Аннотация Источник

Аннотация АВ

Главным и наиболее известным произведением прп. Иоанна Дамаскина является трилогия «Источник знания» (Πηγὴ γνώσεως), посвященная его сводному брату прп. Косме Маиумскому. Исследователи относят ее создание к первой половине VIII века, наиболее вероятно, к периоду между 730 и 743 годами. Сочинение «Философские главы» (или «Диалектика») является первой и вводной частью этого монументального труда.

Цель написания сочинения, по словам прп. Иоанна, «заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания». Автор считал, что философия необходима для точного и ясного выражения христианских истин, а также для опровержения заблуждений. «Философские главы» – это фундаментальное пропедевтическое сочинение, которое систематизировало античную философию для христианских нужд, определило методологию и терминологию православного богословия, сделав его ясным, логичным и внутренне непротиворечивым.

Прп. Иоанн Дамаскин систематически излагает основы логики и метафизики, заимствованные преимущественно из античной философии, особенно из Аристотеля и неоплатонической традиции (главным образом через Порфирия). Это скорее свод наиболее важных и полезных для богословия философских концепций.

68 глав сочинения можно разделить на несколько частей:

- главы 1-8: введение;

- главы 9-14, 18-28: обсуждение 5-ти терминов, выделенных Порфирием из аристотелевских категорий «род», «различие», «вид», «свойство» и «акциденция»;

- главы 31-38, 46-62: обсуждение 10-ти категорий Аристотеля, которые являются способами постижения бытия (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание);

- главы 15-17, 29-30, 39-45, 63-68: различные вопросы, связанные с категориями.

Философские термины, которые истолковывает прп. Иоанн Дамаскин, имеют большое значение при изложении тринитарного и христологического учения Православной Церкви. Так, в сочинении подробно разбираются термины «природа» и «ипостась».

Трактат «Философские главы» заложил терминологическую и концептуальную базу для всей последующей православной догматики. Автор показал, как элементы античной философии могут быть использованы для служения христианской истине, не умаляя ее Божественного происхождения.

Труд прп. Иоанна Дамаскина стал своего рода энциклопедией для византийского богословия, а его метод использования философии в качестве инструмента для богословия оказал огромное влияние как на Востоке, так и на Западе, где он способствовал становлению схоластики.

* Название сочинения на греческом языке: Κεφάλαια Φιλοσοφικά.

* Название сочинения на латинском языке: Dialectica.

Глава XLIV. Об ипостасном

Название «ипостасный» также иногда обозначает простое бытие. В этом смысле ипостасной мы называем не только чистую субстанцию, но и акциденцию. Однако, последняя, собственно говоря, не ипостасна, а етероипостасна. Иногда же оно означает самосущую ипостась, т.е. индивид. Однако, последний в строгом смысле не есть нечто ипостасное, но есть самая ипостась и называется так. В собственном смысле ипостасным называется то, что не существует само по себе, но созерцается в ипостасях: так вид, или природа людей не созерцается в собственной ипостаси, но в Петре, Павле и в прочих человеческих ипостасях, – или то, что соединяется с другим, субстанциально различным, в нечто целое и образует одну сложную ипостась. Так человек составлен из души и тела, причем ни душа, ни тело, взятые в отдельности, не называются ипостасями, но ипостасными; то же, что образуется соединением обоих, называется их ипостасью, ибо ипостасью в собственном смысле называется то, что существует само по себе и самостоятельно.

Кроме того, ипостасной называется природа, воспринятая другою ипостасью и в ней получившая свое бытие. Отсюда и плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто ипостасное; ибо, будучи воспринята ипостасью Бога Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью.


Источник: Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина : Пер. с греч. - Т. 1-. - Санкт-Петербург : Изд. Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913. / Т. 1. - 1913. - XXIV, 442 с. / Философские главы. 47-121 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle