Источник

Часть 8, Глава 10Часть 8, Глава 12

Второй член Символа веры

11. Объяснение понятие «христиане»

Так называются веруюшие в Господа Иисуса Христа (Деян. 11:26; 1Пет. 4:16). В первый раз так стали называться они в церкви антиохийской, когда здесь, по смерти первомуч. Стефана, образовалось значительное общество учеников Христовых – частию из рассеявшихся из Иудеи верующих, и частию из язычников – еллинов или греков, уверовавших в Господа (Деян. 11:19–26). Прежде же, равно как и после, они назывались иначе учениками, братиями, верующими. В Св. Писании встречается множество и других названий их; таковы напр.: верные, избранные, призванные, помазанные, духовные, святые. Называются они также телом Христовым (Рим. 12:5; 1Кор. 10:17; Еф. 1:23), и членами одного тела, членами Христа (1Кор. 12:12; Еф. 4:25; Рим. 12:4, 5; 1Кор. 6:15, 12:27), храмом Божиим (1Кор. 3:16; 2Кор. 6:16; Еф. 2:21; 1Пет. 2:5), домом духовным (1Пет. 2:1), соучастниками благодати (Флп. 1:7), причастниками Божеского естества (2Пет. 1:4), детьми и наследниками Божиими и сонаследниками Христа (Рим. 8:17, 18), и пр. и пр. Но название христианина вполне обнимает все, что говорится в Св. Писании о качествах христиан, их обязанностях, правах и преимуществах, которые должны отличать и возвышать их пред другими, как христиан. Называясь по имени Христа христианами, они суть помазанники Божии, потому что, подобно Христу, помазаны Духом Божиим при своем возрождении в св. Крещении (Тит. 3:5), и потому им должны принадлежать все те великие качества, кои составляют необходимое условие, чтобы соответствовать своему великому имени. Как в Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, цари и первосвященники, и как Христу в высшей степени принадлежит и ведение пророка, и святость первосвященника, и могущество царя. Так и им, как ученикам и последователям Иисуса Христа, слово Божие усвояет высшие совершенства, высшие правила и преимущества. Им, как пророкам, принадлежит высшее ведение – не только внутренне обладание истинами веры и спасение (1Ин. 2:20, 27) и взаимное преспеяние в них (Кол. 3:16; 1Сол. 5:11), но и распространение света боговедение вокруг себя (Мф. 5:14, 16). Им, как священникам, принадлежит чистота и святость жизни, возношение свят. молитв и духовных жертв Богу и распространение благословение Божие на земле (1Пет. 2:5; Иак. 5:16; Мф. 5:44; Рим. 12:14). Им, как царям, принадлежит царское величие и высшие силы, права и преимущества, чтобы возвышаться над всем земным, господствовать над миром, над собою, над искушениями мира, плоти и диавола, чтобы устроять и распространять Царство Божие на земле, царство мира, радости и блаженства, и, наконец, достигать высшего наследие на небесах (1Пет. 2:9; Рим. 8:15–17; Апок. 1:6, 5:10; Лк. 22:29, 30; Мф. 25:34 и др.). Христианин, по слову Божию, есть чадо Божие, образ Христа, храм Духа Божие, наследник царствие, собеседник Ангелов и причастник Божеского естества; и все это, и все другие качества, обязанности, права и преимущества, какие усвояются им в Свящ. Писании, все это обнимает собою великое имя христианина. Чтобы вполне выразить его, для этого надлежало бы обнять все учение веры и спасение – во всей необъятной его полноте; но довольно для нас кратко сказать, что в нас, как христианах должны быть такие же расположение и чувствование, какие во Христе; мы должны ходить, как Иисус Христос, жить и действовать по примеру Христа: «образ... дах вам, – сказал Господь, – да, якоже Аз сотворих... и вы творите» (Ин. 13:15). «Сие... да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе», пишет апостол (Флп. 2:5). – (Сост. по «Опыту библ. словаря собств. имен» – прот. П. Солярского – т. IV, стр. 397, 398).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle