Глава XVIII. Калабрия
Житие Илии Нового.
Если Калабрия и Великая Греция и в более старое время была населена преимущественно греками, то со времени иконоборчества, когда преследуемое монашество бежало из Византии на окраины империи, южная Италия положительно наводнилась греческими монахами и усеялась многочисленными греческими обителями ордена св. Василия. Один такой монастырь был создан в Салине св. Илией Новым, житие которого здесь рассматривается.
Из жития видно, что неразлучным спутником Илии в его постоянных путешествиях был его ученик Даниил, сын Ионин, уроженец Тавромения, прославившийся также святостью. В сицилийском Каиетановом мартирологе память его изложена в следующих выражениях: beati Danielis, monachi Tauromenitani, s. Eliae discipuli. И если житие изобилует множеством подробностей интимной жизни учителя и ученика, то без всякого сомнения Даниил был почти единственным человеком, который мог рассказать жизнь св. Илии со всеми мелочами. Но мы не можем допустить, чтобы агиографом был именно Даниил; он рисуется лицом, только рассказывавшим об Илии, но не писавшим его жития. Болландист J. Pien (Pinius) называет его анонимом; но если бы нужно было все-таки отметить имя вероятного агиографа, мы могли бы указать на инока Савву, другого ученика святого, который хотя не так часто был в обществе Илии, но который мог написать житие своего учителя со слов Даниила.
Илия происходил родом из сицилийского города Enna. – Это один из старейших городов Сицилии, на месте нынешнего Castrogiovanni.673 Славные родители его были из фамилии Rachetarum (Ῥαχέτοα? Racchetta). Родившийся мальчик был назван Иоанном. Eam urbem cum essent Carthaginenses depopulaturi, родители с пожитками перебрались in sanctae Mariae castrum. – Enna был взят сарацинами в 831 г.; местоположение Castromaria (?) неизвестно, но болландисты думают, что этот город лежал в области Средиземного моря. – Здесь на восьмом году возраста Иоанн успевал в нравах (§ 3). – Болландисты, относившие падение Ennae к 831 г., полагали, что Иоанн родился в 823 г., напротив Амарн утверждает, что святой родился в 828 или 829 году (I, 512). Это тем страннее, что в год его кончины (904) ему было 80 лет. – Ночью во сне он услышал голос: Иоанн, тебе нужно быть уведенным в плен в Африку, где ты должен будешь наставить на путь истины слабых в вере. Это сновидение Иоанн поведал родителям. Последние поэтому не выпускали его одного вон из города. По достижении 12-летнего возраста (в 835 г.) он начал заниматься Св. Писанием (§ 4). Он возвестил, что Castromaria будет взят (Сарацинами) через три дня, поименно называя, кто будет при этом убит. Народ бросился к юноше, ища спасения, Иоанн призывал его к покаянию (§ 5). At cum Saracenorum adventus jam propius immineret, родители Иоанна отправились в одно село, а юноша остался дома. Товарищи упросили его выйти из города. Сарацины в это время напали на мальчиков и всех их забрали. Им грозила неволя в Африке, но один христианин выкупил их (§ 6). Иоанн увидел во сне λευκοφόρον ἱππότην, который спросил его: что ты плачешь? – Я лишен родителей. – Утешься: сегодня ты и твои спутники (более 220 человек), вы увидите их. – Кто ты? – Я апостол Анания (§ 7), и при этом Анания прибавил: знайте, что сегодня вы попадете в руки греческих воинов, то есть греческого сицилийского гарнизона, оберегавшего остров от Сарацин. И действительно: в 8-м часу явилось судно как бы из Сиракуз, освободило (quasi Syracusis salvisset) и забрало их, так что пленники очутились на свободе (§ 8). Но вот голос повелел Иоанну переплыть mare periculosissimum в Африку, как некогда и было ему указано (§ 9).
Non multo post, ecce tibi Agarenorum irruptio priore longe crudelior atque immanior. Когда юноша находился вдали от вышеупомянутых городов, он был схвачен, но купленный снова одним христианином, был отведен в Африку, где был перепродан другому христианину. Последний полюбил Иоанна (как фараон Иосифа), сделал его управляющим всего дома и вверил ему все свои дела; юношу уважали не только африканские христиане (qui inibi versabantur), но и измаильтяне (§ 10). Далее в общих чертах повторяется Иосифова история. Но вот во сне голос ему сказал: успокойся: ты скоро освободишься от бед, ибо преступная meretricula падает в яму, которую она рыла. Через два дня после того муж накрыл её в прелюбодеянии и выгнал её из дома.
Оставив этот дом, Иоанн решился плыть в Палестину и там принять иночество (§ 14). Однажды христианин вел спор с измаильтянином о вере и в порыве негодования разбил ему голову палкой. Оба они были представлены эмиру (ad ameram). Последний велел сарацина отвести домой, а христианина обезглавить. Видя это, Иоанн спешит к умирающему, обнимает ему голову и исцеляет, потом идет к префекту и рассказывает чудо народу. Эмир удивился и освободил христианина от смертной казни (§ 15). После сего много недужных сарацин приходило к Иоанну, он исцелял их и крестил. Среди достойных священноцерковно-служителей в то время выделялся блаженнейший епископ Панталеон, украшенный разными добродетелями, на голове которого Иоанн видел голубя (§ 16). Позванный на суд к эмиру (ameramnem), Иоанн держал себя мужественно и с достоинством.
Иоанн прибыл в Иерусалим в апреле месяце и поклонился Гробу Господню (§ 17). – Hic Rhodus, hic saltus, замечает издатель; Nam quid e mense isto in rem praesentem extundas, quando annus non additur? справедливо заметил болландист J. Pinius (§1 n° 7). Этот ученый полагал, что Илья принял монашество на 52 г. своей жизни, т. е. по его расчету в 875 г.; но в XVIII веке сведения о патр. Илии не отличались точностью. Путешествие сицилийцев в Палестину было довольно обычным; паломничество совершали: св. Григорий еп. Агригентский, Симеон, сиракузский монах св. Бенедикта, дева Марина из г. Скания, Канон Незитанский и т. д. – В то время правил Иерусалимскою церковью патриарх Илия (879–907 или 881–910), vir admirabilis, caelestique prudentia ornatissimus, qui incomparabili sapientia et doctrina orthodoxa ecclesiam mirum in modum illustravit. Прибытие к нему Иоанна было возвещено свыше. Патриарх постриг Иоанна на горе Голгофе и нарек его своим именем – Илией. Проведя несколько дней в Иерусалиме для поклонения святым местам, новопостриженный инок Илия отправился сначала на Иордан, в Генисарет, на г. Фавор, на место quem «Duodecim sedes» vocant (местоположение которого неизвестно) и на Синай (§ 18). Здесь Илия жил три года, ревностно изучая и исполняя монастырский устав. Затем он прибыл в Александрию,674 около которой исцелил бесноватого и многих других. Вечером он вошел в sancta martyrum templa евангелиста Марка, епископа-мученика Петра, Мины и Кира и Иоанна (§ 19). Отсюда Илия отправился в Персию, Антиохию и Африку (?). Встретив 12 сарацин, истомленных в пути, Илия вступил с ними в беседу (§ 20) и обратил их к истинной вере (§ 22).
Пройдя Африку, Илия прибыл в Сицилию и в Панорме встретил свою мать, украшенную всякими добродетелями, которой рассказал о своем путешествии. С нею он жил много дней. Per id tempus cum Agarenorum princeps classem aciemque instrueret adversus Rheginos, noster christianissimus imperator (erat is Leo clementissimus, 886–911) Basilium quemdam, cognomento Nasar, ducem constituit ac Rhegium cum quadraginta quinque navibus ad obsistendum hosti mittit. Тогда Илия omnibus liquido praedicabat et graecorum victoriam ac cladem Agarenorum (§ 23). Когда агарянский флот из Панорма отправился в Rhegium, все жители думали о своей погибели, но Илия сказал: не бойтесь, Господь будет сражаться за вас. Тогда вождь Василий с некоторыми избранными воинами, встретившись с врагом, часть варваров разбил, часть утопил в море, часть взял для трофея. Так исполнилось предсказание святого.675 – Если допустить последовательность рассказа нашего агиографа, то надо будет сознаться, что мы живем в царствование Льва Мудрого. Личность Насара известна; но светская анналистика говорит, что Насар в качестве адмирала флота успешно боролся с сарацинами в царствование имп. Василия I. Последний, отмеченный хрониками, поход его относится к 881 году, когда он у Мессинской Мефоны разбил 12,000 африканских сарацин на 60 кораблях и преследовал их в Сицилию, Африку и Лангобардию.676
Отправившись из Панорма, Илия прибыл в Тавромений (ныне Taormina) и здесь жил несколько дней. Один здешний юноша пожелал принять от него монашество; Илия постриг его вод именем Даниила. Затем святой сказал последнему: пойдем отсюда, ибо я предвижу большие несчастья этому городу со стороны Агарян, ибо вождь Barsamius будет побежден варварами. И вместе с Даниилом он отправился в Пелопоннис (§ 24), – Βαρσάμιoς’α, греческого полководца и адмирала, не знает византийская хронография; но в арабских хрониках находится известие, что адмирал Насар в битве при мессинской Мефоне разбил 12,000 африканских арабов и что греческий капитан Варсамий был разбит арабами у Таормины. Агиограф, описывая пророчество св. Илии, совершившееся в 902 г., для подтверждения его описывает упомянутые экспедиции Насара и Варсамия. Выходит, что диакон говорил агиографу о поражении греков настолько в общих выражениях, что автор, пожелав рельефнее представить события, спутался, назвав имена деятелей не современных, а более чем 20-ю годами ранее, так что о событии собственно 902 г. у него нет в сущности никаких особых известий.
По словам Каиетана, стиль жития св. Илии neglestus ас satis simplex, sed historiam existimo magna cum fide conscriptam.
Был ли агиографом Савва, или анонимный инок Салинского монастыря, он написал житие со слов Даниила уже тогда, когда по смерти Илии тело его было перенесено в Калабрию и около него совершались чудеса, то есть не ранее 905 или 906 года, когда служители, к которым обращался с речью агиограф, еще видели, знали и слышали самого святого.
Житие Илии Нового677 – памятник западно-греческой агиографии и в этом его главное значение. События, относящиеся до Сицилии и южной Италии, изложены в хрониках очень спорадически, случайно, мимоходом, тогда как в рассматриваемом житии они представлены более или менее цельно и, главное, в последовательном порядке. В лице Илии рисуется нам тип монаха-скитальца из Южной Италии, постоянно менявшего места своего пребывания, изъездившего Европу, Азию и Африку, побывавшего и в Старом и в Новом Риме, умершего в Солуни, но пожелавшего быть погребенным в своем монастыре в Калабрии. Попутно рассказывается вкратце о лицах, с которыми встречался святой, дается характеристика их и вообще сообщаются сведения о событиях в разных частях света в конце IX и начала X века.
Ценность памятника, стоящая вне всякого сомнения, к сожалению, однако значительно умаляется в виду слабости агиографа в деле сохранения исторической перспективы. Особенное по-видимому впечатление на автора произвел памятный 881-й год, когда в южной Италии произошло весьма крупное событие: византийский Barsas был побежден Mohammed’ом Ben-Alfadhl’ом в 881 году,678 то есть и здесь опять мы встречаемся с рассказом из более раннего времени, нежели к какому приурочивает событие агиограф. Падение Тавромения относится к 902 году.679 Рассказ о поражении греков у Rhegium’a записан также Иоанном, диаконом Неаполитанским, в Мученичестве св. Прокопия Тавроменского († 903 г.).
В пределах Спарты (ea est Laconum urbs) Илия с Даниилом пребывали в храме Космы и Дамиана. Здесь святой исцелил Даниила и двух девушек от демона (§25). После того, как предсказание Илии о поражении вождя Тавроменийского войска Варсамия исполнилось, оба инока из Спарты прибыли в Botrotum (Buthrotum?), это, замечает агиограф, город древнего Епира, где в то время находился Epinius, qui secundas а duce exercitus tenebat, homo impius, ventosus ac protervus. Эпиний назвал прибывших монахов агарянами и подкупленными лазутчиками и вверг их в тюрьму (§ 26). – Отсюда видно, что Buthrotum, как вероятно и другие греческие города в области Средиземного моря, находились на положении усиленной охраны, когда прибытие путешественников в город встречалось с большим недоверием и подозрительностью, когда в каждом новоприбывшем, хотя бы даже и в монашеской рясе, готовы были видеть переодетого сарацинина; поэтому неудивительна строгость Эпиния, арестовавшего Илию и Даниила. – Бог покарал за это Эпиния: лошадь наступила на грудь судье, и он погиб; народ возрадовался его смерти и воспел хвалу Богу.
Намереваясь ехать в Рим, Илия с Даниилом заехали сначала на о. Corcyram, где они жили у епископа. – Вероятно, Пахомия. – Здесь Илия исцелил безумную женщину (§ 27). Из Керкиры иноки отправились в Калабрию и, придя в предопределенное Илье место Salinae, предались аскезе (§ 28). Здесь святой предсказывал агарянские нашествия задолго ранее, равно предвозвещал судьбу городов Сицилии (§ 30). – Сицилийский историк Каиетан отсюда заключал, что во время имп. Льва Мудрого много городов Сицилии еще не были заняты Сарацинами.
Когда Илия должен был идти в Пендадактиль,680 Даниил показал ему роскошно написанную им псалтирь,681 но святой велел ученику бросить её в озеро или болото. Даниил послушался. И когда, пройдя 6,000 шагов, Илия велел ученику вернуться и взять псалтирь, Даниил вернулся и нашел рукопись неповрежденной и не подмоченной. При этом Илия сказал Даниилу: твое послушание сохранило книгу (§ 33). Войдя в часовню св. Пантолеона, иноки увидели двух мужей в одеяниях апп. Петра и Павла, которые велели им немедленно завтра отправляться в Рим. Святой послушался.
В Риме Илия молился в храмах и был почтен не обычною почестью со стороны папы.682 Это был Стефан, муж дивный. – Трудно сказать, имеется ли в виду здесь папа Стефан V (885–891), или Стефан VI (896–897); болландисты склонны видеть здесь VI-го, Амари же V-го (I, 517). – В Риме Илия жил много дней и однажды сказал Даниилу: сейчас твой отец Иона умер, но не печалься, ибо он прожил благочестиво, – а Тавромений, родина Даниила, по замечанию агиографа, отстоял от Рима в 22 днях пути.683 Даниил запомнил день и час пророчества святого; и когда они из Рима вернулись в Калабрию, смерть Ионы подтвердилась – именно в тот день и час (§ 34).
Однажды Илия и Даниил были в Rhegium’е. Первый пришел к первопресвитеру Димитрию и сказал: благослови нас, епископе. Димитрий подумал, что святой ошибся, приняв его за другого, но Илия сказал: я видел тебя в епископском омофоре. Протопресвитер запомнил это. Вскоре он отправился в Константинополь, виделся здесь с патриархом и был поставлен епископом Керкирской церкви, на место Пахомия, viri praeclarissimi. – Среди предстоятелей Керкирской церкви в IX в. Lequien (II, 349) знал только первого архиепископа Арсения (нач. IX в.) и Михаила (869 г.); теперь мы должны сказать, что преемником Михаила мог быть Пахомий, за ним Димитрий. – Между тем святой духом провидел поражение, нанесенное агарянами г. Rhegium’y. Оставив монастырь в Salinae, оба инока отправились в Патры. Здесь святой исцелил четырех человек от злого духа и предсказал уход врагов из Rhegium’a. Когда он плыл по Ионийскому морю, поднялась буря; все отчаялись в спасении и искали покровительства у Илии. Святой перекрестил море и буря утихла. Отсюда, пользуясь второю поездкой, они прибыли в Rhegium и в свой монастырь в Salinae (§ 35). Отсюда они отправились на Месобианские горы; но узнав о нашествии варваров, вернулись в Salinae. Обращая мысленный взор на Сицилию, Илия предсказал Даниилу кончину своей матери. Ученик записал день предсказания; приехавшие из Панорма подтвердили факт смерти старушки в указанный день (§ 36).
Некий Константин, уроженец г. Scyllae,684 мучился artericis doloribus, молил святого об избавлении и через семь дней выздоровел (§ 37). Как Иона был послан к ниневиянам, так Илия – к Rheginos, которым он предсказал разграбление города. Одни из жителей были отведены в рабство, другие убиты мечом. Илия и Даниил отправились in sanctae Christinae castrum и спасли жителей от погибели (§ 38). – Castrocristina (?), по замечанию болландистов, расположен был на низменном берегу у подошвы Апеннинских гор, мимо которого протекает река того же названия.
Зачем иноки возвращаются в свой монастырь, из которого решаются не выходить. К ним под вечерь явился начальник флота Михаил, хорошо известный св. Илье. Он спрашивал на счет исхода кампании. Святой сказал: если хочешь победить, очисти свой народ (§ 39), чтобы он ни упивался, ни объедался, ни развратничал. Михаил подтянул солдат и – одержал победу; многие из Rhegini получили свободу. После этого Михаил еще более стал благоговеть перед Илией (§ 40). – В царствование имп. Льва Мудрого, по сообщению Иоанна Куропалата, известен был Михаил Зиритон, но он ли здесь разумеется, или какой иной Михаил, сказать определенно невозможно. – Когда преподобный (ὁ θεσπέσιος) беседовал, послушать его сходились даже многие епископы (§ 44).
Слава об Илии достигла до слуха имп. Льва. Pientissimus ac religiosissimus Leo просил святого молиться за его царство и управление.685 Через несколько времени свв. Илия и Даниил пожелали ехать в Tauromenium для поклонения мощам св. Панкратия. – Каиетан при рассмотрении этого известия без достаточного основания полагал, что паломники поклонялись мощам Панкратия в год разрушения Тавромения Сарацинами, то есть в 903 году. Но не лучше ли воздержаться от точного приурочения этой поездки? – По прибытии сюда Илия узнал о Brachimi hostis infestissimi exitialem ex Africa adventum ac civitatis vastitatem et cladem. Святой проповедовал воздержание и нравственную жизнь (§ 45), приводя в пример Эпаминонда и Сципиона, Romanorum imperatoris, которые при воздержности одержали победы, один над лакедемонянами, а другой над карфагенянами (§ 46). Но патрикий Константин и граждане считали слова Илии пустяками. Находись в доме Chrysionis, святой сказал: видишь ли, Хризион, постель, на которой я лежу? на ней будет лежать Brachimus, жадный до человеческой крови и многие из начальных людей этого города увидят стены этого дворца посеченными мечом. Но Хризион не обратил на это внимания. Вставши, Илия объявил, что отправляется in Amalphetarum urbem. Находясь в этом городе, святой поднял свои одежды до колен. Даниил спросил его: для чего это? – И Илия ответил: я вижу потоки крови; великолепные здания, которые ты видишь, будут разрушены агарянами до основания (§ 47).686 В Амольфи Илия и Даниил были гостеприимно приняты епископом. – По словам болландистов, амальфитанским епископом около этого времени был Ursus, выбранный на кафедру около 897 г.; в это время жители вм. «судей» получили от Константинопольского императора «дожей» (duces) с титулом императорского патрикия и протоспафария. – Через немного дней пришла к ним весть о погибели Тавромения (§ 48). Afer enim multis navibus instructus magnaque vi Tauromenitanos adortus, facili negotio capit, urbem evertit atque incendit ac complures eorum gladio trucidat... Urbe igitur eversa incensisque vicinis pagis tyrannus non tantum in christianos, sed in Christum etiam insolentia arrogantiaque debacchans Rhegium transmittit atque illinc Κωνσταντίαν (Consentiam). Илия вооружился против врага, но не железом и луком, а надеждою и мечем духовным, и Ибрагим, замышлявший овладеть Константинополем, пораженный молитвою святого, жалко умер в Константии (§ 49).687 – В рассказе об экспедиции африканского эмира Ибрагима в Rhegium, Consentiam и в Калабрию (по падении Тавромения) согласен с нашим агиографом и Иоанн, диакон Неаполитанский. О гибели Ибрагима в 901 или 902 г. говорит Lupus protospatharius и подтверждает Паджи: сарацинский царь Abraham прибыл в Калабрию и в г. Consentiam, где был убит молнией. Впрочем, по другим свидетельствам, Ebraimus, царь африканский, умер в Сицилии от диссентерии в пятницу месяца dhilcada 289 гиджры, или, по Каиетану, в октябре 903 года.
Когда сестра амальфитанского префекта захворала тяжелою лихорадкой, брат её пригласил Илию к постели больной, и святой даровал ей исцеление. После этого св. старец со своим учеником ушел в монастырь. Сюда пришла одна знакомая Илии женщина и жаловалась на отсутствие её зятя, который был взят в Регийском поражении и отведен в Африку: святой обещал ей возвращение её зятя через 30 дней (§ 50). Пленник действительно вернулся. На вопрос родных, как он получил свободу, Василий сказал: когда я находился в тюрьме и ежедневно ожидал казни, вижу я во сне в открытую дверь тюрьмы вошел пожилой монах, седой, от которого исходил свет, и сказал мне: Василий, вставай и иди туда, откуда ты был приведен; я – монах Илия, которого свекровь твоя in Aulinis (Σαλίναι?) просила творить за тебя молитвы к Богу; иди в свое отечество безбоязненно. Это чудо, замечает агиограф, не менее того, которое случилось с прор. Аввакумом: пророк из Иерусалима был ведом ангелом в Вавилон по воздуху, а наш Илия в бытность свою в Σαλίναι одним молением вернул Василия свободным в Rhegium; сравнится ли с этим Лидийский бег (cursus, λύδιον ἅρμα) или аргосский Пегас? (§ 51).
Во время пятимесячной засухи жители обратились к Илье с просьбою о молитве. Старец с Даниилом вошли в храм и молились: дверь небес разверзлась и пошел дождь (§§ 52, 53). Идя однажды с учениками Даниилом и Саввою, Илия захотел перейти через р. Σῆκρον (Secrum, Sagram, Sagrianum) и перешел не замочив ног (§ 54); жаждущему ученику даровал источник воды; просветился так, что ученик от света упал на пол (§ 55). Вскоре после того, идя к Cyriacae castrum, Илия узнал, что здесь умирает в параличе и лихорадке пресвитер Малахия. Илия дал ему палку и велел гулять с её помощью; больной выздоровел (§§ 56, 57).
Упомянутый Михаил, одержавший по милости Илии блестящую победу над измаильтянами, был сделан начальником провинции Калабрии. В должности стратига он встретился однажды с неким Περιστερᾶς (?Columbus), бессмысленным, желавшим все нового и нового человеком, который мучил солдат и разрушал их дома. Михаил схватил его, посадил в тюрьму и на другой день хотел казнить его (§ 58). Илия заступился за Columbus’a и даровал ему жизнь. Михаил, не хотевший его помиловать, через семь дней захворал и погиб, а Columbus, сидя в тюрьме, возлагал надежду на Бога и на св. Илию (§ 59).
Немного спустя к Илье в Σαλίναι (Aulinae) явился некий из так называемых мудрецов и спрашивал его о своем обете. «Когда ты дал обет?» спросил святой. – Перед взятием Rhegium’a, в присутствии епископа, а потом я был уведен пленником в Африку. Тогда Илия сказал ему: ты забыл об обете и полюбил женщину, солгав епископу и Богу (§ 60).
Однажды Илия сказал Даниилу: уже наступает день, когда нас пригласит благочестивейший император, как это возвещено мне свыше. «Ибо греческий император Лев, слыша, что Илия всеми признается дивным и творит чудеса, пожелал видеть его лично, чтобы от святых его молитв дошло до царства хоть несколько света: он любил монахов и был в высшей степени склонен к изящным искусствам».688 Пока святые рассуждали, в монастырь прибыл некий придворный Musonius (Μουσώνιος?) с намерением и поручением представить Илию императору с подобающею почестью. Припав к ногам святого, Мусоний передал ему письмо от императора. Илия прочел его и спросил: что общего у императора со мною, непотребным и отверженным стариком? Но я иду, чтобы освободить от смерти Columbus’a. Мусоний, разумеется, ничего не имел против этого. И вот Мусоний и Илия с Даниилом и Columbus’oм отправились в столицу. Но дорогою, тайно призвав Даниила, Илия открыл ему, что хотя они и предприняли путь в столицу, но ни он царя, ни царь его не увидит (§ 61).
Продолжая путь, путешественники прибыли на о. Эрикусу (Aericusa, Αἰρκοῦσα?), находящийся при самом входе в Ионийское море, не далеко от границ Епира. – Существовало два острова Эрикусы: один составлял часть группы Эолийских или Липарских островов (к северу от Сицилии); другой лежал к северу от о. Коркиры: про него и идет здесь речь. – Здесь Илия встретился с упомянутым выше Хризионом, который засвидетельствовал перед старцем истину его предсказания, и предсказал ему скорую смерть. Отсюда святой прибыл в Навпакт, где узнал, что сирийский флот Сарацин, замышлявший на Константинополь, заполонил все моря.689 Святой пророчески сказал: не так случится, как люди думают, а так, как Богу угодно: враги не пойдут на Византию и не замышляют против столицы, но среди Геллеспонта откажутся от похода, пересекут Иллирийский залив и опустошат Солунь.690 Услышав это, Мусоний оцепенел от изумления. Об этом блаженный Даниил много рассказывал уже после кончины святого (§ 62).
Кончина Илии была предуказана свыше как Иакову и Моисею. Расставшись с Навпактом, святой поехал в Грецию и прибыл в место недалеко от Иллирика, где заболел. Он дал рекомендательное письмо Колумбу для передачи его императору и, отправив своего protégé в Византию, сам он (с Даниилом) поехал в Солунь. Заходить в последний он однако не хотел, а остановился при входе в храм св. Апостолов. На следующий день он просил монаха, настоятеля храма, провести его в храм св. Димитрия. Глубоко вздохнув, Илия воскликнул: где ты (ubi gentium es), славнейший мученик Христов Димитрий? в коих местах ты обретаешься? говорил он, приходя к его гробнице. Тогда монах, сопровождавший святого, стал злословить его за такие речи. Окончив молитву, Илия сказал монаху: зачем обижаешься, любезный брате, будто я злословлю святого? Проводник понял пророческий дар Илии, пал ему в ноги и просил прощения (§ 63). Чувствуя слабость, Илия попросил себе скамейку и лег на ней. Но так как это место было неудобно, он перебрался в местечко «Печи» (Camini, Κάμινοι?). Призвав к себе Даниила, святой сказал: я вступаю на путь отцов моих, настало время разлуки между тобою и мною, 80-ти летним стариком;691 ты последовал моему учению, – оставайся при нем; не оставляй здесь моего тела, ни перевози его в Константинополь к императору, хотя он и будет требовать и доискиваться меня; я дал тебе ранее письмо к царю, чтобы он позволил после моей кончины перенести тело в свой692 монастырь, а столице нет нужды в моем теле: помните обо мне, когда нужно будет, пошли письмо к царю: он сделает все, что написано; впрочем прощай, Илия уже умирает. Обняв всех, святой скончался и положен с отцами своими XVI Kal. Augusti (§ 64). – Хотя это известие само по себе и недостаточно определенно, но в житии имеются и положительные данные, при посредстве которых может быть более или менее точно установлен год смерти Илии. Болландист J. Pien (Pinius), отнесший рождение Иоанна (Илии) к 823-му, кончину его приурочил к 903 году, независимо от свидетельства жития о восьмидесятилетней его жизни. В латинском житии Илии, написанном Бернардином Регинцем, встречается несколько неточностей: так напр. nostras Илия и родился и умер в Rhegium’е, в Калабрии, на руках другого Илии младшего: ошибка эта была замечена уже Каиетаном – Бернардин ошибочно назвал другого Илию младшего вместо «Даниила». Амари пишет, что по житию Илия умер 17 августа 903 (в другом месте: 904) г., однако в житии года не дано. Итальянский ученый, очевидно, читал не латинский текст жития, а только Commentarium praevium болландистов, где приводится мнение Каиетана. В оригинальном греческом житии читается: μηνὶ λῴῳ ὅς ἐστιν αὔγουστος, ἑπτὰ καὶ δεκάτῃ. Месяцем λῷος у македонян и асийцев назывался июль, у других сентябрь, у третьих октябрь; и если бы наш агиограф точнее не определил этот месяц λῷος, мы так и не знали бы, когда скончался Илия – в июле, августе, сентябре или октябре. Итак святой умер в Солуни 17 августа 903 года, перед самым падением этого города.
Масса монахов и народа собралась на погребение почившего; был тут и сам dux со своим войском. – По свидетельству И. Куропалата, это был Лев Θαρσιλάκιος, который по завоевании Солуня был взят в плен. – Весь день и ночь распевались похоронные гимны. Тело святого было положено в храм муч. Григория.693 – Должно быть согласно с греческим: Георгия. – Даниил никоим образом не мог унести тела Илии в его монастырь, не смотря на то, что жил здесь десять месяцев. Между тем некий известный патрикий Варда,694 узнав о чудесах святого, прибыл к Даниилу и просил открыть ему гроб его. При открытии обнаружилась нетленность тела. Dux лобызал мощи и велел сделать деревянный гроб, куда и было положено тело, одетое в чистейшие ризы. Об этом dux без ведома Даниила уведомил императора (§ 65). Имп. Лев, уведомленный донесением dux’a, велел перенести тело Илии в столицу. Тогда Даниил передал патрикию письмо на имя императора, и Варда препроводил его в столицу через почтальона (tabellarius). Лев Мудрый прочел письмо и – поступил согласно с его содержанием. Призвав Георгия, родом Калабрийца, человека деятельного и знатного, жившего тогда в Константинополе, царь поручил эту провинцию его управлению. Георгий прибыл в «Печи» (Caminorum, Καμίνων?), взяв мощи Илии и, пройдя провинции империи, Амид и всю Грецию, прибыл в Феспрот до Buthrotum’а (в Епире).695 Наконец он доплыл до города Rusianorum, откуда на коне прибыл в castrum Besianum (Castrobesiano? § 66). – Значит, Георгий, переплыв Тарентский залив, высадился в г. Сибарисе (Thusii),696 а отсюда сухим путем прибыл в Βεσκία, πόλις τῶν Βεσκιανῶν (в стране Бруттиев).697
Здесь, в Вескии, исцелился один юноша от злого духа. Даниил отправился в Σαλίναι сообщить братьям о кончине св. Илии.698 – J. Pien перевел здесь неправильно: de sancti corporis translatione fratribus annuntiaturus. – Масса народа вышла in Taurianam (вернее Taurianum) и с великим почетом встретила нетленное и благоухающее тело святого, которое «и ныне обильно источает чудеса». Братия монастыря Илии Нового, обогащенные таким даром, усугубили свои иноческие подвиги (§ 67). Благочестивый царь Лев щедро одарил Ильин монастырь, так что последний сделался самым знаменитым из всех итальянских монастырей если не древностью, то славою; он стал новым Кармилом и раем.699 В заключение агиограф сообщает, что он написал немногое из многого, что многое еще опущено, чтобы не увеличивать размеров речи; мы, говорит он, выбрали средину, отметив все более достопримечательное (§ 68).
* * *
См. карту к Murray: Handbook for travelers in Sicily. London 1864, и p. 221–222.
По Амари (I, 515), Alessandria о forse Alessandretta.
Tum Basilius dux cum nonnullis delectis militibus hosti occurrens, partem barbarorum fudit, partem in mare deturbavit atque demersit, nonnullos superstites dum cunctando sibi salutem quaerunt, cepit, ut de his triumphatis victoriae trophaeum erigerat: sic vaticinationem divini patris nostri Eliae minime vanam fuisse comprobavit eventus.
Muralt p. 462.
Cod. monast. s. Salvatoris (близ Мессины): Βίος καὶ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὸς ἡμῶν Ἠλίου τοῦ νέου (Τῶν τῆς ἀρετῆς ἀθλητῶν); латинский перевод иезуита Августина Флорита (Operae pretium est) у Caietanus’a в Vitae sanctorum Siculorum, II, 63, sq. и в AΑ. SS. Boll, август, III, 489–509.
Muralt 739; Amari, Storia dei musulmani di Sicilia, Firenze 1854, I, 417–418, 516.
Murray’s Sicily, p. 461.
По Каиетану, это – крепости на Регинской территории, подле мыса Leucopetra, ныне Pentidattolo.
Psalterium pulchre ac se elaboratum ac fabrefactum ostendebat.
Non vulgari honore cohonestatus est ab eo, qui ejus cathedram obtinebat.
Atqui distat Tauromenium Roma, ubi tum Elias versabatur, vigiati dierum itinere.
Город Южной Италии в проливе, отделяющем Италию от Сицилии. «Сцилла и Харибда».
ne pro imperio rectaque reipublicae administratione Deum continenter orare gravaretur.
Amalphia– митрополия Picentinorum ducatusque amalphitani, в 30,000 шагах от Неаполя, на границах древней Дунайской провинции.
Qui ad Constantinopolim occupandam animum adjecerat, is Brachimus fortiter dimicans oratione justi viri percussus, Consentiae in Italia misere moritur.
ut nonnihil etiam lucis ex sanctis illius precibus ad imperium accederet: erat enim monastici instituti studiosus et ad honestas artes proxime proclivis
Syriacam Agarenorum classem, quae Constantinopolim cogitabat, omnia maria percurrere.
nec illi in Byzantium navigant ejusque eversionem machinantur, sed in medio Hellesponti cursu revertentur et Illyricum sinum percurrentes Thessalonicam invadent ac depopulabuntur. Иллирийский залив это s. Thermaicus.
Cum octogenarius sim.
Suum, мы ожидали бы: meum, т. е. монастырь мною основанный. Suum говорит о том, что монастырь салинский был из числа царских.
in sancti martyris Gregorii templo.
Личность однако неопределенная. Куропалат знает нескольких Вард.
В греческом: διήρχετο τὰς ἐπαρχίας Ἄμυδον, Θεσσαλίαν, Ἑλλάδα καὶ Θεσπρότην μέχρι Βουθρωτοῦ. В латинском: omnes imperii provincias ac Graeciam ipsam peragrabat, Thesprotum atque adeo usque Buthrotum. J. Pien представляет здесь поправку: varias imperii provincias, или: omnes imperio (jussu) caesaris designatas provincias.
Rusianorum, Roscianum, Ruscianum, Ruscia; у Прокопия (Bell. Goth. lib. 3): Ruscia est promontorium Thurinorum.
Cp. Περὶ πόλεων Стефана, ed. Berkel, p. 219.
ἐκεῖθεν Δανιὴλ προσλαβὼν παραγίνεται ἐν Σαλίναις μηνύσων τὴν ἀνακοίμησιν τοῦ ὁσίου τοῖς ἀδελφοῖς. По латинскому тексту, отправился в Салины не Даниил, а исцелившийся юноша.
ἥντινα παροικήσας ὁ νέος Ἠλίας ὡς ἄλλος ἐκ νεότητος Κάρμηλον, ἔδειξεν νέον παράδεισον.