святитель Игнатий (Брянчанинов)

составитель игумен Марк (Лозинский)
Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского

ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС (См. также БОГ, ЗАЧАТИЕ, ИМЯ ИИСУСА)

Евангелие есть изображение свойств нового человека, который – Господь с небесе. Этот новый человек – Бог по естеству. I, 111.

Истина есть Господь наш Иисус Христос. Усвоимся этой Истине верою в Нее; возопием молитвою к этой Истине, – и Она извлечет нас из пропасти самообольщения и обольщения демонами. I, 230.

Горестно – состояние наше!.. Оно – вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть воскрешение и живот. I, 230.

Для облегчения страданий и доставления утешений духовных при распятии и пребывании на кресте, распят и повешен на древе крестном вочеловечившийся Бог близ распятого человека. I, 331.

Ты являешься очам нашим, прикрыв невыносимую славу Божества человеческою плотию; будучи Словом Божиим, вещаешь нам слово Божие в звуках слова человеческого. Сила Твоя – сила Бога. Кротость Твоя – кротость агнца. Имя Твое – имя человека. Это всесвятое имя вращает небом и землею Оно, когда входит в слух, когда выходит из уст, входит и выходит, как бесценное сокровище, бесценное перло! Иисус Христос! Ты – и Господь человеков, и человек. Ты – и Бог, и человек! Ты – и Владыка и раб! Ты – Жрец, и Жертва! Ты – и Спаситель, и грядущий нелицеприятный Судия вселенной! И целишь Ты все недуги! И посещаешь, приемлешь грешников! И воскрешаешь мертвых! И повелеваешь водам моря, ветрам неба! И чудно вырастают хлебы в руках Твоих... посеваются, жнутся, пекутся, преломляются в одно и то же время И алчешь Ты и жаждешь и путешествуешь по стране нашего изгнания... Слава Тебе, Бог и Господь наш! I, 393–394.

Господь объяснил Свое молчание [Пилату] явлением воли Божией, которой Пилат, думавший действовать самостоятельно, был только слепым орудием. Пилат был неспособен понять что ему предстояло всесовершенное смирение: вочеловечившийся Бог. I, 542.

Аще кто хощет по Мне ити, возвещает святое Смирение: да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет. Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он воссел одесную Отца. Он Новый Адам, Родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных; избрание приемлется святым смирением, запечет девается святою любовию. I, 543.

Врата вечные и пути непроходимые открылись пред Господом нашим Иисусом Христом, Который, восприяв вольную смерть, сошел пресвятою душею Своею и неразлучившимся с нею Божеством во ад, сокрушил его вереи и врата, освободил его пленников, потом, воскресив Свое тело, прошел уже с ним пространство поднебесной, небо, небеса небес, и вступил на престол Божества. III, 135.

При господстве Ветхого Завета, человек обращался к Богу, Которого он еще не знал определенно; при наступлении господства иного, в Новом Завете, человеку, в преизобильное дополнение к прежнему обращению, предоставляется обращаться к Богочеловеку, как ходатаю между Богом и человеками... в котором соединено Божество с человечеством. IV, 30–31.

Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! IV, 167.

Краеугольный камень, на котором воздвигнуто духовное живое здание, Царство Божие, новозаветная Церковь, народ Божий... новый Израиль, этот краеугольный камень есть Господь наш Иисус Христос. IV, 220.

Богочеловек провел земную жизнь Свою в лишениях и скорбях. Этим Он освятил лишения и скорби истинно верующих в Него, возвысил земные лишения и скорби превыше земного благоденствия. IV, 286.

У нас всесильный ходатай Господь наш Иисус Христос! у нас всемогущее очищение от наших грехов Господь наш Иисус Христос! Уничтожив наши грехи при посредстве исповеди чрез такого Ходатая и чрез такое очищение, мы немедленно получаем всерадостный залог нашего спасения. IV, 370.

Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, несмотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого, и человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного. IV, 392.

Увлеченный гордостью Адам возмечтал в раю соделаться Богом... Тщетными, убийственными были замысел и покушение праотцов: преподает Божество Свое человечеству, пожелавшему Божества, Сам Бог, воплотившись от Девы, приняв зрак раба и твари, причастившись естеству разумных созданий, чтобы соделать их способными причаститься Божественному естеству. IV, 395–396.

Богочеловек зачался от действия Святого Духа! Слово составило Себе плоть во утробе Пречистыя Девы! Бог соделал плоть Свою в самом зачатии ее Божественною, способною к ощущениям единственно духовным и Божественным. Хотя свойства плоти Богочеловека были человеческие, но вместе все они были обоженные, как принадлежащие одному Лицу, которое Бог и человек. IV, 398.

Божественное тело Богочеловека зачалось Божественно и родилось Божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной, святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения, подобно тому, как болезни не сопровождали взятие Евы из Адама. IV, 403.

Как Богочеловек для племени спасающихся избранников заменил Собою Адама, и соделался их родоначальником: так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их матерью. IV, 404.

Надо, чтобы наш образ мыслей был проникнут Истиною; кроме Христа не понимаю и не знаю другой Истины. И не слепцы ли те, кто бы они ни были, которые в то время, когда предстоит им Христос в страшном величии смирения, вопрошают: что есть Истина? IV, 508–509.


Открыта запись на православный интернет-курс