праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

Мысли при чтении Книги Исход

Гл.1 и 2. Тайна бедствий, насылаемых на нас от Бога: ими Бог очищает нашу душу и привлекает нас к Себе. Во время бедствий мы опытно узнаем, что иго Господне – благо и бремя Его легко есть (Мф. 11:30).

Гл.3, [ст.] 12. И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ [Мой] из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. В этих словах виден Бог всемогущий и всеведущий. Он видит, что мышца Его высокая заставит упорного фараона отпустить народ израильский из Египта и что евреи, вышедши из Египта, помолятся Ему в горе Хорив, где Моисей видел чудо. Молитва – дело свободного произволения человека: как Бог сердца человеческого, Бог предвидел и ее. Слава Тебе, Творче наш, ведущий седание мое и востание мое и провидящий вся пути моя [Пс. 138:1, 3]. [14-]15 ст. Сущий [Иегова] послал меня к вам... Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. – Сущий... Как прекрасно выражает это слово вечность и неизменность Божества. Для Него нет ни прошедшего, ни будущего, а есть одно настоящее: Сый, или Сущий, – тогда Он был Сый, и теперь Сый, и во веки веков Сый! А мы? Нас недавно вовсе не было. Потом чрез посредство родителей Бог воззвал нас к существованию – и мы существуем; но дни наши, как сень43, преходят, настоящего у нас одна минута, и та движется и проходит, так что эта минута, которой я называю настоящее, сейчас же становится прошедшей. Будущее не в моей воле, и мне не известно, что я буду в следующую минуту. Таково бытие мое. Возблагоговеем все пред Сущим. 22 ст. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян. Египтяне удерживали должную плату евреев, поэтому справедливо Бог повелевает обобрать египтян. Почему Бог повелевает украсить сынов и дщерей еврейских? – Ради торжества избавления от рабства египетского, в котором они были горькими невольниками, в грубых рубищах и не имели ни вида, ни доброты.

Гл.4, 2 ст. И сказал ему (Моисею) Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл. Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него. И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его. Как не узнать здесь Владыку всякой твари, по слову Коего явился этот мир? Палка по Его всемогущему слову превращается в змия и змий – опять в палку. Не змия только, но и человека так же легко Он может превратить в палку или в столб. Так жена Лотова превращена Им в соляной столп. 6 ст. Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул ее [из пазухи своей], и вот, рука его побелела от проказы, как снег. [Еще] сказал [ему Господь] : положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его. Видишь здесь, человек, Творца своего? Видишь, как слушается Его плоть человеческая, как будто разумная, живая? Видишь, как Он мертвит и живит?.. 9 ст. Возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше. Видишь Творца природы? Видишь, Кто создал жидкую стихию? Видишь, Кто образует кровь, хотя не видишь как? Так и в теле нашем есть вода и кровь; мы видим их, хотя не знаем, как составляется кровь из воды. Подивись же премудрости и всемогуществу Творца. Для того Бог и повелел Моисею сделать эти чудеса, чтобы Египетский царь видел в них перст Живого, истинного Бога. Жрецы фараоновы сделали, по-видимому, то же, но только призрачно, а не истинно.

Немота нужна была по высокому предназначению Моисея: он мог возгордиться.

11 ст. Господь сказал [Моисею]: кто дал уста человеку (а Моисей отговаривался от посольства косноязычием)? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить. Бог по премудрым целям попускает быть немым, глухим и слепым: мы не должны жаловаться на это. Немота, глухота и слепота не должны считаться большим несчастием: человек может исполнить свое предназначение и при этих недостатках. В словах Божиих ясно видишь премудрого Творца человека. 30 ст. И пересказал [им] Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глазами народа. [Ст.31]. И поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились. К старцам израильским пришли человеки Божии Моисей и Аарон с радостною вестию избавления и достоверность своей вести подтвердили чудесами. Как возрадовался бедствовавший Израиль этой вести! Радость была тем сильнее, чем меньше думали израильтяне об освобождении, чем светлее представлялась им та земля, в которую они должны были идти. Узнавши ясно о себе волю Божию и чувствуя при себе присутствие Иеговы, люди с благоговением Ему поклоняются.

Гл.6, [ст.1]. И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей. При всем нехотении фараона отпустить народ израильский из земли своей, он, как увидим, действительно рад был наконец изгнать их из своего царства, хотя вскоре опять раскаялся. Так всемогущий Бог, не стесняя его свободы, побудил его отпустить избранный народ Свой. 2 ст. и далее. И говорил Бог Моисею и сказал ему: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им; и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их, в которой они странствовали. И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой. Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас... и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас... и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь. Бог милостиво говорит с Моисеем: во-первых, о том, что Он являлся патриархам Аврааму, Исааку и Иакову, будучи Богом их как тогда, так и теперь, хотя им, как Моисею, не явил имени Своего Господь, потому что Моисею нужно, так сказать, большее уверение в всемогуществе Божием по самому его служению; во-вторых, о том, что Он поставил с ними завет – дать им в наследие землю Ханаанскую, в которой они были пришельцами и жили значительное время; и, в-третьих, о том, что Он вспомнил теперь об этом завете, услышав стенание Израиля в рабстве египетском, и потому хочет освободить народ Свой из этого рабства, вывести из Египта, принять его Себе в люди и быть ему Богом и ввести в землю, над которой уже простерта рука Его, для того чтобы дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и что Он дает теперь им эту землю в наследие. Как верен Бог в Своих обещаниях! Явившись Аврааму, Он говорил, что даст ему землю Ханаанскую в наследие, но что это исполнит Он не теперь, а чрез четыреста лет, и в течение этого времени израильтяне много пострадают (чрез четыреста же лет войдут сюда с большим имением), что теперь этого Он не сделает потому, что не исполнились еще грехи аморреев, живущих в земле Ханаанской. Израильтяне действительно вышли из Египта чрез четыреста лет, быв долго в рабстве, и вышли с большим имением, обобравши египтян. Наказывая нас за наше развращение бедствиями, Господь как бы оставляет нас во время этих бедствий, как бы перестает быть нашим Богом, а мы перестаем быть Его людьми; а когда накажет нас достойно, когда мы опомнимся, очистимся от пороков, тогда опять приближается к нам и делается нашим Богом, равно как и мы – Его людьми: и приму вас Себе в народ и буду вам Богом... и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову. Как Божественно выражено определение Божие о даровании земли Ханаанской Аврааму, Исааку и Иакову!.. Подняв руку Мою, клялся дать ее (то есть землю Ханаанскую), то есть Мое определение уже давно состоялось – о том, чтобы выгнать из этой земли ханаанские народы и вместо них поселить сюда вас, но не было еще до сих пор справедливого повода выгнать их; теперь же, когда грехи их исполнились, Я произношу на них суд Свой, отнимаю у них их землю и даю ее вам, Моему избранному народу: и дам вам ее в наследие. Я Господь. Ст.30. Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон?

Гл.7, [ст.1–2]. Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить [ему] (Аарону) все, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей. В этих словах заключается торжество истинного, святого слова Божия. Моисей в третий раз указывает Богу на свою слабость и неспособность к такому важному посольству. Бог величественно ответил ему на первую жалобу: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь [Бог]? – а Моисей жаловался на свое косноязычие. Господь дал знать ему, что если Он, Всемогущий Творец всех человеков, посылает его, то, значит, Моисей способен или будет способен к этому. Теперь Бог говорит Моисею еще сильнее и величественнее: Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком, то есть если ты не веришь прежним словам Моим, что будешь в состоянии исполнить Мое посольство, то вот тебе Мое Божеское слово: Я делаю тебя богом для фараона, делаю тебя на время всемогущим, чудотворным, и Аарон, брат твой, будет у тебя, как божества, пророком. С Моим ли всемогуществом тебе бояться фараона? На этот раз тебе ничто не страшно, потому что вся вселенная со всеми своими стихиями и животными послушна будет тебе, как покорная раба. Иди и будь покоен, в надежде на совершенный успех! Боже великий! Повергаюсь во прах пред Твоим всемогуществом и благостию: слабого и смертного облек Ты Своим всемогуществом, слабому смертному покорил Ты и землю, и море, и воздух, и огонь. Как хорошо быть верным рабом Твоим! 3 ст. Умножу знамения Моя и чудеса в земли Египетстей, – то есть явления, дела, по которым узнают, что они – дела рук Моих, Моего всемогущества. 10. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. Не знамение ли это Божия всемогущества? Да, из этого чуда я вижу, что оно – дело Божие. Только Творец может бездушную вещь сделать одушевленной. Волхвы хотя делали подобные чудеса, но призрачные, или если не призрачные, то в явлениях их был сам диавол, тогда как чудеса Моисея, быв совершены силою Божиею, не заключали в себе Божества, Которое вездесуще. Притом надо заметить, что жезл Ааронов пожрал жезлы жрецов.

На следующий день по повелению Господню Моисей встречается с фараоном на берегу реки, по которому фараон, вероятно, прогуливался. В руках Моисея был жезл, который обращен был прежде в змия. Будущий вождь еврейского народа должен был сказать фараону следующее: Господь Бог еврейский послал меня к тебе с такими словами: отпусти людей Моих для того, чтобы они послужили Мне в пустыне: ты не послушал Меня до сих пор. Вот что говорит Господь: ты Меня узнаешь по следующему знаку: вот я, Моисей, ударю жезлом, который в руке моей, по речной воде, и она превратится в кровь, и рыбы речные вымрут, река засмердит, и египтяне не в состоянии будут пить из нее воды. Затем Господь говорит Моисею: скажи Аарону, брату твоему: возьми жезл свой в руку свою и простри руку твою на воды египетские: на их реки, колодцы, озера и на всякое собрание вод их – и везде будет кровь. И стала кровь по всей земле египетской, даже в деревьях и камнях. Когда Моисей и Аарон сделали так, как заповедал им Господь, Аарон ударил жезлом по реке торжественно в присутствии фараона и рабов его. Так как и волхвы египетские своими волхвованиями сделали то же, то фараон и не положил себе во уме чуда Божия и не послушал Моисея и Аарона. Между тем египтяне не могли пить речной воды и подле нее ископали себе колодцы; чудо продолжалось семь дней. Как не узнать в этих чудесах Творца вселенной! Вся вода, все соки растений превращаются в кровь от одного удара по реке. Не яснее ли солнца видно здесь всемогущество Божие? Подобным образом проявил Свое Божество Господь наш Иисус Христос, запрещая волнению морскому и ветрам, ходя по морю, как посуху, пятью хлебами и двумя рыбами насыщая тысячи народа. Господь творит в Египте не одно и не два чуда, а десять – для того, чтобы постепенно явить все величие Своего могущества, чтобы чудеса были памятнее и разительнее для египтян и евреев и чтобы показать, какою мышцею высокою выводит Он евреев из египетского рабства. Бог попускает даже волхвам сделать такие же три чуда, какие сделал Моисей, – для того, чтобы показать ограниченность демонов, содействовавших жрецам, чтобы египтяне и евреи невольно убедились в их ничтожестве пред Всемогущим Творцом и сказали: доселе дойдешь и не перейдешь [Иов. 38:11].

Гл.8. Господь снова говорит к Моисею: войди к фараону и скажи ему: вот что говорит Господь: отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне. Если же не хочешь отпустить, то вот, Я побиваю все пределы твоего царства жабами. И изрыгнет река жабы, которые войдут в домы твои, в клети опочивальней твоих, на постели твои, в домы рабов твоих и людей твоих, в теста и в печи. И взойдут они на тебя и на рабов твоих, и на людей твоих. И говорит Господь Моисею: скажи Аарону, брату твоему, – простри рукою своею жезл свой на реки, колодцы и озера и изведи жаб на землю египетскую. Как сказано, так и сделано. Лишь только простер Моисей руку на воды египетские – вылезли жабы и покрыли землю египетскую. Волхвы тоже извели жаб на землю египетскую, но истребить их, подобно Моисею, не могли. Вот и последний предел их волхвованию. Больше они уже не в состоянии будут сделать ничего подобного. Десница Господня боголепно в крепости прославилась. По просьбе фараона Моисей помолился ко Господу об истреблении жаб – и они вымерли везде: в домах и на нивах, кроме реки, в которой, по условию с фараоном, Моисей оставил их. И вот, их собрали в одно место и явилось множество стогов из жаб, и земля засмерделась ужасно. Получив отраду, фараон ожесточился сердцем и опять не захотел отпустить евреев. Чудна дела Твоя, Господи, как послушны Тебе твари Твои: от удара жезла ползут из всех водных вместилищ жабы и покрывают землю Египетскую. Но откуда они взялись? Ужели они столько скрывались до этого в водах и только по мановению чудодействующего жезла выползли из них? Судя по их беспримерному множеству, надобно думать, что воды извели их нарочито, по слову Господню. Как же сделали это волхвы? Бог попустил сатане сделать подобное же чудо – произвесть жаб, так как попускает ему самому преображаться в Ангела светла для обольщения людей. Но не попустил ему истребить их. Как непомерно множество жаб! – их собрали множество стогов, так что от них воссмердела земля. Ужасно!

Далее – Господь говорит Моисею: скажи Аарону: простри рукою жезл свой и ударь им в земную персть: и будут скнипы на людях и на скотах, на фараоне и дому его и на рабах его, и весь песок по всей земле египетской обратится в скнипы (маленькие насекомые наподобие клопов). Аарон сделал, как сказано, и везде появились скнипы. Волхвы египетские силились своими волхвованиями извести скнипов, так же как Аарон произвел их, и – не могли, сказавши, что в скнипах виден явно перст Божий.

Фараон опять ожесточился и не послушал Моисея и Аарона. Господь снова говорит Моисею: встань завтра утром и стань пред фараоном, который выйдет на воду, и скажи ему: вот что говорит Господь: отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне в пустыне. Если же не хочешь отпустить, то вот, Я посылаю на тебя и на рабов твоих и на всех подданных твоих в Египте и на домы ваши песьих мух, и домы египетские наполнятся песьими мухами и вся земля. И прославлю в тот день землю гесемскую44, в которой обитают люди Мои: в ней не будет песьих мух, чтобы ты знал, что Я – Господь Бог всей земли. И Я разлучу людей Своих от твоих: это знамение будет на земли завтра утром. Господь так и исполнил: прилетело множество песьих мух в дома фараоновы, в домы рабов его и во всю землю египетскую; от них погибла растительность земная. Фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: ступайте пожрите жертву Господу Богу вашему в этой земле. Моисей сказал: это не может быть так, потому что о нашей жертве посмеются египтяне. Нет, мы не положим здесь требу Господу Богу нашему, если же мы положим требу по обычаю египтян, по их хульному служению, то нас побиют камнями наши иноплеменники. На три дня пути мы отправимся в пустыню и там пожрем Господу Богу нашему, как Он сказал нам. И сказал фараон: отпускаю вас: пожрите Господу Богу вашему в пустыне, но дальше идти не простирайтесь; помолитеся и обо мне ко Господу. Моисей сказал: вот, я уйду от тебя и помолюсь Господу Богу, и завтра исчезнут песьи мухи от тебя, от рабов и от людей твоих; смотри, фараон, не вздумай еще искушать Господа – не отпустить людей для принесения жертвы Господу. И вышел Моисей от фараона и помолился Богу. Бог по молитве его истребил песьих мух.

И опять фараон ожесточился и не захотел отпустить людей. Как величественно являет Себя Господь пред фараоном, гордым владыкою Египта. Как бы не смириться ему пред истинным Богом! – но языческая, бесовская гордость не хочет преклониться пред могуществом Бога истинного, для него не ведомого! А чего очевиднее была для фараона его собственная слабость и ничтожество, когда Бог, поражая Египет язвами, поражал ими вместе с другими и фараона? Или чего яснее присносущная сила и Божество Бога еврейского, когда Он, поразивши песьими мухами всю землю египетскую, не поразил ими одну только гесемскую землю, на которой жили евреи?

Гл.9. Опять Господь говорит Моисею: войди к фараону и скажи ему: вот что говорит Господь Бог еврейский: отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне. Если же опять не захочешь отпустить их и будешь удерживать, то вот, рука Господня будет простерта на скотов твоих в полях, на коней, на ослов, на верблюдов, на говяда и на овец: смертность большая будет. И диво сделаю Я в это время между скотами египетскими и еврейскими: из всего скота еврейского не умрет ни одна скотина. Бог назначил и время, когда это случится, говоря: утром Господь исполнит слово Свое на земле. И исполнил Господь слово Свое утром, и вымер весь скот египетский, а из скота еврейского не умерла ни одна скотина. Зависть ожесточила сердце фараона, и он опять не захотел отпустить евреев. Господь опять сказал Моисею и Аарону: возьмите вы полные руки пеплу из печи, и пусть Моисей рассыплет к небу этот пепел пред фараоном и рабами его, и пусть будет прах по всей земле египетской: на людях и скотах сделаются гнойныя струпья, они будут остры и жгучи – у людей и скотов по всей земле египетской. Моисей взял пепел печной пред фараоном и рассыпал его к небу, и стали гнойные струпья, горящие на людях и на скотах. Волхвы не могли стоять пред Моисеем по причине струпов, так как струпы были на волхвах и на всех египтянах. Господь ожесточил сердце фараоново, и он опять не послушал Моисея. И сказал Господь Моисею: встань утром и стань пред фараоном, и скажи ему: так говорит Господь Бог еврейский: отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне. В этот час я выпущу все казни Мои на тебя, на рабов твоих и на людей твоих, чтобы ты знал, что нет другого Бога, как Я, по всей земле. Ныне, пустив руку (которую прежде сдерживал) Мою, Я поражу тебя и умерщвлю людей твоих, и ты истребишься с земли со всеми людьми твоими. Ты потому пощажен до сих пор, чтобы Мне показать на тебе крепость (силу) Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Вот для чего так постепенно Бог поражал Египет и давал фараону как бы посмеваться над Своим всемогуществом, чтобы язычнику, почитающему бездушных и бессильных богов, дать почувствовать силу Бога Живого, истинного и чтобы имя Бога всемогущего, повелевающего всем миром, проповедано было по всей земле. Еще ли ты восстаешь на людей Моих и не отпускаешь их? Вот Я сейчас же буду дождить самым сильным градом, какого не было в Египте от его начала доныне. Итак, поторопись сейчас же собрать скот свой и все, что у тебя есть на поле: все люди и скоты, какие найдутся на полях и не войдут в дом, погибнут от града, который падет на них. Кто из подданных фараона поверил словам Господа, тот собрал скот свой в дом, а кто не внял мыслью слову Господню, тот оставил скот свой в поле. Между тем Господь сказал Моисею: простри руку свою на небо – и сделается град по всей земле Египетской и поразит людей и скотов, и всю траву земную. Вот Моисей простер руку на небо, и Господь дал громы и град, и огонь потек по земле: такой огненный град сделал Господь по всей земле Египетской. Странный то был град: огонь горел с градом, и град такой сильный, какого не было в Египте с тех пор, как в нем поселились люди. Град поразил всех животных египетских от человека до скота, всякую траву полевую, даже все дерева полевые стер град. Только в земле Гесем, в которой были израильтяне, не было града. Фараон призвал Моисея и Аарона и сказал им: виноват. Господь праведен, а я и народ мой нечестивы. Помолись обо мне ко Господу, чтобы перестали громы Божии и град с огнем, – и я отпущу вас, и вы больше не станете медлить. А Моисей сказал ему: когда выйду из города, я простру руки мои на небо к Господу, и громы перестанут и града не будет для того, чтобы знал ты, что Господня земля. Ты и рабы твои, знаю я, еще не убоялись Господа. Лен и ячмень у вас побиты, потому что ячмень колосился, а лен осеменялся; а пшеница и жито не побиты, потому что они были поздние (какая достоверность исторического рассказа! – в высшей степени рассказ плавен и ровен). И вышел Моисей от фараона из города и простер руки свои к Господу – и громы перестали, и град и дождь даже не канули на землю. Фараон, увидев, что громы и дождь с градом перестали, опять не вразумился и не отпустил израильтян.

Гл.10. Опять Господь сказал Моисею: войди к фараону: он и рабы его ожесточились по своему упрямому характеру от чудес Моих; Я еще сделаю им подобные знамения, чтобы и вы рассказали чадам вашим и чадам чад ваших об этих знамениях и о том, сколько Я насмеялся египтянам, и чтобы вы знали, что Я – Господь всего мира. Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: вот что говорит Господь Бог еврейский: доколе ты не устрашишься Меня? Отпусти людей Моих, чтобы они послужили Мне. Если же не хочешь отпустить их, то завтра в это время Я наведу множества пругов на все пределы твои, так что они покроют землю, и ты не увидишь ее, и поедят весь остаток хлебный, который не побит был градом, и изъедят всякое дерево, растущее на земле вашей; мало того: ими наполнятся домы твои и домы рабов твоих и все домы по всей земле Египетской. Такого множества насекомых никогда не видали ни отцы твои, ни прадеды их доныне. Моисей с Аароном вышли. Между тем чиновники фараона сказали ему: доколе нам будет эта мука? Отпусти этих людей, чтобы они послужили Господу Богу своему: или ты хочешь видеть, как погибнет Египет? Моисея и Аарона опять позвали к фараону, и он сказал им: ступайте, послужите Господу Богу вашему. Но кто и кто пойдет? Моисей отвечал: мы пойдем с нашими юношами и старцами, с сынами и дочерями, с нашими овцами и волами, так как у нас будет праздник Господа нашего. И сказал им фараон: да будет так, Господь с вами. Но, отпуская вас, ужели я должен отпустить с вами и имения ваши? Видите, как вы лукавите? Нет: пусть идут только взрослые мужчины и послужат Богу: вы сами этого просите. И выгнали их от фараона.

Между тем Господь сказал Моисею: простри руку свою на землю египетскую, пусть выйдут пруги на землю Египетскую и съедят всю траву и все древесные плоды, оставшиеся от града. И вот Моисей поднял жезл к небу, и Господь навел южный ветер на целый день и на всю ночь; было утро, и ветер южный поднял пругов и навел их на всю землю Египетскую, и они во множестве напали на все пределы земли Египетской; прежде этого не было таких пругов и после не будет. И покрыли они всю землю, и истлела земля: они съели всю траву и всякий плод на деревьях; не осталось никакой зелени ни на деревьях, ни на земле по всей земле Египетской. Фараон поспешно позвал к себе Моисея и Аарона и сказал им: согрешил я пред Господом Богом вашим и пред вами. Простите еще ныне мой грех и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он избавил меня от этой смерти. Моисей вышел от фараона и помолился Господу. Господь переменил ветер; подул сильный ветер с моря и взял пругов, и бросил их в Чермное море: по всей земле Египетской не осталось ни одного пруга. Фараон опять, по жестокосердию, не захотел отпустить евреев. Господь сказал Моисею: простри руку свою к небу; пусть будет тьма по земле Египетской, осязаемая тьма (густая). Моисей простер руку свою к небу, и стали тьма, мрак, буря на всей земле Египетской три дня. Никто не видал брата своего три дня, никто не вставал с постели своей три дня, между тем как у израильтян был свет во всех их жилищах. Фараон опять позвал Моисея и Аарона и сказал им: идите, послужите Господу Богу вашему: только овец и волов оставьте, а имение ваше пусть пойдет с вами. Моисей сказал: нет, ты дай нам и всесожжения, и жертвы, которые принесли бы мы Господу Богу нашему. Не имение только наше, но и скот наш пойдет с нами: не оставим и копыта; мы из него принесем жертвы Господу Богу своему; если не будет с нами скота, чем мы послужим Богу своему, когда придем на место? Фараон ожесточился на этот раз сильнее всех предыдущих разов. С гневом сказал он Моисею: ступай прочь от меня и не являйся больше ко мне на лицо. Если же явишься, смерть тебе. А Моисей сказал: если тебе угодно, я не явлюсь к тебе больше.

Гл.11. Господь говорит Моисею: еще одну язву наведу Я на фараона и на Египет, и после того он отпустит вас отсюда. А когда он отпустит вас совсем, тогда выгонит вас, как изгнанников выгоняют из города. Поэтому скажи тайно людям, чтобы испросили каждый у соседа и соседки своей сосуды золотые и серебряные и одежды. Господь устроил так, что израильтяне на этот раз вошли в милость у египтян, и они дали им все по требованию израильтян. Между тем Моисей и в глазах египтян, и самого фараона и чиновников его стал весьма великим человеком. И сказал Моисей: вот что говорит Господь: в полночь Я войду в Египет, и изомрут все первенцы в земле египетской – от первенца фараона, который сидит на престоле, и до первенца рабыни, что у жерновов, и до первенца всякого скота: и будет сильный плач по всей земле египетской, какого не было и не будет. А между сынами Израиля не пошевелит и пес языком своим [ст.7], не только не умрет ни один первенец израильский и ни одно животное, чтобы ты видел, как прославится Господь между египтянами и израильтянами. И все эти отроки твои придут ко Мне с поклоном, говоря: ступай же ты и все люди твои, которых ты хочешь вести с собою. Затем Я уже перестану посылать казни Мои на Египет. Моисей вышел от фараона с гневом. И сказал Господь Моисею: не послушает вас фараон, чтобы Я умножил знамения и чудеса в земле Египетской. И Моисей и Аарон сделали все чудеса пред глазами фараона, но он ожесточился и не захотел отпустить израильтян.

Гл.12. Господь устанавливает для сынов Израиля пасху – в память изшествия их из Египта. Праздник этот должен был начаться с 14-го числа первого месяца, или того месяца, в который они вышли из Египта, и продолжиться до 21-го числа до вечера. Семь дней никто не должен был есть кислого, но должны были все есть опресноки с мясом (пасхального агнца) и горькими травами. Все это надлежало есть ночью и к утру следующего дня не оставлять ничего. Пасхальный агнец должен был съедаем без раздробления костей. Каждое семейство должно было закалать агнца; если число членов семейства было очень мало, так что печеного агнца могла остаться значительная часть, то надлежало занять несколько человек из другого семейства, чтобы агнец съеден был весь. Вечером того дня, в который закалали агнца, нужно было также помазать кровью его обе подбои и порог дверей в каждом доме израильтянина: это было знамением (будущего избавления кровью) Христа, как непорочного и чистого Агнца [1Пет. 1:19], и настоящего избавления от смерти всех первенцев еврейских. Праздник этот должен был отправляться во все роды вечно, то есть до пришествия обещанного Мессии. В полночь Господь поразил смертию всякого первенца в земле египетской. Фараон, его чиновники и все египтяне поднялись ночью с ложей своих и наполнили воплями своими весь Египет, потому что не было дома, в коем бы не было мертвеца. Ночью же фараон позвал Моисея и Аарона и сказал им: ступайте, отойдите от людей моих; идите, послужите Богу вашему так, как вы говорили: и овец и скота возьмите; да и обо мне помолитесь. Теперь египтяне стали силой гнать евреев из земли своей, говоря: пожалуй, мы все умрем из-за вас. Евреи выпросили у египтян сосуды серебряные и золотые и одежды – все дано было им, и евреи обобрали египтян. 430 лет жили евреи в Египте, как сказал Господь Аврааму. И чрез столько-то времени вышла вся сила Господня (замечательное выражение) из земли Египетской ночью.

Гл.13. Столп облачный и столп огненный.

Гл.14. Спустя недолгое время фараон раскаялся, что отпустил евреев; вскоре же запряг свои колесницы и собрал весь народ свой, способный носить оружие, также шестьсот избранных колесниц, всех коней египетских и сверх того тристаты45. Вот он погнался сзади израильтян и нашел их ополчившимися при море. Израильтяне заметили египтян; ужаснулись и подняли вопли к небу, потом стали роптать на Моисея, говоря: для нас не было смерти в Египте, так ты вывел уморить нас в пустыне? Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не говорили ли мы тебе в Египте: оставь нас работать египтянам; да и действительно, лучше нам было работать египтянам, чем умирать в этой пустыне. Моисей отвечал им: мужайтесь, стойте и смотрите, как сегодня Господь спасет нас; вы видели ныне пред глазами своими египтян, но скоро не увидите их. Господь Сам будет поборать по вас, а вы молчите. Между тем Господь воззвал к Моисею, говоря: что ты вопиешь ко Мне? Скажи сынам Израиля, пусть они идут. А ты возьми жезл свой – простри руку свою на море и рассеки его: пусть израильтяне пройдут посредине моря посуху. Я и ныне прославлю Себя: все египтяне узнают, что Я – Господь. И вот взялся спереди Ангел Божий, ходящий пред полком сынов израилевых, и пошел сзади их; взялся также спереди и столп облачный и стал позади их, и положил этим разделение между полком египетским и полком еврейским; сделались тьма и мрак, наступила ночь, и оба полка не смешались друг с другом всю ночь. Моисей между тем простер руку на море: сильным южным ветром Господь взбурлил и разогнал воду морскую, вода расступилась, и море стало сушею в известном месте. Израильтяне вступили в море посуху и шли среди двух стен воды, по правую и левую руку. За ними тронулись и египтяне: все кони фараоновы, колесницы и всадники тронулись в море. В утреннюю стражу Господь воззрел на полк египетский, стоявший в столпах огненном и облачном, и привел его в смятение – связал оси колесниц и вел их с трудом. Египтяне сказали: побежим от израильтян, потому что Господь Бог поборает за них. Но в это время Господь сказал Моисею: простри руку свою на море, пусть соединится вода и покроет египтян, их всадников и колесницы. Моисей простер руку на море, и к следующему дню вода устроилась на место; египтяне бежали под водою, внизу двух стен воды по ту и другую сторону, и вытряс их Господь (как землю, как сор) среди моря. Вода сдвинулась и покрыла колесницы и всадников и всю силу фараонову – никто не остался из них. А израильтяне благополучно прошли посуху. Благодарные за избавление от явной погибели сыны Израиля с вождем своим Моисеем воспели Господу следующую песнь.

Глава 15. Поем Господу, потому что Он славно прославился, коня и всадника поверг в море. Помощником и Покровителем стал Он для меня на спасение: Он – Бог мой, я буду прославлять Его, Он – Бог отца моего, стану я величать Его. Он – Господь, сокрушающий брани, Господь имя Ему. Колесницы египетского царя со всею его силою повергнул в море, избранных всадник множество потопил в Чермном море. Пучиною покрыл Он их, погрязли они в глубине, как камень. Десница Твоя, Господи, прославилась в силе; десная рука Твоя, Господи, сокрушила врагов; множеством славы Своей стер Ты сопротивников, послал гнев Свой: поел он их, как стебли растений. От духа ярости Твоей расступилась вода, воды отвердели как стена; огустели и волны среди моря. Враг говорил: погнавшись, догоню их, разделю сокровища, удовольствую душу мою, убью их мечом, господствовать будет рука моя. Но вот Ты послал Духа Своего – и покрыло их море: погрузились они, как олово, в большом количестве вод. Кто подобен Тебе между богами, Господи, кто подобен Тебе? Ты славишься во святых, дивен в славе; Ты творишь чудеса. Ты простер десницу Свою – и их пожрала земля. Между тем этих людей Своих, которых избавил из руки врага, Ты наставил правдою Своею, и пр. Так торжественна и восторженна была песнь сынов Израилевых, избавленных от руки врага. Но и новый Израиль имеет причину так же и еще больше радоваться, чем старый. Мы избавлены от лютейших врагов – диавола и смерти.

16 гл. О крастелях и о манне. Манна в шестой день собиралась в двойном количестве, и в субботу не позволялось ни печь, ни варить. Так и духовный Израиль должен упраздниться в воскресный день от всего житейского и заняться богомыслием и исследованием дел Божиих.

[Гл.] 17. Об изведении воды из камня и о войне с амаликитянами. Удивительна сила Креста еще в Ветхом Завете. Крестообразное воздвижение рук Моисеем было причиною победы над Амаликом.

[Гл.] 18. Совет Иофора, тестя Моисеева, о легчайшем управлении народом.

Глава 19, [ст.4]. Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас [как бы] на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым. Как это величественно, по-Божески! Господь говорит Моисею: вот, Я приду к тебе в столпе облачном, чтобы люди слышали, что Я говорю с тобою, и чрез то всегда верили тебе. Скажи это людям и очисти их ныне и завтра, пусть они вымоют свои одежды. В третий день все должны быть готовы, потому что в третий день Господь сойдет на гору Синайскую пред всем народом. Народ весь поставь ты вокруг, говоря: смотрите, не восходите на гору и не касайтесь ее ничем; кто прикоснется, тот умрет. Когда же перестанут голоса и трубные звуки и облако отойдет от горы, тогда пусть народ взойдет на гору. Моисей спустился с горы к людям и освятил их, и они вымыли одежды свои. И сказал им: будьте готовы; три дня не входите к женам. В третий день, когда время приближилось к утру, вдруг послышались громы, заблистала молния, мрачное облако покрыло гору Синайскую; трубные звуки сильно оглашали нагорное пространство и окрестности. Все пришли в страх. Вот Моисей вывел людей навстречу Богу из полка и оставил их под горою. Синайская гора вся была в дыму по причине схождения на нее Божия в огне; дым клубился и поднимался вверх, как дым из печи. На всех напал сильный страх. Моисей говорил, Бог отвечал ему в громе: взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы [Господь] не поразил их [ст.24]. Итак, для пользы же народа, оттого что он не вынес бы ближайшего присутствия Божия, Бог не повелел ему всходить на гору: да не когда, говорит, погубит от них Господь не по чувству мести, потому что Бог бесстрастен, но потому, что Он есть Огнь поядаяй для грешников; как солома опаляется или сгорает от огня, так грешник от Бога. Ищущие сана священства! Вы порываетесь, как народ израильский, взойти на гору боговедения, – но смотрите, способны ли вы перенести явление Божества?

Глава 20. Изрекается Десятисловие. [5-]6 ст. Я Господь, Бог твой... творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Храни же повеления Божии из любви к Нему. 10[-11]. День седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его. Слава Богу, что Он по Своей премудрости и благости установил праздновать день седьмой и посвящать его богомыслию, исключая всякое житейское дело. Люди, при всей забывчивости своей и поползновению к неблагодарности, невольно, так сказать, должны были приводить себе на память величайшие благодеяния Божии, явленные в творении мира или в воззвании его из бездны ничтожества к бытию. Христиане, новый Израиль! Вы празднуете новую субботу, которая по важности своей не меньше древней. В субботу опочил от всех страданий Единородный Сын Божий, воззвавший разумную тварь Свою к новому, благодатному бытию от нравственной погибели. А в воскресенье Он воскресил с Собою из мертвых все человечество. Весь народ слышал голос и трубный звук и видел свечи и гору дымящуюся. От страха весь народ стал издалека и сказал Моисею: говори ты с нами, а Бог пусть не говорит нам: иначе мы умрем. Моисей говорит: не бойтесь! Бог пришел к вам для испытания, чтобы навесть на вас страх Свой, дабы вы не грешили. Моисей вошел во мрак, где был Бог, и Бог опять начал говорить с ним о том, чтобы народ не делал богов золотых и серебряных, так как сам он ясно видел, что Живой, истинный Бог на небе, откуда они слышали сами Его голос: вы видели, как Я с неба говорил вам [ст.22].

Гл.21, 15[-17]. Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти... Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти. Вот как священна должна быть особа отца или матери или вот каким почтением обязываются к ним дети.

Гл.22, 21 ст. Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Христиане – пришельцы на земле; тем более они не должны оскорблять пришельцев из чужой или из своей земли. [Ст.] 22. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами. Вот как Бог любит вдов и сирот, промышляет о них и мстит за них! [Ст.] 26. Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захождения солнца возврати ее, ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать? итак, когда он возопиет ко Мне, Я услышу, ибо Я милосерд. Еврей имел одну одежду, которою покрывался, как платом. Она прикрывала его срамоту и служила легкою защитою от непогод. Ночью он прикрывался ею вместо одеяла. Явно, что она была самою необходимою принадлежностию еврея. Поэтому-то Бог поставляет законом, чтобы получивший ее в залог отдавал ее до захождения солнца. [Ст.] 29. Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих. И мы должны приносить в жертву Богу начатки трудов своих или часть имения своего и чрез это исповедовать Бога подателем благ.

Глава 23, [ст.] 14. Три раза в году празднуй Мне. А у нас не только не трижды и не десять, но больше раз празднуются праздники, во образ вечного субботствования людей Божиих во граде Божием. 25. Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой [и вино твое] и воду твою; и отвращу от вас болезни. Служи Господу – и благословение Божие будет на всем доме твоем и на всем имении твоем. 26[-27]. Число дней твоих сделаю полным. Ужас Мой пошлю пред тобою, и в смущение приведу всякий народ, к которому ты придешь, и буду обращать к тебе тыл всех врагов твоих. Народ православный! Служи Господу твоему добрыми нравами, и Он сделает тебя страшным для всех народов.

Глава 24, ст.17. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Итак, слава Господня открывалась на горе в пламенеющем огне, потому что Бог есть Свет и Огнь, попаляющий нечистоты человеческие.

[Гл.] 25–30. Об устроении скинии, о поставлении в первосвященники Аарона и во священники – сынов его, об устройстве для них священных одежд и пр.

[Гл.] 31, [ст.3–5]. Господь избирает из колена Иудова сына Урии и Ора, называет его именем Веселеила и наполняет его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона], резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела. О Господи всемогущий и Отче преблагий! Ты все Сам благоволил сделать для устроения скинии: и образец показал, и мастера дал, научив его заблаговременно всему. И теперь различные мастера получают от Бога свое умение, свое искусство. Здесь же – о скрижалях с заповедями.

Глава 32. Евреи сливают себе золотого тельца. Моисей, бывший с Богом на горе, извещается об этом от Бога, Который велит ему оставить Его, угрожает истребить идолопоклонников и вместо истребленного народа обещает от Моисея произвесть многочисленный народ. Моисей умоляет Господа о народе и говорит: зачем Ты, Господи, гневаешься так на людей Твоих, которых вывел Ты из земли египетской крепостию великою и мышцею Твоею высокою. Если Ты истребишь их в пустыне, египтяне скажут: Он хитростию вывел их с тем, чтобы погубить в горах и истребить их с земли. Утоли гнев Твой и будь милостив ко грехам людей Твоих, вспомнив Авраама, Исаака и Иакова, рабов Твоих, которым Ты клялся Собою и говорил им: в сильной мере умножу Я семя ваше (люди называются семенем, потому что и они, как растения, образуются из семян), как звезды неба – в таком множестве, и дам эту землю, в которую мы идем и которую Ты обещал дать потомству их в вечное владение. Господь умилостивился. 32[-34] ст. Прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною (разумеется грех тяжкий, например, идолопоклонство), изглажу из книги Моей; итак иди, [сойди,] веди народ сей, куда Я сказал тебе (в Египте); вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. Какое самоотвержение Моисея ради спасения своих соотечественников! Великая душа! Недаром Бог избрал его в вожди. Как величественно говорит Моисею Бог: кто согрешил предо Мною, того Я изглажу из книги вечной жизни – а тебя за что Я стану изглаживать? Ступай, сойди с горы и приведи этих людей в то место, о котором Я сказал тебе еще в Египте, – в землю Ханаанскую: вот Ангел Мой пойдет опять пред вами!

33 глава. Затем обещает Моисею дать Ангела для изгнания хананейских народов из земли их, а Сам отказывается идти с евреями за их жестоковыйность и чтобы не убить на пути Моисея. Далее Господь наказывает Моисею, чтобы евреи сняли праздничные одежды свои и утварь, – и взяли они от горы Хорива одежды свои и утварь свою. Моисей снимает свою кущу, устанавливает ее вне полка, вдалеке от него, и прозывает ее скинией свидения. Всякий, кто взыскивал Господа, входил в эту скинию. Когда же входил в нее Моисей, народ весь стоял и смотрел у дверей своей кущи и смотрел за отходящим Моисеем до тех пор, пока он входил в самую скинию. Когда же Моисей взошел в скинию, сошел столп облачный и остановился пред дверями скинии: из облака Сам Господь говорил с Моисеем. Весь народ видел столп облачный, стоящий пред дверями скинии, – и вот весь народ встал и поклонился каждый из дверей кущи своей. И Господь говорил с Моисеем лицем к лицу так, как говорит кто-нибудь со своим другом; по окончании богособеседования Моисей отпускаем был из скинии в полк, а слуга Моисея Иисус Навин не выходил из нее. Моисей сказал Господу: вот Ты говоришь мне: поведи людей этих; между тем не открыл, кого пошлешь со мною. А Ты сказал мне: Я знаю тебя больше всех и ты имеешь благодать у Меня. Итак, если я имею благодать у Тебя, открой мне Себя Самого, чтобы я раздельно и ясно видел Тебя и самым делом обрел благодать пред Тобою и что этот многочисленный народ есть Твой народ. Господь говорит ему: Я Сам буду идти пред тобою и упокою тебя. Моисей Ему: если Сам Ты не идешь с нами, то не выводи меня отсюда (язык любви, не хотящей разлучаться с Богом). Да и как, в самом деле, будет известно, что имеем благодать у Тебя и я и люди Твои, если не в том только случае, когда Ты пойдешь с нами? Тогда я и народ Твой будем прославлены больше всех народов, какие есть на земле. Господь говорит Моисею: и это слово, которое ты сейчас сказал, Я исполню, потому что ты обрел благодать у Меня и Я знаю тебя больше всех. Моисей говорит: покажи мне славу Твою. Господь отвечал, что человек не останется жив, если увидит лице Его, существо Его, впрочем, прибавил: вот у Меня место, и ты стань на камне. Когда пройдет слава Моя, Я положу тебя в расселине камня и покрою тебя Своею рукою, пока мимоиду; затем отыму руку Мою, и тогда ты увидишь след Мой, зад Мой, но лице Мое не явится тебе. Страшно помыслить, в каком положении был бы Моисей в то время, когда Господь проходил над ним в Своей славе, и какое неописанное блистание Божества, невыносимое для бренного ока, было в это время. Да, по всей справедливости и Моисей, говоривший с Богом лицем к лицу, не вынес бы этого блистания, этого бесприкладного величия Божества. Когда Господь был в облаке, тогда можно было говорить лицем к лицу, но теперь – не то. Если и тогда явление Бога на Синай поколебало землю, то что будет с этим бренным телом, которое носит человек, с его душою, всегда нечистою пред Богом? – Смерть, исчезновение!

Глава 34, 3 ст. Никто не должен восходить с тобою (на гору Синай), и никто не должен показываться на всей горе (на верху ее, вдали от места Богосошествия или на склоне ея); даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. Бог благопромыслительно заботится, чтобы кто-нибудь из людей, по любопытству видеть Бога, или из животных, ищущих себе пищи, не подошел к горе или на самую гору, освященную особенным присутствием Бога всемогущего и страшного, и не погиб мгновенно от неприступного величия Его, потрясающего и попаляющего Своим прикосновением все дебелое46, вещественное и нечистое. Велик и страшен Ты, Боже наш. Как должны мы быть духовны и чисты, чтобы удостоиться Твоего лицезрения! По повелению Господню Моисей утром восходит на Синай с двумя каменными скрижалями. Вот Господь сошел на гору в облаке; Моисей предстает пред Ним и призывает Его по имени. Господь прошел мимо пред ним и воззвал: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех [ст.6–7]. Моисей поспешно приник лицом к земле, поклонившись Богу, и сказал Ему: если я обрел благодать у Тебя, то да пойдет Господь мой с нами: мне ничего не сделать с этим народом, это – жестоковыйный народ. А чтобы Тебе идти с нами, Ты отыми беззакония и грехи наши, и мы будем Твоими. Господь полагает далее завет с Моисеем: не делать никаких условий с языческими народами хананейскими, не кланяться их богам, не выдавать дочерей еврейских за юношей хананейских и не женить своих детей на их девицах; хранить праздник опресноков семь дней в месяце новых плодов, когда вышли израильтяне из Египта; первородного от тельца и овцы посвящать Ему, а первородное от осла выкупать овцею или давать цену за него; также искупать всякого первенца из сынов своих и не являться по рождении с пустыми руками пред Богом. Это было живым напоминанием, что и людей, и животных плодит Сам Бог, питая и возращая их. Шесть дней работать, а в седьмой почивать от дел; делать праздник начала жатвы пшеницы (и пшеницу, вообще все плоды, Бог возращает) и праздник собрания ее – среди лета. Три раза в году всякий мужеский пол должен был являться пред Богом – в скинию, или во храм. Начатки от первособранного жита должно было вносить в дом Божий. Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей не евши, не пивши. В это время лицо Моисея просветилось несозданным светом лица Божия, так что Аарон и израильтяне, увидев его, побоялись приступить к нему, и он должен был надевать покрывало на лицо свое и снимать, когда являлся лицу Божию.

Глава 35. О собрании материалов для устройства скинии. Все принимали участие по своему умению, силе и состоянию: и мужчины, и женщины. И ныне у нас женщины принимают участие в украшении храма Божия, например, вышивают ковры.

Глава 36. Материалов на построение скинии с ее принадлежностями приносили каждый день так много, что Моисей объявил в полку, чтобы ни мужчины, ни женщины больше не приносили ничего на начатки святыни. Так велико было усердие к дому Божию! Далее описание первосвященнических одежд.

Глава 37. Об устройстве скинии.

38 глава. О том же.

39 глава. Моисею показали все работы, все принадлежности скинии, и Моисей благословил все это.

40-я глава и последняя. Моисей устанавливает скинию и все ее принадлежности; посвящает Аарона и сынов его. Когда Моисей кончил свое дело, облако покрыло скинию свидения, и скиния наполнилась славою Господнею. Сам Моисей не мог войти в скинию свидения, потому что ее осеняло облако и вся скиния полна была славы Господней. Когда облако поднималось от скинии свидения, израильтяне отправлялись в путь с имением своим; если же не поднималось, они стояли дотоле, пока облако поднималось. Над скиниею днем было облако, а ночью огонь – в виду всех израильтян, во всех путешествиях их. Чудное путешествие! Да пронесется слава его чрез все народы и все времена!

12 декабря 1856 года.

* * *

43

Сень (церк.-слав.) – здесь в значении «тень».

44

Земля гесемская (Гесем) – страна на восточной окраине Египта, где жили евреи, плодородна и удобна для пастбищ.

45

Тристаты – военные колесницы, везомые тройками коней; тристаты египетские – военачальники, всадники, восседающие на колесницах.

46

Дебелый (церк.-слав.) – грубый, толстый, нечувствительный.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 1: 1856. - 2005. - 294 с. ISBN 5-902112-35-4

Комментарии для сайта Cackle