Источник

Часть 7, Глава 74Часть 7, Глава 76

Первый член Символа веры

75. Одно ли и то же в Боге: предвидение, предопределение и промысл?

В «Православном исповедании» дается на этот вопрос следующий ответ: предведение, предопределение и промысл различаются в Боге по своим действиям. Промысл относится к вещам сотворенным. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия всех тварей, хотя они и различны между собою. Предведение есть одно ведение будущего, без определения оного в частности, т. е. оно не определяет существования той или другой вещи; но предопределение, зависящее от предведения, есть определение частное, т. е. оно именно определяет, что должно быть, но определяет только добро, а не зло, ибо если бы оно определяло и зло, то сие было бы противно естественному свойству Божию – благости.

Итак, справедливо можем сказать, по нашему образу представления, что предведение по порядку предшествует в Боге, за ним следует предопределение, а после за сотворением промысл о сотворенном. Сему апостол ясно нас учит, говоря: «ихже... предуведе, [тех] и предустави... а ихже предустави, тех и призва: а ихже призва, сих и оправда: а ихже оправда, сих и прослави» (Рим. 8:29, 30). Впрочем, сии слова должно относить только к человеку. Поскольку прочие творения (кроме Ангелов, кои находятся в твердом и непеременяемом состоянии) не подлежать предопределению, ибо не имеют свободы, а посему в них не может быть никакого греха. И все, что делают, делают по природе, и потому ни наказываются, ни награждаются» («Прав. испов.» отв. на вопрос 30, ч. 1).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle