Источник

Часть 2, Глава 4Часть 2, Глава 6

Об откровении божественном

5. Церковь-хранительница и истолковательница Божественного откровения

Бог вверил церкви Свое откровение, заключенное, как в Св. Писании, так и в Св. Предании, почему божественными источниками христианского учения веры несомненно признаются только такие, какие она приемлет. «Я не поверил бы Евангелию, – говорит блаж. Августин, – если бы в том не убедил меня голос Кафолической Церкви» («Пис. прот. Мак.» гл. 5, слич. «Кирилл. Иерус. огл. поуч.» 4, п. 43). Церковь, приняв от Господа Иисуса Христа и Св. Духа откровение, хранит его целым и невредимым; ей передан и смысл оного, она есть вместе непогрешимая истолковательница его от начала своего установления и пребудет такою до скончания века, ибо вселенская церковь никогда не говорила и не говорит от себя, но говорит только от Духа Божия, Которого она непрестанно имеет, имела и будет иметь своим учителем до конца века (Ин. 14:16, 17, 26). Важность предания основывается единственно на авторитете церкви (6 всел. соб. пр. 12, 7 всел. соб. догмат). «Веруем, – пишут восточные патриархи, – что Божественное и Священное Пписание внушено Богом; посему мы должны верить ему беспрекословно, и притом не как-нибудь по своему, но именно так, как изъяснила и передала оное кафолическая церковь. Ибо и суемудрие еретиков принимает Божественное Писание, только превратно изъясняет оное... Посему мы веруем, что свидетельство кафолической церкви не меньшую имеет силу, как и Божественное Писание. Поскольку виновник того и другого есть один и тот же Св. Дух, то все равно, от Писания ли научаться или от вселенской церкви. Человеку, который говорит сам от себя, можно погрешать, обманывать и обманываться; но вселенская церковь, так как она не говорила и не говорит от себя, но от Духа Божия (Которого она непрестанно имеет и будет иметь своим учителем до века), никак не может погрешать, ни обманывать, ни обманываться; но подобно Божественному Писанию, непогрешительна и имеет всегдашнюю важность» (Снес. чл. 12).

Приведем в заключение изречения двух древних отцов церкви о том, что хранительница и истолковательница Божественного откровения есть вселенская церковь. Св. Ириней Лионский говорит: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от церкви: ибо в нее апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни» («Прот. ерес.» кн. III, гл. 4). Св. Кирилл Иерусалимский учит: «Святая соборная церковь – повсеместно и в полноте преподает все то учение, которое должны знать люди, учение о вещах видимых и невидимых, небесных и земных; она весь род человеческий приводить к истинной вере, она повсеместно врачует и исцеляет все роды грехов, имеет в себе всякий вид совершенства в делах, словах и всяких духовных дарованиях... Она одна во всем мире имеет беспредельную силу. В ней мы, приемля наставления и ведя добрую жизнь, получим Царство Небесное и наследуем вечную жизнь» (Огл. ХVIIІ. Гл. XXIII, 27 и 29).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle