Источник

Часть 11, Глава 11Часть 11, Глава 13

Пятый член Символа веры

11. Чем стали ад, земля и небо после воскресения Христова?

(По учению Филарета, митр. Московского).

«Сошествие во ад и воскресение Христово имеют важное значение в деле спасения людей171. «Что ад, после того, как, по сошествии в ад, Христос воскресе? Крепость, в которую под видом пленника вошел победитель; темница, у которой врата сокрушены и стражи рассеяны; вот подлинно, по изображению Христову, чудовище, которое поглотило сверженного с корабля пророка; но, вместо того, чтобы пожрать и истребить его, сделалось для него другим, хотя не столь покойным, кораблем, чтобы вынести его на берег жизни и безопасности. Теперь становится понятным, как надеялся некто чрез самый ад пройти безопасно: «Аще... и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси» (Пс. 22:4), – Ты, Который для нас сшел с неба, подобно нам, ходил по земле и, подобно нам, низшел в сень смертную, дабы и оттоле проложить Твоим последователям путь во свет жизни»172.

«Теперь, когда Христос воскресе, чем оказывается земля? – Она есть рассадник для неба; кратковременная и разрушением оканчивающаяся жизнь человека в теле есть начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому, по сокрушении скорлупы открывается высший и обширнейший круг жизни; надобно только, чтобы зародыш птенца объят, проникнут и возбужден был теплотою крови матерней, то есть надобно, чтобы зародыш небесной жизни в человеке объят, проникнут и возбужден был животворящею силою Крови Христовой».

«Теперь, когда Христос воскресе и когда Ему, яко Богочеловеку, «дадеся всяка власть на небеси и на земли» (Мф. 28:18), не только небо сделалось досязаемым, но даже соединилось с землею так, что трудно найти между ими предел и различие, ибо и на земли является Божество, и на небеси человечество; Ангелы, которых Иаков видел восходящих и нисходящих по лестнице небесной, теперь сонмами ходят по земле, как вестники Сына человеческого, Который владычествует на небеси»173. «Можно даже сказать, что воскресением Христовым изменяется вид всего, что существует»174.

 

* * *

171

„Надобно ли основать веру, сотворить надежду, воспламенить любовь, проcветить мудрость, воскрилить молитву, низвести благодать, уничтожить бедствие, смерть, зло, дать жизненность жизни, сделать, чтобы блаженство было не мечта, но существенность, слава – не призрак, но вечная молния вечного света, все озаряющая и никого не поражающа? – На все сие найдется довольно силы в одном чудодейственном слове: «Христос воскресе». (Слова, нзд. 1848 г. II, 44 – «Крестные страдания и смерть Христа Спасителя есть брань против зла, Его воскресение – победа над злом». Изд. 1885 г. V, 578).

172

Слова, изд. 1848 г. I, 35.

173

Ibid.

174

„До воскресения Христова, многие из человеков знали только землю, на которой они являются на краткое время и вскоре скрываются, неизвестно куда; иные нечто слыхали еще об аде, как о пропасти, которая всех угрожает поглотить и никого не отдает обратно; немногие помышляли о небе, как о таком горнем жилище, к которому лествицу только во сне видел некто, и только такую, по коей видны были восходящие ангелы Божии, а человеков не примечено“. (Слова. изд. 1848 г. И, 35; ср. изд. 1873 г. I, 140 – 2).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle