Источник

Часть 9, Глава 20Часть 9, Глава 22

Третий член Символа веры

21. В Иисусе Христе две воли: Божеская и человеческая

С особенною ясностию и силою учение о двух волях и двух действиях во Иисусе Христе, вопреки лжеучению монофелитов, утверждавших, что во Христе одна воля и однодействие Божеское, раскрывается в послании Агафона, папы римского. Приводим некоторые замечательные мысли из этого послание. Агафон учил: исповедуем, что каждое из естеств Христа, имеет естественные свойства, Божеское имеет все Божеские свойства, человеческое – все человеческие, кроме греха. Но исповедуя два естественные хотение в едином Господе Иисусе, мы не учим, что они противны и враждебны друг другу, как заблуждающиеся от пути истины обвиняют апостольское предание; не учим, что они разделены, как бы на два лица или ипостаси, а говорим, что один тот же Господь Христос имеет в Себе, как два естества, так и два естественные хотение и действие, т. е. Божеское и человеческое, что Божеское хотение и действие Он имеет от вечности общее с единосущным Ему Отцом, человеческое же принято от нас вместе с нашим естеством во времени.

Как естеств, соединившихся в одном Христе, два, так по истине два их и действие, которые с своими естествами присущи одному и тому же Господу Иисусу Христу.

И в опровержение ереси Агафон писал: «Когда утверждают, что во Христе одна воля (что нелепо), тогда необходимо, чтобы утверждающие это признали ее или божественною, или, человеческою, или составленною из той и другой, смешанною и слитою, или же (как исповедуют все еретики) признали, что Христос имеет одно хотение и одно действие, как проистекающие из одного составного естества. Во всяком случае, здесь уничтожается естественное различие, которое и после чудного соединение св. соборы утвердили и велели нам сохранять, – ибо хотя они учили, что Христос один и одно Его лицо или ипостась, именно по причине ипостасного соединение естеств, но в то же время предали нам познавать и проповедовать различие самых естеств, в Нем соединенных, и после чудного их соединение. Итак, если в одном и том же Господе Иисусе Христе сохраняются свойства естеств по причине различие, то с полною верою требуется признавать и различие Его естественных хотений и естественных действий, дабы нам не допускать никакой еретической новизны в Христову церковь» (Деяния Вселенских Соборов VI, 66, 67, 85, 97).

Этим посланием Агафона главнейше и руководился собор при составлении своего православного исповедание веры. В «Деяниях VI вселенского собора» говорится, что отцы собора послание Агафона приняли с распростертыми объятиями (Деяния Вселенских Соборов VI, 470), как объяснившее тайну богословия (Деяния Вселенских Соборов VI, 498). В вероопределении собора касательно спорного пункта о волях и действиях во Христе читаем следующее:

«Проповедуем, согласно учению отцов, что в Нем (Христе) два естественные хотение или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно и две естественные воли не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля уступает, не противоречит, или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле. Утверждаем, что в одном и том же Господе нашем Иисусе Христе, истинном Боге нашем, два естественные действие нераздельно, неизменно, неразлучно неслитно131. Мы признаем две естественные воли и действие (во Христе), согласно сочетавшиеся между собою для спасение рода человеческого (Деяния Вселенских Соборов VI, 471 – 473). – (См. кн.: «История св. вселенских соборов». Вып. 2-й. А. Лебедева, Москва. 1876 г., стр. 212–214.

 

* * *

131

Отсюда видно, что собор учение о двух волях во Христе Иисусе излагает в тех же самых выражениях, в каких на IV вселенском соборе изложено было учение о двух естествах во Христе (Деян. т. IV, стр. 109).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle