епископ Илия Минятий

Святая и великая неделя Пасхи

Всякое царство тогда только постоянно есть и твердо, когда оно основано на правде: а напротив непостоянно оно и нетвердо, когда неправедно.

Возрадовашася убо ученицы, видевше Господа. Ин. 20:20.

Срадуюсь и я с вами, о Божественные, воскресшего Владыки, ученики! наипаче срадуются с вами все Христоносные люди, яко наконец немерцающий свет светлоносного Христова воскресения увидевшие. Радуется горний треблаженный град, где Престол Царя сил Ангелы мира окружая, победную песнь воспевают. Радуется доле самый ад и во светлом присутствии возсиявшего Солнца славы, невечерний день живота к печальным праотцам приносящего? весь блистаешь. Радуется светлоносная невеста Христова Церковь, и из гроба, яко от чертога Божия, Жениха происходяща, веселяся лобызает. Пременила вид самая Голгофа, и тамо, где было достоплачевное страшнейшее действие, всемирного веселия преславнейший феатр учинился. Крест, копие, терновый венец, орудия жесточайшие страшных страстей, Боголепно торжество Божия Победителя украшают; гроб безотрадное жилище прежде бывшей клятвы, живоносным чертогом нетления явился: и раны ходатаицы смертоносные умерщвления, источниками бессмертной жизни бывают. Возрадовашася ученицы, видевше Господа. Да срадуемся и мы, о светлоноснии слышателие! и почудимся днесь славного воскресения Христова Богоданному дарованию.

Когда заключилася дверь райская, из которой изгнан человек: тогда растворилися в тот же час врата греховные, коими в мир смерть вошла. Вошла она, сообщася с клятвою и тлением; воцарилася яко мучительница над человеческим родом, который пребедно тяжкое иго с трудом и болезнию сносил, и без пощады тяжчайший долг животом отплачивал; однако, как Адам первый изо всех человеков согрешил; так надлежало Адаму же прежде всех и умереть. Но со всем тем первый изо всех, да и прежде самого Адама, умер праведный и неповинный Авель, будучи убиен от Каина завистливого брата. Но не надлежало ли бы по справедливости, как от Адама начался грех, так, от Адама же начаться и смерти, а не от Авеля. Слышателие мои! всяко царство тогда только постоянно есть и твердо, когда оно на правде основано: когда царствует правда, то начало царствия твердо, и пребывание его вечно. Напротив же то царство весьма нетвердо, когда оно неправедно, и весьма маловременно, когда оно насильством похищено; когда начинается от неправды, то начатие его поползновенно: а когда держится насилием, то оное близ конца. Натурально неправедное не исправляется: насильственное непрочно бывает. Теперь посмотрите вы на дело высокое человеколюбного промысла Божия. Ведь Бог то попустил, что не умер сперва Адам, прежде согрешивший, как-бы тому по справедливости было быть надобно; а умер прежде неповинный Авель. Здесь царство смерти началось от неправды, чтоб имело поползновенное себе начало: да не токмо что прежде неповинный Авель умер, но еще и умер он не естественною, но насильственною смертию, убиен от брата. Здесь царство смерти яко начавшееся неправдою, имело притом и сообщника себе насилие, чтоб было оно близ конца. И так воцарилася смерть в мире царством неправедным, чтобы было оно нетвердо; да и насильственным, чтоб было маловременно. Толкует о сем Великий Афанасий в 61 вопросо-ответе: аще бы Адам перво скончался, сильное бы смерть основание имела, яко перво согрешившего восприимши: но яко она неправедно убиенного прежде восприяла: сего ради поползновенно и гнило имеет свое царствие. Видно было с самого начала, что смерть хотя и мучительница, однако не имела она над человеческим родом самовластного царствования: избежал из рук ее Енох, жив преселившийся: избежал Илия, на огненной колеснице на небо восшедший: да он же свободил от мучительства той смерти и сына Сераффиина; а ученик его Елиссей, сына Суманитидина. Пришел в последние времена воплотившийся Сын Божий, Господь живых и мертвых, страшный разоритель смерти, и показал ей, сколь она бессильна. Единым словом отнял Он у нее дочь Иаирову, давно уже умершую, и воскресил ее, якобы от сна на живот. Отнял Он у нее сына вдовицына, уже на одре к погребению несенного, и воставил его прикоснутием токмо руки. Отнял Он у нее Лазаря, коего четыре дня держал узником ад, и единым только гласом извлек его от тли. Отнял Он у нее толики телеса усопших Святых мертвых, держанные ею чрез толь долгое время, и извел живы из гробов. И наконец истребил Он мучителя, умертвил смерть, смутил царство ее, когда тридневным из мертвых преславно воскрес. Мы потомки Адамовы, все как птицы уловлены были в ту бедственную сеть, которую отвсюду крепко стянуту смерть держала. Во оную сеть впал и Богочеловек Иисус, по Своей воли умерый; но как Он в нее впал, то Божественною Своею силою ее и прервал: вылетел из нея сперва Сам, по преславном Своем воскресении, свободивши притом и нас от смертные державы: сеть сокрушися, и мы избавлены быхом. Помощь наша во имя Господне221. Избавились мы, избавились, не в плене уже у смерти мы находимся; мы ее видя, свирепого ее взора уже не боимся. Прежде воскресения Христова смерть страшна была человеку; по воскресении же Христовом, человек страшен есть смерти. Как победил смерть воскресший Иисус; то презирают ее дерзновенно и ученики Христовы, а между мучениками самые малые дети, младые девицы ругаются ей. Сей-то есть воскресшего Владыки дар! сие-то славного воскресения преимущество! Воскресе Христос, и умертвилася смерть, Воскресе Христос, и разрушилося тление. Воскресе Христос, и престала клятва. Воскресе Христос, и возсияло бессмертие. Воскресе Христос, и отверзлся паки рай. Где твое, смерте, ныне жало? где твоя, аде, победа? Падаем мы яко смертные, но востаем яко бессмертные: заключаемся в темнице мрачного гроба, но тамо достигает нас для оживотворения блаженный свет Владыки воскресения. Ожидаем мы смерти, но уповаем себе бессмертного живота, которого залог нам дало воскресение Спасителево. Христос воскресе! Дело соверших, кое ты, высокопочтенное и благороднейшее преславных Навплии и Арга гражданство, поручило мне, да сотворю: прочее убо соблюдается мне благодарения должность. И так я благодарю вас сперва за первый меня позыв доныне: благодарю за доброжелательство вашего сердца, за споспешествование в слушании, за терпение, и просто сказать, за удовольствие, с каковым вы всегда убогие мои слова слушали. Но как словесного благодарения не довольно, то призываю я к тому в спомощество призрение на вас Божия благодати. Вышний Победителю смерти, вечный Женише душ наших, Божественнейший Иисусе! аще обращается к Тебе язык мой, то к Тебе же бодрствует и дух мой; на Тебя я возлагаю души слышателей моих сих возжделенных; тамо, где я посеял семя Евангельской Твоей истины, пошли Ты росу Божественной Твоей благодати, чтоб прозябл от нее спасения плод. Приими, Божий Слове, слова мои за словесную жертву, во славу святого Твоего имени, во спасение грешной моей души, и сих моих слышателей, мною приносимую. Явися Ты умственно, для обрадования нас светом славного Своего воскресения. А хотя обрящешь сердца наши заключены, то пройди однако внутрь их, якоже прошел еси в заключенные двери ко ученикам Твоим: и вдохни в них благодать Святого Твоего Духа, и Божественного мира! Повтори, выговорив еще Твое слово к нам: приимите Духа Свята222; мир вам223!

Произглашены сии поучения в Святейшей Митрополии славного града Навплии, в 1714 году.

* * *


Источник: Часть первая. Издание седьмое. Москва, в Синодальной типографии, 1842.

Комментарии для сайта Cackle