святитель Игнатий (Брянчанинов)

БЛАГОДАРЕНИЕ

(см. также: Скорби). Иисус уготовал добрым делам сторичные награды, и делающему добро излишни похвалы человеческие, и потому кратким, но искренним благодарением за Вашу любовь, ласки, гостеприимство, удовлетворяя требованиям нашего сердца, оставляем все комплименты, сии наряды, в кои по большей части одевается нечистосердечие – блудница-лесть.

Положите себе за правило ежедневно благодарить Господа за Вашу чашу, т.е. за недуги, за все скорби Ваши, за жребий дочерей Ваших; в особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные, при нашествии таких помыслов «благодарение» произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит, они от бесов – и надобно их отгонять от себя. Отгоняются же скорбные помыслы «благодарением» Богу. «Благодарение» сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной. Будете благодарить – венчик примеряете. Мне бы хотелось увидеть на душе Вашей примерянный венчик небесный, венчик радования духовного! «Благодарение» из простеньких и немногих слов, а дела наделает больше, нежели сделают его тысячи умнейших книг. «Благодарение» – оружие, завещанное христианам Духом Святым через Апостола. «Благодарение» – апостольское, Божие учение и предание, благодарение Богу совершает чудеса и знамения! И зрятся эти знамения не очами телесными – несравненно превосходнейшими их очами душевными – и в душевной клети: там от Божественного прикосновения оставляет болезненный огонь скорби тещу Петрову – она начинает услуживать Господу. Петр – образ веры, теща его – образ души, ближайшей родственницы Петра. Благодарение сильно Богом Всесильным, Которому оно приносится! Благодарение сильно верой, которая одна, решительно одна, способна восприять и объять неограниченную силу Божию; у веры нет границ, как нет их у Бога и у всего, что относится к Богу. Разум, как ни разумен, – ограничен, не годится для дел Божиих. Все Божие, всякое знамение он встречает отталкиванием: «Как? Неужели? Почему?». – Прочь, непотребный отверженный Богом!.. Придите, святая вера и буйство проповеди Христовой, спасите нас!

Если жизнь наша на земле имеет свой конец, после которого проведшие в занятиях ради Бога наследуют вечное утешение, то Вы должны благодарить Господа Бога, приведшего Вас в святую обитель Свою, где славословится святое Имя Его, где рабы Его пребывают в различных скорбях вдали от всех мирских увеселений, в чаянии утешения вечного, которое они непременно получат, если пребудут верой и смирением в терпении, чего Вам искренне желаю. Если сердце Ваше не имеет благодарения, то принуждайте себя к благодарению, вместе с ним войдет в душу успокоение. Не подражайте тем, которые, находясь – ради Бога и ради надежды наследовать землю обетованную – в пустыне, пожелали возвратиться в Египет и за это отвергнуты Богом. Смерть близка, час ее неизвестен. Суд Христов ожидает, да грешники покаются, мука готова, пламень геенны жаждет жертв своих! Обращайте взоры Ваши туда, ибо те могут избежать геенны, которые часто вспоминают о ней. Иноки и инокини! Возблагодарим Бога, избравшего нас в служение Себе, несмотря на то, что мы отребие миру. Зрите, братия, звание ваше! (см.: 1Кор. 1, 26). – Бог избрал худородных, немощных, буих! – Братия наши миряне велицы и высоцы (см.: Пс. 151) именами, и богатством, и мудростью, но не благоволил в них Бог!


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4

Комментарии для сайта Cackle