схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Пресвятая Богородица

Слава Богоматери началась еще с Ее младенчества

Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее высшею без сравнения всех Ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками (Ис.7,14; Пс.44, 67,16–18,71, 6) и началась еще с младенчества. После благовещения Архангела о рождении от Нее Сына Божия праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, первая нарекла Ее Матерью Господа. При этой встрече Сама Богоневеста, движимая Духом Святым, прорекла о Себе: «Се бо отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1,41–48).

Величие Богоматери, явленное при Ее жизни и по Успении, распространилось в мире с расширением пределов Церкви Христовой. На III Вселенском Соборе отцы Церкви, осудив лжеучение Нестория, торжественно исповедали Пресвятую Деву Богородицею (4, с.34).

Праздники в честь Пресвятой Богородицы

Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Ее праздники. Земная жизнь Богородицы прославляется в следующих двунадесятых праздниках.

1.              Рождество Пресвятой Богородицы

2.              Введение во храм Пресвятой Богородицы

3.              Благовещение Пресвятой Богородицы

4.              Успение Пресвятой Богородицы (Там же)

5.              Рождество Пресвятой Богородицы

Младенец Мария была чисто небесным даром от Бога праведным Иоакиму и Анне (Там же, с.39).

* * *

Рождение Пресвятой Богородицы Марии служило преддверием явления на землю во плоти Солнца правды – Христа. Оно означало приближение времени разрушения греха, осуждения и смерти, тяготевших над людьми, указывало на скорое воссияние Божьего благословения и вечной жизни на земле (Там же, с.34).

Значение Рождества Богородицы

В лице Пресвятой Девы Марии Благодать родила Предызбранную из всех родов в жилище Христу Богу, начаток человеческого спасения и Ходатаицу о нем.

Всецарица Богородица есть по Своему достоинству Матерь жизни, Скиния всечеловеческого примирения грешных с Богом, Божий одушевленный Пре­стол, Чертог Неприступного Света Божества и Книга Слова жизни. Пророк Иезекииль назвал Ее Божественной Девической Дверью, обращенной к вос­току и ожидающей входа чрез Нее во вселенную великого Святителя Христа. Как Дверь Единородного Сына Божия, Пресвятая Мария превзошла сиянием плоды чрева всех светлых жен на земле. Ввиду этого Ее рождение, предвозве­щающее начало спасения людей от духовного бесплодия, вызывает ликование празднующих и созидает церковное благолепное торжество (Там же, с.35).

* * *

Чистая Богоматерь непрерывно ходатайствует пред Христом о даровании людям первого блаженства (Там же, с.36).

* * *

Пречистая Дева – посредница Боговоплощения. Рождением воплотившегося Сына Божия Она облагоухала миром благодати концы мира (Там же, с.37).

* * *

Пресвятая Богородица рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения (Там же).

Предпочтением девства супружеству и молитвенным служением Богу день и ночь Пречистая Дева постепенно уготовила Себя в обитель Богу Слову (Там же, с.67).

В какой момент произошло зачатие Сына Божия

Выражение Девою Мариею покорности Богу в словах – «Вот, Я – раба Господня. Будь Мне по слову твоему» (Лк.1,38), – было моментом зачатия Ею Сына Божия. Святой Дух наитствовал на Пренепорочную, и сила Вышнего осенила Ее существо. В этот момент Сын Божий вселился в предочищенную и приснодевственную утробу (Там же, с.87).

* * *

В зачатии Воплощенного Бога Пресвятая Дева Мария возвысилась над тленным материнским естеством, превзошла порядок его жизни (Там же).

Благовещение

Праздник Благовещения – воспоминание неописуемого богатства Божией благости, когда благодать Божия осенила человеческое существо в лице Девы Марии, обожила его соединением с Ним и сотворила его Божией Церковью (4, с.78).

Христос Бог наш принял естество, подобное нашему, исключая грех

Христос Бог наш от Обрадованной Богоматери принял естество, подобное нашему, исключая грех, и возвел его к Себе. «Он воспринял», по выражению св.Феофана, митрополита Никейского, «худшее, чтобы подать лучшее». Не­когда первый человек на земле Адам обманулся, возжелав быть Богом, и не достиг осуществления своего желания. Но Воплощенный Бог Слово, став человеком, благоволил соделать Адама богом (Там же, с.79).

Когда человеческая природа вышла из порабощения греху

В день Благовещения человеческая природа вышла из порабощения греху и связанности клятвой, тяготевшей над людьми со времени прародительского грехопадения. Сын Божий тогда предначал восстановление ее падения при­нятием Адамовой нищеты, облекшись в чуждое Ему естество ради спасения людей (Там же, с.79).

Успение Пресвятой Богородицы

В обычном порядке вещей люди не знают количества лет своей земной жизни. Но святым Господь иногда открывает эту тайну для их душевной пользы. Подобное извещение о дне преставления в загробный мир получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. При этом Архангел вручил Божией Матери райскую светоносную ветвь со словами: «Радуйся, Благодатная! Тебя, Божию Невесту, призывает в Божественный чертог Небесный Жених для бес­конечного боголепного веселия».

Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью.

Для служения Владычице при погребении Господь ко дню бессмертного Успения Своей Пречистой Матери чудесно собрал в Иерусалим сонм апосто­лов (Там же, с.99).

* * *

При последней беседе Божией Матери с апостолами не мог удержаться от плача святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме (Там же, с.100).

* * *

Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по Успении

Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестер­пимых лучей небесного света как бы раскрылась. Пред одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников. Пречистая в умилении привстала, молитвенно воздела руки к Нему, насколько могла, поклонилась и с любовью тихо промолвила: «Славлю Тебя, Сын Мой, и Твое крайнее благосердие. Поклоняюсь славе Твоего величества Песнословлю державу Твоего Божества, Твое снисхождение и человеколюбие. Что Тебе воздам Раба Владыке? Что Тебе ныне принесу на небеса, если не душу и тело?» (Малая вечерня, 2-я стиховная стихира; Акафист, 1-й икос, 8-й конд., Похвалы, 1-я статия, стихи 36 и 37).

Господь, в ответ на слова Богоматери, сказал: «Прииди, Ближняя Моя, прииди, Прекрасная Моя. Прииди, Матерь Моя, в Божественную радость и Царство там, где споклоняемы Отец, Сын и Дух Святый» (Похвалы, 3-я статия, стихи 162, 167, 168 и 169).

Исходившую из тела Богоматернюю душу Спаситель принял на Свои живоначальные длани. Как Дева-Матерь не оставила Его на Кресте, так Он, исполняя Сыновний долг, не оставил Свою Матерь в час Ее преставления (Похвалы, 1-я статия, стихи 36–37, Акафист, 2-й икос; 3-я стихира на литии, утреня, 1-й канон, 3-й тропарь, 4 песни, 1-й тропарь 8-й песни, 1-й тропарь 9-й песни, 2-й канон, 2-й тропарь 8-й песни).

Бездыханное Богоприятное тело Богоматери, молниеносно сиявшее Божественным светом, явно для апостольского взора, трепетно покрыли священными крыльями Херувимы. Тогда пришло в исполнение прообразовательное осенение Ковчега Завета литыми из золота Херувимами. Вместо того здесь, в Сионской горнице, живые Херувимы приосенили Ковчег Бога Слова – Пре­святую Богородицу (Похвалы, 2-й статия, стих 98; утреня, 2-й канон, 3-й тропарь, 4-й песни, Акафист, 5-й икос).

Святые апостолы при виде преставления Богоматери и радовались и плакали, и с любовью лобызали Ее пречистое тело, благоухавшее небесным миром. Всесвятой лик Пречистой дышал благодатью и жизнью, как у мирно спящей, и озарял боголепным сиянием прощавшихся с Нею (Утреня, 1-й канон, 1-й тропарь, 3-й песни, седален по 2-й кафизме л 10, Похвалы, 1-я статия, стихи 13 и 45).

Из сердца прочих апостолов невольно вырывались подобные же восклицания у одра Божией Матери, сопровождаемые обильными слезами.

Апостольский сонм такими и подобными многими словесными обращениями, излив свои чувства и оплакав разлучение свое с Богоматерью, затем приготовил Ее тело к погребению. Погребальный одр апостолы приняли на свои рамена и торжественно понесли в Гефсиманскую гробницу. Это была высеченная из камня пещера, вход в которую закрывался большим камнем. На пути к пещере апостолы воспевали священные погребальные псалмы и другие песнопения, предначинаемые апостолами Петром и Иаковом, первым Иерусалимским епископом. В них прославлялось Божие промышление в Богоматернем Успении. Апостольскому пению явно для слуха участников погребальной процессии вторил невидимый Ангельский хор.

Торжественная обстановка погребения Божией Матери вызвала вспышку злобы в сердцах иудеев, ненавистников христианства. Один из ярых врагов первохристианского общества, некто Афоний, иудейский священник, пламенея сатанинской злобой, подбежал к погребальным носилкам, на которых износи­лось тело Богоматери. Он схватил носилки за край, намереваясь опрокинуть их. В это мгновение невидимая сила Божия отсекла кисти его рук, а сам он, ослепнув, с криком ужаса и боли упал на землю. Пораженный чудесной Божией карой и пришедший в сознание греха своего, Афоний стал каяться пред всеми в своем замысле. Плача и исповедуя Божию Матерь Богородицей, он просил указания у апостолов, как ему загладить свой грех. Тогда апостол Петр научил его просить прощения у Божией Матери и приложить обрубленные части рук к отсеченным кистям Афоний последовал апостольскому указанию и тотчас получил исцеление. Так Господь наказал иудейскую дерзость и охранил честь Своего одушевленного Кивота.

Достигнув Гефсиманской пещеры, апостолы погребли здесь тело Богоматери и ко входу в пещеру, по еврейскому обычаю, привалили большой камень.

Богоматерняя же душа, как слышим в Успенских богослужебных песнях, была торжественно вознесена Господом во «Святая святых» неба. Божия Ма­терь, это земное небо, вселилась на небесной и нетленной земле для бесконеч­ного радостного созерцания славы Сына Божия. Восход Ее души к небу про­исходил в Ангельском окружении и среди славословий старейших Ангельских сил и душ праведников. Бесплотные духи, приникая друг ко другу, восклицали превышним Ангельским ликам. «Вот, приходит Всецарица Богоотроковица, приимите Ваши надвратия и премирно подымите Матерь Присносущного Света Приимите Родившую Творца неба и земли». «Чрез Нее явилось людям всеобщее спасение. Мы не можем взирать на Нее и воздать Ей подобающую честь. Ее превосходное величие выше всякого разумения». При восхождении в Горний мир Державной Царицы неба и земли ужас и трепет объял воздушных духов тьмы. Свет славы Ее, молниевидно прошедший даже до ада, привел в трепет сатану. Он с плачем и стенанием взывал «Что мне и Тебе, Матерь Бо­жия?» (Малая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах, великая вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах», 4-я стиховная стихира на «И ныне», Великая вечерня, 2-я стиховная стихира на «И ныне», Великая вечерня, 4-я стихира на «Господи воззвах», Похвалы, 2-я статия, стихи 99, 100 и 101).

Среди ликующего пения небожителей Богоматерняя душа ступила на Небесный круг и достигла прекрасного Горнего Иерусалима. Ее, как Царицу и Владычицу, принял престольный город Вседержителя, основанный из всесветящих камней. Прерадостно вошла Она в его нерукотворенные храмы и отсюда вознесена была превыше небес, в благолепие Божие. Припадши к Престолу Пресвятой Троицы, где страшный и неприступный Свет, Богоматерь рабски поклонилась Божеству. Сын и Бог почтил Ее во Святая святых неба благодатию высокопрестольной славы, посадив одесную Себя. Видя величие Царицы Небесной, горние чины припали пред Ней, как пред Своей Влады­чицей! (Акафист Успению, 2-й и 8-й икосы, Похвалы, 1 статия, стихи 10 и 39, Акафист Успению, 12-й кондак).

С этого времени Богоматерь во славе приседит и предстоит Престолу Сына Своего и Бога и с Ним вечно царствует Она – Красота в Господней деснице, облеченная в солнце и благодатно сияющая всей вселенной (Акафист Успе­нию, 12-й кондак).

После всего вышесказанного становится понятным смысл богослужебных выражений о том, что погребение Божией Матери стало лествицей к Богу, Сущему вверху ее, и что Пресвятая – живой Престол Божий – взошла на Горний Престол Божий, превыше небес (Похвалы, 1-я статия, стихи. 68, 69 и 71, 2-я статия, стих 74).

Пречистое Тело Божией Матери почивало в погребальной пещере около трех дней. Гефсимания была для Нее местом лишь трехдневного упокоения. Один чудесный случай, промыслительно устроенный Богом, привел апостолов и всех христиан к уверению в факте воскрешения и преображения Господом Спасителем Богоматернего тела, применительно к пророчеству ДавидаЖ «Вос­кресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея» (Пс.131,8).

Среди апостолов, собравшихся в Иерусалим на погребение Божией Матери, по Божию смотрению, отсутствовал апостол Фома. Божественная сила восхи­тила его в Иерусалим позднее прочих апостолов. Он прибыл сюда из Индии, где проповедовал Евангелие, в то время, как Божия Матерь уже два с половиной дня почивала в гробнице. Узнав об обстоятельствах Успения Пресвятой Богородицы, апостол Фома долго и горько плакал и скорбел о том, что не удостоился быть при последних минутах земной жизни и погребении Пречистой и не получил Ее благословения. Сострадая ему и желая его утешить, апостолы направились с ним к пещере, в которой покоилось Богоматернее тело. Чтобы апостол Фома имел возможность проститься с Божией Матерью, они отвалили камень от входа гробницы. Все апостолы вошли в нее. Но каково было их изумление, когда вместо тела Пресвятой Богородицы они увидели на смертном ложе одни погребальные пелены и пояс Пречистой, и для них стало очевидным чудо воскрешения Госпо­дом Своей Пресвятой Матери для жизни на небе во плоти (Акафист, 3-й кондак и 3-й икос, Похвалы, 2-я статия, стих 104).

Пораженные этой чудесной неожиданностью, святые апостолы возвратились в Сионский дом апостола Иоанна Богослова и пребывали в молитве. Уже к вечеру они сели за общую трапезу, чтобы подкрепиться пищей. По своему обыкновению на главном месте за столом они всегда полагали отдельный хлеб в честь и память Господа Спасителя. Такой хлеб лежал на переднем месте застолья и в этот раз. По окончании трапезы, когда апостолы возносили этот хлеб вверх со словами «Господи Иисусе Христе, помогай нам», вдруг пред их очами разверзлась кровля дома, и их взорам в воздухе предстала Божия Матерь в Небесной славе, окруженная бесчисленным сонмом Ангелов и святых. Из уст Пречистой послышался сладостный голос «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Апостолы в умилении пали пред Богоматерью и воскликнули радостно: «Пресвятая Богородица! Помогай нам!»

В соответствии с церковно-богослужебными свидетельствами, Честное тело Богоматери не видело тления во гробе. Приняв погребение, как смертная, Пречистая восстала вседействием Духа, как Божия Матерь, и с преображен­ным телом прешла от земли на Небо. В силу происхождения от смертных родителей Она имела естественную человеческую кончину, но гроб сделался для Нее леетвицей к Небу, Гефеимания – местом веселия и сияния (Похвалы, 1-я статия, стихи 12 и 66, утреня, 2-й канон, 1-й тропарь 3-й песни, седален по 2 кафизме).

На земле Бог Слово опочивал 9 месяцев во чреве Матери Своей по плоти, как младенец. Ныне же на небе Матерь Божия опочивает и вселяется в Боге Она в предстоянии Троичному Божеству веселится, видя на Божием Престоле всенепорочное и обоженное Тело Сына Своего и Господа.

Все сказанное об Успении Богоматери и внутреннем значении его можно обобщить в форме такого заключительного положения. Успение Божией Мате­ри, выражаясь библейски, есть взимание от земли на небо преславного Града Господня: восхождение чистого и всесвятейшего Божьего образа к Первооб­разу, приятие Небом Божией тьмочисленной, святой Колесницы. Оно есть отлет из земного гнезда уязвленной любовью к Богу Чистой Голубицы для облетания Божьего Престола и вместе положение в Божии руки Таинственной Книги, в которой написано Божие Слово (Похвалы, 2-я статия, стихи 117, 118, 92, Похвалы, статия 2-я, стихи 120, 122, 123, Похвалы, статия 2, стихи 125–126) (Там же, с.100–106).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle