденствие и целого государства; ибо государство есть не что иное, как большое семейство народа, у которого отец есть Царь.
Да благо ти будет, говорит Господь, и да долголетен будеши на земли. Господь обещает каждому почтительному сыну благополучие и долгоденствие. И это дарует детям именно через родителей. Ведь, вы знаете, братие, священный обычай, по которому родители благословляют детей. Разве благословение родительское имеет малое значение? Повторим слова премудрого сына Сирахова: чти отца твоего и матерь, да найдет ти благословение от них. Значит благословение родительское есть источник благополучия для детей и великий дар от Бога.
«Припомните при этом благословение Ноя Иафету: да распространит Бог Иафета! и смотрите, как это благословение и теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы». (Сл. и речи Филарета митр. моск. ч. 1, стр. 277).
Припомните историю патриарха Исаака, благословляющего сына своего Иакова, и самого Иакова, на смертном одре благословляющего детей своих. Сколько тут обетований простирающихся на все потомство детей Иаковлевых! Этот святой обычай благословлять детей сохраняется и в настоящее время. И ныне дети почтительные к родителям получают обетования счастия в благословении родительском; и ныне благословение отца утверждает домы детей.
вв) Наказания детей за непочтение родителей: Если же дети не чтут своих родителей, не повинуются им, причиняют им досаждения, огорчения, оскорбления и разные обиды, то они навлекают на себя проклятие соединенное со всякого рода несчастием, и смерть не одну временную, но и вечную. Проклят Господом раздражаяй матерь свою (Спр. 3, 16). Иже злословит отца своего и матерь свою, смертию да умрет (Исх. 21, 16).
б) О почитании государя, пастырей духовных, начальников, старших возрастом и других лиц. Пятою заповедию повелевается почитать еще тех лиц, которые заступают для нас место родителей – как-то: государя, пастырей и учителей, наших начальников и т. п. лиц. Побеседуем же о том, как мы должны почитать этих лиц.
Государь есть отец целого народа. Он есть помазанник Божий, Самим Богом избранный управлять народом, издавать для него законы, охранять его благосостояние и направлять к доброй деятельности. Он, по изволению Самого Господа, облекается тою же самою властию над многими семействами, какая дана от Бога каждому отцу своей семьи, этому естественному правителю я главе семейства. А так как Господь ест начало всякой власти (Паралип. 20, 11 – 12), то мы должны веровать, что царская власть произошла от Бога и Богом охраняется: Много, говорит Сам Богь, царие царствуют (Притч. 8, 15). Не напрасно и св. апостол Петр, заповедуя бояться Бога, заповедагь нам чтить царя: Бога бойтеся, царя чтите (Петр. 2, 17), т. е. после Бога мы должны более всего любить и чтить царя, нашего отца земного, – любить так, что, если бы потребовалось, не щадить живота своего за него. Умереть за царя и отечество, если бы потребовалось, каждый подданный должен считать святою жертвою Богу.
Пастыри и учители есть наши руководители к вечному спасению и раздаятели даров Божиих. Они Самим Богом избраны учить нас вере, молиться и ходатайствовать за нас пред Богом и просвещать нас св. таинствами. Им дана такая власть на земле, какой не дано никому из смертных, кроме их: елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Матф. 18, 18), сказал Господь. Апостол, заповедуя почитать пастырей и учителей церкви, говорит: повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17), т. е. мы должны слушать их, когда они учат нас всему доброму, и исполнять наставления их. Господь сказал о них: слушаяй вас, т. е. па- стырей церковных, Мене слушает: и от- мешайся вас, Мене отметается (Лк. 10, 16).
Начальствующие над нами хотя и подобные нам люди, но их нужно по- читат потому, что они получают власть по воле Божией и заботятся о нашем же благополучии. Всяка душа властем предержащим да повинуется. Нест бо власть, аще не от Бона (Рим. 13, 1 – 2), говорит апостол Павел.
Наконец, есть люди, которых сама природа посвящает некоторым образом в отцы наши. Это старшие нас по возрасту. Их и можно действительно почитать отцами относительно к другим младшим, потому что они преимущественнее их не только летами, но и познаниями, и опытностию в жизни. Поэтому слово Божие и поучает нас чтить старших себя, и особенно старцев. Старца не укоряй, пишет апостол Павел, но умоляй якоже отца, старицы, якоже матери (1Тим. 5. 1, 2). Сам Бог чрез пророка Своего Моисея говорит: пред лицом седого востани, и почти лице старчо, и да убоишися Господа Бога твоего (Лев. 19, 32).
Вот, братие, сколько у нас, кроме естественных родителей наших, отцов, которых мы также должны почитать, исполняя пятую заповедь божественного закона. Нельзя думать, чтобы кто-либо из христианских начальников, а тем более из родителей, стал требовать от нас чего-либо противного вере или закону Божию, или же вредного отечеству нашему, А еслибы, к несчастию, случилось так: мы должны быть верны Богу и слову Его и, до всей правде, отказаться от исполнения воли их, по примеру св. апостолов, которые не послушались начальников иудейских, запрещавших им проповедывать евангелие Христово, и сказали им: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян, 5, 29). (Сост. по твор. св. Тихона задонск., проп. Филарета м. м. и кн. «Катихиз. поуч.», прот. Нордова).