праведный Иоанн Кронштадтский

Апрель 1869 г.

1 апреля 1869.

1 апреля 1869. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко от злоб моих и от смущения и тесноты адовых избавил еси мя по молитве покаяния моего, и не затворил еси мене в руках греха, и поставил ecu на пространне 65 нозе мои [Пс. 30, 9], и не посрамил меня в служении.

Согрешил пред Господом Богом моим, яростно поступив с братом моим Василием, чтецом, когда он оказал невнимание и пренебрежение к моему замечанию касательно невежества его править утренний великопостный канон и сказал: где мое незнание, – и когда не хотел на предложение мое остаться в церкви для приготовления к службе. Груб, непокорен, своенравен, упрям. Отец Матфей, с коим он служит, испортил его. Когда дьячок не слушал моего предложения остаться в церкви, не хотел слушаться и взял пальто и шапку, я в порыве негодования взял его за ворот и вырвал из рук шапку. Не надо бы этого было делать, а донести на него начальнику или предоставить отмщение Богу. Самоуправство – знак гордости.

Среда Пятой недели Великого поста. После утрени хотел дьячка приготовить к отправлению вечерни пред Преждеосвященной обедней – и сам расстроился, рассердился. Вот как враг строит нам везде козни! Боже! Избави нас от лукавого. Кротости, смирению, невозмутимости духа при неисправностях подчиненных научи меня, ибо и сам бываю часто неисправен и нуждаюсь в снисхождении и кротком обращении других. Как хочешь, чтобы поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними. Любовь долготерпит, милосердствует... не завидит... не превозносится, не гордится... вся терпит [1Кор. 13, 4, 7].

Елико велик ecu, толико 66 смиряйся [Сир. 3, 18]. А в мире обыкновенно бывает так, что чем кто выше поставлен, тот тем более как бы вправе считает себя гордиться пред низшими. Низший гордится – ему простительнее, потому что гордится по глупости, невежеству, грубости; высший гордится – непростительно, ибо гордится при большем развитии и просвещении разума: имея большее ведение, он должен быть слугою всех, должен других склонять к смирению, ко всякой добродетели.

Что я не восписую похвал вере Христовой и Господу Иисусу Христу? Ибо нынешний день (2 апреля) Господь спас меня от великих прегрешений и бед и удивил на мне милосердие Свое неизглаголанное, избавив меня от прегрешений, сподобив меня непреткновенно совершить часы, вечерню и Преждеосвященную литургию и сподобив меня неосужденно причаститься пречистых и животворящих Таин Своих. Какая буря, какой адский огонь потрясали, теснили, жгли меня, смущали меня! Какое насилие злобы ломало меня, разжигая огнь ея! Я часто с молитвою веры и надежды, в покаянии припадал к престолу милосердия, обвиняя себя, оправдывая непокорившегося брата и прося себе и ему прощения (дьячку Каменоградскому). Господи Сил с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас.

От бесчисленных бед спасает меня вера Христова: если раздражился, вышел из себя, воскипел гневом, взволновавшись и потрясшись весь от каких-либо оскорблений, от грубости, непокорности подчиненного или от своей подозрительности, злобы, то вера показывает мне спасение в искреннем и слезном покаянии, в благопокорном предоставлении обиды Богу, вся ведущему и праведному; а если не раздражился и только запала искра раздражения и горит в сердце, то молитвою веры и сердечным взиранием ко Господу я могу потушить ее; также и всякую страсть, восстающую во мне, могу погашать молитвою веры, как-то: зависть, гордость, блудные движения или помыслы и пожелания и прочее; вера спасает меня от бесчисленных потрясений, непрестанно ограждает душу мою миром, как Божественным щитом, просвещает, животворит, радует, услаждает меня, научает довольствоваться малым, терпеть обиды, любить врагов и молиться за них, раздавать свое, милосердовать о ближних, как о членах единого тела, очищать сердце.

Ты осуждал отцов соборных, братию свою – протоиереев в ярости пред обществом, а сам не яришься ли на непокорного чтеца – и где же? В алтаре, в самом седалище Господа Бога, где престол Его! Не судите, да не судимы будете [Мф. 7, 1].

Отец Павел, настоятель наш, удивительно тверд и спокоен и распорядителен. Вот у кого поучиться твердости, спокойствию.

Отыми от сердца моего, Господи, всегубительное и прелестное пристрастие к житейским вещам, от которого происходят многие страсти – злоба, зависть, гордыня, непокорение, осуждение и прочие.

Плоть нашу всегда должно держать на узде; эта узда – пост, богомыслие, молитва, чтение Священного Писания и творений святых отцов.

3 апреля.

3 апреля. Благодарю Господа, яко и нынешний день удостоил неосужденно совершить Преждеосвященную литургию и причаститься Святых животворящих Таин (стояние Марии Египетской).

Ученые люди большие вольнодумцы, как я узнал нынешний день: отвергают нужду храма, благолепие его – дома, говорят, нужно молиться. А что если и дома-то не молятся? Что если дома-то ничто не располагает к молитве и ничто не благоприятствует молитве, тогда как в храме всё располагает к молитве: и особенность дома, и его назначение (дом Мой есть дом молитвы [Лк. 19, 46]), и престол освященный, и святые иконы, и особ, лица, и нарочитые времена, и самые молитвы, песнопения и прочее. А сколько благодеяний получаем мы самым делом от храма! Какая полнота благодати обитает здесь! Сколь явно присутствие Господа! Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [Мф. 18, 20]. Как истину этих слов Спасителя чувствуют благочестивые души, стоящие во храме! А дома? Да услышит ли тебя Господь дома, когда в нем живет, может быть, одна суета и рассеянность и всякий грех? Достоин ли ты быть услышанным без ходатайства за тебя священников Господних, молитве коих поручил тебя Господь? Или ты не хочешь быть овцой, а хочешь сам стать на месте пастыря и испровергнуть порядок, учрежденный Богом? Попытайся – что будет из этого безначалия, как ты будешь учить и руководствовать других, не умея направлять самого себя на путь истины и долга? О, лютеранизм! О, безверие!

Благодарю Тебя, Господи, яко и молитву мою о нищих и о Доме трудолюбия и призрения их услышал еси и державно исполнил смиренное и горячее желание мое. Поистине, для Тебя всё возможно: к чему не предвиделось почти никаких средств и лиц, к тому Ты нашел и лица и средства и всё устроил. Слава Тебе, Господи! Сего ради дерзаю о всем умоляти лице Твое, многомилостиве и всесильне Господи! Не посрамляй меня. Да прославится имя Твое святое!

Происшествие в Кронштадте 1-го и 2-го марта с солдатами (матросами и артиллеристами) было следствием их распущенности со стороны военного начальства. По делам все подверглись опале царской. А что будет от Царя Небесного на Страшном Суде Его?

4 апреля 1869.

4 апреля 1869. Благодарю Тя, Господи, яко даровал еси мне благодать одолети сопротивника, боровшего меня, и громогласно прочитать всю заамвонную Преждеосвященной литургии молитву, и всю службу совершить непреткновенно, все часы (3, 6 и 9-й) с тропарями их. Даждь мне, Господи, тако побеждати вся страсти, воюющие во мне: злобу, зависть, гордость, любостяжание, чревоугодие, ярость и прочие. Благодарю Тя, яко даровал еси превосходяй всяк ум мир чрез причащение Божественных Твоих Таин.

Сохрани меня Бог унизить себя до того, чтобы желать зла ближнему, желающему мне зла и делающему зло, или злопамятствовать, или злорадствовать,– я обожен: зло должно быть недоступно мне. Сотвори сие, Боже, отпусти моим обидчикам: они не ведят, что творят. Исправь неисправных и ленивых. Богослужение испра- ви. Злые люди жалки.

Если меня, недостойного, Господь благословит [протоиерействовать], то первым делом напишу инструкцию всему причту – и чтоб каждый выучил наизусть касательно его. Эту инструкцию представить на утверждение Преосвященному.

Желая отличий и прилепляясь к ним сердцем, я отпадаю от Бога, от искренней молитвы, от интересов духовных и весь бываю занят интересами земными, плотскими. Опасны для души моей земные отличия. Когда чувствуешь в себе бодущие, как бы огненные терны, тогда знай, что в тебе пакостник плоти, аггел сатаны.

Непрестанно адская тьма силится объять сердце мое, непрестанно адский огонь усиливается проторгнуться в сердце мое. Но искренняя молитва покаяния прогоняет тьму и угашает огонь.

Благолюбивая Дево, благого моли Сына Твоего и Господа: выну озлобленную мою душу прилогами душетленными змия и изнемогшую мою душу исцелити и спасти и всякими ублажити светоносными восхождениями.

Зри непрестанно к Богу, да избавишься сетей ловца, который ловит нас подозрительностию, злобою, мщением, рвением, блудом, чревоугодием, любостяжанием, любочестием и разными грехами.

5 апреля 1869.

5 апреля 1869. Суббота Пятой недели Великого поста. Благодарю Тя, Господи Боже мой, милость моя и сила моя, яко от тьмочисленных козней вражиих спасл еси мя, и в причащении Божественных Твоих Таин отъял еси вся грехи мои, и миром Божественным исполнил мя еси, и оживотворил и возвеселил мя еси. Слава Тебе, Пресладкий мой Иисусе! Где разжженные стрелы лукавого? Где насилие его позорное, где теснота его? – Нет: отыде всё Божественною благодатию и приятием дара пренебесного. Се, возвеселил мя еси радостию с лицем Твоим [Пс. 20, 7].

Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора (раскольники), и тех надлежит Мне привести [Ин. 10, 16]. Надо при всякой встрече с ними говорить о необходимости принадлежать к Церкви для спасения и о неминуемой погибели вне оной. Прости мне, Господи, что я опустил случай побеседовать с раскольником Богдановым о нужде обращения его с семейством к Церкви.

Рыба очень способствует блудным движениям сердца и плотским взыграниям. Очень осторожно должно употреблять ее.

Сказать ученикам умникам, ходящим только в библиотеку и не ходящим в церковь, что библиотека, собственно, находится в Церкви, то есть Священное Писание и богослужебные книги, и жизнь бьет ключом в Церкви, а не в библиотеке.

Благодарю Тя, Господи, яко причислил мя еси к обществу избранных Твоих и святых Твоих – праотцев, пророков, апостолов, иерархов, мучеников, преподобных, праведных и всех святых и всех верных Твоих, живущих по всей вселенной. Велико есть быть членом Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, быть камешком живым в ней, проникаться жизненностию и святостию ее, освящаться и оживотворяться ее Таинствами, иметь за себя таких молитвенников и ходатаев, как Божия Матерь, святые Ангелы и все святые. Благодарю Тебя, Господи, яко священником поставил мя еси в Церкви Твоей и совершителем Таинств и пить преизобильно живую воду от источников спасения.

Да молчит, сказано, всяка плоть человеча, то есть ветхий человек, и ничтоже земное в себе да помышляет 67 , потому что земное мудрствование, пристрастия житейские – от диавола; особенно когда пред нами такая Жертва, как Божественная Плоть Агнца, закланная за грехи мира, и Божественная Кровь Его, излиянная за мирский живот, земное мудрствование совершенно не у места и не вовремя, ибо для того и снисшел с высоты Господь, для того и пострадал, умер и воскрес, чтобы нас возвести на небо, отторгнув от житейских сластей и пристрастий различных.

Стяжи благодать Божию в сердце и удержи ее – и она будет довлети68 тебе к благополучию твоему и заменит тебе всё, все блага земные. О, как блажен стяжавший благодать Божию! А пристрастия к земным благам палят сердце и всё существо наше и лишают его спокойствия и свободы, утесняют.

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть [Мф. 6, 24]. Если твой господин – деньги, чрево, сласти, одежда, блестящие кресты, медали, ленты, то ты всему этому и работаешь, а не Господу, всё это любишь, а Господа ненавидишь, потому что воля Его требует от тебя не любить всего этого, не прилепляться к земному; всего этого держишься всеми силами, всем сердцем, об этом думаешь, этим занимаешься почти исключительно, а о Господе, о угождении Ему не радишь. О, любовь земная, как ты противишься любви небесной, любви Божией! Еще ли мы будем любить дольнее, грубое, временное, преходящее, не успокаивающее сердце наше, жаждущее покоя!

Кронштадтское купечество сильно играет в карты в клубе своем, особенно в праздники; ночи проигрывает; в иных гостиницах собираются играть и тоже ночуют. Что мы за пастыри, что не обличаем их, не говорим проповедей в церкви, направленных прямо на господствующие в обществе пороки? О, пастыри, пастыри! Разве сами себя пасут пастыри [Иез. 34, 2, 8, 10]? Или боятся обличать, или не знают, что делается около их? Что же за исповедь? Для чего причащение?

6 апреля.

6 апреля. Воскресение. Конец Пятой недели поста. Господь сподобил совершить литургию Василия Великого в Успенской церкви непреткновенно, и царский дом выговорил весь по именам; пред пресуществлением враг сильно подстрекал к злобе на сослужащего диакона Петра Ал. Софронова за равнодушие и нерадение его, как мне казалось, к совершаемому Таинству; на меня нападала злая подозрительность: смотри, шептал враг, он и ухом не ведет и едва не смеется над тобою, что ты с такою горячностию и слезами молишься. Действительно, в диаконе заметны вообще рассеянность и легкомыслие. Тяжело для священника! Бывши болен внутренностями до причастия, по причащении я вдруг ощутил здравие и спокойствие.

6 апреля.

6 апреля. Ночью очень плохо спал: 1) оттого что поел незадолго до сна черного хлеба и рыбы; 2) оттого что спал днем; 3) от дурной, сырой погоды: всю ночь дождь ливмя лил и всю ночь и утром и днем был густой туман – в четыре часа был сильный дождь.

Сатана сильно подстрекает к злобе и на дьячка Каменоградского: все движения и поступки его представляет в черном виде: гордый сатана клевещет, что дьячок горд. А я сдуру и верю ему – и раздражаюсь на него. Прости, Господи, мое великое согрешение. Везде призраки свои представляет мне окаянный, везде и всяко досаждает, подстрекает ко греху, смущает, опаляет, омрачает, притесняет, немощь наводит. В молитве наводит часто мечтательный страх и смущение – всё равно как наводит злобу на кого-либо из сослужащих; в классе наводит иногда помрачение помыслов и мятеж мысли или помыслы блудные, огнь блудный; при совершении порученных треб наводит ядовитое сребролюбие; дома и в церкви искушает иногда пристрастием к нарядной одежде, жалостию красной ленты крестной или камилавки и разными пакостями и мечтами смущает. – В Боге едином отрада и покой мой.

Сребролюбцы, пьяницы, чревоугодники, картежники, актеры, танцоры, блудники, тати, завистники, гордые, злые, льстивые, лицемерные, ленивые – можете ли вы быть способны к будущему небесному блаженству, которое будет духовно, ибо будет правда и мир и радость о Дусе Святе [Рим. 14, 17]? Нет: вы будете неспособны к нему, если не покаетесь и не исправитесь. Увы, вы погибнете непременно, если не переменитесь. Необходимо в нынешней жизни развивать вкус к духовному, вкус к молитве, богомыслию, к слову Божию, ко всякой добродетели. (Вы скажете: что тебе до нас? – Как? Что до вас? Долг мой, обязанность моя – учить вас. Вы делаете свое дело, я – свое.)

Молись усердно за умерших: а) они имеют великую нужду в покое, как ты жаждешь покоя в смущении греховном; б) никто не может им помочь, кроме тебя и других его сродников, друзей, знаемых, если они есть; в) эта молитва принесет и тебе великую пользу, как жертва любви твоей к ближним: Владыко воздаст тебе.

Престарелый капитан Василий Петров (на горе) от причащения Святых Таин поправился от болезни своей. Слава животворящим Тайнам Твоим, Господи!

Действительность геенны и смерти: и геенна и смерть еще и ныне в нас действуют.

Горько раскаиваюсь в том, что вчера вечером с жадностию поел дважды рыбной пищи: в приюте щей со снетками и дома семги и подлещиков, ибо это не только для преспеяния души вредно, но и для сосуда плоти отяготительно. 8 апреля 1869 г. О, жадность животная, зверская!.. А ведь дня два назад только каялся в этом духовному отцу!!! И еще я сам духовный отец многих! Где пример? Так ли я творю, как учу?!

10 апреля 1869.

10 апреля 1869. Четверг Шестой недели поста. Служил в думской церкви обедню Преждеосвященную непреткновенно по благодати Божией, испрошенной слезною молитвою. Убеждаюсь, что без благодати Божией я полон немощей и зла всякого, и только при благодати Божией я силен и удаляюсь от зла и творю благое. Я истинно хуже, немощнее всех. Слава силе Твоей, щедротам Твоим бесчисленным, Господи!

Прибивать печатные ярлыки на заборах и стенах, что ожидает тех, кои не ходят в церковь или не постятся и не приступают к исповеди и причащению.

Подавай нищим милостыню охотно: 1) потому что в лице их Христос Бог; 2) потому что нет ничего твоего – всё Божие: и деньги твои – Божии, и хлеб, и сласти, и одежда – всё Божие; 3) потому что нищие – члены наши и, значит, твои; 4) потому, что подаяние милостыни есть сеяние, и чем охотнее и любезнее подаем, тем обильнейшее воздаяние будет от великодаровитого Бога; 5) потому, что тленными благами мы покупаем нетленные, вечные; 6) потому, что без милостыни невозможно наследовать Царствия. На нищих рассердился сильно; одного нищего мальчика с яростию оттолкнул от воротного столба и гневно с ним говорил – такие жала бесовские, жгучие, бодущие, ядовитые, подстрекающие были во мне; дома ярился на жену, требуя скорее, как лекарства, яблоков и апельсинов. После молитвы покаяния всё исчезло – все бодцы, всякий огонь внутренний.

Каким ни есть образом обижая других, ты прежде всего обижаешь себя, а тебя и ближнего обижает враг.

Итак, всемерно избегай и малейшей обиды ближнего, да не будешь орудием всезлобного диавола.

Старайся всегда быть спокойным и невозмутимым – при всех неблагоприятных обстоятельствах, при всех искушениях.

Если всех ожидает праведный Суд, то нам незачем и думать об отмщении нашим врагам, потому что Господь всем отомстит, всем воздаст [Рим. 12, 19] – воздаст даже здесь. Надо молиться о врагах, чтобы они не погибли из-за злобы на нас, а обратились и покаялись. Надо со всеми жить в мире и любви. Недолго нам жить на земле, и не земля наше наследие – из-за чего же ссориться? По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою [Ин. 13, 35].

Великое оставление Богом моей немощи, великое смущение, скорбь и теснота постигают меня ради моего лакомства и пресыщения и, может быть, щегольства. А братия моя – отцы протоиереи и диаконы и чтецы – покойны. О, какое мне искушение при больших, парадных собраниях! А по окончании дела молитвы видишь, что все – обыкновенные люди, что боязнь была нелепостию, малодушие – безумием и что буря бесовская, мечтательная была очень велика.

Побеждай зло добром [Рим. 12, 21]: если знакомый, или подчиненный, или духовный сын твой не приветствует тебя или горделиво обходится с тобою, не возмущайся духом, не имей рвения обличить его – но кротостию и смирением своим низлагай его гордыню и особенно молитвою за него. Не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю [Пс. 36, 8 – 9]. Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность?.. И если вы приветствуете только братьев ваших и не приветите же искренно врагов, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? [Лк. 6, 32; Мф. 5, 47]. В том-то и состоит христианская вера, чтобы побеждать зло добром, чтобы идти против страстных влечений своего сердца, чтобы отвергаться себя, чтобы попирать свое самолюбие и быть искусным врачом греха и страстей в себе и в других.

Согрешил ко Господу: созданного по образу Божию человека и член Христов – нищего, настойчиво требовавшего милостыни, мальчика лет пятнадцати, с яростию назвав собакой и сунув ему гривенник. Не я ли собака, как диавольской злобе последующий? Не я ли волк хищный, жадный, ненасытимый? Не я ли зверь лютый? Прости мне, Господи, великие моя согрешения! Ветхий человек мой ярится, что меня преследуют всюду нищие и просят милостыни. Что же новый не радуется, милуя нищих ради Христа и чрез них угождая Самому Христу? Что же не радуется новый человек, имея случай оказать любовь ближнему? Или я не имею любви к ближнему? Да, или слишком мало – потому что любовь к ближнему подавляется самолюбием, плотоугодием, любостяжанием, гордостию, завистию и прочими грехами. О, как необходимо мне умерщвлять тело мое и порабощать, да не како самому не сделаться неключимым, проповедуя другим [1Кор. 9, 27]! О, как необходимы мне скорби, очищающие мое сердце и просвещающие мои мысли и смиряющие мою душу! О, как мне мало надо спать, мало есть, много молиться со слезами, много размышлять о Боге и заповедях Его; много читать слово Божие и писания святых отец!

Враг непрестанно усиливается распространять в сердце моем мрак, укоренять страсти, производить духовное бессилие для всякого добра, смущение, скорбь, тесноту, связывать меня. Непрестанно ставит он мне адские свои сети; особенно он старается пригвоздить меня к земле (и пригвоздил), погрузить меня в нелепое самолюбие, плотоугодие, честолюбие, сластолюбие, любостяжание, леность к молитве – и чрез то отторгнуть меня от любви к Богу и ближнему, в которой весь закон [Мф. 22, 37 – 40]. Хощу приобрести мир весь и отщетить69 душу свою [Мф. 16, 26]. Хочу работать двум господам – но единого, недостойного любви, люблю, а Другого, достойного любви, ненавижу, что показывают дела мои, хотя на словах я, кажется, и люблю Его [Мф. 6, 24]. О, окаянство мое ужасное, неоплаканное! Что я буду делать? Куда я деваюсь с своею бедностию, с своею наготою? И я хочу еще обогащаться?! Чем? – Прахом, суетою. И я еще хочу украшаться?! Чем? – Тленом. И я еще сластолюбствую, когда погрузился весь в горечь страстей! И я еще люблю блеск земной, сам будучи тьма греховная! О, какое обольщение! Внешним... благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев Богообразную скинию. Весь я в ранах самовольных страстей!70

Зачем мы злимся на нищих, когда они нас не бранят, не бьют, а стоят скромно, ожидая нашего подаяния, хотя, если бы они и ругали нас или били, и тогда нам должно быть кроткими и незлобивыми, принимая это как справедливое возмездие за свое сластолюбие и другие великие грехи. Зачем мы злимся? Оттого, что мы самолюбивы, горды, злы, пристрастны к земному, именно – к земным стяжаниям, забываем, что милостыня есть сеяние, что в лице нищих Сам Христос Бог принимает подаяние; забываем, что всё туне от Бога получили мы.

Когда увидишь несправедливую ненависть к себе некоторых людей, особенно богатых и гордых века сего,– вспомни слова Спасителя: Блаженны вы, когда возненавидят вас люди [Лк. 6, 22], и не смущайся этой ненавистью. Еще помни слова: Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! [Лк. 6, 26]. Вообще презирай все человеческие страсти (но не людей) и не обращай на них внимания. Будь весь в Боге и с Богом.

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни [Притч. 4, 23]. Сердце находится во утробе: береги чрево от лакомства и пресыщения, да не отяготишь и не обессилишь сердце; береги сердце от любостяжания, от гнева, зависти, злобы, гордости, лености, уныния, нетерпения, ропота.

Люди гоняются сильно за настоящими благами потому, что не представляют великого превосходства будущих благ и ничтожества настоящих.

Земная любовь – от диавола: любовь злата, сребра, одежд красивых и мягких, сластей, отличий, почестей, славы, земной красоты. Любовь небесная – от Бога. Враг непрестанно связует нас любовию земного, земных вещей. Это наши идотгы. Страх человеческий – от диавола, страх Божий – от Бога; враг запинает наши души страхом человеческим там, где надо иметь только страх Божий, например при богослужении, при свидетельстве правды.

13 апреля.

13 апреля. Воскресенье Вербное. Враг запутал меня сегодня желанием хорошего, нового подризника и негодованием на протоиерея, отказавшего сторожу в этом подризнике. Окаянен я, что поставляю славу Божию и свою во внешности, а не во внутренности. На внутреннее, на дух должен я обращать всё свое внимание, чтобы сердце чисто было во мне и дух прав, на кротость, смирение, незлобие, на веру, на любовь к Богу и ближнему: Вся слава дщере Царевы, то есть души христианской, внутрь [Пс. 44, 14]. Христос должен быть моим одеянием славным и нетленным, Христос – моим брашном и питием, Христос – моим богатством неистощимым, а мирские украшения, мирские сласти, сокровища не должны занимать меня: на то я христианин, на то я – священник. И сам должен горняя мудрствовать, и других, то есть врученных мне овец, учить тому же. А мы первые беснуемся земным, ищем здешних почестей, здешних брашен и питий, здешних сокровищ, здешних украшений, здешней сладости.

Пристрастие к земным вещам отревает нас от Бога, лишает мира, свободы, пространства, порабощает бессмертный, богоподобный дух земному тлену, земной суете, владычественное подчиняет работному71. Так, если во время молитвы пожелаешь или пожалеешь денег, нарядной одежды или украшения какого – душа тотчас лишается мира, света, свободы и делается смутною, омраченною, связанною. Как же много теряют все люди, связующиеся житейскими похотями и сластями! Как бесконечно много приобретают погрузившиеся душою совершенно в Бога и отложившие житейские заботы, возлюбившие нищету ради Обнищавшего нас ради!

14 апреля.

14 апреля. Понедельник Страстной Недели. Поистине блаженны нищие духом, и их есть Царство Небесное [Мф. 5, 3]. Когда сегодня у утрени в соборе, стоя в алтаре, смотрел между прочим и на отца Матфея – чередного отца протоиерея и имел о нем осудительные мысли и чрез то лишился мира душевного, и грех осуждения начал томить меня, палить меня – тогда я спросил внутренно себя: а каков ты сам? Дай мне ответ сейчас: искренно или лицемерно ты читаешь ежедневно утренние и вечерние молитвы и в дни седмицы – каноны и акафисты Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, Ангелам, Предтече, Одигитрии, святым апостолам и святителю Николаю Чудотворцу, Кресту и всем святым? Не ты ли от живого сознания бесчисленного множества грехов своих проливал искренние слезы, не ты ли признавал себя искренно грешнее всех, хуже всех? Зачем же забываешь ты скоро свою греховность и осуждаешь брата внутренно? И когда после этих вопросов я возвратился снова к сознанию и чувству своей греховности и перестал осуждать внутренно брата моего, сделавшись к нему совершенно снисходителен, ибо сознание своих грехов смирило меня,– тогда я почувствовал в сердце глубокий мир и спокойствие. Мне пришли тогда еще на память слова Спасителя, сказанные фарисеям, приведшим к нему женщину прелюбодейцу: кто из вас без греха, первый брось на нее камень [Ин. 8, 7]. В самом деле, кто из нас без греха и кто может бросить в брата камень осуждения? Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего 72 .

Как гибельна для внутреннего человека лесть сребра! Беседовал я с лютеранкою о вере православной, в это время вошла служанка моя к нам, и я, думая, что кто-либо зовет меня, спросил ее: кто пришел, а она сказала, что никто; мне же послышалось, что деньги принесли мне за вынос, ибо я ожидал прихода одной женщины, обещавшей придти ко мне с благодарностию,– и тотчас же от одного пристрастного помысла о деньгах сердце мое смутилось и зажглось мучительным адским огнем; только после покаяния во грехе я снова успокоился. Вот как душетленно пристрастие к земным благам! Поистине, это кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати [Иер. 2, 13].

14 апреля.

14 апреля. Радуюсь о отце протоиерее и о себе, что он весьма благосклонно и дружелюбно принял меня, сверх ожидания моего; благодарю Господа, разрушившего во мне козни вражии, ибо враг клеветал во мне на отца протоиерея и раздражал дух мой против него, как против врага, завистника и притеснителя. И что же я нашел в протоиерее, пришедши к нему? – Отца и друга, опытного и рассудительного старца. Тут же, в его квартире и сидя с ним, плененный его радушием, я вознес внутреннюю благодарственную молитву к Отцу светов, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле [Еф. 3, 15], за такое доброе и кроткое, спокойное расположение духа в отце протоиерее. Ах, как душа жаждет кротости, простоты, доброты и справедливости в начальнике. Хорошо жить и служить под крылом доброго начальника.

Какой ущерб вере и благочестию от поведения наших старших членов причта, особенно отца протоиерея, какое отвращение от Церкви! – высшее духовное начальство ничего не знает, а проказы всё более и более увеличиваются, охлаждение к вере и Церкви – тоже; что делать? Надо, наконец, дать знать хотя Преосвященому викарию, словесно или письмом, о всех крупных беспорядках. Дома он хорош, а в обществе – тормозит сильно и нерезонно. 15 апреля 1869.

Вот грех мой: пристрастие к блестящей, красивой внешности и нерадение о спасении душ человеческих, за которые Христос умер; страсть к стяжанию, к чести, к сластям.

Восхищаемся мы обыкновенно хорошею, ясною, теплою погодою и любим говорить об ней; но в небесных селениях Ангелов и святых человеков светлость, благорастворение, прохлада несравненно лучше, – [отчего] же мы не любим говорить о тамошних обителях, о тамошней жизни, о тамошней светлости, о тамошнем блаженстве? Радостно, животворно, блистательно солнце – но свет лица Божия, которым наслаждаются Ангелы и души праведных, бесконечно радостнее, животворнее, блистательнее. О, сподоби, Господи, со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя... и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки 73 .

Великий пост в чем тебя убедил? В великой пользе поста: как легок и здоров человек, постящийся духом и телом! Какая трезвенность мыслей! Возлюби же воздержание и пост и в скоромное время!

Чем дольше не каемся, тем труднее для нас искреннее покаяние; чем чаще, тем легче: ко всякому делу нужен навык, тем более к делу покаяния и исповедания. Великая мудрость и милость Врача и Спасителя нашего Иисуса Христа видна в установлении Таинства Покаяния. Это истинное духовное врачевство. Церковь – врачебница; священники – врачи. Как надо уважать их, ценить их! Не напрасно сказал Апостол верующим о пресвитерах: просим же... почитать их преимущественно с любовью – за что? За дело их [1Фес. 5, 12 –13], за дело спасения душ человеческих, их врачевания, исправления, освящения, утверждения.

Вчера ко мне приходила молодая женщина, урожденная Яндожская, наветуемая в сильной степени от злых духов, которые беспокоили ее днем и ночью каким-то непонятным страхом, отвращали ее от молитвы и от младенца ее, внушали наложить ей на себя свои руки. Я утешил ее, сказав, что это пакости злых духов, что без Божия попущения они ничего не могут сделать с тобою, что они вскоре же оставят тебя, и потом помолился с нею пред образом Казанской Божьей Матери; потом прочитал канон и молитвы на изгнание злых духов и помазал ее елеем от лампадки пред образом Казанской Богородицы и отпустил ее с миром. Заметил ей, что с одним мужчиною были подобные же страхования бесовские, но после прочтения заклинательных молитв с каноном вскоре всё прошло. 16 апреля 1869 г. Страстная Среда.

16 апреля.

16 апреля. Великая Среда. Вечер. Исповедь. Малейшее обращение пристрастного внимания на деньги, минутное пожаление и попытка к сбережению их во время исповеди сильно уязвили меня и надолго, и много надо было молиться Господу крепким воплем о спасении от беды сребролюбия. О, какое адское дыхание – сребролюбие! О, как надо презирать деньги! Надо всецело заниматься святым делом и не развлекаться внешними предметами.

17 апреля.

17 апреля. Вчера сребролюбием – сегодня злобою запнул злодей на чтеца Василия Каменоградского, и как упорно! Едва-едва после усиленной молитвы и после потребления Даров с великою верою оставил меня! Вот как надо беречься в эти великие дни и мгновенного чувства злобы или сребролюбия! Сегодня же запнул меня злодей видом сильных земли – протоиереев наших и штаб-офицеров и обер-офицеров. Говорить не дает, боязнь и сомнение наводит. На каждом шагу, слове – козни вражии.

Господи! Да оставят во мне неизгладимое впечатление страшные страсти Твои навсегда, да научат меня кротости, терпению, незлобию, спокойствию, покорности воле Божией.

Пресвитеру, как представителю веры небесной, особенно не должно связываться ничем земным, или земною любовию: пристрастием к земному богатству, к земным почестям, наградам и отличиям, к земным сластям, к земной красоте, но считать всё это за сор, по Апостолу [Флп. 3, 8] и по опыту мудрых и искусившихся в житии христианском, а мудрствовать и любить горнее: кротость, смирение, незлобие, терпение, нестяжание, будущие блага, обещанные любящим Бога, и Самого Отца будущего века, святых Ангелов и всех святых, подражая любви их к Богу.

Собирать пред обедней детей и невежд мужиков и мещан для научения их первоначальным истинам веры.

19 апреля.

19 апреля. Благодарю Господа, услышавшего молитву мою о дерзновении и мудрости при исповедании духовной дщери моей, жены градоначальника Софьи Александровны Лесовской. Я совершил свое дело благоуспешно, дерзновенно и с духовною мудростию. (Стыдясь некоторых слов молитвы, я стыдился бы Церкви, что нелепо.)

Сегодня причащал больную свояченицу Н. Вл. Байкова Елисавету Кондратьевну. От испуга сделалось с нею сильное трясение: левым плечом и левою рукою. Долго молился над нею после причастия,– что-то Господь даст? Господи, помилуй и исцели ее, ради молитв Пречистой Твоей Матери.

Прогулка. Разговор мой с чиновником, живущим в доме Краюшкина. Отзыв его о наших офицерах-моряках – нигилистах, в особенности о Пилкине; кампания греко-афинская; отзыв о русских ученых. Посещение мною М. О. Бритнева. Распоряжение касательно нищих. Воскресная школа.

Согрешил – впадал в противление внутреннее своему начальнику и в злобу на не покоряющихся мне дьячков. Ну отнимет ли что у меня дьячок, если я только сам не лишу себя великого дара – спокойствия, кротости, незлобия, терпения; отнимет ли он мое священство – не всегда ли я останусь священником, а он дьячком, как женившийся на вдове? Что же я его боюсь за непокорение и грубление? Да он уже и исправился. А между тем Господь дал обнаружиться моей запальчивости, нетерпению, злобе на него, чтобы я впредь спокойно, с кротостию и с любовию обличал и наставлял противных, еда како даст74 им разум в познании истины и возникнут от диавольския сети, живи уловлени от него в свою его волю [2Тим. 2, 26]. Жалеть надо всякого согрешающего – и себя, и ближнего, и познавать во всех нас козни вражий, и стараться жить во взаимной любви и уважении человеческих прав и достоинств каждого, отсекая самолюбие, тщеславие, гордость, злобу, противление.

Господи! Даруй мне видеть в лице нищих Твоих – членов Твоих и подавать им всегда милостыню охотно, в смирении сердца, с кротостию и с любовию. Вовеки да не обижу кого-либо из них, хотя бы и стужал75 мне. Прости, кого оскорбил из них словом или делом или мыслию.

20 апреля.

20 апреля. Всерадостный день Пасхи. Благодарю Тя, многомилостиве Господи, яко даровал еси мне благодать совершенного спокойствия во время пасхальной утрени и пред нею и совершить раннюю литургию с горящим сердцем и со слезами и громогласием благодати; благодарю Тя, яко не погас и не изнемог дух мой от чрезмерной теплоты по причине множества народа и горящих свечей. Благодарю Тя, Всеблагий Отче и Промыслителю, яко во всем дерзаю в Тебе и Тобою. День очень ясный.

Благодарю Тя, Господи, яко восставшую было в сердце моем вражду на отца протоиерея за еже не датися от него мне лобзанию братскому в руку и не дати свещи из своей руки тотчас же погасил еси.

Многие из кронштадтских купцов отвергают посты (участв. в клубе), священство как преемников апостольских, говоря, что по найму можно достать всякого священника для службы; некоторые не говеют долго, как-то: Павел Романов, хотя и не купец, но чиновник нашего прихода, служ[ащий] у губернатора; сильно играют в карты, частые семейные вечера делают, маскарады. (Пастырь должен знать всё, что делается между его овцами, и вразумлять бесчинных, обличать, умолять, запрещать с долготерпением [1Фес. 5, 14; 2Тим. 4, 2].) Апреля 22-го дня 1869 г.

22 апреля, во вторник, около полуночи, именно в исходе двенадцатого часа, я вознес к Отцу Небесному в дерзновении веры молитву краткую о даровании родственникам моим Григорию и Анне Цветковым лучшего и близкого к нам места. Уповаю на благость Отца Небесного, исполняющего во благих желания наши, во имя Сына Его возлюбленного приносимые Ему.

23 апреля.

23 апреля. Петербург. Был в Невском при отпевании фрейлины девицы Ливен: было много генералов и князей в лентах – красных и голубых – и других придворных особ. Первенствовал протоиерей Словцов, магистр; остальные были иеромонахи. Разрешительную молитву читал Словцов – спокойно, раздельно, с выражением; он же подходил к покойнице, положил в руки разрешительную молитву, благословил ее, поцеловал в лоб, поцеловал икону на груди ее – и всё это делал с самым покойным расположением духа, величественно, сановито.

Важные лица часто великие грешники: на лица их смотреть не должно как на важные и подобострастия показывать, рабского страха отнюдь не следует. Держать себя сановито.

Согрешил сегодня пред Господом Богом и пред братнею моею, членами Господа моего Иисуса Христа и Церкви Его, разъярившись на них за припрашивание милостыни; согрешил, что мало подал и с большим неудовольствием и гневом прибавил несколько копеек. Прости, многомилостиве и долготерпеливе, моей немилости и нетерпению. 24 апреля. Подавай щедро: Господь непрестанно подает тебе, и не оскудевала и не оскудеет рука твоя по благости Его.

Жизнь моя подобна курсовому сочинению, заданному на известную тему: я должен писать, и писать не словами, а делами это сочинение. Не напишу – и не получу почести горнего звания Божия.

Распространилось мнение нелепое, будто бы религия наша, или вера наша православная, существует только для простого народа, а не для ученых, для которых довольно одной внутренней молитвы, без хождения в храм и без принятия Святых Таин. Безумцы! Театр ли вам нужен, если храм не нужен? Пиесы ли вам нужны, если богослужение не нужно? Обличать нещадно. Карты ли вам нужны, если богослужение не нужно? О, современное язычество в христианстве! Изволих приметатися в дому Бога моего паче, неже жити ми в селениих грешничих [Пс. 83, 11]. Дома ли Божия святого чуждаешься, селения ли грешничи любишь, в коих непрестанно водворяется грех? Значит, ты не любишь святости, а любишь греховность.

Играть в пристрастие земными вещами – пищей, напитками, одеждою, блестящими наградами, прекрасными лицами и вещами – опасно: от Бога отпадает такой человек и врагу работает, ибо работа земному, пристрастие к земному есть работа диаволу.

Всякая красота земная, всякая сладость есть только ничтожная тень Божией красоты, Божественной сладости, временная, по действию врага и нашего растленного сердца, прелестная. К Богу – вечному животу нашему, вечной красоте и вечной сладости – надо всегда прилепляться, каждую минуту, удаляясь в то же время от любви к земным вещам: да не отпадем от Бога, возлюбив земные блага, ибо двум господам работать невозможно [Мф. 6, 24].

Что должно вменять себе в счастье и достоинство, то я считаю горем и унижением, то есть подавать ежедневно милостыню нищим; чувств сострадания и милосердия не имею, ожесточившись сердцем и отдавшись самолюбию. Нищие – это истинные сокровищницы наши. Не жалей класть в эти сокровищницы, с охотою и радостию бросать в нее лепты свои.

Водку пить без нужды и есть лакомо – беда для меня: душа наполняется скорбями и теснотою, унынием, злобою на всех, дерзновения лишается, работая страху.

25 апреля.

25 апреля. Во время литургии злой дух всеял тонкую вражду на сослужившего мне диакона Петра из-за нецелования им руки в начале литургии при подаянии кадила со свечой. Едва-едва внутренней прилежной молитвою отгнал дух злобы. Вообще мало дерзновения имел во время литургии. Отчего? Оттого, что накануне был в гостях на обручении, и многовидный грех различно вошел в меня: грех лицезрения, грех празднословия, объядения, пиянства (особенно пиянства – выпил бокал шампанского и две рюмки водки). Дома сидеть надо пред служением.

Ныне вижу и вем воистину, яко всё зло во мне от меня, от навыка ко злу, от самолюбия, гордости и от прелестника моего, действующего в членах моих, а не от других людей. Сегодня вечером во время молитвы вдруг рассердился внутренно на жену, что она начала поправлять лампадку не вовремя. Так же вот и на дьякона и на дьячка бросаюсь ни с того ни с сего.

Блаженны милостивые [Мф. 5, 7]. Характер или дух христианской веры есть милость. Мы без числа помилованы во Христе – и других должны миловать. Евангельские притчи.

Желая блестящего золотого креста Христова, помяни, что Крест первоначальный был не золотой, а деревянный, Крест не славы, а поругания, бесчестия, страданий, Крест кротости, смирения, долготерпения; помяни убожество Распятого, не носившего никаких украшений, нас ради терпевшего нищету и бедность и не имевшего, где главу подклонить [Мф. 8, 20; Лк. 9, 58], смирившего Себя до смерти, смерти же крестныя [Флп.2, 8], нас ради, положившего на Кресте душу Свою за други Своя,– и, взирая на Крест, поучайся всегда кротости, смирению, самоотвержению, мужеству, терпению, незлобию, нестяжанию, распинанию плоти со страстьми и похотьми, трудам непрестанным во славу Божию и спасение ближних, воздержанию, чистоте и всякой добродетели.

Всяк человек, по пророку, есть ложь [Пс. 115, 2]: ложный дух имеем, ложное направление, ложные начала, противу-евангельские, земные, греховные, гибельные, именно: каждый из нас зол, самолюбив, честолюбив, злопамятен, мстителен, раздражителен, нетерпелив, склонен к унынию, блудлив, чревоугодлив, завистлив, ленив и прочее. Надо всею силою души ненавидеть живущий в себе грех и искоренять его при помощи благодати Божией и нещадно бороться со страстями других людей, клонящимися в особенности к упадку или ниспровержению веры и жизни христианской, но благоразумно, с кротостию, постоянством, терпением.

Зачем я скорблю, получив благословение Святейшего Синода вместо ожиданного наперсного креста? Если бы я получил выговор от Святейшего Синода, моя скорбь была бы основательна; но благословению, хотя оно и формально, должно радоваться, ибо что Синод? – Собрание священноначальников, руководимых Духом Святым. Пренебрежение благословением означает гордость и непонимание духовных вещей, а жажда наперсного креста означает пристрастие к блеску и вообще к блестящей наружности, которая весьма часто вредит духу. Благословение выше наперсного креста, как благословение Господне. Золотого креста не носил Иисус Христос, а нес на плечах огромный деревянный крест, подавлявший Его, на котором потом был распят. Предтеча не носил креста, но был велий в рожденных женами [Мф. 11, 11]; апостолы не носили на персях креста, а в персях. Чего же ты хочешь?

Даждь мне, Господи, Тебя – сокровище живое, бесценное и неотъемлемое стяжати, да не жажду никаких земных и тленных сокровищ; даждь мне Тебя, Света превечного, стяжати, да не прельщаюсь блеском земным. Даждь мне мзды небесной желати, да не жажду мзды земной и не жалею, лишаясь ее. О, сколь мне благо с Тобою, Господи, и чего я могу желать кроме Тебя, когда имею Тебя в моем сердце, Тебя, Источника всех благ!

Не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь [2Кор. 10, 18]. Не вызывай общество на представление себя к награде, но пусть оно само представляет тебя, если находит достойным и нужным.

Странно хвалить себя и награждать себя. То ли дело не желать славы от людей: никому не обязываешься, не раболепствуешь, пред всеми ходишь с открытым лицом, всем говоришь правду, не боясь ничьего лица.

Благословение Святейшего Синода, как нечто внутреннее, духовное, более значит, нежели наперсный золотой крест, который есть внешнее украшение. Да будет это благословение в силе для меня, и не в имени только. Да прииму его с верою, благоговением, любовию, благодарностию.

26 апреля.

26 апреля. Суббота Светлой недели. Благодарю Господа, укрепившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных Таин и с дерзновением причастить детей. Благодарю Господа за пресладкий мир от восприятия Святых Таин, с которым я пребыл до прихода домой (был в гимназии у директора и инспектора, а раньше – на бирже в мясной лавке молебен служил). Дома рассердился и крикнул сильно на жену за то, что она нагревала у печки рубашку чистую – для перемены мне после испарины. Я не хотел, чтобы нагревала. Трудно возвращать потерянную благодать. Долго надо было потом молиться, чтобы возвратить хоть отчасти тот мир, которым я обладал после причастия Святых Таин. Доколе я не научусь внимать своему сердцу и сдерживать порывы страстей? Доколе не научусь кротости, смирению, терпению? А всё из-за окаянной плоти моей, ради угождения ей. Какой идол плоть наша! Сколько усердного служения ей!

Отчего мы беспокоимся, терзаемся, не получивши ожидаемого или потерявши какое-либо сокровище? Оттого, что ожидаемое было кумиром нашего сердца, равно как и потерянное сокровище, и оттого, что сердце наше отступает от Господа, источника живых вод, Который един может наполнить и успокоить сердце наше. Прилепимся всем сердцем к Господу – и никакая земная потеря не огорчит нас, никакое неисполнившееся ожидание какого-либо блага земного, например денег, знака отличия и прочего, что всё внешнее и тленно. Приучимся жить внутри себя. Будем обращать мысли к горним благам, к мзде небесной, которая едина вожделенна, верна и делает истинно блаженным получившего ее.

Настоятелю или архиерею повинуйся как Самому Иисусу Христу. Если настоятель несправедлив к тебе или гонит тебя, наговаривает на тебя архиерею тайно – считай это возмездием за свои грехи и молись за него, да не погибнет душа его ради тебя. Рано или поздно изведет Господь яко свет правду твою и судьбу твою яко полудне [Пс. 36, 6]. Если земное начальство не воздает тебе должного, то праведный Господь воздаст тебе, Который увенчал всех изгнанных за правду и не получивших здесь воздаяния за свои труды, поты и кровь.

Не ешь, иерей, творогу, мяса, рыбы, каши: сильно грубеет от них сердце. Ешь наиболее зелень, растения и плоды; вино виноградное пей умеренно, молоко пресное.

Носим охотно кресты вещественные, златые и серебряные, а внутренних, духовных крестов носить не хотим – тех, которые носили Иисус Христос, Пресвятая Богородица, Иоанн Предтеча, апостолы, мученики, преподобные, иерархи и все святые. Надо носить крест самоотвержения, воздержания, нестяжания, терпения и прочего.

Больше того, чем сколько мне Господь даровал, даровать нельзя – ибо Он даровал мне Себя Самого: дал ecu достояние боящымся Тебе, Господи [Пс. 60, 6]! Всё прочее, чего я не имею еще или и имею, ничтожно в сравнении с этим благом. Да не унываю же, но да благодарю всегда Господа, не желая суетных благ.

Золотой крест не соответствует нищете Христовой. Бронзовый несколько соответствует, деревянный – более всего.

26 апреля.

26 апреля. Суббота Светлой недели. Вечер. Всенощная. Благодарю Господа, укротившего лютую бурю душевную во плоти моей, бурю страстей, смущения, тесноты, негодования, скорби, безгодия76 вследствие неисполнившеися надежды на получение награды – позлащенного наперсного креста. Благодарю Господа, умиротворившего меня и просветившего мою мысль и сердце во еже77 не жалети о неполученной награде как внешней, как внешнего изображения Его распятого, ибо Он даровал и дарует мне Себя внутренно и есть совершеннейшая награда моя; да имею Его всегда внутрь себе. Мзда Моя со Мною, воздати коемуждо [рус.: каждому] по делом его [Откр. 22, 12].

Однако я большой лицемер, что лишение ожидаемой награды так сильно подействовало на меня, возбудило во мне такую скорбь, раздражение, хулу, негодование, уныние. Видно, что я хотел потщеславиться. И чем же? Крестом, который должен внушать смирение, самоотвержение, презрение к земному блеску, любовь к Богу и ближнему, долготерпение, послушание, горнее жительство.

После смерти Владыки Господа Иисуса Христа не страшна для нас смерть, ибо она претворилась в сон. Да живем достойно звания своего.

Ни от какого нищего не отвращай лица твоего, тогда и от тебя не отвратится лице Божие [Тов. 4, 7]. Помни эти слова Священного Писания (Товита).

Мы видим, что имеющие наперсные золотые кресты относятся к ним неуважительно: играют с ними в карты, бранятся во время этой игры, приходят в азарт, курят табак и – горе им!– снова распинают Распятого! Они примут тем большее осуждение [Лк. 20, 47].

Блюди, да благодати Господней не лишишься, этого бесценного духовного сокровища, источника живой воды – очищающей, освящающей, умиротворяющей, просвещающей, укрепляющей, помогающей, врачующей, восполняющей, радующей, дарующей дерзновение. А все земные блага не дают благодати и даже лишают ее. Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит 78 [Мф. 16, 26], или благодать Божию от души? Какой выкуп даешь за благодать? Чем купишь ее? – Заколай страсти.

Господи! Спаси меня от работы чуждему духу, подстрекающему и возмущающему меня желать злата под предлогом ношения на персях золотого креста; избавь меня от демона гордости, честолюбия и тщеславия, сокрытого и гнездящегося в сердце моем и томящего меня желанием блестящих отличий, тогда как я недостойнее, грешнее и последнейший всех и никакого отличия пред братиею не должен иметь и тогда как я должен жить в нищете, самоотвержении, смирении, злострадании и терпении скорбей – ибо это путь евангельский, которым и Господь наш шествовал, и Пречистая Матерь Его, и апостолы, и все святые.

27 апреля.

27 апреля. Вечер. Величественная и продолжительная гроза. Ночь темная. Небо и земля и все предметы земные обливались светом; в светлом фоне неба образовывалось на мгновение множество огненных полос змеевидных; многократно гремел гром.

О вера Христова небесная, святая, животворная, сколько благ ты приносишь мне каждый день! Ибо тобою ежедневно я укрощаю лютые, бурные страсти, тобою умиротворяюсь, тобою побеждаю врагов моих видимых и невидимых, тобою повергаю под ноги свои невидимого супостата, ежедневно и непрестанно на меня нападающего, тобою разрушаю козни его, тобою получаю всегда благопоспешество в делах, тобою избегаю бесчестия страстей, тобою сподобляюся, аще и недостойный, славы; тобою честен есмь, яко иерей, многим; тобою, незнаемый, познаваем есмь; тобою, о вера Христова, я исцеляюся от скорбей и болезней; тобою – я чудо79 многим. О, неизреченное чудо – вера Христова, ибо ты воистину и была и есть непрестанное чудо! Как я достойно превознесу тебя недостойным языком моим! Как прославлю благодать твою! Господи! Начальниче веры, Ты Сам научи меня по достоянию славить всегда и пред всеми веру Твою небесную, чудотворную! Апреля 28-го дня 1869 г.

26-го апреля, быв на Купеческой стенке80 и видя бедствующими в плавании купеческие иностранные суда, бьющиеся несколько дней во льду, я вознес с верою живою, полною упования, внутреннюю молитву о плавающих, как священнонаучен был в эту минуту Духом Святым, – и ушел в уповании исполнения от Господа просимого. В ту же ночь сделалась перемена ветра: подул теплый, восточный; лед унесло в море; были гром и молния, а в следующий вечер великолепнейшая гроза; в восемь часов вечера начался сильный дождь и продолжался с перемежкою чрез целую ночь; корабли благополучно вошли в порт. Слава многомилостивому и благопослушливому Господу вселенныя! Превозношу и буду превозносить имя Его многопетое, многославное, великое, чудное! Слава Тебе, содержащему всю тварь горстию!

Пред дождливой погодой и перед грозой мне было очень тяжело во время литургии в Фомино воскресение (служил без диакона в Думе): внутренняя слабость, нервная раздражительность; не мог выговорить имен царствующего дома на великом входе; голос был слаб. На больных чрезвычайно дурно действует такая погода. Страдания купчихи Любови Естифеевой; разрешение от бремени в беспамятстве. Накануне с вечера пил довольно крепкого чаю. Думается, что и от крепкого чаю было тяжело и от неумеренности в нем, и также от употребления творогу за обедом.

Согрешил пред Богом, вырвав за волосы с яростию нищего мальчика, бесстыдно, как мне казалось, требовавшего у меня прибавки к поданной милостыне на баловство: много раз я давал ему на дело, и он не хотел ничего купить из своей одежды, а держал все деньги, казалось, на лакомство. (А сам не лакомлюсь?) Но к чему мне поднимать руку на бедного, руку, столько раз освященную прикосновением к Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, Агнцу, с кротостию, безропотно претерпевшему нас ради крестныя страдания и смерть поносную? Враг всеял злобу из-за неполучения ожидаемой награды. А где смирение? Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным [Рим. 12, 16]. Смотри, каковы твои дела: гордость, злоба, ярость, зависть, подозрительность, чревоугодие, любостяжание, леность, нерадение! Златой крест послужил бы только к большему тщеславию и гордости. Смиряйся и покоряйся воле провидения, ты, ничтожнейший и злейший. Зачем самоуправство? Зачем злоба? Зачем биение?

Диавол внушает страстное желание златого наперсного креста, как злата, и скупиться для нищих подавать милостыню, и яриться на них, когда они неотступно просят прибавки к милостыни, между тем как Распятый повелевает нам отвергаться себя [Мф. 16, 24 и др.], и питать и одевать нищих и в лице их Его Самого [Мф. 25, 35 – 40], и презирать злато и сребро, запрещая носить при себе злато и сребро [Мф. 10, 9].

Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [Ин. 5, 44]. Итак, ищи славы Божией, а не славы человеческой. А в свете принято искать славы от человек, ибо что значит это заискивание наград, знаков отличия – орденов, крестов, скуфей, камилавок и прочего, как не искание славы друг от друга? И не теряем ли мы веру из-за них? – Да, ибо прилепляемся к земным почестям и забываем о почести горнего звания, лицемерим, потворствуем, ласкательствуем, завидуем, гордимся.

Кресты и разные награды до того заедают христианскую жизнь нашу, что если по представлении к награде мы не получили ее, то и праздник не в праздник; и они сделались такою же необходимостию для многих, как хорошее платье для женщины к празднику, отчего и выдаются обыкновенно награды наибольшею частию к празднику Пасхи, как красное яичко, или как красный лоскуток на платье, или как золотой блеск, или как серебряная звезда, или как эмалевый блеск. Все мы земная мудрствуем и к земле пригвоздились.

Кто зол, и раздражителен, и блудлив? – Кто ест мясо, и пресыщается, и пьет вино. Он часто терзает других, подобно зверю; он ржет, как конь, на женщин. Таким был я, поевши мяса в двенадцать часов дня.

Что препятствует духу милосердия? – Самолюбие, любостяжание, плотоугодие во всех видах, гордость и тщеславие. Издыхай ты, нищета, говорит самолюбие, мне не до тебя, а до себя: мне нужны дорогие блюда, балы, театры, карты или нарядные платья, щегольские лошади, дорогая мебель, богатый сервиз; или: у меня мало тысяч, надо прикопить больше, чтобы обеспечить свое будущее; или: мне нужно на табак, на сигары, папиросы, на гулянку. А гордость и тщеславие, разодетое в пух и прах по последней модной картине, с презрением проходит мимо оборванной и грязной нищеты, и едва считает их за людей, и войти в их положение, поговорить с ними человеческим языком считает за унижение, за неприличие.

Всякий раз, когда человек ярится, или завидует, или с жадностию ест-пьет, или воспламеняется страстною жаждою сребра, или воспламеняется блудною похотию, или предается ропоту, унынию, хуле, или гордится, надмевается, – всякий раз он облекается в диавола и делается как бы диаволом. Поэтому всякое мгновение будь к себе внимателен и ни на минуту не допускай к себе греха, который во мгновение, как электрический ток, заражает всё существо человека своим убийственным током.

Вы чувствуете потребность человеческого сообщества и взаимной беседы и чувствуете себя довольными, когда побываете в кругу сочувственных вам людей и побеседуете с ними. Ужели же вы не чувствуете потребности общения и беседы с Богом и не испытывали никогда особенного довольства и блаженства после искренней беседы с ним на молитве или после пения Ему священных церковных песней? Поймите же, что человеку, созданному по образу и подобию Божию, необходимо ежедневное общение с Богом в богомыслии, в молитве, пении, богослужении, в Таинствах, и без этого общения человек томится, алчет и умирает духовно.

Принесут ли пользу душе человека в час его кончины ордена и другие знаки отличия: золотые наперсные кресты, скуфьи, камилавки и прочее? Не одинакова ли сила деревянного, медного и золотого креста? Не добрые ли дела только идут вслед за нами? Не осудят ли нас наши ордена и кресты, если мы недостойно их жили или если хитростию, ласкательством, дарами их получили?

Нужно всемерно стараться о развитии и возвышении в нас чувства христ[ианской] любви, сострадания, сочувствия к ближним, находящимся в беде, напасти, болезни, предсмертном мучении, и горе другого считать за свое собственное. Враг непрестанно старается ожесточать сердце наше относительно ближнего, делать его лукавым, бесчувственным, возбуждая в то же время жажду земных вещей, как-то: денег и прочего. Нужно непрестанно бороться с своими земными влечениями и с бесплотным злодеем и водворять в душе любовь к Богу и ближнему.

Какой я своенравный и гордый! Хочу, чтобы всё было по-моему, чтобы чего хочу, ожидаю, то и было бы. Не всё по-нашему делается, даже в делах добрых. Надо терпеть или сносить лишение. Всё к нашему благу. Странно! Сами воли Божией во всем не исполняем, а хотим, чтобы наша воля во всем исполнялась. Ай, бози!

Точно сластью какою сделались для нас награды в известное время, и лишение их точно лишение плотской сласти: плоть беснуется, унывает, негодует, завидует другим. Вот вам награды, вот вам кресты! Обратились в сласть, в тщеславие, в идолопоклонство!

При кончине всё придется оставить. Чем меньше благ земных при нас, богатства, славы земной, тем легче покидать эту землю, эту жизнь. Чем меньше порабощен дух плотию, тем легче расставаться с тленною храминою – телом.

29 апреля.

29 апреля. Вторник. Радуница. Служил обедню один в Успенской церкви. Немощь крайняя: голос слаб. Сильное подстрекательство к злобе от врага на чтеца Василия Каменоградского, оказавшего мне непокорность еще в Великом посту, тоже, конечно, по научению диавола; злопамятство диавольское во мне; не сам ли я подал повод к непокорности нелюбовным в то время обращением с ним – в раздражении и смущении? Я забыл слова Апостола: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным [Гал. 6, 1]. Если же он и оскорбил меня, я должен простить ему это ради Господа, прощающего мне множество безмерных согрешений; или, если он будет продолжать (но он не продолжает) оскорблять меня, предоставить обиду свою Господу, рекшему: Мне отмщение, Аз воздам [Рим. 12, 19; Евр. 10, 30]. А злопамятство должно вырвать с корнем, ибо кто без греха, и если бы каждый из нас стал помнить чужие оскорбления или погрешности, так тогда хоть и на свете не живи. Свои грехи надо помнить и смиряться и быть снисходительным к погрешностям другого, ибо и на другого, как и на нас, действует подстрекательно враг, и в другом, как и в нас, прилежит помысл на лукавая от юности [Быт. 8, 21], и это общий наш недуг. Должно побеждать благим злое [Рим. 12, 21], а ненависть вырвать из души с корнем. Едва я умолил Господа угасить разжженную во мне сопротивником седмерицею пещь злобы; объявил Господу совершенное свое бессилие справиться с нею, побороть ее, ибо лют был адский огонь, силен, стремителен, хотя брат мой и не показывал никакого знака злобы на меня, а спокойно делал свое дело. Что если бы он еще стал коварствовать надо мною? Но этого от него нельзя и ожидать. Злую мнительность бесовскую надо бросить и служить покойно.

Отчего враг не безуспешно, но с успехом трудится во мне ежедневно, поучая меня творить волю его? Оттого,

что я не отвергся себя, своего самолюбия, к которому он же меня подстрекает. Оттого он производит во мне мгновенно и злобу, и зависть, и ненависть к братии, и злую подозрительность касательно будто бы их недоброжелательства и коварства относительно меня. Так. сегодня, встретившись с отцами протоиереями – товарищами Павлом и Матфеем, я не с любовию и искренностию подошел к ним приветствовать их, но с затаенною в сердце враждою к ним, как к недоброжелателям (будто бы) и наветникам,– и эта вражда к ним разлилась во мне ядом смертоносным: я был возмущен, уязвлен, подавлен, стеснен, обессилен духовно и телесно; я не мог молиться покойно и сделать заупокойного возгласа на панихиде у Естефеева. Такой бич для меня самого дьявольская злоба. О, как вожделенно незлобие! Как благо, какое блаженство, величие духа – любить врагов, желать добра и делать по возможности добро недоброжелателям, молиться за них, молиться за гонителей и творящих нам пакости [Мф. 5, 44; Лк. 6, 27 –28]! Здесь-то я понимаю всё величие, истину и правду евангельскую! Здесь-то я наипаче вижу Божественную мудрость Законодателя Нового Завета, Господа нашего Иисуса Христа. Здесь же я вижу всю низость, нелепость, безумие, гибельность, или смертельность, собственной нашей воли, ее страстных движений и – необходимость отвергнуться себя и как себя, так и друг друга и весь живот наш предать Главе нашему и Начальнику жизни нашей Господу Иисусу, как ежедневно внушает это Святая Церковь, мать наша.

Господи! Когда враг безуспешно будет работать во мне? Когда я отрину самолюбие, злобу, гордость, честолюбие, тщеславие, зависть, сластолюбие, пресыщение, любостяжание, уныние, леность, блуд; когда я буду всегда и весь в Тебе и с Тобою; когда я буду всем сердцем любить Тебя и искать Тебя единого и ближнего, как себя; когда я буду искренно смирен, кроток, незлобив, терпелив и долготерпелив; когда буду попирать славу земную, как суетную, блеск земной, как минутный, призрачный, душетленный; когда буду презирать сласти и похоти плотские; когда буду равнодушен к стяжанию земному, к деньгам, к одеждам, ко всему, к чему льнет сердце как к благу, и когда единственным стяжанием моим будет Господь и исполнение заповедей Его? Ты благодатию Твоею соделай во мне, Господи, все сии добродетели; Ты удиви на мне силы Твои, щедроты Твои! Я немощен для всякого добра и чем больше живу, тем больше в том убеждаюсь. Я преисполнен всякого зла. В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли страстей моих возведи мя 81 . Даждь мне благодать считать себя искренно всех худейшим и грешнейшим и из всех последнейшим; даждь мне считать себя достойным всякого нападения от ближних, всякого унижения, всякого озлобления, гонения, биения, бесчестия, по причине грехов моих, и всё переносить благодушно и великодушно, как заслуженное мною наказание, как врачевство, как противоядие грехам моим, умножающимся со дня на день.

Даждь мне, Господи, всегда являть всякое снисхождение и кротость к ближним моим, подобно мне согрешающим на всякий день и час и подобно мне нуждающимся в снисхождении и кротости.

Жажда земных отличий, например златых крестов наперсных, поражает душу духовною смертию, скорбию, теснотою, мраком, изгоняет любовь Божию из сердца и делает человека земным и суетным, отвлекая от живительного горнего мудрствования; земные отличия, хотя и самые кресты, делаются для человека некоторыми идолами, потому что он жаждет суетного блеска и тщеславится тем, пред чем должен благоговеть, что должно внушать ему самоотвержение, нищету, кротость, смирение. Никогда не желай этих отличий: дадут, удостоят тебя их – прими с благоговением и благодарности) и поучайся непрестанно у Распятого, у подножия Его Креста; не дадут – и не сетуй и не жалей, что не

дали. От носящего крест на персях много требуется: непрестанное ношение в сердце распятого Господа и подражание Ему неуклонное.

Господи! Благодарю Тя за милосердие Твое, непрестанно на меня изливаемое, за силу Твою, за помощь Твою небесную, которую Ты явил вчера ко мне в церкви собора святого апостола Андрея Первозванного, когда я воззвал к Тебе об умирении души моей и о непреткновенном произнесении возгласа после ектении об умершей Любови, рабе Твоей. Ты излил в сердце глубокий мир: я произнес возглас как должно.

Благодарю Тебя, Господи, что Ты умиротворил взволновавшийся дух мой после вечерней молитвы, которая меня глубоко умиротворила, когда я возмутился и лишился свободы духа и света Божия вследствие сожаления о неполучении ожидаемой награды (золотого креста) и огорчения на протоиерея. Я раскаялся в своем тщеславии – и Ты даровал мне глубокий мир. Я убедился, что сила Креста Твоего всегда со мною – в крестном знамении и в имени Твоем, в живой вере моей в Крест Твой (не золотой, а деревянный).

Даждь мне, Господи, ненавидеть искренно своего ветхого человека со всеми его страстями, возмущениями, мраком, косностию к добру и удобопреклонностию и поспешностию к злу – а не брата моего. Даждь мне, Господи, любовь нелицемерную к Тебе и к созданному по образу Твоему, разрушь козни врага, противопоставляемые им любви на всякое время. Все мы – едино тело [Рим. 12, 5 и др.]; духом любви да соединимся: вражда от чуждого духа – духа злобы, да бежим ее. Да прощаем друг другу согрешения: они от завистника нашего; да терпим и долготерпим и милосердствуем.

Крепко примись человек за переработку себя при помощи благодати Божией. Сколько страстишек возмутительных, нелепых, безобразных. На внутренность свою обрати всё внимание, отбросив обольстительную внешность.

Согрешил ко Господу: здоровался с протоиереями отцами Павлом и Матфеем неискренно, с затаенным негодованием и горечью, злобою и завистию в душе; холоден был к ним, вместо того чтобы, по Евангелию, горячо любить их как братию. Силу любви даруй, Господи! Силы нет.

* * *

65

На просторе (церк.-слав.).

66

Елико... толико (церк.-слав.) – сколько... столько.

67

Стихира на великом входе, глас 8-й; поется вместо Херувим­ской песни на литургии в Великую Субботу.

68

Довлети (церк.-слав.) – достаточествовать.

69

Отщетити (церк.-слав.) – обделить, принести вред, убыток (тщету).

70

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского во вторник Первой седмицы Великого поста, песнь 2-я, и в четверг Первой седмицы Великого поста, песнь 2-я.

71

Работный (церк.-слав.) – раб, подчиненный.

72

Молитва преподобного Ефрема Сирина.

73

Песнь святителя Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим...».

74

Еда како даст (церк.-слав.) – не даст ли.

75

Стужа́ти (церк.-слав.) – теснить, беспокоить, досаждать.

76

Безго́дия (церк.-слав.) – бедствия, несчастья.

77

Во еже (церк.-слав.) – чтобы.

78

Отщетити (церк.-слав.) – обделить, принести вред, убыток (тщету).

79

Чудо (церк.-слав.) – предмет удивления.

80

Гранитная стена Купеческой гавани – одной из трех гава­ней Кронштадта.

81

Ирмос 6-й песни воскресного канона на утрени, глас 2-й.



Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 14 : 1868-1869. - 2009. - 379 с. ISBN 978-5-902112-69-3

Вам может быть интересно:

1. Дневник. Том XIII. 1867-1868 – Октябрь праведный Иоанн Кронштадтский

2. Толкование на пророка Иеремию – Глава XXXVI святитель Иоанн Златоуст

3. Собрание сочинений. Том 5 – Попечительный совет о приходских бедных, при Казанской, у Калужских ворот, церкви, в Москве архиепископ Амвросий (Ключарев)

4. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Второе пришествие святитель Димитрий Ростовский

5. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ОСУЖДЕНИЕ НЕПОКОРНОСТИ святитель Игнатий (Брянчанинов)

6. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Миротворцы преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

7. Письма – Письмо XXII. Авксентию преподобный Максим Исповедник

8. Прикосновение к тайнам Царства Божия – ИСПОВЕДЬ XIX. протоиерей Геннадий Нефёдов

9. Книга пророка Иеремии – Глава 6 преподобный Ефрем Сирин

10. Письма – 137. Открывай душевныя язвы пред Господом и ищи разрешения и прощения. Страсти и падения смиряют человека. Гордость – причина многих и... преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle