Источник

Часть 25, Глава 8Часть 25, Глава 10

Двенадцатый член Символа веры

9. Святоотеческие свидетельства о блаженстве праведников

I. Св. Киприан говорит: «Какая будет слава, какая радость – удостоиться того, чтобы зреть Бога и вместе со Христом, Господом Богом твоим, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех патриархов, и пророков, и апостолов, и мучеников; вместе со святыми и другами Божиими наслаждаться сладостию дарованного бессмертия, – и получить то, чего око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не восходило!» (Epist. IV).

II. Св. Ефрем Сирин так передает слова Спасителя к святым: «Приидите ко мне вси труждающияся и обремененнии, и Аз упокою вы в горнем граде, где вси святые Мои упокоеваются в великой радости... Там Авраамово лоно приемлет претерпевших скорби, како прияло некогда нищего Лазаря; там отверзаются сокровища вечных благ Моих: там горний Иерусалим – матерь первородных, там блаженная земля кротких. Приидите ко Мне вси, и Аз упокою вы, упокою там, где все тихо и безмятежно, где все светло и приятно для зрения, где нет ни обидящего, ни притесненного, где нет уже ни греха, ни покаяния, где свет неприступный и радость неизглаголанная... где нет ни труда, ни слез, ни работы, ни по печения, ни сетования... где нет ни диавола, ни смерти, ни поста ни печали, ни ссоры, ни рвения, но радость и мир, упокоение и восторг... где глас празднующих, где открываются неведомые сокровища мудрости и ведения... Там тьмы Ангелов, торжество первородных, престолы апостолов, первоседалища пророков, скиптры патриархов, венцы мучеников, похвалы праведных; там отложена награда и уготовано место для всякого начала, власти и чина. Приидите ко Мне вси алчущии и жаждущии правды, и Я исполню вас благами, каких возжелали вы, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не вздыдоша» (1Кор. 2:9). («Слов. на втор. пришествие Господа», в «Тв. св. отц.» ХIII, 403 – 404).

III. Св. Иоанн Златоустый: «Представь себе состояние той жизни, сколько возможно это представить, ибо к надлежащему изображению ее не достает никакого слова: только из того, что слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное представление об ней.

"Отбеже, – сказано, – болезнь и печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). Что может быть блаженнее этой жизни? Не нужно там бояться бедности и болезни; не видишь ни обижающего, ни обижаемого, ни раздражающего, ни раздражаемого, ни гневающегося, ни завидующего, ни распаляемого гнусною похотию, ни мучимого заботою о снискании потребного к жизни, ни скорбящего о начальстве, и власти: ибо вся буря наших страстей, затихнувши, перестанет, и все будет в мире, веселии и радости; все тихо и спокойно, все день и ясность, и свет, свет не этот нынешний, но другой во столь крат светлее этого, во сколько этот (солнечный) ярче света от свечи. Ибо там свет не помрачается ни ночью, ни набегом облаков; не жжет и не палит тел: потому что нет там ни ночи, ни вечера, ни холода, ни жара, ни другой какой перемены времен; но иное какое-то состояние, такое, которое узнают одни достойные.

Нет там ни старости, ни спутников старости; но все тленное изгнано, потому что всюду господствует нетленная слава. А что всего этого важнее, – это непрерывное наслаждение общением со Христом, вместе с Ангелами, с Архангелами, с горними силами.

Посмотри теперь на небо и перейди мыслию к тому, что выше неба; представь себе преобразованною всю тварь: потому что она не останется такою, но будет гораздо прекраснее и светлее, и сколько золото блестящее олова, столько тогдашнее устройство будет лучше настоящего, как блаженный Павел говорил: «яко и сама тварь свободится от работы истления» (Рим. 8:21). Ныне она, как причастная тлению, терпит многое, что свойственно терпеть таким телам: но тогда, совлекшись всего этого, представит нам нетленное благолепие. Так как она получит тела нетленные, то и сама уже преобразится на лучшее. Ни в чем ни будет тогда смятения и борьбы, потому это велико будет согласие в лике святых, по причине непрерывного взаимного между всеми единомыслия. Не нужно там бояться ни диавола и демонских козней, ни угрозы гееннской, ни смерти – ни этой нынешней, ни той, которая гораздо страшнее этой; но всякий такого рода ужас прекращен будет» (Слово к Феодор. падш. в «Хр., чт.» 1844, 1, 370 – 372).

IV. Преподобный Макарий Великий учит: «Тысяча лет века сего в сравнении с миром и веком нетленным есть то же, как бы кто взял одну песчинку из всего песка морского. Представь себе так: положим, что тебе одному дозволялось бы царствовать над всею землею и одному обладать всеми сокровищами вселенные; положим, что начало приведения человеков в бытие есть начало и твоего царствования, и что конец его будет изменение и преобразование всего видимого и всего мира. Что же? Если бы тебе предложено было на выбор, взял ли бы оное вместо царства истинного и постоянного, которое не имеет ничего преходящего и разрушающегося? Не думаем, если только ты имеешь рассудок и печешься о своей пользе. «Ибо кая польза человеку, если он весь мир приобретет, душе же своей повредит?» (Мф. 16:26), за которую, как известно, ничто, не может быть выкупом! Если одна душа сама по себе дрогоценнее всего мира и мирского царства: то несравненно дорожо Царство Небесное» (См. «Хр., чт.» 1821 г., ч. III, стр. 38).

V. Блаженный Августин пишет: «Блаженные на небе будут созерцать, любит, хвалить и обладать. Это будет составлять все их занятие и без конца. Никогда они не перестанут созерцать, и потому будут всегда восхищены любовию. И пока их сердце исполнено любви, уста их наполнятся хвалы, а пока они хвалят Бога, они будут наслаждаться радостию и блаженством, и, таким образом, эти многоразличные занятия будут составлять их блаженство во всю вечность» («Блаж. Август. de deat.»).

VI. Св. Тихон Задонский так изображает состояние блаженной жизни. «В горнем Иерусалиме, – говорит он, – нет страха от иноплеменников, нет боязни от врагов, нет опасности от болезни, смерти, глада, хлада, нищеты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол; не слышится там жалобы, удалилися отсюда плач, печаль и воздыхание, нет попечения о пище, питии, одежде, о доме и домашних; нет там бури и непогоды, но всегда благоприятное ведро; нет утра, вечера, ночи, но всегда день; нет осени и зимы, но всегда красная и благорастворенная весна и лето; ни слышится, ни видится, ни чувствуется там ничего, разве благоприятное, веселое и любезное. Там жители всегда бдят, но никогда не утруждаются; всегда живут, но смерти не чают: там житие без труда, радость без печали, здравие без немощи, богатство без потери, честь без опасности и страха, удовольствие без оскудения, блаженство без бедствия; там день без ночи, ведро без непогоды, солнце без облаков, свет без тьмы, сияние без мглы; нет там старого, слепого, хромого, расслабленного, безобразного, но все в цветущей юности, красной доброте и возрасте мужа совершенна, в мере возраста исполнения Христова; там никто ни обидит, ни обидется, ни ненавидит, ни ненавидимым бывает, ни гневается, ни досаждает, ни озлобляется, ни озлобляем бывает; никто иному не завидит; всякий доволен тем, что имеет, потому что более того, что имеет, не желает: тем утешается блаженством, которое выше не восходит: тою славою и честию венчается, которой более не ищет.

В том преславном и блаженнейшем гражданстве совершеннейшая тишина, мир, любовь между блаженными гражданами, друг о друге радость, утеха и веселие: потому что друг друга любят, как себя, и друг о друге радуются как о себе: ибо друг друга видят в блаженстве, как и себя». («Творен. св. Тихона, еп. Воронежского» ч. IХ, стр. 108 – 109).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle