Источник

Часть 7, Глава 23Часть 7, Глава 25

Первый член Символа веры

24. Бог Премудр

Псалмопевец, изображая величие дел Божиих в мире, восклицает: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию (премудро) сотворил еси» (Пс. 103:24). Апостол Павел, обращая внимание на величие путей Божиих в управлении судьбами мира, взывает: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко не испытани судове Его, и неиcследовани путие Его» (Рим. 11:33). Он же называет Бога единым премудрым: «Единому Премудрому Богу, чрез Иисуса Христа, слава во веки. Аминь» (Рим. 14:26). Премудрость Божия так изображает саму себя в книге Притчей: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостию всякий день, веселясь пред лицом Его во все время»33 (Притч. 8:22–30).

 

* * *

33

Примеч. Вот несколько примеров явлений природы, свидетельствующих о премудром Творце мира. В природе мы замечаем немало явлений, в которых ясно видна определенная цель, для которой они существуют и к которой они наилучшим образом приспособлены. Такие явления убедительно говорят нам, что мир есть произведение разумного Существа, которое вполне знает отношение между средствами и целию, и потому создало верные средства для определенных целей. Кроме того, у животных мы замечаем такие действия, в которых ясно видны следы разума, между тем как сами производителя этих действий, животные, руководствуются слепым инстинктом и не имеют разума. Чей же это разум отпечатлевается в действиях животных? Очевидно, разум Творца их. – Укажем на некоторые из этих замечательных явлений. 1) Исключение воды из общего физического закона. – В науке известен следующий закон: все тела от теплоты расширяются, а от холода сжимаются. Вода также сжимается от холода, но только до того момента, с которого начинается замерзание ее, или, как говорят, до точки замерзания. При самом же замерзании вода не сжимается уже, а напротив расширяется. Если вы нальете водою бутылку до самых краев и, закупорив, поставите на мороз, то бутылка лопнет: лед занимает более места, чем занимала вода, из которой он образовался. От этого происходит, что вода и лед, взятые в одинаковом объеме, имеют различный вес: лед легче воды, и потому он плавает на ней, а не тонет. К чему же служит такое исключение воды из общего физического закона? – Если бы вода сжималась от холода непрерывно, то замерзающие частицы ее, как наиболее плотные и потому имеющие больший вес, не могли бы оставаться на поверхности воды, и непременно были бы на дне вместилища воды; а в таком случае замерзание воды начиналось бы снизу и простиралось на всю ее массу. Так действительно и замерзает масло, которое непрерывно сжимается от холода. Но так как замерзающие частицы воды расширяются, то они, делаясь легче остальной воды, плавают на ее поверхности, и замерзание начинается сверху. Когда же на поверхности реки или озера образуется ледяная кора, то она защищает воду от дальнейшего охлаждения и не допускает, чтобы вся вода превратилась в сплошную массу льда. – После этого понятно, что указанное вами исключение воды из общего физического закона существует не напрасно. Этому исключению мы обязаны тем, что можем и зимою пользоваться в реках в озерах водою в жидком ее состоянии. Еще важнее то, что только при этом исключении водяные животные имеют возможность и зимою жить в воде. Не будь этого исключения, – вся вода в реках и озерах превратилась бы зимою в сплошную массу льда, и водяные животные погибли бы зимою. 2) Как умеряется испарина в человеческом теле в теплых климатах? – В теплых климатах солнечный жар может производить чрезмерную испарину в человеческом теле, а чрезмерная испарина производит расслабление. Поэтому, если бы в природе не было противодействие чрезмерной испарине, какую солнечный жар может производить в нашем теле, то теплые климаты, столь выгодные для человека во многих других отношениях, были бы неблагоприятны для здоровья людей, особенно тех, которые должны работать, и долее и чаще других находиться под открытым небом. Но чрезмерной испарине в нашем теле противодействует то же самое солнце, которое способно производит ее своею теплотою. От продолжительного действия солнечных лучей кожа наша делается толще, грубее и тверже; а чрез это она становится менее способной пропускать чрез себя испарину. Таким образом, кто больше подвергается солнечному жару и опасности расслабления от чрезмерной испарины, тот больше пользуется и противодействием солнца чрезмерной испарине в теле. Дивное равновесие! Мудрое сочетание противоположных действий в одном творении (солнце), для благодетельного уравновешения одного действия другим! Здесь печать премудрости о благости Творца! Надобно присовокупить еще, что, если человек и больше потеет в жарких странах, чем в умеренных климатах, то расслабление и вялость, которые от этого могут произойти, также предотвращаются действием солнца на наше тело. Известный английский врач Кильгур в своих „Лекциях о обыкновенных деятелях жизни“ говорит, что солнечный свет увеличивает крепость и напряженность мышечных волокон (см. „Библ. для чт.“ т. 8, И, 1835 г., смесь, стр. 13). От всех указанных вами благотворных действий солнца на наше тело зависит, что рабочие люди так же сильны в тропических, как и в умеренных климатах. Мало того, в жарких странах человек, живущий в тени, укрытый платьем, слаб, нежен, не деятелен и ленив, а напротив тот, который принужден трудиться почти ногой под лучами палящего солнца – силен, бодр, деятелен: посмотрите иа китайского мандарина и потом на араба. 3) Свойство насекомых производит своим ужалением род опухоли на древесных листьях. – Некоторые насекомые кладут свои яичкй на древесных листьях. Но если бы эти яички оставались без всякого постороннего покрова, то они едва ли могли бы достигать своего назначения: их могли бы попортить дожди: мог бы уносит их ветер, при чем они пропадали бы даром под ногами людей и животных или от других случайностей. Но для яичек зиждется как бы сам собою, уютный покров на листьях, защищающий их от дождя, ветра и разных случайностей. Насекомое производит ужаление на том месте листка, где оно хочет положить свое яичко; а от этого ужаления образуется на листке род опухоли, внутри которой и сохраняется безвредно яичко и беспрепятственно достигает своего назначения. Такие опухоли можно видеть, например, на листах береста: разорвите любую из них, и внутри вы увидите едва приметное насекомое, образовавшееся из яичка. Таким образом, свойство насекомых – производить своим ужалениен род опухоли на древесных листьях – имеет определенную и важную цель. 4) Выход бабочки из кокона. – Шелковичиный червяк образует из сока съеденных им шелковичных листьев тонкую, светлую нитку, и прикрепив ее одним концон к веточке шелковичного дерева, начинает делать странные движения: вертясь во все стороны, выпускает он из нижней губы тонкие нити, которые навертывает вокруг себя точно так, как мы навертываем клубок ниток. Такой клубок зовут коконом. Внутри кокона совершается преобразование шелковичного червяка; его ноги, глаза, зубы и мохнатая кожа твердеют и превращаются в жесткую оболочку; через четырнадцать дней эта оболочка лопается, и из нее выходит бабочка. Но для выхода на свет бабочке представляется еще препятствие в коконе, в который она сама себя заперла, бывши червяком. Как же бабочке выйти из своей тюрьмы? Ноги ее слабы и не могут разорвать множества ниток; прежних зубов у нее вовсе нет; нежный язычок ее годится только для того, чтобы пить сладкий сок из цветочных чашечек. Пришлось бы бабочке непременно погибнуть в ее крепкой тюрьме, если бы не было особенного средства к выходу на свет. У бабочки есть как бы волшебный сок: несколько капель этого сока достаточно, чтобы проесть нитки кокона и открыть бабочке дверь, чрез которую она вылетает на свет Божий. 5) Математический инстинкт пчел. – Действия чистого инстинкта никогда ве приписывались способности суждения, а между тем они представляют сильнейшие доказательства бытия разумной причины и единства преднамерения в мире Труды пчел принадлежат к числу самых замечательных фактов в обоих отношениях. Соты их одинаковы видом, соразмерностью и величиною везде, где вам угодно, и этот вид есть тот самый, который, помощью утонченнейшего анализа, дознан математиками за удобнейший в требующий наименее труда и материала. Открытие это сделано лет за сто, и даже способ; подавший к тому возможность, т. е. дифференциальное счисление, изобретен только полувеком ранее, тогда как пчелы уже целые тысячи лет строят по этому неизменному правилу во всех странах земного шара. С удивительной точностью выбирают они для наклонения стенок своей маленькой кельи угол в 120 градусов, который давно признан за лучший в удобнейший, а для наклонения ее кровли углы в 100 и в 60 градусов, которых свойства не знал ни один человек до восемнадцатого столетия, пока Меклорин не разрешил любопытной проблемы максимов и минимов, недоступной исследованиям без дифференциального счисления (См. «Библ. для чт.», т. ХII, смесь, стр. 15, 1835 года; сн. «Странник», 1870 г., августовская кн.).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle