схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Христианин

Величие христианина, что рожден от Бога и чадом Божиим называется.

Христиане истинные имеют честь именоваться чадами Божиими, быть в общении с Богом.

Христианин есть сын Божий и рождается от Бога.

Христианин как рожденный от Бога должен иметь свойство и подобие Родителя.

Христианина достоинство в том, что он чадо Божие.

Христианин имеет великое благо называть Бога Отцом.

Христианин есть раб Христов.

Кто какую волю исполняет, тот того и раб.

Христианин есть ученик Христов.

Проверять себя, учишься ли у Христа.

Христианин есть и священник и жертва, а жертвенник сердце.

Христианин есть дом Божий и жилище Духа Святого.

Христиане суть члены Христовы.

Христианин соединен со Христом, как тело с главой, а друг с другом, как члены.

Христианин как член тела, где глава Христос, не может СВОЮ ВОЛЮ творить, но как Глава.

Христианин, не имеющий послушания к Главе – Христу, не находится в едином теле Церкви Христовой.

Как розга на лозе, так ХРИСТИАНИН соединен со Христом Христианин со Христом СТРАДАЕТ и прославляется.

Если христиане – члены одного тела, то должны помогать друг другу, а без этого не могут жить и быть истинными христианами.

Христиане – братья между собой, должны любить и МОЛИТЬСЯ друг за друга.

Достоинство христианина в том, что Христос называет их братьями.

Великое достоинство носить имя христианина.

Христианин есть звание высокое, небесное, удаленное от мирских скверн.

Христианин – это высокое имя требует и высоты жизни.

В слове Божием описано высокое звание христианина.

Что есть христианин, можно видеть из общения христиан со Христом.

Христианин – гражданин Небесного отечества.

Для христианина дом – небесный.

Христианин, как небесный гражданин, должен туда и УМОМ и СЕРДЦЕМ стремиться.

У христианина отечество на небеси, поэтому он не должен увлекаться суетой.

Христианин находит упокоение в Небесном отечестве.

Христианин тот, кто веру в сердце имеет и к духовному стремится.

Христианин должен жизнь сообразовывать с верой в Бога и с Его свойствами.

Христианин не тот, кто устами, но СЕРДЦЕМ верует во Христа.

У христианина, если нет плодов веры, то нет и христианства, но языческое состояние.

Христианин познается от истинной веры и любви.

Христианин есть лоза и должен приносить плоды добродетельной жизни.

Христианин без плода отторгается от Христа.

Жизнь и все действия христианина должны соответствовать этому высоко­му имени.

Христианское имя без христианской жизни есть лицемерие.

Христианин проявляет ЛИЦЕМЕРИЕ, если во время скорбей исправляется, а в благополучии опять впадает в ПОХОТИ.

Христианина не имя, но нрав и жизнь делает истинным.

Христианин, ставший в Крещении сыном Божиим, должен иметь нравы и свойства Божии.

Христианство состоит в вере, надежде и любви.

Христианин познается не от слова, но от жизни.

Христианин должен быть не только по имени, но и по сущности.

Христианин, если делами бесчестит имя Божие, то всуе носит ИМЯ Христово.

Христианин отрицается Бога, когда живет не по-христиански.

Добрый христианин познается от добрых дел.

Быть последователем Христа не только по имени, но и по делам и жизни

Для христианина Христос – и честь, и слава, и богатство.

Христианин принимает и встречает Христа СЕРДЦЕМ.

Христианин, желая встретить Христа, должен очистить сердце.

Христианин для встречи со Христом должен приготовить свое сердце.

Одного имени христианина, для принятия Христа, недостаточно.

Христианин, желающий согреться теплотой Его любви, должен возводить к Нему очи и сердце.

Христианин, который за Христом идет, того мир преследует.

Христианину, чтобы иметь в своей душе божественное благоухание, необходимо не увлекаться мирскими заботами.

Христианин, живя на земле, как странник, заботится и стремится к небесному.

Христианин – странник на земле.

Христос дал пример.

Христианин – странник и пришелец в этом мире.

Христианин должен беречься забвения о вечном и жить, как путник.

Христианин, живя на земле, заботится о будущем небесном.

Христианин есть путник и не должен прилепляться к временному.

Христианину, чтобы не отлучаться от Бога, не должно прилепляться к миру.

Невозможно работать Богу и миру.

Христианин, когда к миру обращается, от Бога отвращается, и наоборот.

Христианин, как и Адам, поставлен между Богом и созданием.

Христианин в КРЕЩЕНИИ вступает в завет с Богом.

Верующие во Христа освобождаются от сатаны.

Христианин, принимая Крещение, отрекается диавола и злых дел его.

Христианин через Крещение становиться новой тварью.

Христианин в Крещении обещал служить Христу.

Христианин должен хранить ОБЕТЫ КРЕЩЕНИЯ.

Христианин, живущий в грехах, и к Церкви не принадлежит, хотя и крещеный.

Христианин должен жить свято, как Церковь свята.

Христианин должен повиноваться Церкви, так как она есть мать верных.

Христианин истинный есть духовный член тела, где глава – Христос, и сонаследник Христу.

Душа истинного христианина – невеста Жениха Христа.

Христианин истинный имеет образ Божий, то есть богоподобные свой­ства.

Христианин истинный, когда имеет дух Христов.

Христианин, если истинный Христов последователь, то не должен жалеть и жизни, чтобы быть истинным христианином.

Христианин истинный, если отвергается себя.

Христианин истинный ничем земным не удовлетворяется, но стремится к небесному.

Христианин истинный, а не ложный, если стремится к обновлению.

Христианин истинный, если ПОХВАЛОЙ не ПРЕВОЗНОСИТСЯ, а БЕСЧЕСТИЕМ не РАЗДРАЖАЕТСЯ.

Христианин истинный имеет внутреннюю славу и сокровище.

Христианин истинный бережется отпасть от Бога.

Христианин, если истинный, то диавол не повредит ему.

Христианин, если он истинный ученик Христов, то должен свою жизнь строить по Его учению.

Христианин тогда истинный, когда живет по-христиански.

Признаки истинных христиан – борьба с грехами.

Христианин борется с ГРЕХОМ и ДИАВОЛОМ, если желает пребывать в Церкви.

В БОРЬБЕ против врага христианин отстаивает честь Христа.

Христианину, чтобы быть истинным, должно очищаться.

Христианин должен отречься ветхого человека.

Христианин – новый человек.

Блаженное состояние истинного христианина.

Христианин истинный или ложный познается от ПОСЛУШАНИЯ.

Кто Бога почитает устами, а делает Ему противное, тот ложный христианин.

Христианство ложное – усиление греха, обид, гонений друг на друга.

Христианин ложный, если не борется со страстями.

Христианин, ищи одного Бога.

Христианин призван не на легкую жизнь, но на крест.

Христианин более всех терпит бедствия и гонения

Христианин должен жить на земле со ВНИМАНИЕМ и осторожностью.

Христианин должен более всего заботиться об очищении души.

Христианин, живя на земле, заботится о будущем.

Христианину уготована жизнь вечная в Царствии Небесном.

Христианин без совести доброй не бывает.

Христианином быть не только по имени, но и по духу Христову.

Христианин, не имеющий духа Христова, отвергнут будет на СТРАШНОМ СУДЕ.

Христианин должен быть единомыслен со Христом.

Христианин должен быть святым.

Христианин, если член тела Христова, то должен свято жить.

Христианин, подражай Христу.

Христианин должен подражать своему Отцу Небесном.

Христианин должен ко всем относиться одинаково, подражая в этом Отцу Небесному.

Христианин должен во всем угождать Богу.

Христианин должен следовать за Христом.

Христианину со ВНИМАНИЕМ проходить свою жизнь, чтобы из последователя не стать врагом Христа.

Христианин и душею, и телом должен работать Господу.

Христианин должен удаляться от злых дел.

Христианин тяжко согрешает, когда свою, а не Христову волю исполняет.

Христианин злой уподобляется козлищам.

Христианин не должен свои члены делать орудием греха.

Христианин должен работать Богу, искупившему его.

Христианин должен быть благодарен Богу за избавление от власти диавола.

Христианин, подобно волхвам, должен приносить Христу дары.

Христианин должен ходить пред Богом со страхом и благоговением.

Христианин должен иметь любовь ко Христу.

Христианин должен любить и оказывать послушание Христу за избавление от власти диавола.

Христианин искуплен Кровию Сына Божия.

Христианин беззаконными делами оскорбляет Бога, усыновившего Его.

Христианин, когда ГРЕШИТ, Бога не почитает.

Христианин через грех делается врагом Богу.

Христианин должен усердно исполнять закон.

Христианин нерадивый и своевольный поступает против СОВЕСТИ и ЗАКОНА Божия.

Христианин, творящий беззакония, есть слепец и безумец и навлекает гнев Божий.

Христианин, исполняя заповеди Христа, себе приносит пользу, а не Ему.

Христианин, не живя по ЗАПОВЕДЯМ, является противником Христа.

Христианин, не исполняя заповеди, бесчестит Бога.

Христианин, если не живет так, как заповедал и показал Христос, то Христос не признает его.

Христианин должен заботиться о прославлении имени Божьего.

Христианин добродетельной жизнью прославляет Бога.

Добродетельная жизнь христианина не заслуга, а долг.

Христианин, даже если усердно трудится, должен признавать себя недостойным.

Христианин награждается по милости, а не по заслугам.

Христианин, если в милости у Бога, то всякая злоба и гонения ничто, по сравнению с любовью Божией.

Хулится имя Божие, когда называют Его немилосердным.

Христианину все делать ради Бога.

Христианин все, что ни имеет, должен отдавать на пользу ближним.

Христианин всем людям служит одинаково, без лицеприятия.

Христианин должен удерживать ближнего от ГРЕХА.

Христианин должен с ближним обходиться, как с самим собой.

Христианин должен оскорблениями не огорчаться, похвалами не превозноситься.

Христианин должен иметь в сердце духовные семена, рожденные от слова Божия.

Христианин чем больше сеет духовных семян, тем больше плодов пожнет и больше получит воздаяние.

Христианину, чтобы заняться ДУХОВНОЙ ЖИЗНЬЮ, необходимо отстать от СУЕТЫ.

Христианин, если не живет по слову Божию, то не слышит эти слова, и его ДУША ГЛУХА.

Страсти Христовы научат добродетельной жизни христианина.

Христианин должен непрестанно БОДРСТВОВАТЬ.

Христианин не должен жить, как язычник.

Христианину нужен ПОДВИГ и победа над всем, что мешает спасению.

Обязанность христианина не ослабевать в подвиге, в РЕВНОСТИ ко спасению.

Христианину, рассуждая о премудрости Божией, научаться.

Помнить о вездеприсутствии Божием.

Христианин неисправный наказывается.

Христианину необходимо молиться о начальствующих.

Христианин должен повиноваться пастырям.

Христианин должен заботиться о ПАСТЫРЕ.

Жизнь современных христиан не сообразна Христу (8, с.1064–1119).

Христианин – воин

Христианин – это воин, сражающийся, по апостолу Павлу, с «духами злобы поднебесной», поэтому он должен постоянно возгревать в себе страх перед Богом, бодрствовать над самим собой и хранить все свои чувства от всего того, что наносит вред его бессмертной душе и лишает ее вечного общения с Богом (6, с.120).

Как подобает жить христианину

Подобает всякому христианину пребывать всегда в страхе Божием и постоянно бодрствовать над собой, искоренять всякие зловредные страсти и пороки из своего сердца. Если мы не позаботимся искоренить их в земной жизни, то наше спасение в вечности окажется сомнительным (Там же, с.120).

* * *

Вся жизнь христианина должна проходить в покаянии (Там же, с.95).

Жизнь христианина изобильно орошается скорбями и болезнями. Трудно нести все это грешному человеку, но без этого пожалуй спастись невозможно. О, Премудрость и Благость Божия, спасающая нас от вечных мучений, как непостижимы пути Твои Боже, совершай над нами все то, что нам полезно и спасительно (3, с.107).

Христианин – особый человек

Христианин – это особый человек на земле, и он должен всем быть в радость, а не в тягость. Другими словами, от зла всегда удаляться, а к добру стремиться. Если бывают в жизни какие-то неприятности, то ли семейные, то ли общественные, то их всегда нужно искоренять в самом зародыше, чтобы они не возросли и не умертвили нас самих. Следует также воспроизвести в душе любовь и смирение Христово и не только на словах, но и на делах. Вся­кие ссоры и недоброжелания нужно удалять из своего сердца, но водворять в нем учение Христово, которое призывает всех людей к крестоношению и спасительному подвигу. Если это осуществим на земле, то будем недалеки от Царства Небесного (Там же, с.34).

Христианин – крестоносец

Христианин – это крестоносец. И его конечный земной путь должен завершиться на Голгофе. Со Христом распинаемся, с Ним и прославимся. А если кто из нас думает миновать Голгофу, то такой человек спастись не сможет. Ведь всем известно, что пространный путь ведет в муку вечную, и многие из нас идут этим опаснейшим путем. Лучше здесь потерпеть все скорбное, что с нами встречается в этой юдоли плачевной, нежели там в вечности быть отчужденными от Бога. Да сохранит Господь каждого христианина от такой плачевной участи (Там же, с.86–87).

Путь христианина

Путь христианина на земле окружен страданиями, и последний этап его жизни должен завершиться, по примеру Христа Спасителя, на Голгофе (Там же, с.94).

Что является основой жизни христианина

Христианин, ищущий спасения, в основу своей жизни должен положить страх Божий (6, с.118).

При каком условии христианин может удержаться на высоте нравственного совершенства

Каждый христианин может тогда только удержаться на высоте нравственного совершенства, когда он будет постоянно иметь в себе страх Божий (Там же, с.118–119).

* * *

Христиане должны приносить жертвы Богу, но уже не плотские, а духов­ные, то есть жертвы своей чистоты чрез «отложение всякой злобы, всякого коварства, лицемерия, зависти и всякого злословия» (5, с.37).

Мысли, чувства, желания, намерения, действия и жизнь христианина должны соответствовать вере и учению христианскому (7, с.106).

* * *

Христианин это такой человек, который должен постоянно молиться за всех людей, живущих по всей вселенной. И эта молитва за всех людей должна быть искренней, горячей и проникнутой той основной мыслью, что все люди есть дети Отца Небесного и что они произошли от одного родоначальника Адама. Апостол Павел по этому поводу говорит, что Господь от одной крови произ­вел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян.17,26) (Там же, с.388–389).

* * *

Христианин в своей земной жизни должен во всем подражать Христу Спасителю, и не только подражать, но и «вообразить» Его в своем сердце (7, с.306).

* * *

Благо бывает тому христианину, который со всей решимостью отвергает от себя внушения плотского, греховного человека и следует примеру и свойствам нового рождения (3.58) (7, с.307).

Христианин должен противиться помыслам

Последователю Христову необходимо противиться порочным помыслам и не допускать их в свое сердце. Имея в виду возможность и необходимость властвования христианина над своими помыслами, святитель Тихон Задон­ский сравнивает его с садовником. «Якоже убо садовник обрезывает древо, и исходящие от него сучки негодные и отрасли дабы возрастше самого дерева не повредили тако подобает христианину всякому обрезывати сердце свое и помышления злая, как только начнут от сердца исходити и показыватися, дабы, возрастая, не повредили внутреннего человека» (2.91) (7, с.312).

Истинный христианин познается по своей добродетельной жизни

Подобно тому, как дерево распознается по его плодам, так и истинный последователь Христов познается посредством своей добродетельной жизни (3.59) (7, с.315).

Что должен вначале приобрести христианин

Христианин должен вначале приобрести добродетели, которые бы господствовали в его душе и покоряли себе все прочие стремления (7, с.330).

Что должно быть главным для христианина

Святость жизни и искание Царствия Небесного должны быть главным аспектом земной деятельности христианина (7, с.330).

Для чего необходимо христианину сосредоточить все свои силы в подвиге духовной борьбы

Чтобы искоренить страсти и худые наклонности из своего сердца и вместо них насадить добрые навыки, христианину необходимо сосредоточить все свои силы в подвиге духовной борьбы и непрестанно прибегать к Божественной благодатной помощи (7, с.335).

Смысл жизни христианина

Поскольку христианин предназначен жить в Боге и для Бога, а смысл его жизни заключается в самосовершенствовании, то, следовательно, его насущ­ной задачей должна быть постоянная бдительность по отношении к своему внутреннему миру, дабы легче распознавать все диавольские ухищрения, направленные на погубление его души, и с помощью Божией вовремя отражать их. Непременным спутником христианина и помощником на этом многотруд­ном духовном поприще служит искреннее покаяние, главной целью которого является то, «чтобы человек от грехов и суеты мира сего отвратился, и к Богу всем сердцем обратился, внутрь бы изменился, и иным бы, как прежде был, сделался, и ни о чем бы так не тщался, как только Богу угодить, и тако спа­стися» (5.161) (7, с.335).

Важность внутреннего обновления для христианина

Только внутреннее обновление сможет удержать христианина на соответствующей ступени богоугодной жизни, что будет способствовать водворению в его душе самопознания и молитвы. Подобным образом жизни христианин сможет склонить праведный гнев Божий на милость и тем самым получить благодать Святого Духа, помогающую ему и укрепляющую его духовные силы в борьбе со страстями (2.114). Только в таком случае христианин будет спосо­бен к исполнению воли Божией и теснейшему единению со своим Творцом, а это, в свою очередь, приведет его к вечной блаженной жизни в обителях Отца Небесного (7, с.335).

Что должен делать христианин на протяжении всей своей жизни

На протяжении всей жизни христианин должен всячески хранить свое сердце в смирении и самоукорении, приписывая все свои добрые дела единому Богу (7, с.321).

Как христианин должен приобретать смирение

Христианин должен постоянно представлять своему мысленному взору высочайший образ Христа, Его смирение, воплощение, страдание за грехи всего рода человеческого (1.148) и в этом источнике черпать силы для при­обретения смирения и для искоренения в самом существе безумной гордыни (2, с.172–173)(7, с.321).

Как христианин может предохранить себя от дальнейших падений

Рассуждая о своем ничтожестве и о тех мучениях, которые ожидают грешника в загробном мире, христианин может предохранить себя от дальнейших падений и направить свою жизнь по спасительному пути (7, с.321).

Молитва вразумляет христианина, укрепляет его волю в борьбе против греха

Самым действенным духовным оружием против гордости является молитва, которая вразумляет христианина, укрепляет его волю в борьбе «против ис­кушения диавола, греха и всякого неблагополучия» (2.324). Именно молитва укрепляет духовные силы человека, избавляет его от высокоумия, врачует все прочие душевные язвы и направляет по руслу нравственного совершенство­вания (7, с.321).

С помощью каких средств христианин может одержать победу над страстью гордости и обогатиться добродетелями

Христианин, с помощью вышеуказанных средств (смирения, рассуждения о смирении Христовом и своем ничтожестве, памятования о смерти, молитве) не только сможет одержать полную победу над страстью гордости, но и обо­гатиться добродетелями (7, с.321).

Какой страсти должен избегать христианин

Если христианин страшится вечных мучений, то еще более должен боять­ся и избегать зависти, потому что она открывает в душу подверженного ей человека доступ злой силе, которая мучит его и воспламеняет в нем геенский огонь прежде Страшного суда Божия (7, с.322).

Как христианин должен трудиться над искоренением страстей

Христианин не должен ослаблять свою бдительность, но еще с большей ревностью и вниманием трудиться над искоренением из сердца страстей (7, с.326).

Ради чего должен быть готов терпеть христианин

Христианин всегда должен быть готовым терпеть ради своего же спасения скорбь и искушения и постоянно утверждаться в Господе упованием и на­деждою на Его всесильную помощь (5.328) (7, с.281).

Вера побуждает на борьбу с грехом

Без живой веры в Бога, которая способна обновлять дух человека и побуждать его вести борьбу с грехом, христианин становится ветхим человеком и уже неспособен к богоугодной жизни (3.181) (7, с.224).

Вера – движущая сила нравственного роста христианина

Как движущая сила нравственного роста христианина, вера непременно проявляется во всех его внешних действиях и поступках, а наипаче в добрых делах, которые называются святителем Тихоном Задонским плодами живой веры (3.237) (7, с.224).

Руководствующий принцип жизни христианина

Истинная вера, усвоенная умом и сердцем, воспринятая всем существом человека, является всеобъемлющим руководствующим принципом жизни христианина, проникает все силы его и способности (7, с.225).

Кто не может называться христианином

Те, кто имя Божие исповедуют, посещают храм Божий, но не живут по вере, не могут называться христианами (3.100) (7, с.225).

После полного оскудения веры христианин уклоняется в сторону зла и умирает духовно

После полного оскудения веры христианин становится неспособным шествовать спасительным путем, уклоняясь в сторону зла, он совершенно уми­рает духовно и начинает служить не Богу, а диаволу. В таком состоянии ум человека бывает постоянно преисполнен скверными и нечистыми мыслями и пожеланиями (7, с.225–226).

Каждый христианин должен проявлять постоянные усилия для укрепления веры

Греховные увлечения способствуют охлаждению в душе христианина веры в Бога. Страсти разрушают союз человека с Богом, окончательно уни­чтожают веру и, наконец, удаляют его от Источника жизни – Бога. Вот почему каждый христианин должен проявлять постоянные усилия для укрепления веры (7, с.226).



Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Вам может быть интересно:

1. Об истинах православно-Христовой веры и Церкви – В святитель Тихон Задонский

2. Ценность и личность – Церковность в жизни христианина архиепископ Иоанн (Шаховской)

3. Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную – Часть 3. О плодах крестоношения cвятитель Иоанн Тобольский (Максимович)

4. Любовь – сущность христианства – Заключение священномученик Александр Миропольский

5. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – ХРИСТИАНИН схиархимандрит Иоанн (Маслов)

6. Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога»). Часть 1 святитель Николай Сербский

7. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Надменность святитель Димитрий Ростовский

8. Личные записи протоиерей Понтий Рупышев

9. Отечник Проповедника – Слово Божие игумен Марк (Лозинский)

10. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Злословие святитель Григорий Богослов

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс