схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Сребролюбие

Сребролюбие есть великое зло.

Сребролюбие есть любовь не только к деньгам, но и ко всякому стяжанию.

Сребролюбие есть страсть ненасытная.

Сребролюбие есть корень всех зол.

Сребролюбец – враг Богу, человеку и самому себе.

Сребролюбие есть отступление от Бога.

Сребролюбие есть признак неверия и зверообразной души.

Сребролюбие опаснее всех беззаконий.

Сребролюбие приносит вред в любом звании.

Сребролюбец мучается от своей страсти.

Сребролюбие мучает человека при смерти и по смерти.

Сребролюбие не только другим творит зло, но и самого сребролюбца повергает во зло.

Сребролюбие держит человека в плену.

Искажающие истину за деньги подражают Иуде.

Сребролюбец хотя много имеет, но никогда не имеет покоя.

Не всякий имеющий есть сребролюбец, но тот, кто сердцем прилепляется.

Сребролюбие, так как коренится в сердце, то сребролюбец и тот, кто не имеет, но страстно желает.

Сребролюбие отсекать словом Божиим (8, с.983–988).

* * *

Страсть сребролюбия – проявление неверия (6, с.126).

* * *

Нужно избегать чрезмерного пристрастия к деньгам, а с другой стороны, и слишком легкомысленного отношения к ним (Там же, с.126).

Как избавиться от сребролюбия

Чтобы избегать сребролюбия, нужно обращать свою мысль на кратковремен­ность земных благ и заботиться более всего о вечности (Там же).

* * *

Суть этого зла заключается не только в пристрастии к материальным благам, деньгам, но вообще в корыстолюбии и стяжательстве (5, с.72).

* * *

Кто не сребролюбив, тот не будет ни мшелоимцем, ни завистливым, так как сребролюбие есть корень всем злым (1Тим.6,10).

Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Материальное вознаграждение не цель, а следствие (32).

Почему страсть сребролюбия одна из самых пагубных

Страсть сребролюбия а своем существе является одной из самых пагубных и трудно укротимых. Всякая другая страсть доходит до некоторого пресыщения, а иногда при определенных обстоятельствах и ослабевает, но при сребролю­бии человек не удовлетворяется даже и тогда, когда имеет уже множество материальных благ. Алчность сребролюбца бывает настолько ненасытной, что он не успокоился бы и в том случае, если бы обладал богатством всего мира (7, с.329).

Сребролюбие связано с преступлением

Ради гнусного прибытка сребролюбец идет на всевозможные преступления, вплоть до убийства. «Сребролюбие все беды в свете производит… » (1.139) (7, с.329).

От чего далек сребролюбец

Подверженный страсти сребролюбия далек от любви, снисходительности и милосердия (7, с.329).

Состояние души сребролюбца

Сребролюбец никогда не имеет в душе мира, спокойствия по причине неудержимого стремления к стяжанию богатства, но всегда мучается, терза­ется, постоянно находясь, «подобно волнующемуся морю, в печали, страхе и смущении» (1.138). Если страсть сребролюбия не пресечь в самом начале, она опустошит и уничтожит в душе все добрые и богоугодные начинания, а водворит в ней все извращенное и мерзкое (7, с.329).

К чему приводит страсть сребролюбия

Пленив свою жертву, страсть сребролюбия целиком и полностью развращает человека и, наконец, приводит его к неверию в Промысл Божий (7, с.329).

Сребролюбие – корень всех зол

Сребролюбец бывает хуже хищного зверя, потому что зверь, насытив­шись, перестает нападать на свою жертву, а человек, одержимый сребролюби­ем, никогда не имеет успокоения и насыщения. Он больше ни о чем не думает, как только об умножении богатства, и ради этого не замедлит прибегнуть к злоречию, лжи, клевете, воровству и т.д. (3.281). Именно отсюда эта страсть называется корнем всех зол (1Тим.6,10), и сребролюбец, по справедливому замечанию святителя Тихона Задонского, является врагом Богу, людям и само­му себе (2.196) (7, с.329).

Сребролюбие овладевает сердцем сильнее других страстей

Всякий порок противен Богу и нарушает гармонию души человека, но ни один из них так не овладевает сердцем, как сребролюбие. В сердце, по­раженном страстью сребролюбия, не может быть любви к Богу, потому что жажда обогащения изгоняет ее (2.22) (7, с.329).

Сребролюбие ведет к отвращению от Бога

Находясь под властью сребролюбия, человек незаметным образом отвращается от своего Спасителя, хотя и устами исповедует Его (3.147).

Внутреннее отречение от Бога непременно обнаружится как в словах сребролюбца, так и на деле, в определенный момент его жизни, когда перед ним будет поставлен вопрос спасение или богатство, то, безусловно, такой человек изберет последнее (1.138) (7, с.330).

Чьим послушным орудием является сребролюбец

Отрекшись от Христа и погрузившись в бездну пороков, сребролюбец ради богатства поклоняется дьяволу и, как послушное орудие, исполняет его злую волю (5.302) (7, с.330).

К чему приводит душевное помрачение сребролюбца

Находясь в таком душевном помрачении, сребролюбец не только не способен выполнять Христовы заповеди, но и нарушение их вменяет ни во что (7, с.330).

Чему уподобляется сребролюбец

Своей жизнью сребролюбец уподобляется яблоку, которое бывает на вид приятным, но внутри исполнено вредного зловония (2.195) (7, с.330).

Состояние ума сребролюбца

От чрезмерной привязанности к богатству ум сребролюбца помрачается хуже, нежели от вина, и эта похоть удерживает его в своей власти, не давая ему возможности исправиться (4.116) (7, с.330).

Чего лишается сребролюбец

Сребролюбец закрывает себе вход в Царствие Небесное, лишается блаженной жизни со святыми и ввергает свою душу в вечный огонь геенский (3.282) (7, с.330).

Как освободиться от страсти сребролюбия

Освободиться от страсти сребролюбия можно только самоотречением, искоренением самолюбия и путем исполнения заповеди Христовой о любви к ближним. Отрезвляющим средством против пагубного сребролюбия может служить и апостольское наставление: «Ничтоже внесохом в мир сей яве, яко ниже изнести что можем» (1Тим.6,7) (2.197). Никто не может взять с собой что-нибудь в вечность, «гроб мал как нищего, так и богатого восприемлет и вмещает» (3.155). Постоянное памятование о смерти и Страшном суде помо­жет христианину развеять в душе греховную мглу, привнесенную страстью сребролюбия (4.400), и довольствоваться тем, что Господь посылает для его пропитания и благополучия (5.303) (7, с.330).



Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

1. Огласительные поучения и завещание – Поучение 87 преподобный Феодор Студит

2. Слова и речи. Том II – Слово в день Святителя и Чудотворца Николая митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ИСКУПЛЕНИЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

4. Отечник Проповедника – Смирение епископа игумен Марк (Лозинский)

5. Душеполезные поучения – ССОРЫ преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

6. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников – Вопрос 693. Как же, владыко, когда мы захотим отстранить от себя гнев Божий, не раздражим ли сим Бога?    преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

7. Предполагаемая реформа церковного суда – Выпуск второй архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Арсений Глухой профессор Александр Павлович Лопухин

9. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Прелесть преподобный Исаак Сирин Ниневийский

10. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ПЕРЕМЕНА ОБИТЕЛИ святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle