Иларион Алексеевич Чистович

Период I. Александроневская славенская школа 1721–1725

Вследствие Высочайшего повеления, указом преосвященного Феодосия, архиепископа Велико-новгородского и архимандрита Александроневского монастыря, от 11 июля 1721 года предписано было: «учредить в общую пользу при Александроневском монастыре, для обучения юных детей чтению и писанию, Словенскую школу, в которой как того монастыря служительских детей, так и сирот, не имеющих родителей и своего пропитания и посторонних, кто кого отдать похочет, принимая от 5 до 13 лет, учить словенского чтения и писания но новопечатным букварям…..       И содержать ту школу из обыкновенных того монастыря доходов.» В то же время приказано было: «для содержания при Невском монастыре в учении словено-российской грамматики школьников убрать при канцелярии светлицу, со всем, как надлежит.» Репортом от 4 ноября монастырская канцелярия доносила преосвященному Феодосию, что вышеписанная светлица убрана совсем, как можно школьников учить.

Первые воспитанники Славенской школы были из всех сословий, но большей частью служительские дети из монастырских вотчин, дьяческие, подъяческие, посадские и монастырские келейники. Церковнических детей до 1725 г. было очень немного. Для приема и выпуска воспитанников не было определенных сроков: поступали в разные времена и продолжали учение столько времени, во сколько кто успевал пройти все хитрости грамоты и цифири. Впрочем, главный начальник школы, преосвященный Феодосий, наблюдал, чтобы без указу не окончившие грамматики и необучившиеся арифметике и несви- детельствованные им самим из школы не выходили и ни в какие службы не определялись. Отцов обязывали не брать из школы детей до совершенного обучения их. Сироты получали от монастыря пищу и одежду; прочие состояли на содержании своих отцов, которые платили за них в монастырь по три четверти ржи и по три рубля денег в год.

Предметы обучения

В Александроневской школе учились азбуке, письму, арифметике, псалтири, грамматике и толкованию евангельских блаженств. Духовным регламентом уже было предположено издать необходимые по этим предметам учебники: скоро такие руководства были приготовлены и напечатаны. Нуждам школы по этой части служила монастырская типография, учрежденная в 1720 г. ближайшим образом для печатания сочинений духовного содержания и узаконений духовного ведомства9. Первой напечатанной здесь книгой был Букварь или начальное учение отрокам; после печатались проповеди Гавриила Бужинского10, Феофана Прокоповича11, Пращица, нижегородского епископа Питирима12, Духовный регламент, Формы о возношении Высочайшего имени на ектениях, Устав келейный монахам Александроневского монастыря, Служба на 30 августа, составленная Гавриилом Бужинским13, Феатрон, соч. Страттемана, пер. Бужинского и проч. Здесь же несколько раз было предпринимаемо издание Библии полной и по частям. Когда, по повелению Императора Петра Великого, в 1717–1721 г. напечатана была Библия на голландском языке, Новый Завет в Гаге и Ветхий в Амстердаме: то в издании Ветхого и Нового Завета на каждой странице против голландского текста оставлена была белая половина страницы для славянского текста. Но припечатание его к Ветхому Завету не состоялось; только Новый Завет был напечатан славянским текстом на белых страницах голландской Библии, и это произведено, по Высочайшему повелению, в типографии Александроневского монастыря14. В 1727 г., по указу св. Синода от 31 окт., Александроневская типография закрыта, но в 1730 г. снова открыта для печатания славянской Библии, которое начинаемо было два раза, но ни в один раз не приведено к окончанию15; а несколько экземпляров Нового Завета, отдельно напечатанного (в 1736–1739г., двумя изданиями), хотя выпущено было в продажу в 1745 г., однако же и его выпуск скоро остановлен16: не известно, какие были причины запрещения этого выпуска. В 1739 г. напечатано Православное исповедание веры, соч. Петра Могилы двумя заводами: одно в-8, с киноварью, другое в-4 без киновари; в 1740 г. Святцы–киевской азбукой; в 1751 г. здесь же на станках московской синодальной типографии напечатано первое издание новоисправленной славянской Библии17.

Новопечатные буквари разосланы были по всем епархиям в таком числе экземпляров, сколько было церквей в епархии и сколько, кроме того, нужно было для воспитанников apxиeрейских школ. По грамматике руководствами были славянские грамматики Максимовская и Мелетиевская18; по греческому и латинскому языкам–Треязычный лексикон, составленный справщиком московской типографии Ф. Поликарповым; по закону Божию составленное Феофаном Прокоповичем и несколько раз печатанное в Александроневском монастыре особое руководство под названием «Христовы о блаженствах проповеди толкование». По объему и внутренней связи мыслей, сочинение это можно назвать нравоучительным богословием, расположенным в порядке евангельских блаженств.

Порядок учения

Учение начиналось азбукой, толкованием десятословия и молитвы Господней; а потом, с разрешения канцелярии монастыря, восходило к грамматике, арифметике и чистописанию. В свободное время воспитанники обучались, по силе Духовного регламента, игре на мусикийских инструментах и живописи, для чего приглашаемы были особые мастера из города.

Первым учителем грамматики был вызванный из новгородской архиерейской школы поддьяк Иродгон Тихонов, словенскую грамматику учением скончавший. Жалованья ему полагалось деньгами по 30 рублей в год и по 15 четвертей хлеба. Но когда число воспитанников увеличилось и одному учителю стало трудно управляться со всеми, то преосв. Феодосий в августе 1723 г. вызвал из новгородской школы другого учителя Андрея Тишина, который помогал Тихонову по должности наставника, обучая, кроме того, желающих и греческому языку. Канцелярия монастыря возложила на него обязанность, сверх занятий по школе, обучать орфографии подьячих невской канцелярии. Вместе с ними келейный иеромонах Вениамин обучал старших школьников арифметике.

Число воспитанников, содержание и размещение их

В 1721 году при первом образовании школы собрано было в нее 26 человек; из них 17 были на своем, а остальные 9 на монастырском содержании; в 1722 г. это число возросло до 53, в 1723 г. до 62: из них на монастырское содержание принято уже 45 человек; в 1725 г. всех было 82 человека. Между ними церковнослужительских детей было весьма немного; большая часть – дети канцелярских чиновников и монастырских служителей; двое дворянских детей – Певцовы, несколько купеческих и иноземцев: один араб, присланный от Высочайшего Двора, один индеец и один калмык. Последний прислан был в 1724 году, при указе св. Cинода, для обучения правильному книгочтению, нравственности и закону Божию, дабы впоследствии мог быть священнослужителем для желаюших принять святое крещение из калмыцкого народа. – При переименовании Александроневской школы семинарией, с назначением ее собственно для детей священно и церковнослужительских, большая часть школьников – менее способные к книжному учению–определены к разным монастырским службам; 26 человек отобраны в семинарию и не многие перешли в другие школы – здешнюю немецкую и новгородскую при тамошних монастырях.

Надзор за учителями в частных домах и школах

В 1722 г. преосв. Феодосий, архиепископ Новгородский, предложил св. Синоду, что «в С.-Петербурге люди духовного и миpcкого чинов обучают детей с.-петербургских жителей словесной грамоте, которая в детском возрасте требует от учащего весьма правильно грамматичного от фундамента к чтению и письму научением вкоренения. А они учащие все ли такового находятся искусства, о том св. правительствующему Синоду не известно. Чего ради надлежит быть им под присмотром и ведением учителя, обретающегося при Троицком Александроневском монастыре, Иродиона Тихонова». Вследствие этого предложения св. Синод возложил на Тихонова поручение проэкзаменовать всех учителей со стороны их познаний и способностей к учительству и представить в св. Синод ведомость с отметкой, кому можно дозволить обучение детей и кого следует отстранить. Приходским священникам поручено было сыскать всех таких учителей и объявить им указ св. Cинода. По исследованию оказалось, что учителями в частных школах и домах были архиерейские певчие, дьячки, дети их и дворовые служители; тем из них, которые оказались годными к учительской должности, т. е. знающими грамматику и правописание, Тихонов, по поручению св. Синода, дал инструкции, каким порядком обучать детей чтению и письму, а неспособным запрещено принимать на себя учительское звание19.

* * *

9

До открытия Александроневской типографии в С.-Петербурге уже были две типографии – первая на Петербургской стороне, помещавшаяся сначала в частной квартире, потом в образцовых казенных мозаиках; другая, гравировальная и тушевальная, устроенная в 1714 г. Из первой в 1719 г. взят один стан для типографии сенатской, а славянские буквы в 1720 г. отданы в типографию Александроневского монастыря. (Историческ. опис. С.-Петербурга В. Рубана. СпБ. 1779 г. стр. 106–107).

10

Опыт росс. библиографии Сопикова, ч. I №1123–1128.

11

Там же, №1108, 1111, 1112.

12

Там же, №905.

13

Там же, №1239. – М. Евгения Слов. русск. дух. писат. ч.I, стр 79–80.

14

Kohl. Introd. in hist. et rem litterar. Slav. Сопик., Опыт росс. библиогр ч. I, пред. XCI и №716.

15

Сопик. Библиограф, ч. I, №111 и 719.

16

М. Евгения Слов. дух. пис. II, 229. – Сопик. Библиограф. ч.I, №111, стр. 50. Из двух изданий Нового Завета выпущено в продажу то издание, которое напечатано было с содержанием глав и изображениями евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна и апостолов Петра и Павла; на конце присоединена Псалтирь с умилительными по каждой кафизме тропарями и молитвами.

17

Сопик. Библиограф, ч. I, пред CXVI, истр. 50, – №19. Истор. иерарх. ч. II, 937.

18

С половины XVII столетия учебной грамматикой в школах была Слав. грамматика Мелетия Смотрицкого. (О составе ее см. М. Евгения Словарь духовных писателей, ч. II, стр. 33, 39 и 53 и Сахарова Библиогр., вып. IV, № 501. В 1721 г. она выпущена была в Москве новым, четвертым, изданием с некоторыми изменениями против издания 1648 г. и разослана по всем архиерейским домам. (Полн. Собр. Зак. т. VI, № 7021). Но в 1722 г. ученики и преемники Лихудов в новгородской архиерейской школе, церковные служители Иподиакон Феодор Максимов с клевреты, собрали из этой зело пространной грамматики, которой конец и через многое время с весьма немалым трудом совершенным познанием достигается, сокращенную, которая с одобрения св. Синода и напечатана в Александроневском монастыре в 1723 г., общей ради в великороссийском народе пользы. Дела арх. св. Синода 1723 г. № 7.

19

Дела архива св. Синода, 1722 г. №625.



Источник: История С. Петербургской духовной Академии. Сочинение экстраординарного профессора С. Петербургской Духовной Академии Илариона Чистовича. Санкт-Петербург. В типографии Якова Трея. 1857. От С. Петербургского Комитета Духовной Ценсуры печатать позволяется Января 28 дня 1857 года. Ценсор, Архимандрит Кирилл.

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

3. Путешествие по святым местам русским. Часть 2 Андрей Николаевич Муравьёв

4. Размышления на пути к вере протоиерей Вячеслав Резников

5. Богословие обличительное. Том II архимандрит Иннокентий (Новгородов)

6. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гавриил, патриарх профессор Александр Павлович Лопухин

8. Полное собрание сочинений. Том IV священномученик Иоанн Восторгов

9. Охридский пролог – 1. Преподобная Мелания Римляныня святитель Николай Сербский

10. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

Комментарии для сайта Cackle