Источник

Глава LXIV. О термине, посылке и силлогизме

Следует иметь в виду, что логика имеет своей задачей рассуждать о доказательстве- Доказательство есть силлогизм. Силлогизм состоит из двух истинных посылок и заключения. Например, желая доказать, что душа бессмертна, я говорю: «все, что находится в непрерывном движении, вечно». Это первая посылка. Далее я высказываю вторую посылку: «душа находится в непрерывном движении». Затем следует заключение: «следовательно, душа бессмертна».

Каждое слово посылки называется термином, термином же называется то, на что разделяется посылка. Например, посылка гласит: «все, что находится в непрерывном движении, есть бессмертно». «Все» называется термином, поскольку оно есть часть посылки. Подобным же образом называется термином и выражение «что находится в непрерывном движении» (το αειχινητον). Равно называется термином и «бессмертно», и «есть».

Следует иметь в виду, что посылки необходимо должны быть истинными, а заключение соответствовать посылкам. В самом деле, если окажется, что одна из посылок или заключение ложно, то будет паралогизм, а не силлогизм. Следует иметь в виду также и то, что простое название, имя, слово, речение, термин – все эти пять различных слов по предмету ничем не отличаются друг от друга, различие их заключается только в отношении. Например, «человек» как простое обозначение именуется простым словом, как подлежащее – именем, как занимающее место сказуемого – глаголом (ρημα), как часть утверждения и отрицания – речением (φασις), как часть посылки и силлогизма – термином.

Следует заметить, что в посылке, будь она утвердительной или отрицательной, подлежащее называется именем, сказуемое же – глаголом. Возьмем, например, утверждение «человек прогуливается»; здесь человек есть подлежащее и называется именем; «прогуливается» занимает положение сказуемого и называется глаголом. «Сократ прекрасен» (καλος εστι). «Сократ» есть подлежащее и называется именем; «прекрасен» занимает положение сказуемого и называется глаголом как часть утверждения. Хотя у грамматиков «прекрасен» называется именем, но, говоря вообще, то, что сопровождается словом «есть», является глаголом.

Следует заметить, что следующие пять названий: суждение, посылка, вопрос, возражение, заключение – нисколько между собой не различаются. В самом деле, когда я просто высказываю, что «душа бессмертна», то это называется суждением. Когда же выражение «душа бессмертна» берется как часть силлогизма, то оно называется посылкой. Когда кто-нибудь возражает против данной посылки, говоря: «откуда видно, что душа бессмертна?» – то это называется возражением. Когда затем мы снова обращаемся к исследованию и спрашиваем: «действительно ли душа бессмертна?» – то это называется вопросом. Наконец, когда из посылок делается вывод, то этот вывод называется заключением. Например: «душа находится в беспрерывном движении; то, что находится в беспрерывном движении, бессмертно». Из этих посылок выводится: «следовательно, душа бессмертна»; это и будет заключение.


Источник: Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина : Пер. с греч. - Т. 1-. - Санкт-Петербург : Изд. Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913. / Т. 1. - 1913. - XXIV, 442 с. / Философские главы. 47-121 с.

Комментарии для сайта Cackle