Источник

Часть 7, Глава 51Часть 7, Глава 53

Первый член Символа веры

52. Лики св. Ангелов

В Ветхом и Новом Завете многократно упоминается о св. Ангелах, в бытии коих и здравый разум усматривает премудрость и благодать Зиждителя, начало и продолжение непрерывной цепи творения, нисходящей от Бога Духа, Имже вся быша, до Ангелов – духов, сотворенных бесплотными и простирающейся до человека, в котором дух облечен плотию. Некоторые из Ангелов нераскаянно пали в грехах, сделались диаволами и непримиримыми врагами добра, истины и блаженства (2Пет. 11:4; Иуд. 6), но побеждаются верующими о имени Господнем (Мк. 16:17). Св. же Ангелы приближением к Богу и созерцанием Его Божественного величия утвердились в добре и истине, и стали непреклонны ко злу. Они суть неумолкаемые проповедники величия Божия (Ис. 6:3; Откр. 4:8), вестники воли Божией для людей (Пс. 102:20, 21; Лк. 1:13, 26–28), хранители человеков (Быт. 19:16; Мф. 18:10; Деян. 12:15), и служители для хотящих наследовати спасение (Евр. 1:14; Откр. 8:3, 4).

Имена и служения св. Ангелов Писание указывает различные. На этом основании св. Дионисий Ареопагит, святитель 1-го века и первый епископ Афинский, рукоположенный ап. Павлом, в книге своей: «Небесная иерархия», изобразил св. Ангелов в трех ликах, разделив каждый на три чина или степени служения и приближения к Богу.

В первом высшем лике, ближайшем к Пресвятой Троице, первый чин составляют Серафимы (Ис. 6:2). Имя их значит: пламенный, огненный. Непосредственно и непрерывно предстоя Тому, Который «любы есть» (1Ин. 4:8), живет во свете неприступнем (1Тим. 6:16), и Которого престол есть пламень огненный (Дан. 7:9), они горят любовию к Богу, и этот огнь любви воспламеняют и в других (Ис. 6:6, 7).

Второй чин – Херувимы (Быт. 3:24), имя коих значит: разумение или ведение, кои потому называются многоочитии. Созерцая славу Божию и обладая высшим ведением и мудростию, они наблюдают все творение Божие и другим изливают премудрость Божию.

Третий – Преcтолы (Кол. 1:16), на которых Бог благодатно и непостижимо почивает (Пс. 79:2), которые потому называются Богоносными, не существом, но служением. Чрез них Бог являет Свое величие и правосудие (Пс. 9:5).

Во втором, среднем лике к первому чину принадлежат: Господство (Кол. 1:16), которые господствуют над низшими Ангелами. Доброхотно и радостно служа Господу, они сообщают и живущим на земле силу благоразумного владения собою и мудрого строения себя; учат владеть чувствами, смирять беcчинные вожделения и страсти, плоть порабощать духу господствовать над волею и побеждать искушения (Чис. 22; Суд. 12; 3Цар. 19:5–8).

Ко второму – Силы (1Пет. 3:22) чрез кои Бог творит знамения и чудеса для славы Божией, для помощи и укрепления труждающихся и обремененных.

К третьему – Власти (1Пет. 3:22; Кол. 1:16), кои имеют большую власть над диаволом, побеждают его, охраняют человека от искушений его, и укрепляют в подвигам благочестия (Дан. 6:20–27, 10:14; Мф. 1:20; Деян. 12:6–10).

В третьем, низшем лике, пребывают: в первом чине Начала (Кол. 1:16), кои начальствуют над самыми благими Ангелами, назначают им должности, распределяют каждому служения, управляют вселенною и царствами или обществами человеческими (Зах. 11:2, 3; Откр. 7:1, 14:18; Втор. 32:8; Дан. 12:1, 10; 4Цар. 19:35).

Во втором Архангелы (1Сол. 4:16) – благовестники и провозвестники высших тайн Божиих, утверждающие веру между людьми (Лк. 1:26–38).

В третьем Ангелы (1Пет. 3:22) – ближайшие к людям, их охранители и вестники меньших таин Божиих (1Пар. 21; Тов. 12:12, 13). Церковь ежедневно при богослужении просит у Господа «Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших»47. (Сост. по кн. прот. Г. Дебольского «Дни богослужения правосл. кафол. вост. церкви», т. 1, изд. 8, 1887 г. стр. 249, 250).

 

* * *

47

Примеч. О седьми высших ангелах. В откровении св. Иоанна Богослова читаем: «благодать вам и мир от Сущего и Иже бе и Грядущего, и от седми духов, иже пред престолом Его суть» (Откр. 1, 4). И в книге Товита, ангел Рафаил называет себя единым от седьми, предстоящих пред Господом (Тов. XII, 15). Кто сии седьмь, и какие их дела? По словам св. Димитрия Ростовского сии седьмь но имени и порядку в чину своем суть: 1. Михаил: он есть первый служитель Божественные славы, страж, защитник и забрало Божией чести. 2. Гавриил – служитель Божественные крепости и изъявитель сокровенных Божиих таин. 3. Рафаил – служитель Божественных целеб (врачеваний), чудесно свыше на немощное естество изливаемых. 4 Уриил – свет и огнь, освещающий познанием Бога и возжигающий сердца человеческие любовию Божественною. 5. Салафиил – служитель Божественных молений, выну к Богу о роде человеческом молящийся и человеков усердно, богомысленно и усиленно молитися научающий и к молитве возбуждающий. 6. Иегудиил – служитель Божественных хвалений и исповеданий, помощник в подвигах и трудах, укрепляющий тех, кои труждаются в чем-либо, для славы имени Господня, и мзду им за то от Бога ходатайствующий и уготовляющий. 7. Варахиил – служитель Божиих благословений и дарований, человеком от Бога препосылаемых. Сии седьм ближайшие величеству Божию архистратиги всеми чинами и иерархиями по Божьему повелению управляют (Из твор. св. Димитрия Ростовск.).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle