праведный Иоанн Кронштадтский

Май 1869 г.

3 мая.

3 мая. Суббота. Пять часов вечера. После сна послеобеденного позвали меня соборовать семидесятисемилетнего старца Василия Петровича Петрова. Пробуждение от сна было тяжелое, потому что за обедом я ел фарш мясной и бифштекс и суп молочный с манной крупой, вообще ел довольно и пищу тяжелую. Когда я ехал по дороге, враг запнул меня, злонравного, гордого и завистливого, завистию к протоиерею и враждою на него; я было начал молиться внутренно, но не совсем из глубины души, не совсем решительно – а враг разжигал во мне свою адскую печь тщательно и со всею силою; я молился по прибытии в квартиру больного, но не совладел с молитвою и со врагом, запустившим глубоко свои когти в душу мою, и во всё соборование было мне чрезвычайно тесно и тошно и стыдливо; огонь адский свирепел во мне. На всех, бывших при соборовании, брала сильная досада и злоба (чем они виноваты? – о, злоба нелепая!). По окончании соборования в тесноте и стыдении лица пошел домой. Во мне были всё теснота и скорбь. Думаю, что этому много способствовала мясная пища. Надо оставить ее. А поганая зависть! О, истинно ты порождение сатаны! Много ли мне нужно? И стою ли того, что Бог дает мне, что я имею, я, ничтожный человек? Оттого ли око мое лукаво, что Бог благ? Не есть мяса. Из-за него пещь плоти пламенеет и все страсти свирепеют. Воздержание, всегдашнее воздержание! Довольство малым! Чтобы быть достойным служителем веры, надо непрестанно горняя мудрствовать и нерадеть о земном, не быть имения рачителем или чревоугодником и сластолюбцем; надо всегда быть воздержником от мяс; разве всуе сказано: Добро неясти мяс [Рим. 14, 21]? О, как употребляет в свою пользу враг немощи наши и плотские привычки наши! Как он ими запутывает нас!

От мясной пищи, от вина и вообще от чревоугодия, также от долгого сна притупляется религиозное чувство, покидает нас нежность, тонкость чувства, теряется чувство вездеприсутствия Божия и усиливаются страсти; человек делается твердосердечным; чувство грехов притупляется, чувство любви Божией и своего ничтожества.

Как я доселе не желаю паче всего благодати Божией, которою могу обогащаться по своему усердию и труду, и желаю умножения сребра и завидую имеющему оного много, как бы у меня не было попечителя и кормителя Христа? Разве я не христианин, не горний, не духовный? Всё я дольнее мудрствую, а не горнее,– увы мне!

Прибавился крест – прибавилась спесь; дали корону – душе препону.

Ах ты, прелюбодейная плоть моя, слуга диавола: ты и крестов драгоценных и блестящих желаешь, как желаешь нарядов, как желаешь сластей, и перестал крест быть для тебя предметом благоговения и побуждением к пламенной любви к Распятому и к любви ближнего. Увы, для тебя и крест сделался золотым идолом. Желая креста, ты желаешь блистать, или, нося златой крест, ты думаешь, что просветился и душою. Увы: ты, златолюбием недугуя, омрачаешься. Душа твоя из-за пожелания блестящего креста отпадает от любви к Богу и ближнему, отпадает от источника жизни. Нетерпеливое, страстное желание блестящих отличий есть любовь земная, греховная, наравне с любовию к прочим земным вещам, коими прельщается человек: к пище и питию, к одежде, к красоте лица, к роскоши и великолепию в жилище, и вообще свидетельствует о любовещности твоего сердца.

Помяни изречение церковной песни, поемой над умершими: В путь узкий хождшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии и Мне последовавший верою, приидите насладитеся, ихже уготовах вам, почестей, и венцев небесных. Вот славный крест! Вот истинные почести и венцы! А в золотом кресте нет пользы: он только ослепляет зрение и прельщает сердце, возбуждая пожелание блеска и злата.

Говори богослужебные молитвы и возгласы, не смущаясь тем, что иных слов не дают тебе выговаривать: делай свое дело с сердечным спокойствием и твердостию.

Лавочники, магазинщики, торгующие кожаными и мягкими товарами скольких бедных могли бы одеть, обуть – а между тем у них не допросишься ни одной рубашки, ни одной обуви, ни одного кафтана, и много товару лежит у них без всякого движения. О, если бы они сочли за счастие одеть нищего, как Самого Иисуса Христа! О, если бы они стяжали от Господа духовный разум, который внушил бы им считать эту трату за величайшее приобретение, а барыши без движения их на дела милосердия – величайшею потерею для души, ибо в этом последнем случае они делаются рабами тленного богатства и сеют только в плоть, от которой пожнут тление, и не сеют в дух, от которого могли бы жать живот вечный.

Великодушно, спокойно, терпеливо переноси порывы и вспышки страсти человека гневливого, ропотливого, бранчивого: это его болезнь. Пройдет пыл, и он сам раскается в своем неблагоразумии и вспышке. Человек грешник всё равно что больной: надо осторожно обращаться с ним: надо знать, когда с ним говорить, когда молчать, когда говорить напротив и когда потакать. Таков я.

5 мая 1869.

5 мая 1869. Какой я честолюбивый и злой! Поутру сегодня пришел я на панихиду в квартиру Петровых: тут же была хозяйка дома [...]; она не встала при виде священника и даже на поклон мой не встала. Я обиделся таким невежеством. Но потом, вышедши из комнаты в коридор, в ожидании гроба покойнику, я начал думать, что оскорбляться безрассудно, что на таких невежествующих и грубых людей надо действовать кротостию и ласкою, зло побеждать добром [Рим. 12, 21] и молиться за них, да отпустится им грех неведения. Не ведят бо что творят [Лк. 23, 34], не ведят, что пастырей должно почитать как слуг Христовых и строителей тайн Божиих [1Кор. 4, 1]. Долготерпите ко всем, говорит Апостол [1Фес. 5, 14].

Вся слава дщере Царевы внутрь [Пс. 44, 14]; вся слава дщере Царевы, то есть души христианской, должна быть внутрь, а не снаружи, не во внешних отличиях. От юности моей не бых златоносец; в старости же наипаче хощу пребыть в нищете, – говорил преподобный Сергий Радонежский. Вот как любезна была нищета угоднику Божию.

Потому мне и не нужен внешний знак отличия (например, крест), что я до страсти, с нетерпением желаю его. Я, подобно Иакову и Иоанну, хочу, да одесную сяду Господа или братий моих по священству – даже здесь, на земле, между тем чашу страданий пить не хочу [Мк. 10, 35 – 38]. А ведь это и есть истинный крест.

Опять златом прельстился (наперсным крестом)! Где горнее мудрствование? Где презрение мира и его суетного блеска и суетной славы? Где добровольная нищета, столько благоприятствующая смирению и горнему мудрствованию и зрению? О, прелесть злата, прелесть змиина, обливающая и отравляющая душу мою ядом!

Окаянный, я хочу мудрствовать и жить вопреки духу своей веры Христовой! Христос меня ради обнищал, а я хочу жить в богатстве; Христос уничижился ради меня, а я хочу жить в славе; Христос родился в яслях, а я хочу блистать златом! Христос распялся на деревянном кресте – я хочу на персях, для тщеславия и суетного блеска носить золотой крест на такой же цепи. Как, с какими глазами с таким крестом я пойду в домы нищеты?

Где, по причине любви мира сего: злата, сребра, сластей, одежд мягких, жилища прекрасного, чести мира сего, – где любовь к Богу, к делам Его, к Божией Матери; где любовь к Ангелам, где любовь к пророкам, апостолам, иерархам, мученикам, преподобным, где подражание им, где удивление их любви ко Господу, пожертвовавшей всем любезным в мире? Где благоговение к ним? Где беседа с ними искренняя, где искреннее прошение их ходатайства, помощи, защиты? Всё поглощает мирская любовь, иногда, например, жажда златого наперсного креста, как людей светских – жажда орденов или крестов. И кресты стали игрушками.

Так бесплотный враг под видом златолюбия действует в нашем сердце и владеет нами, царствует в нас; так он властвует над нами, принуждая нас угождать плоти в похоти, например курить табак, пить вино без нужды и без меры, пиво, есть не вовремя и без меры и с жадностию; так он вселяется в нас и усиливается в нас чрез неблаговременный сон; так он действует в нас, возбуждая блудную страсть, зависть, злобу и ненависть, гордость, леность, уныние, тоску, отчаяние, непослушание, упрямство, ложь, и вселяется в нас чрез мгновенный какой-либо грех, как молния! Скрывается и гнездится в нас под разными видами: в виде тяжести внутренней, в виде болезни и прочего.

Не унывай и не раздражайся и не суетись, когда не можешь поспеть сделать что-либо в предопределенное время и не можешь исполнить данного тобою слова известным лицами, могущим иметь влияние на твою судьбу: отдайся в этом случае на волю Божию, и Господь устроит всё во благо. Человек предполагает, Бог располагает. Старайся при всех неблагоприятных случаях сохранять спокойствие духа.

Слова [...] о воспитании детей родителями светскими, что они с самых ранних лет приучают их к суетности, к роскоши, к лакомству, к рассеянности, не учат молиться Богу, не водят в церковь и не внушают к ней благоговения и любви, водят на балы, в театры, в маскарады и таким образом совершенно портят детей [в самой] юности. Еще он говорил: Бог не по грехам нашим воздает, долготерпит нам, а мы за малость стараемся мстить, воздать.

Блаженны чистые сердцем [Мф. 5, 8]. Чистое сердце – обильный источник спокойствия и всегдашней радости; при взгляде на всё доброе чистый сердцем радуется и веселится. Напротив, несчастны нечистое сердце имеющие: оно для них источник непрестанной скорби, опасения, страхов, печалей; при взгляде на всё чистое и нечистое они оскверняются непрестанно нечистыми помыслами.

11 мая.

11 мая. Воскресение. Нынешний день враг сильно, люто подстрекал меня к злобе на сослужившего диакона Петра в то время, когда он во время причащения моего Святых Таин что-то делал как будто в шкафчике, на котором стоит ковчег у престола; пришла мне подозрительная мысль, что он подглядывает за мною. Едва я мог отогнать духа злобы молитвою вслух за отца диакона: спаси и помилуй, Господи, раба Твоего сослужителя Петра диакона и молитвами его помилуй меня грешного.

Помни слова Писания: Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его [Притч. 19, 17], и не скорби, не враждуй, когда видишь, что берут другие твое, или когда приходится многим и часто подавать милостыню. Чем охотнее, усерднее, сердечнее будет подаяние, тем больше воздастся тебе.

Табак курительный выкуривает из души благодать Божию, Духа Святого прогоняет, ибо это прихоть и служение противнику.

10 мая.

10 мая. Суббота. Благодарю Господа, даровавшего мне по моему усиленному прошению дар молитвы искренней во время всенощной при великой тесноте моей, немощи (между прочим, от картофельного киселя на молоке). Какой пренебесный мир после мятежа бесовского, какая легкость, какой простор – после тесноты и тяготы вражьей!

11 мая.

11 мая. Святых Кирилла и Мефодия. Благодарю Господа, даровавшего мне слово на день святых Мефодия и Кирилла и сказать его в соборе. Обедню служил позднюю (я в красных ризах и в новом подризнике); царствующий дом говорил весь по именам. Много борьбы было с растленною природою моею и с сопротивными силами.

12 [мая].

12 [мая]. Пред обедней и выносом покойника Тимофея (из [Карп.] дома) враг запнул жалением снедей и огорчением на потребителей. О, чрево бездушное! Упорный демон [чревоугодия] и жадности долго сидел внутри и теснил и обессиливал меня – даже во время всей обедни.

Молебен на транспорте «Красная Горка». Сначала робко, потом отлично смело и хорошо. Обедал с офице¬рами и кондукторами.

13 мая.

13 мая. Утро. Вторник. Согрешил пред Господом – послушался навета сатанинского на брата Григория Яковлевича Блинова, подпевавшего нестройно и разнившего с дьячком; уязвил меня окаянный, и долго не мог исцелиться от язв сердечных. Разве можно гнать и ненавидеть славословящих Господа? И чем смущаться? О, какая я трость, ветром колеблемая! Из-за огорчения на Блинова не мог выговаривать имен царской фамилии на великой ектении.

Сколько во мне тщеславия, самопоклонения, самообожания! Сколько человекоугодничества, лицеприятия, суетного стыда и страха! Весь проникнут злом многовидным: и самолюбием, и завистию, и гордостию, и гневом, и злобою, и любостяжанием, и чревоугодием, и леностию, и нерадением, и унынием, и жестокосердием и пр. и пр.

Во время обедни сатана назло адски подстрекал и смущал меня невинным пением Григория Блинова, нарочито изощрял слух сердечный и внешний, чтобы сильнее доходили до меня звуки пения со стороны.

Не обращай внимания на нелепое сердце свое и такие же козни сатанинские, а делай спокойно свое дело. На всякое своенравие его не наздравствуешься. Мало ли чем око блазнится. И самый крест, и самая икона иногда блазнит его.

15 мая.

15 мая. Сегодня тяжко согрешил пред Богом, огорчившись на нищего, просившего у меня значительной прибавки к пяти копейкам, которые ему дал я. Он просил на сапоги. Я наговорил ему много, что он деньги, мною подаваемые, изводит на пустое, и с негодованием и досадою дал ему еще двадцать копеек. Но эта досада ядом смертоносным, огнем адским, тернием бодущим легла мне на душу. Едва я умолил Господа помиловать меня. Вот как оскорбляется Сам Господь оскорблением нищего и какую скорбь и тесноту наводит на душу обидчика! Благодарю Господа, услышавшего молитву мою внутреннюю и помиловавшего меня и мир Свой пренебесный даровавшего мне.

Благоговейное изображение на себе крестного знамения и вообще почитание Креста Христова показывает всегдашнюю память нашу о неизглаголанном милосердии и снисхождении к нам Сына Божия, спасительном самоистощании, страдании и смерти Его и о благодарности нашей к Нему. Крест достойно почитается как престол Сына Божия, как жертвенник Его, обагренный кровию Его, и еще потому, что Иисус Христос Сам представлял из Себя крест, когда висел на Кресте.

16 мая.

16 мая. Господи! И сей день запечатлей милостию Твоею ко мне грешному и к ученикам моим, ибо нынешний день – испытание для меня и для них. Даждь им слово, Отчее Слово (в седьмом классе).

Всякий день бываю я скотом. Скотен бых у тебе [Пс. 72, 22].

Господи! Научи меня не помнить зла и прощать прегрешения против меня брата моего, ибо я – первый из грешников, милуемый и помилованный Тобою: Ты во Христе прощаешь и простил мне бездну прегрешений моих. Господи! Отпускай брату моему согрешения его, согрешения невежества, грубости, непослушания: не весть бо, что творит. Господи! Отыми от меня самолюбие и своенравие, даждь мне благодать осуждать и ненавидеть себя самого, по толиких летех научения безумствующего и согрешающего.

Господи! Благодарю Тебя за дар молитвы во время всенощного богослужения с 17-го на 18-е мая, с субботы на воскресенье (Неделя о самаряныне); благодарю Тебя за сладкое истаивание души моей пред Тобою, за помыслы и чувства небесные, за умиление, за мир пренебесный, за просвещение лица. Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл ecu боящимся Тебе! [Пс. 30, 20].

Побеждай грубого и непокорного ласковостию: чем кто грубее, тем больше будь к тому ласков, истребляя благим злое, а не напротив – отвечая на зло злом, на грубость – грубостию, на вражду – враждою. Помни, что грех есть величайшее несчастие в людях, величайшее бедствие – бедствие, имеющее обольстительный вид, которого многие не замечают и не сознают за собою, и погибают. Грешник нераскаянный достоин наипаче сожаления и слез, как человек, находящийся в белой горячке. Но даждь мне, Господи, наипаче свои язвы сердечные целить, да и других возмогу врачевать. Какой я врач, когда сам исполнен бесчисленных греховных язв, покрыт греховными струпами с ног до головы! Господи! Уврачуй Сам, яко врач душ, язвы души моея неисцельныя. Столько лет болю грехами – и не радею об исцелении, об искоренении из сердца моего многоразличных страстей, и еще прилагаю грехи ко грехам.

Евангелие дает нам заповеди – делать добрые дела и угождать Богу, и пример – в Господе Иисусе Христе, а жития святых представляют осуществление евангельских добродетелей в жизни и деятельности множества святых, которые, быв подобострастны нам, своим непрестанным вниманием к себе и усердным исполнением христианских должностей исправили себя, очистили, достигли святости и угодили Богу, при содействии Его благодати.

Настоятельная, вопиющая необходимость животворящих Таин Христовых для растленной грехами природы нашей. Убеждать народ приступать чаще к Чаше Завета Нового для обновления душевного и телесного.

Когда я вспоминаю о чрезвычайных дарах (прозорливости, чудотворении) и о разных добродетелях, совершенных святыми, о их кротости, незлобии, поразительном терпении, милосердии, мужестве в борьбе с врагами невидимыми и видимыми, тогда приятно поражает и изумляет меня величие человеческого естества, сотворенного по образу и подобию Божию и, чрез воплощение Сына Божия, удостоенного теснейшего единения с Богом и в силу этого единения получившего столь много чрезвычайных дарований, делающих святых истинными богами. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси [Пс. 81, 6]. Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам [Еф. 4, 8]. Но эти добродетели святых должны пробуждать в нас пламенную ревность к подражанию им, ибо и мы обязаны делать те же дела добродетели, так как и мы имеем счастие называться именем Христа: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [Гал. 3, 27].

18 мая 1869.

18 мая 1869. Еще сатанинское жало любви земной коренится во мне: еще любовь небесная не проникла меня, несмотря на частое причащение Святых Таин Христовых, и это – по моему нерадению, по моей нерассудительности, по моей наклонности к сластям, или к угождению плоти, к мирской чести, к мирскому блеску, изяществу. Еще я жалею сластей и вин брату; еще жалею одежд для брата; еще желаю себе того и другого; еще желаю сребра и жалею его для нуждающегося ближнего. Еще уязвляюсь жалом любви земной, как жалом змииным, смертоносным.

Говорят: ничтожен был грех Евы и Адама, вкусивших запрещенного плода.– Допустим, хотя ослушаться Бога и в малом и, значит, удобоисполнимом есть весьма великий грех. Допустим, что ничтожен. Но не от искры ли бывает пожар? Ничтожные, по-видимому, грехи не семена ли великих и смертных грехов? Чтобы не дойти до великого греха, надо избегать малого.

Мы постоянно забываем слова Спасителя, сказанные искусителю на предложение его обратить камни в хлебы: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих [Мф. 4, 4], – и от этого сколько беспокойств, печалей, зависти, ярости, огорчений, томлений! Как мало нужно для поддержания жизни и как печется и молвит плоть о многом [Лк. 10, 41 – 42]. О, жадность греховная, смертоносная!

18 мая.

18 мая. Благодарю Тя, Господи, Сердцеведче, яко услышал еси вскоре молитву мою о даровании сердцу моему, болевшему диавольским хладом, лукавством и томлением, рабством,– мира и свободы и искреннего усердия к гостю Роману Афанасьевичу Соколову, – даровал еси сию благодать ощутительно. Благодарю за исцеление сердца моего от тесноты и лукавства, приключившихся под конец стола за пожаление брату моему Алексею хересового вина.

21 мая.

21 мая. Ну уж и пустил в мое сердце ныне враг бесплотный бомбу свою огненную. Жарко и томнехонько мне было на экзамене: огонь геенский самый ярый пожирал мою внутренность, теснота давила меня, стыд покрывал лицо мое. Как вошел в меня враг? Чрез недоговорение ясными и раздельными словами, в чем состоит благодать Таинства Брака, и чрез воспоминание о непотребствах блудных, и чрез стыд и [...] детей (ученик говорил о благодати Таинств). Я не мог сидеть на стуле и стал ходить по зале совета; враг навел помрачение помыслов и мятеж мысли; я не мог говорить со смыслом и связно – так запутал меня сильно враг, так изобидел меня адски, и, по-видимому, из-за пустяков, из-за одного помысла. Боже мой, Боже мой, векую мя еси оставил? [Мф. 27, 46; Мк. 15, 34.] Ночью враг хотел осквернить меня блудом, но я встал благовременно и не дал мечтам и призракам бесовским осквернить себя. Потом запнул меня злобой на брата, то есть на дьячка Василия Каменоградского, против воли моей, и я едва умолил Господа избавить меня от злобы адской. С такою наглостию, быстротою, свирепостию и лютостию нападает бесплотный злодей, что выходишь из терпения: стрелы слишком ядовиты и палящи.

20 мая.

20 мая. Я был у всенощной во Владимирской церкви, и Господь даровал мне небесную молитву. Это была внутренняя молитва, искренняя, смелая, простосердечная. Один Господь ее слышал да Пречистая Богородица. Это была молитва о мире, о привлечении всех людей к вере Христовой, о соединении всех Церквей, о единомыслии всех православных христиан, о достойном прохождении христианского звания, о чистоте сердечной, о горении души любовию к Богу, о отвержении мирской и тварной любви и о стяжании любви небесной, Божественной, о совлечении ветхого человека и облечении в нового, как подобает всякому христианину, особенно священнику. Доколе хромать?

21 мая.

21 мая. Крестил у Шумова в доме Постничихи. Разговор с полковником Соколовым Алексеем. Офицеры живут распутно и хвалятся своим распутством. Всё природа, природа... Природа создала, природа требует.

Доколе прелесть пищи и питья владеть будет мною, священником Христовым?

Едино есть на потребу [Лк. 10, 42], прочее всё – суета.

Небесный человек – говорится о каком-либо угоднике Божием, который, живя на земле, был сердцем чужд благ и красот мира сего, не прилеплялся к ним, но помышлял о благах горних, уповаемых и имел небесные нравы – кротость, смирение, незлобие, воздержание, чистоту, послушание, богомыслие, терпение, нестяжательность, всегдашнее спокойствие, духовное веселие, дух свободный, не связанный никакими житейскими попечениями.

Парализируя нас различными страстями: любостяжанием, сластолюбием, гордостию, злобою, завистию, леностию, блудом и прочими, диавол не дает нам чрез то искать Царствия Божия, любить Бога всем сердцем, всеусильно искать спасения душ человеческих, спасать каждому свою душу, ревновать о славе имени Божия (ибо всякий ревнует о суетных благах или о своих интересах: кийждо своих си ищет82). Поэтому блажен отвергший себя, умершийся всему в мире и пекущийся всеусиленно о спасении души своей, ибо едино на потребу; блажен умерший лакомству, сребролюбию, сластолюбию, зависти, чести мира сего, блеску мира сего и пр.

Когда я сыт, тогда особенно блудливо сердце мое: тогда я особенно прельщаюсь красотою и вожделеваю к ней, тогда я гнушаюсь и отворачиваюсь от больных, от безобразных, от нищих; пропадают сердоболие и чувствительность, которые так облагораживают человека; мною овладевает окамененное нечувствие, и бессилен я делаюсь для добродетели, весь делаясь самостию или погрязая в самолюбии. О, поистине, по правде, горе насыщенным ныне, яко взалчут [Лк. 6, 25]. Взалчут, и никто не утолит их горькой алчбы.

Благодетельна для души и тела постная пища (растительная, отчасти рыбная – умеренно, один чай с лимоном, а не со сливками, отсутствие скоромного масла. Легко днем, легко ночью, легко утром; блуд не тревожит, член не напрягается, а от сливок, скоромного масла, мяса – воюет детородный член).

Видение во сне бури со снегом среди лета.

23 мая.

23 мая. Что мне выпало пред соборованием одной женщины? Священник, аще ищет злата или что ино, причастия ради (за причащение), да извержен, по 23-му правилу Трулльского собора83. И поделом! А мы, грешные, не желаем ли вознаграждения и за труд напутствия больных? О! О! О! О!

Показал ты мне, Господи, святыню, и нетление, и благоухание, и силу мощей святых Твоих угодников. Насладился я несказанным благоуханием святыни их! Я видел славу святых Твоих: великомученика Георгия, праведного Иосифа, святого апостола Фомы, мучеников Харлампия, Евстафия, Кирика, бессребреников Косьмы и Дамиана и многих других; удостоился и в дом свой принять и лобызать их. Благодарю Тебя, Господи, яко показал еси мне осязательно будущую нетленную жизнь и славу святых

Твоих. Даждь мне стремиться всем сердцем, всеми силами моими к нетленной жизни – загробной – и презирать сию тленную, временную.

В начале молитвы нас обыкновенно стараются бесы смущать, рассеивать и подстрекать разными страстями, а потом, когда будем молиться всем сердцем и прольем слезы покаяния и душевной своей бедности, страсти замолкают, убегают, и наступает тишина и умиление. Иногда долго мы не можем успокоиться, долго надо бывает бороться со страстями, долго приходится восстановлять спокойствие в душе.

Во мне есть, есть гордость и своенравие, упрямство, злоба. Когда начальник мой делает мне замечание или выговор – справедливо или нет, особенно письменно, – я раздражаюсь и дышу враждою и ненавистию к нему, порываюсь сделать выговор ему самому; или когда кто из подчиненных моих неисправен, я также раздражаюсь и негодование кипит во мне – а когда сам неисправен, то хочу, чтобы ко мне были очень снисходительны и кротки; или сам делаю другим резкое замечание за самую малую погрешность, вижу сучец во оце брата, а у себя бревна не чую [Мф. 7, 3; Лк. 6, 41]. О, окаянство мое! А любовь всё покрывает, всё терпит, не раздражается [1Кор. 13, 7, 5].

Как можно чаще должно славословить Бога и святых всем сердцем и устами, потому что живущий в нашем сердце грех весьма часто порывается хулить Бога и святых Его; как можно чаще, всякий час должно благодарить Его, просить об очищении грехов, о даровании святыни и соблюдении в ней, ибо всякую минуту грех стремится осквернять нас, развиться и усилиться в нас; всякую минуту мы готовы к забвению бесконечно великих и разнообразных милостей Божиих, склонны к бесчувствию и неблагодарности.

25 мая.

25 мая. Воскресение. Неделя о слепом. Ранняя обедня. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать с силою многою, громогласно и непреткновенно совершить

Божественную литургию, хотя и после великой борьбы с гнездившимся внутри грехом и с томившим душу смущением и теснотою. Благодать Божия всё препобедила, бесконечная милость Божия одолела, победила множество моих грехов. После трудов и борений с смущением, омрачением, теснотою наконец восхитил я Царствие Божие – и причастился неосужденно, в мир душевных моих сил и в дерзновение пред Господом и пред народом.

Излишнее ядение и питье – от лукавого, и можно сказать, что с излишеством этого рода входит и воцаряется и укрепляется в сердце лукавый. Излишество это есть бессилие душевное и телесное.

Злой прелестник – чрево, которому охотно все работаем, несмотря на горькие последствия этой работы.

Герасиму Мурашу написать строго обличительное письмо.

Блаженны изгнанные за правду... Блаженны... когда будут поносить вас... [Мф. 5, 10, 11]. Верующим во Христа предстояли великие искушения и скорби – требовалось и великое утешение от Подвигоположника и Начальника веры, и Он преподает оное в изречениях о блаженстве. И воззрите на дерзновение апостолов: они радуются в злостраданиях, они мужественно переносят за Христа все бедствия. Читай Деяния апостольские и Послания апостольские, например: нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти [1Кор. 4, 9]. Изгнание Златоуста... Предтечи мучения. Афанасий Александрийский... Господь предвидел гонения и предсказал их ученикам Своим... Вот, Я наперед сказал вам [Мф. 24, 25].

Пьянство какое зло вносит в семейство! Рассказ Петра Григорьевича о Николе Матфеевиче. Пропил всё, иссушил, замучил всех [он]. Над женой, как над собакой, ругается... Дерется...

Даже доселе я, окаянный, желаю тленного блеска, минутной земной славы, тленного богатства, тленных благ, тленной и минутной красоты, минутной земной сласти... А еще христианин! А еще к горнему Царствию и Отечеству зван!

Я раб чрева окаянный: ем с жадностию дотоле, пока естся, и не мудрствую по-христиански о посте самым делом. А скольких дарований я лишился чрез невоздержание!

Вот уже четыредесять лет Господь подавал мне всё нужное – остальное время жизни, которого, быть может, уже очень немного, тем паче не оставит, и беспокоиться мне касательно будущего не для чего. Промысл печется обо мне, как пекся доселе и мудро, благостно, щедро подавал мне всё.

Питающийся пространно заживо умер [1Тим. 5, 6]. (Я.) Как бессильна у сластолюбца душа!

Уже одно смятение, скорбь и теснота душевная при пожелании или пожалении земных благ: пищи и питья, денег, одежд дорогих, отличий и прочего – должны вразумить нас и сделать равнодушными к ним, не заботиться об них и возложить надежду на Бога; равно как мир небесный, радость, легкость, свобода сердца в том случае, когда мы всем сердцем желаем и ищем небесных благ (например когда всем сердцем предаемся молитве, каемся, просим, славословим или благодарим Бога, когда желаем небесных сокровищ), должны вразумить нас искать наипаче небесного и ценить вечные блага, как сказано: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33], то есть когда будете искать Царствия Божия и правды Его, то земных благ и искать будет не нужно, а они сами будут, так сказать, искать вас, ибо сия вся приложатся вам. Познаем эту христианскую мудрость.

Вместо того чтобы скорбеть о обидевшем нас и жалеть его отечески, мы ненавидим его: так мы всё превращаем по своему самолюбию.

Во время литургии в Успенской церкви (Проворов) Господь сподобил меня великого дара: простил грехи, избавил меня от восставшей на меня бури злобы к отцу

Павлу Ламанову, внушив пожалеть согрешающего, поболеть о ненавидящем как о больном, и сподобил меня после причащения великого мира и сладкого утешения (четверг Недели о слепом).

Будь мертв для всех оскорблений и молись искренно за оскорбляющих. Но если кто по службе груб и непослушен, того немедленно с кротостию наказуй или доноси начальнику.

Та же буря зла, противления, упрямства, гордости, которая в брате, есть и во мне: жалок я – жалок и он, пленники невольник страсти, – пленник и он. Молишься о себе, чтобы Господь избавил тебя от насилия страстей, – молись и об нем, и чем ты старше и выше его, тем больше смиренномудрия и начал добра от тебя требуется.

29 мая.

29 мая. Вознесение. Господь даровал благодать совершить литургию с теплотою сердечною и причаститься с верою Божественных Таин. После ранней обедни служил молебен напутственный на батарее «Первенец» в присутствии генерала Керна, командира Николая Васильевича Копытова и супруги его, господ офицеров, отца иеромонаха, прибывшего во время молебна (из Юрьева монастыря), и команды. Господь укрепил дух мой и сердце мое совершить молебствие с дерзновением веры; кропил во всех ярусах и во всех закоулках. Господа офицеры пригласили закусить и отобедать – и я, закусив, отобедал. Господа офицеры, и особенно командир, были очень любезны.

Из уст простого человека (крестьянина) Господь совершил мне нынешний день хвалу (хотя я и недостоин ее – не мне, а благодати Его сия похвала: мои только грехи и немощи), что мое служение особенно сильно действует на него и на народ. (В Галкиной улице на [...].)

Отчего не приходят в церковь и дома не молятся многие? – От сластолюбия, рассеянности: душа их бессильна для молитвы.

Я – срамной сосуд страстей и потому должен быть смирен до земли во всякое время.

31 мая.

31 мая. Суббота. Всенощная. По исканию моему усердному Господь даровал мне искреннюю, пламенную, умиленную молитву, во время которой я исполнен был великого мира, дерзновения и упования. Молил Господа о соединении Церквей, о соделании всех христиан достойными этого звания, также о обновлении купола храма. Усердная молитва привлекла к Евангелию (приложиться) протоиерея. Вот симпатия душ по благочестию! Так сильна молитва, так она умиротворяет всех, соединяет всех!

Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно [Лк. 16, 19]. Богатая одежда и роскошная пища делают нас жестокосердыми к нищим, больным, несчастным – делают нас не людьми, а зверями.

Христиане должны жить на земле как бесплотные – ибо имя христианина означает небесного, горняя мудрствующего, горе зрящего, к горнему Царству непрестанно стремящегося; означает совершенного последователя Христова, украшенного добродетелями Христовыми, дух Его имеющего в себе.

Какие небесные души были у апостолов, пророков, иерархов, мучеников, преподобных, бессребреников! Подражай им.

Как скоро может быть отступление сердца от Бога и как непрестанно и усердно надо бодрствовать над ним, удаляя от него все похоти, или огребать от плотских похотей, воюющих на душу!

Свечи, горящие в церкви, или лампадка что означают? Духом горяще, Господеви работающе [Рим. 12, 11] – вот что. Он был светильник, горящий и светящий [Ин. 5, 35]. Ваши сердца должны гореть на молитве и во всем житии – любовию к Богу и ближним: горящим духом просите, благодарите, славьте Бога, горячо любите друг друга.

30 мая.

30 мая. Вечер. Крестины у Ромашева. Молитвы читал с великою верою, торжественно, громогласно. Но под конец водосвятной молитвы лукавый напустил злобу на стоявшую близ женщину молодую Ивакинскую, что на горе, невинную ни в чем против меня. Едва молитвою внутреннею отъял брань противника.

Я не достоин не только отличий – крестов, орденов, но не достоин и священства и предстояния престолу Божию, и эту величайшую честь священства я получил туне, как раб непотребный; это для меня величайшая, незаслуженная честь. По грехам моим, страстям моим, коим нет числа, я заслуживаю ежедневно величайшее наказание – и бесконечная благость Божия терпит на мне оные и благоволит очищать оные чрез молитвы и приношение Бескровной Жертвы. Вот величайшая для меня награда! А я пожелал награды внешней – креста златокованого! (Июня 3-го дня 1869.)

Пресыщение с вечера сопровождается чрезвычайно сильною теснотою и скорбию души на следующий день; вследствие этого бывает сильная раздражительность, боязливость, робость; если пресытившийся имеет обыкновение [даять] нищим, то на нищих он сердится, бранится, всеми недоволен. Вот как худо пресыщение! В боках у него полнота необыкновенная, тяжесть, соков множество, деваться им некуда, потому что нижний источник заключен.

Положим, что ты съел четыре яйца всмятку с хлебом, а довольно было одного или даже не надо было есть нисколько. Что должно было выйти отсюда? Теснота крайняя вследствие обременения организма излишними питательными началами. Так бывает и было со мною 1-го июня за обедней. Мне было крайне тяжело. Голос дрожал от слабости и боли нервов. Весь был как на иголках.

* * *

82

Каждый ищет своего (церк.-слав.).

83

«Никто из епископов, пресвитеров, или диаконов, преподая пречистое Причастие, да не требует от причащающегося за таковое причащение денег, или чего иного. Ибо благодать не продаема, и мы не за деньги преподаем освящение Духа, но неухищренно должно преподавать оное достойным сего дара. Если же кто из числящихся в клире усмотрен будет требующим какого-либо рода воздаяния от того, кому преподает пречистое Причастие, – да будет извержен...» (23-е правило Трулльского собора).



Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 14 : 1868-1869. - 2009. - 379 с. ISBN 978-5-902112-69-3

Вам может быть интересно:

1. Дневник. Том XIII. 1867-1868 – Октябрь праведный Иоанн Кронштадтский

2. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXXVI святитель Иоанн Златоуст

3. Собрание сочинений. Том 5 – Попечительный совет о приходских бедных, при Казанской, у Калужских ворот, церкви, в Москве архиепископ Амвросий (Ключарев)

4. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Самоукорение преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

5. Прикосновение к тайнам Царства Божия – ИСПОВЕДЬ XIX. протоиерей Геннадий Нефёдов

6. Православие и грядущие судьбы России. Из Дневников 1910-1916 гг. – Год 1916 архиепископ Никон (Рождественский)

7. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II – Вечеря в Вифании, в доме Симона Матвей Васильевич Барсов

8. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Наказание святитель Димитрий Ростовский

9. Святые южных славян – Октябрь-рюин, листопад святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ПЕРЕМЕНА ОБИТЕЛИ святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle