праведный Иоанн Кронштадтский

Дневник. Том XVII. 1872–1873

Том IIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXIIXIIIXIVXVXVI • XVII • XVIIIXIX

 

 

Содержание

Предисловие
От издателей

1872 год

Апрель 27-го апреля 1872 года 27-го апреля 28 апреля Май 1 мая 1 мая 2-го мая 3 мая 7 мая 8-е мая 8 мая 10 мая 12 мая 13 мая 14 мая 14 мая 15 мая 21 мая 21 мая 21 мая 23 мая 24 мая 24 мая 26 мая 27 мая 28 мая 29 мая 30 мая 31 мая 31 мая Июнь 1-го июня 2-го июня 3-го июня 3 июня 4 июня 5 июня 11-е июня 17 июня 18 июня 19 июня 20 июня 21 июня 22-го июня 22-го июня 23 июня 25 июня 26 июня 28 июня 29 июня 30 июня Июль 1 июля 2-го июля 2-го июля 4-го июля 5-го июля 6-го июля 7 июля 8-го июля 9-го июля 10 июля 10 июля 11 июля 11 июля 12-го июля 12 июля 13 июля 13 июля 14 июля 14 июля 15 июля 15 июля 15 июля 16-го июля 17 июля 17 июля 18 июля 19-го июля 20 июля 20 июля С 20-го на 21 июля 21 июля 22 июля 23-го июля 24-го июля Август 3-го августа 4 августа 5 августа 5 августа 5 августа 6 августа 7 августа 8 августа 9-го августа 9 августа 23-го и 29 июля 12 августа 13 августа 13 августа 17 августа 18 августа 19 августа 19 20 августа 21 августа 22 августа 22 августа 23 августа 24 августа 24 августа 24 августа 25 августа 26 27 августа 30 августа 30 августа 31 августа Сентябрь 2-го сентября 3 сентября 4 сентября 7 сентября 7 сентября 8 сентября 9 сентября 11 сентября 11 сентября 12 сентября 13 сентября 14 сентября 15 16 сентября 16 сентября 17 сентября 24 сентября 25 сентября 26 сентября 28 сентября 28 сентября Октябрь 1 октября 2 октября 3-го октября 3 октября 6 октября 8 октября 8 октября 9-го октября 10 октября 11 октября 11-е октября 13 октября 15 октября 17 октября 18 октября 19 октября 20 октября 21 октября 22 октября 23 октября 24 октября 26 октября 26 октября 28 октября 29 октября Ноябрь 4 ноября 6 ноября 6 ноября 7 ноября 8 ноября 9 ноября 11 ноября 11 ноября 12 ноября 13 ноября 14 ноября 15 ноября 17 ноября 19 ноября 21 ноября 21 ноября 22 ноября 25 ноября 26 ноября 27 ноября 29 ноября 30 ноября Декабрь 1 декабря 2 декабря 3 декабря 4 декабря 7 декабря 7 декабря 8 декабря 9-го декабря 9 декабря 1872 10 декабря 11-го декабря 12 декабря 14 15 декабря 17 декабря 20 декабря 25 декабря 27 декабря 28 29 декабря 30 декабря 31 декабря

1873 год

Январь 1 января 1873 года 2 января 3 января 4 января 4 января 6 января 7 января 8 января 9 января 10 января 1873 г 10 января 11 января 12 января 12 13 января 14 января 15 января 15 января 16 января 17 января 19-е и 20 января 20 января 21 января 23 января 27 января 28 января 30 января 31 января Февраль 1 февраля 2 февраля 3-го февраля 4 февраля 5 февраля 6 февраля 7 февраля 9 февраля 10 февраля 11 16 февраля 17 февраля 18 февраля 18 февраля 20 февраля 21 февраля 22 февраля 24 февраля 25 февраля 26 февраля 27 февраля Март 4 марта 11-го марта 16 марта 17 марта 18 марта 21 марта 22 марта 23 марта 24 марта 25-го марта 27 марта 28 марта 29 марта 31 марта Апрель 2-е апреля 5 апреля 6 апреля 7 апреля 7 апреля 8 апреля 9 апреля 11 апреля 12 апреля 13 апреля 15 апреля 15 апреля 17 апреля 19 апреля 21 апреля 22 апреля 24 апреля 24 апреля 25 апреля Май 1 мая 1 мая 2 мая 3 мая 4 мая 4 мая 5 мая 5 мая, 7 мая 10 мая 1873 года 13 мая 17 мая 20 мая 21 мая 24 мая 25 мая 27 мая 28 мая 30 мая Июнь 1 июня 1 июня 2-го июня 2-го июня 9 июня 10 июня 12 июня 13 июня 15-го июня 16-го июня 21 июня 28 июня 27 июня 29 июня Июль 1 июля Июля 4-го 4-го июля 14-го июля 15-го июля 16-го июля 17 июля 20 июля 21 июля 21 июля 23 июля 24-го июля 25 июля 26 июля 27 июля 29-го июля Август 3 августа 6 августа 9 августа 10 августа 1873 11 августа 12 августа 18 августа 15 августа 17 20 августа 22-го августа 24 августа 26 августа 27 августа 29 августа 30 августа 31 августа Сентябрь 2 сентября 3 сентября 4 сентября 5 сентября 6-го сентября 7 сентября 8-го сентября 9-го сентября 11 сентября 13 сентября 15 сентября 16 сентября 13-го сентября 17 сентября 18-го сентября 19 сентября 20 сентября 21 сентября 23 сентября 25 сентября 26 сентября 27 сентября 29 сентября 30 сентября Октябрь 2 октября 1 октября 2 октября 11 апреля 29 июня 22-го июля 15 декабря 4 января 1873 года 31 января 2 февраля 20 октября 10 декабря 11 сентября 12 сентября 16 февраля 14 апреля 25 апреля 9 мая 22 июля  

 
Предисловие
Настоящее издание – это первая публикация всех известных на данный момент дневников святого праведного Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908). Дневники охватывают период с 1856 года по 1898 год. На настоящий момент отсутствуют тетради дневников за 1885 – 1890 и 1894 – 1896 годы и за период с 1898 года до середины 1908 года. Отсутствие тетрадей за эти годы нисколько не умаляет значения публикации, так как недостающие тетради добавили бы какие-то подробности, касающиеся жизни праведника, ничего не добавив по существу.
В связи с публикацией дневников следует сказать, что они впервые предоставляют возможность составить подлинную биографию праведника как с точки зрения фактов, так и по существу его духовного подвига. Имеющиеся на данный момент биографии отца Иоанна Кронштадтского носят несколько упрощенный характер: они – и не икона, и не фотография, а скорее похожи на лубок. В качестве развлекательного чтения такие биографии имеют право на существование – но в качестве вспомоществования на пути ко спасению, в качестве духовного ориентира они могут принести скорее вред, нежели пользу, так как могут ввести читателя в заблуждение относительно жизни праведника, рисуя такую картину окружавшего его мира, в которой было мало сходства с реальной, зачастую весьма суровой действительностью.
Многие страницы дневника написаны отцом Иоанном с предельной откровенностью, так что у читателя может возникнуть помысел, а уж не обычный ли он человек, отец Иоанн, – хотя и священник, а, может быть, такой, как и мы, грешники. Однако внимательное чтение и изучение дневников праведника показывает, что нет, совершенно не такой и что между им и нами лежит едва ли не пропасть. То, к чему современные христиане уже привыкли, то, что составляет, можно сказать, почти бытовую сторону жизни современного человека, тот мир помыслов, который является почти обычной обстановкой внутренней жизни современного христианина и даже и не осознается им и никак не оценивается, – то осознавалось праведником как горькое падение, требующее с его стороны самого жестокого, беспощадного обличения. Его самоукорение столь велико, последовательно и неотступно, что показывает, что воистину Дух Божий действовал в нем, – и пусть Господь и попускал ему оступаться, но Он же и воздвигал его вскоре. По силе борьбы с мысленными искушениями посреди житейского моря и посреди мира, в котором он жил, святой праведный Иоанн являет пример одного из величайших святых XIX – начала XX столетия, на котором почила великая милость Божия, которая, по слову апостола Павла, зависит не от подвизающегося, а от Бога милующего (Рим. 9, 16).
Зная, что отец Иоанн любил богослужение и сам читал канон на утрени, некоторые священники также стараются читать каноны на утрени, но часто не получают того, на что рассчитывают, ибо, предпринимая чрезвычайные, но единичные усилия, упускают из виду заботу о ежечасном и ежеминутном исправлении своей души, непереставаемом предстоянии совести Богу, что требует напряжения иного качества. В этом случае уже не человек усиливается сделать что-то с его точки зрения хорошее, а душа человека просвещается, как стекло солнечными лучами, словом Божиим, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его; Ему дадим отчет (Евр. 4, 12–13). Человек каждую минуту судится им и старается убрать с души всякое пятно, которое открывается на ее одеждах Божественным глаголом. Именно поэтому дневники святого праведного Иоанна Кронштадского начинаются с углубленного прочтения и толкования им Священного Писания. Невозможно спастись и право жить, не зная Закона Жизни, не изучив вполне воли Божией, запечатленной в святом Евангелии. Это первая заповедь праведника всем спасающимся – читать, углубляясь в содержание, и снова читать Священное Писание, вникая в богодухновенные глаголы, и судить ими себя, и по мере их исполнения снова просить Господа открыть ум для уразумения читаемого. Оно как неколеблимый камень, на котором только и может каждый воздвигнуть постройку своего спасения.
Из дневников отца Иоанна мы узнаем, как он боролся со страстями, присущими в той или иной мере каждому человеку, какими были подлинные отношения его с сослуживцами в храме, с супругой Елизаветой и с родственниками, – а эти отношения были весьма далеки от того, что обычно изображается его биографами. Но из дневников мы узнаем и то, каким путем шел праведник и какой христианский выход он находил из сложных коллизий человеческого бытия.
Ныне много говорят о праве человека на личную тайну что нельзя касаться того, что человек писал в личном дневнике. Говоря так, люди забывают, что на Страшном Суде не будет личных тайн, сокровенных чувств и мыслей. Таким чтителям личной тайны ответим словами самого святого праведного отца Иоанна, которые он написал, имея в виду дневник: «Не истреблять этой книги и по смерти моей: может быть, кто-нибудь найдется подобный мне по мыслям и по чувству и покажет свое глубокое сочувствие написанному в этой книге, если не всему, чего я и не смею надеяться (потому что могут найтись здесь, при строгой критике, и ошибки), то по крайней мере некоторым местам ее. Всё хорошее и справедливое в этой книге почитаю не своим, а Божиим, так как мы не способны ... помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога [2 Кор. Зг 5]. Мои только ошибки и недостатки».
Публикацией дневников исполняется завещание отца Иоанна, тем более непреложное, что завещателем в данном случае является один из великих святых Русской Православной Церкви последнего времени.
Игумен Дамаскин (Орловский)
От издателей
Текст Священного Писания, цитируемый автором на церковно-славянском языке, приводится в издании в русском переводе. Параллельный церковно-славянский текст некоторых цитат, необходимый для понимания авторского толкования, внесен редакцией и печатается в квадратных скобках: Надежда моя – на Тебя [церк.-слав.: и состав мой от Тебя есть]. Отступлением от общего принципа цитирования являются некоторые стихи, которые приводятся на славянском языке, что в стилистическом или смысловом отношении представляется более целесообразным.
В издании используются следующие условные обозначения:
(Лк. 1,1) – указание на цитату Священного Писания, сделанное автором;
[Лк. 1,1] – указание на цитату Священного Писания, сделанное редакцией;
[...] – непрочитанное слово;
[славою] – предположительно прочитанное слово;
[животных] – отсутствующее в тексте, но необходимое по контексту слово, внесенное редакцией.
Кашу с морковью делать.
У [Николая Тундерлина] моя книга – «Жития Святых». Спросить сметану с ледника. 26 августа 72 г.
Мои племянницы на полуказенном содержании за пятьдесят рублей, а сверх того одежду я должен им доставлять. Написать письмо Августе Алекс. Обе-то мне обойдутся в год рублей сто.
К Коршунову сходить в понедельник 4 сентября.
26 сентября 72 года за Николая Серебренникова вынуть частицу на проскомидии и помолиться о заблудшем. Святой апостол Иоанн Богослов, моли Бога о погибающем отроке. Волк похитил его, лев терзает его.
Не образ ли матери я видел ночью во сне в больной холерою женщине? 28 ноября 72 г. Молись усерднее.
Богданову дано четыре книжки 23 ноября 1872 г. Вязкину – четыре книжки.
Принести с чердака образа хромолитографированные и повесить в кабинете. Столяра заставить. 20 января 1873 г.
Письмо Августе Алекс-не.
Ивану Алексеевичу
Василию Васильевичу
Ал. Васильевичу.
К Рыкачеву проложить дорожку о бедных вдовах.
22 июля. Приделать ключ к моей кабинетной двери.
Малому нищему из писарей дано сегодня, 5 августа, на кафтан 60 копеек. Посмотреть, купит ли! Кривому нищему дано 30 копеек на выкуп кафтана.
Основание для всенощного бдения – слова Спасителя: если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы [Мф. 24, 43 – 44].
13 сентября 1873 г. Книги первого класса ученику Федотьеву и третьего – Мистрову.
Вы от Бога рождены и должны являть в жизни своей плоды, или дела Божественного рождения: покаяние, умиление, святость, смирение, воздержание, милосердие и прочие дела; вы должны огребаться от плотских похотей, воюющих на душу; должны совлечься ветхого человека с деяньми его и облечься в нового, созданного по Богу в правде и в преподобии истины [Кол. 3, 9 – 10].
Есть и пить после служения ранней обедни никак не нужно. 9 ноября 1872 г. Заметь это.
Господи мой, Господи, научи меня вооружаться всею силою на грех, а не на грешника и ненавидеть грех, а не грешника, диавола, а не обольщаемого им человека. (12 июля. Утреня: борьба при служении с бесплотными врагами. Отец Матфей, отец Павел – [собраты] в церкви.) Облегчение и исцеление души, когда всем сердцем возненавидел грех, а не грешников, – за грешников же помолился от души, считая себя первым грешником.
Друзья! Я задам себе задачу о жизни нетленной и по силе разовью понятие о ней и о том, как ведет нас к этой жизни Евангелие и Церковь. Вопрос весьма важный. Так как во всех нас преобладает стремление к жизни тленной, скоропреходящей и нерадение о нетленной или, что то же, – вечной, то такое рассуждение будет весьма благовременно, уместно и полезно.
Напрасно я ярюсь на нищих – у меня есть, чем помочь им.
Рыжему мещанину дано 24 сентября 72 года на пароход и на одежду 80 копеек серебром. Уедет ли?
От души жене высказался и привел ее в слезы, и сам смягчился, Божиею милостию. Хорошо высказываться. Не на этом ли основана и исповедь?.. Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего [Пс. 31, 5]. Жена моя γυνημοῦ φιτεῖ μὲ1
Древнее прошло, теперь все новое [2Кор. 5, 17]. О богослужении.
Всем совершаемым в церкви Церковь научает и воспитывает своих: и разделением храма на три части, и иконами, и [...], и обрядами, и священнодействиями, и пением, и чтением.
Забыл я слова Евангелия: сластьми [рус.: наслаждениями] житейскими ходяще подавляются, и не совершают плода [Лк. 8, 14]. И я подавляюсь сластьми житейскими и не совершаю плода, а остаюсь соломой.
Некоторые нищие ужасно запаршивели и живо гниют, издавая от себя крайне отвратительный запах.
Не ешь мяса: от него крайне грубеет сердце и происходит тяжесть во всем существе. Не напрасно живущие по Боге оставили его.
Важность храма для православного христианина, важность совершающихся в нем священнодействий и молитв. Необходимо посещать храм как дом молитвы и училище христианской веры, надежды и любви, или христианского благочестия, как место духовного врачевания, очищения и освящения, просвещения, утешения, силы, место духовного всеоружия и ратоборства с невидимыми злыми силами.
Богослужение являет Создателя в Своем создании возобновленном; Спасителя – в делах спасения разумных словесных тварей2; Творца – в богомудростном льщении3 уловляющего врага человеческого рода и испровергающего его державу.
Цель употребления в богослужении священных книг Ветхого Завета, особенно богодухновенной Псалтири, та, чтобы показать согласие Ветхого и Нового Завета и тем непрестанно и очевидно как днем показывать Божественное величие нашей веры, в которой сбылись обетования, пророчества и прообразования Завета Ветхого. В богослужении нашей Церкви древние праотцы, патриархи и пророки являются непрестанно ликующими с новозаветными апостолами, иерархами, мучениками, преподобными в прославлении дел Божиих, явленных в спасении людей. Тем непрестанно свидетельствуется о Божественности и спасительности христианской православной веры и Церкви для всего рода человеческого.
Богослужение изображает борьбу избранных человеков и войну с грехом всегубительным и с виновником его – змием, древним человекоубийцею, и Спасителя Богочеловека, побеждающего сопротивные губительные силы демонские Крестом страданий Своих; Божию Матерь, стоящую стеною и [предстательствующею] пред Богом о мире и особенно о избранных Божиих, о христианах, истинно и немолчно Ее почитающих. В богослужении представляется виновное человечество, умилостивляющее непрестанно правду и святость Божию жертвами молитвы, хвалы и благодарения и наипаче Бескровною Жертвою Тела и Крови Богочеловека. В богослужении сокрыты высочайшие, живейшие, в восхищение приводящие духовные интересы человечества: его спасение от непрестанно борющих его страстей, его обожение, его вечное блаженство, его мир и покой душевный, его просвещение во мраке суеты и страстей, его духовные силы и победа над вселукавым грехом и врагом человеческого рода.
Напрасно я гневался на отца протоиерея 18 октября 72 года за подпись его в моей приходской книге: он имел законное основание, да и ласково, братски говорил со мною впоследствии.
Крымские яблоки очень успокоительно действуют на нервы. Кушать их, а после пить чай. 22 ноября 1872.
Я нарушил пост 22-го и 23 ноября и чувствую блудные движения во плоти и вообще усиление греховных движений в плоти. Опять пост облобызать надо. Верность Господу! От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным [1Кор. 4, 2].
С 6-го января начались морозы; 9, 10, 11 и 12 января была сильная вьюга с сильным ветром; 12 и 13-го – мороз около 20 градусов.
Благотворящий бедному дает взаймы Господу [Притч. 19, 17]. Это помни.
Был мертв, и се, жив во веки веков, аминь [Откр. 1, 18]. Я живу, и вы будете жить [Ин. 14, 19]. Слова Господа Иисуса Христа весьма утешительные. Вы будете мертвы, но и будете живы во веки веков.
Твое спасение, христианин, священнодействуется во время литургии – стой добре, со страхом, со вниманием, в мире.

1872 год.

Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы – Отца и Сына и Святаго Духа.
Человек создан по образу Божию. Быт. 9, 6.
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт. 1, 26 и 27.
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. Быт. 3, 19.
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное [Иез. 36, 26].
Знаю, Господи, что не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим. Иерем. 10, 23.
Пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и все стадо их рассеяно. Иеремия 10, 21.
Кто во Христе, тот новая тварь [2Кор. 5, 17].
Душа наша есть ум, слово и дух, и сии три едино суть. Троица в человеке.

* * *

1«Жена моя породила меня» (греч.)
2Словесная тварь, создание (церк.-слав.) – существо, одаренное словом, то есть разумом, в отличие от неразумных (бессловесных) созданий.
3Прелестный (церк.-слав) – обольстительный, обманчивый (от «прелесть», «льщение» – заблуждение, ложь, хитрость)

Требуется программист