Источник

Апрель

2-е апреля

Утро. Четыре с половиной часа. Что значит столь приятное посещение моей квартиры во сне государем императором, столь сладкая моя с ним беседа и это обращение к портрету германского императора как к живому? Он пил воду. Я предлагал ему чай, – но вскоре повернулся на другой бок, и видение кончилось. (Государь целовал руку на портрете германского императора, и я целовал с любовию.)

Благодарю Тебя, Господи, за сладкие, пресладкие благодатные слезы умиления, дарованные мне щедротами Твоими, Господи, сегодня во время утрени, когда певцы пели трипеснец Великого понедельника. Я весь поистине таял от чувства великих, неизглаголанных, спасительных, чудных дел Твоих, совершенных ко спасению рода нашего. Слава Церкви Твоей, Христе, слава мудрости отцев святых, Тобою умудренных к составлению столь прекрасных песней и столь умилительных напевов. Это ангельская, не человеческая песнь. И я верую – с Ангелами сегодня радовался делам Твоим. Благодарю, Владыко мой, и за причащение Божественных и животворящих Таин Твоих в нынешний день по случаю служения моего или участия в служении литургии за упокой раба Твоего Иоанна (Дмитриева), купца Кронштадтского. Помяни, Господи, последнюю простоту его и милостыню его, которую он предпослал Тебе чрез меня руками нищих. Помяни, Господи, молитву мою о церковном попечительстве. Сила Твоя в немощи моей да совершится. Сам созижди его на камени твердом. (Видение во сне государя не пред особенным ли посещением дома души моей благодатию Царя Небесного, являющегося в образе земного царя, да еще двух!)

Логична должна быть духовная жизнь наша, постоянна, последовательна, сказал Феодор Васильевич (трактирщик жизни духовной). Человек немирный никуда не годится, сказал он же. Милостыня без смирения ничего не стоит, еще сказал он, хотя всё имение раздай (а я с молвою, огорчением и презорством часто подавал милостыню). Упование на Бога при кротости сердца нашего богоугодно и спасительно, а упование без кротости и смирения не приносит пользы и Бога прогневляет, а не умилостивляет, сказал Михаил Осипович Бритнев, когда я был у него.

Господи, благодарю Тебя, яко верою яже в Тя, непрестанно спасаеши мя и живиши. Слава вере Твоей, слава благодати Твоей!

Господи! Отрещися себе самого, яко ветхого, многострастного, безумного, мертвого, даруй мне мудрость, силу, крепость, постоянство, ибо вот, ветхий человек непрестанно умерщвляет меня, лишая мира, любви, света, свободы. О, самолюбие и нелюбие! Вот две лютые страсти, проницающие всю жизнь, нервы, мозги, сердце! О, сластолюбие! О, чревоугодие, пресыщение, пиянство! Зависть, гордость, гнев, ярость, малодушие, ропот, леность, нерадение, убивающие внутреннюю жизнь нашу! 4 апреля 1873.

5 апреля

Великий четверг. Каким жалом уязвил меня вчера лукавый демон? – Жалением для детей молока, что много его выходит каждый день, и как уязвил?! – Люто, едва молитвою усиленною я отделался от него. Не жалей же Божиих даров младенцам с матерью; всё туне получаешь, человек, от Бога. На исповеди же уязвлял лукавый жалом красоты некоторых лиц или жалом ложного стыда, жалом большого приобретения, поспешности, вчера исповедников у меня было 218, у отца Матфея – 300, у отца Павла – 165.

Утром сегодня враг запнул и ужалил было жалом неприязни к свояченице Анне Константиновне, но молитвою веры освободился от этого погибельного жала. Боже! Вовеки не дай мне чувства неприязни.

Все мимошедшие грехи простил мне Господь за покаяние, да прощу и я сестре моей по жене Анне грехи ее против меня, виною которых был я же, как начинщик.

Зрительное стекло мое (сердце) испортилось: чрез него я дурно вижу и дома, и в храме, и в мирских домах, и на улице: гордо, зло и блудно и завистливо вижу. (Продолжительная исповедь отца Матфея в Соборе во время утрени.) Отчего я не могу свободно выговаривать имен императрицы и слов: да помянет Господь Бог во Царствии Своем? Блудное, блудное мое сердце! Злое, злое мое сердце!

Господь всего Себя предал нам даже до даяния Плоти и Крови Своей Божественной в снедь и питье нам, даже до причастия нами Его Божественного естества! И мы да предадим Ему всецело самих себя, самую жизнь свою отдадим Ему, служа Ему, исповедуя Его, прославляя Его, спасая души, служа всячески ближним охотно.

Ученым людям на исповеди напомнить, что если кто знает все тайны и весь разум, все нации и умеет говорить языками человеческими и ангельскими, а любви не имеет – он ничто. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не престает! 1Кор. 13, 1–7.

Смотря на мои легкие доходы, я думаю: туне всё Господь мне подает на мою семью, на моих сирот и на сестер замужних с детьми и на нищих: например, исповедал иного православного – и рубль, или 50 копеек, или 20 копеек, а иногда и более. [Подступка] хорошая. Благодарю Тебя за щедроты Твои ко мне многие, Господи!

Из-за семейства Несвицких и из-за жены моей, из-за их рода я много даров получил от Господа и самый великий дар – дар священства, дар совершения литургии и приобщения столь частого животворящих Таин. Этот дар бесконечно велик и важен, как дар общения с Самим Господом и дар жизни вечной. Из-за него одного я обязан всякою благодарностию тестю моему и ближайшему роду его. Но одна только вдова – дочь его с сиротками живет у меня. Достойно и праведно мне помочь ей, давать приют у меня в квартире, поить и кормить. И для кого бы я стал жить, если бы вдова с детьми ушла от меня? Нас осталось бы только двое, и пусто и скучно было бы. Что же касается характера вдовы, то он довольно сносен, хотя и высокомерна она, и капризна, и раздражительна, и брюзглива, и разборчива касательно пищи и питья (кроме мяса и молока и яиц ничего есть не хочет). Да мне надо и потерпеть ради грехов моих. Детей балует – но скоро увидит свою погрешность и раскается в своей опрометчивости и исправится. Мне самому неотложно надо изменить свой злой характер и быть любимее и любезнее с домашними.

Кто распял Христа? Одни ли иудеи? Нет, и мы с вами, братия мои, ибо в нас действуют те же страсти, кои действовали в иудеях, то же самомнение, та же гордость, та же злоба, та же зависть, то же пристрастие к внешности и пренебрежение внутренней добродетелью, искренним смирением и благочестием, искреннею верою и любовию; то же лицеприятие, раболепствующее сильным, знатным, богатым и презирающее бессильных, простых, бедных, незнатных, то же Иудино сребролюбие, та же Иудина алчность, предающие Христа в лице Его членов; та же неправда, то же непочтение к родителям, то же оставление правосудия, милости и веры, то же любодеяние, – все те же грехи, какие были у распинателей Христовых. Ибо каждая страсть, сильно действующая в нас ко вреду ближнего или к его соблазну, есть вторичное каждым из нас распинание Сына Божия. Итак, приди каждый из нас сюда, к этому гробу Господа, и плачь над этими язвами, над всеми поругательными мучениями Господа своего: это – твое дело, это дело – дело каждого дня твоей жизни, каждого часа, каждой минуты, не говоря о летах и месяцах. Ты распял Господа своего грехами своими. Придите же сюда, к Сему убитому и положенному во гробе, и все будем плакать над Ним, живо памятуя, что и мы распинатели и убийцы Сего Мертвеца; будем плакать и вперед не будем распинать своего Спасителя и Господа, не будем ненавидеть Его в членах Его, в братьях наших, ибо ненавидящий брата своего есть человекоубийца и богоубийца. Аминь.

Дух истины, выну пребывающий в Церкви по обетованию Господа, наставляет пастырей на всякую истину, да и других благочестивых членов. Посмотрите, как Он устроил богослужение нашей Церкви, как оно прекрасно, величественно, премудро, поучительно, умилительно, назидательно! Посмотрите, как трогательно, торжественно, величественно совершается воспоминание величайшего, поразительнейшего в мире события – воплощения, жития, учения, страданий, смерти, воскресения и вознесения Иисуса Христа, Сына Божия, Его Тайной спасительной вечери, которая и теперь совершается и будет совершаться до скончания века, имея истинное Тело и Кровь Спасителя!

6 апреля

Страстная Пятница. Утро. Благодарю Господа, избавившего меня по усердной молитве моей от диавольской злобы и смятения с теснотою и даровавшего мне умиление при чтении 12-ти Евангелий. Говоря отпуст, не помянул святого благоверного великого князя Александра Невского и оттого опять уязвлен врагом; помолился искренно, и Господь помиловал меня, даровав мир. Дома огорчился было на неразумное припирание всех дверей слугами, но сознал свой грех, покаялся, помолился о прощении мне зла, и Господь простил. Слава Господу!

Из-за пустяков всегда враг возбуждает во мне неприязнь к домашним по причине моего самолюбия, нетерпения, своенравия, злобы, зависти, алчности, любостяжания, суетности, тщеславия, лицеприятия, сладострастия.

Дивно долготерпение Господа, явленное в перенесении с кротостию и покорностию воле Отца Небесного стольких и таких наруганий от иудейских первосвященников, книжников, фарисеев, старейшин и народа! А как мы нетерпеливы, самолюбивы, изнеженны, нелюбовны, и я первый!

Ретивое намерение отослать от себя Анну К. было и бывает всегда дело и диавола, разделителя и ненавистника единомыслия. Потому не надо никогда более возвращаться к этому желанию. Пусть Сам Бог устроит потребное. А мое дело – любить и с любовию довольствовать вдову и сирот, да быть довольным своим углом и состоянием.

7 апреля

Великая Суббота. Два часа утра. По пробуждении мне вскоре пришла на мысль сестра свояченица Анна, живущая у меня с детьми, и непрестанно, круглый год и во все посты питающаяся пространно нашим молоком, то есть на наши деньги покупаемым, и утывшая95 и растолстевшая и рдеющаяся; вспомнив это, я позавидовал и понедоброжелательствовал ей и пожалел изобильно доставляемого молока, и сам возмутился, утеснился и уязвился в душе, и спать не мог уже; встал и начал молиться Господу о лукавстве и зависти своей, да простит Господь согрешение мое, и вскоре Господь простер руку помощи и избавил меня от бесовской прелести, от тесноты и смятения. Я порадовался тому, что чрез покупку молока семейству стороннему, хотя и сродному, делается добро бедной кровнице, небогатой свояченице, хотя и своенравной и большею частию праздной, с детьми ее, коих она крайне портит вместе с женою моею, во всем им потворствуя и доселе сделав одну из девочек крайне, крайне капризною. И не жалел бы, думаю, им ничего, да уж очень много берут молока, на удивление и соблазн и прихожан: шесть бутылок в день. Господь воздаст мне. И чему я завидую? – Плоти и крови, пространному питанию, спанию и одеванию.

7 апреля.

Благодарю Господа, укрепившего меня вчера вечером исповедать 113 человек самого разнородного характера. Исповедовал до 8-ми часов вечера с 4-х часов. У отца Матфея было 170, у отца Павла – 165.

Вчера не вкушал я пищи и питья до вечера, и за то Господь дал с искренним чувством сказать свое краткое поучение над плащаницею. Благодарю Господа.

Сегодняшняя великосубботняя утреня особенно мне явила, что для меня нужен только Господь – любовь моя, единое на потребу, и ни к чему земному я не должен иметь пристрастия; всех я должен любить утробою Христовою и ничего не жалеть для своих, что для них благопотребно; ко всякой вещности я должен быть равнодушен, о всякой пище домашней, количестве и качестве я не ради, об одежде тоже. Пища твоя – Христос, одежда твоя – также Христос, жизнь твоя – тоже Христос.

Свояченица Анна сегодня утешила меня трудом месива своего – месила тесто для куличей. Кто даст ей трудиться во вся дни?

Графиней или княгиней быть моей свояченице, а не попадьей, такие у ней аристократические, гордые замашки: аристократами только и услаждается, великосветскими приемами и манерами, об аристократах с восторгом любит отзываться, аристократическое везде хочет видеть; но странное дело – в домашнему быту сама большая неряха: всё засорит, загадит, а вычистить или привести в порядок не хочет; ходить за ней и убирать постоянно надо – это точно аристократически! Правду говорю, без злобы!

Господи! Исповедую пред Тобою, что я в пресыщении своем часто был зачинщиком вражды с домашними моими, которые без меня были бы кротки и любезны. Прости мне великое сие согрешение и даждь мне благодать всегдашней кротости и незлобия. Даждь мне всегда быти с Тобою, Сладчайшим Спасителем моим.

Печатные письма изготовить по получении проекта ко всем купцам, генералам и командирам в Кронштадте, ко всем консулам. Адресы сыскать. Список их составить.

Речь составить к обществу. Молитву составить для молебна. Упомянуть о бесконечной благости Господа, Его благопослушестве, призрении на землю и на всех земнородных, о Его готовности исполнять все благие начинания; упомянуть о чудном усердии израильтян, возбужденном от Бога к сооружению скинии.

Нахватался я в Великую субботу вечером икры красной, поел немного грибного супу, да киселя сладкого с иметь пристрастия; всех я должен любить утробою Христовою и ничего не жалеть для своих, что для них благопотребно; ко всякой вещности я должен быть равнодушен, о всякой пище домашней, количестве и качестве я не ради, об одежде тоже. Пища твоя – Христос, одежда твоя – также Христос, жизнь твоя – тоже Христос.

Свояченица Анна сегодня утешила меня трудом месива своего – месила тесто для куличей. Кто даст ей трудиться во вся дни?

Графиней или княгиней быть моей свояченице, а не попадьей, такие у ней аристократические, гордые замашки: аристократами только и услаждается, великосветскими приемами и манерами, об аристократах с восторгом любит отзываться, аристократическое везде хочет видеть; но странное дело – в домашнему быту сама большая неряха: всё засорит, загадит, а вычистить или привести в порядок не хочет; ходить за ней и убирать постоянно надо – это точно аристократически! Правду говорю, без злобы!

Господи! Исповедую пред Тобою, что я в пресыщении своем часто был зачинщиком вражды с домашними моими, которые без меня были бы кротки и любезны. Прости мне великое сие согрешение и даждь мне благодать всегдашней кротости и незлобия. Даждь мне всегда быти с Тобою, Сладчайшим Спасителем моим.

Печатные письма изготовить по получении проекта ко всем купцам, генералам и командирам в Кронштадте, ко всем консулам. Адресы сыскать. Список их составить.

Речь составить к обществу. Молитву составить для молебна. Упомянуть о бесконечной благости Господа, Его благопослушестве, призрении на землю и на всех земнородных, о Его готовности исполнять все благие начинания; упомянуть о чудном усердии израильтян, возбужденном от Бога к сооружению скинии.

Нахватался я в Великую субботу вечером икры красной, поел немного грибного супу, да киселя сладкого с миндальным молоком и думал, что сделал себе приобретение, а пища эта оказалась для меня излишним сором, ибо природа не требовала столько и такой пищи, и закрепило у меня желудок, и голос мой был слабый, дребезжащий, может быть, из-за миндального молока, которое я выпил, не имея потребности. Сердце мое было дебело, грубо, плотяно из-за принятой пищи, к любви не расположено, немощно, уныло, вяло. Вот как пища вредит.

Благодарю Господа, явившего мне в [...] утреню в первый день Пасхи величайшее милосердие Свое, скоропослушество и крепкую, истинно Божественную власть Свою оставлять кающимся грехи и исторгать их из когтей диавола. Ибо покаялся я во глубине души в пресыщении своем, в озлоблении на нищего (я толкнул его, когда он докучал мне на паперти церкви), в скупости и сребролюбии своем, возопил к Нему с крепкою верою и упованием, и Он помиловал меня, смятение и тесноту отъял, даровал мир, свободу, тишину, радость, дерзновение. Истинно воскресил душу мою Господь от мертвых. Слава Ему!

8 апреля.

Пасха. Молил я ныне утром до обедни Господа моего, да дарует мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию, и услышал Господь, и помиловал меня, и даровал мне силу совершить непреткновенно всю литургию, и царствующий дом весь по именам выговорить на великом входе непреткновенно и спокойно. Слава о сем Господу моему!

9 апреля

Горе мне, жадному и невоздержному: вчера, при славлении, я чрез меру ел скоромного яства и пил разные вина, да еще портер у Н.М. Семенова; дома же выпил стакан молока большого формата, съел яйцо густое и от всего того расстроил свой желудок – сделал крайне сильный понос с позывом на рвоту. Встал рано, долго гулял по двору, потом прилег, сходил к утрене, в церкви всё сидел, хотел готовиться служить, и не мог от слабости. Погода вдруг испортилась – пошел снег при юго-западном ветре. Таким образом, пища и питье, не в меру и не благоразумно употребляемые, сделались для меня вредным сором. Я ли не познал бесчисленными опытами, что для меня нужно крайне мало пищи и питья! И вот, я продолжаю безумие невоздержания, несмотря на частое причащение Божественных и животворящих Таин. Достойно природа сама наказует меня.

Благодарю Господа, сподобившего меня непреткновенно совершить пасхальную утреню на второй день Пасхи после сильного расстройства желудка.

Господи! Даждь мне любити неизменно домашних моих и молиться за них, да привлечеши их к Себе, яко отпадают от Тебя, удаляются от храма Твоего и от служения Тебе. Господи! Отыми от Мене дух вражды и неприязни к домашним моим и даждь дух любви, благости, кротости, смирения, любезности, терпения, снисхождения. Вижу сучец в них, а у себя не вижу бревна! Сам слепотствую, а других хочу сделать зрячими.

Благодарю Тя, Господи, яко даруеши чувство духовным чадам нашим, что мы, недостойные служителя Твои, молимся Тебе за них и за всех людей, и внушаешь им уважать и любить нас и ласково принимать нас, когда мы бываем у них наипаче со крестом Твоим. Вот, Господи, мы почтенны и любимы Тебе ради – слава и благодарение Тебе, но сами по себе мы пренедостойные рабы Твои! Внуши убо им, Господи, да единодушно отзовутся все готовностию жертвовать на предполагаемое благое дело попечительства и самое попечительство вскоре утверди и благослови дело наше, о имени Твоем совершаемое. Буди! Аминь. 10 апреля 1873.

О поклонах и коленопреклонениях. Видел я в церкви гордого, самомнительного молодого офицерика, штурмана или инженер-механика, в Великом посту на Страстной неделе, с пренебрежением, и каким-то странным пренебрежением относившегося к молитве общественной: он едва делал на себе крестное знамение небрежно, лениво и презрительно, еле-еле наклонял свою голову (вторник или среда Страстной недели), в землю вовсе не кланялся. Возгнушалась им душа моя! Такой червяк (он был маленького роста и лет двадцати, не больше) и так небрежно молится! О, современное образование – дикое, скользящее, не касающееся глубины разума и чувства!

От Павла Александровича Александрова я слышал сегодня, как офицеры говорят о религии, что все обряды и вся вера измышлена для обуздания народа, что она не Божественна, не истинна, что ни мощей, ни чудотворных икон нет!

Я ношу сан Христов: о, какова же должна быть моя жизнь! Как я должен подобиться во всем Христу? В духе, в любви, в кротости, смирении, терпении, долготерпении, милосердии, в святости, воздержании!

11 апреля.

Вечером я сделал величайшую глупость – наелся до отвалу телятины и мясной котлетки, выпил стакан молока, съел яйцо всмятку и затем почувствовал тяжесть и лишение благодати; заниматься делом не мог, чувствовал тесноту и тяжесть во всем существе, зуд в спине. Пошел на улицу, и давай каяться и плакать о лишении благодати и о своем безрассудстве и гибели душевной. Долго ходил и плакал – все молитвы вечерние прочитал и пр. Наука вперед – не объядаться. Соборовал родственницу [трубчистиху Параскеву Федоровну] с большим трудом; голосу не было от пресыщения, духу не было, задыхался.

О, сколь тяжко лишение благодати! Но что было бы с нами, если бы благодать совсем оставила нас? О, оставление в вечности! Сколь ты ужасно! 12 апреля. Утро. О, как тяжело встается после пресыщения! Как тяжело ходится!.. О безумство, о жадность! И это вскоре после исправления желудка от бывшего расстройства!

12 апреля

После обедни. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную литургию, причастить до ста или более младенцев и неосужденно причаститься самому пречистых и животворящих Таин. Но тяжело было после вчерашнего неосторожного употребления мяса в избытке служить обедню: бока были полны, и теснота в них. Чувствовалось блудное расположение, недовольство собою.

Вечер. Благодарю Господа, приявшего по великому Своему благоутробию покаяние мое в досаждении нищему отроку, у коего я во гневе вырвал клок волос на висках за частое прошение милостыни. Долго я вопиял о помиловании. Зной и теснота и оставление Божие ощущал я в себе после моего злого поступка; глубоко было покаяние, и Господь опять возвел меня от смерти к жизни, от тесноты в пространство, от смятения в мир.

Нахватался я вчера желе от жареной телятины (вечером), ибо приятно было кушать, а сегодня ощущаю неприятное излишество в питательных веществах и нечистые движения и пакости диавольские. Окаянен я человек! Алчен, жаден! Помилуй, Господи!

Единое на потребу пренебрегаю, вечное, непреходящее: душу и душу души – любовь, а за суетными вещами, тленными, гоняюсь, сердечно пристращаюсь к ним, и хотя часто бываю поруган врагом за свои пристрастия на день много раз, хотя испытываю часто сладость, мир и блаженство прилепляться ко Господу, но по несчастному навыку ко греху всё продолжаю забавляться тернием житейских страстей, играть адским огнем житейских наслаждений! Окаянен я человек! А время жизни течет, и конец приближается! Я наг, гладен, жаждущ, нищ, слеп [Откр. 3, 17]! Из-за чрева, из-за снедей и питей сколь часто я враждовал против нахлебницы моей Анны Константиновны! Как прогневал я Господа, туне щедро все мне подающего! Одну только из рода жены моей, сестру ее Анну с детьми, я и довольствую, и то не хочу – за изнеженный характер ее и раздражительность и бездействие! Предоставлю ее благодати Божией.

13 апреля

Пятница Светлой недели. Благодарю Господа, яко сподобил меня, непотребного, совершить Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных Его Таин и причастить с умилением младенцев, душ до пятидесяти. Славлю крайнюю Его благость и снисхождение и долготерпение ко мне.

Согрешил пред Богом и пред людьми, дома после дневного сна озлобившись на жену за то, что она до крайней мелочности бережлива относительно детей и боится страха там, где нет страха; согрешил своенравием, упрямством, самолюбием, злою ревностию, недоброжелательством и желанием выгнать вон мать с детями. Даждь мне, Господи, уважение и любовь к домашним моим.

Прости меня, Господи, что я из-за каприза ребенка Руфины рассердился на жену мою, избаловавшую, испортившую характер его и всё более и более потворствующую ему. Прости мне, что я в нетерпении и раздражении высказал, что только до лета буду держать вдову мать с детьми ее; не надо было пить кофе и чай после обеда, столь сытного, а я пил и пресытился. Согрешил ко Господу и пред собою! Доколе это невоздержание? Для того ли был пост, для того ли покаяние, чтобы опять продолжать старые грехи?

Кроме того, пресыщение отталкивает меня от добрых людей. Будучи сыт, я не иду ни к кому, зная, что там в гостях будут угощать, кормить-поить по русскому обычаю.

Я во образе Христове как священник. Какого же нрава я должен быть всегда, неизменно? Я должен быть кроток, смирен, незлобив, снисходителен, исполнен любви, сострадателен, милостив, воздержан, свят, терпелив и долготерпелив, послушлив, великодушен, ревностен в хранении словесного стада, в поучении и назидании его, трудолюбив. Я часто прославляю на словах Святую Троицу: Отца и Сына и Духа Святого, Бога нашего, создавшего, хранящего и спасающего нас. Я должен не на словах только, но паче делами славить Его верою, любовию, чистотою, милосердием и прочими добродетелями. А то и обо мне будет сказано: устами чтит Мя, сердце же его далече отстоит от Мене [Ис. 39, 13].

Я предал Богу свояченицу мою Анну К. и детей ее: да вразумит ее Господь вовремя, как воспитывать богоугодно детей своих, и да воспитает ее саму в вере и благочестии, ибо весьма чужда его.

Я дал обещание пред исповедию не враждовать более на домашних и должен сдержать свое слово с Божиею помощию. Буди! Бог да руковствует их, наказует и исправляет. Господи! Поели им вразумителей, свояченице и жене моей, и обличителей.

А в самом деле, сестра моя Анна Константиновна и жена моя не без дела: они смотрят за детьми и шьют сами платья. В самом деле, она, Анна, с чувством благодарности. Она высказывает, что надоела мне, как бы в ответ на мои мысли... Но даждь мне благодать нимало не тяготиться ее пребыванием в моем доме. Только да трудятся все, делая свое дело. Благодарю Тебя, Господи, что сегодня я побеседовал с домашними мирно.

15 апреля

Благодарю Господа, наказавшего меня вчера вечером за строптивое обращение с нищими лишением благодати, скорбию и теснотою и потом за покаяние, усердное и долгое, помиловавшего меня и даровавшего мне умиление во время всенощной в думской церкви. Певчие вольные пели дурно.

Благодарю Господа, сподобившего меня вчера совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься благотворно Божественных животворящих Его Таин; диавол ужасно борол меня пред самым причастием, во время и тотчас после причастия; верою, упованием и терпением победил его; да за диаконские грехи помолился: отыми, Господи, грехи диакона Петра честною Твоею Кровию, ибо чрез диакона диавол нападал на меня люто, хотя диакон ничего не творил и не делал мне пакостного.

15 апреля

Благодарю Господа, сподобившего и в настоящий день (Антипасхи) совершить пренебесное, Божественное и страшное Таинство нашего искупления и обожения и причаститься животворно Божественных Таин. Слава, слава Тебе, Христе! Народ был только простой, благородных почти никого не было, вероятно, и потому, что рано была обедня.

Господи! Благодарю Тебя за любовное и мирное расположение сердца моего к сестре моей Анне Константиновне в нынешний день после сна, во время пития кофе; благодарю Тебя за победу над злобою во время обеда, когда я взывал к Тебе внутренно. Господи! Искорени во мне совершенно злобу. Аминь.

Молил я Господа внутреннею молитвою помочь нам устроить попечительство о бедных, Рабочий дом и Ремесленное училище, умудрить нас на сие, послать людей со средствами, верующих, добрых, устроить дело сие на твердом основании. Что нам невозможно, то Господу возможно, ибо всё для Него возможно, уповаю. Да дарует Господь. О, если бы при жизни моей видеть осуществление моего желания! О, если бы из области поэзии перешло это благочестивое желание в дело! Господи! Сила Твоя в немощи моей совершалась тысячекратно – уповаю, что и еще совершится. Рцы – и будет. Люди строят церкви, крепости, здания различные; отчего и нам не устроить этого необходимого учреждения? Господи! Воздвигни силу Твою, еюже мир сей водрузил еси, и водрузи во граде нашем Дом трудолюбия и училище ремесел, устроить даруй попечительство. К Тебе очи возвожу, милости и помощи совершенной от Тебя единого ожидая. Пошли нам деятелей, пошли людей ума, сердца, воли, благочестия, силы, совета; пошли людей богатых, не щадящих своего достояния на благое сие дело. Господи, глаголи, действуй, совершай. Для Твоих словесных созданий, для Твоего достояния, искупленного бесценною Кровию, предприемлем дело сие. Ты помоги вскоре. Аминь.

17 апреля

Благодарю Господа, удостоившего совершить соборное служение литургии и причаститься Божественных и животворящих Таин во очищение и освящение души и тела. На великом входе по коварству вражию запнулся на великой княгине Екатерине Михайловне. На заамвонной молитве тоже усумнился и обессилел в сердце выговорить слова: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя... и секунды две стоял в смятении и бессилии, потом стал говорить далее: мир мирови Твоему и далее... Ужасно рассердился на бесплотного злодея и именем Господним прогнал его, когда он теснил меня и наводил уныние и бесчестие. Причиною было, вероятно, вчерашнее питье сладкого чаю у Коргуева и наслаждение кофе дома. Ослабил сердце.

Согрешил пред Господом, увлекшись вчера излишеством в ядении рыбы в ухе и жареной с постным маслом с булкой. Я был бессилен, как бы чужд благодати Божией при соборовании Феодоры Петровны Сидоровой и не мог выговаривать многих слов по коварству лукавого. По соборовании выпил рюмку вина напрасно, без нужды. Дома для прохлады съел два апельсина. Господи, помилуй. Состояние атмосферы тягостное – туман, сырость. А во сне быстро прогуливался на паровом огромном мониторе, который как стрела летел во льду. Любо!

19 апреля

Благодарю Господа, сподобившего меня сегодня совершить заупокойную литургию по рабе Божьем Николае (Петрове). Борьба пред причащением и во время причащения и по причащении с злыми духами сильная. Вера и упование на Господа победили. Слава Богу!

Мирские люди в театре играют сновидения мира сего или смотрят как бы на сновидение, ибо всё мирское преходит, как сон, и, о если бы только проходило, как сон, бесследно, – нет, оставляет часто крайний вред для душ и тел человеческих! А в церкви наглядно изображается и совершается истинная жизнь наша, не временная только, но и вечная; в богослужении мы видим изображение жизни, страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо нашего Господа и совершение Тайной Его вечери – истинного Тела и Крови Его. На вечерне и на утрене мы слышим прославление жития святых, их подвигов, мучений, смерти, в особенности житие Пресвятой Девы Богородицы и Ее скорбей, страданий; в богослужении усматриваем суету мира и всего, что в мире, суету жития мирского, гибельность греха и порока, животворность добродетели, глубокие падения человеков и чудные их восстания благодатию Христовою; торжество над грехом, миром, диаволом, над многострастною плотию, презрение к самой жизни телесной и смерти и чудное прославление их как в здешней, так и в будущей жизни от Господа. Что в сравнении с церковью театр? – Глупая мечта, забава сонными грезами, кукольная игра, столь несвойственная людям, имеющим совершенный возраст. И этой кукольной игре дается громкое имя драмы (cursus96). Это название следовало бы усвоить стройному течению жизни угодников Божиих, как сказал о себе Апостол: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил [2Тим. 4, 7], и вообще стройному течению жизни истинных христиан, а тут оно усвоено мирским лицедеям, нередко принимающим на себя нелепые лица и действия.

Лютер и все еретики, не призванные Богом, самопризвольно взяли на себя дело по-своему руководствовать погибающее в невежестве и страстях человечество. Дело спасения, совершенное столь прекрасно Сыном Божиим, дело, на которое Он послал Своих учеников и апостолов и их преемников, снабдив их на то Духом Святым, наставившим и наставляющим на всяку истину, взялись делать люди простые, не призванные, не получившие благодати Святого Духа, действующие по влечению своих страстей и по заблуждениям ума своего. Ведет ли человечество ко спасению вера лютеранская? – Не ведет. Исправляет ли она, восстанавливает ли человека в Божьего человека, отъемлет ли грехи, сообщает ли святыню, силу к жизни добродетельной? – Не отъемлет, ибо нет покаяния; не сообщает сил к животу и благочестию, ибо не преподает истинного Тела и Крови Христовой; не руководствует должным образом к животу и благочестию, ибо не дает истинных, силою Духа Святого пастырей стада; отбросила пост – это оружие против плоти и диавола; отвергла монашество, ходатайство святых, мощи святых, иконопочитание, пресекла связь с умершими членами Церкви.

Лакомиться, объедаться, упиваться ты готов, а молиться Богу, подавать милостыню не готов? Расточать любезности без числа своим возлюбленным, трепать их с млением любовным по щекам, как было сегодня во сне, по словам твоим, блуды творить ты готов, а милостыню подавать не готов? Собирать деньги, с жадностию домогаться их, скорбеть и печалиться, когда опустился доход и другому он достанется, а не тебе или когда денег мало, а тебе бы хотелось больше, – ты на это готов, а милостыню подавать не готов? Домогаться наград, отличий, похвал – твое дело, а милостыню подавать не твое дело? Наряжаться в шелк и бархат, обвешивать себя серебром и золотом, иметь у себя несколько десятков перемен одежд, одна другой дороже, – твое дело, а подавать милостыню нагому, оборванному, разутому – не твое дело? Он, говоришь, пьяница? А может быть, нет; а если и так – оно разве ты без излишеств живешь? Разве ты не пьешь часто сверх меры другие напитки, которые тебе по вкусу? Еще лелеешь свою грешную, блудную плоть, злую плоть; спать до полудня – твое дело, а милостыню подавать иззябшим, голодным, стоящим у твоих дверей или окон – не твое дело? Играть в карты и проигрывать по целым ночам, да спускать десятки и сотни рублей – твое дело, а милостыню подавать – не твое дело? Если добро делать не твое дело, а злое делать твое дело, то не дело Божие и тебя миловать, а предать тебя всей строгости Божественного правосудия и изречь тебе страшный тот приговор: иди от Меня, проклятый во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его [Мф. 25, 41]. Это обличение написал я себе, хотя, по милости Божией, наяву я блуда ни с кем не творил и в карты не играл, но с силою обличал и других, мне подобных, – впрочем, во сне бывают со мною по грехам прелюбодейные ласки, осязания, трепания, как сегодня было по грехам моим, с 20-го на 21 апреля.

Согрешил пред Богом: вчера, в пятницу, пил молоко, ради здоровья якобы, пресытил себя; у священника Цветкова чай пил и портвейн, дома апельсин съел – и от всего этого в сонный блуд впал; член тайный крайне напрягся; едва излияние не случилось от сновидения.

21 апреля

Благодарю Господа за дар умиления и восторга, дарованный мне во время всенощной воскресной при пении пасхального канона.

Благодарю Господа, исцелившего меня от ярости на домашних и неприязни к ним за непринятие странника-монаха и за исцеление от смущения, тесноты. Благодарю за умиление при чтении канонов и акафистов.

Герасима Мурашова любовница, не разрешенная мною к причастию, причастилась. Справиться и о последнем донести начальству.

Здесь, в Церкви, врачевство для всякой болящей грехами и скорбями души. Блажен, кто не чуждается Церкви: он верно уврачуется, если будет искать врачевания. Здесь исцеляется душевная слепота: блажен, кто, сознавая оную, ищет здесь исцеления, – он обретет оное. Все силы к животу и благочестию положены в Церкви. Чудно устроено всё суточное, недельное и годичное богослужение.

Помнишь ли, человек, что есть твое богатство? – Образ Божий, по коему ты сотворен и который в тебе всегда остается, и добрые дела твои. Обрати на это всё свое внимание. Бога бойся и заповеди Его храни: сие всяк человек.

Чудно наше богослужение во всем своем составе. Чудные дела Божии в нем воспоминаются и прославляются, спасительные и животворные для людей. Главное лицо во всех богослужениях, Солнце правды – Христос, и на вечерне и утрене, но в особенности на обедне. На всенощной и вечерне прославляются и свидетели и угодники Христовы: апостолы, мученики, иерархи, преподобные и все святые, делом исполнившие Евангелие и явившие спасительность, также и истину всего в нем содержащегося, веру свою в воскресение мертвых, в будущий суд и будущее вечное блаженство. Любите же не земные, эфемерные зрелища, не пользующие души, не обновляющие и не совершенствующие ее, а зрелища Божественной премудрости, благости, любви и Божественного могущества, зрелище подвигов веры и добродетели святых Божиих, коими достигли они вечного помилования и вечной жизни.

22 апреля

Благодарю Господа от всей души моей за спасение от прегорького и претяжкого насилия, злобы диавольской, когда я ехал на кладбище; помолился я со слезами на могилах тестя и тещи, да Господь молитвами их даст нам мир и любовь, и Господь помиловал. Свояченицу нашел совершенно переменившеюся к добру. Слава Господу благопременителю: пременяюсь на благое я – пременяется и свояченица, и наоборот. (Это было вечером.)

Утром раннюю служил с крайним трудом, болезненно, смутно, в тесноте, не выговаривал некоторых слов от смущения и тесноты, может быть, и оттого, что свояченица [...] с вечера 21 числа имела нечто на меня, а может быть, и от излишества в пище и питье и от апельсина.

24 апреля

Согрешил пред Тобою, Господи, и пред людьми, впадши в неприязнь и вражду относительно домашних моих, особенно против жениной сестры – вдовы Анны с детьми, и против самой жены за то, что слишком, как мне кажется, нежат и балуют детей. Но заблуждается сердце мое окаянное: оно болит, беснуется и недугует самолюбием, завистию, злобою, гордостию, неблагодарностию (на словах благодарю, а не делом), лукавством, злопамятством, зложелательством и злорадством; сластолюбием, алчностию, сребролюбием и любостяжанием, блудною нечистотою, лицеприятием, своенравием, упрямством, нерадением, леностию, самочинием; непослушанием, непочтением власти, осуждением, ропотом, презорством, малодушием, страхом неуместным, непостоянством, необщительностию, сварливостию, неуступчивостию, плотоутодием, чревоугодием, пресыщением, пиянством, рассеянностию; празднословием, ругательством, укорением, коснением во грехах, неправдою или уклончивостию в слове правды, потворством греху других, малодушным молчанием при словах или делах неправды людской; холодностию и нерадением в молитве, холодностию к домашним и нерадением о их выгодах и чрезмерным радением о своих, тщеславием в одежде и в прочем; нерадением при благословении людей, при исправлении треб и священнослужения и преподавании отрокам Закона Божия, а народу слова Божия; неисправлением жития и сердца, большим и большим отпадением от любви, в которой исполнение закона; неискренним выговором имен усопших и живых и святых Божиих на проскомидии, и вообще при богослужении, неискренним, без любви сердечной выговором имен царствующей фамилии; сердце мое – дырявый, негодный, нечистый сосуд – не держит в себе бальзама жизненного, бальзама любви. Всеми излишествами и многими другими бесчисленными грехами я оскорблял, прогневлял и продолжаю оскорблять и прегневляю Бога моего, но каюся и прощения прошу и помощи ко очищению, исправлению, совершенству и спасению моему и всех, кому примером и руководителем на жизненном пути я поставлен. Вот пред Тобою, Господи, сердце мое, желание мое, воздыхание мое! Помилуй, подыми, исправи, соверши и спаси падшее создание Твое, еже по образу и по подобию Твоему в начале создал еси, имени ради святого Твоего. Буди! Аминь.

Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое [1Кор. 6, 13]. Если же и желудок будет уничтожен, и яства с напитками прекратятся, прейдут и не будет их совершенно, то как жалки мы, люди, гоняющиеся за удовольствиями чрева, заботящиеся о том, что есть и пить, столь много любящие свой желудок и столь много ему угождающие; столь много обижающие для него наших ближних, столь много допускающие из-за него разной неправды, гордости, злобы, зависти, любостяжания и сребролюбия, лжи, обмана, божбы, непослушания Евангелию и Церкви, своенравия и непокорности ее уставам, холодности и нерадения к Богу и ко спасению души своей, созданной по образу и подобию Божию, жестокосердия, скупости, блудной нечистоты? О, как жалки мы, чревоугодники, занимающиеся такою пустотою, такою мечтою, такими сонными грезами, такими мыльными пузырями! Ибо всё это сегодня есть, а завтра может и не быть; как блаженны, как мудры презирающие чрево и вообще плоть и прилежащие97 о душе бессмертной! Подлинно, они достойны вечной похвалы!

24 апреля

Благодарю Господа многомилостивого, долготерпеливого, приявшего мое покаяние в том, что я прогневался всуе на нищих, толпою пришедших к церкви и требовавших у меня милостыни после того, как я наделил их у забора нашего церковного дома. Я много ругал их, ярился, гнал прочь, кричал, несмотря на проходящий народ, – так я бесновался! А всё из-за самолюбия, маловерия, любостяжания, чревоугодия, гордости! Окаянен я!

Опять согрешил, сильно разгневавшись дважды на нищего за докуку в 11 часов ночи просьбою милостыни: подано было ему денег, а он и ночью не отступал от меня, думал я; прошел мимо его, ушел домой, не сказав ни слова; из дома чрез полчаса увидел, что он ходит под окошками, заглянул в форточку, обругал его и плюнул ему на улицу за назойливость, сказав, что мелких нет, а старый двугривенник и два четвертака были! Согрешил пред Богом и ближним: член Христов оскорбил, закон Божий весь нарушил, ибо весь закон в одном повелении, слове, заповеди: люби ближнего, как себя [Мф. 22, 39 и др.]. Да простится мне нечестие сердца моего, злоба моя, гордость, скупость, сребролюбие, нелюбовь. Грешен!

25 апреля

Благодарю Господа, посетившего меня по молитве моей милостию Своею, простившего мне грехи мои, избавившего меня от тесноты и немощи сердечной и от насилия вражьего и даровавшего мне помощь свыше совершить непреткновенно и искренно молебствие в лавке с домкратами98 у Ивана Егор. Броуна. По благодати Божией все остались очень довольны и обрадованы молебном. Благодарение Господу о неисповедимом Его даре. Гнев мой был на нищих и особенно на вчерашнего ночного нищего.

Что это значит, что на меня находит уныние и обидчивость, будто кто меня из домашних обижает, например Анна Константиновна, тогда как никто меня не обижает? Чего мне будто мало, тогда как всё у меня есть по милости Божией? Окрадывает меня непрестанно невидимый враг, обольщая меня, смущая, насилуя, надевая мне на сердечные очи ложные очки, представляющие всё в превратном виде.

Вчерашнее чревоугодие мое у старушки Екатерины Степановны имело для меня неприятное последствие: я угодил слишком плоти своей, которую надо было распинать, оттого усилил ее страсти, оттого рассердился сильно на нищего, коего не чаял поздно вечером встретить на улице, пожалел ему милостыни, не оказал ему любви, а вражду, ибо показал излишнюю любовь к себе. Та же излишняя любовь к себе проявляется у меня часто и в обращении с домашними. Распинать ее!

Слышал ты обличителя Василия Ивановича, прорицателя, обличившего тебя в том, что ты живешь внешнею, а не внутреннею жизнию, не для духа, а для плоти. И в самом деле, у тебя в виду всё внешнее: лицо, корысть, одежда, сласть, многоядение, многопитие, внешние отличия и пр. Для чего же ты читаешь жития преподобных и богоносцев отцов, угодивших Богу постом, бдением, молитвою, умерщвлением плоти со страстями и похотями? Для чего читаешь жития и страдания мучеников, не пощадивших для Господа плоти своей и предавших себя на ужасные мучения? Разве для того, чтобы только воздух бить, а не для того, чтобы подражать по силе своей?

А слышал ты обличение Вас.Иван., в роскоши живущих людей, не хотящих и думать о помощи множеству бедных, пред их глазами находящихся. Отчасти и ты принадлежишь к числу их! О, Боже мой! Из-за роскоши и сластопитания я стал блуден, блуден в сердце своем и смотрю блудно и слышу тоже. О, сладкий кофе и чай! О, водка! А дело проповедничества двигается лениво!

Други братия! Напоминаю вам скромно, дружески, братски, что на земле все мы кратковременны, эфемерны (однодневны), по выражению одного философа, и что щедро Рассыпавший для нас дары Свои по земле и в земле, и на высоте небесной, и в воздухе, и в воде скоро потребует от нас строго отчета в Своих дарах, особенно от тех из нас, кому Он дал или кому досталось их много, и именно отчета в том, делились ли мы этими дарами Божиими с братьями, с ближними своими, неимущими, бедными, несчастными, с голодными, полунагими, полубосыми, бесприютными, бессильными. Братия! Давайте помогать им: я иду к вам за милостыней – приготовьте каждый свою лепту по числу двенадцати месяцев и на будущее время откладывайте эти лепты ежегодно, обязательно.

На 26-е число в ночи открылась течь золотушной материи из левого уха (прежде бывшего здорового), – легота во всем теле, недостаток сна, слабость нервов. Кофе и чаю пил довольно. Икру вечером красную ел, пива немного выпил. Надо молоко пить для очищения крови, постного масла избегать (а вчера я его довольно ел с рыбой). Или не гонит ли золотуху извнутри постное масло? С постного дня золотуха пошла. Материя резко пахучая. Зеленый салат, кажется, выгоняет тоже золотуху, и я его очень люблю. А уксус как? Он портит кровь – это чувствую. А в салате его очень люблю. Сухари, булки, ватрушки, пироги вредны для золотухи, усиливают материю.

Гноение из уха левого золотушной материи усилилось вследствие излишества в пище и питье – ел много телячьей студни с горчицей. Отягощение и леность происходят от многоядения, сердце грубеет, теряет доброе чувство, а ко всяким грехам делается склонным, особенно блуду, к гневу, тщеславию, любостяжанию.

Благодарю от всего сердца моего Господа, спасшего меня благостно и державно от злобы на Анну К. пред панихидой или, точнее, во время панихиды в квартире Николая Григорьевича Сидорова 27 апреля в шесть часов вечера. Живо представил я, что я ношу сан ангела Господа Вседержителя и должен быть непременно благ и незлобив, как ангел, что всего необходимее мне любовь; что неприязнь и вражда происходит от ненасытного чрева или, точнее, от диавола, воющего на нас более всего чрез чрево, что неприязнь и вражда – безумие, смерть; глубоко раскаялся в злобе – и чудно, быстро спас Многомилостивый Господь мое недостоинство, мирно, просторно, свободно, дерзновенно стало сердце мое; прошли смятение, теснота, связание, бесчестие, стыд и боязнь; бодро говорил я возглас, торжественно пел заупокойные тропари. Слава Господу! О, если бы дал Господь утвердиться в незлобии и благости! Буди! Аминь.

Злоба злопамятна и придирчива; злобный мыслит злое и желает зла своему врагу действительному или мнимому и тогда, когда тот вовсе не делает ему зла, спит или бодрствует покойно.

Благодарю Господа, паки приявшего покаяние мое в раздиравшей мою душу злобе на Анну К. и даровавшего мне оставление и мир.

Видел я сегодня вырытые для каменного здания глубокие рвы и в них множество забученных и зашитых цементом больших камней. Пришла на мысль мне притча Господня о человеке, положившем основание для дома во глубине, иже ископа и углуби [Лк. 6, 48]! Копай глубже, иначе ветр сдунет или вода подмоет. Я, окаянный, не углублялся, не копал, оттого ветры вражеских искушений колеблют и развевают мое сердце, воды искушений потопляют меня ежедневно.

Любовь не делает ближнему зла [Рим. 13, 10], а я, оскудевший любовью, мыслю злое очень часто о сестре Анне К. и даже жене своей, хотя она добрая. Велиар непрестанно подстрекает меня к злобе. Знай одного себя, свои грехи и не мысли о других зла, чтобы делать зло, но мысли добро, молись за них и делай им добро.

Согрешил против Господа и против нищих, не дав некоторым из них денег на ночлег, что надо было бы ради веры во Христа, в лице нищих милостыни просящего, сделать с радостию, без упреков. (Дающаго... всем нелицеприемне... не поношающаго [Иак. 1,5], как я, грешный, подаю лицемерно и поношу, браню часто.)

Злоба и зависть во мне есть сам диавол, и я делаюсь диаволом в минуты злобы и зависти. Ужасно! Да буду весь благость и доброжелательство, даже ко всем врагам и подъедающим и обирающим меня.

Злобою моею я чрезмерно оскорбил высочайшую благость, беспредельную любовь – Господа моего, давшего мне в пищу и питье Самое Пречистое Тело Свое и Самую Пречистую Кровь Свою. Вот о чем я должен наипаче скорбеть, допустивши озлобиться на кого-либо, завидовать кому-либо. И жалею о сем глубоко. Велико ли, что у меня живут и мое поядают и выпивают свояченица Анна с детками и прислугой?.. Это невелико, ничтожно. Мне Господь ежедневно дает в снедь и питье Плоть и Кровь Свою и с ними Себя и жизнь вечную. О, благость! О, любовь! Милосердие! О, снисхождение бесконечное! А я – злоба, немилосердие, неснисхождение, нетерпение, зависть!..

Ужинать мне не надо никогда, а довольствоваться одним обедом, и поутру не есть, не пить (28 апреля 1873 г.). Вчера вечером ужасно был я наказан за невоздержание сатанинскою злобою, щемлением, или давлением, и едва-едва отделался от ней молитвою усиленной. Вот тебе пиво, селедка, чай! (В жарком из рыбы за обедом было скоромное масло, день был пятница – и это имело влияние на душу как намеренное нарушение заповеди о посте.) От чревоугодия становлюсь ленивее, сварливее, злее, гордее, завистливее, самолюбивее.

Отцу Александру Невскому письмо. К католичке, ищущей Православия. Ратч.

Убивай в себе ложное начало – злобу, гордость, зависть, блуд, корыстолюбие, оживляй и утверждай в себе начало доброе – любовь, смирение, доброжелательство, чистоту, вольную нищету. 28 апреля. Суббота. Начало очередной моей седмицы.

Свойственно женщинам особенно любить и беречь детей, оттого жена моя особенно любит нянчиться с детьми своей сестры. Такова природа женщины. Против ли рожна хочешь идти?.. А ты не дитя – не ищи особенной ласки от жены.

Господи! Благодарю Тя, яко сохранил мя еси в вечер сей от злобы диаволи на жену и сестру ее и мою Анну К. при свидании за чаем; благодарю, яко от лести змииной спасл еси мя.

Благодарю, благодарю Тя, Господи, всем сердцем моим, яко державно и скоро спас еси мя от злобы диаволи на сестру Анну К. в квартире Николая Григорьевича Сидорова во время панихиды по матери его. Я воззвал: Ты видишь, Господи, всю глубину растления моего, падения моего, всю бездну немощи моей; Ты благ и человеколюбив, сострадателен и милостив, умилосердись убо и ныне надо мною, ниоткуду помощи не имущего, разве Тебе, помилуй и спаси меня от злобы диавольской, – сказал это в душе моей с искренним чувством, и вдруг заклепы адовы во мне сокрушились, и я был избавлен от глубоких вод, умирился, умилился, был свободен совершенно.

Благодарю Господа за великое умиление во всю всенощную на воскресный день на 29 апреля (Неделя о слепом), и за обильные слезы умиления, и за вдохновенную, пламенную молитву о людях Божиих. Благодарю Господа, избавившего меня во время всенощной от коварства духов злобы (Александра Ивановна Третьякова показалась мне холодною и бесчувственною). Слава благодати милующей и спасающей.

Убеждаюсь (и да убедит и уверит Господь, и да сотворит Господь), что сестра женина и моя Анна К. – добрая женщина, а привычки ее, гордые приемы ее – привычки и приемы с младенчества. Да не заблуждается сердце мое.

Утвердившаяся привычка имеет силу естества; укоренившаяся страсть имеет также силу естества – таковы блуд, пьянство, злоба, гордость, зависть, малодушие, боязнь, упрямство, своенравие, сребролюбие. Когда в юности не берем на себя ярем Господень и работаем своим страстям, то в старости крайне трудно искоренять их; укоренившееся дерево трудно вырывать из земли, в которой оно пустило могучие и широко раскинувшиеся корни. Пустая, по-видимому, привычка курить табак, а кто привык к нему с малолетства, тот большею частию [не может] отстать от него до старости, до смерти.

Вчера, на воскресенье, не надо было ужинать, а я съел полтора яйца всмятку и выпил (с хлебом и маслом) со сливками два стакана чаю.

Съеденные яйца, особенно всмятку, располагают плоть и сердце к блудным движениям. Дознано. Потому избегать их – слишком питательны и тучны.

Благодарю Тебя, многомилостиве Господи, яко многократно сегодня спас еси мя вследствие глубокого внутреннего покаяния от злоб моих, наипаче во время литургии и пред обедом в Думе на поминках у Сидорова. Благодать Твоя воскресила меня от смерти духовной к жизни, успокоила, распространила, радовала мое сердце, избавляя от смятения, тесноты, скорби, тоски. Она и в лице моем сияла. Дивен Ты, Господи, и во мне, многогрешном; идеже умножися грех, то есть во мне, преизбыточествова благодать. Воистину!

К известным, богатым купцам Петербурга, к консулам Кронштадтским и купцам обратиться с письмами о помощи в постройке Рабочего дома и Ремесленного училища. 30 апреля.

Благодарю Тебя, многомилостиве Господи, яко и нынешний день (30 апреля) сподобил еси мя бесконечно великого дара любви Твоея – причастия Божественных Таин Пречистого Тела и Крове Твоея, очистив грехи моя, поправ греховную смерть мою, даровав мне, заключенному во гробе плоти моея, жизнь присносущную, мир, радость, правоту, дерзновение, умиление. Велий ecu, Господи, и чудна дела Твоя во мне, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих99, яко от стольких и толиких100 козней вражиих спасаеши мя выну, на кийждо день и час. (30 апреля.)

* * *

95

Утыти (церк.-слав.) – утучнеть, быть жирну; одебелеть.

96

Буквально с лат. – дорога, курс, маршрут, направление.

97

Прилежащие (церк.-слав.) – пекущиеся, прилежно заботящиеся.

98

Домкрат-механизм для подьема тяжестей на небольшую высоту.

99

Из молитвы на освящение воды.

100

Толиких (церк.-слав.) – столь многих, столь великих.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle