схиархимандрит Иоанн (Маслов)

  АвраамАд 

Агиасма великая

Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится:

«О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа».

«О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов .. и на всяку пользу изрядну (сильную)».

В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни.

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св.Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой.

В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (см. Типикон, 6 января)1(4,с.159–160).

* * *

1

Но в Русской Церкви и народе сложилось такое отношение к Богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую Святыню, то есть подобно антидору, просфоре и т.д. И этот благочестивый обычай ни в коем случае нельзя искоренять в народе, потому что это может повести к ослаблению благоговения к этой Святыне.


  АвраамАд 

Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

1. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Авраам схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Православно-догматическое Богословие. Том 2 – II. О МЗДОВОЗДАЯНИИ ПОСЛЕ ЧАСТНОГО СУДА митрополит Макарий (Булгаков)

3. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова – Беседа 37 святитель Иоанн Златоуст

4. Зачем освящение воды совершается дважды митрополит Вениамин (Федченков)

5. Значение и Сила Крестных Страданий Спасителя епископ Александр (Милеант)

6. Слово о Псалтири профессор Аким Алексеевич Олесницкий

7. Духовные беседы преподобного Иосифа Оптинского преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

8. Поучения протоиерей Александр Ветелев

9. Врачевство духовное, от мира собираемое, или Духовный Лечебник епископ Иеремия Отшельник (Соловьев)

10. Симфония по творениям святителя Василия Великого святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle