Источник

Август

1 августа

Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в неприязни и озлоблении моем на отца протоиерея, что послал меня из Успенской церкви прежде времени в Собор чрез сторожа; я покаялся Богу, что не прав я был, огорчась на начальника, признал свою строптивость, гордость, непокорность, просил себе приязни к нему, начальнику, и получил от Господа. Слава Господу благопослушному и благопременителю моему, Спасителю моему!

Демоны трепещут, когда оружие Христово – Крест святой несется в воздухе в крестном ходе; в комнатах и на улице, где бывает молебствие простое или с водосвятием, также очищается воздух от демонов и их козней. Великое дело веры – возношение Креста.

Благодарю Господа, устроившего скоро дело рабы Божией Анастасии Михайловой с мужем ее Алексеем Антоновичем, находящихся в заграничном плавании в Греции. Услышал Господь молитвы наши, приял веру нашу.

Благодарю Господа, сохранившего меня крестом Своим в прошлую ночь от блудных сновидений и блудного излияния семени; когда я знаменовался крестом, исчезли мерзкие сновидения и пошли священные. Благодарю святого Ангела Хранителя моего, светоносца Божия. Аминь. Десять часов вечера.

Что требуется главным образом от всякого человека-христианина во время молитвы его, одного или общей? – Искренность, чтобы он искренно говорил то, что говорит в молитвах, или искренно повторял то, что другие говорят, читают и поют, чтобы искренно молился за себя и за членов Церкви и государства, и за всех христиан, и за весь мир! Чтобы искренно сознавал свои грехи, ненавидел их и каялся в них Богу; чтобы искренно желал исправиться, чтобы искренно любил Бога и святую правду Его, святой закон Его и искренно желал исполнять его всей душой, всей силой, всею мыслию; чтобы любил искренно ближнего, как себя, желая всякому от всей души всего доброго и не желая ему ни тайно ни явно ничего худого, не злорадствуя ни при чьей напасти. Всё сие даруй мне, Господи, и всем христианам, всякому человеку чрез познание Тебя. 2 августа 1874 г.

Благодарю Господа, пременившего чудно сердце жены моей от зла на добро, от смятения на мир ко мне, оскорбившему ее утром по данному от нее поводу зла на больных слуг. Не вотще я припадал с дерзновением к престолу Владыки моего. Чудные, страшные дела совершаются на этом престоле Духом Святым! Огнь небесный, огнь Духа Святого сходит на Святые Дары! Страшно есть место сие [Быт. 28, 17]!

Мясо легло камнем на сердце сегодня (3 августа) и из-за него враг одолел меня сегодня на всенощной. А я думал, что оно укрепит меня.

Если в театре нет праздных слов, которые говорят актеры и актрисы и которые слышат зрители и слушатели, то театр [невинен]. А если театр преисполен праздными словами, то судите сами, что из этого следует. За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда [Мф. 12, 36]. Мы слишком злоупотребляем словом, столь высоким и драгоценным дарованием Божиим, и в театре, и в разговорах, и в журналах, и в книгах. Сколько суеты!..

С Филиппом Степановым сегодня неладно встретился: я шел по одной, он по другой стороне мостовой – ни я, ни он не поздоровались: я отворотил глаза сначала, думая взглянуть на него, когда он будет ближе, но, заметив это во мне, отвернул и он глаза и прошел не раскланявшись. Это меня огорчило как духовного отца – думаю, и его. Но я хотел раскланяться и всегда впёрвые раскланивался с ним, но, зная его гордость, издалека кланяться не хотел, ожидая с его стороны некоторого внимания. Смири дух его, Господи, смиряяй всё высокое и вознесенное, ибо я – Твой раб. Сын духовный да знает чтить духовного отца. Ты, Господи, Отче Святый, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле [Еф. 3, 15], смири духовного сына моего да сыновния помышления и чувства ко мне имать, да имам доступ к его сердцу, да возмогу пасти его. Буди, буди! Господи! довольно двусмыслия, лицемерия с его стороны, гордости, высокомерия, презрения к духовному отцу. (Только два – он и М.Н. Синебрюхов выше всех подъемлют главу свою.)

Слава вере Христовой, чудной, миротворной, всё покоряющей, всё соединяющей. Верую сему и вижу сие.

Помяни, что члены царского дома суть члены Церкви Христовой, члены Царствия Христова, украшенные совершенствами образа и подобия Божия, как и прочие, добрыми, чувствительными душами, разумом и с благородными стремлениями воли. Молись за них искренно, как за членов Церкви, как за братию кровную. Так и Господь повелел, и святые апостолы, судии всей земли и судии ангелов [1Кор. 6, 2 – 3]. Вражией холодности к ним противопоставляй любовь христианскую и любовь гражданина, памятуя, что они в тысячу раз лучше тебя, благороднее, возвышеннее, мужественнее, добродетельнее.

4 августа

Воскресенье. Обедня поздняя. В великий агонии от наветов106 духов злобы был я сегодня во время обедни, тотчас пред великим входом, во время великого входа и после великого входа, – из-за чего же? Из-за просфоры, взятой мною на свой счет для дачи ее кому-либо из знакомых; чревоугодие, человекоугодие спутали мои духовные стопы: враг поймал меня чрез мое мирское пристрастие. Горький урок: не думать ни о чем житейском при совершении пренебесного Таинства. Едва не поглотил меня совсем враг, так страшно я смутился, уязвился, взволновался от него! Сколько раз я припадал к престолу Божию, милости и мира прося у Бога, – се, враг, как лев, терзал меня, когда не было избавляющего и спасающего [Пс. 7, 3]. Но Господь, наказав, помиловал меня и даровал мир, отъяв смятение, исцелив язву, прогнав страх, уныние. Господи! Какая буря бесовская нашла! Отмстил мне враг за вчерашние мои ему ругательства! А я не остерегся: табачку вечером покурил, пива выпил. Пред обедней Господь еще спас меня от адской тесноты за озлобление мое на нищих и на родильницу за неблаговременный будто бы приход. Беседу говорил свободно и торжественно о просительной ектение! Беседы-то мои более в ярость приводят бесов. Но Господь мой всесилен. Вечерню совершал свободно; двои крестины тоже.

Чрез державную власть, чрез государя, отца моего, и чрез Святейший Синод я получил неисчислимые благодеяния от Господа. Господи, спаси царя и супругу его и весь царствующий дом, спаси и помилуй, умудри, утверди Святейший Правительственный Синод.

Читаю часто слово о кротости (в Евангелии), говорю и сам о кротости и смирении с церковной кафедры – и продолжаю, окаянный, оставаться, злым, нетерпеливым, раздражительным: вот за городом рассердился и раскричался (на всю окрестность) на одного нищего, подошедшего ко мне нечаянно с просьбою о милостыни. Научитесь от Меня, говорит Господь, ибо Я кроток и смирен сердцем [Мф. 11, 29]. А как кроток? Не воспрекословит, не возопиет (не закричит), и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит [Мф. 12, 19–20]. Как кроток и смирен? Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному [1Пет. 2, 23]. Как кроток? Так, что беспрекословно допустил связать Себя, претерпел безропотно оплевание, биения, заушения, крест и смерть. Сравни свою жизнь с жизнью сего Праведника – Иже есть нам пример для всех для подражания. Вспомни умовение Им ног учеников и самому Иуде на Тайной вечере. О, как я скор на гнев, злобу, досаду!

Я смердящий труп от юности! Против кого мне восставать? Против великого ли, всеми признанного таковым Филарета Московского107? Не против своего ли ветхого смердящего человека? Это верный путь. Помилуй меня, Господи, окаянного, смердящего, непотребного, немощного, темного, срамного.

Теперь трудись для бедных (в Попечительстве) и для прихода; отдых вечный и сладкий в вечности для всех, трудившихся в духе Евангелия и по наставлению Евангелия. Милостынею приобретается милость Божия на суде.

5 августа

Понедельник. Благодарю Господа за милостивое избавление от скорби и тесноты за жестокосердие и немилость к бедняку, постигшей меня праведно. Покаялся пред престолом, милости и мира прося у Господа, и скоро получил спасение с дерзновенным и непреткновенным служением. Слава Господу!

От излишества мучнистой пищи (пирога) болят у меня зубы, а сердце дебело и грубо. Воздержание нужно и для этого: оно на всё полезно.

Благодарю Господа, подавшего мне вчера (4 августа) по причащении Святых Таин небесный мир и небесную жизнь, дерзновение, радость, свободу, силу, лепоту и все напасти прогнавшему.

Благодарю Господа, и сегодня даровавшего мне благодать совершить литургию с умилением и теплотою, особенно после великого входа, и причаститься к оживлению моему. Но после обедни, во время панихиды, согрешил пред Господом и прогневал Его напрасным озлоблением на алтарного сторожа Ивана за его неблагообразное лицо, как будто он виноват; таким образом, согрешил лицеприятием и неприязнью. О, лицемер, лицеприятию навыкший и красивыми и некрасивыми лицами блазнящийся, к одним привязывающийся, а от других отвращающийся! Не все ли одинаково по образу и подобию Божиею созданы? Не одинаковая ли душа у всех! Не все ли равно члены Христовы, чада Божии, братия Христова! Я покаялся в сем и получил милость от Господа. Слава Господу!

5 августа

После всенощной. Желаешь ли ты, душа моя, осияния светом присносущным, нетленным, каким просиял Господь на Фаворе? – Удаляйся от пристрастия к миру, от чревоугодия, многоядения, крепких напитков, от сребролюбия, суетной чести, нарядных одежд, вообще – любви мирской.

Благодарю Господа, показавшего во мне силу благоутробного милосердия Своего в прощении моих согрешений и в отнятии теснот во время всенощной на Преображение Господне, когда я в покаянии усиленно просил Господа отъять диавольскую тесноту, боязнь, блазнь. Сила Господня помиловала и исцелила меня и даровала мне великое умиление молитвенное со слезами. Искренно просил я у Господа просвещения всему миру, не только христианам православным, ибо Господь искупил весь мир ценою крови Своей и искупительной смерти Своей. Уповаю, что Господь услышал молитву мою. Христе, Свете истинный прочитал спешно, с пропусками, по причине диавольского смущения. А между тем какая молитва прекрасная! Особенно в день Преображения надо было ее прочитать с умилением, спокойно, сполна! Прости, Господи, смущение мое! Даждь мне всегдашнюю смелость. Народу было много.

Празднуя Преображение Господне, мы, братия, как члены Иисуса Христа, как чада Его, должны начать, продолжать и совершить, с помощью Его, свое собственное преображение от душевной тьмы во свет, от злобы в кротость, от тщеславия в смирение, от корыстолюбия в нищелюбие, от зависти в искреннее ко всякому доброжелательство, от нецеломудрия, от нечистоты – в чистоту и целомудрие, от суетности в истину.

6 августа

Во время поздней обедни подвергся страшному искушению лукавого со стороны дьячка Преображенского, а лучше сказать – со стороны своего ветхого человека, от своего чревоугодия, нетерпения и злобы: сильно возмутился я духом оттого, что дьячок не читал стихов псаломных на третьем антифоне, о чем он меня предуведомил; показалось мне это непослушанием, нерадением, и одолела меня неприязнь вражеская на него, смущение и теснота и срамота одолели меня, и я был в сильной агонии пред Евангелием и после, при чтении ектений и молитв до великого входа, на великом входе и после до призывания Святого Духа; голос самый ослабел. Согрешил я пред Господом и пред братом. Согрешающего надо жалеть, что погибнет из-за греха своего, а не иметь вражды и презрения к нему. Вражда – злейший и опасный недуг души. Причастился Святых Таин довольно спокойно и оживился. Слава Господу, обличающему и наказующему меня. Яко явил ми ecu скорби многи и злы; и обращься108 оживотворил мя ecu [Пс. 70, 20], внегда с верою приступати к престолу Твоему и лобызати его, якоже Тебе Самого, сидящего на престоле. Благодарю Господа за дар слова проповеднического.

Сегодня вечером поел рыбы, пирога, киселя, пил пиво. Да не будет сие во вред по милости Твоей, Господи, но в пользу волу Твоему молотящему.

После сильных искушений сегодня и после причащения Святых Таин мне сегодня очень легко благодатию Божиею, здравие душевное и телесное ощущаю.

7 августа

Благодарю Господа за силы, явленные во мне нынешний день за утреней и литургиею и вечерней при служении моем, за избавление от ядовитых прилогов вражиих.

С какой стати я ем на ночь, когда этого не требует мое тело, когда я, напротив, от этого страдаю и много теряю: читать и писать не могу, спать не могу, делается зуд в теле, тягость и какое-то оцепенение в душе и теле? Таковы последствия, когда без нужды и в излишестве, хоть и с удовольствием, употребляется пища! Не ешь я на ночь и вечером, я мог бы много сделать дела, и ночь спал бы покойно, и утром я был бы гораздо развязнее на церковной молитве. 8 августа.

Помилуй мя, Господи! Помоги мне, Господи, в благом намерении. Да не идолопоклонствую паки, да насыщаюся Тебя всегда ненасытною душою.

9 августа

Пятница. Благодарю Господа всем сердцем моим за избавление от многих и лютых искушений прошедшего дня, бывших мне из-за дьячка Преображенского, дерзнувшего в пьяном виде прийти к обедне и в таком виде служившего. Я сначала обманулся в нем и благословил ему стихарь надеть, а после узнал своего соловья. Благодарю Господа, не давшего мне вконец смутиться от пакости сего дьячка. После обедни стал он защищаться: что надо еще, говорит? Я пел и читал: еще хуже служат меня. Я запретил ему ходить в церковь служить; взял дьячка Полиглотова.

Благодарю Господа за бесконечный великий дар Его милосердия – за причащение животворящих, чудных Тайн Пречистого Тела и Крови Его и за благодатное служение мною святой литургии чистым голосом, непреткновенно, кроме великого входа (преткнулся ради чревоугодия своего – две просфоры). После причастия чудно ожил душой и телом, Слава Господу!

Крайне согрешил пред Богом и бедными корыстолюбием и жестокосердием – не подал достаточной милостыни бедным, сидевшим долго и ожидавшим подаяния у забора; сам пресыщаюсь, окаянный, а они голодают; сам имею десятки одежд, а их нагими оставляю ходить. Даже доселе, при стольких мне благодеяниях Божиих, неисправленное сердце и неисправленный нрав имею. О, окаянный я!

Письмо написать надо сестре Анне Ильиничне и Василию Ивановичу.

Сколько раз зарекался я не есть на ночь – а вчера опять поел поздно вечером селедочки с луком, жаренной на постном масле рыбы с черным мягким хлебом, – и потом пиво пил. Ночью же, при сделавшимся холодном северном ветре, сделался сильный зуд в теле от излишества принятой пищи и от излишества жизненной влаги, соков и крови, а чрез то и спать не мог! Вот плоды безумного чревоугодия, жадности!

10 августа

Суббота. Причастники. Благодарю Господа за благодать Его, туне щедротами Его дарованную мне сегодня при служении утрени: служил я с дерзновением, громогласно, непреткновенно; также и обедню; пред обедней враг запинал меня несносною теснотою, но верою в милосердие и силу Господню прогнал его и тесноту его и стал свободен и мирен. После причастия и ощущений мира и дерзновения и радости вскоре было опять враг нашел лазейку в сердце и смутил и стеснил мое сердце, но и опять верою в Господа был побежден. Слава Богу за всё.

Всенощную в думской церкви также по благодати Господней служил с чувством и умилением, особенно при мысли о том, какое снисхождение показал к нам Сын Божий в Своем вочеловечении, обожении нас, обновлении, какую премудрость, какое всемогущество, милосердие, как он почтил нас, особенно священников, сих богов по частому обожению в причащении Святых Таин, в служении Божественной литургии – по власти, данной Им от Бога вязать и решить, учить, совершать Таинства и людей обновлять, обожать.

Какое основание обрядов и возгласов пред чтением Апостола и Евангелия? Вонмем... Мир всем... Премудрость, прости, услышим... Следовательно, мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть [Евр. 2, 1].

Великое избавление Господь послал мне сегодня пред всенощной в Успенской церкви, отъяв смущение мое, тесноту, огнь, происшедший во мне от сильного негодования на отца протоиерея, что не хочет исполнять приходских треб, говоря, что не живет в городе, а на даче, и взвалил всё бремя на младшего священника.

Душу мою паки воскресил, оживил, обновил. Слава Господу! Слава Его милосердию и долготерпению! Слава силе Его непобедимой, пред которой не может стоять никакая смерть духовная, свирепеющая в нас грех ради наших. Слава Тебе всеспасительный Господи Иисусе! Десять часов вечера.

11 августа

Воскресенье. Благодарю Господа за избавление меня от тесноты душевной по молитве моей, за чувство умиления при служении литургии и за непреткновенное служение литургии и молебна благодарного – а наипаче за причащение Божественных Тайн и оживотворение ими.

Ризу мне подаждь светлу109. Светлые ризы священнослужителей означают ту светлость, в которую облек нас Господь Своим воплощением, обновлением, преображением на Фаворе: Облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одеямя [Ис. 61, 10] – одежду чистоты, святости, обожения.

Дурно есть рыбу жареную с черным хлебом вечером: сильно крепит живот и тотчас делает зуд в теле.

Рыба ужасно крепит мой живот: никогда на ночь ее есть не надо. 13 августа.

О Гореве, который в ужасном горе сумасшествия, беснования и скотоподобия (обжорства), помолился на литургии и дома; о больной Евдокии Серебрениновой и болящих душевно чадах ее Иоанне, Марии, Марии тоже! О Цеповых – раскольниках, да обратит их Господь, тоже.

18 августа

Всем сердцем благодарю Господа, державно избавившему меня по великой милости Своей от всех смущений и страхов лукавого, от всей злобы и всех козней его, особенно от неприязни к Филиппу Степановичу Степанову, и за дарование по молитве моей благорасположения к нему братского и отеческого, за мир, дерзновение, силу, достоинство – во время производства Окружного суда в Думе.

Согрешил пред Богом – разгневавшись на нищего за обман и злоупотребление деньгами, данными ему на одежду и на дорогу (один рубль); я драл его за уши и за волосы, а рубашку ветхую несколько разодрал – так мне было досадно на него. А сам я как злоупотребляю дарами Божиими каждый день – на лакомства, излишние одежды, излишние вещи?! Положим, что нищий, говорят, проиграл деньги в карты. Это дурно, но и я поступаю не лучше, издерживая деньги на излишества. Прости меня, Господи! Прости и нищего и устрой его на место Сам.

На панихиду в 8 часов утра 14 августа... Записать в диптих110 завтра же Николая. Дароносицу из Собора в Думу взять. Проповедь на 26 августа.

Благодарение Господу, услышавшему тайную молитву мою в окружном суде, избавившему меня от волнения страстей, даровавшему мир, дерзновение, свободу держаться прилично сану моему во время чтения присяги.

15 августа

Благодарение Господу, пославшему мне избавление вчера при начале всенощной от теснот вражиих, по случаю некоторой зависти братии моей, украшенной орденами; в сравнении с тем, что в нас есть по образу и по подобию, и в сравнении с превысочайшим саном священства эти знаки земных отличий – ничто, тень. Совершать такие Таинства, стоять у престола Благого и Владыки, столь истинно причащаться Его, ходатайствуя о людях, о всем мире, поучать и руководить народ Божий, славословить и благодарить с апостолами, пророками, иерархами, преподобными, мучениками, со всею Церковию небесною и земною – это превысочайшая честь. Благодарю Господа, давшего мне величайшую радость и умиление от созерцания сих преимуществ священного сана, которым я, недостойный, облечен и от созерцания красоты Божией, от вкушения Божественной сладости Его, от дивного пения ирмосов на Успение Божией Матери.

Единство, связь, последовательность домостроительства человеческого спасения от начала мира доныне и до скончания века – изумительная, премудрая, божественная, без всяких скачков. История Ветхого и Нового Завета и Церковная история изображается в Богослужении нашей Церкви, суточном, недельном и годовом. Человек сотворен по образу Божию – вот основная истина, которая проходит чрез всё продолжение времени от начала мира до ныне и до скончания века сего, на которой зиждется вся священная церковная история, всё богослужение церковное, все Таинства, к которой прививается и самое величайшее чудо – воплощение Сына Божия, Его житие на земли с человеками, Его чудеса, Его страдания, смерть, погребение и воскресение из мертвых и вознесение на небо. Это чудо – воплощение – было бы немыслимо, невозможно, если бы человек не был создан по образу Божию; образ Божий в человеке – это величайшее сокровище неоцененное, драгоценнее всего мира, по слову самого Спасителя: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? [Мк. 8, 36–37] – хотя это сокровище люди века сего меньше всего ценят, меньше всякой мирской вещи, меньше земного праха, каковы пища и питие, одежда, деньги, земные почести и удовольствия!

Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты вражией во время литургии в день Успения Божией Матери в думской церкви и чудно оживотворившего меня причащением Божественных Тайн. Благодарю Господа за милосердие Его надо мною, за силы Его, явленные во мне державно, за легкое обхождение со крестом и святою водою домов прихожан в восточной части города и за благорасположение ко мне их. (Собрано до пятидесяти рублей.)

17 августа

Утром, в субботу, неумеренно употребил сливок, молока, масла с черным хлебом и чаю. Согрешил ко Господу и пред собою. Да оставлю безумие и жизнь бессловесную. Бессловесие при служении – от невоздержания.

Благодарю Господа, простершего ко мне руку спасения, по молитве покаяния моего, после гнева моего на домашних за разорвание книги духовного содержания. Слава Твоему благому Царству, Господи! Научи мя, Владыко, оправданием Твоим, даждь мне сохранити словеса Твоя. Даждь мне дышать псалмом 118-м великим: Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни [Пс. 118, 1].

Нельзя очень красивых людей созидать: засматриваться будут сами на себя и другие люди будут на них засматриваться, а на Господа, источника красоты, Который Сам есть бесконечная красота, перестанут взирать. Но какова же Ангельская красота! Представить невозможно. 18 августа 1874 г.

Написать о православии Православной Церкви.

Как враг всех усиливается разделить, истину Божественную затмить и исказить мнениями человеческими, всё смешать. Проследить сначала и до конца историю Церкви Божией с разделения Каина и Авеля до разделения последних времен.

Столько благ духовных и телесных Господь даровал мне, что я, здраво судя, не могу завидовать никому: я почтен Ангельским саном священства, наслаждаюсь часто совершением Божественной пренебесной литургии, причащаюсь Божественных Таин, обожаюсь, обновляюсь, очищаюсь, освящаюсь, укрепляюсь; имею, по благодати Божией, просвещенный высшим просвещением разум; имею содействующую мне всегда благодать Божию, имею Бога премилосердого, благопослушливого, благопременительного, всемогущего, вечного, премудрого, неизменного; имею здравие телесное и благообразие, образу Божиею и подобию свойственные; имею пищу и питие в избытке, одежду, жилище, даже отличия, как святой наперсный крест и камилавку. Я безумен, когда завидую кому еще в чем, ибо тысячи бесполезны и вредны, когда нет благочестия.

18 августа

Воскресенье. Ранняя обедня. Благодарю Господа, причащением снова оживотворившего меня, умерщвленного чревоугодием и пресыщением вчерашнего дня; я ощутил в сердце своем дивную силу Господа, после причащения пречистых и животворящих Тайн Тела и Крови Его, ожил, укрепился, исцелился, возрадовался. При поминании митрополита смутился и не мог всего выговорить, то есть слов: ихже даруй Святым Твоими Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих. При причащении детей враг искушал неприязнию.

Почти всякий из нас связан пленицами разных грехопадений: кто чревоугодием и пресыщением, кто пьянством, кто сребролюбием или корыстолюбием, кто курением и картолюбием, кто страстью блудною, кто скупостью и жестокосердием к бедным, кто леностью и рассеянностью во время молитвы. Над всяким из нас ругается древний человекоубийца и губит всякий, начинающийся и даже зреющий плод добродетели и оставляет нас ни с чем, без плода. В этом смысле приложима к каждому из нас притча о сеятеле и о семени [Мф. 13, 1–23 и др.] или притча о плевелах [Мф. 13, 24 – 30]. Кто имеет уши слышать, да слышит! [Мф. 11, 15].

Не тебе ли наипаче, о иерей, говорится: делайте не брашно гиблющее [рус.: старайтесь не о пище тленной], но брашно пребывающее в живот вечный, еже Сын Человеческий вам даст [Ин. 6, 27]? Ты имеешь блаженство вкушать это брашно почти каждый день, и между тем ты гоняешься за брашном тленным, сластолюбствуешь, пресыщаешься сладостными яствами, идолопоклонствуешь, ибо чревоугодие есть идолослужение, включаешь себя в число людей, имже бог чрево [Флп. 3, 19]. Устыдись хотя с нынешнего дня своего безумия, своей неблагодарности пред Богом; устрашись прогневляемого тобою непрестанно Господа, столько нас возлюбившего! Взирай на него чаще, постящегося ради тебя сорок дней и ночей в пустыне, – чтобы научить тебя всегдашнему воздержанию!

Вчера при чтении водосвятного Евангелия враг вложил в меня блудного скверный и хульный помысл и крайне смутил меня этим – но верою, покаянием, молитвою внутреннею я испросил у Господа прощение, исцеление, очищение, мир, милость. Благодарю Господа.

В Инженерном саду гулял я в два часа пополудни, и там резвились и кружились маленькие девушки, гуляки, нарядные девы и женщины; опять помыслы стали склонять меня к плотским чувствам и смущать и расслаблять душу и сердце. Но когда я с искренним убеждением и желанием сказал себе: Господь – красота бесконечная, Господь – сладость бесконечная, Господь – мой свет и мир, моя сила, моя мудрость, слава, моя вечная жизнь – тогда я тотчас успокоился, и мне стало так добро и сладостно, ибо Господь был во мне. Слава Господу о сем!

Доселе я заблуждался касательно характера жены моей, думая, что у ней характер ворчливый, злой, придирчивый, – а у ней характер добрый, ревниволюбивый, осторожный; она часто кричит, чтобы запирали форточки, двери, чтобы не выходил я гулять после бани, но это потому, что любит детей сестры своей и меня, потому что крайне бережет наше здоровье, хоть и напрасно опасается за него во многих случаях. Да покрывай же снисхождением ее недостатки ради любви.

На всех творениях, малых и великих, одушевленных и неодушевленных, положена печать творческого ума, творческой красоты, творческого всемогущества, творческой правды (все творения управляются строгими точнейшими законами и оттого все правильны, верны, прекрасны). О ты, сын персти и вместе чадо Отца Небесного, почтенный образом и подобием Божиим, благоговей пред Богом и разумно взирай на дела рук Божиих, на этот мир видимый и на всё, что в мире сем; относись ко всему и ко всем правильно, законно; умеренно ешь, пей; не скрывай сокровищ на земле, но употребляй их в пользу свою и ближних, для коих даны сокровища; храни сердце свое и тело свое, этот храм Божий, от растления невоздержанием или блудом и подобных себе не растлевай, да не подвергнешься суду правды Божией; зри горé, туда, где – Творец Спаситель и Отец твой и где твое истинное вечное Отечество, где красота бесконечная, сладость бесконечная, свет невечерний, неизреченный, святость и правда бесконечная, блаженство нескончаемое.

Благодарю Господа, хранящего меня силою крестною от блудных диавольских мечтаний в ночное время и от растления плотского; и во предняя111 сохраняй, Господи, недостойного раба Твоего; такожде и от диавольской злобы, как было сегодня ночью: я схватился в порыве злобы с бывшим товарищем Алексеем Ивановским и залил его чернилами. Осквернихся злобою во сне – помилуй мя, Господи, и очисти мя: согреших Ти. 19 августа.

Без веры угодить Богу невозможно [Евр. 11, 6] – по причине прирожденной испорченности и силе греха, поревающего нас непрестанно ко греху, и потому, что только чрез веру получается свыше благодать, или спасительная помощь Божия к деланию добра и благоугождения Богу. Слава Богу, давшему нам веру Свою, это бесценное сокровище небесное, доставляющее человеку-грешнику величайшее утешение, помощь и избавление в жизни.

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить литургию заупокойную на кладбище по бывшем ученике моем, теперь офицере, Крюкове Александре. Внял Господь слезной молитве моей и даровал мне благодать со дерзновением и теплотою сердца совершить литургию и причаститься во спасение, в мир, и утверждение, и здравие Пречистых и Животворящих Тайн и непреткновенно совершить всё отпевание. Во время обедни искушал враг жалом сластолюбия и лицезрения. Победил это грешное чувство мыслию: Господь – моя бесконечная, вечная сладость, бесконечная, несравненная красота.

Благодарю Господа, преклонившегося к слезной молитве моей, когда я каялся в жестокосердии моем к нищим, коих я прогнал и бранил, не дав ничего. Христе мой! Я прогневал Тебя в лице нищих сих, ибо они члены Твои. А я еще причащался сегодня пречистого Тела и пречистой Крови Твоей, Господи! О, неблагодарный, бесчувственный, злонравный!

Господи, помилуй государя цесаревича, великого князя Александра Александровича и принца Великобританского, о коих я поведал жене и свояченице нечто неблагопристойное, сделанное ими.

Вчера, 20 августа, выпил без нужды пива баварского полтора стакана и из-за того плохо спал ночью, хотя днем на минуту не уснул и утром вчера встал в пять часов.

Извиняй, а не обвиняй в сердце свояченицу свою Анну Константиновну за ее капризы, гордость, высокомерие, злобу, памятуя, что все мы, и я особенно, подвержены недугам душевным и телесным; долготерпи, будь мирен, молись за немощных и недугующих страстями различными; смотри крепко и внимательно за собой, за движениями своего сердца, укрощай всемерно страсти свои, да не совьет в тебе сатана своего гнезда и не произведет великого волнения в тебе и в окружающих; не попускай тлеть огню геенскому в душе твоей... Помоги, Господи!

Когда я был в гостинице «Константинополь» за городом и читал молитвы о примирении рабов Божиих Иоанна и Феоктисты, коих мир возмутил враг, – тогда-то тот же враг возмущал, палил и теснил меня адским огнем сребролюбия и любостяжания, а я противился и молился. Да будет проклято сребролюбие, отлучающее душу от Бога и умертвляющее ее. (За труд путешествия я получил доброе воздаяние.) Обедню за отца Матфея совершил в тот день (21 августа) довольно хорошо; Господь дал умиление, но мало готовился к обедне, потому чувствовал бессилие и мертвость в душе довольно долго; причащение оживило. Благодарю Господа. Обедню кончил три четверти одиннадцатого, начав в сорок минут десятого; пришел пешком в гимназию на урок в десять минут двенадцатого, а надо было в пять минут.

23 августа

Благодарю Господа, спасшего меня от озлобления, смятения, от тесноты и срамоты и омрачения, после настойчивой молитвы покаяния глубокого. О, коликократно прогневляю я Бога моего злобою своею, нетерпением своим, самолюбием, раздражительностью!

Вчера поел вечером в десять часов рыбы с черным хлебом, очень мало, и ночью боль в спине была. Никогда на ночь не ешь. 24 августа. Согрешил ко Господу, пред ранней обедней. О, Исав невоздержный!

24 августа

Ранняя обедня. По причине грехов моих крайне искусился сегодня из-за поспешного пения дьячком обедни: огорчился и озлобился на него; послал сторожа сказать дьячку во время пения Достойно, чтобы или реже пел, или еще в другой раз пропел то же, а он не послушал (сознаю, что мое требование было безрассудно); после обедни сделал гневный выговор, отринул его, взял дьячка Полиглотова на молебен; а потом, пришедши домой и сильно побранив его, помирился с ним. Это искушение за мое пресыщение с вечера (рыба и черный хлеб) и за обедом, а может быть, и за Дмитрия Федоровича Никитина, коего деньги на милостыню я вчера получил (5 рублей). Согрешил пред Господом. Урок мне – отнюдь не гневаться ни на кого ни за что, особенно во время обедни и после нее. Жалеть согрешающих, а не презирать и не бранить их, чем они ожесточаются. Вся мнелюбовию да бывают [1Кор. 16, 14] – и признательность, и выговор, и наказание, и обличение. Даруй, Господи! Страшная буря сегодня постигла душу мою; едва я успокоился, чтобы употребить Святые Тайны. На панихиде, когда я гневно взглянул на дьячка и не покадил ему, особенно смутился и потом на молебне не мог успокоиться (ученики Технического училища).

24 августа

После всенощной. Благодарю Господа за слезы умиления во время всенощной, начавшиеся с пения стиха: Сподоби, Господи, в вечер сей... и до конца. Стоя у Евангелия, плакал пред Господом о том, что грех отчуждает нас от Бога с самой юности, и молил Господа, да простит грехи наши и присвоит нас Себе всех навеки, да победит благость Его множество злоб наших, да свет Его проженет112 тьму нашу, да милосердие Его победит безмерное лукавство и злобу диавольскую.

Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа... Мы члены сего Царства благодатного.

Благодарю Господа, победившего во мне по молитве моей насилие диавольское и даровавшего мне выговорить все слова молитвы: Христе, Свете истинный... На отпусте же всенощной поддался диавольской боязни и не сказал святых дня и святых апостолов храма.

25 августа

Благодарю Господа за дар предстояния престола Его при совершении мною ранней (вместо протоиерея) обедни воскресной, непреткновенного, громогласного, со умилением совершения литургии и неосужденного причащения пречистых, бессмертных и животворящих Таин. Велико милосердие Божие ко мне грешному! Чем воздам многомилостивому Господу? Благодарю Господа, яко весь день даровал мне провести в служении Ему и прихожанам. Пишу это 25 августа. Благодарю за прошедшую ночь, за наступивший день Его благости и промышления чудного. Даждь, Господи, совершить литургию соборне добре и причаститься чудных Твоих Тайн неосужденно.

Пошли мне раба Твоего Иоанна, вверившего мне сокровище свое; да разумно говорю ему и пременю несколько волю Его, да направлю ее, да на другие лица и место благотворения принесет жертву свою. Даждь известие об нем, Всевидче Господи!

26 августа

Благодарю Господа за сослужение соборне литургии и за причащение Божественных Таин ко очищению и оживлению и за сказанное слово. Благодарю Господа за совершенное добре крещение по литургии, за помощь во время вечерни, за непреткновенное произнесение всех ектений, за препобеждение искушения со стороны дьячка Преображенского, вымогающего с наглостью деньги от бедных прихожан за писание обысков113. Благодарю Господа за непреткновенное, бодрое, спокойное венчание брака. Матерь Божию благодарю за молебен пред сим, успокоивший меня.

На каждый день говорить поучение на Евангелие. Вчера за ранней обедней Господь легко дал мне сказать доброе слово. Слава источнику премудрости – Господу!

Учебник по богослужению составить.

Слава очищающему, освящающему, оживляющему и укрепляющему душу и тело мое служению моему Господу Богу в сане священства! Чудное служение! Все небесные Силы! Сорадуюсь вашему всерадостному служению Господу сил! Сорадуюсь вашему прерадостному, славному служению Господу нашему! Всесвятый! Слава Тебе, Владыко Господи, приемлющему от нас, недостойных, служение Твоей святыне, Твоей неприступной славе!

Чревоугодие и пресыщение умерщвляет душу – это опытом многократным дознал я на себе, особенно во время Божией службы. Какое же страшное зло мы делаем себе, когда чрез меру лакомимся! Ценою грубого минутного удовольствия продаем, губим бессмертную душу, искупленную Кровию Сына Божия!

Согрешил я пред Богом и пред собою вчера поздно вечером, скушав кусок пирога и часть малую мяса и молока, после того как я за час или полтора пред тем закусывал печеньем в гостях.

28 августа

Благодарю за помощь Господа, сотворившего небо и землю, при служении мною утрени с дьячком Полиглотовым; сначала был немощен духом, а потом укрепился благодатию Божиею. Слава Господу, слава Пречистой Богородице, Помощнице, Заступнице.

Благодарю Господа за избавление от тесноты при начале литургии, за непреткновенное служение литургии и за причащение Божественных Тайн. Чувствовал себя во время литургии очень сытым, что не одобрительно в священнике.

Всенощную службу служил не с желанным чувством умиления по причине чревоугодия и пресыщения на обеде именинницы купца Иванова и до обедывания дома! Голос был хорош из-за употребления вина и арбуза.

29 августа

Теснота страшная, бессилие, боязнь демонская на вселенской панихиде и на обедни; душа моя была как умершая, и все из-за вчерашнего пресыщения, ибо с вечера, пивши чай с булкой с монахами Веркольского и другого монастыря, после них по предложению жены я ел сига с соусом и с булкой. Сегодня чувствовал себя утром и за обедней и после пресыщенным. Согрешил пред Богом. (Не мог вспоминать императора Александра I и православных воинов, на брани убиенных, из-за пакости и коварства невидимых врагов.)

В вечернюю пору, до всенощной и во время оной, дважды Господь многомилостивый избавил меня от крайнего смятения и тесноты вражией, постигших меня по грехам моим; в первый раз теснота вонзилась в меня в доме Балабановой, при окончании молебна святому Александру Невскому, когда я говорил отпуст и, не смея глядеть прямо на девиц, чтобы не соблазниться, убоялся ложною боязнью бесовскою и не выговорил имени святого Александра Невского. Сильно смутил и уязвил меня тут диавол; я пошел в церковь крайне ядовито ужаленный; я долго молился, припадая к престолу в покаянии; наконец Господь простил, исцелил, очистил, успокоил, оживил, воскресив из мертвых; именно это милосердие было равносильно воскресению. В другой раз враг смутил и уязвил пред Евангелием чрез неблагообразие и неряшество алтарного сторожа Ивана – и то беда, что он неблагообразен, некрасив; красота прельщает – безобразие отвращает, внушает неприязнь. Вот грех! Вот лукавое, грешное, блудное сердце! Вот лицезрение, лицеприятие в самом священнике! Не один ли образ Божий во всех? Не все ли члены Христовы, чада Божии, члены Божии? Благодарю Господа, паки державно спасшего меня, умирившего, оживившего.

В госпиталь сходить, отыскать раба Божия Иоанна, офицера штурманского.

30 августа

Благодарю и превозношу Господа, в Троице славимого, сотворившего во мне сегодня дивные чудеса милосердия, избавления, спасения во время литургии. Гневался я на дьячка Преображенского и не хотел принимать его в служение с собою, горячо противился у самого престола настоятелю и отцу Матфею, увещевавшего меня простить виноватого; наотрез отказал им пред Богом принимать его к себе в сослужение, – но чего не хотел сделать по слову братии, то сделал по слову Апостола, читавшегося сегодня: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера [Гал. 5, 22 – 23], и по слову Самого Господа в ныне чтенном Евангелии: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым [Мф. 11, 29]. И благодарю Господа, что Он помог мне простить от сердца дьячку его обиды мне и нетрезвость. Ибо и сам я без числа грешен, и ко мне паче всех долготерпит Господь. Как же мне не потерпеть ближнему? Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов [Гал. 6, 2].

Вечерню служил с дерзновением, доброгласно, непреткновенно по благодати Божией; брак венчал доброгласно, непреткновенно, с великим и чудным дерзновением; Таинство Крещения совершал у Луки Попова также с торжествующим свободным духом. За всё слава и благодарение Господу. Слава Ему, Творящему чудеса милосердия, силы в душах наших! Слава Его животворящим Тайнам, таковое в нас творящим!

Святыню храма телесного – [сердце] береги христианин, ибо оно – храм Духа Святого; сердце твое храни от всякого помысла лукавого, скверного, злого, ибо оно – храм Божий. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть [2Кор. 13, 5].

* * *

106

Навет (церк.-слав.) – покушение, нападение.

107

Филарет (Дроздов; 1783 – 1867), святитель, митрополит Московский. Выдающийся церковный и политический деятель. Родился в Коломне, в семье дьякона. Учился в Коломенской семинарии, а с 1800 года – в философском классе Троицкой семинарии; с особым усердием изучал древнегреческий и древнееврейский языки. В 1808 году принял монашеский постриг. С того же года – инспектор, а с 1812 года ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии; профессор философии и богословских наук. С 1817 года епископ, с 1826 года и до дня кончины – митрополит Московский. Выдающийся проповедник; его богословие выразилось в первую очередь именно в проповеди, утверждающей идеалы не столько внешне, сколько внутренне-деятельного христианства, всецело следующего авторитету Священного Писания и святых отцов. Его перу принадлежит несколько историко-богословских трудов. Едва ли не важнейшим делом жизни святителя, равно как и важнейшим вкладом в отечественную словесность, явился его многолетний труд по переводу Библии на русский язык. Автор «Катехизиса», книги о православной вере, выдержавшей бесчисленное количество переизданий. В 1994 году причислен к лику святых. Память его Святая Церковь совершает 19 ноября (2 декабря).

108

Обратился (церк.-слав.) – повернулся лицом, отозвался.

109

Тропарь глас 8-й из последования Таинства Крещения.

110

Диптих – список имен, поминаемых во время литургии.

111

Во предняя (церк.-слав.) – в будущем.

112

Проженет (церк.-слав.) – рассеет, разгонит.

113

Обыск – в церковной практике акт, совершаемый причтом пред венчанием, для удостоверения наличности условий для брака.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874 / [над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1

Комментарии для сайта Cackle