Азбука веры Православная библиотека схиархимандрит Иоанн (Маслов) Воплощение Христово и Его значение в деле спасения человека


схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Воплощение Христово и его значение в деле спасения человека

«Слава в вышних Богу и на земли мир,

в человецех благоволение»

 

Эти благодатные слова Евангелия не стареют и никогда не могут устареть в сознании людей. И если в земной жизни есть нечто кратковременное, случайное и преходящее, то есть беспрерывная смена событий в человеческой жизни, падения и восстановления царств, племен, народов, семейной, общественной и государственной жизни, то облагодатствованный ум человека, просветленный руководством веры, видит и находит в этих евангельских словах вечные и непререкаемые законы. Это такие явления, то есть законы природы, определенные Богом, которые действовали и будут действовать до второго пришествия Христа Спасителя. О них нужно помнить всегда и особенно в такие минуты, когда, переживая, как теперь конец года и стоя перед годом новым, мы, естественно, должны испытывать самих себя: стоим ли мы в вере Христовой?

Спасительные слова, воспетые небожителями в час рождения Богочеловека о славе Богу, о мире на земле, о благоволении в человецех, звучат со времени воплощения Сына Божия и доныне.

Совершилось боговоплощение, открылась тайна богочеловечества. Люди мало задумываются над этой тайной, мало проникают в глубокое, неизмеримое значение ее для жизни христианского мира. Мы настолько привыкли к этим словам, что не придаем большого значения этому всеспасительному событию. Наше сердце вместо благодарности Богу остается холодным и бесчувственным. Как человек привыкает к жизни природы – к круговращению земли и к мировому закону тяготения, и уже не обращает на это внимания, так и многие из нас относятся к воплощению Сына Божия бесчувственно, формально. Но стоит только на один миг представить себе прекращение действия закона всемирного тяготения, и мы ясно увидим перед собой ожидаемую вследствие этого мировую катастрофу. То же самое можно сказать и о тайне боговоплощения. Без нее нет смысла жизни на земле. Время пришествия в мир Христа явилось гранью двух миров – древнего и нового. Человечество от поворотного пункта ветхозаветного периода движется по совершенно иному руслу, от «века предуставленному».

С тех пор как помнит себя человек, живя на земле, он постоянно стремился и стремится, как растение к солнцу, к Богу. Его богоподобная душа испытывает тоску по небу. Только при свете этой мысли и этого факта ему становятся понятными все проявления духовной жизни и истории человечества. Человека никогда не удовлетворяла только естественная животная жизнь. Он не только томительно искал приблизиться к Божественному началу, но и желал соединения с ним. Без этого он не смог осмыслить свое существование. Только таким внутренним чутьем можно объяснить себе, что христианство является Божественным началом. И поэтому сошедшая с неба истина, принятая людьми, предназначенными к вечной жизни, и восторжествовала, в конце концов, не только над гонениями, но и над всеми языческими культами. Образ Христа стал вечным и победоносным. Именно это и отвечало тайным запросам человеческой души, которая по природе – христианка. Водимые звездою шли к Нему цари и мудрецы, волхвы от Востока и несли Ему свои дары, тем самым положив начало тесному единению всех людей в Церкви Христовой, независимо от их социальной или национальной принадлежности.

Во все века ничто не могло удовлетворить человека вне богообщения. Философское учение древних мудрецов после пришествия на землю Сына Божия оказалось несостоятельным. Внешнее устроение жизни общества в целом изменилось коренным образом. Нравственные запросы человека, основанные на Вечной Правде и Откровенной Истине, обнаружились во всей своей полноте. Языческий мир не мог удовлетворить их ни в своих религиозных культах, ни в философии, ни в культуре, ни в различных видах искусства. Нравственная потребность не могла быть заменена и правом, которого никакое государственное законодательство не могло слить с нравственным началом. В языческом мире, вследствие отсутствия истинного учения о Боге, в жизни людей ощущалась некая пустота, холодность и бесцельность. Только с воплощением Сына Божия смысл жизни людей приобрел непреходящую ценность и значение. «Свершилось чаяние языков», исполнились заветные ожидания всех людей. Бог соединился с человеком и возвел его снова на небо.

Совершилась преславная тайна вочеловечивания Божества. Отныне в лице Богочеловека соединились навеки божественное начало с человеческим. И эта спасительная тайна, светоносная и животворящая, приемлется просвещенным умом и глубокой верой. Такая вера в корне преобразует жизнь людей. Жизнь общества, построенного на основах веры, представляет свободное согласование и гармонию божественного и человеческого начала. Отныне благородные усилия человеческой мысли не беспомощны, а святые искания истины не тщетны. Отныне не всуе живут в нас возвышенные запросы совести, святая жажда вечной правды. Все это находит ответ, помощь и удовлетворение в Том, Кто сказал о Себе, что Он есть Путь и Истина и Жизнь.

В христианстве не подавляются запросы человеческого духа; напротив, они получают высший смысл и высшее освещение в Боге. В Церкви Христовой все обновляется в духе истины. Чем выше царит над миром Божественное начало, тем полнее самая земная жизнь. Чем выше солнце над землею, тем более оно освещает и согревает землю. Чем большая воздается слава в вышних Богу, тем не только прочнее мир на земле, но и крепче становится благоволение в человецех.

Так созидается богочеловеческое общество, в задачу которого должно входить свободное вероисповедание и любовь к Богочеловеку. Потому что Христа необходимо каждому человеку принять и внешним и внутренним образом. Только принятие каждым человеком в свое сердце Христа сможет облагородить мир и дать ему правильное понятие и направление во всех сферах жизни. Именно эта истина станет способна водворить мир на земле и объединить все народы во единый и прочный союз с Богом. Свет Христов, просвещающий каждого человека, грядущего в мир, одухотворит сердца людей и, более того, сделает их способными любить друг друга и проявлять заботу о благополучии каждого человека. Христианство в этой области сделало и по сей день делает очень много. Оно облагородило мир и направляет его к спасительному началу жизни во Христе. Бесподобный и вековечный евангельский образ: царство Божие, действуя в человечестве, проникает в него, как закваска в тесто. Все это поднимает дух, пробуждает совесть и направляет все силы человека на борьбу с греховным началом. Нравственные болезни века отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни. Чтобы избежать их, надо быть последователями великой Истины, пришедшей во плоти и воспетой Ангелами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение».

 

5 мая 1988 г.

Вам может быть интересно:

1. Действия Духа Святого в деле спасения человека схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Спасение через веру профессор Николай Дмитриевич Успенский

3. Совершение спасения рода человеческого Христом и усвоение сего спасения человеком Виктор Иоасафович Фаминский

4. Попечение Православной Церкви о спасении мира. Книга 2 протоиерей Григорий Дебольский

5. Христово уничижение и наше спасение профессор Николай Никанорович Глубоковский

6. О Спасителе и спасении протопресвитер Евгений Аквилонов

7. Душевное спасение, как величайшее благо и радость жизни Леонид Александрович Соколов

8. Личное и общественное спасение во Христе профессор Антон Владимирович Карташёв

9. Вопрос о личном спасении патриарх Сергий (Страгородский)

10. О духовном руководстве в деле спасения архиепископ Василий (Кривошеин)

Комментарии для сайта Cackle