схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Преображение Господне

Значение праздника по церковным песнопениям

Событие Преображения Господа на Фаворе описывается в Святом Евангелии (Мф.17, 1–13; Лк.9,27–36).

Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу Близилось время Его страданий. Спаситель видел, что ученики Его веруют в Него, как в Сына Божия, и на вопрос Его к ним: «Вы за Кого почитаете Меня?» – Апостол Петр ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16,15–16). После этого Господь сразу же начал открывать ученикам Своим тайну, что Его ожидает в Иерусалиме, то есть страдания и смерть.

Прошло после этого несколько дней. Господь берет с Собой на гору Фавор помолиться «верховных учеников» Петра, Иакова и Иоанна, именно тех апостолов, которые – по выражению церковной стихиры – «хотели быть с Ним и во время предания Его» (Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах»), берет их, чтобы они, увидев чудо Его преображения, не соблазнились, не устрашились, когда наступит час Его страданий.

И когда Господь молился, лик Его просиял как солнце, ризы и одежда Его стали белы, как снег. С Преобразившимся Господом беседовали явившиеся к Нему во славе два ветхозаветных мужа, давно оставившие землю: Моисей и Илия. Они беседовали об исходе Христа, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме, об ожидающем Его там Кресте и смерти, о конце Его земной жизни. Апостол Петр, в порыве восторга от Фаворского сияния, воскликнул: «Господи, хорошо нам здесь быть, если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, Моисею одну и одну Илии». Не успел еще апостол договорить своих восторженных слов, как вдруг светлое облако осенило находившихся на горе, а из облака раздался чудный Божественный глас: «Сей есть Сын Мой Возлю­бленный, в Котором Мое благоволение, Его слушайте» (Мф.17,5).

Событие Преображения Господа Иисуса Христа на Фаворе подробно раскрывается в стихирах и тропарях службы праздника, при этом изъясняется и глубокий его догматический и нравственный смысл.

Явившиеся Преобразившемуся Господу и с ним беседовавшие «Моисей Боговидец и Илия огнеколесничник и неопальный небошественник» (этим своим явлением) свидетельствовали, «яко Той есть истинное Отеческого Су­щества Сияние, господствуяй живыми и мертвыми», они свидетельствовали, что это есть «Творец и Исполнитель закона и пророков» (Преображение, великая вечерня, стихира на литии на «И ныне»). И был к апостолам «глас свыше Отечь, из облак шумно предсвидетельствующ и глаголющ: «Сей есть, Его же из чрева прежде денницы родих, Сын возлюбленный Мой ... Его же послах спасти» людей, в Троицу крещаемых и исповедающих «нераздельную державу Божества» (Там же, 3-я стихира на литии).

Моисей и Илия своим явлением не только свидетельствуют о Божестве Спасителя. Они являются собеседниками Христа о завершении Им спасительного подвига крестными страданиями. И поэтому преображение Христа «провоз­вещало и славное Креста ради спасительное Воскресение» и избавление мира от преступления (Преображение, великая вечерня, 1-я стихира на литии).

На Фаворской горе Господь Христос, преобразившись, показал «славу Божественного Своего зрака (образа)» (там же, 4-я стиховная стихира), славу Своего Божества (там же, 1-я стихира на литии), «являя началообразныя доброты благолепие и то не всесовершенно». С одной стороны, твердо уверяя, удостоверяя учеников о Своем Божестве (и Богочеловечестве), Он вместе с тем и щадит их, «да не со зраком и еже жити погубят, но яко же можаху вмещати, телесныма очима стерпяще» (там же, 3-я стихира на литии). Поэтому-то «Божества Своего (только) малый зрак обнажил» Спаситель (там же, стихира по 50-м псалме), скрывая под плотию «сокро­венную молнию Своего Существа и Божественнаго благолепия» (там же, седален по 2-й кафизме).

«Создавший невидимыми руками человека по образу Своему Христос (теперь при Преображении) явил в сем создании (в человеке) первообразную красоту Свою, уже не как в образе, но каков Он Сам по существу (в блистании Божества), будучи Богом и Человеком» (там же, 2-й канон, песнь 5, русский перевод).

В Преображении уже ясно открывается тайна домостроительства Божия о нашем спасении, «превечное, сокровенное таинство» явления Сына Божия во плоти для спасения людей.

В Преображении Господь явил Свое «неизреченное смотрение, и милость, и многое милосердие, имже спасти еси мир, грехом погибающий» (Преоб­ражение, утреня, 2-я хвалитная стихира).

В Преображении ясно было показано обожение человеческой природы через воплощение Сына Божия. Христос Спаситель «очерневшее Адамово естество, преображался, облистати паки сотворил, претворив е (его) в Своего Божества славу же и светлость» (Великая вечерня, 2-я стиховная стихира).

В ряде стихир праздника Преображения указывается, что Небесный Голос обращается ко всем носящим имя Христово. Всем следует преображаться под яркими и животворящими лучами света Христова, всем следует устроять свою жизнь по заветам Христа, – Его слушать («Того послушайте»).

В лице апостолов и всем Своим последователям Христос Своим Преображением показывает «яко высотою добродетелей (жизни во Христе) облиставше, (они) и Божественной славы сподобятся» (Великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах») (4, с.166–168).

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается ОСВЯЩЕНИЕ ПЛОДОВ.

Обычай освящать плоды – древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост правиле (срав. 28-е правило VI Вселенского Собора). Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6-го августа (ст.ст.) было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых – колосья и виноград – приносятся в храм для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих пло­дов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к Таинству Евхаристии, о чем сказано и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой – «На освящение начаток овощей (плодов)».

Освящение плодов 6-го августа имеет еще и другое – таинственно символическое значение, а именно в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновленное состояние, в которое вступило человеческое естество по воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верую­щие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой надежде человек утверждается церковным благословением плодов (4, с.166–171).

Цель Преображения Господа

Для более наглядного уверения в Своем Божественном достоинстве Спаситель перед Своими страданиями показал на горе Фавор, насколько это возмож­но было воспринять апостолам, славу Своего Божества. После совершенной Христом молитвы лицо Его просветилось, как солнце, и ризы Его стали белы, как снег. В таком виде Он беседовал с величайшими пророками Моисеем и Илией. Апостолы Петр, Иаков и Иоанн услышали с неба голос Бога Отца, при­зывающий их послушать Того, Кого Он послал в мир. «Сей есть Сын Мой Воз­любленный ... Того слушайте» (Мф.17,5). Этим Своим Преображением Господь показал ученикам, «что Он есть Отчее Сияние, Бог и Господь, и Царь славы, хотя и покрылся смиренным человечества образом: вне является как человек, но внутрь Бог есть». Слава, Которую увидели ученики на Фаворе, пребывала со Христом постоянно. Но она была сокрыта человеческой плотью, так как в противном случае никто бы не смог общаться с Ним и, таким образом, учение Его не было бы воспринято людьми, а следовательно, и искупительный под­виг Сына Божия не достиг бы своей цели. И наконец, Своим Преображением Спаситель засвидетельствовал, что Его крестный путь страданий и скорбей зависит не от людей, злобно настроенных против Него, а совершается по Бо­жественному плану, в целях спасения человечества. Событие Преображения Господа имело также целью укрепить в сердцах учеников веру, чтобы они, когда увидят Его пригвожденным ко Кресту, не соблазнились, не оставили Его учения, но проповедовали его всему миру (7, с.190–191).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle