Хрисанф Мефодиевич Лопарев

Греческие жития святых VIII и IX веков

Содержание

Предисловие

Указатель житий святых

Введение а) Μαρτύρια (Acta) b) Βίοι (Vitae) c) Теория или схема похвального жития d) Общие критические замечания о житиях Глава I. Константинополь вообще Глава II. Св. София Глава III. Студийский монастырь Глава IV. Псамафийский монастырь Глава V. Влахерны Глава VI. Хорский монастырь Глава VII. Иосифов монастырь Глава VIII. Монастырь Психаитский Глава IX. Пафлагония (Амастрида, Тий, Дадивры) Глава X. Вифиния (Олимп, Катавол, Пандим, Мидикий) Глава XI. Пропонтида (Кий – Пелекит, Халкидон) Глава XII. Кипр Глава XIII. Восток: Палестина и Сирия Глава XIV. Эллада (Аргос, Кариуполь, Егина) Глава XV. Македония (Солунь, Косиница) Глава XVI. Фракия (Виза) Глава XVII. Сицилия Глава XVIII. Калабрия Приложение Никита-Давид Пафлагонянин Указатель некоторых слов  

 

Опыт научной классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения исторической и историко-литературной

Tαῦτά σοι παρ’ ἡμῶν καὶ εἰ μὴ κατ’ ἀξίαν, ἀλλ’ οὖν κατὰ δύναμιν.

Quoniam non potest id fieri quod vis, id velis quod possis.

Μια·Αγια Καθολικη Και Αποστολικη Εκκλησια

ταπεινῶς ἀφιέρωται

Предисловие

Мысль проф. В. Гр. Васильевского в 1887 г. о желательности рассмотрения для диссертации всех византийских житий святых иконоборческого периода, горячо нами принятая, но может быть не достаточно понятая, в течении длинного ряда лет подверглась значительному изменению.

По мере углубления в агиографическую литературу за указанный период, мы пришли к выводу, что она в своей совокупности не представляет чего-либо особенно ценного, что она слишком бедна, чтобы могла дать достаточно материала для ученой работы в области всеобщей истории. Нам казалось, что для изучения иконоборческого вопроса, о котором все исторические труды неизменно говорят как о явлении во многих отношениях неясном, мало данных даже в византийской, западной и восточной литературах, вместе взятых, тем более не достаточно лишь в одном отделе первой.

Придя к такому неутешительному выводу, мы раздвинули рамки и вместо эпохи 726–842 гг. критически обозрели агиографическую литературу за полные два столетия, за VIII и IX века, сделав попытку и предложив будущим работникам в этой области подобным же образом обозреть всю византийскую агиографию. Откровенно признаемся: этот путь для нас был очень утомителен; но раз начало сделано, работа будущих исследователей будет гораздо более продуктивною.

При рассмотрении агиографической литературы как источника для византийской истории мы осмелились подойти к житиям святых не в качестве поучающегося читателя, а в качестве трезвого аналитика житийского содержания: мы доискивались, когда, где и кем житие было написано, что представляла из себя личность агиографа и насколько сведения его заслуживают доверия; мы рассматривали святых VIII и IX столетий не как святых, вне времени и пространства, не как предмет для подражания, а как почтенных деятелей современной эпохи, не скрывая их слабостей, если таковые можно было в них увидеть; мы рассматривали самые жития их не как предмет для душеспасения, а трактовали их как биографии чем-либо замечательных современников, чем-либо известных деятелей в области церковной или светской; словом мы хотели показать, как надо научным образом рассматривать житийную литературу.

При таком взгляде на предмет мы должны были оценивать то или другое житие на основании главным образом только одного его, вот почему читатель не найдет в книге бесчисленных примечаний, которыми блещут все новые работы на ученые степени и которые довольно часто имеют второстепенную цену – библиографического аксессуара. Мы не последовали соблазнительному приему оценивать житие при посредстве хронографической и всякой другой литературы, полагая, что анналистика должна быть также рассмотрена сама в себе, прежде нежели она займет место проверенного источника для истории. Насколько такое соображение правильно, приговор произнесет ученая критика.

Настоящее сочинение состоит из четырех частей. Вслед за Современною Агиографиею во второй части идет Эпоха Метафраста, в третьей – Агиография Минейно-Синаксарная и в четвертой – поздняя Византийско-Греческая Житийная Литература.

Не имея права на снисходительность ученой критики, мы просим читателя отнестись к книге только с тем беспристрастием, с каким сам автор писал её во все лучшие годы своей жизни.

В заключение позволяем себе выразить искреннюю благодарность Императорской Академии Наук и Императорскому Православному Палестинскому Обществу за возможность личного обозрения рукописей некоторых западноевропейских библиотек, вице-президенту первой П. В. Никитину и библиотекарю Петроградского университета Μ. И. Кудряшеву за облегчение нам иногда пользования рукописною и печатною литературою, а редакции «Византийского Временника» – за напечатание книги в её органе.

Петроград, август 1914.

Указатель житий святых

† означает, что современного жития святого пока не найдено.

* означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться.

Аморийское мученичество: гл. I.

Андрей в «Суде» гл. I.

Антоний, патриарх гл. II.

Антоний Новый гл. X.

Афанасий Мефонский гл. XIV.

Афанасия Егинская гл. XIV.

Вакх Младый гл. XIII.

Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII.

Власий Болгарский гл. XVI.

Георгий Амастридский гл. IX.

Герман Косиницкий гл. XV.

Григорий Декаполит гл. II.

Димитриан гл. XII.

Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV.

Евдоким Младый гл. II.

Евстратий гл. X.

Евфимия (перенесение мощей) гл. IX.

Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV.

Евфимий Солунский гл. XV.

Игнатий, патриарх гл. IX.

Иларион, грузин гл. I.

Илия гл. XIII.

Илия Калабрийский гл. XVIII.

Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X.

† Иоанн Гетфский гл. IX.

Иоанн Дамаскин гл. XIII.

Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I.

Иоанн Психаит гл. VIII.

Иосиф Песнописец гл. VII.

Иулиан и дружина гл. I.

Климент Болгарский гл. XV.

† Лазарь, иконописец гл. I.

Лев Катанский гл. XVII.

Лука, столпник гл. XI.

Лука Елладский гл. XIV.

Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI.

Мария Младая гл. XVI

† Мефодий, патриарх гл. VII.

† Мефодий и Кирилл гл. XV.

Михаил, синкелл гл. VI.

Никита Мидикийский гл. X.

Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II.

Никифор Мидикийский гл. X.

Николай Студит гл. III.

† Петр Атройский гл. X.

Петр Аргосский гл. XIV.

Платон Саккудийский гл. III.

Саввинские мученики гл. XIII.

Стефан Новый гл. II.

Стефан, Савваит гл. XIII.

Тарасий, патриарх гл. II.

Филарет Милостивый гл. XIV.

60 мучеников гл. XIII.

Феодора Солунская гл. XV.

Феодор Едесский гл. XIII.

Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI.

Феодор Студит: ἐπίγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III.

Феофания, царица гл. I, † гл. V.

Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X.

Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.


Источник: Греческие жития святых VIII и IX веков : Опыт науч. классификации памятников агиографии с обзором их с точки зрения ист. и ист.-лит. : [Дис.]. Ч. 1- / Хр.М. Лопарев. - Петроград : тип. Акад. наук, 1914. - 27.

Вам может быть интересно:

1. Житие преподобного Стефана Комельского Хрисанф Мефодиевич Лопарев

2. Житие преп. Иосифа Волоколамского, составленное неизвестным Сергей Алексеевич Белокуров

3. Жизнь святого Φилиппа, митрополита Московского и всея России архиепископ Леонид (Краснопевков)

4. Св. Алексий, митрополит Киевский и всея России протоиерей Александр Горский

5. Воспоминание о старце Ионе, иеросхимонахе Симоновском иеромонах Арсений (Троепольский)

6. "Свете Тихий". Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Том 2 епископ Арсений (Жадановский)

7. Житие св. Николая Чудотворца: переводы из собрания В.П. Гурьянова Александр Иванович Успенский

8. Жития двух вселенских патриархов XIV в. св. Афанасия и Исидора I Афанасий Иванович Пападопуло-Керамевс

9. Жития древнерусских святых как источник по истории древнерусской школы и просвещения: (из заметок и наблюдений в области древнерусской агиологической литературы) протопресвитер Василий Виноградов

10. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного митрополит Евгений (Болховитинов)

Комментарии для сайта Cackle