Библиотеке требуются волонтёры

Кааба

Источник

Содержание

Происхождение каабы, исламский взгляд Происхождение каабы и Мекки согласно научным данным Эсхатологическое значение каабы Что было раньше внутри каабы? Поклонение каабе Сколько раз разрушали и строили каабу? Культовое значение каабы Обряды хаджа Выводы

Происхождение каабы, исламский взгляд

Кааба – культовое сооружение в форме большого куба, воздвигнутое в городе Мекке и являющееся средоточием всех культовых объектов в исламе, которые вот уже много веков строятся с ориентацией именно на каабу, расположенную в аравийском городе Мекка.

Частью каабы является полукруглая стена (хатИм), с одной стороны примыкающая к каабе и соединяющая ее иракский и сирийский углы.

Вопрос о том, кто и когда построил каабу, является дискуссионным, при этом позиция современной науки сильно отличается от традиционного исламского взгляда на этот вопрос.

Культ каабы занимает большое место в исламской религии.

Существует великое множество хадисов (преданий), которые возвеличивают каабу и черный камень в нее вмонтированный, являющийся особой святыней.

Есть ряд хадисов, утверждающих, что кааба была создана Аллахом за 2 тысячи лет до творения Земли, и что она ниспала вместе с Адамом, и что Адам стал обходить её кругом, как раньше обходил трон Аллаха1.

Другие предания (хадисы) говорят, что каабу построил Авраам (Ибрагим), и построил её он в Мекке.

При этом все хадисы сходятся на том, что кааба, расположенная в запретном месте поклонения (запретной мечети) в современной Мекке, – самое древнее сооружение для поклонения Богу, иными словами – самый древний храм.

В скобках заметим, что вторым местом на Земле, где поклонялись Богу, исламские предания называют «самое дальнее место для поклонения», которое в исламе ассоциируется с иерусалимским храмом, и что между созданием первого и второго сорок лет разницы2.

Происхождение каабы и Мекки согласно научным данным

Однако, с точки зрения объективных научных данных, нет никаких оснований для подобных суждений.

Город Мекка не упоминается ни в каких источниках до восьмого века.

Более того, даже в самом Коране город Мекка ни разу не упомянут.

Вдобавок к этому в Коране не сказано, что Мухаммад (что означает с арабского «хвалимый») родился в Мекке, и что он был арабом, и тем более, что он был из племени Курэйш и еще конкретнее – из Бани Гашим.

Сам текст Корана не привязан ни к какой географии или эпохе. В его тексте почти нет ни узнаваемых топонимов, ни указаний на время.

Само слово «Мекка» упомянуто лишь однажды, но вовсе не как город, а как некая долина, неизвестно где расположенная (Коран 48:24), что по меньшей мере странно для самого древнего города на Земле (как утверждают мусульмане), куда ездили в хадж все пророки.

Иерусалим в Коране также не упомянут, как не упомянуты ни Вифлеем, ни Назарет, ни Капернаум, что странно для писания, которое заявляет о преемственности по отношению к Библии и библейским пророкам.

Многие современные археологи и историки обращали внимание на тот факт, что в Коране в хадисах имеются описания города и местности, где жил исламский пророк, и описания эти не совпадают совершенно с географией и ландшафтом той Мекки, что в Саудовской Аравии.

Остроты проблеме добавляет и тот факт, что в Коране имеется упоминание о некоем доме, воздвигнутом не в Мекке, а в Бекке:

«Поистине, первый дом, заложенный для людей – тот, который в благословенной Бекке знамением для миров» (Коран 3:96).

 

Встает разумный вопрос: что это за Бекка?

Где она находилась, и что это за дом, который в ней?

Комментарии Корана обходятся с текстом данного аята достаточно виртуозно, превращая Бекку в Мекку посредством простого, ни на чем не основанного утверждения, что Бекка – это Мекка, а дом – это кааба, хотя из текста самого аята это, мягко говоря, совершенно не очевидно.

В следующем аяте говорится, что Аллах повелел людям совершать паломничество (хадж) к этому дому в Бекке:

«В нем (в этом доме) ясные знамения, место пребывания Авраама, кто входил в него, был в безопасности. Аллах обязал людей, кто только способен, совершать паломничество к дому». (Коран 3:97).

 

Из этого аята толкователи вывели необходимость ездить в хадж в Мекку, хотя в тексте Корана говорится о некоем доме (а не о каабе) в некой Бекке, куда необходимо совершать паломничество.

Некий дом, судя по всему культового характера, упоминается и в других арабских источниках, например, в памятниках доисламской поэзии.

В частности, в муаллаке (подобие маленькой поэмы) Зугэйра ибн Аби Сульмы говорится:

«Я поклялся домом, вокруг которого ходят люди, что построили его из Курайшитов из Джургумитов и ал-Лат поклялся и Узой, которым они поклоняются в Мекке и в доме древнем священном»3.

 

То есть указанная нами дифференциация между Меккой и Беккой верна, поскольку, как явствует из текста, Мекка и дом древний, священный – это разные места.

Соответственно, вполне возможно, что и Коран, когда упоминал о доме и предписывал хадж к этому дому, имел в виду совсем другое место на Земле, а не нынешнюю Мекку.

Наряду с этим из текста муаллаки видно, что практика обхода вокруг некоего сооружения (тавваф), которую практикуют мусульмане, обходя каабу, – это языческая практика арабов еще в доисламскую эпоху.

В доисламской поэзии упоминаются и другие языческие религиозные ритуалы, воспринятые исламом, в частности обряд бросания камней4.

По этой и многим другим причинам, излагать которые не позволяют рамки одной отдельно взятой статьи, современные археологи и востоковеды всё чаще говорят о том, что в VII веке Мекки не существовало, что построена она была много позже, и что хадисы, изготовляемые в VIII-IX веках задним числом отнесли время ее существования ко времени жизни Мухаммада (VII век) и даже много раньше.

Эсхатологическое значение каабы

Достоверные хадисы говорят о том, что кааба явится в день воскресения в особом виде: она будет больше, чем аравийская гора Абу Кубэйс, и у нее будут губы и язык, и она будет свидетельствовать о тех, кто её целовал, и что она (кааба) – это десница Аллаха, которой он приветствует свое творение5.

Эти хадисы, в частности, называли достоверными такие великие хадисоведы, как Ибн Хиббан, Ибн Хузэйма, Хаким и Альбани, современные хадисоведы в сносках к этим хадисам ставят пометку: «иснад хадиса достоверный»6.

Что было раньше внутри каабы?

В исламских источниках имеются хадисы, сообщающие, что во времена Мухаммада внутри каабы помимо идолов были изображения ангелов, Авраама, а также была украшенная статуя Марии, у которой на коленях сидел маленький Иисус7.

Вместе с этим сообщается, что Мухаммад после завоевания Мекки повелел стереть все изображения, кроме изображения Иисуса и его Матери8. Эти хадисы тоже признаются хадисоведами как достоверные.

Поклонение каабе

Главной святыней каабы является вмонтированный в нее черный камень, и если кааба является центром исламского культа, то черный камень является смысловым центром каабы.

Существуют хадисы, признаваемые великими хадисоведами за достоверные, где красноречиво расписывается особое значение и происхождение черного камня.

В частности, говорится о том, что черный камень (хаджар аль-асвад) был изначально из белого райского яхонта, и что впоследствии грехи многобожников сделали его черным.

Некоторые хадисы говорят, что из райского яхонта был выполнен (Аллахом) изначально не только черный камень, но и столб каабы (рукн), и что Аллах приглушил их сияние, иначе оно озарило бы всё от Востока да Запада9.

Количество достоверных хадисов об особом почитании каабы и черного камня со стороны как самого Мухаммада, так и его учеников (сподвижников) весьма велико, за их множеством мы сможем привести лишь некоторые.

Например, священное предание ислама повествует о том, что великий сподвижник Мухаммада Ибн Аббас трижды целовал черный камень, являющийся частью каабы, и трижды земно покланялся перед ним10.

Имеются и хадисы, где Ибн Аббас объясняет, что он видел такую практику в исполнении Мухаммада:

«Я видел, как посланник Аллаха земно кланялся камню (саджада аля ль-Хаджар)»11.

 

Примечательно, что некоторые великие исламские факиги (правоведы) приводят эти хадисы в главе «описания того, что обязательно делать в отношении черного камня (сифат аль-ильтизам аль-хаджар аль-асвад)»12.

Из свидетельств хадисов совершенно очевидно, что сподвижники научились от Мухаммада не только поклоняться каабе и черному камню, но и целовать его. Об этом сообщают хадисы из сборников Бухари и Муслима:

«‘Умар (второй праведный халиф), да будет доволен им Аллах, подошёл к чёрному камню, поцеловал его и сказал: «Поистине, мне известно, что ты − камень, (сам по себе) не приносящий ни вреда, ни пользы, и если бы я не видел, как целует тебя пророк, да благословит его Аллах и приветствует, то я не стал бы целовать тебя»13.

 

Самые авторитетные книги толкований на Сахих аль-Бухари сообщают нам, что слова Умара имели целью показать, что камень не сам по себе приносит пользу, как были уверены в доисламскую эпоху язычники в отношении своих идолов, но приносит он пользу по причине того, что Аллах возвеличил этот камень, почтил и даровал ему способность приносить пользу, когда его целуют, повинуясь исламскому шариату14.

Кроме того, разъясняется, что в шариате закреплена необходимость целовать святые объекты в желании снискать божие благословение, как это делали, например, Умар ибн Абд аль-Азиз, который целовал свиток Корана, и Ахмад ибн Ханбаль, дозволявший целовать святой сад15.

Сам Мухаммад учил, что прикосновение к черному камню изглаживает все грехи. Об этом рассказывал сын вышеупомянутого Умара ибн Хаттаба:

«Пророк сказал: поистине, прикосновение к черному камню и йеменскому углу каабы избавляет от грехов»16, в таком же смысле говорит и другой хадис, где Мухаммад утверждает, что прикосновение к двум столбам (две грани каабы, очевидно) изглаживает грехи, а делать обход (вокруг каабы) – это как отпустить раба.17

Подытожить тут можно, процитировав великого исламского авторитета Ан-Навави, который написал самый почитаемый комментарий на Сахих Муслим, где он говорит буквально следующее:

«Таким образом, похвальным/любезным является поклонение земным поклоном перед черным камнем, а также похвальным является прильнуть к нему лбом и потом поцеловать его … таков наш путь следования, и путь следования большинства, как передавал ибн Мунзир от Умара ибн Хаттаба, Ибн Аббаса, Тауса, Аш-Шафии, Ахмада, который говорил, что так передавали от самого пророка… Малик ибн Анс один выделялся (из согласия всех прочих), говоря, что поклонение камню – это бид`а (ересь, нововведение), но подчеркивал Кади Аль-Ийад тот факт, что Малик выпадал по этому вопросу из среды ученых»18.

 

Не праздным является вопрос о том, чем поклонение черному камню в исламе отличается от поклонения иконам в христианстве?

Если кратко, то отличие в том, что в самом центре христианского учения стоит догмат о Боговоплощении, в рамках которого становится понятно, что Бога, ставшего человеком, возможно изобразить, отсюда поклонение иконе Христа восходит на первообраз, как о том и говорят христианские догматы, в исламе же такого учения нет.

Ни в Коране, ни даже в хадисах нет учения, что кааба – это воплощение, и что, соответственно, поклонение каабе или черному камню – то же, что поклонение Аллаху.

Более того, хадисы об ожившей каабе, ходатайствующей перед Аллахом, скорее говорят о каабе как об отдельной от Аллаха личности.

Сколько раз разрушали и строили каабу?

В наши дни кааба представляет из себя сооружение, выполненное из гранита, высотой 13 метров и почти столько же в ширину и длину.

Внутри она полая, то есть имеет помещение, и похожа на дом без окон. Сверху она покрыта шелковой материей черного цвета.

Какова она была в древности во времена Мухаммада или даже во времена омейадского и аббасидского халифатов, сказать сложно.

То есть мы имеем мало информации о её размерах в те времена, о материале, из которого она была изготовлена, о её форме. Ко всему прочему эти сведения порою трудно, а то и вовсе невозможно согласовать между собой.

Например, величайшие исламские мухаддисы (знатоки священного предания, т.е. хадисов) точно не знают, почему полукруглая стена, примыкающая к каабе, о которой мы упомянули в начале, называется «Хатим» (порушенный), есть лишь разные версии.

Самой правдоподобной выглядит версия о том, что после разрушения каабы строители воссоздали её не такой, как она была прежде, оставив кусок старой стены выступать за пределы вновь возведенного здания.

Однако тут возникает проблема: как полукруглая стена могла быть частью прежнего здания каабы, если кааба имела и раньше форму куба?

Возможно, первоначально кааба имела более сложную архитектуру, чем просто куб?

Дело не ограничивается этим, и мухаддисы приводят противоречивые предания (хадисы) о том, почему хатим называется хатим, а потом противоречивые предания относительно того, являются ли хиджр и хатим разными названиями одной и той же части конструкции или нет19, поэтому доподлинно установить, что чем называлось и что чем являлось во времена Мухаммада (VII в.) или во времена Бухари (IX в.), невозможно.

В средневековых арабских источниках за каабой утвердилось еще одно название – «дом», поскольку, как мы упоминали выше, позднейшие исламские толкователи ассоциировали каабу в Мекке с домом для хаджа в Бекке, упомянутой в Коране.

Имеются упоминания, что во времена омейадского халифата кааба была частично сделана из дерева, поскольку она горела, и только столбы её (упоминаются два столба) были, по всей видимости, каменные.

Источники сообщают, что в доисламскую эпоху кааба была построена из камней без глины, и что имела она два столба, а шириной была в один обхват, высотой выше человеческого роста.

Какой формы она была, из того описания не понятно, как не понятно и где располагались указанные два столба, и какова была их функция…

Ибн Исхак сообщает, что однажды вода подмыла каабу, и она обрушилась (не ясно полностью или частично), после чего курайшиты решили восстановить её и сделать так, чтобы она имела потолок.

Итак, каабу фактически построили сызнова.

Аль-Азраки передает, что длина каабы была 27 локтей, а курайшиты сделали её 18 локтей, убавили несколько локтей в её ширине и подняли кверху на 20 локтей.

На этой стройке работал сам Мухаммад, таская камни, и было это за пять лет до призыва его на то, что, согласно верованиям мусульман, является пророческой миссией.20

В конце своей жизни Мухаммад свидетельствовал о том, что кааба построена неправильно, и говорил о своем желании её разрушить и построить на её месте новую, согласно «правилам Авраама»:

«Рассказывал нам Убэйд ибн Исмаил, от Абу Усамы, от Гишама, от его отца, от Айши, которая поведала: посланник Аллаха сказал мне: Если бы твой народ еще недавно не был в неверии, то я бы разрушил дом и построил бы на его месте другой, согласно правилам Ибрагима»21.

 

Мухаммад не успел при жизни сломать и построить новую каабу, однако во времена Абдаллы ибн Зубэйра (конец VII века), который соперничал за халифат с омейадами: сначала с Язидом ибн Муавией (2-м омейадским халифом), а потом с Абд аль-Маликом ибн Мирваном (5-м омейадским халифом), кааба была разрушена как минимум один раз и один раз сильно пострадала.

Первый раз это произошло во время нашествия на Мекку войск Язида ибн Муавии (683 г. от Р. Х.), имевшего целью свергнуть Ибн Зубэйра, которому присягнули как халифу жители Хиджаза, Йемена Ирака.

Во время этого нашествия случился пожар, в результате которого кааба пострадала настолько, что еле-еле стояла.

Вот что говорят источники:

«Когда люди, пришедшие из Сирии (войска халифа Язида) сожгли каабу и обстреляли ее катапультами, то кааба пострадала».

«Когда Хусэйн ибн Нумэйр (военачальник, посланный Язидом ибн Муавией) узнал о смерти Язида, то снял осаду с Мекки. После его ухода кааба вся шаталась, сверху до низу, и были на ней следы от камней катапульт, подобные вырезам на женской одежде»22.

 

Табари приводит версию, в которой говорится, что подожгли каабу не войска осаждающих, пришедших из Сирии по приказу халифа, а оборонявшихся.

Они грелись у костров рядом с каабой, и случайная искра подожгла покровы на каабе, и кааба сгорела.

Вот как описывает очевидец состояние каабы после пожара:

«Я увидел каабу обнаженную, без шелковых покровов, столб ее почернел и треснул в трех местах»23.

 

Как видно упоминается лишь один столб, не четыре и не два, то ли потому, что он в то время был один, то ли потому, что только один столб пострадал, в то время как другие были в порядке.

Аль-Я`куби говорит, что виной сожжения каабы было то, что осаждающие метали огонь по запретному месту поклонения и по каабе24.

Повествуя о событиях, последовавших за неудачной осадой Мекки, исламские источники говорят, что Абдалла ибн Зубэйр разрушил каабу и не строил ее до хаджа следующего года, то есть до 65-го года Гиджры (684 от Р.Х.), чтобы приехавшие на хадж паломники увидели, что сделали с главной святыней ислама войска халифа.

Ибн Зубэйр построил каабу заново так, как планировал её построить Мухаммад. Он сделал в ней две двери: восточную и западную, так, что люди входили в каабу через одну дверь и выходили через другую.

Однако в таком виде ей не суждено было сохраниться.

Во время следующего штурма при халифе Абд аль-Малике Мекку снова бомбардировали катапультами и, судя по всему, довольно долго, поскольку источники сообщают, что «война между Хаджаждем и Ибн Зубэйром в долине Мекки длилась 6 месяцев и 17 ночей»25, однако о её повреждениях в этот раз ничего не сообщается, хотя упоминается, что камни катапульт падали на каабу и что от катапульт погибло большое множество мекканцев.26

После взятия Мекки полководцем Хаджаджем при халифе Абд аль-Малике и после убийства Ибн Зубэйра Хаджаджь перестроил каабу.

Он замуровал западную дверь, а восточную поднял высоко от земли так, что никто не мог попасть внутрь.

Следующее разрушение каабы, как минимум третье по счету, произошло при аббасидском халифе Аль-Муктадире (930 г.), когда карматы числом в 700 всадников во время хаджа напали на паломников в запретном месте поклонения (масджиду ль-харам).

Они убили больше тысячи из них (Аз-Загаби говорит о 3 тысячах), причем источники подчеркивают, что убивали паломников карматы не только в запретном месте поклонения (запретной мечети), но и внутри каабы.

При этом не объясняется, как кто-то мог попасть внутрь каабы после её перестройки Хаджаджем, когда одна дверь была замурована, а вторая сделана недоступной.

Вероятно, были еще перестройки каабы.

Тела убитых они побросали в колодец Замзам, разломали каабу, вытащили оттуда черный камень, стали бить его дубинами, а после увезли27.

Черный камень оставался в руках карматов 22 года, вернули они его за огромный выкуп в 30 тысяч динаров.

Когда камень привезли в Мекку, то некоторые люди говорили:

«Как мы можем знать, что это тот самый черный камень, и что они не взяли черный камень из своей пустыни и не передали его нам»28?

 

Культовое значение каабы

В начале мы сказали, что кааба является ориентиром для возведения всех культовых зданий в исламе, однако, помимо этого, она является средоточием самого исламского культа.

Так происходит потому, что даже вне мечети любой мусульманин должен при совершении молитвы поворачиваться лицом исключительно к каабе, где бы он ни находился на планете. Без соблюдения этого условия молитва не засчитывается, то есть рассматривается как не бывшая вовсе.

Соответственно все земные поклоны мусульман по всему миру идут на каабу – кубическое рукотворное строение, где центральная святыня – камень.

Что касается паломников, находящихся в самой Мекке в запретном месте поклонения (запретной мечети), то они становятся рядами вокруг каабы и бьют на нее земные поклоны, впрочем, несмотря на это, мусульмане говорят, что поклоняются исключительно Аллаху.

Более подробно о ритуалах и молитве перед каабой будет рассказано в другой статье.

Обряды хаджа

См. видео: Паломники-мусульмане

Говоря о каабе и о паломничестве следует сказать, что обязательные обряды хаджа включают в себя не только целование каабы и поклонение ей, но и ряд других культовых действий, как то: обход тавваф (обход семь раз вокруг каабы), питье воды из колодца Замзам, бегание между двух холмов – Сафой и Марвой, бросание камней в столб (побивание шайтана) и др.

Особо стоит упомянуть бег между двумя холмами Сафой и Марвой.

В реальности то, что сейчас выдают за Сафу и Марву, – это не два холма, а всего лишь два больших камня, которые взяты под крышу.

Мусульмане настаивают, что именно эти два валуна названы в Коране Сафой и Марвой:

«Сафа и Марва – одни из обычаев Аллаха, и кто совершает Хадж к дому, или малый хадж, то нет на таковом греха, если он обойдет кругом их обоих». (Коран 2:158).

 

Здесь необходимо упомянуть, что, согласно тексту Корана от ближайшего ученика Мухаммада и лучшего знатока Корана – Ибн Мас`уда, а также еще одного ученика Мухаммада Ибн Аббаса, данный аят должен иметь другой текст, а именно:

«Сафа и Марва – одни из обычаев Аллаха, и кто совершает Хадж к дому, или малый хадж, то нет на таковом греха, если он НЕ обойдет кругом их обоих». (Коран2:158)29.

 

Как видим, текст, согласно Ибн Мас`уду, был нацелен на то, чтобы отучать арабов от древних языческих обычаев, в то время как версия Корана от Заида ибн Сабита (т.е. современная), напротив, говорит: если совершите языческие ритуалы, то не будет на вас греха.

Выводы

1. Кааба и черный камень являются объектами поклонения в исламе, собственно, на них полностью и завязана вся обрядовая часть исламских молитв, как общественных, так и частных.

2. Возраст каабы, как и Мекки, является дискуссионным.

3. Правомочно ли отождествлять Бекку с Меккой, а дом в Бекке, к которому нужно совершать паломничество, с каабой в Мекке, остается не ясным.

4. За свою историю кааба разрушалась минимум трижды и каждый раз строилась по-разному.

5. Во время последнего разрушения каабы черный камень был похищен и отсутствовал 22 года, так что, когда он был возвращен, люди сомневались в его подлинности.

6. Черный камень и углы каабы имеют в исламе власть от Аллаха прощать человеческие грехи.

7. Подлинный черный камень, вероятнее всего, утрачен после разрушений каабы карматами, посему неизвестно, изглаживает ли грехи прикосновение к дубликату, который существует сейчас, равно как неизвестно, прощает ли грехи прикосновение к углам каабы, перестроенной не по правилам Ибрагима.

8. Обязательные ритуалы хаджа имели хождение еще в доисламской Аравии и были интегрированы в исламскую религию, при этом не ясно, что нового тут принес ислам?

9. Если Мухаммад приказал разрушить идолы и стереть все изображения внутри каабы, кроме изображения Марии и Иисуса, то кто нарушил повеление Мухаммада и удалил изображения Марии и Иисуса?

К тому же, если поклоняться произведениям рук человеческих, которые были внутри каабы, – это грех идолопоклонства, то почему поклонение каабе и черному камню в исламе не считается таковым?

10. Многочисленные штурмы Мекки с большими разрушениями и жертвами после смерти основателя ислама ставят под сомнения его пророческий статус, ибо он изрек пророчество в день, когда он захватил Мекку: «Никогда впредь после сего дня на Мекку не будет нападений»30.

* * *

Примечания

1

Ат-Табари Джами аль-Байан фи Та`виль аль-Куран. Каир. 2002. т. 5. с. 591–592.

2

Ат-Табари. Джами` аль-Байан фи тавиль аль-Куран. Каир. 2001. т.5. с. 593.

3

Зугэйр ибн Аби Сульма. Диван. Бейрут. 1998. с. 105.

4

Имрулькайс. Диван. Бейрут. 2004. с. 31.

5

Бадруддин аль-Айни. Умдату ль-Кари Шарх Сахих аль-Бухари. Бейрут. 2001. т.9. с. 246.

6

Хусэйн аль-Афани. Аль-Джазау мин Джинс аль-`Амаль. Каир.1996. т.1. с.552.

7

Сахих ас-Сира ан-Набавиййа. Каир. 1410. т.1. с. 182–183.

8

Аз-Загаби. Сияр Аглям ан-Нубаля. Муассаса ар-Рисаля. т. 1. с. 68–69.

9

Аскалани. Фатх аль-Бари биШарх Сахих аль-Бухари. Ар-Рияд.2001. т.3. с.540.

10

Аш-Шафии. Аль-Умм. Дар аль-Вафа. 2001. т. 5. с. 429.

11

Аль-Бэйгаки. Ас-Сунан аль-Кубра. Бейрут. 2003. т. 5 с. 121.

12

Ибн Каййим аль-Джаузийа. Джами аль-Фикг. Дар аль-Вафа. 2000. т.3. с. 453.

13

Сахих аль-Бухари. Бейрут. Дар аль-Фикр. б.г. хадис № 1597.

14

Аль-Кастылани. Иршаду с-Сари ли Шарх Сахих аль-Бухари. Бейрут. 2021. т. 7. с. 189; Закария ибн Мухаммад аль-Ансари. Минхату ль-Бари Шарх Сахих аль-Бухари. Ар-Рийад. 2005. т. 4. с. 90.

15

Мухаммад Анвар аль-Кашмирий. Фэйду ль-Бари аля Сахих аль-Бухари. Бейрут. 2005. т.3. с.217.

16

Ибн Хузэйма. Сахих. Аль-Мактаб аль-Исламий. 1980. т. 4. с. 227–228; Аль-Багави. Шарх ас-Сунна. Бейрут. 1983. Ред. Шуэйб аль-Арнаут. т. 7. с. 129; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад. Ред. Шуэйб аль-Арнаут. Бейрут. 1996. т. 8. с. 31; Абу Я`ля. Муснад. Дар аль-Ма`мун ли Турас. 1992. т. 10. с. 52.

17

Ан-Насаи. Ас-Сунан. Ар-Рийад. 2008. с. 394.

18

Ан-Навави. Мингаджь Шарх Сахих Муслим ибн Хаджаджь. Бейрут. 1929. т.9. с. 16.

19

Бадруддин аль-Айни. Умдату ль-Кари Шарх Сахих аль-Бухари. Бейрут. 2001. т. 16. с 411; Аскани, Фатх аль-Бари би Шарх Сахих аль-Бухари. Ар-Рийад. 2000. т. 7. с. 200–211; Аль-Кастылани. Иршаду ас-Сари ли Шарх Сахих аль-Бухари. Бейрут. 2021. т. 13 с. 99.

20

Аскалани ибн Хаджар. Фатх аль-Бари биШарх Сахих аль-Бухари. Ар-Рийад. 2000. т.3. с. 557.

21

Аскалани ибн Хаджар. Фатх аль-Бари биШарх Сахих аль-Бухари. Ар-Рийад. 2000. т.3. с. 558.

22

Там же с. 562.

23

Ат-Табари. Тарих аль-Умам ва ль-Мулюк. Каир. Дар аль-Маариф. б.г. т. 5. с. 498–499.

24

Аль-Я`куби. Ат-Тарих. Аль-Мактаба аль-Хайдариййа. т. 2. с. 238.

25

Ат-Табари. Тарих аль-Умам ва ль-Мулюк. Каир. Дар аль-Маариф. б.г. т. 6. с. 187.

26

Ибн Касир. Аль-Бидайа ва н-Нигайа. Дар аль-Гиджр. 1998. т. 12. с. 178–179.

27

Ибн Асир. Аль-Камиль фи Тарих. бейрут. 1987. т.7. с. 53–54; Аз-Загаби. Сияр А`лям ан-Нубаля`. Бейрут. 1996. т. 15. с. 53; Ас-Суйути. Тарих аль-Хуляфа`. Бейрут. 2013. с. 592; Аз-Загаби. Тарих аль-Ислам. Бейрут. 1992. т. 23. с. 380–381.

28

Аль-Джара`и Абу Бакр. Тухфату ар-Раки ва ас-Саджид би Ахками ль-Масаджид. Аль-Кувейт. 2004. с. 88.

29

Абу Убайда. Фадаиль аль-Куран. Аль-Мамляка аль-Магрибиййа. 1995. т. 2. с. 106; Ибн Атыййа. Аль-Мухаррар аль-Ваджиз фи Тафсир аль-Китаб аль-Азиз. Бейрут. 2008. т.2. с. 391; Ас-Суйути. Ад Дурр аль-Мансур фи тафсир би аль-Ма`сур. Каир. 2003. т 2. с. 92; Ас-Са`лаби. Аль-Кашф ва аль-Байан. Бейрут. 2002. т. 2. с. 28; Аль-Куртуби. Аль-Джами ли Ахкам аль-Куран. Муассаса ар-Рисаля. 2006. т. 2. 476; Ибн Аби Дауд. Китаб аль-Масахиф. Бейрут. 2002. с. 339; Ат-Табари. Джами аль-Байан фи та` виль аль-Куран. Каир. 2001. т. 2. с. 722.

30

Аль-Хаким ан-Нейсабури. Аль-Мустадрак аля ас-Сахихейн. Бейрут. 2002. т. 3. с. 727. Хадис № 6633.


Источник: Васильев Иоанн, свящ. Кааба. [Электронный ресурс] // Азбука веры. 23.06.2025.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle