Источник

Декабрь 1879 г.

1 декабря

Благодарю и славлю Господа за превеликое избавление меня вчера во время соборной литургии от тягчайших, адских козней диавольских, от злобы его, которою он давил мою душу, возбуждая неприязнь и подозрительность злую относительно сослужившего мне настоятеля, отца Павла Трачевского, которого действия мне казались крайне гордыми. Смирением и стремлением к совершенному беззлобию и простоте и сердечною молитвою о даровании оных мне я приклонил Господа на милость, и Он избавил меня от адской злобы, и я причастился животворно Святых Таин. Тяжка, крайне упорна борьба с врагами во время обедни. Такое служение пренебесное, полное бесконечной любви и правды и святыни совершается воочию и в сослужении нашем, а у нас нет любви друг к другу: друг пред другом возносимся, гордимся, друг другу завидуем, друг друга подозреваем Бог весть в чем, друг о друге имеем лукавые, неуважительные мысли. Боже мой! Боже мой! Какое противоречие небесной любви, ищущей всех нас соединить воедино любовию и милосердием! Какое самолюбие, какая злоба, гордость, лукавство! О, как надо противиться врагу и жить в любви, смирении, незлобии, послушании, простоте! Замечательно, что чем более торжественная служба, чем более народу в церкви, тем тяжелее, упорнее, злее борьба невидимых врагов с нами! Весь ад на нас, врата адова отверзаются на нас! Впрочем, не всякий иерей служащий это чувствует. Для иных служить в церкви то же, что в карты играть.

Благодарю Господа, избавившего меня от тяжкой головной боли и тошноты, происшедших от неумеренности вчера в пище и напитках. Чрез молитву вечернюю к Господу и Божией Матери, чрез сон ночной всё прошло: я встал здоров и бодр. Слава Господу! Слава Владычице! Благодарю Господа за соборне совершенную утреню в храмовый праздник, на которой я был первостоятелем: читал по благодати, испрошенной у Господа, непреткновенно, хотя и бороли лукавые демоны чрез страсти мои.

* * *

После всенощной воскресной. Благодарю Господа за четырехкратное избавление меня во время всенощной от лютых скорбей и теснот, наведенных на меня исконным человекоубийцей, и за скорое дарование мне мира, тишины, свободы и дерзновения в служении с умилением. Благодарю Господа за непреткновенное служение всенощной (отпуста, Христе, Свете истинный, чтения Евангелия). Я припадал с верою и в покаянии к святому престолу, и дивная, животворная, всемогущая сила исходила от престола, исцелившая и очистившая меня и водерзновившая.

2 декабря

Воскресение. Благодарю Господа, милостиво приклонившегося к молению моему усиленному во время поздней литургии и избавившего меня от тесноты, умерщвления и оледенения греховного, с дарованием мира, ослабления и свободы. О, как дорого мне было это избавление! Как тяжко налегает супостат всезлобный! Не щадит нашей немощи! Причастился животворно! Сказал свое слово. Отпуст сказал весь вполне. Благодарю Господа, избавившего меня от великой тесноты и скорби во время вечерни, когда я сердечно в покаянии припал к престолу благодати о спасении от моей скорби, постигшей меня за суровое обращение с нищими (коих очень, очень много и везде проход мне иногда преграждают) и за уклонение от подаяния некоторым из них. Господь даровал мне прощение, мир и свободу. Еще благодарю Господа за новое избавление от такой же тесноты (за тот же грех), постигшей меня, когда я покаялся в пять с половиной часов вечера. Это было дома, то есть покаяние и избавление Божие.

* * *

Благодарю Господа, покаянием и верою во имя Его очистившего проказу души моей при входе в дом купца Алекс. Лебедева в шесть часов вечера, где я был гостем в тот вечер, но тут опять я впал в душевную проказу чрез сладострастное воззрение на девицу, подвергшись внутренней тесноте и срамоте, и чрез сердечное покаяние и веру в Господа опять получил разрешение от Господа долгов моих, мир, свободу и дерзновение. Береги свой взор и особенно сердечное око свое, да не будет оно лукаво и нечисто. Стяжи сердце чистое, доброе (не злое), смиренное, простое, незлобивое, терпеливое, благодушное, сострадательное, любящее, щедрое.

3 декабря

В крестном знамении, которое изображают на себе православные христиане, заключается в общем вся христианская догматика, все необходимое, душеспасительное учение: учение о Святой Троице, о воплощении Единого от Троицы Сына Божия, о Его искупительных страданиях и смерти за нас и воскресении из мертвых и главное нравственное учение, или две заповеди о любви к Богу и ближнему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею силою твоею, всем помышлением (возложение крестного знамени на чело (ум), на грудь (сердце) и на оба плеча (вся сила в мышцах)).

4 декабря

Благодарю Господа, даровавшего мне великую Свою милость и помощь при служении вчера всенощной у вдовы генерала Бойля при ее многих сыновьях офицерах, дщерях и внуках их и внучке девице. Были искушения от Велиара, который порывался окалять душу мою мерзостями своими чрез воззрение очей и возбуждал нечистые движения в сердце и во плоти. Только усиленною молитвою ко Господу в покаянии сердечном я избавился от его мерзостей. Благодарю Господа за превеликую Его милость и помощь при служении всенощной у Неустроевых, где пред самой всенощной я опутал себя грехом языка своего, резко и зло высказавшись о настоятеле, что он ввел новую ересь в богослужение – небрежное и скорое служение и всех испортил: священника, диаконов и дьячков, и о молодом иерее, что он ходит к ранним обедням, не готовясь нимало. Этими словами уязвил я душу мою и долго не мог избавиться от тесноты и скорби, наконец молитвою внутреннею и покаянием пред Господом прогнал врага, и грех мой прощён, – я совершил всенощную и молебен благополучно, сердечно.

Враг старается примешать к добродетели пороки: к любви духовной плотскую, богопротивную любовь, к боголюбию – самолюбие, к ревности по Богу – свое дьявольское рвение, к ревности о славе Божией – тщеславие, к милостыне – жестокосердие, суровость и строптивость, так что между людьми трудно найти чистую добродетель и добродетель часто бывает заражена дыханием порока, зла. О всесвятый и всеправедный Владыко! Ты един можешь очистить нас и научить оправданием87 Твоим, свидениям88 Твоим, заповедям Твоим, один можешь очистить и сделать богоугодными дела наши и жизнь нашу! Даруй сие, молим Тя, даруй приносить Тебе чистую пшеницу без плевел. Благодарю Господа за литургию раннюю и за оживотворение Святыми Тайнами в причащении их, за обновление: легкость необыкновенная в душе, особенно после сна с десяти до одиннадцати с половиной часов дня. Но крайне повредил себе в двенадцать часов, закусив селедкой с булочкой без потребности, ибо в девять часов пил чай с булкой. Весь день тяжесть была. Наука – не алчничать, а есть в свое время.

8 декабря

Самолюбие и гордость моя внушают мне желать, чтобы даже старшие, не только равные и младшие, жили, поступали и даже говорили по моим мыслям, по моей, так сказать, программе, а если не так действуют и говорят, как бы я хотел и полагал, то бываю недоволен, например если вижу гордую осанку, важный вид, слышу с важностию и достоинством сказанные слова настоятелем или другим кем, то чувствую к нему неприязнь, неуважение, почти презрение; каюсь.

Господи! Благодарю Тебя, яко чрез молитву и крестное знамение тела моего, удов89 моих и постели моей хранишь меня в чистоте и целомудрии многие годы. Слава Кресту Твоему честному, силе его, страшной для демонов.

* * *

После ранней обедни, которую служил один без диакона с огорчением на него во всё время обедни и крайним смущением, несмотря на старание освободиться от него. Я оказался крайне неисправным, недостаточным пред Господом, не имеющим любви, вся терпящей, вся покрывающей, не раздражающейся, не мыслящей зла, носящей тяготы друг друга. Не исполнил я слов молитвы Господней: и мы оставляем должником нашим [Мф.6:12], но всю обедню имел огорчение на пьянствующего диакона Владимира Полетаева и без любви и мира совершал литургию, имея внутри в сердце всесветного крамольника – диавола, запинавшего меня неоднократно, так что я не мог выговаривать слова ектений. Мне бы надо было не возмущаться, не огорчаться, а быть покойным, зная великие немощи человеческие и неся великодушно тяготу брата, но я по недостатку любви, кротости и терпения и по великому самолюбию не вытерпел диаконского вероломства и пьянства и огорчился глубоко, глубоко на виноватого. Вот как я чужд любви, смирения, кротости и незлобия, терпения! А ведь и сам-то я немощен и делаю то же, что брат. Но и ко мне Господь крайне долготерпелив и милостив, прощая мне бесчисленные злобы мои и прочие грехи, а я нетерпелив и жестокосерд, не снисходя к немощам и недостаткам брата. Отселе да уничижен будет предо мною [лукавнуяй] брат, но не по злобе, а по любви к благочестию и к самому согрешающему, да устыдится греха и да творит правду.

5 декабря

Вчерашний день был для меня из-за диакона Полетаева, пьяницы, днем беды, напастей и скорбей; час литургии был для меня часом величайшей вражды, мятежа душевного и томления лютого, не мог я одолеть чувства неприязни к нему за неприход к служению, хотя я и молил о том Господа, и потом до самой вечерни я был в сильной тесноте и агонии. В гимназии немецкого пастора сильно встревожил и озлобил тем, что дозволил я себе заметить о его несправедливости при раздаче бедным вещей из Комитета. Нервы мои были по случаю дурной погоды и постной пищи и острых питий в крайнем расстройстве. За обедом я выпил бульону мясного тарелку для успокоения нервов и молока стакан. За вечерней от пения стихир и ектений успокоился.

Церковные священные песни умягчают сердца, умиляют, просвещают, освящают, врачуют, укрепляют, утешают души, прогоняют страсти и демонские козни, умиротворяют души миром Божиим. Вечернее и утреннее богослужение нашей Церкви представляет величайшее разнообразие и богатство песнопений и чтений духовных всякого рода: песней покаянных, умилительных, хвалебных, благодарственных, просительных; от этих песнопений и каменные сердца могут сделаться мягкими как воск, исполниться всесердечною хвалою и благодарением и пламенною любовию к Богу, возвыситься к богословию и высоким созерцаниям христианских истин, бесконечной Божией любви, премудрости и всемогущества в творении и особенно искуплении рода человеческого, к созерцанию величия, святости и благодеяний Божией Матери и таинства воплощения, коему Она послужила достойно.

* * *

Вчера и сегодня сурово обращался с нищими по причине крайнего их множества и непрестанного попрошайства их; некоторых вытолкал стремительно из двора церковного дома. Согрешил пред Богом и человеками и пред всеми святыми Ангелами чрез ярость и жестокосердие, чрез корыстолюбие, самолюбие и скупость мою, чрез утрату веры и упования на Бога, Коего щедрый промысл я испытал и вижу непрестанно надо мною и нищими. Помилуй мя, Человеколюбие, яко Твою благость и Твои щедроты оскорбил, похулил делом; Духа Святого оскорбил, опечалил моим бесчеловечием и скупостию и надеянием на земные блага, а не на Бога; весь закон Твой разорил, закон любви, временных благ не научился доселе презирать и ценить по достоинству вечные, плоти многострастной угождаю и вместо идола ее имею. Ближних я должен любить до самоотвержения, а не до самоугождения (то есть известную только мне долю подам, а больше – нет, хотя бы и имел, что подавать, и хотя бы крайне нуждался в помощи моей ближний) и в них видеть себя, даже более – Самого Христа, Коего они суть члены. Прости мне, Господи, грехи мои: самолюбие, злобу, гордость, плотоугодие, человекоугодие, корыстолюбие, лицеприятие, неискренность и недоброжелательство к ближним, подозрительность, недоверчивость, зависть, чревоугодие, леность, суровость, строптивость.

6 декабря

Благодарю Господа за утешение Его в падении моем, когда я, служа всенощную, смущался от страха вражия и претыкался в выговоре отпуста и молитвы Христе, Свете истинный, жестоко уязвляемый Велиаром. Так тяжко было мне вчера, когда я хотел твердо выговорить Христе, Свете истинный и отпуст весь с упоминанием святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая и по боязни множества народа упал духом, побоялся, смутился и не выговорил. Убил меня враг стыдом и неудачею, но я не отчаялся, по обычаю обратился к милосердию Божию, припал в покаянии к святому престолу, и все козни врага разрушились: я стал спокоен, свободен, силен и в почтамте служил молебен святителю Николаю с акафистом с величайшим дерзновением и сладостию духовною. После молебна закусывал у почтмейстера нового Якова Исаевича Сутоцкого и увлекся холодным из рыбы, съел более надлежащего, побежден от чрева... Но, побеждаясь всегда от чрева, я побеждаюсь и от невидимых врагов: только постом и молитвою я могу быть силен на них по непреложному закону Евангелия. Как облагоухался я вчера служением всенощной и молебна святителю Николаю с акафистом и с водосвятием, а чрез чревоугодие я лишился этой благодати. Так и часто бывает, особенно после литургии. Святые Тайны облагоухают, обновят меня, а после обедни случится поем, попью где-либо, и нет уже той благодати. Сколь зло невоздержание и сколь великая польза от воздержания! От невоздержания делается смрад внутри человека, обнаруживающийся нередко величайшим зловонием и вне: как же может обитать Дух Святой среди такого зловония! В таком чреве место злосмрадным демонам, коих место в нечистоте и смраде... Оттого-то, побеждаясь от чрева чрез невоздержание, я побеждаюсь от демонов.

* * *

Десять часов вечера. Благодарю Господа за неизреченные, неоцененные, величайшие милости Его ко мне: во-первых, за уврачевание вчерашнего пресыщения частыми сегодняшними молитвословиями (молебнами), истончившими чрево мое и сердце мое и исходатайствовавшими мне божественную благодать мира, свободы, дерзновения, силы, коих я не имел утром при пении первого и второго молебнов (у Морозова и Маркова). Благодаря молебному труду я обедню совершил спокойно, с дерзновением, громогласно, причастился животворно, хотя враг усиливался поколебать мое сердце, возмутить и стеснить его. Благодарю Господа за победу благодати над вином после закуски в двух местах и воцарение благодати при пении молебнов после закуски и употребления вина. Благодатию Божиею я отслужил молебнов восемнадцать или двадцать с утра и до вечера.

Благодарю Господа, скоро явившего на мне чудо милосердия Своего и силы Своей, жизни Своей, когда я в покаянии воззвал к Нему, связанный греховными узами по причине огорчения на богатых и на немецкого пастора.

7 декабря

Когда враг палит тебя сластьми и страстями житейскими, увлекая насилием ко греху, тогда вспомни живее страдания за нас Спасителя на кресте, вообрази живо Его мучения за твои сласти, и не захочешь грешить и всеми силами противостанешь греху. Вспомни еще слова апостола Павла: те, кои Христовы, плоть распяли со страстьми и похотьми [Гал.5:24]. Вспомни мучеников и мучениц, до крови, до страшных и нестерпимых мук, до конца своих страданий и жизни противившихся греху, преподобных мужей и жен, умертвивших свою плоть или страсти непрестанным воздержанием и постом, бдением, трудами, молитвами деннонощными, – и они подкрепят тебя своим примером, своею любовию к святыне и правде. Грех и страсть любят насильно врезываться в наше сердце и в плоть – вооружись всегдашним воздержанием и молитвою умною, и убежат страсти, не нашедши в тебе пищи и соизволения.

Восемь с половиной часов утра. Тяжко согрешил пред Богом после утрени по выходе из церкви, сильно рассердившись на молодого нищего, присланного из Питера по этапу и просившего у меня одежды и пищи, тогда как сотни нищих ежедневно приходят ко мне с прошением милостыни, и я должен всем подавать, поскольку Евангелие понуждает меня делать это, говоря: всякому просящему у тебя дай [Мф.5:42]. И так я сильно разгневался на нищего и прогнал его в большой досаде на него и на петербургскую полицию или, лучше, тамошнее начальство, высылающее из столицы всякую нищету, приписанную к Кронштадту, но потом догнал его и дал ему двадцать две копейки, а затем рассердился на нищих, шедших сзади меня, и также прогнал их, назвав подзаборными тунеядцами, голоштанниками, многократно угрожая им полицией и городовыми. За это я весь объялся растлевающим огнем геенным, стал каяться, шел и каялся, потом у забора церковного подал нищим пятнадцать копеек на семь человек, а дома со слезами припадал ко Господу в покаянии, прося милости, и Господь дал мне мир и велию милость.

В мыслях, чувствах, намерениях не соизволял ли ты на худое дело, на грех, на порочную страсть, хотя и не исполнил ее делом по препятствующим обстоятельствам? Раскайся в этом искренно Богу и духовному отцу.

Полюби сердечно молитву Господи, помилуй! Она научит тебя смирению, покаянию, умилению. Она столь же необходима грешнику, как воздух чистый для дыхания, как верное лекарство больному.

Благодарю Господа, отъявшего вчера на пути в гимназию лютую проказу грехов моих, удручавших ужасно и умерщвлявших душу мою (всё жестокосердие к бедным, скупость в подаче милостыни). Господь принял обычным Своим милосердием покаяние мое и разрешил узы смерти. Потом вторично Господь помиловал меня, трижды падшего и равно покаявшегося. О, сколь велики, неисчетны милости Твои ко мне, Господи!

8 декабря

Сегодня ночью (в четыре часа) я видел во сне, что с моей квартиры начался быстро пожар, от печки загоревшись. Дошло до балок; я из самовара лил воду на огонь, в одном месте как будто залил, а в другом месте пламя взяло силу и пошло писать. Страх, боязнь за имущество, особенно за книги.

15 ноября

Восемь с половиной часов утра. Благодарю всем сердцем Господа и Спаса моего, четырехкратно избавившего меня от лютых мучений моих душевных, постигших меня за неподачу нищему милостыни (другому подал, ему нет) пред самой утреней – это раз; другой – за суровое обращение с озлоблением с дьячком Каменоградским за вранье на клиросе по невниманию; третий – за нелюбовное обращение с нищими и четвертый – опять за то же. И вот вместо смерти дан мне от Господа живот, вместо тесноты – пространство, вместо смятения – мир. Сколь благ, благопослушлив, благоуветлив Господь, благопременителен! А я сколь нелюбовен, раздражителен, гневлив, горд, сластолюбив, не снисходителен!

Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего двукратно от прелюбодейного поползновения. Сколь лукав, прелестен, приманчив грех! Под видом сласти подкрадывается к тебе и увлекает тебя ею в плен, удаляет от Бога, бесчестит и сквернит храм Святого Духа – души и тела наши и от истинной любви ближнего совсем удаляет, поставляя на место ее любовь лицемерную, ложную, эгоистическую, животную, плотскую. Прочь душетленная дружба с плотию, отлучающая меня от Бога и могущая навеки разлучить.

16 ноября

После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня во время утрени до канона от величайшей скорби, тесноты и срамоты, постигших меня праведным судом Божиим за неохотное подаяние милостыни нищим с оговорением их в праздности, будучи сам праздным и тунеядцем. Долго я каялся, припадая к престолу благодати, наконец получил совершенное оставление и успокоение.

После сильного очищения желудка я поел довольно, с алчностию трески с хлебом черным и булкою и отяготил себя несмысленно и полдня потерял, ибо не мог ничего делать. Вперед урок – не есть вовсе утром.

Немецкий пастор позволяет себе большую неправду и лицеприятие при раздаче одежды немцам и русским, грубое, дерзкое обращение, топание ногами и прочее. Вперед раздавать одежду в присутствии членов Комитета и непременно в моем присутствии.

Мирское слитие души есть яд, смерть для нее, и это испытываю я всякий день. Для чего же я люблю мир, сливаюсь с ним душой? Разве мир и душа однородны, однозначны? Нет, душа и Бог – вот что однородно, ибо мы чада Божии, душа – [горние части], Божий образ.

Даруй мне, Господи, поревновать чисто живущим и Тебя, Пречистого Бога, возлюбить от всей души.

9 декабря

Воскресение. 29-я неделя по Пятидесятнице. Благодарю Господа, соделавшего во мне дивно спасение Свое от врагов невидимых, искавших поглотить меня злобою своею; я был в негодовании на дурное распоряжение отца настоятеля, который, прогнав хорошего дьячка, на место его не дал порядочного другого, а сегодня к утрени и никто из дьячков не пришел, так что надо было посылать к протоиерею по этому предмету. Когда я был в сильном борении и беспокойстве, я припал в покаянии и молитве к престолу благодати и получил избавление от разженных стрел лукавого и мир с дерзновением. Отпуст не выговорил от насилия врагов невидимых, молитву Христе, Свете истинный тоже. Обедню служил при насилии врагов невидимых, язвивших меня жалами своими.

Дьячок Каменоградский сердит, как гиена и леопард, не может он быть моим сослуживцем и поет вздорно.

За обедней говорил свое поучение о духовной проказе.

* * *

Шесть с половиной часов вечера. Благодарю Господа за двукратное, предивное спасение пред самой обедней, когда я покаялся от души в лукавом, гордом и жестокосердом воззрении на нищих, припрашивавших еще милостыни, и после вечерни, когда я отрекся дать требуемую сумму денег нуждающимся по скупости и жестокосердию и потом искренно покаялся в квартире господина Захарова пред крещением его дочери, дав слово относиться к нищим смиренно, кротко, любовно и подавать охотно, как членам Христовым. Скоро услышал Господь искреннее мое покаяние и скоро помиловал меня, даровав мне мир, дерзновение, пространство.

Благодарю Господа за чудное Божественное обновление, дарованное мне по причащении Божественных Таин: зной сластей исчез, во всем существе моем воцарился мир и пространство с дерзновением.

О, окаянство мое! Вечером в семь часов я в ярости на одного нищего (просившему у меня и прежде часто милостыни и получавшего, а теперь много усугубившего просьбу свою о даче ему на синий кафтан и на панталоны) сильно выдрал его за волосы на мостовой против английской церкви, много урезонивал его и наконец дал ему восемьдесят копеек, прося прощения за мою жестокость и раздражительность. И у Господа просил прощения в покаянии, мысленно припадая к Нему. И в этот час Господь не оставил меня, грешника, но услышал и помиловал меня окаянного. Благодарю премилосердого, благопослушливого, скоропослушливого, благоуветливого и благопременительного Владыку живота моего. Потом я был в доме Голубева у Олениковых и читал чудное житие преподобной матери Синклитикии, затем угощался щедрой трапезой из плодов, доброго вина и чаю с булкой и кренделями.

О вера Христова православная! Сколько в тебе сокрыто благ неизреченных! Как ты обновляешь, очищаешь, освящаешь, претворяешь нашу душу и самое тело чрез веру, надежду, чрез покаяние, молитву и особенно чрез животворящую тайну причащения. Сколько в тебе даров Божиих неизреченных! Какая Божественная жизнь! Какие чудные действия Духа животворящего! Немощные – мы врачуемся, мертвые – оживотворяемся, ходящие во тьме грехов и страстей – просвещаемся, связанные пленицами грехов – разрешаемся, плененные – освобождаемся, в печали утешаемся, в скорбях врачуемся и радуемся, в бедах и опасностях избавляемся, в болезнях исцеляемся, виновные тьмою согрешений – примиряемся с разгневанным правосудием и от всех их избавляемся! Сколько в тебе благ, вера святая православная! Какая ты богатая сокровищница божественная! Какая неистощимая житница! Какой источник живой воды Духа Святого! Какое светозарное солнце всем, во мраке житейской ночи ходящим! Какой от тебя источник благоухания, святыни, нетления! Какая чудная ты соль земли для нас, земных, гнилостью греха зараженных до костей и мозгов! Благодарим Господа за такое небесное, святое, жизненное сокровище. Научи нас всех, Владыко, жить достойно такой веры, такого упования! Вложи, Господи, закваску веры Твоей, благодати Твоей в сердца людей Твоих – и три меры муки вскиснут всецело [Мф.13:33].

Благодарю Господа за животворное причащение Святых Таин во время литургии ранней; после обедни я сделал большую погрешность, именно – пресытился за утренним чаем, поев пирога с рыбой по предложению жены; это пресыщение сопряжено было с крайним бессилием духа во весь день и с некоторою тягостию и болезненностию (нытьем) внутренностей. Когда я крестил у господина Кознакова, мне крайне трудно было выговаривать слова молитв, а некоторых и совсем не мог, особенно при чтении Евангелия. О, грубая, непростительная погрешность в пятидесятилетием мужчине! Вовсе не есть после причащения никогда до обеда!

11 декабря

Сделана ли запись крестин у Кознакова? Спросить отца диакона Арсения.

* * *

Вечер. Благодарю Господа за величайшую Его ко мне милость – животворное причащение Святых Таин во время ранней литургии: я обновился, ожил чрез них. Но сделал ошибку в двенадцать часов, закусив трактирного пирога, – этим я немного отяготил себя. В гимназии я имел неприятное столкновение с немецким пастором Боссе, который, будучи раздражен моими справедливыми замечаниями касательно пристрастия при выдаче одежды из Комитета немцам и русским (при чем русские были часто обижаемы), захотел выжить меня из Комитета; крупно я посчитался с ним и смутился на целый час и более. По окончании класса, идучи дорогою, я молился внутренно Господу, каясь в своем раздражении и своей нелюбви к пастору, и Господь совершил во мне чудо спасения, очистив грех мой и дав мне мир и пространство. Еще Господь скоро помиловал меня, когда я впал в мысленный нечистый грех, ходя около английской церкви в девять часов вечера.

Если хочешь видеть и славить величие Божественное, благость бесконечную, премудрость и премудрые дела Господа Иисуса Христа, Его чудное и Ангелом недомыслимое смотрение Его о спасении рода человеческого, Его чудные дела воплощения, учения, различные чудеса, спасительность Его страданий, смерти и воскресения и как Он для всех верующих есть всё, всякое благо – читай чаще акафист с каноном Спасителю. Равно если хочешь видеть величие Божией Матери, неисчислимые и величайшие благодеяния Божии, излиянные чрез Нее на род человеческий, Ее благость и милосердие неописанное к роду человеческому, Ее величайшие добродетели, читай канон с акафистом Божией Матери. Эти каноны и акафисты должны быть необходимым, ежедневным чтением и пением благочестивого христианина, ибо в них, как в фокусе, собраны все великие дела Бога нашего, касающиеся нашего искупления и спасения, из них видно до очевидности, что Христос и Божия Матерь для христиан всё, для всех всё!

12 декабря

Благодарю Господа, избавившего меня после чтения Евангелия, особенно после великого входа, от величайшей напасти вражией – от неприязни к диакону Владимиру, небрежно относившемуся к службе, и к дьячку Дмитрию Каменоградскому, грубившему мне во время утрени и не хотевшему послушаться с первого раза в должном. Благодатию Христовою от сердца моего двигнулась как бы гора – вражие насилие, и место ее не обретеся. Избави, Боже, и от мгновения неприязни, всех да люблю и жалею, ко всем согрешающим да снисхожу, да покрываю грехи, да долготерплю, да не раздражаюсь, да молюсь и за врагов, кто бы они ни были!

Господи! Исповедую пред Тобою согрешение мое, что я гордо поступил с чтецом Дмитрием, сидя в кресле, спросив его: Каменоградский! наполнил ли ты пробел в крестильной книге, записал ли имя, отчество, звание родителей ребенка, крещенного три дня назад? Сходил ли на дом, как я просил тебя неоднократно? Но он крайне гордо, непочтительно, дерзко, ослушливо ответил мне и крайне огорчил меня, противоречил мне дерзко. Но я прощаю его от сердца, по слову Твоему, Ты же, Господи, вразуми его и умягчи сердце его и смири его и, якоже праведно, воздай скорбию оскорбившему мя, да не паче и паче предерзостен будет и воспрепятствует мне в мире совершать служение Твое, ибо не могу с таким предерзостным чтецом служить Тебе, Премирный Господи!

Я первый виновнее всех, Господи! Я первый отпал от любви и впал в злобу, разрушив заповедь Твою, которая есть любовь; я весь закон Твой нарушил и потому достойно терплю оскорбления от чтеца. Но помилуй меня, Господи, кающегося, помяни доброе, содеянное чтецом сим, и отврати его от зла. Аминь. Ибо Ты благ и милостив и каяйся о злобах человеческих90, Владыко!

Благодарю Господа, помиловавшего и уврачевавшего мою душу, пред сим смущенную, стесненную и болезненную, за искреннее покаяние в моих грехах и молитву. Я искренно признал себя виновным в распре с дьячком и об нем помолился Господу, да вразумлен и помилован будет, да умягчит Господь его грубое и окамененное сердце, дышащее яростию и злобою на меня, дерзостию и непослушанием, да просветит и обратит его от зла к добру и кротости, незлобию, послушанию, почтительности к старшим.

Побеседуем ныне, братия, по руководству святого апостола Павла, для душевной нашей пользы об избежании господства в нас пороков. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его, и облекшись в нового [Кол.3:8–10]. В чем было бы мое христианство, если бы я не обуздывал гнева, ярости и осквернял душу свою злоречием и сквернословием, если бы я за гнев платил гневом же, за ярость яростию, за злоречие злоречием? Я был бы настоящий язычник, нося только имя христианское, без значения и силы, даже худший из язычников, которые иногда обуздывают гнев по разуму и сильному характеру воли? Но я должен на гнев и ярость ближних отвечать кротостию и незлобием, не сердиться, не раздражаться, на злобу отвечать благостию и молитвою: да отпустятся они им, да исправятся они. Ведь зло, гнев, ярость есть болезнь человека и есть, кроме того, порождение диавола; не человек, собственно говоря, делает зло, а диавол чрез него. Отпусти им, надо молиться, не ведят бо что творят [Лк.23:34]. Себя самого надо осуждать строго за гневные движения сердечные или за злые помыслы, ибо мы знаем, что чрез наши страсти, слабости действует в нас диавол и аггелы его. Любите враги вашя, благословите кленущыя вы... и прочее [Мф.5:44] – учил Господь и Сам исполнил на деле Свои слова, ибо, укоряемый, противу не укорял, стражда, не претил91 [1Пет.2:23]. Вера христианская должна превратить волков в агнцев, лисиц в голубей, вообще, должна изменить человека из худого к наилучшему. Как я буду жить по Евангелию, как докажу любовь мою к Спасителю, мою верность, преданность Ему, Его учению, также любовь к ближнему истинную, нелицемерную, если не буду переносить обид, если не отложу гнева, ярости, сквернословия, блуда и буду увлекаться ими? Как я отвергнусь себя по учению Христову [Мф.16:24], если не буду отвергать от сердца всякое зло, всякую страсть, вражду, зависть, нечистоту, корысть, жестокосердие, скупость и ложь, клевету, противление, непослушание? Меня обижают, бранят невинно, ненавидят без всякой уважительной причины с моей стороны – Бог с ними, я буду молиться за них: отпусти им, не ведят бо, что творят, не ведят, что в них лукавый сидит и командует ими, не ведят моих искренних, добрых намерений относительно их самих. Какое торжество внутреннее, какая отрада для души, если одолеешь в себе и в других зло благодатию Божиею, крайнею борьбою с внутренним злом, молитвою? О, тогда я богач нравственный, ибо тогда Бог со мною, источник жизни и всякого блага, источник мира, радости и пр. Теперь возьмем другую, противоположную сторону: что если я не снесу обиды, ругательства, суровости, непослушания, противления, злобы и буду отвечать обидой за обиду? Выйдет ссора, смятение, вражда, пламя страсти охватит обе стороны, и вот вам два сильных пожара нравственных, последствие которых – внутреннее, душевное опустошение, отгнание благодати. Больно для самолюбия терпеть оскорбления от других?! Но зато полезно для души (и телесные болезни также тяжело переносить, но они часто приводят к лучшему), они ведут к здоровью души; и больно терпеть обиды до тех пор, пока болит душа самолюбием и гордостию, а когда исцелится от самолюбия и гордости, тогда обиды и ругательства будут всё равно что младенческие стрелы. Я остановился на указанных Апостолом [Кол.3:8–9] грехах, потому что они сильно господствуют между нами, то есть гнев, ярость, злоба, злоречие или ругательство, также особенно сквернословие у простолюдинов и у так называемых нижних чинов. Срам [слышать] непечатные слова нашего простонародья и этих нижних чинов, а образованная женщина или девица хотя совсем не ходи по иным улицам по причине крайней оскорбительности для слуха мужицкой или солдатской брани. Так-то пошло, дерзко они ругаются рождением своим, тем самым, что должно быть для них всего почтеннее на свете, пред чем надо благоговеть и что из благоговения надо всегда чтить и святить тайною молчания. Да, вот что, братия мои. С этих пор перестаньте совершенно сквернословить, а так как это наиболее случается с пьяными, то перестаньте пьянствовать и подобиться скотам несмысленным, так как ни пьяницы, ни злоречивые... Царства Божия не наследуют [1Кор.6:10], и мука бесконечная, беспощадная, от правосудия Божия уготованная, их ожидает.

Но почему еще, в конце концов, надо христианину отбросить гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие, ложь? Потому, отвечает святой апостол Павел, что вы совлеклись, то есть в крещении, покаянии и причащении Святых Тела и Крови Христовых, ветхого человека с делами его, то есть беззакониями, страстями, пороками, и облеклись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его [Кол.3:9–10], где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос [Кол.3:11], то есть безразлично – все Христовы и во всех Христос, и, значит, нельзя называть ругательно кого- нибудь иудеем, варваром, рабом или подобными названиями бранными, а надо всех уважать и любить, как себя, как даже Самого Христа. Колосс., III, 9–11.

Необходимо прощать обиды, погрешности, проступки, во-первых, потому, что мы все подвержены немощам и все нуждаемся в снисхождении, во-вторых, ярость, гнев, злоба, ругательство, сквернословие безобразят и мучат человека и пользы никакой не приносят, а вреда – бездну, разрушают взаимный мир и любовь и добрые отношения; в-третьих, необходимо оставить их ради нашего христианского звания, ради того, что мы члены Христовы и члены друг другу и должны жить в любви, украшаясь беззлобием, кротостию и смирением; в-четвертых, ради того, что, подвергаясь означенным страстям и дурным навыкам, мы делаемся игралищем демонов и, в-пятых, потому, что мы этими страстями позорим свое христианское звание, навлекаем нарекание на святейшую и всеспасительную веру нашу со стороны иноверцев и чрез нас хулится имя Божие.

13 декабря

Благодарю Господа, избавившего меня во время утрени от скорби и тесноты и смущения по поводу возродившейся неприязни к дьячку Каменоградскому, нагрубившему мне накануне. Я принес покаяние Господу и избавлен от греха неизреченною милостию Его. Благодарю Господа, даровавшего благодать совершить литургию в мире и оживотвориться Святыми Тайнами. Благодарю Господа, избавившего меня от возникшей опять неприязни к дьячку на пути в гимназию; с этим чувством я долго боролся и благодатию Божиею при искреннем покаянии одолел и помилован от Господа, получив мир. Благодарю Господа, избавившего меня от смятения и тесноты во время вечерни пред крестинами в доме Касаткина у крестьянина Смоленской губернии.

Согрешил я: кричал на нищих, в небольшом количестве пришедших ко мне просить денег на разные нужды: на кафтан, на сапоги, рубашку, баню... Я мог бы и должен был бы дать без разговору, но не дал, отсылая их с негодованием к губернатору, полицмейстеру, к генералам, к офицерам, к купцам... Безумный я! Мне эту честь делает Господь, что Сам изволит от меня принимать в лице нищих милостыню, которую Сам же мне и посылает, а я, несмысленный, самолюбивый, корыстолюбивый, жестокосердый, отсылаю Христа моего с негодованием и досадою к другим. С чем это сообразно? Чего за это я достоин? Но и эту дерзость Господь простил мне, когда я, пришедши домой, мучимый совестию, покаялся от души! О, бесконечное милосердие! О, долготерпение! Но что если Господь затворит мне двери милосердия и не отверзет их?!..

14 декабря

Благодарю Господа обновившего и утешившего меня причащением Святых Таин Своих и многократно избавившего меня во время утрени от козней, смущения и мучения невидимых врагов. После обедни, пришедши домой, я впал в самое острое уныние и тоску по поводу слуха о подаче виновным против меня дьячком Каменоградским репорта благочинному с жалобою на меня. Меня поразила и беззаконность и недоброжелательство ко мне настоятеля и благочинного и ехидство дьячка Дмитрия, с которым я вместе пою и читаю, коему постоянно помогаю в церкви! Господи! Достойно и праведно воздати скорбь оскорбляющим меня тяжко туне! Господи! Даруй мне, рабу Твоему, мир, да в мире славлю Тебя всегда. Помяни немилостивых, гордых и жестокосердых и воздай им в недро их, да посрамятся и смирятся. Утешь меня вскоре, Господи! Загради уста нечестивому и грешному. После долгих и многих молитв Господь дал мне мир.

15 декабря

Крайне тяжелые минуты пережил я сегодня во время утрени и ранней обедни и даже причастился неспокойно и не в мир душевных сил из-за дьячка Дмитрия Каменоградского, крайне нагло и дерзко оскорбившего меня своим непослушанием и грубостию и пожаловавшегося на меня благочинному с подачей репорта. Обидно и то, что он не показывает ни малейшего расположения к примирению, но продолжает свою злобу даже на клиросе. Только по окончании обедни всесильною и всемилутощею благодатию я победил невидимых врагов моих, удручавших меня адскою теснотою. Пришедши домой, я сходил к благочинному, объяснился и расторг в себе сети вражии.

Смотри Первое послание апостола Павла к Тимофею 5 глава, 19 стих и апостольское правило 56-е92.

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, сокрушившего крепость мучительства вражия после всенощной в соборе, когда я, осиленный врагом на отпусте утрени и на молитве Христе, Свете истинный в конце и ужаленный им, воззвал ко Господу о помиловании, прилепился к престолу Божию и получил избавление. Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от скорби и тесноты в квартире Михайловских после [молебна] и обручения жениха и невесты: из боязни демонской, суетной, нелепой, я недоговорил отпуста, и злой демон уязвил меня, смутил, лишил свободы и дерзновения. Чем мучиться от этого, и иногда долго, и прогневлять малодушием своим Господа, то во сто раз лучше взять мужество и твердость воли и выговорить всё сполна, все молитвы, чтения Евангельские, отпусты, возгласы, ектении. Да поможет Господь.

Диавол оскверняет сердца наши и помышления наши дыханием нечистой, плотской, богопротивной любви, чтобы растлить душу и тело и сделать сердце наше неспособным к любви Божией, чистой, святой, нетленной, пламенной и к нелицемерной, святой любви к ближнему. Сколько душ он осквернил, растлил лукавством и насилием своим по их невниманию, нерадению, невежеству, лености, корыстолюбию и сластолюбию! Они живут только для плоти, для мира, для его нечистых удовольствий, а не для Бога, не для правды Его, не для вечной жизни святой, нетленной. Как многие оплакивают свое растление блудное, в которое они имели несчастие впасть еще в юности! Они и доселе не могут освободиться от наводняющих их душу нечистых помыслов и вожделений и мучительного от них томления.

Благодарю Господа за примирение дьячка Каменоградского со мною и меня с ним, за смирение его и меня. Какое тяжелое, адское томление я перенес 15 декабря во время утрени и ранней обедни! Горе мне было! Но вот Господь избавил меня от этой беды раздора и крючкотворства дьячка и настоятеля. Впрочем, благодарю его, что принял мое объяснение беспристрастно и побежден был моими доводами, чтобы вразумить дьячка.

16 декабря

Воскресение. Во время обедни во внутренностях моих – жало сластей и жало диавольское, крайне меня беспокоившее; я каялся и плакал, Господь дал мне обильные слезы, которые избавили меня от жала бесовского и низвели в сердце росу благодати, прохладившую зной плоти, зной бесовский. Причастился животворно. Но – о! развращение сердца! О, лицеприятие! О, плотяность! О, злоба! О, гордыня бесовская! Я в сердце презрел одну, весьма некрасивую женщину бедную, несколько неряшливую, подошедшую с ребенком к Святой Чаше для приобщения его, послушался сердцем внушения дьявольского и крайне смутился, впал в тесноту, бессилие, мучение, от которых не мог освободиться скоро, несмотря на усердное припадание ко Господу, и заамвонную молитву читал с боязнию бесовскою, несвободно, принужденно, неискренно, с пропусками, с трудом. Враг злобно напал на меня. Говорил поучение свое громко, не торопясь, отпуст сказал не весь, с пропусками. Апостолов Петра и Павла и святого Андрея Первозванного не помянул. Святителя Иоанна Златоуста и Аггея пророка не помянул и святого благоверного князя Александра Невского. О, наветник диавол! О, злодей! О, насильник! О, коварный!

Что я вижу, дорогие братия мои? – Драгоценный крест, подносимый от вашей любви и от вашего усердия моему недостоинству! С какими мыслями и сердечными чувствами приму его? Вы удивили меня этой нечаянностию, потому что я не сделал ничего особенно полезного, за что бы удостоиться вашего столь лестного для меня внимания и вашей награды. Правда, я знал о вашем ко мне расположении как добрых чад Церкви к ее служителю, но не помышлял, чтобы она выразилась столь приятным для меня образом. Драгоценный крест подносите вы мне! Но как возложу я его на перси для украшения сана моего, когда Пастыреначальник наш, Господь Иисус, нес деревянный крест как орудие Своей казни за нас на раменах Своих, изнемогая под тяжестью его? Как я буду носить его, когда я не научился еще полагать душу свою за овцы стада Его, когда еще я не научился распинать плоти своей с ее страстями и похотями, когда я не научился еще жить не себе, а Ему, Владыке живота нашего, когда еще богопротивное самолюбие в разных видах живет во мне? Разве для обличения себя буду я носить его на своих персях, в которых еще не горит постоянным пламенем любовь к Распятому и к тем, за кого Он распят? Простите мне мое недоумение и мое колебание! О драгие души, искупленные вседрагоценною кровию Агнца Божия! Да присвоит Он нас Себе присвоением вечным. Моим долгом священническим и впредь будет молиться о вас и желать вам преспеяния со дня на день в вере и во всяких добрых делах. От всей души желаю, чтобы между нами всегда было взаимное единение и общение как молитвы, так и духовных, вечных интересов.

17 декабря

Понедельник. Благодарю Господа за всесильную помощь Его мне во время утрени, яко укрепил меня на противоборство и победу невидимых врагов. По приходе домой разбил большую лампу, положив впотьмах неосторожно шапку мою. Этот изъян в наказание мне за то, что я отказал нищему в его усильной просьбе прибавить еще к данным ему мною тридцати копейкам столько же. Теперь же я на три рубля сделал изъяну и даже более. Поделом мне!

Благодарю Господа за дар здравия и сохранение целомудрия даже доселе. И впредь сохрани, Господи, от болезней и нечистоты сердца и плоти.

18 декабря

Прославляю всеспасительную благодать Божию, действующую чрез мое недостоинство в людях, прибегающих с верою в нее и чтущих ее во мне. Вот вскоре уврачевала благодать по молитве нашей немощный глаз рабы Божией вдовицы Евлампии, за что мы и возблагодарили многомилостивого Господа. Уврачуй, всещедрый Владыко, и долговременный недуг и отыми от души злой навык в рабе Твоем, иерее Михаиле (Тимофеевиче) Иконникове (в Ревельском соборе), притекавшим с супругою своею к благодати Твоей, действующей во мне, аще и недостойном, и не посрами нас, Владыко, от чаяния милости Твоей. Помяни их путешествие к благодати Твоей, их смирение, скорбь, веру, упование, милостыню (девять рублей) нищим Твоим и прослави в них имя Твое, якоже обычно Тебе, да не будут иметь нужды прибегать за помощию к внешним, не облеченным саном священства людям, да прославится благодать священства, да и он прославит, иерей сей, с супругою и чадами своими, благодать Твою, на иереях Твоих почивающую, яко благословенна и препрославленна благодать первосвященства Твоего, Господи, во веки веков. Аминь.

Благодарю Господа за чудное оживотворение моей души и тела моего животворящими Тайнами во время совершенной мною вчера литургии и за благодать победы над врагами невидимыми во время литургии и во время вечерни. С великим усилием пришлось мне одолеть благодатию Божиею всезлобных и вселукавых врагов во время вечерни при произношении ектений, а на просительной ектении они сломили меня, и я с большою урезкою и поспешностию промолол прошения ее, и воспоминание Пресвятой Богородицы со святыми всеми, и преданность Христу Богу, Владыке и Главе Церкви, всего ее дивного и славного сочленения на небеси и на земли и в преисподней. О, как злобно, неустанно, коварно, насильственно ловит меня злой ловец! Но Ты, Господи, посрами его вконец, а во мне благодать Твою прослави до конца и все козни его потреби и ни во что же вмени, даровав мне совершенное одоление. Буди! Буди! Буди!

Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния внутреннего от величайшей тесноты в начале литургии и даровавшего мне благодать совершить ее живою, а не мертвою душею, в мире, а не в смятении, с дерзновением, а не с малодушием. Причастился Святых Таин животворно, в мир и пространство души моей. Благодарю Господа. После обедни поехали мы с диаконом и причетником на панихиду в дом Михаила [Епифановича] Коновалова, но не застали ее: пели уже вечную память. Поэтому я огорчился на настоятеля за то, что он не подождал нас, и чрез это огорчение с яростию вошел в мое сердце супостат диавол и целый час крайне удручал и томил меня, теснил, смущал, мучил адски, а я всё каялся, шел тихонько к гимназии и потом около ней ходил и каялся, крепко осуждая себя за несохранение любви, за нетерпение, за корыстолюбие, ибо из-за корысти, конечно, я огорчился более всего: не будь этого, и не обиделся бы нисколько. Наконец Господь помиловал меня, окаянного. Наука мне: ни из-за чего не огорчаться, не смущаться, не обижаться ни на кого и не терять любви, которая дороже всего и есть исполнение закона [Рим.13:10]. Во время вечерни также крайне бедствовал я душею, смущаясь, огорчаясь и удручаясь вражией теснотою из-за того, что дьячок в начале вечерни не читал Трисвятого по Отче наш, и я не имел времени оправиться от смущения по поводу отказа нищим в милостыне, а между тем всещедрый Господь послал мне чрез рабу Свою Стефаниду двадцать рублей на милостыню в обличение моего маловерия, жестокосердия и любостяжания. Когда я в конце вечерни крепко каялся, Господь простил меня, даровав мне мир и спокойное окончание вечерни и повечерия. На панихиде опять величайшая теснота из-за отложенного рубля на извозчика (из платы за соборование), и опять покаяние, и опять помилование. У учителя Титкова поел я вареников с творогом и сметаной, нарушив пост, и это нарушение было остном тяжким для души моей на весь вечер. О, алчность!

Возложат на олтарь Твой телцы [Пс.50:21]. Тельцы означают бессловесные страсти наши, которые мы должны умерщвлять, закалая их ножом самоосуждения, самоукорения, покаяния, самоотречения. Умертвите уды вашя, яже на земли... [Кол.3:5].

19 декабря

Был вчера вечером у моего доброго духовного сына Павла Алексеевича Александрова, пел духовные песни, кушал яблоки, прекрасную семгу за трапезой, пил чай во славу Божию, немножко вина. Семга весьма хорошая, нежная, вкусная, легкая, здоровая. Благодарю Господа и за сии дары Его благости.

После утрени. Благодарю Господа, ознаменовавшего начало дня сего новыми ко мне неизреченными милостями в избавлении меня во время утрени от скорбей и теснот, постигших меня праведно за недобрую, неохотную, с огорчением подачу милостыни нищим, и за дарование мира, свободы, простора души моей, пред тем умерщвленной грехами. Благодарю Господа за избавление во время утрени от бесчисленных козней диавольских и за непреткновенное служение утрени с дерзновением. Благодарю Господа, вновь избавившего меня сейчас (восемь часов утра) от новых скорбей и теснот за те же грехи против нищих. О, богатство милосердия и щедрот Божиих! О, злое богатство злоб моих! О, недоброжелательство многим, о, зложелательство врагам, о, злорадство при неудачах и гибели врагов! Не добром ли надо платить за зло? Не молиться ли надо и о врагах? Не есть ли это доброжелательство и молитва за врагов лучшая над ними победа?

Чем далее я живу на свете, тем более вижу на себе милостей Господа Иисуса Христа, тем более вижу бесконечную цену жертвы Его крестной, крестных страданий Его и смерти за нас, ибо, каждый день впадая в многие, многие грехи, ежедневно повторяющиеся многократно, я должен бы был по правде Божией погибнуть из-за них и предаться вечной муке, но вот, ради бесконечно великой жертвы Христовой, принесенной на кресте за избавление мое и общее спасение, я ежедневно спасаюсь стократно от лютых согрешений моих, за покаяние и веру в Христа Бога моего и здрав и спасен пребываю. Благодарю Тебя, Господи, всею душей моею, спасаемый Тобою без числа. Да возлюблю Тебя, живота моего, всем сердцем моим, во все дни живота моего.

Шесть часов вечера. Благодарю Господа за неоднократное избавление меня от мертвящего дыхания Велиара во время соборной обедни, и за дарование мира и жизни, и за животворное причащение Святых Таин. Благодарю Господа за избавление от величайшей тесноты вражией и от жал его смертоносных, зловоспламеняющих по поводу нетрезвости дьячка Адриана и крайне небрежного отношения к вечерни. Мне бы надо было покрыть его слабость снисхождением, извинить, ибо кто без греха [Ин.8:7]? Ая озлобился на него по действию и подстреканию диавольскому (я это видел), смутился, и сам плохо, с преткновениями и недомолвками служил, и еще более раздражился и сильно воспламенился. Яд бесовский огнем адским разливался во мне, и я яростно относился к встретившим меня нищим. Пришедши домой, я был в раздражении, в агонии, в огне, но вот помолился усердно Господу, прося милости, и Господь сотворил во мне державу мышцею Своею, расточил врагов моих и даровал мне совершенное спасение, и я возрадовался духом о спасении Господнем.

Все человеческие грехи, замечаемые нами в людях, очень обыкновенны по причине растления природы человеческой грехом, ибо и в себе их замечаем в некоторой степени, а потому при виде или слышании человеческих слабостей, проступков, грехов не должно возмущаться и волноваться, раздражаться, гневаться и таким образом к греху прибавлять новые грехи, а надобно спокойно относиться к согрешающим, покрывать и извинять по возможности грехи согрешающих и спокойно продолжать свое дело. Говори: всё это [человеческое].

Из-за чревоугодия впадаю нередко в раздражительность, нетерпение.

Искренно, от всей души, неленостно, усердно, нелицемерно служить Тебе, Богу моему, и ближним моим даруй мне, Господи; молиться за всех, как за себя молюсь в нужде, горе, обиде или в радости, с полным усердием. Возведи меня к простоте богоподобия, Господи, с корнем иссеки из души моей всё терние грехов и страстей моих.

Нелепый, малодушный страх бесовский, когда я без причины, по насилию от врагов невидимых боюсь там, где не должно бояться, а нужно быть мужественным и благонадежным, например во время богослужения, должен быть удален мною благодатию Божиею навсегда как греховный, мечтательный, прелюбодейный. Надо Бога единого бояться, а не бесов и людей, на Бога возлагать всё упование. Грехи страшат?.. Но для грехов есть покаяние, а не суетный, бесполезный, мертвящий и в горшие грехи повергающий душу страх бесовский; он, этот страх бесовский, есть тяжкий грех.

20 декабря

Благодарю Господа за непреткновенное (и на великом входе, и при поминании первенствующих духовных властей) служение литургии и за животворное причащение Святых Таин. После обедни сделал ошибку, напившись чаю (два стакана) у шурина Петра Константиновича (коего не было дома, ни жены) с полубулкою и тем очень разгорячивши себя; пришедши домой, опять пил чай и еще более расстроил нервы, так что и чай опротивел. Меня крепило, а всё это вместе действовало на меня неприятно. За вечерней служил неспокойно, с преткновением, с большим принуждением, сражаясь против борющих врагов. Какая-то благородная девица, стоявшая в храме, мысленно смутила меня по немощи моей (лицезрение суетное), но благодатию победил смущение. Лица человеческого да не знаю во время богослужения.

Лицо Владычицы Богородицы и лица святых не есть нечто отдельное от Бога, но одно с Ним, по Писанию: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [1Кор.6:17] (или, как говорил Господь: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, иЯв нем [Ин.6:56]), – но одно не по слиянию лиц или естеств, а по причастию Божественного естества, по причине исполнения человечества Божеством, как губа, например, пропитывается воздухом и водою, как огонь совершенно проникает раскаленное железо, так что во святых уже нет места греху и быть не может по преставлении их от земли. Поэтому сколь славно, непоколебимо, блаженно, преисполнено всех благ, всех совершенств Божественных, всякой святыни и правды, всякого света и благоухания состояние святых Божиих! Их святыня, правда, жизнь непоколебима во веки веков. Но сколь жалка и подвержена постоянным переменам наша жизнь на земле! Как удручает, волнует, мучит нас грех! Как омрачает, оскверняет, умерщвляет!

21 декабря

Благодарю Господа, избавившего меня и в нынешнюю утреню и после ней от ядовитых и мертвящих козней демонских ради покаяния и молитвы моей и частого припадания к престолу благодати. О, сколь люты демонские козни и сколь отрадно избавление Божие! Пожалел я во время обедни пред великим входом новой своей камилавки, чтобы не задымилась фимиамом, и убил этим враг духовную жизнь сердца моего, я смутился, уязвился душею и не мог выговорить от смущения имен царской фамилии.

Как увлечение внутренним прелюбодейством или злобою, завистию, непокорством и прочими грехами есть грех, убивающий душу, так и увлечение боязнию бесовскою есть такой же грех, ибо и она есть сочетание с врагом, хотя и невольное.

* * *

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно литургию и причаститься неосужденно и победить после причащения козни злобного врага.

22 декабря

Благодарю Господа за многократное избавление меня по молитве покаяния от смертоносных козней духа злобы во время утрени и во время литургии и за оживотворение меня Святыми Тайнами.

На проскомидии вся Церковь Божия – небесная, земная и преисподняя, чудная, лепотная, могучая в небесных членах своих, тайная.

Если я из-за потери или повреждения каких-либо вещей скорблю и еще питаю неприязнь к человеку или к тем, которые повредили или лишили меня их, то я горд, самолюбив и не имею любви. (По поводу вырубки настоятелем дерев в саду.) Был в сильном искушении; враг разжигал злобою, но покаянием угасил его огонь адский.

Злой демон старается непрестанно вооружать нас против ближних злобою, завистию, блудом и лицеприятием, и потому стоять непрестанно на страже своего сердца и искоренять страсти: они не дают нам замечать наших бесчисленных зол и грехопадений.

Ты не замечаешь по маловерию и неразумию величайших благодеяний к тебе Божией Матери, а они изливаются на тебя непрестанно. Когда ты молишь Господа о милости и получаешь ее, то получаешь ее по молитвам и ходатайству Пресвятой Матери Господа: воля Божия и Ее воля – одна воля, Она – один дух с Господом. (Вот сейчас отъяла Она неприязнь от сердца, когда я с верою и покаянием воззрел к Ней в молитве.)

Всякое, даже малейшее пристрастие мирское (к одежде, к деньгам, к отличиям, к лицам) убивает мгновенно в сердце любовь к Богу и ближнему! Вот какой оно дьявольский яд! Какая бесовская зараза! Потому и поем в церкви по ее руководству во время обедни: Всякое ныне житейское отложим, попечение, яко да Царя всех подымем93. Нельзя иметь в сердце Христа и в то же время пристрастие к твари!

23 декабря

Ты, подвижник благочестия, борющийся неустанно со страстями плоти и духа своего, не забывай, что всякая победа над лукавыми, злыми и нечистыми помыслами и страстями есть шаг на пути к вечности, к завоеванию жизни нетленной, шаг к достижению обетованной земли.

* * *

Благодарю Господа, явившего мне многократно спасение Свое во время утрени и ранней литургии воскресной, особенно после великого входа, на котором и после которого крайне мучительно уязвил меня диавол (чрез помысл о двух рублях, нечаянно оказавшихся у меня в кармане между бумажонками карманными: я не знал, братский ли они доход, или мои собственные, или бедных, я положил отдать их бедным, но колебался – оба ли рубля или один). Ах, как я мучился, не выговорив имен царской фамилии! И очевидно, врагу нужно было смутить меня и запнуть на великом входе. Впредь не верить ему и не смущаться никакими его кознями, отражать прилоги, не смущаясь, предоставляя себя со всеми грехами моими одному Господу. После покаяния и припадания к престолу благодати Господь избавил меня от мучения. Причастился животворно. Проповедь сказал добре.

* * *

Девять с половиной часов вечера. Благодарю Господа за превеликое избавление, явленное во мне пред вечерней и в самом начале вечерни, когда я смиренно и глубоко каялся в грехе жестокосердия и суровости относительно нищего отрока лет тринадцати, которого я в гневе сильно выдрал за волосы за частое попрошайство милостыни у меня. Я дал ему десять копеек, но как бы позавидовал ему в получении этой лепты, с яростию наказал его. Когда я это сделал, я тотчас почувствовал, что благодать Духа Святого, полученная мною чрез причащение Святых Таин, оставила меня, я лишился мира, свободы, дерзновения, впал в смятение, скорбь и тесноту, в язву душевную, мне стало горько, тяжко. Я прибег к усердному покаянию в храме пред престолом Божиим, сознав, что я в дитяти, как члене Христова Тела, оскорбил Самого Христа Бога, что я разрушил весь закон Божий, коего сущность – любовь. Я поверг себя в бездну милосердия Божия, и Господь явил на мне бездну Своего человеколюбия, грех мой простил и даровал мне мир, и я пел вечерню сладостно, предпразднуя Рождество Христово.

24 декабря

Благодарю Господа, избавившего меня и нынешний день по великому благоутробию Своему от великих скорбей и теснот, постигших меня за суровое обращение с нищими пред утреней. Я в покаянии и самообличении, самоосуждении припал к престолу Божию в Петропавловском приделе и избавился вскоре от смерти духовной, от смертоносного яда змиина и восприял жизнь, мир, свободу, простор, правоту сердца, дерзновение. Да и теперь, в эту минуту (восьмой час вечера) меня избавил опять Господь за покаяние и сердечное сокрушение, самоосуждение, самообличение от смерти душевной, постигшей за грубое, суровое, пренебрежительное, гордое обращение с нищими, просившими у меня милостыни. Я искренно осудил себя в самолюбии, гордости, злобе, скупости, любостяжании, сластолюбии, плотоугодии, нетерпении, суровости, строптивости, гневе. Сколь вожделенен, драгоценен, приятен, животворен дарованный мне Господом мир! Слава в вышних Богу, и на земли мир [Лк.2:14]! С этими словами и я, подобно Ангелам, встречаю Рождество по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Против злейших козней бесплотных врагов во время богослужения буду призывать всегда по Господе Владычицу Богородицу, да разрушит Она всемощным Своим ходатайством все коварства их надо мною.

25 декабря

Благодарю Тебя, Господи, яко сподобил мя еси и еще торжествовати день Рождества Твоего по плоти в церкви Твоей; даждь мне, Господи, попирати всегда бешенство тления и возлюбить премирную, нетленную и вечную святыню Твою.

Да берегусь сегодня наипаче чревоугодия, алчности и невоздержания и ради великости праздника, и ради соблюдения дара здравия души и тела.

Без числа я приял от Тебя, Господи мой, Господи, пакибытия спасение по молитве покаяния и особенно чрез причащение чудных, животворящих Таин Твоих; без сего спасения я давно погиб бы, сошел в могилу и не видел бы света, не славословил бы на земле Твоей имени Твоего. Слава безмерному благоутробию Твоему, бесчисленным щедротам Твоим, непобедимой силе Твоей, торжествующей над грехом и тлением нашим.

* * *

Вечер. Благодарю и превозношу Господа, принявшего мою веру и мое усердное покаяние после благодарного соборного молебна в Андреевском соборе, на котором я допустил прилог к сердцу духа злобы и внутренне озлобился на настоятеля, лукаво посмотрел на некоторые его движения, с подозрительностию. Крепко овладел было мною и палил меня дух злобы. Но Господь погасил адский огонь.

* * *

После ранней обедни. Благодарю Господа, многократно избавившего меня от терния греховного и от бодения жал духовных змий во время утрени и литургии, во время утрени на литии и благословении хлебов и особенно после отпуста на всенощной, который я сбивчиво и урывисто сказал, не произнесши от прелести диавольской имени Пречистой Богородицы, святых апостолов и богоотец. После этого поражения я оправился благодатию Божиею и молитву Христе, Свете и отпуст первого часа выговорил сполна. На литургии, именно на великом входе, имена царской фамилии сказал довольно отчетливо и полно, хотя не совсем. Есть надежда с Божиею помощию совсем исправиться; по молитве Богоматери причастился животворно. Проповедь сказал хорошо, отчетливо, сильно.

27 декабря

Сегодня по окончании ранней обедни, которую я служил, всезлобный дух уязвил и умертвил мое сердце хулой на Пречистую Богородицу в тот момент, когда я стал целовать на святом потире изображение Ее всечестное, и я минут десять или пятнадцать мучился этой нелепостью. О, клевета, о, бесстыдство вражие! О, дерзость вражия! Но потом покаянием и усердием к Божией Матери Господь отъял тесноту и смерть от души моей. После этого верь в чем-либо этому всесветному мерзавцу, который всеми мерами старается хулить чрез нас Божию правду и нас всех. Ни в чем не верь ему: он ищет только смерти нашей.

28 декабря

Благодарю Господа, исцелившего головную боль мою утром в четыре часа чрез очищение желудка, после чего я возблагодарил тайно Господа.

* * *

После ранней обедни. Благодарю Господа, посетившего меня милостию Своею сегодня во время утрени дарованием мне избавления от тесноты и смятения, и особенно во время литургии, которую я служил с диаконом Владимиром и дьячком Дмитрием Каменоградским, избавлением меня по молитве внутренней от злого уныния и от огорчения на диакона и дьячка, неблагоговейно служивших и, как казалось, озлобившихся на меня. Господь спас меня и умиротворил, оживил, и я всю литургию служил исправно, с силою многою, искренно, непреткновенно и причастился животворно Святых Таин.

Благодарю всеблагого и благопослушливого Владыку Господа Иисуса Христа, услышавшего меня в часы тесноты греховной покаянный вопль сердца моего и избавившего меня от грехов моих и от насилия начал и властей и миродержителей тьмы века сего в квартире Федора Алек. Лошкина пред совершением Таинства Крещения (младенца Анисии). Грех мой был тот, что я сердился на нищих, во множестве меня обступивших, и на отца диакона Арсения за его медленность в движениях и в хождении на службу. Еще Господь спас меня в квартире офицера, где я давал молитву родильнице и нарекал имя младенцу. Еще Господь избавил меня в десять часов вечера от нечистоты блудной, коснувшейся сердца моего, когда я, вышед из дому, ходил по улице и молился. Да презираю отселе всякий грех.

29 декабря

Благодарю Господа, явившего мне милость Свою пред утреней и во время ее в избавлении меня от скорби и тесноты, постигших меня за нелюбовь к нищим и за строптивость к ним. Я принес искреннее покаяние Господу в нарушении закона любви, в оскорблении благости и величества Божия, в злобе моей, в нетерпении моем, и помиловал меня Господь, и даровал мне мир, и я читал и пел каноны с радостным, торжествующим духом.

Под самый конец утрени враг сильно смутил, уязвил, поглотил меня чрез маловажное, по-видимому, обстоятельство: дьячок Каменоградский околицею обошел меня на клирос и, слегка кивнув мне головой, не подошел под благословение по неприязни ко мне (как я думаю). Это меня возмутило, уязвило, убило. Я долго припадал к престолу благодати, во-первых, о вразумлении непочтительного к сану иерея дьячка и, во-вторых, о уврачевании души моей и о прощении мне грехов моих: самолюбия, честолюбия, гордости, злобы, вражды, гнева, ненависти к согрешившему, ибо, вместо того чтобы покрыть согрешение любовию или не заметить его или пожалеть согрешающего, простить его невежеству, я с лукавством и подозрительностию, неприязненностию посмотрел на этот маловажный проступок, вменив его за оскорбление моего достоинства и моей личности, приняв его за личность. Если он обидевший, а я обиженный, то надо пожалеть обидевшего меня невинно по наущению диавола и помолиться за него искренно, да вразумит его Господь и избавит его от сети вражией, да не погибнет душа его в прелести злобы. А я извратил нравственный порядок, я озлобился на него, и вот вместо одного вышло два озлобленных, и вместо одного два творящих волю диавола, а не волю Божию. Я чувствовал, как враг злобно и разрушительно, адски во мне действовал, смущая, тесня, паля и муча меня. Господи! Реку Тебе со Стефаном первомучеником: не постави чтецу греха сего и меня от сетей врага избави. Даруй нам мир и единомыслие к славе имени Твоего святого. Смири души наши, надменные гордостию и самолюбием, и даруй нам терпети друг друга любовию. Яви мне чтеца сего благопокорливым, и я буду ему в потребном благопослушливым, почитая в нем своего собрата и сослужителя.

30 декабря

Благодарю Господа, даровавшего мне слово в неделю по Рождестве Христовом и совершить благополучно, хотя при крайнем душевном бессилии, литургию позднюю в Успенской церкви. На великом входе смутился и убоялся от страха вражия и не выговорил отчетливо имен царской фамилии, что было крайне больно и стыдно; о сем умолял Господа, да простит мне и да даст мне со дерзновением глаголати подобающее; по освящении Святых Даров также не помянул от страха вражия Святейшего Синода и имени митрополита Исидора, сказав титул Новгородского, Санкт-Петербургского и Финляндского и ихже даруй... Отпуст литургии сказал весь с большим напряжением. Один день я не служил литургии, и какое бессилие духа, какая смерть духовная! Мне надо всякий день служить.

Богатство простоты, любви, смирения, незлобия даруй мне, Господи! Благодарю Господа, услышавшего молитву мою о благопременении чтеца Дмитрия и диакона Владимира.

31 декабря

Чревоугодие, лакомство, винопитие, упитывая плоть в сильной мере, усиливают в ней все страсти: самолюбие, гордость, злобу, зависть, любостяжание, жестокосердие, гнев, раздражительность, суровость и строптивость к бедным, к домашним, к подчиненным, ко всем, которые ниже нас или равны нам. Так, я испытывал это на себе многократно и ныне. Вчера я был в гостях, лакомился вином, виноградом, яблоками, чаем, кушаньями (хотя очень в малой мере этими последними). Сегодня я сделался очень золи раздражителен к нищим, переругал их во гневе на них и сам себя крайне уязвил внутренне пред утреней и после утрени. За глубокое покаяние Господь простил меня в тот и другой раз, но много было молитв покаянных, много слез, много воздыханий, много самообличения. Благодарю Господа, даровавшего мне пакибытия спасение после смерти души моей. О! Точно ад во мне был – так мне было тесно, тяжело! Урок мне не раздражаться, не гневаться никогда! Благодарю Господа, милостиво принявшего слезы покаяния моего. Я оскорбил святое сочленение Его, бедных людей Его.

* * *

Благодарю Господа за скорби, посылаемые Им мне для наказания, очищения и обновления, – после них я делаюсь ревностнее к Богу, благопопечительнее о душе своей и душах людских, дерзновеннее в молитве. Благодарю Господа за великое дерзновение и искренность сердца, с которыми я служил сегодня молебен у Ивана Ф. Пальянова в десять часов утра.

Четвертый час дня. Благодарю Господа за спасение пакибытия и обновления, совершенное во мне ныне Господом моим по молитве покаяния, когда я согрешил озлоблением и яростию на нищих, просивших у меня милостыни. Яростию и наруганием и укоризнами без разума неправедно оскорбил я члены Твои, Господи, и мои собственные, ибо мы члены друг другу [Еф.4:25]. Благодарю Тебя, Господи, яко и еще приемлеши покаяние мое, и еще врачуешь язвы мои, и еще разрушаеши во мне смертные узы и жизнь мне даруеши вместо смерти. Благодарю Тебя, яко примирился еси мне, Господи, пучина милосердия и мира. Когда же я распнусь миру и мир распнется мне? Когда я презрю плоть многострастную, умерщвлю страсти ее и возлюблю единого Бога?

* * *

87

Оправдание (церк.-слав.) – закон, установление.

88

Свидёние (церк.-слав.) – откровение, свидетельство, заповедь.

89

Уды (церк.-слав.) – части тела.

90

Сожалеешь о бедствиях человеческих (Иона 4:2).

91

Претйти (церк.-слав.) – гневаться, угрожать, негодовать.

92

Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях (1Тим.5:19); 56-е правило апостольское гласит: «Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного».

93

Херувимская песнь на литургии.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 22: 1879-1880. - 2017. - 685, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle