Источник

Июнь 1883 г.

1 июня

Среда. Благодарю Господа за великую Его милость и помощь мне во время служения утрени в одо­лении боровшихся со мною врагов невидимых и за благопоспешество в служении. Благодарю Господа за милость и дар слез при совершении литургии и за животворное причащение Святых Таин, обновившее меня. При чтении заамвонной молитвы была крайне упорная борьба с невидимыми злодеями, устрашавшими меня призрачными страхами до того, что я не мог прочитать всю молитву и сказать раздельно отпуст; после чего они еще сильнее стали мучить меня, но я в покаянии призы­вал усердно Господа – и не постыдился. Он ниспослал мне благодать и милость. Огонь адский был так силен, что доводил до отчаяния. Седмерицею пещь разжжена была супостатом. Во время молебна у Скорбященской иконы и при счете братией тут же денег враг возбуждал неприязнь и подозрение злое на настоятеля Павла, пре­зрительно, как думалось, посмотревшего на меня с улыб­кою хитрой. Я молился потом за него у Святой Чаши пред потреблением Святых Даров, и Господь успокоил меня. Вечерню служил без ектений.

2 июня

Четверг. Благодарю Господа за благодатную помощь при служении утрени и за одоление борителя змия, не дававшего мне говорить свободно великую и сугубую ектении. Читал канон и молитвы с верою и уми­лением. Вышел победителем. И отпуст весь произнес. Слава Богу!

Десять часов вечера. Прославляю чудеса милосердия Божия во мне во время литургии, ибо Господь по молитве покаяния моего даровал мне совершить ее непреткно­венно, с умилением и легкостью в сердце, Господом помилованном и избавленном от обдержания лукавого, и причаститься животворно, с верою и утверждением пречистых Таин Его, прочитать мирно, искренно, сво­бодно заамвонную молитву и выговорить всецело, с дерзновением отпуст. Затем был молебен, на котором борол меня враг озлоблением на отца диакона, но побеж­ден был благодатью, испрошенною мною в покаянии тайном пред Господом ради пречистой Крови Его, только что испитой мною, недостойным. На панихиде тоже был искушен медлительностью диакона, но опять благодатью препобедил искушение. Затем после молебна служил молебен у офицера штурманского, члена попечитель­ства, в доме немецкой школы; на нем было мне очень тяжело; едва я победил несколько врага. Евангелие едва прочитал, два раза начинал по поводу неудачи. Идя с молебна, был раздосадован я малою платою (один рубль) человека богатого, имеющего богатую невесту. Вечерню служил благодатно, победоносно, торжественно, громо­гласно, с выговором всех ектений и отпустов вполне.

После вечерни молебен у Иверской иконы Божией Матери. Не хотелось, в сердце было противление, какое-то уныние, расслабляющее душу, которое я победил тай­ным покаянием и молитвою пред Господом и Царицею Небесною, и затем молился непреткновенно, и Евангелие прочитал неспешно, спокойно, непреткновен­но же. Затем чтение молитв пред исповедью прихожа­нок искреннее, спокойное, непоползновенное; испо­ведь. Затем был в попечительстве, потом молитву ходил давать матери родильнице за городом у цитадельной пристани; встретилась гробовщица Иулиания Григор., стала говорить о недоброжелательстве отца Павла, я увлекся словом о его недоброжелательстве [...] и смутил­ся, уязвился. Стал тайно каяться от всей души в отпаде­нии от любви и впадении во вражду к нему, и Господь простил, пока я шел по дороге недалеко от домика, где давал молитву. Давши молитву и идя домой, опять возы­мел на него неприязнь, опять покаялся и против дачи Сидорова был помилован к величайшей моей радости и хвале Богу. Затем дома согрешил поползновением на плотское сладострастие, но горячо покаялся, и Господь даровал мне прощение к величайшему моему удивлению о спасении и о благости Господней, очищающей все без­закония наши. Благодарю Господа, даровавшего грешни­кам, из коих первый есмь я, покаяние в живот. Грехом я умираю всякий день, покаянием восстаю.

Что причиною нелюбви нашей или вражды между собою тайной и явной? Недоброжелательство, зависть друг другу, непомогание друг другу или подозрительность в недоброжелательстве и вражде, гордости и уничижении другими нашего самолюбия (отец Павел). Но надо искрен­но молиться за недоброжелателей и завистников, да про­светит Господь их сердечные очи и познают грехи свои и покаются в них, возлюбив добродетель.

Я сказал, что неласково обращаюсь с девицами потому, что избегаю греха и наваждения лукавого и нечистого.

Какая дерзость и нелепость диавольская во мне – презирать и отвращаться с неприязнью от человека, у которого некрасивое лицо, хотя сам человек весьма хороший, добрый, смиренный, кроткий, преданный, любящий Бога и тебя, меня, другого всякого. И мы следу­ем нередко этой дерзости, этой нелепости сатанинской. А где образ Божий в человеке? Где достоинство члена Христова, храма Божия, церкви Божией, как сказано: вы храм Бога живаго [2Кор.6:16].

3 июня

Пятница. Как я, недостойный, возблагодарю Господа, явившего мне [милость] сегодня во время утре­ни и ранней обедни и после нее, когда я искусился нетер­пением и озлоблением тайным на рабу Божию Софию, прежде всех и ближе всех ставшую у Святой Чаши ввиду причащения своего Святых Таин, и потом на выходе из церкви, когда отринул одну нищую, просившую у меня денег на пароход, и в обоих этих случаях, как и ранее в других, был смертельно уязвлен змииным жалом и мучил­ся, томился, ёжился, крайне желая избавиться от смерто­носного змииного жала. Превозношу, хвалю и благодарю Господа Иисуса Христа, удостоившего меня прочитать и пропеть канон утрени Вознесению Господню (отдание), и пропеть стихиры на хвалитех, и произнести ектении сугу­бую и просительную (великую говорил поспешно и скра­дывая от робости и тесноты), и сказать отпуст весь сполна. Благодарю Господа, даровавшего мне избавление от адо­вой власти и сетей змииных, облегших меня по окончании утрени и в начале обедни, и оживотворившего меня, умерщвленного грехом. Благодарю за легкость, свободу, мир и за слезы умиления при совершении литургии и за неосужденное причащение Святых Таин, за свободное прочтение заамвонной молитвы и отпуста Вознесенского.

Благодарю Господа, избавившего меня от адской скорби и тесноты в то время, когда я шел на литию к мла­денцу Павлу (семь лет), утонувшему в Петербургской пристани.

Благодарю Господа, всеблагого Помощника, давшего мне благодать совершить непреткновенно панихиду после вечерни с произношением трех заупокойных ектений и отпуста. После вечерни и панихиды отец настоятель вручил мне знаки ордена Святой Анны вто­рой степени. Благодарю Господа, и царя земного, и начальство мое, и прихожан, и, конечно, благодарением неравным, особенно же Господа моего, ибо Творцу и Промыслителю подобает особенная слава, честь, покло­нение и благодарение. Кто даде Ему что и воздаст Ему? Сам всё подает всем – и жизнь, и дыхание, и вся, о Немже бо живем и движемся и есмы [Деян.17:25,27].

Служить, произнося слова нараспев (в ектениях и молитвах), лучше, чувствительнее, искреннее и безопас­нее от демонских искушений, как я заметил сегодня на панихиде вечерней, на которой упомянул и всех прежде почивших праотец, отец и братий наших, зде лежащих и повсюду православных христиан. Даруй, Господи, служить Тебе в простоте и мудрости духовной, да буду мудр, яко змия, и цел, яко голубь [Мф.10:16].

4 июня

Суббота. Благодатию Божией изгнал по молитве трех бесов (сами сказали, что трое) из рабы Божией Пелагии (чрез съеденное яйцо и выпитый ею кофе без крестного знамения вошли в нее). Довольно долго возился с ними – упорные такие! Наконец благо­дать Святого Духа восторжествовала чрез нашу немощь. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать сердеч­но и сладко прочитать и отпеть сегодня за утреней заупо­койные канон и стихиры.

Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах [Лк.10:20]. О, если бы имя мое смиренное было написано на небесах! Господи! Напиши мя, раба Твоего, в книзе живота. Аминь.

После обедни. Удивил на мне Господь милость Свою во время литургии, когда оживил меня, умерщвленного грехами, во время сугубой ектении и после великого входа; затем даровал мне по неизреченному милосердию теплые чувства и слезы умиления, и неосужденное при­чащение животворящих Таин, и непреткновенное, с великим дерзновением и искренностью, чтение заамвон­ной молитвы и отпуста. Как возвеселил меня всем этим Господь, даровав мне победу над злыми и лютыми борительными врагами невидимыми! И в продолжение дня Господь хранил меня благодатью Своею от всякого греха и соблюдал в мире и тишине сердце мое, но что всего уди­вительнее, это знамение Его величайшего ко мне благо­воления – необыкновенно горячая любовь и благогове­ние ко мне всех духовных сестер моих, припадавших ко мне и, вопреки желанию моему, с великою любовью целовавших ноги мои. Господи мой, Иисусе Христе, за любовь их великую воздай им исполнением всех благих желаний их. Буди! А меня утверди в любви Твоей. Еще знамением милости Божией ко мне грешному было и то обстоятельство, что злые демоны в рабе Божией Пелагии восстенали, когда я лишь начал призывать имя Божие.

Даруй мне, Господи, благодать не прилагать сердце к красной ленте ордена Святой Анны, но к Тебе, единственному сокровищу сердца моего, к Тебе, истинной и единственной красоте нетленной, к Тебе, истинной, животворной, вечной славе моей. Сердца моего недо­стойны все блага мира сего тленного, ибо оно создано для Тебя единого, чтобы к Тебе прилепляться, Тебя любить, Тобою и в Тебе, для Тебя жить, да и Ты живешь во мне, по слову Твоему: вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут... Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [2Кор.6:16,18;1Кор.3:16].

5 июня

Троицын день. Прежде всего благодарю Господа за помощь при служении литургии ранней, за оживотворение моей мертвенности, за слезы умиления, умиротворившие, очистившие, освежившие и утешив­шие душу мою, за непреткновенное до заамвонной молитвы служение, за слово, данное мне [для] передачи народу (за проповедь), и за победу над невидимыми вра­гами, нападавшими на меня пред отпустом и после него (Евангелие).

Горько и искренно обвиняю себя в том, что огорчился на артель [мужицкую] за то, что дали за молебен пятьде­сят копеек. Из-за этого обстоятельства да из пристрастия к орденской ленте я отпал от Бога и от любви к ближне­му; я не мог служить порядочно молебнов в разных местах у крестьян, путался, не мог выговаривать ектений, возгласов, Евангелий. Если из-за этих пустяков, из-за этого красивого тлена я отпадаю от Бога и ближнего, то я стою на пути пагубном, и надо презирать все красивые вещи как ничтожные, как лишающие Божественной бла­годати и жизни. Прости, Господи! Согрешил.

Благодарю Господа, не допустившего меня до сладострастия чрез осязание и удалившего от меня чистую любящую деву в надлежащее время, как я хотел; всюду склонение плоти на сладострастие. Даруй мне, Господи, возненавидеть совершенно всякий грех, сколь бы он сла­док ни был для тленной плоти и растленной, и возлюбить правду.

Если бы было возможно со стороны высших обстоятельств, да удобно и незазорно и обходилось без вредных последствий для двоякого существа человеческого содеяние грехов, например хотя блудного греха, то как увеличилось бы число грешников мерзких, растленных и растлевающих себя непрестанно, удалившихся от Бога и впавших в руки врага общего, как и бывало и бывает это с отроками и юношами (и с другим полом), не понимаю­щими всей важности, гибельности греха и впавших в оный по соблазну и легкомыслию и продолжающих по навыку! Внешняя невозможность, разные неудобства ко греху внешнему, зазорность греха от совести и от людей и особенно вредные последствия его для человека многих удерживают от совершения его делом, и за сие слава Богу, соединившему с грехом много трудностей, чтобы и чрез это удержать поврежденную, грехолюбивую приро­ду нашу от всерастлевающего зла! Слава Тебе, Господи, Отче наш, пресвятой, преблагой, премудрый, всеправедный, везде сый и вся исполняяй. Соделай в нас святыню Твою, утверди нас непоколебимо ходить в правде Твоей.

С какою лукавою, нечистою, смутною, мучительною совестью нередко помышляем мы о бытейных человече­ских органочленах, да и вообще бытейских членах живот­ных, сотворенных Богом чисто, неблазненно, премудро, благопотребно, тогда как соответственно их цели и назначению следовало бы мыслить о них чисто, свято, бесстрастно, безблазненно, неволненно и безмятежно, благоговея пред Творцом твари, отдавшим в нашу власть детотворение, это поистине великое и чудное, святое дело Его благости и пре­мудрости, и призвавшим нас в соработники Себе. И выхо­дит, что для чистых всё чисто; а для оскверненных и невер­ных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть [Тит.1:15]. Господи! Очисти нас от совести лукавой.

6 июня

После утрени. Прости мне, Господи, мое чревоугодие и сластолюбие, ради чего я близок и к сладострастию плотскому; умертви, Господи, живущий во мне грех и оживи во мне всякую добродетель.

7 июня

Вторник. Чудное лето благости Божией. Сегодня при жаркой погоде и палящем солнце была дважды гроза с крупным, благотворным дождем: земля с растениями напились живительною росою небесною, и всё заблагоухало, всё крутом зажило новою жизнью, земля стала раем Божиим.

Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих125 . Благодарим Тебя, Владыко Вседержителю, насадителю и благодете­лю всех тварей Твоих! О, чудный взор Божий, оживотворяющий всякую тварь!

Благодарю Господа за непреткновенное, победонос­ное, животворное, с слезным умилением служение Божественной литургии ранней и за неосужденное и утешившее душу мою, а с нею и тело мое. Заамвонную молитву прочитал искренно, сильно, непреткновенно, отпуст сказал весь очень громко в противодействие бесплотным врагам, смущавшим меня нагло и затыкавшим сердце и уста мои! Слава Господу моему, победителем меня творящему! Согрешил я ко Господу чревоугодием и винопитием; не однажды, а несколько раз угощался у других и сам угощал у себя священника из Петербурга отца Николая Даниловича Белороссова с сыном гимназистом.

8 июня

Крепко борет и низлагает меня демон чревный: вчера после благодатного совершения Божественной литургии ранней и неосужденного причащения Святых Таин я трижды был в гостях и столько же раз лакомился фруктами и сладким чаем и пил вино с приятною закускою – белым и кисло-сладким хлебом с сыром, маслом, икрой. Сегодня поутру после утреннего богослужения зашел к купцу Маркову и опять лакомился – ел и пил сладко. Этим расстроил желудок. Был в фотографии, снимался в боль­шом и малом формате. В большом до трех раз неудачно. За отца Клепачевского служил вечерню, ектении говорил торопливо, скрадывая слова, неискренно, фальшиво, наружно. Стихиры пел искренно, громко. Бессилие и боязнь сердца при выговаривании ектений происходила от омертвения сердечного вследствие чревоугодия; после вечерни двое крестин за Клепачевского, при одних офицер артиллерийский кум; говорил молитвы и ектении и читал Евангелие с окрадением от бесов и смущением; вторые крестины – смело и громко. Приходили, впрочем, помыслы о чревоугодии и смущали, но одолевал их благодатью и довер­шил благополучно священнодействие, загладив первую неудачу. О, как один помысл о чревоугодии отревает сердце от Бога и умерщвляет его, не говоря уже о самом чревоуго­дии! И всякий раз я умираю духом после чревоугодия! Только литургия с причащением Тела и Крови Христовой оживляет меня да искреннее совершение Тайны Крещения. А как часто я неискренно и увлекаясь страстными помыслами совершаю его, особенно Таинство Миропомазания совершаю часто и пречасто торопливо и небрежно, как благословляю мирян небрежно, читаю молитвы [сороковин] родильницам на дому и в церкви тоже небрежно, смущенно, с большими опущениями. Много согрешаю я всяким образом во всяких случаях. Помилуй, Господи! Очисти, Господи! Исправи, Господи! Буди. Аминь.

Всё, что Господь обещал в Писаниях патриархам, праотцам, отцам, пророкам, или что изрек Сам Сын Божий или чрез апостолов Своих, исполнилось, исполняется и исполнится окончательно. Была альфа – будет и омега, было начало предречениям, обетованиям, преобразова­ниям – был или будет и конец. Обетовал Господь пер­вым человекам, Адаму и Еве, пришествие Свое на землю и рождение от Девы, подробности Своей общественной жизни и Своего общественного служения, Своих стра­даний, смерти и воскресения и вознесения на небеса и ниспослание Святого Духа на апостолов и прочих верующих – и всё исполнил как Истина непреложная. Предрек Господь об общем воскресении мертвых, о Суде всеобщем, о вечном блаженстве праведных и покаявшихся грешников, о вечных муках нераскаянных – и всё до йоты исполнится. О, православные христиане, будем ожидать с живейшей уверенностью исполнения пророчеств древних пророков и Самого Господа проро­ков Иисуса Христа касательно будущей судьбы нашей и всего рода человеческого, жить в страхе Божием и исполнять заповеди Божии. Отложим нерадение о доб­родетели и угождении Богу и поспешим умножить таланты, данные каждому из нас для возращения.

9 июня

Как это я, безумный, доселе не взял на себя благое иго и легкое бремя моего Господа – иго воздержа­ния, чистоты и целомудрия, иго нестяжания, иго кротости и смирения, беззлобия, терпения, упования и любви, иго правды, мужества, нелицеприятия, послушания и прочего? А ношу постоянно неудобоносимое, тяжкое, смертонос­ное иго диавола, иго страстей многоразличных: невоздер­жания, гнева, неприязни, любостяжания, гордости, често­любия, суетности и прочего и прочего?

Государь носит на себе имя и власть страшного, всемогущего, безначального, вечного Царя царей Господа Иисуса Христа. Как же надо благоговеть пред земным царем и повиноваться ему во всем? Кольми паче пред Царем Небесным?

При разговоре или при чтении о жизни, деяниях, изречениях великих людей, духовных или светских, я, окаянный, самомнительный, внутренне дерзаю сопоставлять и сравнивать себя с ними, ставить себя наравне с ними или даже выше их по духовной мудрости и жизни (о, безумие!), диавольски превозношусь над ними: и я, думаю, такой же или думаю, говорю и чувствую, созерцаю не хуже их. Осуждаю себя в этой дерзости и горды­не диавольской. Господи, помилуй мя, испытуяй сердца и помышления наши.

* * *

Вечер, одиннадцать часов. Благодарю Господа, сотворившего со мною по молитве тайной покаяния милость неизглаголанную в квартире или даже пред самым входом моим в нее, избавившего меня от давления внутреннего, смущения, огня адского, скорби и тесноты, постигших меня за нелюбовное и неприязнен­ное [отношение] к некоторым нищим, подходившим для прошения и принятия милостыни в первый раз. Я в горе­чи погрозил им отправить их с городовым стражем в полицию и не дал им ничего, хотя потом, раскаявшись в своем жестокосердии, хотел дать им, но они ушли из глаз. В другой раз Господь избавил за молитву покаяния от злого презорства моего, обращенного на неблаго­образную, рябую, худощавую и бледную, но благочести­вую, смиренную и добрую рабу Божию Ульянию вдови­цу. Слава Богу, не допускающему меня творить волю злую диавола и научающему творить волю Божию.

10 июня

Пятница. Благодарю и славлю Господа моего Иисуса Христа, явившего на мне милость, суд и правду и силу Свою. Наказав меня лишением мира и дерзновения, скорбью и теснотою за жестокосердие к нищим, Он помиловал меня великою милостью, когда я воззвал к Нему в покаянии нелицемерном, даровал избавление от тесноты, мир, правду, свободу, радость, когда я подходил к дому из Александровской улицы. Другой раз Господь державно избавил меня от смущения и малодушия в фотографии господина Шаумана. Когда я в скорби и малодушии и тесноте от некоторого соблазнительного вида в журнале «Нива» воззвал ко Господу всем сердцем о помиловании и умирении сердца, Господь умирил меня. Слава Тебе, Господи, всезрительная державо, всеблагая, всеведущая, всеискупительная, всеспасительная, благо­уветливая, благопослушливая, всемощная, премудрая.

11 июня

Благодарю Господа славы за помощь мне по молит­ве моей предварительной при венчании цирюльника с родственницей Терентьева Ивана Михайловича при множестве народа; враги невидимые крепко противи­лись, но сила Божия во мне и упование на Господа одо­лели. Благодарю Господа за милость благопослушества, избавления и очищения от грехов. По уходе от Александры Егоровны Куликовой [...].

Благодарю Господа за слезы умиления при служении мною литургии в алтаре монастырской церкви преподобного Сергия Радонежского, за возвышенные помыслы и чувства, дарованные мне от Господа, и за любвеобиль­ное обхождение со мною духовника монастырского старца отца Герасима и отца Аркадия и прочей братии. Благодарю Господа, яко сподобил мне неоднократно приложиться к части святых мощей преподобного Сергия и насладиться величайшего благоухания [свято­сти его]. Воистину кости праведника цветут и благо­ухают святынею Духа Святого, не отрываться бы от них, прильнувши губами моими нечистыми, чтобы удо­стоиться чистоты и святыни молитвами его. Служба монастырская превосходна по всему: и по чинности, и по пению, и по чтению.

Четверо суток стояла сильная буря, ломавшая деревья и разводившая сильное волнение на море, по коему я два раза проследовал на пароходе при сильной качке и залива­нии или плеске волны на палубу парохода (с 9 по 12 июня).

Странные слова Куликовой о неверии общем будто бы: кто теперь верует? – говорила она. И сама очень кается, что неладно жила, Бога забыла. Тоска у ней силь­нейшая, беспорядок в воспитании детей и во всем хозяй­стве. Она как помешанная. Исцели ее, Господи!

13 июня

Понедельник. Петров пост. Благодарю Господа, сподобившего меня сердечно петь и читать во время утрени, и совершить непреткновенно раннюю литургию, и причаститься неосужденно Божественных Таин, прочи­тать заамвонную молитву и сказать сполна отпуст.

Тяжкому искушению подвергся я по поводу молебна с водосвятием Божией Матери Всех скорбящих Радости, заказанного Марией Владимировной Никоновой о здра­вии мужа Димитрия, но молитвою покаяния избавился от насилия и умерщвления демонского и совершил моле­бен благополучно.

Искренно каюсь в том, что на ночь (на 14 июня) поел с жадностью ухи свежей холодной с черным русским и шведским хлебом и мало рыбы и тем значительно отяго­тил себя и сделал крайне напряженным ночью тайный уд свой. Отнюдь на ночь не есть.

Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния по выходе от Куликовой от тины и мглы греховной, от тесноты и скорби душевной и даровавшего мне очищение, освящение, мир, свободу и дерзновение.

14 июня

Вторник. Страшному искушению от духа злобы подвергся я сегодня в конце служенной мною ран­ней обедни, которую по благодати Божией совершал я большими слезами покаяния и умиления теплого, или, вернее, горячей душой. Искушению [...] подвергся я вследствие вчерашнего с вечера пресыщения ухой с хле­бом и одебеления, загрубения, овеществления сердца моего, лицеприятия и отпадения от Бога. При явлении Святых Даров народу в первый раз я заметил рабу Божию Ульянию Дмитр., и из-за неблагообразия внешнего лица ее я презрел и возненавидел ее тайно в сердце моем, и вот сейчас сделался мятеж, теснота, скорбь и мрак в душе моей с полным бессилием для любви и движения к чело­веческому лицу и достоинству. Я весь внутренне посра­мился. И поделом. Ибо кого я презрел и возненавидел в лице Ульянии? Самого Христа, живущего в кротких и смиренных (а она такова и есть), член Христов, душу, по образу и подобию Божию созданную, и из-за чего же? Из-за тела, которое есть земля и пепел. О, лукавое око, а прежде всего лукавое, нечистое сердце, лицеприятию преданное! Ты во всем лукаво: и на красоту ты засматри­ваешься и прельщаешься, отпадая сердцем от первообраз­ной и начальной красоты – Бога, и от неблагообразия отвращаешься, хотя оно ни добро, ни зло и есть внешнее и временное состояние лица человеческого. А ведь Бог есть любовь, весь любовь. Страшно я мучился душой с конца обедни: заамвонную молитву читал с великим тру­дом, не всю, с пропусками, отпуст скрал; во время молеб­на Верховским особенно было мне тяжело! Но в конце всего надежда моя на благость Божию победила злобы диавольские, и я избавился от них.

Размышляя о том, сколько соблазнов мучительных и душепагубных приходит от лукавого чрез посредство зрения, приходишь к сознанию необходимости вырвать глаз не рукой, а вольной волей, да лучше погибнет один из членов (то есть одна из страстей душевных), а не всё тело ввержено будет в геенну, то есть весь ветхий чело­век со всеми его грехами [Мф.5:29–30;18:8–9;Мк.9:43–47]. В самом деле, сколь лукаво душевное око греш­ника (а я первый грешник) видит красоту – и прельща­ется похотью, растлевающей и оскверняющей душу и отчуждающей от Бога; видит неблагообразие некрасиво­го, безобразного, уродливого по телу, хотя душа уродли­вого такая же, как и у красивых людей, и так же по обра­зу Божию, и так же есть член Христов, и так же должно любить и уродливого и некрасивого или больного, как и всякого другого человека, или еще более, потому что он имеет несчастье быть невинно – не за грех, не за вину свою – презираемым от очень многих. Господи! Научи нас любить нелицемерно, научи для исполнения Твоего праведного, вечного Евангелия исткнуть праведно соблазняющее око сердечное, ибо оно едино, а телесных ока два, потому и сказано: аще око (а не очи) твое соблажняет тя [Мф.18:9;Мк.9:47].

* * *

Четыре с половиной вечера. Благодарю Господа за благодать при служении молебна у больного мещанина Петра, за коим замужем племянница покойного отца Матфея Веселовского (впоследствии архимандрита Мелхиседека).

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, преудивившего на мне сегодня и вечером милость Свою несказанно великую, внегда спас меня четырехкратно от когтей адского змия ради тайного, усердного покаяния моего и непостыдного крепкого упования моего на милость Его. Когда лукавый живого поглощал меня, я тайно вещал Господу: едина надежда моя на непобедимую милость Твою живет во мне и не дает мне погибнуть во грехах моих, ибо уповаю, что Ты ради благости Твоей и ради имени Твоего спасешь меня и враг не похвалится погибелью моею. Господь спас меня раз, когда я гулял и каялся, молился за стенкой, ходя по валу за канавой (западная сторона); во-вторых, при даче молитвы жене родильнице Тихона Мих. (в доме Цепова) Трофимова; в-третьих, по дороге к дому Васильева (Княжеская улица) для дачи молитвы жене родильнице и в самом доме; в-четвертых, на обратном пути. Сколь живо, осяза­тельно чувствовалось спасение Божие, сила Божия, избавившая меня от когтей адовых! Слава Господу!

Слава Богу, что попрощался с домашними на ночь и разрушил совет и дело врага человеконенавистника.

Осуждаю себя за смущение, за гнев, распаление и выхождение из себя по причине присвоения женою моею данного мне полотна в Петербурге.

Заключаю отсюда, что я еще несмысленный, земной, страстный человек, не боголюбивый, ибо пристрастен к миру, а дружба с миром есть вражда против Бога [Иак.4:4], так как любящий мир водится духом диавола, а не Духом Божиим, ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего [1Ин.2:16]. Итак, я еще не Христов, а чей- то другой, свой, плотской, диаволов. Ибо если гневаюсь из-за тлена, отпадаю от любви и разрушаю таким обра­зом весь закон Божия, который есть любовь, и прогневляю Бога моего, возлюбившего меня до крайнейшего самоистощания, до креста и мучительнейшей, поноснейшей смерти, то я не Христова духа, а диавольского. И в этом я каялся и каюсь, и Господь принял мое покаяние и помиловал меня, вразумив меня, несмысленного и гру­бого, плотского.

Благодарю Господа за искреннее, спокойное, всеце­лое прочтение молитв двум родильницам и за служен­ный молебен в доме Гаврилова.

Видя лица других, я вижу лицо свое, ибо все мы, как один, сотворены Богом от одного человека, от одной крови и все равно по образу Божию, и потому на всех должно смотреть чисто, неблазненно, невраждебно, нелукаво, некорыстно, а с чистою, Божьею любовью.

Также всегда на иконах лики святых человеков, лик Божией Матери и Самого Богочеловека Господа Иисуса Христа; я вижу в них себя, ибо и они человеки, а Иисус Христос, Бог наш, во всего меня облекся чрез воплоще­ние и вочеловечение, почтив человечество безмерной честью, изгнав смрад греховный из верующих и кре­стившихся в Него и облагоухав их святынею Духа Своего, вселяющегося в них чрез веру и крещение и причащение Его Божественного Тела и Крови. Итак, виждь в других себя, да и другие видят в себе тебя, и люби всех, как себя, также виждь во Христе, в Его Пречистой Матери и в ликах святых себя и человече­ство, Богу присвоившееся, и присвояйся Богу и святым чрез подражание их святости, да и они видят в тебе себя, насколько ты уподобляешься Богу и им по добродетели, и узнают в тебе своего члена, когда ты предстанешь на Суд всемирный, и возьмут тебя к себе, как своего.

15 июня

Благодарю Господа за непреткновенное, бла­годатное пение и чтение на утрене и за таковое же слу­жение ранней Божественной литургии (от Александры Егоровны Куликовой), при ношении на персях драгоцен­ного креста золотого с драгоценными камнями, и за неосужденное причащение мое и четырех лиц женского пола Святых Таин Христовых. Весь изливаюсь в благода­рении пред Господом, яко дивные милости и дела сотво­рил во мне Господь.

16 июня

Благодарю Господа за благополучно совершив­шуюся поездку мою с Николаем Шляпниковым в село Глобицы, за шестьдесят верст от Кронштадта, и за избав­ление меня от всякого греха и за соблюдение в правде. Сочетай, Господи, раба Твоего Николая и рабу Твою Наталью, и да поживут они по воле Твоей; сочетай бед­ность с богатством, да исчезнет тягостная бедность, да воцарится довольство и избыток в семействе вдовы и сироты Шляпниковых, ибо Ты, Господи, убожишь и богатишь и в Твоей власти вся земля, все сокровища ее. Буди!

В надлежащем ли виде видишь вещи и лица или в превратном, в истинном или в прелестном?

17 июня

Утро. Благодарю Господа, воздвигшего меня к утреннему славословию и даровавшего прославить сладостно страдания Господа, Пречистую Матерь Его, сострадавшую Ему на кресте, святых мучеников вообще и дневных.

Благодарю Господа, совершившего во мне величай­шее чудо спасения от дьявольского мучительства вслед­ствие неприязни, рвения и зависти и негодования отно­сительно отца настоятеля Павла, собирающегося празд­новать пятидесятилетний юбилей священства, чтобы привлечь себе ложную славу и корысть даров. Недавно праздновал двадцатипятилетие службы в Кронштадте и получил величайшую честь и прибыток, а чрез два года хочет праздновать пятидесятилетие, ничего особенного не сделав, только исправляя требы, не любя совсем и выводя из употребления проповедничество, утаивая расписание проповедей, сделав раздор и разделение между церквами военными и епархиальными. Дух злобы мучил меня чрез мое недоброжелательство и рвение, презорство, но за тайное покаяние по выходе из дилижанса в Ораниенбауме и следовании в город Господь мгновенно избавил меня от адской тесноты и даровал простор, мир, свободу, дерзновение. Слава Господу, слава вере в Него!

18 июня

Суббота. Слава и благодарение Господу, явившему мне сейчас (девять часов утра) величайшую, Божественную, животворящую милость Свою в избав­лении от моей и диавольской злобы на нищих за их неде­лание и попрошайство. Искушение злобою диавольскою случилось на пути к дому Яковлевой для дачи молитвы жене родившей. Поднимаясь на лестницу, я усердно каялся втайне Господу, особенно когда стоял (минуты три) наверху лестницы, и тут-то Господь помиловал меня, так что я мог свободно, спокойно читать молитвы родильнице и над младенцем. Но после молитвы опять при встрече с нищими расстроился, осердился, и опять дома крепко молился Господу, и помиловал меня Господь, избавив как бы от ада преисподнего – от вся­ких грехов моих: самолюбия, самонравия, чревоугодия, сластолюбия, гнева, злобы, зависти, сребролюбия.

Одиннадцать часов вечера (18 июня, суббота). Благодарю благопослушливого, благоуветливого и благопременительного Господа, сейчас спасшего меня за покаяние неложное спасением великим и дивным, избавившего меня от скорби и тесноты и зева адова, постигших меня за огорчение и озлобление на одного нищего мальчика, лет семнадцати (болезненного), за частое про­шение у меня милостыни. Я вкусил сладость и простор правоты, всепрощения и мира.

19 июня

Благодарю Господа, явившего мне всесиль­ную помощь Свою при служении ранней воскресной литургии и при составлении воскресной беседы и про­изношении ее.

Согрешил ко Господу: ел скоромную пищу (ватрушку, сметану, сливки и мясной суп без мяса). Нехорошо во рту после нее и во всем организме. Груба скоромная пища, тягостна для сердца! Дай Бог не есть без нужды, а сегодня я ел без всякой нужды.

Вечер. Преудивил Ты, Господи, на мне державную милость Твою сегодня после вечерни в седьмом часу в доме Егора В. Горбунова деревянном на молебне у вдовы, у коей дочь страдает припадками. Ты избавил меня по вере и упованию моему и искреннему покаянию от тяж­ких, смертоносных сцеплений многих злоб и коварств вражиих, даровав мне свободу, мир, дерзновение и пра­воту духа. О, как явна, очевидна была моему внутренне­му оку милость Твоя, Господи! Я прославил и прославляю Тебя и буду... умножать всякую хвалу Тебе [Пс.70:14].

Благодарю Господа за помощь при совершении крестин у Трофима Тихонова и у Ал. Лукича Реброва и при служении двух молебнов в доме Горбунова (деревянном). У господина Реброва крестины совершал с достоинством, искренно, непреткновенно благодатью Божьею.

При служении Господу, когда бывает много всяких людей, знатных и простых, мужчин и женщин, не имей отнюдь на лица зрения, а всех имей равно пред Господом и пред собою, ибо Господь смотрит на сердца, а не на лица и не дивится никакому лицу. Ты служитель Бога Вседержителя и должен стоять выше всякой личности, чтобы угодить тем Господу своему, и иметь в виду только славу Божию и спасение душ, а не расчеты житейские и временные выгоды.

Благодарю Господа за слово, данное мне к поучению людей Господних в храме (во вторую неделю, на Всех святых). Всегда подавай мне, Господи, слово Твое, да не тощ явлюся пред Тобою и да упасутся добре люди Твои.

20 июня

Дивно, скоро, державно, многомилостиво, животворно расторгнул Господь смертоносные, тяжкие узы греховные сатанинские вчера (19 июня) в квартире мещанки, вдовы извозчика, после молебна у Анны Гордиевны. Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе! (Узы презорства и озлобления тайного, узы чревоугодия, нарушения поста.)

* * *

После ранней обедни. Дивлюсь лютости нападения мысленного злобнейшего волка, дивлюсь непостижимой, превосходящей всякую злобу его и нашу благости Твоей, Господи, и дивлюсь наглой, насильно увлекающей силе супостата, но наипаче удивляюсь Твоей мирной, всесильной державе, исторгающей меня за искреннее покаяние, веру и непоколебимое упование из пасти супостата, коею я был восхищен за тайное озлобление на отца Павла за его как бы лень и манер­ность при служении утрени (малая сугубая ектения), особенно при говорении ектений, за его тихое до край­ности говорение их себе под нос и потом особенно после обедни ранней за тайное озлобление на Параскеву Ивановну Ковригину, подходившую в первых к Святой Чаше для причащения (она и [...] старается подходить прежде других), за ее как бы первенстволюбие, коего она и не желает. Да, видел я, Господи, видел милость Твою и державу Твою и силу веры в животворящие Твои Тайны. О, как они державны, всеживотворны, всеискупительны, всеизбавительны, обновительны, обожительны! Ради их за веру и покаяние нелицемерное истинно про­щается и очищается всякий грех! А я вчера чревоугодни­чал и скоромное ел, алчный и ненасытимый.

21 июня

Благодарю Господа за раннюю заказную обедню и за причащение Святых Таин. Благодарю Господа, многократно избавившего меня от злобы вражией на Параскеву Ковригину во время следования моего к Петербургу, в Петербурге и к Новой Деревне (в дилижан­се). Я искренно осудил себя, и Господь помиловал меня.

22 июня

Благодарю Господа, спасшего меня от страшной неприязни и блудной, когда они восставали против меня и начинали уязвлять душу, умерщвляя ее и лишая свободы.

К Кароли и к теще Сизова молебны 26 июня, в воскресенье, в двенадцать часов.

23 июня

Благодарю Господа за избавление меня от скверны сердечной по тайному призыванию имени Господня и ради покаяния тайного в квартире тетки здешнего купца Василия Н. Голубева близ церкви святого Архистратига Михаила на болоте.

Благодарю Господа за избавление от скорби и тесно­ты и жала вражия на пароходе «Цесаревич» при возвра­щении моем в Кронштадт из Питера.

24 июня

Благодарю Господа за неизреченную Его ко мне милость сегодня при служении ранней литургии, за слезы умиления, данные мне после сугубой ектении за усопших, оросившие меня благодатью Святого Духа и оживившие душу мою, умерщвленную грехами. Благодатью и помощью Божьею совершил литургию непреткновенно и причастился неосужденно.

Благодарю Господа, явившего во мне милость Свою по тайной молитве моей в постели моей, на которую я было лег, чтобы отдохнуть после трудов, но на которой пришел мне помысл грешный, тяготивший меня, и я, приподнявшись, молил Господа о прощении и очище­нии, и Господь простил, а я успокоился и заснул сном животворным. Потом Господь избавил меня от лютой скорби и тесноты и смятения, постигших меня за жестокосердие и огорчение на бедняка безместного Васильева, не знаю в который раз приходящего ко мне с просьбою о помощи деньгами. Это было досадно, и я готов был прогнать его, но одумался и дал ему серебря­ный рубль, взяв от него адрес, который он сам вызвался оставить; после этого я пошел в садик свой и долго мучился от козней врагов бесплотных, терзавших бока моих внутренностей; целый час я возился с ними, огре­баясь от них и молясь тайно Господу о помиловании. Наконец дома уже, когда я сел обедать, они по молитве моей оставили меня.

Моего ничего – всё у меня Божие, я приставник и раздаятель Божиих даров и должен не жалея, охотно, с усердием и со смирением подавать нуждающимся милостыню, а не огорчаться на них и не озлобляться. Надо сравнить мое положение и мои средства к жизни и их положение и недостатки, отношения и щедроты ко мне людей добрых и отношения к ним людей или их к ним: выйдет разница огромная и явится великая неправда моя в отношении к бедным и обязанность моя помогать им.

Благодарю Господа, избавившего меня от смущения, огня и тесноты после обличения нового дьячка Михаила Александровича Добрякова в нерадивом чтении и пении и нетрезвом хождении к службе, так как он стал оправдываться и обвинять меня. Я помолился Господу об очи­щении души моей и помиловании, и Он помиловал меня, оживил и дал мир, и я исповедовал женщину.

Благодарю Господа за новое избавление от диавольской злобы, постигшей меня в помещении дворника кудрявцевского дома из-за неловкости женщины, подававшей ребенка. Я, придя домой, усердно в покаянии помолился многомилостивому Господу и спасся.

Двенадцать часов ночи. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве усердной покаяния от прелюбодейного поползновения сердца моего и даровавшего мне слезы умиления при чтении канона святым Ангелам и всем святым.

Неохотно и с досадой я, неблагодарный и страстный, подал сегодня (24 июня) рубли в милостыню бедным (чиновнику Васильеву и бывшей Балыкиной да Бугаевской), а многомилостивый и всещедрый Господь в тот же вечер возвратил мне с избытком поданное мною: три рубля дала мне за отходную жена Герасима, да потом исповедницы несколько рублей (четыре рубля) и еще кое-где. Именно взаймы дает Бог милующему нищего.

25 июня

Следует радоваться тому, что мне приходится очень часто обносить в уме и в сердце и произносить устами имя Божие, имя Владычицы Богородицы, святых Ангелов и святых угодников Божиих – как всех по имени в продолжение года, так и особенных, упоминае­мых в ежедневных молитвах церковных или при водо­святных молебнах. Ибо воспоминаемое имя Божие искренно, от сердца освящает нас, оживляет и утешает, также имя Божией Матери, всесильной Ходатаицы, и святых – наших ходатаев пред Богом: молятся за нас, когда мы их призываем в молитве, и светят нам своими добродетелями, и благодетельствуют нам многоразлично.

Хорошо иметь союз с Богом и небожителями.

* * *

После ранней обедни (вчера, окаянный, чре­воугодничал: ел апельсины, миндальное молоко весьма сладкое с выборгским кренделем, финики, сладкий чай, маринованную лососину, сардинку, вино). Благодарю Господа за безмерную ко мне милость при служении литургии ранней (при сердечной дебелости и тяготе в начале, а потом легкости) и за побеждение благодати Его лютых, злобных козней демонских, особенно при причащении сестер (Анна Герас. не умела открывать уста); за непреткновенное прочтение (почти) заамвонной молитвы, всего отпуста, за громогласное прочтение молитв ко причащению и благодарственных по прича­щении с отпустом. От величайшего насилия и тесноты и умерщвления демонского избавил меня Господь после обедни. Во время обедни даровал мне слезы умиления, оживившие меня. Слава, слава, слава Тебе, Троичный в Лицах Боже наш! Аминь.

После вечерни. Господи! Благодарю Тебя, яко непрестанно радуеши и веселиши меня спасением Твоим за веру и покаяние мое и избавляеши меня от мучительства диавольского. Во время малой вечерни и повечерия и после него Ты спас меня, согрешившего сердцем и язы­ком, и умерщвленного оживотворял, утесненного распро­странял, смятенного успокаивал. Во время частной домаш­ней всенощной у сирот богатых Семеновых и после нее по приходе моем в дом и припадании к Тебе (в зале) пред образом Ты явил во мне дивно спасение Твое.

Господи! Се начинается седмица моего недостойного Тебе, Царю безначальному и прежде век Сущему, служения, моего предстояния страшному и животворящему Твоему престолу и ходатайства о себе и о людях Твоих, да прегрешения всех очистиши, служения пренебесным, пречистым, всеискупительным, Божественным и страш­ным Твоим Тайнам, служения правды, служения нетле­ния и бессмертия, обновления и обожения, служения высочайшего, Божественного, коего в мире нет ничего святее и выше. Даждь мне, Господи, к служению сему чистое, мужественное и бодренное, твердое сердце, орган языка доброгласный, внешность благолепную, спокойную и твердую, даждь предстоять престолу Твоему со страхом, любовью, благодарением крайним, духом горящим. Даждь молиться о себе и о всех людях искренно, хвалить и благодарить Тебя от лица всех пла­менным сердцем и устами. Тайны Святые совершать, употреблять и преподавать со страхом и [...] любовью. Тако даждь мне, Господи, служити Тебе в чину чреды моея во все дни живота моего. Аминь.

Ока простого не имам, но око лукаво126, а с ним и тело, часто затмевающееся. Только благодатью Божьею, туне мне подаваемою, я доселе не помрачился весь. Лукаво мыслю, лукаво вижу, лукаво слышу, вкушаю, осязаю, обоняю, лукаво говорю. О сердце лукавое! Отвращаюсь тебя, проклинаю тебя, чуждаюсь тебя совершенно как орудия диавольского.

После всенощной. Благодарю Господа, совершившего во мне чудеса милосердия и силы Своей во время все­нощной, особенно пред чтением Евангелия, разрушив­шего по молитве веры и покаяния козни вражии (захват сердца клещами врага смертоносными) из-за драгоцен­ного моего креста, к коему прилепилось сердце мое. Господь избавил меня, и я прочитал Евангелие хорошо (кроме конца). Потом Господь совершил во мне спасение от скорби и тесноты после отпуста всенощной, особенно по отпусте первого часа, на коем я не выговорил молит­вы Христе, Свете истинный... Сколько раз я изведен был точно из ада преисподнего!

Как мы не замечаем на всех вещах земных и на самых телах человеческих очевидного недостатка и [...], именно тления и скоротечности, и не вожделеваем всем сердцем благ духовных, вечных, небесных, всерадостных, всеблаженных? Это какое-то безумие!

Должно благодарить всегда Бога за то, что Он дал нам право называться чадами Божьими, приступать к Нему с молитвами, молениями, прошениями и благодарениями и радоваться о такой милости к нам Божией и с всегдаш­нею готовностью, охотою, дерзновением и благоговени­ем приступать к Нему, а по Нем – к Богородице, к свя­тым Ангелам и святым Божиим угодникам. Великая честь беседовать бренному естеству человеческому с Существом бессмертным, безначальным, всеблагим, всепрекрасным, всеблаженным, всемогущим, всеведу­щим, всеправедным и вседовольным. А между тем сколь неохотно многие, многие приступают к Нему, сколь лениво, холодно, небрежно, рассеянно, а многие и совсем не приступают и живут наподобие скотов бессло­весных. Господи! Научи нас молиться Тебе, приступать к Тебе всегда с радостью и правостью мысли и сердца.

Сыны человеческие пошли все вслед суеты и осуетились и удалились от Бога, одичали, стали чужды, отчуждились проклятым грехом: у них на уме и в сердце только суета, мечты бродят у них в сердце день и ночь, спят они, непробудно спят и воспрянуть не хотят, забыли милости и бла­годеяния Создавшего их, Искупившего их, Просвещающего, Питающего и Одевающего их, хранящего их как зеница око, освящающего их, избавляющего от клятвы вечной, праведно постигшей грешников, и дающего им Свое благословение животворное, всерадостное.

Люди дремлют и спят духовно в наслаждениях своих, в погоне за корыстью, почетом; спят долго и настоящим телесным сном и расслабляют тем свое сердце, делаются ленивыми и неподвижными на молитву и благодарение Богу.

Вчера супостат разом умертвил мое сердце адским своим дыханием, вложив в сердце пристрастие к драгоценному кресту (на персях моих) и удалив, отчуждив его от Господа, единственного сокровища нашего жизненного. Только искренним покаянием и молитвою тайною о помиловании меня я испросил опять у Господа благо­дать мира и целости душевной. Как противен дух земных пристрастий Духу Божию, Царю Небесному! Благо для истинного христианина не иметь никаких сокровищ на земле, а иметь только и сокровище, и сердце свое на небеси – в Боге вечноживущем и вечноблаженном.

Иисусе, Создателю мой, не забуди мене и сотвори мне вечную память, как и всем ведущим Тебя. Спаси всех, Боже.

26 июня

Утро. Девять с половиной часов. Благодарю Господа за превеликую Его милость, излиянную на меня по вере и покаянному чувству моему в избавлении меня от лютого демонского уязвления во время молебна у Сампсона Денисова и потом по приходе домой в зале пред святым Его образом нерукотворенным.

После обедни. Благодарю Господа за великую помощь Его мне, немощному и исполненному бед и напастей внутренних от невидимых врагов. Литургию позднюю совершил довольно хорошо, с умилением и слезами. Заамвонную молитву в конце несколько скрал и в сере­дине известные слова (Ты тех воспрослави... на Тя). Проповедь сказал хорошо, отпуст скрал. Слукавил по действию вражескому.

На молебне у Малиновских Господь совершил во мне великое спасение; молебен служил хорошо. У Кароли хорошо, только при чтении Евангелия несколько споткнулся от усекновения сердца моего врагами. На всех молебнах Господь являл мне помощь Свою при случающихся искушениях. У типографского фактора служил бла­годатно, легко, весело, но при самом конце, пред погруже­нием святого креста в воду, из-за дьячка своего крайне смутился, уязвился по действию вражеской злобы и мер­зости, от которой страдал дорогой и в доме Малиновских избавился призыванием имени Иисуса Христа.

От частого чревоугодия и сластолюбия грубеет серд­це, иссякает любовь к Богу и ближним, а пристрастие к плоти и к миру усиливается, сердечное око помрачается, благодать Божия в сердце оскудевает, искушения уве­личиваются и делаются более острыми. Но слава и бла­годарение Небесному Врачу душ и телес, врачующему скорбями и искушениями душу нашу и как бы прижига­нием и резанием исцеляющему душу, болящую страстя­ми, да не лишится совсем благодати Божией и вечного живота. Искушения и скорби отрезвляют душу, упоен­ную страстями, а благодать оживляет ее, умерщвляемую грехами.

27 июня

Благодарю Господа, соделавшего во мне чудеса оживотворения моего при служении литургии и особенно после причащения Святых Таин; после Херувимской песни служил со слезами умиления по дей­ствию благодати Божией, а до Херувимской был мертв сердцем, сердце было покрыто тлей, в тесноте, сильно клонило ко сну. Чувствовал потребность особенного приготовления сердечного к литургии, особенно свобо­ды сердца от всякой суеты земной, от земных и вещных желаний и пристрастий, [потребность] горячей любви к Богу и к человечеству, искренней молитвы о всех живых и умерших и благоговейной памяти о всех святых и живого сознания и чувства вселенского сочленения, то есть сочленения великого и освященного тела Христова, то есть Церкви, живой веры в Церковь и в Главу ее, Христа Бога нашего. А этого-то у нас и недостает. Мы земны, дебелы, страстны мыслями и сердцами. Возбуждаем других горе иметь сердца, а сами пресмы­каемся по земле помышлениями и желаниями.

Заамвонную молитву всю прочитал с помощью Божьею браво, громко, искренно, отпуст сказал весь.

После вечерни (служил без ектений великой, просительной и сугубой (малую сугубую только)). Был на молебне в кудрявцевском флигеле № 83. Из-за Ковригиной искушение на злобу относительно ее: борь­ба, покаяние, молитвы, защищение и спасение Божие. О, злой демон! Как он палит злобою своею! Какая адская теснота! Потом всё прошло, и я успокоился. В беседе хорошо охарактеризовал святых апостолов. Слава Богу!

В моей душе нередко хозяйничает иной, противный мне, а не я сам, и я у себя не свой и не дома, а чужой и у чужого, а, без сомнения, надобно, чтобы я был всегда у себя хозяином или, лучше, был хозяином у меня Благой Хозяин всего мира, создавший его и содержащий дла­нью Своею, Который явно должен быть и моим Господином. Отче наш, Иже еси на небесех, да придет Царствие Твое, да будет Царствие Твое внутрь нас. Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Итак, христианин, у себя ли ты? Дома ли ты? – У себя и дома, если в тебе Христос со Отцом и Духом Святым. Но ты не у себя, ты не дома, если в тебе действуют страсти, если в тебе злые демоны.

28 июня

Поел в двенадцатом часу ночи жареных оку­ней с шведским хлебом мягким, и вот утром боль в пояснице, не дающая спать, во рту нехорошо. Не надо есть вечером поздно – натощак ложиться. Духа Божия Животворящего опечалил и огорчил я своим плотоугодием и чревоугодием. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих [Мф.4:4].

Чрез частое удовлетворение похотям и страстям более и более они усиливаются, а любовь к Богу и ближ­нему иссякает и иссякает, доколе совсем иссякнет. Страсти разумею: чревоугодие и вообще плотоугодие, блуд, сребролюбие, пьянство, леность, зависть, нена­висть, гордость, своенравие и упрямство, честолюбие, суетность, лицеприятие, ложь, обман и прочие. А мы что делаем? Именно это: удовлетворяем непрестанно похо­тям и страстям и томим голодом душу бессмертную. Только благодать чрез покаяние и слезы умиления восстановляет нас, возвращает нам жизнь по духу.

После обедни поздней. Благодарю Господа, явившего мне по неизреченной Своей благости и милости помощь при служении литургии при величайших усилиях в борь­бе с невидимыми врагами. Благодатью Божьею я побе­дил все козни врагов и немощи плоти; заамвонную молитву прочитал с дерзновением, громогласно. Отпуст тоже. Вчерашнее пресыщение получило достойное нака­зание. У Герасимовны на новоселье служил молебен непреткновенно, только враг старался всеять злобу на Параскеву Ковригину.

Пред малой вечерней и во время ее духи злобы крайне разжигали зло на отца настоятеля под предлогом его ненависти и презрения к нищим, но мудрованием духовным, призыванием сердечным имени Господа и молитвою за отца настоятеля, да просветит его и мои сердечные очи и да утвердит нас в любви, победил злобу вражию и успо­коился. За всенощной получил язву от невидимых врагов в сердце чрез зрение (красотою девическою уязвился), но усердною покаянною молитвою ко Господу и искренним самоосуждением избавился от скорби и тесноты и умиро­творился (при елеопомазании уязвился на пятой песне канона, на славословии – избавился). Слава Господу, приемлющему покаяние и дающему покаяние.

29 июня

Поздняя соборная обедня. Необыкновенно тягостно во время обедни, борьба со злыми помыслами, победа милосердия Божия над злом моим невольным при пении Достойно есть яко воистину... и после усиленной тайной молитвы покаяния. Служение с отцом Павлом производит подавляющее впечатление. Принуждаешь себя крепко любить его – и не можешь: совершенно не располагает к себе, как камень холоден всегда. Именинник и не заикнулся, как всегда (исключая одного года из двадцати пяти), пригласить братию откушать хлеба-соли для храмового праздника. Господь с ним и с нами. Благодарю Господа за бездну милости Его над нами.

После всенощной. Благодарю Господа, укрепившего меня, немощного по духу, утесненного в сердце, малодушного, боязливого, смущенного, совершить всенощную службу в храме Двенадцати апостолов на хорах и много раз избавившего меня от смертоносного дыхания змиина и наконец в нижнем храме Покрова, в который я сошел из верхнего, чтобы помолиться, между прочим, с матерью, прибывшей из Питера, о больном ее младенце. Много раз терзал меня супостат во время всенощной, и я принужден был часто обращаться к Господу с молитвою покаяния.

Лжем мы часто на общественной молите, неискренно молимся, только слова говорим, без искреннего чувства и умиления или благодарения, славословия. Какую гро­маду мы налгали Богу в продолжение нашей службы, нашей жизни!

30 июня

Окаянный, я стал на путь любостяжания: получаю кресты, даровые шелковые рясы, подрясники, также и не шелковые, шубы, рубашки, полотенца, полотно, сапоги, платки, пояса, поручи, деньги и [съестное], утешаюсь этим. Хотя и по великой любви к Богу и ко мне, недо­стойному, дарят мне все эти вещи духовные мои чада, особенно духовные сестры, но они впадают в изъян, а я обогащаюсь. Честно ли это? Надо их всеми силами оста­навливать в этом.

Форменным образом лишать дьячков должного жалования и дохода (из кружки, с креста, с сорокоустов) настоятель не считает за грех и кажется в глазах своих правым, потому что сам крепко любит деньги и рад бы был и больше в десять раз получать против того, что получает, хотя и имеет сто тысяч капиталу. А возьми я или другой кто из кружки или со креста в пользу дьячка рубль или несколько рублей – и гнева его не оберешься. Потому тайно сунешь что дьячку в руку из доходов, чтобы был доволен и не нуждался, ибо и до нужды край­ней дело доходит у дьячков.

Бывают минуты, когда человек бывает весь зло и гнев, когда зло, как вода, нагло находит и потопляет душу и разливается всё больше и больше, если вовремя не остановишь его искренним покаянием и молитвою усерднейшею. Что же делать должно против этого наводнения? Надобно противопоставлять крепкий в душе оплот – веру в Бога и твердую, нелицемерную любовь, которая долготерпит, милосердствует, не раздражается, не мыс­лит зла, никогда не перестает [1Кор.13:4–8]. А то в нас самолюбия много, самоугодия, любви к покою и удовольствиям, а любви к ближнему очень-очень мало. Эгоизм заедает, а эгоист – не христианин: христианин не ищет своего, а ближнего пользы.

Вот я подвигся на гнев против Параскевы Ковригиной за то, что она позвала меня прийти к петербургским духовным чадам, а надо было с любовью принять пригла­шение, с кротостью и готовностью, ибо любовь готова на все жертвы, чего я не исполняю, окаянный самолюбец и сластолюбец.

Неизреченно велика милость Божия, претворяющая злые сердца наши чрез покаяние в благие, гневные – в кроткие, самолюбивые – в боголюбивые, блудные – в целомудренные, любостяжательные – в нестяжатель­ные, ленивые – в радивые, гордые – в смиренные, сластолюбивые – в воздержные, мертвые – в живые. Это настоящее чудо претворения, перерождения, пакибытия и обновления. О сем да будет слава Господу Иисусу Христу со Отцем и Духом Святым Животворящим.

* * *

Собор святых апостолов. Тяжко было мне сегодня во время обедни от вчерашнего пресыщения и пития вина, расстройства желудка и особенно от собран­ных денег. Водосвятные молитвы и Евангелие читал дурно, с крайней неохотою и принуждением себя, по причине раздвоенности сердечных помышлений; обед­ню служил тоже вяло, связанный внутренно, томимый, удрученный врагами, умерщвляемый. Только причаще­ние Святых Таин оживило меня; заамвонную молитву читал робко у святого престола, отпуст сказал тоже робко, скравши. После обедни угощались у Марковых. Вечерню служил без ектений; после вечерни приложил­ся к святому престолу с тайною молитвою о избавлении от грехов и о помощи при служении молебна у Бурачка и при совершении крещения у комиссара ([...] Яковлева), и Господь совершил чудо спасения во мне, простив мне согрешения, даровав мир, простор и дерзновение.

У Бурачка служил молебен с чувством, спокойно, искренно, с достоинством и наслаждением духа. Крестил тоже добре.

Твоя высота, Живоносне Кресте, воздушного князя биет, и глубина всея бездны закалает змия, широту паки воображает, низлагая мирскаго князя крепостию Твоею127. О сем слава Господу, как и о всем, что Он сотво­рил для нас и в нас.

* * *

125

Молитва из последования великого освящения воды.

126

Лукавый (церк.-слав.) – дурной, низкий, подлый.

127

Тропарь на 4-й песни канона Святому и Животворящему Кресту.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской Православной Церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle