НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ, ИСПОЛНЕНИЕ КОИХ УКРЕПЛЯЕТ И РАЗВИВАЕТ ХРИСТИАНСКУЮ НАДЕЖДУ НА ПОЛУЧЕНИЕ БЛАГ ВЕЧНЫХ В ЗАГРОБНОЙ ЖИЗНИ
А. «Радуйтесь всегда о Господе» (Флп.4:4).
1. Духовная радость
«Как чувство здравия неотъемлемо от здорового, так радость духовная от живущего духом и похотей плотских не совершающего, – говорит современный великий духовный писатель, епископ Феофан. – Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть; она сама рождается и стоит. Заповедь апостола: «всегда радуйтесь» (1Фес.5:16), может быть, есть более признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине.
По уверению Палладия Еленопольского в «Лавсаике», в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались, несмотря на великие пустынные лишения, и радовались такой радостью, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселья телесного. Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говорил: «Не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться». (Лав. 47, стр. 168). (Из кн. «Толкование послания к галатам», еп. Феофана, Москва, 1876 г., стр. 381).
2.«Радуйтеся всегда о Господе: и паки реку: радуйтеся» (Флп.4:4)
(Из твор. св. Иоанна Златоустого)
«Знаю, что исполнение этих слов для многих кажется невозможным, – учит св. Иоанн Златоуст. – Как возможно, говорят, человеку непрестанно радоваться? Радоваться не трудно, скажет, может быть, кто-нибудь; но радоваться непрестанно – это мне кажется уже невозможным, потому что нас постигают со всех сторон многие неизбежные случаи к печали. Иной потерял или сына, или жену, или искреннего друга, который роднее всякого родственника; или понес ущерб в имуществе, или впал в болезнь, или потерпел другое какое-либо несчастье, или огорчен незаслуженной обидой; или случился голод, или язва, или налог неуплатимый, или расстроились домашние дела; а впрочем, и не перечтешь всего, что и в частном, и в общественном быту обыкновенно огорчает нас.
Как же, говорят, возможно всегда радоваться? Конечно, возможно, человек! А если бы было невозможно, то апостол Павел не стал бы убеждать, не стал бы советовать человек, обладающий духовной мудростью. Многие думают, что богатство бывает причиной радости. Но, если бы оно было причиной, никто из имеющих деньги никогда не скорбел бы: а между тем, многие из богачей жизнь считают не жизнью и желают тысячи смертей, когда почувствуют какое-либо огорчение; и если кто печалится много, так они более всех... Другие думают, что здоровье – причина удовольствия. Нет: многие из здоровых и сами тысячу раз желали умереть, не могши перенести постигавших их огорчений. Оные опять говорят, что наслаждение славой и обладание властью и начальствование, и ласкательство от многих, доставляет непрестанную радость. И это не так. Да что и говорить о других (низших) властях? Если мы взойдем мыслью до самого царского сана, найдем, что живущий в этом сане окружен множеством огорчений, и тем более имеет неизбежных поводов в скорби, чем большим занят он количеством дел. А поводов к печали у царей столько, сколько волн у моря. Итак, если и царский сан не делает жизни беспечальной, что же другое может сделать это? Из житейского – ничто, а изречение апостола Павла, притом краткое и малое, оно одно откроет нам это сокровище. Не нужно много слов, ни продолжительного кругообращения речи, размыслим только об этом изречении и найдем путь, ведущий к этому. Не сказал (Павел) просто: «радуйтеся всегда», но присовокупил и причину непрерывной радости, сказав: «радуйтеся всегда о Господе».
Радующийся о Господе никаким случаем не может быть лишен этой радости. Все другое, о чем мы радуемся, превратно, непостоянно и удобоизменчиво; и не только это имеет в себе зло, но и то еще, что, и будучи постоянно, не доставляет нам такой радости, которая бы прогоняла и затмевала печаль, причиняемую нам другими предметами. А страх Божий имеет и то и другое, он тверд и неподвижен, и столько источает радости, что мы бываем совершенно нечувствительны к другим бедствиям. Боящийся Бога, как должно, и надеющийся на Него приобрел себе корень радости и владеет вполне источником благодушия. И как малая искра, упавши в безбрежное море, легко исчезает, так, что бы ни случилось с боящимся Бога, все, упадая как бы в великое море благодушия, угасает и исчезает. А в особенности удивительно то, что такой человек не перестает радоваться и тогда, как есть причина печали. Если бы ничто не причиняло печали, не было бы велико для него то, что он может непрестанно радоваться. Но быть выше всего, когда постигают многие бедствия, повергающие в скорбь, и радоваться среди печали – это необычайно! Как никто не удивлялся бы, что три отрока не сгорели, если бы они были вдали от вавилонской печи; изумило же всех то, что они, пробыв столько времени среди огня, вышли невредимее не бывших в нем, так и о святых должно сказать, что, если бы их не постигало никакое искушение, мы не удивились бы, что они непрестанно радуются; а изумления достойно и превышает человеческую природу то, что они, будучи окружены со всех сторон бесчисленными волнами, в лучшем находятся расположении, чем наслаждающиеся совершенной тишиной.
Представим человека, который не знает за собой никакой вины, но имеет добрую совесть, стремится к будущему и пребывает в благих тех надеждах; что может, скажи мне, повергнуть его в печаль? Не всего ли невыносимее представляется смерть? Но ожидание ее не только не печалит, а еще весьма радует его: он знает, что приход смерти есть избавление от трудов и приведение к венцам и наградам, назначенным для подвизавшихся в благочестии и добродетели. А безвременная кончина детей? Но и это переносит он мужественно и говорит словами Иова: «Господь даде, Господь отят: яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благословенно [во веки]» (Иов.1:21). Если же смерть и потеря детей не могут опечалить, тем более ущерб в имуществе, поношения, обвинения, клеветы и болезни телесные никогда не могут поразить столь великой и доблестной души. Так и апостолы были биты, а не скорбели. Велико уже и это: но гораздо важнее то, что они не только не скорбели, но и самые бичи сделали основанием еще большей радости, и возвратились «от лица собора ...радующееся, яко за имя» Христово приняли «безчестие» (Деян.5:41). Оскорбил кто и обругал такого человека? Но он научен Христом радоваться среди поношений: «Радуйтеся, – говорит (Христос) – и веселитеся...егда... рекут всяк зол глагол, на вы лжуще, Мене ради... яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.6:11–12).
Впал он в болезнь? Но он слышал, как другой увещевает и говорит: «В болезни и бедности уповай нам: яко во огни искушается злато, и человецы приятни в пещи смирения» (Сир.38:9, 2:5–6). Если же ни смерть, ни потеря имущества, ни болезнь телесная, ни бесчестие, ни поругание, ни иное что подобное не может его опечалить, напротив, еще и радует, то какая будет у него еще причина печали? Что же, скажешь, разве святые не скорбели? Не слышишь ли, что говорит Павел: «скорбь ми есть велия и непрестающая сердцу моему» (Рим.9:2)?.. Вот это самое и удивительно, что скорбь приносила пользу и радость от самого плача. Как бичи причиняли (апостолам) не боль, а радость, так опять и скорбь доставляла (Павлу) великие те венцы. И вот что еще удивительно: мирская не только печаль, но и радость наносит крайний вред, а в вещах духовных совсем напротив: не только радость, но и печаль имеет великое сокровище благ.
Опечалился ты об имуществе? Не получил от этого никакой пользы. Опечалился о болезни? Нисколько не помог, но еще более повредил себе. Я и сам слышал, как многие, испытав это, винят себя и говорят сами себе: что пользы, что я скорбел? И денег не возвратил, и себя расстроил. Но если ты попечалишься о грехе, то и его загладишь, и получишь величайшую радость. Если попечалишься о падших братиях, то и себя вразумишь и утешишь, и их восстановишь; а если и не принесешь им никакой пользы, так сам имеешь величайшую награду.
Итак, кто печалится по Боге, тот получает от этого великую пользу. Если же претерпевающее побои блаженнее тех, которые наносят их; если наши19 страдальцы блаженнее язычников, живущих в покое, и скорбящие – веселящихся: какой же еще будет у нас повод к скорби? Поэтому никого не должно называть блаженным, кроме живущего только по Боге; этих одних ублажает и Писание. «Блажен, – говорит, – муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс.1:1). «Блажен... егоже аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его» (Пс.93:12). «Блажени непорочнии в путь» (Пс.118:1). «Блажени вси надеющиися Нань» (Пс.2:12). «Блажен язык, емуже... Господь Бог его» (Пс.32:12). Блажен, кого не осудила душа его. Блажен муж, бояйся Господа» (Пс.111:1). И Христос опять говорит так: «Блажени плачущии... блажени нищии... блажени кротцыи... блажени миротворцы... блажени изгнани правды ради» (Мф.5:3–11). Видишь, как Божественные законы везде ублажают, ни кого-либо из богатых, ни из знатных родом, ни из пользующихся славою, но стяжавшего добродетель! Это потому, что требуется, чтобы основанием всех наших дел или страданий был страх Божий; и если ты преднасадишь этот корень, то не только покой, честь, слава и уважение, но и обиды, и клеветы, и оскорбления, и бесчестие, и мучения, и все вообще бедствия произрастят тебе плоды радости. И как корни дерев сами горьки, а плоды приносят нам весьма приятные, так и печаль по Богу принесет нам великую радость. Кто только часто молился со скорбью и проливал слезы, те знают, какую получили они радость, как очищали совесть, как восставали с благой надеждой. Это потому что, как я всегда говорю, не свойство вещей, а мысль наша обыкновенно печалит и радует нас. Итак, если мы настроим ее, каковой ей быть должно, то будем иметь залог всякого благодушия. Как телу вредит и пользует не столько свойство воздуха и внешние удары, сколько собственное устройство, так и с душою, и тем еще более, что там необходимость природы, а здесь все зависит от свободной воли. Поэтому Павел, претерпев бесчисленные бедствия: кораблекрушения, брани, насилия, наветы, нападения разбойников, и все, чего и исчислить словом невозможно, и умирая каждый день, не только не скорбел и не роптал, но и хвалился, и радовался, и говорил: «Ныне радуюся во страданиих моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей» (Кол.1:24). И опять: «Не точию же, но и хвалимся в скорбех» (Рим.5:3). А хвалиться значит радоваться в высшей степени. Аминь». (Извлечение из 17-й беседы св. Иоанна Златоустого к Антиохийскому народу. «Беседы к Антиох. народу», т. I, изд. 2-е 1859, стр. 531 и сл.; см. Церк. Ведом., изд. при Св. Син. за 1888 г. № 26).
* * *
т. е. христианские.