Источник

Август

3 августа

Благодарю Господа, приявшего по бесприкладному Своему милосердию покаяние мое в злобе моей на домашних поутру (раз) и на нищих три раза, не заключившего в смерти душу мою страстную. Благодарю Господа, внявшего молитве покаяния моего и в тесноте и смятении не оставившего меня, но даровавшего мне мир и пространство. Слава Его долготерпению! Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления при чтении Евангелия от Луки.

Благодарю Господа, благословившего путешествие мое по морю на северную сторону его (Финского залива) и в передний путь пославшего нам попутный ветр после тишины (штиля), а в обратный – соблюдшего нас в плавании на военном катере при сильном и порывистом противном ветре с юго-востока. Вперед мы шли на военном боте. Слава Господу, не погубившему меня со беззаконми моими, но человеколюбиво помиловавшему меня и всех спутников. Благодарю Господа за единомыслие домашних моих. Благодарю Господа за родственников, радушно угостивших меня, да помилует их Многомилостивый. 3 августа. Пятница.

Покурил сигары: остра.

Нет ничего гаже курения табаку и ядения рыбы на ночь, или мяса, или сыру: от табаку гадко во рту и в комнате, где куришь; от рыбы, мяса, сыру – в детородных частях и спине. (На ночь ел угрей и сига.)

Отчего я всегда сыт и пресыщен? Отчего не подвергаю себя посту и гладу ради Царствия Божия? Не оттого ли, что я всегда ем и пью сладко и довольно, беснуется плоть моя самолюбием, блудом, злобою, завистию, гордостию, корыстию, непокорством, ослушанием, дерзостию и другими страстями? Нищих и иных укоряю в праздности, лености, пьянстве, а сам не то же ли делаю? Отчего себя не обличаю и не укоряю строжайше? Судя их, не себя ли сужу, не таким ли (строгим) судом и сам буду судим, каким сужу их? Боже праведный! Помилуй мя, просвети и спаси мя! Заблудил я, окаянный, и пути правого не познал доселе. Но еще потерпи на мне, Господи! Посты и пост в честь Пречистыя Матери Твоея даждь мне держати по силе. 4 августа. Суббота.

К блуду приводящие вещи и действия суть следующие: излишество в пище и питье, курение табаку (возбуждает плотские страсти), театр, взирание с услаждением на красивые лица, на сладострастные картины, на пышных актрис, чтение книг, содержащих в себе описание плотской любви, танцы, разговоры сладострастные. У христианина должна быть иная любовь и иные удовольствия – духовные, небесные, которые в преизбытке доставляет желающим Святая Церковь в своем богослужении, в своих чтениях, песнопениях, обрядах, таинствах, поучениях, в чтении слова Божия. Есть у христианина вожделения, но эти вожделения небесные, духовные, святые; земных вожделений, прелестных и гибельных, он удаляется всеми мерами, ибо они растлевают душу и тело его и удаляют от Бога, источника жизни и сладости истинной, вечной.

Если домашние делают что-либо неподобающее в отношении вещей не прямо запрещенных, но безразличных, например когда тратят деньги на фотографические портреты, не огорчайся из-за этого на них, но смотри на это снисходительно, ибо ты и себе не отказал бы в этом, если бы даже брали с тебя деньги за светопись.

После того как я не служил в храме целую неделю, сегодня в воскресение за ранней обедней было мне очень тяжело: голос был слаб, дребезжащий, как бы из залитого сердца или из залитой гортани, в сердце боязнь, дерзновения крайне мало, весь болезнен, слаб, как бы шатающийся, и это, как думаю, от вчерашней овсянки, редьки, водки, кофе и чаю. И сегодняшняя прогулка по воздуху пред ранней литургией не послужила мне на пользу, но как бы ко вреду. Я нахватался сырости, расслабляющей организм. После причащения Святых Таин внезапно оживился. Благодарю Господа, воскресившего меня паки от смерти духовной.

Молодой вдове А.К. предстоит жить с детьми, а мне, вероятно, не долго, ибо уже 44 года жизни совершилось. Итак, да снабжаю их, пусть помянут добром по смерти и помолятся.

На 6-е августа на праздник Преображения враг представил во сне сладострастную картину пред самой ранней обедней и едва-едва не сделалось истечение семян – напряжение было крайнее. Встав немедленно и умывшись, я прочитал молитву от осквернения и потом утренние молитвы. Причиною такого мерзкого сновидения был я сам, плотской и сладострастный человек, пристрастный к удовольствиям плоти, а терпеть болезни или боли, например в ногах, непривычный, нетерпеливый, ропотливый, малодушный. Прости, Господи, долготерпеливе и многомилостиве.

6 августа

Ранняя обедня. Горе мне было во время обедни от вчерашнего пресыщения (я поел сладкого с черной смородиной пирога и не прогулялся); враг поглощал меня, мне было душно, тесно, я приходил в отчаяние. Силы во мне духовной не было, я был как отверженный; служил громко, с усилием. После причастия ожил и ободрился. Молитвы причастникам говорил твердо, причащал с умилением, вспоминая свою беду, от которой спасся милостию Божиею.

Ночью блудное возбуждение было сильнейшее, оно горько во мне отозвалось.

Благодарю Господа, благоутробно помиловавшего меня многократно в сей день (7 августа, вторник), когда я, согрешив неприязнию, взывал к Нему в покаянии искреннем о спасении моем; о, сколь вожделенно и благовременно приходило ко мне спасение Божие в дыхании тонкого хлада, в разорении от уз греховных, в свободе духа и тела, в мире, дерзновении, радости и торжестве духа, в явном ощущении милости Божией и присутствия Божия. Слава Богу, Спасителю нашему, долготепеливому, благоутробному, многомилостивому, прещедрому, благопослушливому и скоропослушливому. Се, Он с нами всегда, до скончания века каждого из нас и века мира сего. Аминь. 8 августа. Семь с половиной часов утра.

9 августа

Поел я с жадностию рыбы с булкой и выпил крепкого чаю два стакана (а раньше в гостях выпил два стакана), и когда вскоре лег спать, то, заснувши на полчаса, проснулся и не мог уже более спать, чувствовал тесноту и как бы укушения от блох; ни на котором боку не мог спать. Встал, оделся и пошел гулять по двору и прогулял с Е.В. Нектарьевым два или три часа (одиннадцатый, двенадцатый и первый). Потом пришел домой, лег и вскоре заснул. На ночь не нужно есть.

Выпил я молока сегодня утром по прихоти своей, но как бы для здоровья, и оно тяжестию легло у меня на сердце, да и на всё тело. Я с трудом шел в гимназию и оттуда, хотел спать, дома заниматься с Чистяковым не мог, напала лень, зевота, дремота. Нет, не стану пить молока, да и ничего поутру, ибо природа не требует того. Согрешил, нарушив пост. Сильная блудная наклонность от несоблюдения поста.

Согрешил я пред Богом и пред женою (и домашними) своенравием и упрямством, послав поздно вечером, вопреки жене, не хотевшей [затруднять] прислугу Февронью, за пивом (полстакана только и выпил). Согрешил пред Богом и пред женою, что обиделся на нее, когда она стала выговаривать мне, что я пил много вина у земляка Сверлова и ушел из дома от ее воркотни. Согрешил, что у отца Матфея, товарища, в день его Ангела, сегодня презорливо и неприязненно говорил о свояченице Анне К. и о баловстве детей, о ее самолюбии, самочинии, гордости, лености. Согрешил, что не простился с женою, идучи спать, имея на нее обиду в сердце. Нельзя не видеть в замечании ее, что она из любви, из бережливости выговаривает мне, только не по разуму. Отчасти, может быть, и по наущению своей сестры, которой хвост свой надо подальше убирать и язык держать за зубами.

Сознаю себя пред женою и домашними как виноватый и смиряюсь пред ними; не сержусь, не озлобляюсь, а напротив, постараюсь обласкать их, успокоить, извиниться пред ними, не унижая себя. Даруй, Господи! Яви обычное милосердие, благость, премудрость, силу в примирении враждующих. Буди, аминь.

Согрешил я пред Богом и людьми – ткнув в ноги нищему мальчику в злобе моей за частое прошение милостыни и гоньбу за мною. Благодарю Господа за слезы умиления, данные мне во время молебна Господу, Пречистой Богородице и мученицы Параскеве после крестного ходу в доме Федорова в Екатерининской улице. Тогда помиловал меня Господь. Согрешил пред Богом – в смущении и досаде бездействием свояченицы Анны сказав ей (просив ее), чтобы потрудилась перешивать ряску на подрясник (10 августа). И себя возмутил, и ее сделал более упрямою, гордою и резкою, непокорною. Согрешил пред Богом, обаче и они не безвинны, она и жена моя. Я как бельмо на глазу у них, сходив к отцу Матфею в день его Ангела. Ненавидят они его и его жену. И в самом деле, чувствовала моя экстренная свояченица, что знакомые жены отца Матфея из Гатчины рассказывают ее проказы, деланные ею при жизни мужа. Но да не помянет Господь неправд ее, если искренно в них признается, и я да не помяну. Согрешил сегодня и против себя – раздражился, взволновался, возмутился.

Благодарю Господа за услышание молитвы моей, когда я ходил по валу за цитаделью и прудом; дивная сотворил Господь и со мною, кающимся и стенящим, и с домашними моими, – и их Он привел в жалость о мне, смягчив сердца их.

В правде меня обличает жена столь настоятельно, что я иногда пью много вина, и только по самолюбию я обижаюсь на нее за то. О, если бы я столь же ревностно и настоятельно, вовремя и не вовремя обличал согрешающих духовных чад моих, вверенных Богом моему руководству! А в самом деле, недолго втянуться в винопитие! Враг хитер, а плоть многострастна!

Излишество в пище и питье, особенно в вине, делается избытком тесноты и злобы на следующий и дальнейшие дни, доколе молитвою и постом не изгоним этой злобы из души нашей и из тела нашего.

Гнев и вражда ужасно потрясают всё существо наше, особенно мое, немощное и многострастное.

10 августа 1873

Нимало не ужинать: поел немного лососины с черным хлебом, и стало тяжело; поутру ничего ни есть ни пить. Аминь, аминь.

11 августа

Вечер. Суббота. Благодарю Господа за слезы умиления и за дар молитвы во время всенощного бдения: во всю всенощною пламень молитвы не угасал. Славлю милосердие Божие. После всенощной была исповедь. Исповедовал спокойно и усердно, непринужденно. Сие испросил у Господа молитвою. После исповеди, вышед из церкви, наделил нищих; на молодых, на юношей из них гневался и порицал их за бездействие (а им нет работы и места) одних у церкви, а иных у забора церковного дома; одного мальчика за волосы пощипал, пакостниками называл их, бездельниками, шалунами. Между тем сам подвержен тому же осуждению. За всё это постигла меня скорбь, теснота, колючее терние, смятение, и я не находил покоя. Пришедши домой, помолился из глубины души Господу, искренно раскаиваясь в содеянном, и вскоре помиловал меня скоропослушный Господь. Слава Его долготерпению на мне, Его милости и щедротам. На будущее время да удерживаю гнев.

Сладостна была для меня сегодня всенощная, как рай небесный. Добрым изменением изменил меня великодаровитый Господь. Вем и уповаю, что всё даруется мне, о чем просил я Господа: и певцы прибудут, и Попечительство устроится, и я утвержусь, и паства утвердится в благочестии. Насладися Господеви, сказано, и даст ти прошения сердца твоего [Пс. 36, 4].

Как ужасно я работаю тлению и греху. Пред всенощной вчера решился я не есть и не пить более до первого часу следующего дня (исключая Божественное причащение), а пришедши домой и читая книгу, я переменил свое намерение, когда пришла жена и предложила кушать, да и сам я раньше выпил пива полтора стакана. Зачем же я не поступил по примеру Господа моего, когда пришел мне помысл о пище и питье, сказавши искусителю: не о хлебе единем (или о пиве и яйце или млеке) жив будет человек, но о всяцем глаголе, исходящем изо уст Божиих [Мф. 4, 4]? Вот и блудная брань была ночью, а когда она перестала – спина заболела от множества и тяжести семян, а более от пива и млека и черного хлеба. Опять повторяю: нисколько не ужинать никогда. Чревоугодие – идолослужение. О, идолопоклонник, емуже бог – чрево [Флп. 3, 19]!

Смиренный раб Божий отец Гавриил Любимов; он не взирает на чужие грехи. Высоких и богатых не осуждает, не презирает их, но молится за них и воздает им подобающую честь, – пример мне, грешному.

Благодарю Господа за чудо Его: я помолился Ему от сердца тайно, да отымет от сердца моего всякую неприязнь к сестре Анне Константиновне, и сейчас почувствовал в душе свободу и мир, и Анна Константиновна пришла ко мне с великою ласкою и предложением услуг. Слава милосердию Его, благопослушеству Его!

За вчерашнюю [молитву] Христе, Свете истинный, благодарю Господа и за всю службу чудную, за благодать преизобильную на мне и на всех предстояших людях. Боже чудес! Слава Тебе! Победителю ада, Господи! Слава Тебе!

12 августа

Воскресение. Поздняя обедня. Жесточайшим образом ошибся я в расчетах своих плотских: вчера вечером поздно выпил я полтора стакана пива, да стакан молока и яйцо всмятку, как бы для голоса и для укрепления сил, а вышло – крайнее изнеможение и расслабление духа и тела, страшная теснота внутри – точно розгами распирало, малодушие, уныние, робость, страх при богослужении, оставление благодати. Горькими слезами и долгими слезами вымолил я у Бога некоторое облегчение. Голос был слабый, немощный, дребезжащий. Но причастие Святых Таин чудесно оживило, умирило, ободрили меня, я говорил беседу с дерзновением; после потребления Святых Даров совсем оживился и изменился в существе: легко, мирно, свободно, радостно стало. Благодарю Господа.

Дома после обедни Господь спас от неприязни к сестре Анне К. Благодарю Господа! С детьми ее от души пошутил и их занял.

Еще живет во мне ужасною своею жизнию ветхий мой человек, еще во мне поднимает свою голову и зависть благосостоянию ближнего (иллюминация для царя на стенке, или довольства домашних, или богатство братии Андреевского Собора, собранное алчностию и жестокосердием), и зложелательство, даже домашним, и гордость с презорством (например, Лиза берет с собою на иллюминацию Анюту прислугу, а я бы никогда не взял; или, например, с нищими обращаюсь сурово, строптиво), и похотное око, и блудные влечения, и алчность к пище и питью и к деньгам, и несострадательность и жестокосердие, и лукавство, и гнев с раздражительностию. Есть и добрые начатки, но только начатки, и то от благодати Божией, не от меня. О, сколь я окаянен и достоин тучи слез.

Не забывай прежних грехов, которые простило тебе безмерное благоутробие Владыки. Да служат они тебе к смирению.

Как у меня при виде нищих, требующих подаяния, сердце сжимается, смущается, пристращается к деньгам, жалея их и озлобляясь на нищих, – так это, может быть, и бывает и с теми, у кого ты просишь пособия для бедных: при виде тебя и у них сердце сжимается, ожесточается (например, у Цепова). Будь прост и щедр, и к тебе будут просты и щедры.

Что капля в море, то даяние купца богатого бедным. Бог дал тебе много: удели охотно малое бедному ради Бога.

18 августа.

Понедельник. Чудно прославился во мне сегодня за литургией радость моя, Господь Иисус Христос. Во время литургии, да и до литургии, крайне теснил меня злобный супостат, да притом теснота происходила и от того, что крепило живот, и от того, что на ночь покушал постного пирога с рыбой и яблоков сырых покушал, а чаю не пил, живот не согрел, пищи не увлажнил, не растворил. Впрочем, враг паче всего теснил, это я ощущал преясно. За литургией я был почти в отчаянии; слов иных не мог говорить от тесноты, уныния, робости, малодушия. Но лишь только причастился Святых Таин, я воскрес из мертвых: все беды, всякая теснота, боязнь, всякое малодушие и уныние исчезли; смущение заменилось спокойствием, теснота – простором, малодушие и боязнь – дерзновением, мертвенность – полною жизнию, уныние – радостию и упованием, ропот – благодарением. Слава чудесам Святых Таин Твоих, Христе! Слава Божественной Твоей литургии! Слава святителю Твоему Иоанну Златоусту, молитвеннику нашему теплому о нас пред Тобою и всем святым Твоим, сомолитвенникам нашим и предстателям нашим о нас пред Тобою и сослужащим нам небесным святым, пресветлым, страшным Силам! Одиннадцать часов вечера.

Во время вечерни одолевало меня крайнее, злое уныние – на дьячка сердился, что поет нехорошо и иногда невнимательно: за это ужасно пострадал, был смущен, в тесноте и давлении всю вечерню, и состояние желудка нехорошее тому же помогало, то есть унынию! Вечером прослабило от сладкого из ягод малины, красной смородины и яблок, супу.

Враг Бога и человеков всю жизнь нашу усиливается обратить ежедневно и каждую ночь и вечер в забаву, все потребности природы нашей наизнанку, в шутку или на пустое удовольствие плоти. Этого он достигает чрез театры, клубы, питейные домы, трактиры, чрез роскошь, мотовство, пьянство, чрез дела блудные и чрез домы блудилищные. Читающий да разумеет [Мф. 24, 15], да держится слова Божия, Церкви, богослужения церковного и уставов церковных.

Творите в Мое воспоминание [Лк. 22, 19]. Природа наша столь греховна, что легко забывает благодеяния нам Божии и даже величайшее из благодеяний – воплощение, страдание и смерть за нас Сына Божия, между тем как дела плотские и греховные у ней постоянно на уме, и в памяти, и в действии. Поэтому, чтобы не забывалось и всегда было памятно и благотворно для нашей жизни величайшее в мире дело Божие – воплощение, страдание и смерть Его за мир, Сам Господь повелел совершать в Свое воспоминание Таинство Его Тела и Крови. Для памятования великих дел творения мира совершается вечерня, за которой, впрочем, совершается и воспоминание таинства воплощения, ибо Иисус Христос есть Солнце, около Которого обращаются все службы.

Сироты вы, сироты – христиане, оставившие Христа и Его Церковь и полюбившие светские развлечения, театры и разные места земных удовольствий. Что будет с вами на одре болезни, и особенно в час кончины и после кончины? Горькие вы сироты, неоплаканные. Присваивайтесь скорее Богу своему, доколе есть время, а не отчуждайтесь. Мир и диавол, да тут же и плоть ваша многострастная, все усилия свои направляют к тому, чтобы отчуждать вас от Бога и от вечной жизни. Богатство, почести, удовольствия, роскошь, все пороки, вся литература, художества, искусства – всё направлено к отчуждению вас от Бога.

Вчера, 13 августа, вечером, хорошо меня пронесло низом, и я почувствовал большую свободу в боках и в животе; только напрасно покушал вечером жаркого из рыбы и лососины маринованной. Голос за обедней был самый чистый. Господь утешил после причащения всепрощением, миром, животворным огнем, дерзновением, умилением. Слава Господу! Пред обедней, когда шли служить молебен к печному мастеру на Господской улице в доме [Филатова], Господь услышал молитву мою покаянную и даровал мир.

И уже не я живу, но живет во мне Христос [Гал. 2, 20]. Любовь... не ищет своего [1Кор. 13, 5]. Отбрось самолюбие, живи для других, как для себя, и не считайся, не завидуй спокойствию и благополучию домашних, мало делающих. Сам делай и, главное, люби до самоотвержения Бога и ближних.

Согрешил пред Богом и людьми и пред собою, посмотрев лукавым оком с жадностию и завистию и гневом на употребляющих мяса накануне Успения в доме моем, то есть в квартире моей, и сам уязвился жестоко. Покаялся от души, и Господь простер руку помощи и милости. Пусть они едят что угодно, – мое брашно и мое питье – Пречистое Тело и Пречистая Кровь Господня, брашно, пребывающее в животе вечном. О сем да помышляю, а не о брашнах тленных. Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын Человеческий вам даде [Ин. 6, 27]. [Четыре] с половиной часа вечера. Ну уж и око: и чем больше, сытнее поешь, тем лукавее, жаднее, ненасытнее, скупее, жесточе оно, блудливее, завистливее, гордее, жесточе! Пресыто, а всё мало! Полная чаша всего, а всё мало, и унывает, грустит, сердится, злится, разрывается от досады! Вот человек! Каков зверь!

15 августа

Успение Божией Матери. Поутру светлая мысль: чрева и брашна уничтожатся. Потому заботься о брашне нетленном. От чревоугодия одна тяжесть, затмение мысли и сердца, бессловесие, скотоподобность, ярость, зависть, злоба, блуд.

В начале обедни, когда диакон говорит великую ектению, священник должен не о себе заботиться и просить Бога, а обо всех и общем спасении, о спасении душ, о мире всего мира и так далее. Благодарю Господа, чудно оживившего меня животворным огнем Божественных Таин Тела и Крови Своей, и попалившего все прегрешения мои, и освятившего, умирившего, утешившего, распространившего мое сердце. Заамвонную молитву читал громогласно.

Курение – мерзость и пакость; между прочим, от курения произошла сегодня ночью сильная поллюция: приснился сон, нечистое действие. Еще яснее вижу, что дух вражды к Анне К. был от диавола, гнавшего ее чрез меня, как и настоящее блудное с нею действие во сне от него же; не она, впрочем, была виновата, а я, я обнажал ее.

О, нелепейшее курение! Как я дозволяю себе, хотя изредка, курить сигары, этот дурман, этот кал, это безобразие, эту заразу, чуму! Сколько сегодня я пострадал за утреней из-за вчерашней полсигары, выкуренной вечером, после молока! Табачным зловонием связаны были внутренности мои и уста мои, я едва мог говорить, а иных речений совсем не мог выговаривать! Чрез курение точно лукавый проник в меня и обвился около сердца моего. 16 августа 1873. Именно чрез табак у меня случилось излияние семян обильное и чрез то потеря сил. Курение и цвет лица портит, в бессилие повергает, в дряхлость, кровь портит.

Пища – виновница многих грехов, многих беспорядочных движений в многострастной плоти и в сердце. Крайне осторожно нужно есть и пить, а курить вовсе не надо. Это глупость. Читай и читай слово Божие.

Ночные осквернения делают ужасный переворот в состоянии здоровья, да и душевную и телесную чистоту растлевают. Воздержание во всем!

17 августа

Благодарю Господа, чудно оживившего меня после принятия Святых Таин во время литургии; я воскрес паки из мертвых. О, чудная литургия! Животворящая литургия! Вот где ключ живой воды! Вот где источник вечной жизни! Многие не знают, не понимают и не находят этого! А я недостойно такого сокровища веду себя, во зло употребляю милосердие и долготерпение Божие, ибо грешу нещадно.

Восхвалю имя Господне псаломски, яко благ, яко в век милость Его надо мною [Пс. 117, 29]; и сегодня спас меня неоднократно, когда я призвал Его в скорби и тесноте души моей по согрешении моем, и сегодня дал мне слезы умиления во время всенощной и твердое упование на исполнение молитвы об учреждении Попечительства о бедных и Рабочего дома. Посмотрю, что будет. И сегодня Господь сподобил меня животворно причаститься Святых Таин. Благодарю за всё сие Господа. Благодарю за дар здравия душевного и телесного, впрочем, было блудное и гневное влечение; молитвою спасся от них. Грех проник меня всего.

К Василию Афан. в доме Карпова, зятю Шарапова, к Таратину.

Истинное, неиждиваемое богатство человека есть душа его, по образу и подобию Божию сотворенная, бессмертная, бесценная. Когда Господь сказал: какая польза человеку; если он приобретет весь мир, а душе своей повредит [Мф. 16, 26], то Он этим показал, что душа – истинное богатство человека, пред которым (богатством) мир ничто, все блага его ничто. А богатство души есть Бог в сердце, простота, святость, правда. Бедные! Не унывайте! – свои души стяжавайте! Богатые и знатные, не гордитесь – скорей за душу ухватитесь.

За нарушение поста и чревоугодие и пресыщение у английского пастора в пятницу 17 августа я поплатился теснотою и оскудением благодати Божией; даже после причащения в следующий день. И сегодня ночью (когда пишу) случилась нечистая греза и у меня едва не случилось осквернение. Вот это услажение женскою красотою!

Вчерашних щей не надо есть, притом избыток капусты благоприятствует усилению золотухи; зуд от них вчера и сегодня, ночью спать не мог.

Селедку на ночь не ешь: блудная брань сильно беспокоила всю ночь, и как семена при хранении благодат. не вышли, то как бы на место их повалила золотушная материя, как лава. Мяса не есть.

Скорее гнилую жизнь свою употребляй во славу Божию.

Благоговею, Господи, пред законами деторождения и его органами и пред красотою образа Твоего, венца создания Твоего, от которого рождаются люди. Благоговею пред всеми творческими законами Твоими во всех тварях, по которым они образуются, рождаются и размножаются, и пред целесообразностию, красотою и величием всех дел Твоих. Да будет присуще мне всегда это благоговение. Буди!

Соборовали сегодня купца-старца, достопочтенного Льва Дмитриева, пораженного вдруг расслаблением и слепотою. Окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг, и бессилен духовно я был при соборовании. Грех, диавол крайне насиловал меня; смутен, боязлив, малодушен, лукав, хладен был я и, чувствуя себя таковым, плакал в нечистоте, бедности и лукавстве сердца своего, расслабленного сластолюбием и пресыщением.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить Божественную литургию и причаститься ко оживлению души моей Божественных Таин. Говорил слово по Григорию митрополиту о том, что не должно желать быть богатым.

От тления к нетлению возводит нас Господь, от земли к небеси, от времени к вечности. Это помнить надо всегда, и это убеждение должно быть началом нашей деятельности. Поэтому презирай земные наслаждения, даже невинные, позволенные, чтобы не связываться житейскими похотьми и сластьми; презирай земное, суетное, преходящее богатство, земные, ничтожные и ложные почести. Довольствуйся немногим необходимым.

Зайди к зятю Шарапова.

Вчера вечером согрешил – пресытился яблочным пирогом и стаканом молока: не надо было пить вовсе на ночь; от пресыщения ночью была сильнейшая испарина и вообще похоть плоти усилилась.

20 августа.

Понедельник. Благодарю многомилостивого и благопослушливого Господа, услышавшего молитву мою, о еже простити мне всякое согрешение, отъяти нечистоту души моея и помощи мне совершить молебствие с водосвятием пред началом учения. Сначала голос изменял мне, был глух, труден, а потом, после чтения Евангелия, благодать Божия проникла меня, как огонь уголь, и голос явился звучный и сильный, и дерзновение, и весь молебен совершил благополучно, с силою, дерзновением, теплотою; только на водосвятной молитве немного сбился, усумнившись в себе, но не остановился, а сейчас же, пропустив несколько речений, стал говорить дальше и до конца. Скрал слова: яко Ты ecu освящение наше... О царе и Синоде и митрополите не молился, а это неладно. Надо понуждать себя к тому и не опускать, не бояться страха бесовского, козней его. Это апостольская заповедь [1Тим. 2, 1 – 2].

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве покаяния моего от огорчения на швею Дарью Севастьяновну,

что небрежно поздоровалась со мною на мое приветствие, тогда как жена и свояченицы здоровались со мною усердно. Я удивился ее бесчувствию и черствости, неблагодарности, – я этого не заслуживаю; пожелал должного уважения моему сану. Незлобию научи меня, Господи! Око мое лукаво. Обласкай неласкового, одари неблагодарного, смягчи его чем-нибудь.

Противу плотской любви – бесконечная красота, бесконечное единение, бесконечная сладость, бесконечная святыня и правда – Бог; земная красота – гной; земная сладость груба, минутна, нечиста; земное совокупление – минутно и влечет за собою изнурение, бессилие, часто болезнь и смерть, тогда как соединение с Богом возводит от силы в силу, безмерно увеличивает сладость, блаженство.

Мертв будь для греха блудного, для греха зависти, гордости, корысти, скупости, жестокосердия, чревоугодия, пьянства, лености, своенравия, непослушания, нерадения, а будь жив для Бога и для всякой добродетели.

22-го августа

утром в четыре часа помер купец Лев Дмитриев, 82-х лет.

24 августа.

Благодарю Господа, даровавшего мне в тесноте душевной умиление и слезы от сознания и чувства крайней немощи, бедности, окаянства и слепоты моей и оживившего меня причащением Божественных Своих Таин. Благодарю Господа, даровавшего мне глагол благовестия людям и помощь в произношении слова надгробного Льву Дмитриеву. Накануне этого дня я видел сон, глубоко меня опечаливший, будто я, учась в Академии в настоящее время и довольно поздно пришедши в Академический корпус, попал на ректора Преосвященного Макария118, который с большою строгостию и пренебрежением принял меня, признал меня пьяным, когда я был трезв, и не принял никаких оправданий; сам он забавлялся с какими-то мальчиками. (Это мне урок и наказание за нищих, коих я укоряю в пьянстве и часто несправедливо; вчера за волосы выдрал одного.) Цветков Николай Константинович – экзаменатор; я не ответил на его темы.

Какая теснота для души все плотские наслаждения пищею, питьем, не говоря о половых? Какое они бремя для души, какая смерть! Как душа рассеивается, изнемогает от них, как слово самое замирает у ней на устах! И всё нам неймется, и всё мы бросаемся на плотские удовольствия, а от Бога, источника жизни, силы, мира, радости, здравия, славы истинной и некончаемой, удаляемся или хотим совместить служение и Богу и миру, и плоти и диаволу, забывая, что [кто] хочет быть другом миру, плоти и диаволу, тот становится врагом Божиим [Иак. 4, 4], ибо не враг ли Божий чревоугодник, коему бог – чрево, не враг ли Божий блудник и прелюбодей, хотя бы только в сердце и во взорах? Не враг ли Божий сребролюбец, продающий истину за сребро и меняющий правду на ложь, из-за сребра угнетающий ближнего, лишающий мзды работника или по скупости допускающий бедного умирать с голоду и холоду!

Благодарю Господа, многократно услышавшего молитву покаяния моего после опрометчивости моей, после презорства моего, сребролюбия моего и гнева моего, блуда моего сердечного, и спасавшего меня всякий раз.

Господь совершает два величайшие чуда во время литургии: первое – претворяет хлеб и вино в Тело и Кровь Свою, а второе то, что искренно, с верою причащающегося человека претворяет из грешника в праведника, из нечистого в чистого, из тленного в нетленного. Дивное дело! Одно служит подтверждением другого чуда: причащаясь, я внутренно претворяюсь, обновляюсь, оживаю, и из этого чуда заключаю о истинности того, первого чуда, что то есть хлеб и вино претворены в Тело и Кровь Иисуса Христа Духом Святым.

Равным образом убеждаюсь в греховности и гибельности для души чревоугодия и пьянства, ибо эти пристрастия производят в душе блудные помыслы, губящие душу, раздражительность, гнев, злобу, зависть, уныние, жестокосердие и прочие грехи.

Ни на волос не верь человеку нищему, пьяному, хотя он и долго иногда бывает трезв по нужде, и не давай ему ни копейки; если ты пожалеешь его и дашь ему денег на обувь или на одежду, он пропьет и тебя же укорит, и на весь свет осрамит, и сквернословием осквернит воздух, и досадит слуху людскому. Так сегодня обругал меня нищий Иванов, философ и богослов кажущийся, а в самом деле чадо диавола. Как он мне надоел и как меня осрамил и против всех нищих вооружил! Это был сам воплощенный сатана! Суди его Бог, всевидящий и праведный! (Не он, а вино это сделало, – он виноват в том, что позволил себе напиться пьяным.)

26 августа

Воскресение. Ранняя обедня. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься ко очищению, освящению и оживлению Святых, Божественных, бессмертных и животворящих Таин. Благодарю Господа, призвавшего меня к молитве после обедни в служении шести молебнов и не попустившего провести это время (утро и полдень) в праздности; благодарю Господа за подкрепление телесных сил сном во время поздней обедни; благодарю Господа за торжественное, радостное, мирное совершение молитв, предшествующих крещению и сопровождающих оное (в десять часов вечера в подвале Турыгина).

Благодарю Господа, сподобившего совершить раннюю обедню по рабе Божьему Льве Дмитриеве сегодня, в понедельник 27 августа, добрым гласом; благодарю Господа, пришедшего в помощь мне после причастия Святых Таин Его, когда дух злобы ввергнул в сердце мое палящий огнь злобы на чтеца Алексея (Преображенского) за невнимание его к моим замечаниям, как петь литургию (спешил петь, особенно причастен); когда я не находил в себе сил избавиться от насилия злобы по причине моей плотяности и навыка ко греху и призвал усердно Господа на помощь, исповедав своей грех и крайнее бессилие мое в борьбе с ним, – тогда Господь тотчас заступил и избавил меня, снисшедши к моей вере и мольбе, и я успокоился, ибо враг удалился, грех изгладился, я помилован. Слава Господу и животворящим Его Тайнам, спасающим меня. Еще благодарю Господа, прекратившего по молитве моей блудные движения моего сердца, беспокоившие и смущавшие меня, когда я пошел крестным ходом в предшествии молодой девушки Богдановой. Благодарю Господа, спасшего меня от тесноты и уныния, в которые я впал, когда побежден был супостатом при чтении Евангелия Божией Матери (от Луки) и по действию его пропустил слова: се бо, яко бысть глас целования Твоего во ушию моею... и проч. до слов и рече Мариамь [Лк. 1, 44 – 46]. О, злодей бесплотный! Как он усиливается меня всегда и везде осквернить еще, и без того скверного, смутить, стеснить, омрачить, опечалить. Что было бы со мною, если бы не спасал меня так же часто Господь, как часто искушает меня грех и враг бесплотный.

Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего смущение и злобу на жену мою, воспротивившуюся воле моей не держать дома кур и петуха и сердито начавшую говорить. Даждь мне, Господи, в потребных вещах соглашаться с нею и не быть своенравным деспотом в доме, да будет мне жена советница, по слову Твоему.

27 августа

Благодарю Господа, излиявшего на меня и ныне величайшую Свою милость в причащении Божественных Своих Таин: Он умирил, распространил меня, привел в умиление слезное. Слава Господу, воскрешающему меня, мертвеца, на всякий день. Вера Христова делает меня человеком, да из меня, многоглавого зверя, она делает меня человеком по образу Божию; а под многими главами я разумею многочисленные и часто одна другой противоположные страсти, например плотская любовь и злоба, гордость и унижение, величавость и раболепство, дерзость и робость и малодушие, скупость и расточительность, готовность на все не совсем дозволенное и упрямство, когда нужно было бы согласие или действие, и излишняя разборчивость в пище (как бы не съесть кусочек, каплю скоромного) и пресыщение, нерадение, леность, ссора из-за пустых вещей, зависть благосостоянию ближнего, уныние, отчаяние, ропот, нетерпеливость, тщеславие, лукавство, сомнение в дознанной истине, неблагодарность, вероломство, ложь, обман, предательство, уничижение прочих, самовосхваление, самодовольство.

[Замечено], что пьяница не только разрушает и ослабляет свою собственную нервную систему, но и осуждает еще свое потомство на умственные немощи. Дочери его отличаются нервичностию и подвержены истерикам, сыновья его малосильны, капризны, эксцентричны и слабохарактерны. (Браун, инспектор над домами умалишенных в Шотландии.) «Сын Отечества». Фельетон. Июня 1873 г.

Не есть мяса на ночь никогда: это блуд, тягота, теснота.

Блаженны очи мои, видящие то, что желали видеть цари и пророки, и не видели [Мф. 13, 13 – 17; Лк. 10, 24], то есть Божественное Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которых причащаюсь я почти ежедневно. Что воздам за сие Господеви? – Да возлюблю Его всем сердцем, да исполняю все Его заповеди, да люблю ближнего, якоже себе.

29 августа

Благодарю Господа за неизреченную Его ко мне милость; я и вчера, и сегодня сподобился оживотворения Животворящими Тайнами Тела и Крови Бога моего, Господа Иисуса Христа, очиститься от сквен плоти и духа. После обедни служил молебен в доме Арх. Ильина в Цитад., потом прогулялся на стенку; пришел домой, выпил чаю, закусил арбуза, выпил рюмку хересу, заснул и отлично восстановил силы. Благодарю Господа. (Жирная вчерашняя пища оказалась вредною и тяжелою, хотя и прослабила меня.)

Сегодня отличный грибной суп с лавровым листом, жареные грузди, печеные яблоки. За всё благодарение Творцу.

Согрешил – безумие в разуме сделал: вечером, в день усекновения главы Предтечи, великого постника и мученика, поел холодного из рыбы с яйцами и пил пиво, да и сладкий чай, как бы в поругание такому великому дню. За то нужно к греху чревоугодия присоединился сильнейший блуд – нечистое видение; я встал и помолился Господу, Коего прогневал, да очистит грех и помилует меня, многострастного; когда потом опять лег, то приступ блуда был крайний до шести часов утра, и я совсем встал. Вот тебе рыба, вот тебе пиво, чай, варенье! Утонул в сластях!

Чревоугодие и пиянство – источник всех пороков, а мясоядение и рыбоядение, да сладкий чай и варенье – блудного греха, потому Святая Церковь, строго держась Евангелия, заповедала своим чадам частые посты однодневные и многодневные, а я, непокорный сын, не держу как должно посты. Исправление даруй мне, Господи!

30 августа

Благодарю Господа и не престану благодарить Господа за милосердие Его ко мне и силы, явленные во мне нынешний день и прошлую ночь в погашении ночной блудной страсти; благодарю Господа, яко призвал меня поутру к молитве (молебны) в разных местах и даровал мне литургию соборную совершить благополучно, спокойно, с дерзновением, в присутствии военных чинов. Благодарю Господа, яко даровал мне почувствовать всю истину слов в каноне Кресту, истину, на мне непрестанно являемую. Благодарю, яко погасил именем Господа несколько раз страстные движения сердца моего днем и вечером у чиновника Алекс. Федоровича Федорова на именинах и у отца Александра Перова вечером. Слава Господу и вере Его!

Поистине, нужно жалеть, скорбеть, плакать о пустоте людей и их взаимных отношений, об этом картежничестве, в котором убивается время, об этом постоянном чаде табачном, который производят, которым дышат, в котором проводят время в своих собраниях люди целые дни, вечера и ночи. Есть ли что этого пустее, жальче, богопротивнее? Где христианская жизнь? Где христианские или товарищеские беседы? Где здравые речи, здравый смысл христианский?

Ничему точнее не могу уподобить вкуса сигары, как чертову говну. И как после этого курят табак? Как иногда и я позволяю это себе? Сны нехорошие. Я как мотылек летаю, приюта себе не найду, везде все чужие; одежда моя, ряска моя в кале, в луже нечистой (не одежда ли тела моего и души моей оскверняется грехами чревоугодия и пресыщения и немилосердия?).

Надо с Никитиным поговорить о попечительстве и с [Свищевым] о дешевых квартирах.

Представьте, что сегодня Судия наш и всего мира делает смотр нашим душам и телам и нашему имуществу и находит у всех нас крайний беспорядок: блудную нечистоту, невоздержание, праздность, суету; у иного находит сотни, тысячи и миллионы денег, лежащими праздно, хотя бедных пред глазами сотни и тысячи; у иного пустейшие вещи, ни к чему не полезные и стоящие больших денег, например серебряные горки и золотые или груды табаку. Скажите, куда осудит вас Судия за вашу неисправность? Думаете ли вы об этом?

Обрядность церковная – притчи, в них важный смысл. Смотри Евангелие, Библию; параллели – светильницы горящи, кадило... фим. мнози...

31 августа.

Благодарю Господа, паки даровавшего мне жизнь из мертвых в причащении Пречистых Таин Тела и Крови Своей. По приходе домой я ощутил в своей комнате запах сигарного дыма (от вчерашнего курения), и премерзок он показался мне: я раскрыл окно и едва очистил эту гадость. Согрешил – отяготил себя едой сдобных булочек; повторяю: есть не надо поутру.

Что человек сотворен по образу Божию, это очевидно стало из того, что Бог принял на Себя образ человека и стал человеком, не переставая быть Богом. Какая важная, высокая, спасительная, восхищающая душу истина! Человек обожен!

Вера лицемерная какая? – Без дел любви к Богу и ближнему, без чистоты и целомудрия, без кротости и смирения, без дел милосердия, любовь плотская.

Благодарю Господа, совершившего паки чудо воскресения из мертвых над душою моею вчера по причащении Святых Таин, а я, окаянный, вскоре после обедни вознерадел о полученном величайшем даре: без жажды и будучи сыт напился кофе со сливками и с булочками, а за обедом ел мясо, будучи тоже сыт. За то хладно было сердце мое как лед весь день и лениво, и в начале всенощной только сокрушением сердца и слезами покаяния вымолил я у Господа некую теплоту. И голосу почти не было! Как из земли гласил.

* * *

118

Макарий (Булгаков; 1816 – 1882) – митрополит Московский; выдающийся русскии богослов и церковный историк, автор 12-томнои «Истории Русской Церкви», «Истории русского раскола», «Православного догматического богословия» и других трудов; преподавал в Киевской, а затем в Санкт- Петербургской Духовных Академиях. С 1851 года – епископ Винницкии; с 1857 года – Тамбовский, затем Харьковский, Литовскии и с 1879 года – митрополит Московский.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 17: 1872-1873. - 2009. - 566 с. ISBN 978-5-902112-66-2

Комментарии для сайта Cackle