Источник

Часть 15, Глава 55Часть 16, Глава 1

Девятый член Символа веры

56. Библейские тексты о церковной власти

Апостолы уполномочены Господом установить церковную власть: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). – «Угодно Святому Духу и нам (апостолам) не возлагать на вас (антиохийских христиан) никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другому того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете» (Деян. 15:28, 29). – «Мы... сильны за истину» (2Кор. 13:8). «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (2Кор. 13:10).

Цель церковной власти состоит:

а) в сохранении евангельского учения в Целости: (Павел) просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями... которые больше производят споры, нежели Божие назидание в вере» (1Тим. 1:3, 4). – «Епископ должен быть... держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков... каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти... По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины» (Тит. 1:7, 9–11, 13, 14).

б) в определении и раздаянии церковных должностей: «Павел с Варнавою проходили Листру, Иконию и Антиохию... Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14:21, 23). – «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» (Тит. 1:5).

в) в установлении чина религиозных собраний: «слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю... Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? Похвалить ли вас за это? Не похвалю... Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите. А если кто голоден, пусть есть дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду» (1Кор. 11:18, 20–22, 33, 34). – "Ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви... все должно быть благопристойно и чинно» (1Кор. 14:12, 40).

г) в раздаянии милостыни: «произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать Апостолов, созвавши множество учеников, сказали... братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу». И избрали семь (Деян. 6:1–5). – «При сборе... для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Кор. 16:1, 2). «Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц» (1Тим. 5:16).

д) в наказании (научении) грешников: «Если... согрешит против тебя брат твой... и если... не послушает тебя и двух или трех свидетелей... скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:15–17). – «Некоторые у вас поступают беcчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2Сол. 3:11, 12). «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (1Тим. 5:20).

е) в исключении грешников, упорных и соблазнителных: «я писал вам не сообщаться с теми, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таковым даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор. 5:11, 13). – «Завещеваем... вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего беcчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2Сол. 3:6). – «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3:10, 11).

Должно покоряться церковной власти: «Проходя... по городам Павел и Тимофей, предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (Деян. 16:4). – «Просим... вас, братия, уважать... предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас» (1Сол. 5:12). – «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2Сол. 3:14). – «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13:17). – «Младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle