Март 1880 г.
1 марта
После утрени. Благодарю Тебя, многомилостиво, многоблагоутробне и долготерпеливо, всесильно Господи, яко приял еси покаяние мое, в беде и буре сущего бесовской, и помиловал меня, и благопременил душу мою от злобы и рвения и зависти к настоятелю, и даровал мне мир, кротость, смирение, благость, дерзновение, оправдание, пространство душевное, жизнь по духу. О, сколь радостно было это благопременение десницы Владычни! Урок мне впредь не ревновать покою настоятеля: трудится и он в своей мере. Да имею к нему всегда уважение, благорасположение, любовь, покорность, ибо он Божий слуга есть нам во благое [Рим.13:4].
Он на своем месте царь нам. Прочь всякая крамола в сердце моем на него – она от диавола.
Вечер. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить литургию раннюю в Успенской церкви и обновиться причащением Святых Таин с побежденном всех козней вражиих. Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние нелицемерное от великой тесноты и скорби, удручавших меня за гневный отказ нищему в подаянии, когда я шел по валу западному и смотрел на [...] загородной [сушильни]. Я милостыню вскоре же подал тому нищему, когда шел домой. Благодарю Господа за двукратное, всемилостивое спасение от подобной скорби и тесноты вечером в десять с половиной часов, когда я искренно покаялся в новом огорчении на нищего, следовавшего за мною в моей прогулке и в моем тайном молении. Я тоже подал ему милостыню с извинением в отказе, и другому нищему высокому подал пятьдесят копеек на кафтан; согрешил пред тем укором его в праздности и пропивании денег. И то неправда!
2 марта
Двадцать пять лет я священствую и доселе не научился я жить сердцем на небесах, имею сердце земное, страстное, гордое, злое, сластолюбивое, вещелюбивое, лицелюбивое, скупое, завистливое, жестокое, корыстолюбивое, ревнивое, упорное, непокорное, нетерпеливое, ленивое, нерадивое, унылое, боязливое. И это после стольких молитв, после стольких и таких священнодействий литургии, Таинств Крещения, Миропомазания, Покаяния, Елеосвящения, которые могли бы и каменное сердце обратить в мягкий воск! О, нечувствие! О, неблагодарность! О, землестрастность! О, тупоумие! О, чистое безумие! Забыл сказать: после скольких наказаний отеческих Господа Бога моего, после стольких скорбей, теснот, болезней, после стольких уроков, полученных мною в школе благодати Божией!
Десять с половиной часов вечера. Благодарю Господа многомилостивого и благопослушливого, избавившего меня сейчас от великой скорби и тесноты, удручавших меня за жестокосердие к нищим, коим я не подал того, что они просили, и столько, сколько просили, а гораздо меньше, ибо их много, как я думал. Помолился я с верою и упованием, в покаянии, и избавил меня Господь и жизнь вместо смерти подал мне, мир вместо смятения, простор вместо тесноты, дерзновение вместо малодушия. А ранее Господь избавил меня, ходящего по двору, от нечистого блудного яда, впившегося в плоть и в душу от фотографических карточек обнаженных женщин.
Благодарю Господа за благодать служения утрени и литургии, за помощь и избавление от лютых диавольских козней, за причащение Святых Таин, за произнесенное слово, данное мне от Его премудрости, и за побеждение и попрание дьявольских козней во мне, коими мучил меня жестоко Велиар после преткновения и смущения моего на отпусте панихиды и невыговор отпуста; это победил совершенно во мне Господь по употреблении (совершенном) мною Святых Даров: от них враг получил сам всеконечную язву и поспешно удалился, жестоко опаленный и уличенный. Слава Господу за всё!
Благодарю Тебя, Господи, почтившего меня образом и подобием Своим – умом, правдою, святынею, даром свободы и бессмертия и всякими дарами духовными и телесными, также величайшим даром сыноположения, печатаю Святого Духа, во мне живущего и действующего, и, что паче всего, вкушением Пречистого Тела и Крови Твоей. Даруй мне явиться достойным столь великих и неизреченных Твоих дарований, присвоиться Тебе совершенно любовью паче всего и исполнением заповедей Твоих, и возненавидеть всякое беззаконие и многих, многих привести к Тебе, оправданных благодатью и кровью Твоею. Аминь. Одиннадцать часов вечера. Воскресение прощеное.
3 марта
Благодарю Господа за внушение, сделанное мне от директора Яниша, хотя и довольно резкое; я должен пробудиться от апатии в преподавании и вести дело живым языком.
Начать повторение в седьмом и восьмом классах скорейшим, пространнейшим образом.
Много, видно, во мне самолюбия, самомнения, гордости, зла, своенравия, нерадения и лености, что я не благодушно, а с огорчением и гневом принял замечание господина директора касательно чтения в классе, а не разговора, не беседы живой с учениками (старших классов). Я сознался и покаялся в этом пред Богом, и мне стало легко, а пред тем щемила мое сердце тоска и обидчивость на начальника. Дождь, сказано, премудрому вину, и премудрейший будет [Притч.9:9], то есть заметь разумному человеку недостаток его, и он тотчас исправится. За вчерашний грех мой я понес сегодня праведно огорчение.
* * *
Шесть с половиной часов вечера. Благодарю и превозношу от всего сердца Господа всеблагого, вездесущего, благопослушливого за скорое избавление меня от тесноты и скорби в квартире № 8 у молодой женщины больной, отправляющейся в Севастополь к родителям, у коей я служил напутственный молебен. Не только избавил меня Господь от душевной беды, но и даровал мне мир, спокойствие, простор, радость, дерзновение. О, какое сокровище спасения и жизни Господь Бог мой! Сколь благо прилепляться к Нему, веровать в Него, надеяться на Него, молиться Ему, взирать на Него сердечными очами, каяться пред Ним, слезы проливать пред Ним! Никто не останется в стыде, веруя в Него и надеясь на Него, прилепляясь к Нему в молитве, богомыслии, благоделании. Слава Тебе, Сокровище жизни мое! Скорбь моя [происходила] вследствие неуместного, хотя отчасти справедливого замечания мне директора в присутствии наставников гимназии касательно метода моего преподавания в старших классах гимназии. Я желал бы, чтобы это заключение было мне делаемо, если нужно, наедине. Я все-таки старший преподаватель гимназии после инспектора. Пусть сделает директор замечание ученику Пальянову, из-за которого он напал на меня. Кто директору сплетничает на меня? Вознесенский? Остряков? Урок мне: я не должен огорчаться за делаемые мне замечания, а должен с благодарностью принимать их и исправляться.
4 марта
После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня от продолжительного мучительства вражия, продолжавшегося с пяти с половиной часов утра до чтения канона, который я читал во время утрени, и даровавшего мне мир, пространство, жизнь, силу, дерзновение! О Господи! Ты источник жизни моей, силы моей, свет мой, мир, радость моя, избавление мое!
Два часа пополудни. От великого уныния и упадка духа, от адской тесноты избавил меня Господь Иисус Христос, когда я шел из гимназии домой и усердно призывал Его в помощь и спасение мое; дух злой томил, удручал меня сильно; свету Божьего я не видел. Это из-за директора Яниша, неумело заметившего мне касательно преподавания в старших классах. Я понимаю, что дух злой смущает меня, что Бог обличает во мне самолюбие, гордость, нерадение, леность, самоугодие, нечувствие грехов моих, а я прибегаю к самооправданию и обвиняю начальника. Я несправедлив, я должен смириться и покориться воле начальника, хотя и резко выраженной. Да вразумит нас обоих Господь.
От вчерашней постной мучнистой пищи и от пустого чаю сегодня у меня за утреней был скверный голос, нечистый, слабый.
Благодарю Господа, избавившего меня вновь от адской тесноты за краткую, сердечную молитву! О, сколь зол злодей бесплотный! Как он ищет поглотить меня! Благодарю Господа, и еще избавившего меня от адской скорби, причиненной врагом.
О, чудный, новый союз Бога с человеками, столь ясно, наглядно изображаемый иконою Богоматери, держащею Превечного Младенца Бога на руках Своих! О нетленная, пречистая, чистая Дево Богоневесто, яже Бога Слова человеком преславным Твоим Рождеством соединившая108! Какое чудное таинство, ангельские умы удивляющее и ужасающее, в Тебе соделано Богом на спасение, на возвеличение наше! Да познаем мы, христиане, любовь к нам Божию и наше Божественное благородие, возненавидим грех и возлюбим правду, всякую правду, да славим немолчно сердцем и устами Бога и Богородительницу!
Я сам в летах почтенных, да и служака старый. Потому прошу деликатнее со мною обращаться, а не деспотически, как первый между равными.
5 марта
Благодарю Господа, многократно избавившего меня и в гимназии, и дома, и на улице, и в храме от диавольского уныния и тесноты и даровавшего мне милость, мир, свободу, дерзновение за покаяние и веру мою.
На панихиде у Федора Васильева за неискренность и нечистоту сердечную и за боязливость и малодушие диавольское меня поразила смерть душевная, теснота, скорбь. Я пришел в храм, приложился с покаянием и молитвою, верою к престолу благодати, и узы смерти разрушились, ток животворящей благодати проник меня, и я стал мирен и блажен благодатию Божию. Скоро опять поползнулся мыслию и словом, опять покаялся искренно, и опять помилован.
Зачем я сделал сегодня (среда Первой недели поста), нарушил пост и сделал большую уступку плоти, соблазнившись на уху стерляжью и на рыбу (стерлядь), поевши за ужином? Зачем пил вино, ел плоды? Яблоки, апельсин, виноград? Зачем оживил многострастнуто плоть, которую начал было немного умерщвлять, употребляя только растительную пищу? Вот она начинает опять сильно воевать на дух, [похотствовать], волноваться страстью. Скорее опять за воздержание, усиленное воздержание! Помилуй мя, Боже, помилуй мя!
6 марта
Утро. О я, окаянный, раб тления и зловонных, смердящих страстей! Прельстясь вчера вечером на свежую рыбу (стерлядь), подаренную мне Горбуновым (прислана из Астрахани), я не имел всю ночь покою от блудной страсти, от животного побуждения! А какое зловоние от ветров желудка! Просто несносное, между тем как от растительной пищи, которую я ел исключительно почти три дня, этого не было! Дай Бог мне весь пост не есть больше рыбы!
Сердце грубеет, каменеет от животной пищи, к земле клонит, от неба отвращает, свирепство бесовское увеличивается.
После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня за веру, покаяние и молитву неотступную от смертоносного, всемучительного жала дьявольского во время утрени, когда я многократно припадал к престолу Его страшному и животворящему, и даровавшего мне мир, свободу и пространство, силу и дерзновение. (Опять из-за директора и классных наставников, к которым враг вселил в меня подозрение, как к шпионам.) Оклеветающаго тай109 искренняго своего, сего изгонях [Пс.100:5].
Девять с половиной часов утра. Благодарю Господа за превеликое избавление души моей от лютого диавольского насилия и озлобления (огорчения) во время панихиды над отроковицей Марией (Васильевой, дочерью Федора Васильева) за слезное мое покаяние и слезную молитву. О, как супостат ищет непрестанно поглотить душу мою, как теснит, язвит огненными и смертоносными жалами своими, парализует, умерщвляет ее, бедную и обнаженную всяких добродетелей! Какую ложь, неискренность, двойственность, рознь между словами и чувствами, тем паче делами, поселяет во мне, внедряет в меня, заграждает мои сердечные и телесные уста, чтобы не возвещать хвалы Богу, Матери Божией, святым Ангелам и святым человекам, чтобы не говорить людям утешений веры, не возвещать покаяния и помилования грешникам кающимся, чтобы не молиться о помиловании и упокоении усопших христиан. На всяком слове молитвы, благодарения и славословия ставит мне иногда препятствия, при всех священнодействиях и молитвословиях вонзает в мою душу свои адские жала, смерть приносящие душе моей! Но Ты, Господи, милостию неизглаголанною погашаешь все разжженные стрелы лукавого, сокрушаешь жала его, изводишь меня на пажить жизненную и миром даришь душу мою! Слава Тебе!
Благодарю Господа за превеликое, всесильное, всеблагостное, скорое избавление моей души от адской тесноты и смятения в гимназии по поводу воображаемого шпионства некоторых преподавателей и неприязни к ним, которую я преодолел в себе благодатью и миролюбием и человеколюбием. Господь дал мне мир, дерзновение, пространство. Слава Богу спасения моего!
Искренность даруй мне, Господи, во всех молитвословиях и священнослужениях, чистоту сердца, чистую молитву, неблазненность, спокойствие, свободу духа, мерность всегдашнюю.
Православие, православная вера и Церковь как солнце сияет в поднебесной, могущее спасти всякого человека, исповедующего православную веру и принадлежащего к Православной Церкви. Православие – во всей чистоте небесная истина на земле, неповрежденная человеческим мудрованием, превратным, ложным, душегубительным.
Шесть с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты бесовской на панихиде у Федора Васильева по дочери его Марии; я возглашал мирно и непреткновенно во время ее, но на отпусте враг ложным страхом своим смутил, стер меня, и я недоговорил, как мертвый, конца отпуста, и опять язва, смерть, скорбь, теснота; шел по дороге и молился об избавлении; домой пришел – то же, и опять избавил Господь именем Своим, и опять мир и свобода, опять исцеление, обновление! Бездна злобы в бесах, бездна умерщвления от них душе моей. Но слава Богу! – одолевает всегда злобу вражию и мою благость Божия бесконечная, ибо бездна благости в Господе, паче (без числа больше) чем в демонах злобы.
Благодарю Господа, промышляющего о нищих Своих чрез рабу Свою Стефаниду: опять я получил сегодня, спустя три месяца, пятнадцать рублей на раздачу им. О, чудное промышление Божие!
Если поползнешься мыслию и сердцем и плотским, страстным движением в грех внутренний, поспеши все- сердечным, хотя и претрудным покаянием изгнать его из глубин души твоей, и да не утвердит он в тебе ни на один час стопы своей.
7 марта
Враг запинает меня при богослужении и молитвословиях чрез устрашение и отчаяние в милости Божией и чрез напоминание о моих грехопадениях, вольных и невольных, в ведении и в неведении, в разуме и неразумии соделанных, но этот бесовский страх, это отчаяние есть новый тяжкий грех. Христианину ли бояться духов злобы, когда Христос спасение и защита его? Ему ли отчаиваться, когда Христос его упование и он Ему единому согрешает и Ему единому дает ответ? Всегда должно быть вселено на уповании сердце его [Пс.15], хотя бы он и сделал множество тяжких согрешений. Ибо кто без греха? Кто бросит в меня камень осуждения? Все мы во грехах, и никто не чист от скверны. Аминь.
Благодарю Господа, Избавителя моего, спасшего меня от тесноты и скорби после выноса тела отроковицы Марии Васильевой (Федора Васильева дочь), ибо за невыговор слов возгласа и отпуста по страху бесовскому враг поразил смертью душу мою, а Господь спас от нее и даровал жизнь и мир.
Десять часов вечера. Благодарю Тебя, Господи, яко Ты погасил в сердце моем вражду и неприязнь к дьячку Каменоградскому Димитрию, даровав мне мудрование праведное, духовное вместо бывшего плотского. Даруй мне, Господи, благодать не иметь ни к кому ни тайной, ни явной вражды, хотя бы кто и презирал или обижал меня, кротости и незлобию научи меня.
Крестное знамение, делаемое на себе православными христианами, изображает всю сущность веры христианской – Святую Троицу и дивное спасение нас грешных, содеянное Троицею чрез воплощение, страдание, смерть и воскресение Единого от Троицы Христа Бога! О, мудрость в простом знамении! О, мудрость Святой Церкви!
О, премудрость! На челе, на сердце и раменах, или мышцах, полагаем знамение креста для того, чтобы напечатлеть в уме и в сердце и во всей деятельности таинство Святой Троицы и воплощения, страданий и смерти и воскресения Сына Божия нас ради, чтобы повергнуть, так сказать, к подножию креста все силы и способности, всю жизнь свою, чтобы сраспинаться Христу, умирать непрестанно для мира и греха, чтобы любить Святую Троицу всем сердцем, всем помышлением, всею силою.
8 марта
Четыре часа вечера. Благодарю Господа, избавившего меня от величайшей беды, напасти вражией – от неприязни к дьячку Каменоградскому, которою (неприязнию) адски мучил меня бесплотный злодей в продолжение утрени до канона, а при чтении канона и после усиленной покаянной молитвы во время предшествовавшей части утрени отскочил как стрела молитвами Богородицы и святого великомученика Федора Тирона. Потом во время обедни избавил меня Господь от боровших упорно и умерщвлявших, теснивших меня врагов, когда я громко, неспешно прочитал молитвы народу: Верую, Господи, и исповедую... и прочее, до тех же пор ужасно теснил, смущал, покою мне не давал.
Десять часов вечера. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно, искренно молебен у Ушаковых и крестины у Опаровских. Особенно благодарю Господа за дар умиления и пламенной молитвы о людях во время всенощной и за скорое избавление от мертвящих козней диавола по прочтении (неполном, окраденном) Евангелия и по окончании всенощной, когда скрал, не выговорил всего отпуста. Когда народ прикладывался к Евангелию, я, чувствуя, как сильно бесчестит диавол чрез грех естество человеческое, в том числе и меня, глубоко вздохнул о своем окаянстве, бедности, нищете, слепоте и наготе и о таковых же качествах людских и помолился благодатью Святого Духа от всей души о себе и о людях, особенно в церкви бывших, таким образом: Господи! Оскверненное естество человеческое очисти, растленное обнови, омраченное просвети, обесчествованное почти, оледеневшее согрей, воссмердевшее облагоухай, омертвевшее оживотвори, отринувшееся воссоедини, отчужденное присвой, грешное освяти, расслабленное утверди, обезображенное вообрази, нелепотное благоукраси, падшее восстанови, овраждевшее олюбви, отчаянное110 возвесели надеждою, унылое утеши, изнемогшее укрепи, онеправдовавшее111 обогати правдою, олукавевшее соделай истинным, невежественное наставь, развращенное исправь, блудное уцеломудри, ухищренное сотвори простым, безумное умудри, оземленевшее онебеси, грубое утончи, плотяное одухови, сделавшееся бесоподобным обогоподобь. О, как высоко Ты почтил, Господи, человеческое естество Своим воплощением и вочеловечением, спосадив его на престоле Божества, крещением очистил и обновил нашу природу, отродил, миропомазанием освятил и утвердил в правде, чрез причащение обожил, сделал нас Своими чадами, Своими удами, совокупил естеству бесплотных Сил Небесных! Что мы воздадим Тебе за это? Кроме любви и верности Тебе, исполнения святой и совершенной воли Твоей, ничего воздать не можем, ибо Ты сотворил всех и всё, и от Тебе альфа и омега.
Я дурно, неискренно, холодно, небрежно, неподготовившись исповедовал на Первой неделе поста (сто девяносто два человека), не внушив, сколь великое человеколюбие явил нам Господь в даровании людям покаяния и сколь дорога каждая душа христианская.
Не для здешних сладостей и красот тленных сотворен ты и живешь в мире сем, но для вечного наслаждения красотою и сладостию Творца и здесь, и в будущем нетленном веке. Итак, не прельщайся, душа моя, здешними грубыми, тленными, иногда нечистыми сладостями и красотою увядающею, не прилагай сердца к здешним благам, да не отпадешь от блага присносущного. Горе возноси сердце свое, человек! Горней части еси ты, душа моя, познай свое божественное благородие и не пребуди в здешних.
9 марта
Господи! Благодарю Тебя за погашение в сердце моем возникшей пред поздней обедней нелепой вражды и неприязни к встретившемуся недружелюбному и непокорному псаломщику Димитрию Каменоградскому. Я помолился в покаянии сердца моего в храме, у престола Твоего, припал к нему в надежде, и Ты отсек благодатию неприязнь и тесноту от души моей и оживил, и умирил ее. Но сотвори, Господи, благопременна и чтеца сего Димитрия, яко без Тебе ни я, ни он не можем творити ничесоже [Ин.15:5].
Даруй мне, Господи, кротостию и незлобием, терпением и снисхождением побеждать ненавидящих меня и не покоряющихся мне и добром побеждать злое, ибо злоба и мщение ожесточают и раздражают и обидимого, и обидевшего и увеличивают пламя вражды; самое безопасное и надежное дело – любовь, кротость, терпение, простота, бесподозрительность, сожаление об обидящем нас, ибо он терпит беду от врага диавола, а не обидимый им. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас [Мф.5:44].
Благодарю Господа за помощь во время литургии, за умягчение и умиротворение сердца моего и за неосужденное принятие пречистых и животворящих Таин с оживотворением от них и за произнесение сочиненного мною слова в Неделю Православия.
Благодарю Господа за сладостный-пресладостный мир, данный мне Господом после внутренней покаянной молитвы об избавлении от насилия и тесноты врага бесплотного, томивших меня после чтения Евангелия, в коем я пропустил несколько слов в конце.
Благодарю Господа за препобеждение величайших искушений и теснот именем Его во время вечерни по поводу позднего прихода диакона к вечерне и по поводу прихода дьячка Каменоградского в церковь с шпионскою, как я думал, целью. Благодарю Господа за дерзновение, дарованное мне Господом при говорении отпуста на повечерии (полного), при совершении крестин за городом, при пении молебна в церкви.
Чудное действие имя Христово произвело во мне при остром искушении, обычном от злых и всековарных духов. Когда я с верою и в покаянии припадал к престолу Божию, то вдруг от внутренностей моих, от ребр моих как бы оторвалась ехидна злая или пиявка ядовитая, и мне стало так легко, легко! Я прославил Господа. Отсюда очевидно, что в пьяницах и блудниках и вообще в невоздержных диавол как бы срастается с их плотью и кровью и душою их, делается с ними один дух, как и прилепляющийся к Господу есть один дух с Господом [1Кор.6:17]. Вот отчего так мучатся пьяницы, блудники, отчего они так злы, буйны. Вот отчего необходим пост для спасения, для избавления от злых духов!
10 марта
Благодарю Господа за многократное, скорое, всемилостивое избавление моего окаянства от лютых козней вражеских, за исцеление душевных язв моих, за избавление от смятения и тесноты и жал змииных и за дарование жизни, душевного здравия, мира, пространства.
Шесть с половиной часов вечера. Благодарю Господа, даровавшего мне умиление и оживотворение при чтении молитв на Преждеосвященной литургии и избавившего от тяжкого смущения во время чтения часов при виде дьячка Каменоградского, стоявшего в алтаре. Я ходил в Петровский придел, приложился с верою и покаянием к престолу и исцелен был Господом от смятения и тесноты и неприязни. Благодарю Господа, избавившего меня от смятения вражия на повечерии и даровавшего благодать непреткновенно прочитать молитву при долулежании и отпустительную ектению с прощением у предстоящих. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от великой тесноты, когда я с верою покаялся.
11 марта
Благодарю Господа, ознаменававшего для меня утро дня сего великими и неизреченными и многими благодеяниями, ибо многократно спас меня Господь, когда я в покаянии призывал имя Его, от злолютых скорбей, нанесенных мне Велиаром до утрени в шестом часу, во время утрени многократно и после утрени, когда я имел язву смертную в душе за малодушие и боязнь при говорении отпуста и, выговорив все имена святых по порядку, не выговорил только имени святого Евфимия, архиепископа Новгородского и святого благоверного князя Александра Невского. Из-за чревоугодия я терпел великие напасти от врагов во время утрени; ядом злопамятства жалил меня бесплотный злодей.
Во время часов и Преждеосвященной обедни стеклась бездна зол на меня: пьяный (хотя немного) дьячок Никитин, лгущий, самодур, неготовый, потом Каменоградский дьячок с змеиною злобой, лукавством и коварством; чрез них так напал на меня исконный злодей, что я едва благодатию Божиею мог вынести тягость искушения, и только мое усердное покаяние и бесконечная благость и сила Божия извели меня от погибели и падения вселютого. Я возобладал над собою и победил врагов силою Божией; Господь помиловал меня и избавил меня от бед адовых, по справедливости окружавших меня за вчерашнее невоздержание (у Бурачка), рыбоядение и винопитие (одна рюмка).
12 марта
Едва не случилось растление ночное от сатанинской нечистой грезы из-за вчерашнего чревоугодия, сластоястия (мед, финики, варенье у Полякова и у Лебедева). Проснулся и принес молитву покаяния Господу; потом не было искушения.
Благодарю Господа, разрушившего козни вражии во мне: злую подозрительность касательно дьячка Каменоградского и примирившего меня с ним, о чем я и молился усердно во время литургии, будучи в великой беде и тесноте от злых демонов.
От ада, от ада вчера Господь избавил меня во время литургии Преждеосвященной пред Отче наш, особенно после причащения и употребления всех Святых Даров. Слава Богу!
* * *
Благодарю Господа, явившего во мне многократно спасение Свое по молитве покаяния во время служения мною утрени и особенно во время обедни, когда пели Господи, воззвах при открытых царских дверях, Да исправится... Положи, Господи, хранение устом моим [Пс.140:3], и особенно после потребления совершенного Святых Даров. О, как я обновился тогда, умиротворился! Благодарю Господа за многократное спасение на вечерни и повечерии, когда я, уязвленный врагом за скрадение по его же навету слов прощения, испрашиваемого у предстоящих, и возгласов на ектении окончательной, припал к престолу, каясь и прося милости. Во время совершения Таинства Крещения Господь помиловал меня, когда я, соблазнясь полуюродивою Феоктистою вдовою, коленопреклоненною во время Таинства, озлобился было на нее, но потом искренно осудил себя за это. Но крайне уязвил меня смертельно враг, когда эта женщина пригласила служить у ней молебен и шла вместе со мною очень медленно, и когда я служил у ней молебен не очень охотно и покойно и не любовно, презирая ее несколько как полоумную. Горе мне было из-за ней, много настрадался из-за ней, едва-едва покаянием возвратил себе милость Божию и мир душевный. Это за гордость и злобу мои! Надо было мне не презирать ее, а смотреть на нее с любовью и простотою как на член Христов и мой и Церкви: она кротка, добра, проста, любяща, ласкова, богомольна, многотерпелива и многострадальна – за что ее ненавидеть? Презирать ее – значит убивать ее.
13 марта
После утрени. Во время служения утрени я крайне смутился от огорчения на отца диакона Арсения Добронравина за его торопливость и суетливость в службе за дьячка и главное неумелость и неподготовку. Я крайне неправ в этом, я должен быть покоен при всяких погрешностях, неисправностях, недостатках сослужителей, как кормчий корабля во время бури и треволнения. Ибо какой смысл и толк кормчему волноваться и терять рассудок, когда буря бросает судно из стороны в сторону и, может быть, рвет паруса? Тут-то он и должен
быть спокоен и хладнокровен и рассудителен, иначе от потери его спокойствия, твердости и рассуждения может погибнуть всё судно. Вообще, надо и священнику быть хладнокровным при виде погрешностей подчиненных и самому делать дело покойно, искренно, с любовью, и тихо, кротко вразумить согрешающего брата. Ведь все мы люди и склонны к ошибкам, погрешностям и желаем от других себе снисхождения. От возмущения и огорчения я не мог выговорить всецело молитвы Господи и Владыко живота моего (второй кряду), а Христе, Свете истинный прочитал всю; отпуст скрал, кончик только.
Согрешил – вчера с вечера поел много жареной мелкой рыбки и пил пиво.
14 марта
Окаянный я человек! И вчера всякую сласть испытал от плодов земных до пресыщения! Увы мне! Увы мне, преступнику Божественной заповеди поста!
Господь благ, долготерпелив и многомилостив ко мне и ко всем, а я зол, нетерпелив и раздражителен к подобным себе немощным и грешным людям. Вчера во время утрени рассердился на молодого диакона за неготовность его к службе и за торопливость, и за то как я пострадал от мучительства демонов! Ужасно! Как я вертелся, переминался, как был стеснен, утеснен, удручен – говорить не мог: пропел молитву Христе, Свете истинный вместо говорения, – и хорошо, я всю ее пропел до слова, а если бы говорить – не выговорил бы.
Благодарю Господа за избавление во время часов и обедни от разных искушений вражиих и от холодности; благодарю Господа за помощь во время повечерия, за весь день; благодарю за искушения, наказующие, вразумляющие, умягчающие ожесточенное мое сердце, утончающие душу, грубеющую во грехах.
Совокупляю во едино всю бездну, пучину грехов моих и немощей моих, прошедших и настоящих, и всю бездну милосердия Божия, на меня излиянного в мимошедшее время и в настоящее время непрестанно изливающегося, и поражаюсь спасительно, [трогательно] бездною милости ко мне Божией, и плачу, и слезно умиляюсь сердцем. О, как Ты, Господи, потерпел на мне, окаянном, столько прегрешений, безобразий, злоб всяческих, жестокосердия, подозрительности, лукавства, нечистых мыслей находящих, таковых же ощущений, пресыщений, непокорения, злорадования, зложелательства, лености, нерадения, неисполнения долга священнослужения, учительства, руководительства, недостойного восприятия Святых Таин и прочего! Славлю Твою милость безмерную, окаяваю свое нечувствие и неблагодарность! А сколько помощи чудной явил Ты, Господи, в моих трудах проповеднических! Ты всегда давал мне слово на пользу мне и людям Твоим! А сколько избавлений даровано мне от Господа за покаяние от грехов моих! Сколь животворных струй благодатных, потоков сладости Божией вкусил я по милосердию Твоему ко мне, Боже мой! За всё, за всё слава, слава Тебе! Потерпи и еще на мне грешном и на подобных мне грешниках, якоже и терпиши, о Долготерпеливе, на пьяницах, блудниках, невоздержниках всякого рода, на всяких грешниках!
Бесплотный злодей и родитель всякого безумия, всякой хулы на Бога и святых всевает в сердце мое и в мысли мои помысл, что затмение солнца, землетрясение, распадение камней происходило не от досаждения тварей Творцу и Господу славы, висевшему на кресте, а от причин естественных, и убивает душу мою этим ложным, клеветническим помыслом. Отчего же мертвые в то же время восстали? От естественных ли причин? Отчего завеса храма в то же время раздралась? Слава Тебе, Творче всех, Господи Иисусе Христе, Чудотворче, Вседержителю! Верую святым апостолам, изрекшим всё Духом Святым! Аминь.
В Тебе, Владычице Пресвятая Богородице, почило и выну112 почивает всё Божество, вся правда Божия, вся святыня Божия, вся простота Божественная, весь свет Божества, все благоухание Божества, благость Божества, сила Божества, всеведение Божественное, весь свет Божественный, всё обожение, господство, царство, величие бесприкладное после Господа. Ты спаси мя, Владычице, обуреваемого и колеблемого хулами вражиими. Даруй мне во веки пламенным сердцем и пламенными устами славити Тя по достоянию, вместе с ангельскими пламенными воинствами и со всеми святыми, со всею Церковью!
* * *
Святая Церковь год от году, ежегодно уготовляет нас к достойному празднованию великих христианских праздников постом и говением и молитвами. Для чего? Для того, чтобы мы просветились, очистились, освятились, укрепились и украсились духовно для достойного празднования их сначала здесь, на земле, а потом, по окончании здешней жизни, и на небе удостоились чистым сердцем предстать пресветлому свету Святой Троицы и праздновать вечный праздник вечного радования и блаженства, праздник искупления и обожения. Кто здесь вознерадит и не будет достойно приготовляться к празднованию великих христианских праздников, тот как возможет войти в пресветлый чертог Царства Небесного и достойно праздновать будущий вечный праздник? Не возможет и не в состоянии будет праздновать, и будет изринут вон, во тьму кромешную, в муку вечную. Да внимаем себе здесь, на земле непрестанно и да очищаем себе от всякая скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии [2Кор.7:1].
От каких страшных, мучительных козней диавольских благодатью Божией и покаянием избавился я сегодня во время утрени и сколь я должен быть благодарен Господу за неизреченную Его милость ко мне, что Он не допустил врагу по грехам моим совершенно одолеть и поглотить меня и поругаться надо мною пред всеми людьми и чрез меня смутить всех людей! От какой бури, беды, смятения, бессилия я возмог помощью Божией! О, да не искушаю Господа невоздержанием и рыбоядением, как вчера, и главное пресыщением! После позднего вечернего обеда в пять часов вечера я опять ужинал в семь часов: старая пища не усвоилась телу, не вошла в организм, а я новой подбавил себе и всё испортил – душу и тело, и врагу бесплотному дал в себе место. О, чревообъястник! И когда же? В пост Великий. В пять часов рыбы не ел, а в семь часов и рыбы поел с аппетитом! Когда служил утреню, то не мог говорить от козней во мне вражиих вторую ектению после молитв о царе, а ектению великую говорил неспокойно, смущаемый страхом вражиим и ядовитыми его убодениями. Но накануне и далее до конца возмог над врагами Божиею благодатию и милостию неизреченною и говорил ектений непреткновенно, с умилением, кроме первой малой ектении на каноне, на которой не прославил как должно, непреткновенно Владычицу.
* * *
Вечер. Во время литургии Преждеосвященных Даров Господь совершил во мне великие силы спасения, и Его благодатию я с дерзновением совершал службу и с умилением; во время и сразу после причащения враг запнул было меня сильно негодованием на диакона за неловкость подачи горячего кадила, из коего просыпались горячие угли на ковер (а ковра-то мне стало жаль). Но покаянием и молитвою я вымолил у Господа прощение. Заамвонную читал редко и всю до конца Божией помощью – враг не мог вырвать из молитвы слова, а меня поразить запинанием; отпуст говорил твердо. На повечерии пред отпустом и во время и по отпусте его Господь преудивил на мне силу Свою и милость в даровании мне мира и дерзновения сказать совершенно покойно отпуст и отпустительную ектению. Пред этим душа моя была поражена острым пароксизмом113, ужалением бесовским, смущением и теснотою, и в этом состоянии я припадал много раз к престолу благодати и получил дивную благодать: дивные, животворные струи Духа Святого совершенно исцелили мою душу. После исповеди по приходе домой я прогневался на жену за некоторые неисправности и оттого получил душевную язву, но помолился усердно Господу в покаянии и Его милосердием, Его именем опять получил дивное избавление и спасение. Слава Богу! Господь близ есть.
Лютеране не имеют Таинства Покаяния и остаются все во грехах. Как счастливы, без числа счастливы мы, что имеем покаяние и все Таинства! Но есть между нами зараженные лютеровою ересью, пренебрегающие покаянием и не ходящие на исповедь.
Чадо, отпущаются тебе греси твои [Мк.2:5]! Ужасное горе и мука были бы нам, если бы нам не прощались грехи наши! Бездна щедрот Господних явлена нам в даровании покаяния: мы непрестанно можем избавляться от бесчисленных беззаконий наших и обновляться на всякий день, избавляться от смерти греховной и оживотворяться благодатью Святого Духа и бодро продолжать течение жизни! У лютеран этого нет!
15 марта
Искусился сегодня (с 14-го на 15-е) во сне в злопреобретении с кем-то из купцов и у купца: вместе крали какие-то квадратики или кубики из сундука, в которых, по-видимому, было что-то съестное, но чего нельзя съесть, как резина или кожа. О, любостяжание! Любостяжание! Приобретать мы любим, а давать бедным не любим.
Вечер, пять часов. Во время утрени субботней (поминовение усопших) при служении моем я подвергся острому искушению чрез себя и дьячка Никитина Адриана и по ловительству врагов бесплотных: я огорчился на Никитина за то, что он пресек мой запев и вопреки мне запел другой стих (из псалма 118-го), от этого яд змиин поразил смертельно сердце мое, я лишился мира, пространства, света, силы и не мог спокойно поминать усопших и выговаривать ектении, хотя внутренне и каялся Господу, осуждал себя и оправдывал Никитина, или извинял его. Уже при чтении канона и при усиленном покаянии и самоосуждении я помилован Богом и успокоился. Во время литургии многократно Господь избавлял меня, миловал меня, разрушая смерть сердца и даруя ему жизнь и мир. Но в самом конце обедни, когда я относил на жертвенник Святую Чашу со Святыми Дарами, поразило меня острое искушение диавольское от пожаления взятых алтарным сторожем просфир: опять яд дьявольский убил только что оживотворенное причащением пречистого Тела и Крови сердце мое (и поделом) за то, что я, вкусив истинного Хлеба Жизни, пожалел хлеба истлевающего, желая угождать чреву и для чрева своего – людям. Я искренно покаялся в этом, долго, усиленно каялся, и Господь простил, вразумив меня, маловерного, плотяного, многострастного, человекоугодливого, чревоугодливого.
Урок мне: ни к хлебу и чреву, ни к какой плоти, ни к каким тканям, ни к металлам, ни к каким вещам художественным не иметь пристрастия, но Бога единого иметь частью своею, сокровищем своим. Душа моя проста и едина и делиться не может между Богом и миром, или веществом; она духовна, богообразна, бессмертна, в едином Боге ее жизнь, ее свет, ее спокойствие, ее сила, ее лепота, ее сладость, ее слава, ее пища и питие – всё, а тело – временное жилище, временный орган, тленно, преходит, исчезает, как дым, пар.
Даруй мне, Господи, не забывать долга поста и не есть рыбы в пост, ибо он делает сильное напряжение блудное в членах, как и сегодня ночью с 15-го на 16-е марта (на воскресение): я ел вечером селедку.
Я грешник, превзошедший всех грешников от Адама и доселе, но Христос пришел в мир грешников спасти, из коих первый есмь я [1Тим.1:15]. Не отчаивайся и не унывай, душа моя: твой Спаситель всесилен и может очистить всякий грех.
Сатана сильно барабанит всякий день в наши нервы и производит греховные, щекотливые, болезненные раздражения: терпи и молись и умерщвляй плоть, умерщвляй сласти.
Невозможно солнцу не сиять, невозможно светлейшей солнца Пречистой Деве Матери Божией не изливать благодеяний Своих на чтущих Ее и прибегающих к покрову Ее искренно.
Когда при взгляде на девиц или на женщин тебя будут обуревать нечистые помыслы, вспомни тогда столп девства, Пресвятую Деву Богородицу, и почти святыню девства во всякой деве и во всякой женщине образ Божий, как и в себе, и храни себя и других в чистоте, не прикосновенной худым помыслам.
16 марта
Воскресение. Во время утрени искушения весьма тяжкие, особенно после главного отпуста, который скрал по страху бесовскому, но после сего, с верою и покаянием приложившись к святому престолу, ощутил великую силу благодати Божией, прогнавшую демонские козни и силы и даровавшую мне благодать и мир. Во время литургии чувствовал опять болезненное бодущее терние, которое во время Евангелия по молитве и силе благодати исторгнулось, и я стал мирен. На великом входе боязнь бесовская и невыговаривание имен царских особ; В первых помяни, Господи по боязни бесовской скрал, только конец выговорил. Слово сказал сильное. Канон на утрене читал бойко и громко. Каменоградский после обедни не пошел на требы, отговариваясь невременем, хотя и не горячась и сохраняя почтительность некоторую. Бог ему судья! И настоятелю тоже, лишившему меня дьячка и другого на его место не давшему.
17 марта
О, святые члены! О, бытейские члены, уды детородные, уста, живот, легкие, печень, сосцы матерние! О, вселепотные, неблазненные члены! Сколь премудро, чисто, лепотно, потребно, благостно вы устроены! И они ли нас блазнят, в прелесть повергают и рабами плоти и диавола соделывают? О, безумие! О, неблагодарность! Слава Тебе, всеблагому, премудрому, всепрекраснейшему, всемогущему Создателю и Спасителю нашему, образовавшему из земли такую красоту, такие органы, такую потребу, такую благостыню! О, восхищение Ты наше, Творче всеблагий и прекрасный, всесвятый, всечудный, всемогущий. Слава, слава, слава Тебе! Благодарю Господа за дар чтения, пения, молитвы в храме на утрени и за избавление от грехов и теснот душевных.
19 марта
Сегодня крайне неразумно и алчно поступил, вторично закусив дома постной лапшой: чрез это душа моя лишилась благодати Божией, расслабела для борьбы с помыслами и греховными движениями сердца и отпала от пресладкого Иисуса, Господа моего, подвергшись нечистоте и смятению; во время молебна я многократно путался (у Гречухиных); терние греховное не давало мне покою, и уже после молебна в молитве покаянной, тайной я испросил у Господа милость, общение с Богом и мир душевный. Вот что значит алчность и излишество в пище, как оно вредно, расслабляет душу помыслами нечистыми и удаляет от Бога!
20 марта
Утро. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния моего от острого искушения во время утрени, которым искушал меня всезлобный злодей по поводу удаления моего из Комитета для снабжения бедных одеждою из-за каприза немецкого пастора Боссе, не потерпевшего слова правды касательно несправедливого распределения одежды между православными и лютеранами. Крайне разжженные стрелы лукавого палили меня сильно, но сидящий на престоле Господь державно избавил меня от них, даровав мне росу благодати Своей и пространство мира в сердце моем, и я возрадовался и возвеселился о спасении Божием.
22 марта
Сегодня при совершении литургии ранней в Успенской церкви (от меня) мое сердце было потоплено вражескими искушениями при усилившейся золотухе внутри и в правом ухе, из которого шла обильно материя гнойная, а на соборовании у Сорокина совсем заливала меня река искушений; сердце совсем расслабело, я был в страхе, смятении, тесноте, слезах, и только благодаря слезам при сильном покаянии и сознании своего окаянства, своей бедности, нищеты, наготы и слепоты я удостоился несовершенной помощи от Бога и концов молитв, Евангелия и отпуста недоговаривал. Все были спокойны: два священника и диакон, да два дьячка, я один был в смятении. Каким недостойным я чувствовал себя! Диавол преувеличивал и до отчаяния доводил сознание моего непотребства и совсем ронял дух мой, и это-то и не должно быть в священнике при совершении таинств и молитвословий, а должно быть упование на милость Божию и сознание своего достоинства с прямым воззрением на всех предстоящих на молитве, с внушительною смелостью и самоуверенностью. Ибо кто будет уважать священника, когда он сам себя не уважает? Да и кто безгрешен? Один Бог.
Сегодняшний случай при соборовании Сорокина и такое крайне болезненное, отчаянное настроение души моей против воли моей, бывшее следствием моего чревоугодия, должно послужить мне темою при составлении слова на Крестопоклонную неделю.
Не причащаясь целую почти неделю Божественных Таин, я страшно обнажился Божественной благодати и помощи, оставшись с своими немощами, грехами и страстями, с своим окаянством, бессилием, наготою, срамотою, слепотою, бедностию. Испытал я всё это при служении литургии и особенно при соборовании Сорокина: всё время соборования я болезненно плакал о своем окаянстве, о бессилии сердца для искренней любви к Богу и ближнему (и к самому больному, и ко всем собравшимся помолиться), о низком самолюбии, сребролюбии, сластолюбии. Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову [Мф.8:20] (и во мне). Мертвые, мы погребаем мертвецов [Лк.9:60]. Истинно я мертвец, хотя имею имя, что я жив, ибо так думают обо мне люди.
На Матерь Божию смотри как на Самого Христа Бога, ибо Он Ее зраком, видом обложен, Он вечно в Ней обитает и всю Ее исполняет Собою, как огонь раскаленное железо.
Наше «я» величайший противник Божий и наш – отвергнемся себя. Отчего иные сердца пылают [серафимскою] любовью к Богу, другие не имеют никакой любви к Богу и привязаны всем сердцем к миру и яже в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской? Одни небесны, другие земны?
Наше священническое служение есть служение обновления, нетления, бессмертия, освящения, примирения людей с Богом, обожения, укрепления, просвещения, служение любви, самоотвержения, спасения.
Что такое красота лица человеческого? Временный, преходящий образ, человек, в котором Высочайший Художник Бог живописал Свой образ и подобие, отобразил Свою несравненную, несозданную, нетленную красоту. С благоговением надо взирать на образ Божий в человеке.
23 марта
Благодарю Господа, явившего мне великую Свою милость и помощь при служении в Успенской церкви поздней литургии и сподобившего меня причаститься животворно Святых Таин и сказать свое слово. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно с начала до конца вечерню.
24 марта
Благодарю Господа, избавившего меня от козней вражиих во время утрени и даровавшего мне благодать и силу совершить непреткновенно утреню со всеми ектениями, молитвами, каноном и отпустом. Благодарю Господа, избавившего меня от смертоносного жала диавольского: от неприязни к дьячку Каменоградскому, не приветствовавшему меня обычным принятием благословения, и даровавшего мне мир и дерзновение после смятения, малодушия и тесноты за усердное мое покаяние. Это было дважды: на панихиде у Сорокина и в церкви Успения Божий Матери на часах. За часами ужасно напал на меня диавол – пещь внутри меня седмерицею разжег, пещь злобы. В тот и другой раз я всячески понуждал себя к любви Евангельской, и благодать одолела – враг прогнан, я остался цел и докончил службу непреткновенно. Да любите друг друга [Ин.13:34]. Любите враги вашя... добро творите ненавидящым вас... [Мф.5:44]. Да и никакого вреда мне не сделал дьячок Каменоградский.
Благодарю и славлю, недостойный, Господа моего Иисуса Христа, избавившего меня вчера во время Благовещенской всенощной от страшных козней, от страхов и боязни и мечтаний дьявольских, мерзких и хульных, и посылавшего мне мысли благие и святые, особенно при чтении шестопсалмия и при каждении на полиелее, например как Господь облагоухал воссмердевшее всяческими грехами естество человеческое, облагоухал Своим снисшествием на землю, и воплощением, и вочеловечением от Пречистой Девы Марии; мысль о цельности представления христианства, веры православной и Церкви, их начала, цели, назначения относительно человеческого рода, откровений, пророчеств, прообразований, исполнения их; о цельности представления Божественного Лица Иисуса Христа, Его рождения, воспитания, жития, учения, чудес, страданий, терпения, долготерпения, кротости, незлобия, святыни безмерной, премудрости безмерной, смерти, воскресения и вознесения, ниспослания Святого Духа и постоянного присутствия и действия в Церкви, в ее учении, богослужении, Таинствах, управлении (из годового богослужения Церкви составляется эта цельность представления всего христианства и его истории, исторических судеб); о цельности мудрования христианского, о цельности самой души христианина: разумения, сердца, воли, намерений. Ужасно враг тиранил меня во время богослужения, просто терзал меня на части. Как человек, повинный греху, плотским страстям, я был в этом отношении весь в его когтях, в его челюстях – горе мне грешному!
Эта цельность представления христианства может быть в душе воздержной, очищенной от страстей и пристрастий житейских, в душе кроткой, целомудренной, воздержной. Для усвоения этой цельности нужен всегдашний пост и молитва, что и делали постоянно святые нашей Церкви, поднявшиеся на такую высоту духовного созерцания.
25 марта
Благодарю Господа за оживотворение меня, непотребного, умиравшего грехами во время литургии и бывшего постоянно в страхе за себя, от искушений со стороны диавола и страстной плоти моей. На великом входе я был парализован бесовским страхом и не выговорил имен наследника и наследницы и сына их; потом в молитве покаяния я получил от Господа милость мира душевного после смятения. Голос был слаб при служении, Святейший Синод и митрополита не помянул от нелепой боязни бесовской и от охлаждения к Синоду и митрополиту за их формальное, без духа и силы служение Церкви Православной. Вообще, я был в величайшей тесноте и смятении на литургии и даже после. Причащение оживотворило меня. Состояние нервического раздражения. Благодарю Господа за чудесное, скорое дарование благодати избавления от грехов моих и от козней диавольских при поездке моей на панихиду к Сорокину вечером и за мир душевный; благодарю за новое спасение на панихиде и после панихиды. Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше [2Кор.1:5]. Я допустил некоторую неприязнь к настоятелю Павлу за его алчность к деньгам и за безучастность к бедным и за необщительность с нами, братьями собора. Но за покаяние Господь избавил меня, как я сказал выше. Господь вразумил меня, что любовью к людям всякого характера, закала молитвою за них всегда можно выгадать, а не прогадать, то есть и врагов можно победить, и себя в целости сердечной сохранить, и закон Божий только исполнить, а не разорить.
О, кто даст мне искреннюю, нелицемерную, всеобъемлющую любовь, не отпадающую, исключающую всякую вещную, страстную, нечистую любовь? Кто даст мне бесстрастие?
26 марта
Благодарю Господа за дивную, благостную помощь во время утрени, когда я был бессилен душой и телом после употребления с вечера в пищу бульона мясного и молока с чаем, был потоплен своими грехами и врагами бесплотными; над всеми грехами возмогла милость и сила Божия. Особенно во время заупокойной обедни мне было очень, очень тяжело от недостатка сна и сильной золотухи, но я вынес, вытерпел немощь крайнюю, а причастием Святых Таин весьма, весьма оживился.
За вечерней (повечерием) смутил меня обращенный в мою пользу с дьячком доход за панихиду в церкви Успенской от Бурачка и Гильдебрандта. После утрени это было, а после повечерия опять от них за молебен два рубля в кружку записал. Но это доход от личного моего дружества, от избыточествующих трудов (коих в пять раз, шесть раз больше прочей братии), он должен быть употреблен достойно и праведно на нищих от лица всей братии, да более Господь пошлет и благословит (и благословляет) наши доходы. Должны же мы от толиких щедрот Божиих подавать милостыню, а братия нерадят совсем, особенно настоятель. Я же сделаю, да не хулятся щедроты Божии, благость Божия. Даром получили, даром давайте [Мф.10:8].
27 марта
Благодарю Господа, явившего мне чудную Свою и всеблагую помощь во время служения утрени и многократно избавившего меня от козней демонских, внутрь меня действовавших и люто уязвлявших меня.
Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою при служении повечерия. Благодарю Господа, избавившего меня от нечистого движения сердца моего в квартире К. Лебедева: лишь я воззвал внутренне ко Господу в покаянии, и Он тотчас избавил меня и даровал мне мир. Неверен я Господу моему доселе, изменяю Ему, не соблюдаю обета, клятвы, данной при Крещении: отрицаюся сатаны и всех дел его, и всех аггелов, и всего служения его, и всея гордыни его. Надо напоминать мне себе самому и другим христианам этот важный обет, обет свято и праведно жить и не быть делателем никакого греха.
28 марта
Зачем я чешу струпы сластолюбия? Зачем всякий день предаюсь невоздержанию в пище и питье? Зачем сласти, лакомства? Зачем рыба? Зачем не вперед, а назад всё? Зачем не собираю, а расточаю? Есть ли в том толк?
От ядения вчера в изобилии стерляди свежей (крайне нежной и вкусной рыбы) и свежего леща, да от питья вина в гимназии у Клементьева и у Лебедева, да от чаю с вареньем весьма сладким, одолела меня блудная страсть лютая во время утрени, и я не мог прославить непреткновенно Владычицу Пречистую на трех ектениях (великой и двух малых), одолеваемый бесом сладострастия! О, горе мне, невоздержному, поставляющему идолов чрева на месте святом – в сердце своем, которое должно быть храмом Духа Святого. О, как невозможно согласить чревоугодие с богоугодием! А я думал согласить несогласимое. Доколе не следую примеру святых, умертвивших все плотские страсти и возлюбивших Бога всем сердцем нераздельно? О, как верно надо хранить пост и в пост не есть рыбы! Рыба плодит блуд, и диавол сильно запускает внутрь жало сласти, так что крайне трудно владеть собою. Не слушаемся Церкви Христовой, слушаемся мудрования плоти – и вот побеждаемся грехами и страстями своими и демонскими искушениями, бываем крайне слабы в борьбе с помыслами и движениями плотскими.
Вечер. Благодарю Господа за помощь мне в служении литургии Преждеосвященной в Успенской церкви. После тяжкой борьбы во время утрени теперь было мне легко, сердце мое и плоть моя внутренняя были утончены и исцелены от сластей, впрочем, в конце обедни была значительная борьба.
Благодарю Господа за скорое избавление от сердечной смерти после исповеди дома в двух случаях: во-первых, от прелести смертоносной от воззрения и, во-вторых, от сребролюбственной ревности к отцу Александру Таратину, что он скоро и весьма многих исповедует (в четыре часа двести одиннадцать человек, а я в шесть часов столько же и меньше). Коль скоро я сознался пред Богом, что ревность моя безумная, низкая, иудина и что я должен ревновать о спасении душ, а не о сребрениках, и воззвал искренно ко Господу о помиловании, Господь помиловал меня и даровал мне сладкий мир.
Исповедников было на четвертой неделе поста двести три [по свечкам], все простой народ.
Искренней любви, искреннего доброжелательства ко всем нет у меня, самолюбия много, а в священнике, пастыре душ, это нетерпимо. Господи! Даруй мне, самолюбивому, плотолюбивому, корыстолюбивому, честолюбивому, суетнолюбивому, искреннюю ко всем любовь, удостой меня недостойного сего небесного, высокого дара Духа Святого. Дохни в мое сердце Духом Святым, и я буду искренно любить достояние Твое и себя в нем как члена, как орган Тела Церкви Твоей.
За огорчение на диакона Владимира во время литургии за то, что он нерадиво и непочтительно, как кажется мне, подал мне кадило, я был наказан смущением и теснотою, от коих избавился благодаря сердечному покаянию и бесконечному милосердию Господа в Успенской церкви в субботу 29 марта.
29 марта
Господи! Благодарю Тебя за чудеса милосердия Твоего ко мне, многогрешному: Ты державно избавил меня в самом конце утрени по молитве веры и покаяния моего от великого смущения и тесноты по поводу сомнения моего в деньгах, данных мне от Якова Аполлоновича Гильтебрандта, чтоб не взял кто их с жертвенника. Сугубую ектению я говорил с большими пропусками, но потом по милости Божией я умиротворился и говорил молитву Христе, Свете истинный с дерзновением и отпуст также весь, без пропусков. Затем Господь державно избавил меня от смущения после великого входа, на коем я не произнес как должно имен царской фамилии. Я опять принес молитву сердечного покаяния в малодушии моем и огорчении на диакона Полетаева. Затем пред самым выносом Святых Даров освященных я огорчился на диакона Полетаева за несоблюдение им обряда целования руки в показанное время на литургии, но за покаяние усердное и надежду крепкую на Святые Тайны Господь опять избавил меня от великой тесноты, оживотворил меня и даровал мне благодать спокойно причастить всех, около трехсот человек в Успенской церкви.
Шесть с половиной часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня по глубокой молитве покаяния моего от великой скорби и тесноты и смерти душевной, постигших меня за жестокосердие мое к нищим и ярость на них (в четыре часа вечера, когда я гулял у английской церкви, и потом дома от нечистого движения сердца, произошедшего от лицезрения); Господь явил мне тысячекратно, сколь сладка благодать Его святая, нетленная, сколь премирна и животворна и сколь обманчива, ложна, прелестна, пагубна, мучительна, поработительна сласть плотская! И всё я не вразумился, всё поползновение имею на грех.
30 марта
Горе мне было великое сегодня во время утрени и обедни ранней в соборе от вчерашнего, как думаю, чревоугодия (вино, апельсины, яблоки, сладкий чай). Я оживил плоть, страсти плотские, усилил их до крайности, сделал чрево свое идолом. И как же разлучало и отчуждало меня от Бога мое чрево, сласти, действовавшие в членах моих! Я был весь плотян, продан под грех, умертвился своими прегрешениями, осквернился, смутился и утеснился и посрамился от них, благодати Божией, жизни Божией лишился. И какими слезами, скорбями, каким покаянием надо было снискать мне вновь милость Божию, помощь Божию, мир, свободу духа, порабощенного страстями! Только пречистыми Тайнами, Телом и Кровию я мог избавиться от страшной тесноты и насилия вражия! Слава Богу Спасителю о сем!
31 марта
Ты предстоишь, о иерей, небесному, животворящему, страшному престолу, но лучшим, приятнейшим престолом для Бога служит чистое сердце, в котором Господь любит почивать. Для того и храмы, чтобы мы сделались живыми Божиими храмами, для того и престолы, чтобы наши сердца стали престолами Богу. На этих мысленных престолах мы сами себя должны приносить во всецелую жертву Богу, умерщвляя все страсти свои и посвящая ум, сердце и волю и всё тело в жертву Богу. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа? [1Кор.6:19]. Вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом... и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель [2Кор.6:16–18]. (В этом духе написать науку о богослужении.) Для Бога разумов приятнейшим престолом служит разумный престол – сердце чистое. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей [Пс.50:12].
Я обладаем великими, многими, тяжкими грехами. Я обладаем самолюбием, тщеславием, гордостью, своенравием, упрямством, непослушанием, и несть им числа, завистью, недоброжелательством, злобою, злорадством, и несть им числа, лукавством, подозрительностью, и несть им числа, чревоугодием, лакомством, объядением, пьянством, и нет им числа, леностью и нерадением, и нет им числа. И после этого я же осуждаю людей, я же презираю старших себя, уничижаю внутренне и нередко в словах осудительных, презрительных. Всякий вид греха – а сколько этих видов! я совершил без числа. Осуждаю себя как повинного.
* * *
Молитва Пресвятой Богородице на повечерии.
Тай (церк.-слав.) – тайно.
Отчаянный (церк.-слав.) – утративший надежду, отвергнутый.
Онеправдовати (церк.-слав.) – оклеветать, несправедливо обвинять.
Выну (церк.-слав.) – всегда.
Пароксизм – усиление какого-либо болезненного припадка (лихорадка, боль, одышка) до наивысшей степени; иногда этим словом обозначают также периодически возвращающиеся приступы болезни.