Источник

Июль

1 июля

Воскресение. Благодарение моего Сладчайшего Спасителя, загладившего иные грехи мои покаянием и омывшего оные Кровию Своею. Литургию служил с умилением и слезами от чувства множества грехов моих и безмерного милосердия и долготерпения Господа. Беседу сказал хорошо, со дерзновением.

Благодарю Господа, погасившего вражду мою в самом начале третьего дня дома и нынешний день во время обедни, – тогда на сестру Анну К., ныне на отца диакона Петра.

Благодарю и славлю и превозношу Господа, сподобляющего меня ежедневно причащаться Божественных и животворящих Таин и непреткновенно совершать все дневные службы, – иго Господне благо для меня и бремя Его легко. Слава Богу! Благодарю Господа, очистившего мой желудок и легкие и кровь поносом трехдневным и не расслабившего меня вконец. 3-го июля. Сильный жар, градусов 28.

Июля 4-го

Благодарю Господа, и ныне утешившего меня причащением святых и животворящих и страшных, пренебесных Своих Таин и исцелившего меня от поноса моего четверодневного.

Согрешил тяжко пред Богом, ударив тростию нескольких нищих по ногам и по плечам из досады на них и мнения, что обманывают меня вымышленными нуждами. И словами обижал их, и неохотно и с досадою подавал.

4-го июля

остановился мой понос благодатию и силою Животворящих Таин и чрез благодать венчания, ибо я проникся животворною силою молитв брачных; и доктору спасибо за капли. Понос продолжался до 8-го июля.

Благодарю Господа за неизреченное Его долготерпение и милосердие ко мне, многогрешному, яко удостоивал меня всю седмицу животворно причащаться Божественных, животворящих и страшных Таин Его и совершать непреткновенно все дневные службы в сладость и крепость душевную. Так было и вчера, в воскресение, при совершении Божественной службы. Дерзаю умолять Господа, да смирит и покорит нам ради имени Его, имиже веси судьбами, гордых и самонадеянных и упрямых и своенравных и самоуправных чад моих духовных Филиппа Степанова и Николая Сидорова, озлобленных против своих духовных пастырей и ругательно и укоризненно об них отзывающихся. Но даждь мне, Господи, себе самого совершенно покорити воле Твоей – сердце мое, волю мою, весь живот мой предати Тебе, Господу Богу моему, и любити или не любити кого по Твоей, а не по моей воле. Господи! Отыми от души моей всякую неприязнь к сестре Анне и чадам ее, даждь мне видеть и ценить ее по временам доброту и не за благорасположение ее только ко мне любить ее, но если бы она была и врагом и недоброжелательницею моею и поносительницею и досадительницею. Да не вменится ей сие и да оставится ей сие благостию Твоею, ибо не весть, что творит. Если же в чем стужала она мне с чадами своими, прости ей и не вмени. Господи! Благодарю Тебя, яко отъемлеши чувство неприязни к сестре по молитве моей. Безопасно есть, Господи, любити Тебе ради всех. Даждь убо любити всех.

Кто не хочет любить ближних своих и врагов своих бывших или и настоящих туне, тот забыл, что Бог туне его самого возлюбил и излил на него неисчетные благодеяния, тогда когда он непрестанно Его прогневляет своими делами, своим своенравием, упрямством, злонравием, гордостию, завистию, сребролюбием, сластолюбием, невоздержанием, жестокостию. Тот забыл, что ближний его – он сам, с такими же задатками добра и зла, и больше, быть может, добра, чем зла.

Взирай открытыми очами на присносущную, совершеннейшую благость – на лице Господа, и виждь, сколь Он милосерд, благ, долготерпелив ко всем, и научайся от Него благости, милосердию, снисхождению, долготерпению ко всем; Он всесовершен и долготерпит к нам, грешным, а мы сами несовершенны, и между тем не хотим снисходить к таким же несовершенным, как мы.

Неприязнь к ближнему – это остаток ветхого в нас человека, или адский плод Адамова падения. Надо всячески его искоренять, всеми образами упражняться в любви. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание [Гал. 5, 22 – 23].

Благодарю Господа, прекратившего смущение и волнение мое по случаю дачи женою моею тонкого полотна сестре своей, купленного на мои деньги (54 аршина). Объяснились взаимно, недоумения рушились, и я успокоился Божиею благодатию и покаянием.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить воскресную литургию непреткновенно, хотя и при слабости сил, и оживиться совершенно Божественными Тайнами.

Благодарю Владычицу, исцелившую чрево мое молебным пением пред Казанскою Ее Чудотворною иконою в спальне моей и питием освященной воды. Спасибо и врачу Михаилу Егоровичу Иващенко за его разумное лечение. Восемь дней продолжался мой понос, с субботы до понедельника. 10-го июля 1873 года. Сон о католической, разрушающейся во всем Церкви. Что значит?..

Люби Бога всей душой, всем сердцем, всем помышлением, всею крепостию [Мк. 12, 30], то есть всякий день и час, всю жизнь, при всех делах.

Еще раз был я близ врат смерти, еще мне от Господа урок к исправлению сердца и жития моего. Теперь я возвращен к жизни. Да будет жизнь моя угодна Господу! Воздержание, милосердие! Ни в каком случае мяса на ночь не есть, да и никогда, ибо ночь сегодня, на 12 июля, прошла в крайнем блудном возбуждении, едва избавился от блудного излияния.

Анна Константиновна вчера к удивлению крайнему поклонилась мне, когда я сказал, что [...] выпил. Она крайне желает мне здоровья. Спаси ее Господь; конечно, и ей благо при моем здоровье, хотя и говорит, что горько жить у меня. Боже, помилуй нас!

Благодарю Господа, призвавшего меня сегодня, 11 июля, к служению литургии и удостоившего причаститься святых, божественных, бессмертных и животворящих Таин. Но что мне сегодня открыл Господь, когда я в слезах покаяния стоял пред Святою Чашею, в которой были страшные животворящие Тайны? Вот что: тут не один Господь, тут, в Святой Чаше, с Ним вся Церковь небесная и земная, все пророки, апостолы, иерархи, мученики, преподобные, бессребреники и все святые, соединенные со своим Главою; тут Святейший Синод, всякое епископство, пресвитерство, во Христе диаконство, весь священнический и монашеский чин; тут власть предержащая, весь синклит, все воинство, все миряне, истинные христиане, тут живые и умершие. Чудная Чаша! Чудная Церковь в Святой Чаше – небесная, земная и преисподняя. Слава Тебе, Христе Боже, возглавившему всяческая.

Благодарю Господа за все блага земли, полученные мною в Рамбове во время моего пребывания у госпожи Броун Евдокии Кирилловны, за прогулки на свежем лесном воздухе, за купание, за хлеб-соль, чай и кофе, за ночлег, за все истинно удивительные ко мне ласки.

Прости мне и еще, Владыко Многомилостиве, жадность мою, отвратительную для меня самого, которую допустил я по прибытии из Рамбова домой вечером. Я поел более надлежащего и с особенным удовольствием, которое должен отсекать, лососины, маринованной в уксусе, с черным хлебом и тем обременил свой желудок тяжелою, неудобоваримою рыбою и должен был долго, долго бродить напрасно по улице, хотя и помолился там Богу (вечерние молитвы в уме) и имел долгий спор с отцом Василием Чернявским о монашестве и постановлениях нашей Святой Церкви о постах и о том, что разумеется под плотию в Священном Писании как источнике греха.

14-го июля.

Согрешил пред Богом – говорил с отцом протоиереем с рвением, озлоблением, пренебрежением, непокоривым духом из-за назначения меня протоиереем 16-го июля к мировому судье для приведения к присяге, полагая в своем уме, что это дело следовало бы возложить на отца Матфея, как очередного. Испросил прощения у него, отца протоиерея, когда он кротко обличил меня в превозношении. Согрешил я пред Богом! Каюся пред Господом и прощения прошу.

Благодарю Господа за дар молитвы во время всенощной, при чтении канонов и акафистов. Долготерпеливому слава и благодарение от смиренной и многогрешной души моей! Делом и словом даруй, Господи, благодарить и славить Тя. Миром огради нас, Господи!

Даруй мне, Господи, веру в начатое мною дело о Попечительстве. Хотя и сопротивни мнози из благородных и богатых, и наипаче Леопардов. Господи! даждь мне видеть в ближних моих членов Твоих и служить им охотно и усердно.

Согрешил я опять ко Господу и пред собою, что поужинал вчера с жадностию: съел яйцо, выпил два стакана молока и два стакана чаю: не надо было есть. Видел я сон, что и в математике не готов, а переведен в философский класс Академии; как буду отвечать, когда не знаю и предыдущего курса (а навстречу рысаки на санках несутся и ругаются, что мы у них на дороге, и едва они нас не раздавили – так и несутся во весь галоп). Это означает, что я не готов по жизни и делам и ответа на Страшном Суде не могу дать. О, скорее готовься.

15-го июля

Благодарю Господа, удостоившего меня совершить безбедно Божественную литургию с миром, с чувством умиления, хотя и при наветовании116 врагов бесплотных, и причаститься ко оживлению и укреплению души и тела животворящих и страшных Его Таин; также и совершить молебствие с водосвятием. От наветов вражиих я прослезился – так надоедали мне бесплотные злодеи, запиная, препирая, устрашая меня призраками своими.

Купаться мне очень полезно – желудок отлично варит, свободное и обильное испражнение. Купальный шкаф хорошо завести. Жена и свояченица были очень ласковы по приходе моем домой. У Кромидо я говорил свои отзывы и наблюдения о Анне К. и лишился Божьего мира, совесть стала зазирать. Идучи дорогой, каялся Господу и просил милости и мира – и получил. Слава Богу!

Сама возраст имеет совершенный, сама собою пусть управляет, а паче Бог и Божия Матерь. Мне огорчаться нечего – я сам себя должен знать, смиряться, терпеть, любить.

Слава служению Божию, возложенному на меня Богом! Слава священнодействию всех Божественных Таинств! Я очищаюсь чрез них, освящаюсь, обновляюсь, укрепляюсь, исцеляюсь, здравствую, мирствую, побеждаю грех, или плоть и диавола. Чудная вера Христова, носящая в себе вечно обновительную и освятительную и укрепляющую благодать и силу. Когда я не служу Господу, я изнемогаю душой и телом, а когда служу, тогда исцеляюсь и укрепляюсь, наипаче когда служу при множестве народа и при усиленной борьбе со врагами: чем упорнее борьба и чем успешнее, тем больше очищение, обновление, укрепление. Слава вере Господней! Пред крестинами за городом у флотского письмоводителя диавол облил мою душу студными, неподобными чувствами, облил меня калом своим скверным, и я усердно молился Господу избавить меня от нечистоты. Господь помиловал. Таинство совершил с силою и дерзновением, но в иных местах пакостник низлагал смущением и боязнию. О, сколь выгодно и славно, православные христиане, подавлять в себе владычество греха и сколько урону и бесчестия для нас самих от рабства греху! Исчислить невозможно. Немного, немного до конца краткой сей жизни поборемся – и вечный покой, и вечную славу заслужим у Господа Мздовоздаятеля. Тяжка борьба, но сладок рай и присносущно воздаяние.

16-го июля

Благодарю многомилостивого Господа, сподобившего меня совершить и ныне Божественную литургию (раннюю) при слабых нервах и слабым, готовым прерваться голосом и причаститься в мир и отраду и оживление Божественных Таин. После обедни ходил к Петербургским воротам встречать покойницу – девицу Ульянию Нат (Аничкину), проводил до [Красных] ворот, оттуда уехал на кладбище, там отдохнул на сене и траве и поспешил к отпеванию, потом обедал у Аничкиной.

Благодарю Господа, спасавшего меня от приливов и находов злобы и исцелившего душу мою.

Странный я человек: когда я дома – мне до всех дело, всех критикую, всех поверяю, кто что делает или делает ли что; если не делает кто, особенно из живущих даром на моих хлебах, обижаюсь, томлюсь негодованием. То ли дело в гостях: там мне ни до кого дела нет, хоть все на головах ходи, – впрочем, конечно, приятно видеть и в чужом доме благоразумное употребление времени и может скоро надоесть безделие, но там я спокоен, там я маленький человек. О, сколь благо смиряться мне и дома – и здесь я гость. Но сам-то что я делаю, и делаю ли как и что должно?

Благо мне смиряться: когда я, теснимый духом злобы, зависти, рвения в саду при помышлении об Анне Константиновне, ничего не делающей, как мне думалось, раскаялся во глубине души, что я нимало не достоин тех даров, коими пользуюсь от Бога, ни даже свежего воздуха, коим ежедневно дышу, ни пищи, ни питья, ни одежды, ни сана, который ношу, ни особенно столь частого причащения Божественных Таин, – тогда за смирение и покаяние глубокое помиловал меня Господь, зрящий все расположения и помышления и движения сердечные, и мирно, и легко, и свободно стало у меня на сердце. Даруй убо, Господи, мне смирение и довольство настоящим и любовь к домашним и ко всем.

Отец Василий Чернявский высказывает еретические мысли и очень дерзко говорит о лицах святых человеков и о священных предметах, так что я удивился его дерзости: святого Кирилла Александрийского считал лучше Нестория еретика; утверждал, что Василий Великий, Григорий Богослов, Златоуст, Дамаскин заблуждались, например, касательно учения о плоти, как источнике греха; что монашество и в принципе, и в идее своей никуда не годится, что иерархия, службы, Таинства – выдумка духовенства для своей корысти и для поддержания массы народа в благонравии и подчинении правительству.

Василий Иванов много нравоучительного и глубоко поучительного говорил мне (не судящие ли других сами подлежат суду?)

17 июля

Вторник. Жар величайший (градусов до тридцати). Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию непреткновенно на словах, но в сердце запнул было меня враг жестоко огорчением на отца диакона Петра, случайно или намеренно не поцеловавшего руки иерея при подаче кадила после Херувимской (из-за такой безделицы обижаться – а Господь Агнец, не забывай, что претерпел ради меня?!). Только смирением, покаянием, размышлением скорым и наипаче Кровию Господнею победил я врага и злобу его и свою. Зато после причастия и особенно после употребления всех даров Господних какой я почувствовал в себе мир, какое блаженство, какую свободу, какую радость, какое умиление! В этих чувствах я отправился к Екатерине Степановне (в дом Федулаева) и пил у этой весьма простой и богобоязненной особы чай, ел малину, пил херес!

Дома опять впал в злобу непростительную на младенца Лизу за то, что чуждался и отворачивался от меня; я презрел и возненавидел его, и стало мне тесно и душно, как в аду; тотчас обратился я к искреннему покаянию, неоднократно принимался за молитву; Господь помалу, по мере раскаяния, миловал меня, мне делалось легче, спокойнее и наконец совсем легко и мирно! Благодарю Господа, ради излиянной за мир и за меня бесценной Крови Его милующего, а не погубляющего меня.

Курение табаку не имеет никакого смыслу: это глупая прихоть, осквернение уст, вольное одурение, крайнее, без всякой нужды раздражение нервов, туман, добровольно на себя наводимый, расслабление всего существа. Таково это безумие! 18 июля. Утро. Шесть часов.

20 июля

Крестный ход. Пыль непроходимая, непролазная. Вследствие пития водки, пива, курения табаку, ядения мяса, вследствие пыли проглоченной, ноги у меня крайне разболелись, резь страшная сделалась.

Благодарю Господа за пременение нрава во благий свояченицы моей Анны К. Благодарю долготерпеливого Господа, яко и еще помиловал меня, окаянного, сделавшегося с вечера пьяным от пива и водки и особенно курения табаку и удостоившего совершить раннюю литургию, хотя и крайне трудно мне было от расстройства нервов, от смущения, боязни, подозрительности, недоверия к себе и окружающим, малодушия, уныния, негодования на дьячка. После причащения оживился, укрепился, успокоился. Слава, слава, слава Богу, оживляющему мертвых, каков и я был и бываю часто. Горе

мне без причащения, горе мне, беззаконнующему на всякий день и час и благодать Духа Святого из себя изгоняющему. Да берегусь отселе крайне. Господи! Даждь мне бодрствовать и не спати. Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий [Мф. 25, 13].

Ты имеешь хорошее состояние, твое сердце радуется, и ты благодаришь Бога, говоря: слава Тебе, Господи, что я не беден, как многие из братии моей, что я имею всё нужное и даже избытки, и у меня много добра на многие годы. Брат! твоя радость и твоя молитва есть ложная, подобно радости и молитве того богача, которому угобзися нива и который не знал, куда собрать плоды свои [Лк. 12, 16 – 20]. Друг! Ты имеешь много, ты имеешь избытки не для себя, а для бедной и нищей братии твоей; да, для ней, а не для роскоши твоей, не для того, чтобы устраивать зеркальные стекла в домах твоих, чтобы умножать домы, пристраивать дом к дому, да у ближнего отымешь что. Надо разумно пользоваться дарами Божиими, именно как дарами Божиими, а не как своею собственностию.

Почитая святых, мы почитаем в них образ и подобие Божества – добродетель, святыню, веру, верность, любовь, терпение, молитву, мужество, мудрость духовную, постоянство, милосердие, чистоту и целомудрие, покорность воле Божией, нестяжательность и другие добродетели; почитаем в них членов Христовых, совершенных слуг и друзей Божиих, обоженных чрез причастие Божественного естества, наших усердных молитвенников и ходатаев пред Богом; почитаем их как победителей прелюбодейного и грешного, суетного мира, плоти многострастной и диавола, как небесных граждан и наследников Небесного Царствия, как сопрестольников Самого Христа Бога, рекшего: Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его [Откр. 3, 21].

21 июля

Рыбы на ночь не надо есть – эрекция сильная детородного члена ночью и похоти. Вина не пить.

Благодарю Господа, всю прошедшую седмицу удивившего на мне милость Свою в причащении Божественных Своих Таин, в очищении грехов, освящении, оживлении, укреплении души и тела.

21 июля

Всенощная. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления во время всенощного бдения от начала до конца.

Благодарю Господа, помиловавшего меня безмерною милостию, когда я, дав пинка рыжеволосому нищему отроку, обманувшему меня несколько раз, потом стал каяться во глубине души, глубоко сознав важность своего греха, и получил помилование, мир и тишину сердца.

Чувствую, что диавол подстрекает меня как бы огненными бодцами на злобу к свояченице, а она явного повода не подает, кроме праздности. Все помышления мои на зло свояченице моей, живущей на моем иждивении, как и дети ее, а надо бы, кажется, чтобы они были во благое, надо радоваться, что они все довольны и покойны, хотя и слишком, и хотя слишком любят себя и нежат. Даждь мне, Господи, закрыть глаза для их прегрешений, как будто бы они жили не у меня, не на моем содержании. Даждь мне не самоупорствовать ни внутренно, ни наружно, но Тебе, Богу моему, предавать и награду, и отмщение согрешающих и добро творящих.

Благодарю Господа, даровавшего мне жизнь из мертвых по причащении моем в нынешний день (22 июля) пречистых и животворящих Таин; я и исцелился чрез Святые Тайны от немощей телесных (ныл живот). После причастия тотчас почувствовал животворящий огнь во внутренностях. (Служил в думской церкви.)

Стяжах себе навыком долговременным злое стяжание страстей, терзающих меня ежедневно, адские сокровища самолюбия, гордости, своенравия, упрямства, непокорности, неуважения прав ближнего, зависти, злобы, гнева, нетерпения, подозрительности, малодушия, боязни, смущения, уныния, раболепства, лицемерия, лицезрения, лености, нерадения, слепоты душевной, жестокосердия, скупости, корыстолюбия, тщеславия, суетности, честолюбия, чревоугодия, объядения, пиянства, блуда, лукавства, хулы, ропота, отчаяния, недружелюбия, обидчивости, мелочности, ссоры, вражды, укорения, лжи, оклеветания, неверности в слове, биения бессильных, презрения нищих, уничижения знатных и сильных. Бесчисленны страсти мои, Господи! Кто их исцелит во мне, кроме Тебя, Господи, Врачу душ и телес? от Тебе врачевания и спасения ожидаю.

Мария Алекс. Блинова исцелилась от холеры чрез причащение Святых Таин, мною, недостойным, преподанных. Слава Тебе, Господи!

Благодарю Господа, помиловавшего меня неизреченною милостию в покаянии моем, когда я ходил поздно вечером 22-го июля между садами церковного дома по дороге от ворот и обратно. Чудное действие благодати совершилось во мне, действие милости, мира, очищения, спасения, свободы, дерзновения.

Приделать ключ к кабинетной двери; книги отдать в переплет. План мой в гимназии спросить.

Отцу игумену Феодосию письмо написать.

Молись усердно, чтобы Господь поспешил и пособил государю во всем и покорил под нозе его всякого врага и супостата, да и тебе Тот же Господь поспешит и пособит во всем и покорит под нозе твои всякого врага и супостата, ибо чего усердно желаем и просим другому, то Бог дает и нам.

23 июля

Благодарю Господа, сподобившего меня и ныне ощутить чудную, Божественную жизнь, Божественное исцеление и спасение с миром и пространством духовным после причащения Божественных Таин. Боже мой! Боже мой! Какая благодать! Но если так сладостно быть с Господом еще здесь, на земле, то как сладостно быть с Ним на небе, когда избранные будут истее117 причащатися Его в невечерним дни Царствия Его!

Прежде чем отняты у вас земные блага смертию и волею Даровавшего вам оные на потребу вашу и ближних, принесите их добровольно в жертву Богу, то есть часть их, и не скрывайте таланта в земли, употребите в рост ваши сокровища, в рост небесный, купите на тленное богатство нетленное Царствие, на тлен – нетление.

Ревность плотская, зависть плотская, жадность плотская. Всего довольно, а кажется всего мало и желается большего и большего (рубашки, молоко).

От излишнего употребления вчера вечером молока и, может быть, масла сливочного с картофелем, сегодня при служении утрени чувствовал тяжесть на сердце и очень несвободно говорил великую ектению и сугубую; трудно было говорить, сердце было как бы парализовано. Согрешил пред Богом! А всё жадность. У других пресыщаюсь, а сам жалею домашним избыточествующего в пище и питье, когда, например, ежедневно они покупают пять бутылок молока по восемь копеек.

Чем более ем и пью (как вчера на даче за городом), тем более делаюсь жаден, завистлив, скуп, уныл, – вот что значит поставлять себя в зависимость от пищи! С чем это сообразно? С духом ли христианства? Это ли дело иерея? Так ли он попирает все плотские похоти – он, причастник Божественного Тела и Крови, он, ежедневно возглашающий вслух всех: горе’ имеем сердца?! и всякое ныне житейское отложим попечение? Сбывается на мне слово Господне, что иные богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода [Лк. 8, 14]. При искушении от врага сластьми житейскими, скупостию и любостяжанием я должен твердо помнить слова Господа: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих [Мф. 4, 4].

Странное дело: доселе брали всегда пять бутылок в дом, и у меня всё было, и я не возмущался, а когда вчера сам пил много молока на даче – это ничего. Лукавейшая плоть, которую нужно умерщвлять постом, бдением, молитвою, богомыслием, трудами, служением ближним! Не тебе молоко есть, а младенцам, а тебе – словесное млеко да Божественное Тело и Кровь. Мудрствуй горняя, а не дольняя; не тленная, но нетленная благая; не дым, не пар исчезающий, а пребывающие блага во веки веков; научись возноситься к вечным благам от слышимого часто в храме вечного славословия Богу.

От излишнего употребления вчера молока сегодня во время литургии на великом входе от полнокровия и пол- носочия у меня закружилась голова, и я должен был протянуть руку к отцу диакону, чтобы придержаться за него и, не договорив имен царской фамилии, скорее сказал: да помянет Господь Бог во Царствии Своем...

По причащении Святых Таин чудно оживился, успокоился, исцелел душой и телом, обновился, укрепился, возвеселился; я ощутил райское блаженство и был как бы не на земле, а на небе. А дома при виде сестры жениной Анны был угрюм за столом и не за столом.

24-го июля

Вторник. Славлю и превозношу долготерпение Божие ко мне, грешному, и милосердие Его неисчетное, бесконечное. Тяжко, тяжко согрешил я сегодня вечером дважды: раз, рассердившись на немого нищего, преследовавшего меня вопреки приказанию не ходить за мною: я назвал его скотиной и с гневом подал ему несколько копеек, после чего сделалась во мне теснота, стыд и поношение, огнь палящий; я стал каяться и молиться раздраженному мною Господу, ибо созданного по образу Божию я назвал скотиной, оскорбил члена Христова, своего собрата и сочлена и наследника Божия Царствия, я сделал дерзость, я не соблюл слова кротости, смирения, незлобия, терпения и упободился зверю, напавшему на агнца, чтобы терзать его; в другой раз я пнул сильно ногою (как лошадь) тоже нищего за его безотвязность в прошении милостыни и в этом покаялся Господу. Праведный Господь, предавший было меня в руки врага, помиловал меня, видя мое искреннее и долгое покаяние после первого греха. Слава Его милосердию, яко не вконец предал меня мучительству диавола.

25 июля

Святой праведной Анны успение. Служил благопоспешно с Божиею помощию; после утрени сильно уязвил враг мыслями о полотне, купленном Анною Константиновною и женою себе [...] (куплено на мои деньги). Вот где оправдываются слова Господа: Не можете служить Богу и маммоне [Мф. 6, 24]; не мог искренно молиться, душу раздирало.

Величайшую милость Божию ощутил я нынешний день и неоднократно: во-первых, великую помощь ощутил во время утрени при служении, когда Господь презрел нечистоту мою ночную (поллюцию блудную) и даровал мне с достаточным дерзновением говорить ектении и читать канон; во-вторых, при служении литургии, когда даровал мне умиление и неосужденное причащение Божественных и животворящих Таин с чудным оживлением от Божественного Огня, очищением, освящением, миром, пространством, дерзновением; в-третьих, при служении вечерни (бодрость, развязность, ясность, чистота, певучесть и нежность голоса (выпил сливок с чаем в среду)); в-четвертых, наипаче милость Божию величайшую ощутил в том, что Господь избавил меня от мучительного огня адского и тесноты и уничижения внутреннего, постигших меня после брани и драния за волосы мною одного нищего, заявившего большие требования в удовлетворении разных его нужд, которые после ругательства и укоризн ему я удовлетворил. Когда я искренно и глубоко покаялся во грехе, Господь тогда простил меня, и я с великим дерзновением служил вечерню; в-пятых, опять в поздний вечер я оскорбил нищих своею яростию на них и укоризнами, и опять за то постигли меня теснота и огнь, – опять покаялся из глубины, и опять был помилован.

О, да буду я всем слуга, по слову Божию [Мк. 9, 35], охотно, усердно, смиренно, да памятую слова Господа: зови нищих, хромых, слепых на свою вечерю и блажен будешь, что не имеют тебе чем воздать, но тебе воздастся в воскрешение праведных [Лк. 14, 13 – 14]. А мне и звать не надо – сами приходят, только бы в умеренном числе приходили, по силам моим и средствам. Не к тому себе, не своей плоти, не для своих удовольствий стану жить, но для других, ради Господа, столько меня милующего. Да оставлю нелепую ярость, которая нисколько не исправляет зла и не заменяет, не удовлетворяет нужд ближнего и вредит прежде всего мне самому и им или по крайней мере нимало не приносит им пользы и делает меня нередко смешным в глазах людских и противным Богу и Ангелам и святым. Да почитаю должною честию всякого человека, да хожу со страхом Божиим во всякое время и на всяком месте, да отвергаю самолюбие и страсти свои, да внимаю себе непрестанно.

Надивиться не могу, отчего мы с таким горячим пристрастием гоняемся за минутными, тленными, видимыми благами мира сего и с такою поразительною холодностию отвращаемся от благ во веки пребывающих, негибнущих, духовных? Отчего при всей гибельности земных благ, испытываемой нами, мы имеем к ним пристрастие, любовь, чувствуем прелесть и влечение, и, напротив, при всей благотворности, величайшей пользе благ духовных, небесных, добродетели, например чистоты и целомудрия, смирения, незлобия, нестяжания, милосердия, любви и доброжелательства ближнему, поста и молитвы, покорности, верности, усердия к исполнению обязанностей, – мы не исполняем их, дерзко нарушаем, пренебрегаем? Это от первоначального, ужасного растления нашей природы грехом, от участия в нашей жизни демонов, от нашего невнимания, нерадения, неверия, лености, от дурных сообществ, укрепившихся привычек, от своенравия или своеволия и подражания другим, ибо мы окружены соблазнами.

Сколько поводов мне к смирению и покорности воле Божией! Всякое добро во мне только от благодати и милости Божией, а всякое зло от меня и во мне живет, и самое добро мое часто бывает смешано со злом от крайней испорченности моего сердца; я бываю высок и дышу как бы пламенем, когда молюсь о себе и о людях, – но это от Бога, это Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными [Рим. 8, 26]; но нередко вскоре после такой высоты я делаюсь низким, из благого делаюсь злым, из целомудренного нечистым, из простого лукавым, из щедрого скупым, из нестяжателя корыстолюбцем даже при совершении молитвы. Как я несовершен и удобопреклонен ко злу! И умилителен я и холоден, и ревностен и ленив, и усерден и косен и недеятелен; в тысячу видов изменяюсь я, как калейдоскоп. Нет во мне постоянства. Но блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся [Мф. 5, 6].

26 июля

После обедни. Не могу пройти молчанием и нынешнего чуда благодати, милосердия и всемогущества Божия, ибо и ныне во время литургии по причащении Господь оживил чудно мертвость мою огнем Божественным, животворящим и неопаляющим и даровал мне Божественное спокойствие, умиление, одушевление, слезы умиления и радости. Слава Господу!

Боже мой! Какая тяжесть для сердца и для тела моего мясо: съел я сегодня две малых котлетки и крайне расслабел после обеда; кроме того, явилось крайнее блудное расположение, едва одолимое молитвою. Не есть мяса благо, а лишь один суп, да разве еще бульон и около хрящиков покровы. Уху да ершей в скоромные дни, да окунек – и довольно. Мяса крайне мало мне нужно, в очередную неделю особенно мало нужно по причине вечери Господней, или обедни.

Не могу пройти молчанием величайшей милости Божией, мне явленной ныне за всенощной, когда Господь избавил меня от злых воспоминаний, злых чувств и тесноты, причиненных мне диавольским коварством пред венчанием и во время каждения, и особенно когда Он избавил меня от злобы диавольской, во мне начинавшей бушевать и теснить и палить меня по приходе домой и усмотрения мною некоторых беспорядков дома. Помолился от сердца, и Господь умирил меня. Слава Его милосердию!

Нельзя не одобрить за хорошее поведение, которым стала отличать себя в последнее время сестра моя по жене Анна Константиновна, стала почтительна, предупредительна, ласкова. Благодарю Господа. Славлю Господа! Теперь меня измени, Господи, во благо.

Справедливо сказал отец Григорий в письме слова, за которые я иногда обижаюсь и сержусь и на него, усопшего, и на жену его, бывшею виновницу тех слов. Действительно, в страсти гнева своего я готов сделать то, что он сказал про толстую дубину, особенно когда мне сильно противятся или сильно грызутся на меня, забывая свой долг.

Зачем я воображаю, думаю, что земные блага, которые мне Бог посылает, суть мои? Они Божии и сущих со мною.

Что за глупое состояние моей души? У меня всё есть: я сыт, одет, имею хорошее помещение, обеспечен местом и службой – и всё я недоволен, алчен, негодую на домашних, что даром живут, много едят и пьют. Что за мечта мне врага, мучителя моего?.. О, даруй мне, Господи, сладостное Тебе ради самоотвержение, чтобы не искать мне своего, а ближних и довольствоваться малым; мне с избытком много даров Твоих было и есть и, уповаю, будет; да благодарю Тебя и буду мирен и человеколюбив. Я недостоин того, чем пользуюсь от щедрой десницы Твоей; благодарю Тебя, яко питаеши меня, одеваеши и вместе со мною домашних и прочих сродников обильно. Помилуй нас, просвети, очисти, спаси.

Опять тяжко согрешил пред Богом и людьми – пришел в ярость и гнев на нищих и бил их тростию по ногам, представляя их лукавство, леность, вероломство. Прости, Господи, и еще великое мое согрешение.

27 июля

Соборное служение – высокоторжественный день. Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления при совершении литургии и непреткновенное служение и неосужденное причащение Божественных Таин; жизнь, мир, отрада, свобода, дерзновение, радость были плодом. По окончании обедни и выходе из алтаря к народу на молебен, когда я обиделся на губернатора за его гордое кивание головою на наш поклон, я был наказан внутренно Господом за злобу и гордость свою, а когда искренно раскаялся, простил Господь и мир даровал; за всенощною Господь даровал также умиление. Благодарю Владыку многомилостивого и долготерпеливого. Молебен к Ивану Никол, в дом Дьячкова.

На ночь не есть и избегать пива. Чаю мало, мало.

Я при крещении дал Господу клятву соблюдать себя во святыни и должен непрестанно помнить эту клятву и присягу и сохранять душу и тело в святости. Да поможет Господь мне и всякому христианину. Самоотвержение, любовь, чистота, незлобие, воздержание!

Сегодня Господь воскресил душу мою от мертвых после причащения Божественных и животворящих Его Таин; дебелость, грубость, боязнь, теснота сердца отняты, вместо смерти вошла во всё существо жизнь, легкость, мир, свобода, сладость, дерзновение. Пиво и лососина на ночь крайне дурно на мне отозвались. Тягота была отчасти и пред дождливою погодою, но Святые Тайны и природу победили, и болезни естества прогнали у меня. Слава Богу!

Мяса поел я сегодня за обедом, и опять особенно тяжело, дебело и грубо стало мое сердце и крайне склонно к блуду и к чувственной любви и лицезрению, до того, что трудно было с ним справиться. Мяса ради спасения души, ради умерщвления плоти и чистоты сердца не надо есть. Господи, помози!

На ночь (29 июля) поел молока (полтора стакана), сыру с черным хлебом, и тяжело было на животе и на сердце. Не надо есть на ночь, еще повторю.

29-го июля

Поздняя литургия в Соборе мною служена за отца протоиерея, который служил в Думе; в сердце и теле теснота, бессилие, боязнь; во время литургии – немощь духовная и физическая, голос довольно громкий, но дрожащий от слабости нервов; после причащения я мгновенно воскрес, ожил, умиротворился, утешился, исцелился, укрепился, получил дерзновение. Совершилось чудо Божия милосердия и всемогущества. Причащал младенцев с дерзновением; налетел было плотской помысл и быстро проник в сердце и начал смущать, теснить, но, сознав, что это мертвое дыхание льстивого диавола, имеющего державу смерти, я отразил оный Божественною благодатию, или Кровию Божиею, и опять успокоился. Проповедь говорил с большим одушевлением. Благодарение многомилостивому Господу за всё, и за проповедь, за просвещение разума моего.

Дома за обедом вышла опять размолвка с сестрой Анной К., но я всемерно уклонился от неприязни. Молил Господа примирить нас. Пристрастие мое к восхваляемым прекрасным девицам, виденным в Соборе, было причиною неприятности: оно возбудило ревность в Анне К. – зачем ее или их не хвалят. Согрешил ко Господу празднословием.

* * *

116

Наветование (церк.-слав.) – здесь в значении «козни, ухищрения, коварства».

117

Истее (церк.-слав.) – полнее, совершеннее.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle