Источник

Часть 10, Глава 13Часть 10, Глава 15

Четвертый член Символа веры

14. Святоотеческие изречения об искуплении рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом

Христос есть первосвященник, принесший Сам Себя в жертву за грехи мира.

I. Св. Климент Римский учит об этом так: «Будем взирать на Господа Иисуса Христа, Которого кровь дана за нас... будем взирать внимательно на кровь Христа, и рассуждать, как многоценна кровь Его пред Богом, когда, быв пролита для нашего спасение, всему миру приобрела благодать покаяния» (Epist. аd Corinth. 1, n. 21, сн. n. 49).

II. Св. Поликарп: «Он претерпел за грехи наши самую смерть... все претерпел за нас, чтобы нам жить в Нем» (Epist. ad Рhilip. n. 1. 8, в Хр. чт. 1821, 1, 117, 123).

III. Св. Иустин мученик: «Христос, по воле Отца, соделался человеком ради спасение верующих в Него, и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертию и воскресением победить смерть» (Ароlog. 1, n. 63, сн. Diа1оg. сum Тryph. n. 88).

IV. Св. Ириней: «Христос искупил нас кровиею Своею, и предал душу Свою за наши души, и плоть Свою за нашу плоть» (Adv. haeres. V, 1, п. 1; сн. 16, п. 3; 17; п. 1; 21, п. 1).

V. Св. Григорий Богослов: «Христос именуется избавлением (1Кор. 1:30), как освобождающий нас содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную» (Слов. о Богосл. IV, в Тв. св. отц. III, 100). Он же в другом месте говорит: «Он был жертва, но и Архиерей; жрец, но и Бог; принес в дар Богу кровь, но очистил весь мир; вознесен на крест, но ко кресту пригвоздил грех» (Песноп. таинств. о Сыне, в Тв. св. отц. IV, 220). Он же в ином месте говорит: «Он стал человеком для нас. Он восприял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял зрак раба, чтобы нам получить свободу; снисшел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти, вознесся, чтобы привлечь к Себе долу лежащих в греховном падении» (Григор. Богосл. Слов. на Пасху, в Тв. св. отц. 1, 7). Наконец, еще в ином месте этот св. отец так изображает первосвященническое дело Иисуса Христа: «За каждый наш долг воздано особо Тем, Кто превыше нас; и открылось новое таинство – человеколюбивое Божие смотрение о падшем чрез непослушание. Для сего рождения и Дева, для сего ясли и Вифлеем, рождение вместо создания, Дева вместо жены, Вифлеем вместо Эдема, ясли вместо рая, малое и видимое вместо великого и сокровенного... Для сего Иисус приемлет крещение и свидетельство свыше, для сего постится, бывает искушаем и побеждает победившего. Для сего изгоняются демоны, исцеляются болезни, и великое дело проповеди поручается малым, и совершается ими... Для сего древо за древо и руки за руку; руки, мужественно распростертые за руку, невоздержно простертую: руки пригвожденные за руку своевольную; руки, совокупляюшие воедино концы мира, за руку извергшую Адама. Для сего вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть (Слов. III, в Тв. св. отц. I, 31, 32).

VI. Св. Амвросий: «Не могла искупить нас кровь пророков, не искупил нас Петр или Павел; один Тот мог искупить нас Своею смертию, Кто и Бог есть человек, чего никогда не в состоянии был ты сделать простой человек» (In Luc. сар. VII).

VII. Св. Василий Великий: «Что может человек найти столько ценное, чтобы дать в искупление души своей? Но нашлось одно равноценное всем людям вместе, что и дано в цену искупление души нашей: это святая и многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас» (Бесед. на пс. ХLVIII).

VIII. Св. Кирилл Иерусалимский: «Мы были врагами по причине греха и Бог определил смерть грешнику. Чему же из двух надлежало быть: по правосудию ли надлежало умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но примечай премудрость Божию: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия, вознес Христос грехи на теле на древо, да смертию Его мы от грехов избывше, правдою поживем» (1Пет. 2:24). (Оглас. поуч. ХIII, п. 33, стр. 270). «Не удивляйся тому, что мир весь искуплен: ибо Тот, Кто умер за мир, не был простой человек, но Сын Божий единородный... Грех одного человека, Адама, мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (Рим. 5:17) смерть воцарилась в мире: – то не паче ли правдою Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая: то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть: то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвивший в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (Чис. 25:8): то Иисус, не другого умертвивши, но Сам Себя отдавший за искупление, ужели не может утолить гнева на людей?» (1Тим. 2:6) (Там же стр. 239).

IX. Св. Афанасий Великий: «Так как надлежало, наконец, всем людям уплатить свой долг (а долг состоял в том, что все люди повинны были смерти, что преимущественно и было причиною пришествия Иисуса Христа на землю): посему Он, доказав Свою Божественность делами Своими, принес наконец и жертву за всех людей, предав на смерть храм Своего тела, дабы чрез это, с одной стороны, сделать всех неповинными и свободными от древнего преступления, с другой – явить Себя победителем смерти, и нетление собственного Своего тела соделать начатком всеобщего воскресения... Смерть была необходима; непременно надлежало быть смерти за всех людей, потому что надлежало быть уплате общего долга, лежавшего на всех людях. На сей конец, Слово, по природе Своей бессмертное, восприяло плоть смертную, дабы ее, как Свою собственную плоть, принесть в жертву за всех людей, и дабы плотию претерпеть за всех смерть» (De incarn. Verbi Dei n. 20, в Хр. чт. 1838, II, 133–135).

X. Св. Епифаний Кипрский: «Он (т. е. Иисус Христос) называется Архиереем, потому что в теле Своем принес Самого Себя в жертву Отцу за род человеческий; Сам священник, Сам и жертва, Он принес Себя, священнодействуя за весь мир» (Наеres. LXIX n. 39); и в другом месте: «Он принес в жертву Самого Себя, чтобы, чрез принесение совершеннейшей и живой жертвы за весь мир, упразднить жертвоприношение ветхозаветное; Сам жертва, Сам жертвоприношение, Сам жертвенник Сам Бог, Сам человек, Сам царь, Сам первосвященник, Сам овца, Сам агнец, соделавшийся всем ради нас» (Наеres. LXIX, n. 4).

XI. Св. Григорий Нисский: «Кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь великая и преславная Бога и Архиерея и жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления – дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как это оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но и Самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить нас! А если Отцу, то, во первых, каким образом? Не у него мы были в плену. А во вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и всеустрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим» (Слов. на Пасху, в Тв. св. отц. IV, 175–177).

XII. Св. Иоанн Дамаскин: «Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу, ибо мы согрешили пред Отцом, и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения. Но отнюдь не мучителю рода человеческого принесена кровь Господа» (Точн. изл. прав. веры III, гл. 27, стр. 217 – 218).

ХIII. «В Православном исповедании» св. церковь учит, что – а) «Слово пострадало за нас на кресте плотию; что – б) Христос пострадал, не быв причастен никакому греху, что – в) Он пострадал по плоти, а не по Божеству, которое – впрочем – не отделялось и во время страданий; что – г) смерть Христова была смерть единственная и по тяжести грехов наших, и потому, что Христос на кресте принес Себя в жертву Богу для искупления целого рода человеческого»151 (Вопр. 44–47).

 

* * *

151

Примеч. Нравственное приложение догмата о страданиях И. Христа. «От страстей Христовых, говорит святитель Тихон, учатся мы должны свои страсти усмирять и побеждать. а) Скорбь Его душевная, которою скорбел до смерти, да научит нас каяться и скорбеть о грехах, нами содеянных, не отчаиваясь, впрочем, а возлагая надежду на Его благодать преизобилующую; б) предание Его, от неблагодарного ученика учиненное, да отвратит нас от предание благодати Божией, туне нам подаваемой, но паче да увещает употреблять оную во славу Божию и ближнего нашего пользу; в) вязание святейших рук Его да развяжет сердце наше от скупости, и руки наши разверзет к вспомоществованию ближнему и подаянию милостыни; г) претерпение неправедного суда и осуждение и слышанные Им хуление да удержат нас от осуждение, оклеветание, злословие и празднословие; д) претерпенное Им посмеяние и поругание да отвратит нас от насмешливости, ругательства и всяких язвительных слов; е) оплевание святейшего Его лица да не попустят никому намазывать лиц белилами, красками и прочими мастями, на показание и прельщение; ж) обнажение святейшего тела Его да научит нас одежду иметь, ради прикрытие наготы и согретия плоти немощной, а не ради щегольства, пышности, гордости и тщеславие; з) терновое венчание и биение Божественной Его главы да увещает изгонять из ума и сердца нашего помыслы злые, суетные, скверные и прочие, воле Божией противные; и) крестоношение Его да научит нас себя, т. е. своей воли и прихотей своих отрещися, и вземши крест свой, в след Его ходить; й) распятие Его и пригвождение Божественных Его рук и ног ко кресту да подвигнет нас распинать плоть нашу со страстьми и похотьми; к) вкушение желчи и оцта да удержит нас от сладострастие; сластопитание и роскоши; смерть Его живоносная да убедить нас умереть греху, миру и плоти в жить Ему за нас умершему; л) глубочайшее Его смирение да отвратит нас от гордости; м) всесовершенное Его послушание, учиненное до смерти, смерти же крестной, да отклонит нас от непокорности, непослушание и да убедит покоряться и повиноваться Богу и властям о Господе; н) нищетою Его да учимся богатство мира сего, бесчестием Его – мирскую славу, горчайшим мучением Его – сладострастие – презирать и отметать от терпения в кротости Его навыкнем нетерпение наше, роптание, гаев и злобу нашу усмирять; о) видим от страданий и крестной смерти Господа, коль великое, тяжкое и ужасное зло есть грех, – толь великое, что никто не мог его отъять, кроне Иисуса Христа, Сына Божие, Господа славы и Господи сил (Сн. кн. „Излож. христ. уч. прав. кафолич. церкви“. Спб. 1869 г., стр. 229 – 230).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle