Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Вера

Без веры жизнь не имеет цели

Без упования веры жизнь наша не имела бы цели. Грустно становится за тех, кто верой не может проницать далее видимого вещественного. Человек яко трава, яко цвет сельный, дух пройде в нем, и не будет на земле, но будет вечно в иной загробной жизни. Что сие таинство? Воистину таинство великое: взятое от земли в землю отходит, а дух, вдохнутый Богом в тело, созданное «из персти», возвращается к своему Создателю (14, с.425).

Без веры угодить Богу невозможно (7, с.294).

* * *

И. ЧТО ЕСТЬ ВЕРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

Нет другого способа ко СПАСЕНИЮ, как вера Вера есть дар Божий.

Вера есть дар Божий, как семя, всеваемое при Крещении.

Вера есть небесный дар и от Бога происходит, поэтому и стремится к Богу.

Вера одна в Ветхом и Новом Завете.

В вере все блаженство.

Через веру во Христа верующий приходит к Отцу.

Вера таинственно соединяет душу со Христом, как невесту с женихом.

Потерявший веру теряет и ЛЮБОВЬ, и Христа.

Вера есть сердечное упование на Бога.

Вера есть восприятие Евангелия.

Вера есть то, чего умом не постигаем.

Вера сердечная есть признак красоты ДУШИ.

Вера в СЕРДЦЕ, что светильник в доме.

Вера есть щит, защищающий от врагов и внешних, и внутренних.

Через Христа верующим подаются великие дары.

Кто приходил ко Христу с верой, тот не уходил не утешен.

Вера в человеке подобна корню у дерева.

Без веры говорить о будущем невозможно.

Вера – руководительница к невидимым и небесным вещам.

Наличие или отсутствие веры определяет положение человека в ЦАРСТ­ВИИ БОЖИЕМ.

Оскудение веры приводит к падению духовной жизни.

Вера есть мать добрых дел.

Вера есть источник благих дел.

Вера есть Божественное семя, от которого рождаются добрые плоды (8, с.130–138).

ИИ. ПРИЗНАКИ ЖИВОЙ ВЕРЫ

Вера должна быть деятельной.

Вера показывается от добрых дел.

Вера должна выражаться в делах.

Вера требует подтверждения ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ.

Душа жива, пока есть вера, а вера живет, когда есть дела.

Вера живая делает верующего истинным христианином.

Без живой веры истинного христианства быть не может.

Вера должна быть живой и сердечной. Вера истинная в СЕРДЦЕ.

Вера живая познается от духовных действий в СЕРДЦЕ.

Одного знания ДОГМАТОВ недостаточно, чтобы быть истинным ХРИСТИАНИНОМ.

Вера истинная – это не простое познание ДОГМАТОВ, но жизнь по заповедям.

Устное исповедание веры без сердечного и жизни по вере есть лицемерие.

Истинно верующий подобен в своих отношениях к Богу малому отроку.

Душа все благодеяния и заслуги Христовы верою себе усвояет.

Истинно верующая душа все содеянное Христом чувствует как к себе относящееся.

Вера как дух стремится к духовному, кто сего стремления не имеет, тот не имеет и веры.

Вера: исповедание Бога без почитания ничто и есть лицемерие.

От веры рождаются НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ, МОЛИТВА, СМИРЕНИЕ, СТРАХ БОЖИЙ.

Признак веры – ЛЮБОВЬ.

Вера показывается в ПОСЛУШАНИИ.

Истинная вера не может быть без послушания.

Если ХРИСТИАНИН желает получить благословение, то должен подражать вере и послушанию Авраама.

Вера Авраама от ПОСЛУШАНИЯ.

Вера имеет упование и дерзновение на помощь Божию.

Вера подвергается многоразличным ИСКУШЕНИЯМ.

Христианин при всех скорбях радуется о Господе.

Вера если истинная, то человек от греха удаляется.

Истинно верующий не может ГРЕШИТЬ и не жить ДОБРОДЕТЕЛЬНО, ради любви ко Христу.

ВЕРА очищает сердце от пристрастий (Там же, с.138–150)

ИИИ. ЖИЗНЬ ПОРОЧНАЯ – ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ВЕРЫ

Испытывать себя – есть ли истинная вера.

Не все носящие имя Христа имеют веру.

Вера без дел мертва.

Где нет добрых дел, там нет истинной веры.

Верующий во Христа должен жить совершенно иной жизнью.

Вера без жизни христианской невозможна, но только бесчестие Бога.

Христианин не верит слову Божию и Богу, если не исполняет Его повелений и заповедей.

Нарушающий ЗАПОВЕДЬ, как и подчиняющийся ПОМЫСЛУ, соблазняющему на нарушение заповеди, отрекаются от веры и Бога.

Если нет живой веры, то ХРИСТИАНИН подобен сухой ветке.

Вера исчезает, если человек увлекается грехом.

Пристрастившиеся к миру не имеют веры.

Вера суетная, если только на языке, а в СЕРДЦЕ – безбожие.

Жизнь не по вере есть отречение от веры (Там же,с.151–155).

IV. СРЕДСТВА К СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ВЕРЫ

Вера от Евангелия.

Вера от слова Божия.

Начинающий веровать подобен малому отроку.

Начинающий веровать подобен убегающему.

Начинающий веровать подобен плененному.

Начинающий веровать подобен НЕМОЩНОМУ.

Вера укрепляется и растет изучением слова Божия.

Вера без чтения и размышления СЛОВА БОЖИЯ угасает.

Вера есть искра, источающая ЛЮБОВЬ и возгревающаяся ЧТЕНИЕМ СЛОВА БОЖИЯ и МОЛИТВЫ.

Вера укрепляется молитвой.

Вера укрепляется причащением Святых Тайн.

Вера оживает, когда человек через СЛОВО БОЖИЕ начинает каяться.

Вера без ПОЗНАНИЯ своей НЕМОЩИ и ГРЕХОВНОСТИ невозможна.

Вера сохраняется, если христианин соблюдает ОБЕТЫ КРЕЩЕНИЯ.

Вера зависит от надежды кто на кого надеется, тот тому и верит.

Вера учит НАДЕЯТЬСЯ не на человека:силу, честь и т.д., но на Бога.

Во всем прибегать к Богу.

Размышления о жизни и страданиях Христа укрепляют веру.

Вера укрепляется размышлением о дивных делах Божиих, исполненных обещаниях.

Вера сохраняется удалением от злых бесед.

Веру необходимо хранить более всего на свете, даже больше жизни.

Небоязненно исповедовать веру, где должно и нужно.

Вера иногда явно действует в сердце, иногда скрывается.

Испытание веры губительно (Там же, с.155–162).

* * *

Мы должны принадлежать Православной вере и притом не на словах только, но и по жизни, то есть через исполнение заповедей Божиих (3, с.84)

* * *

Что является источником христианской веры и деятельности? – Богослужение Православной Церкви, исполняемое по Церковному уставу (4, с.12).

* * *

Христианская вера есть непременное убеждение в истинности всего того, о чем учит Святая Церковь. Веровать в Бога – значит иметь твердую и живую уверенность в Его бытии и свойствах, а также признавать своим умом и серд­цем все то, что Сам Бог сообщил нам о Себе в Своем Откровении. Главный предмет веры христианской есть спасение в Господе нашем Иисусе Христе: «Аще исповеси усты твоими Господа Иисуса и веруеши в сердце твоем, яко Бог Того воздвиже из мертвых, спасешися» (ср.: Рим.10, 9).

Необходимость веры, как познания о Боге, видна еще из того, что, не зная Бога, мы не можем служить Ему подобающим образом.

Человек все может потерять в этой жизни, но, пока остается в нем вера, жизнь еще впереди.

Вера является основанием всякой добродетели. Она, по слову епископа Игнатия, «и мать терпения и мужества, и сила молитвы, и руководительница к смирению, и подательница надежды, и лестница к Престолу Любви» (Еп.Игнатий (Брянчанинов) Творения М., 1905, т.I, с.505). Поэтому, где нет веры, там необузданность страстей и множество пороков.

К такой вере способна только та душа, которая реши­тельным произволением отвершась греха, направилась всей волей и силой своей к Божественному добру. Это возможно путем подвига очищения душиот всякой скверны, путем покаяния (5, с.153–156).

* * *

Без веры невозможно спасение. Сам Господь об этом говорит «Иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет» (Мк.16,16) (27, с.70).

Вера преобразует жизнь общества

Вера в корне преобразует жизнь людей. Жизнь общества, построенного на основах веры, представляет свободное согласование и гармонию Божествен­ного и человеческого начала (20, с.400)

* * *

Верой человек видит будущее, как бы настоящее (26, с.398).

При каком условии мы можем исповедовать нашу веру

Только в любви и единомыслии мы можем исповедовать нашу веру (9, с.381).

* * *

Вера есть величайшая духовная сила, дарованная нам Господом. Это семя и корень всех добродетелей. Кто стяжал истинную и крепкую веру, тот благопоспешно восходит выше и выше по лестнице христианских добродетелей (3, с.122)

* * *

Вера должна быть у нас непоколебимой, разумной и сознательной, чтобы ее не могли смутить никакие пустословия лжеименного разума (ср.: 1Тим.6,20) (Там же, с.141).

Что такое вера

Христианская вера есть сознательное и свободное принятие и усвоение человеком Евангельского учения о Боге Отце, Сыне и Духе Святом, о Божественной любви к падшему человечеству, проявившейся в искупительном подвиге воплотившегося Сына Божия (7, с.222).

Источник веры

Источником спасительной веры является Божественная благодать, ко­торая влечет человеческие сердца к Богу. По словам Священного Писания, человек не может сам собой прийти к Небесному Отцу и уверовать в Его Единородного Сына «Никтоже может приити ко Мне, – говорит Христос Своим ученикам, – аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин.6,44) (Там же).

Вера есть средство восприятия Божественных истин

Господь дарует людям веру как средство восприятия Божественных истин, непостижимых для человеческого разума (Там же).

Что вера открывает человеку

Вера открывает человеку весь порядок Божия домостроительства нашего спасения, в котором он ясно видит свое место и назначение. Свет Христовой истины пронизывает глубины человеческого самосознания, обнажая грехов­ные язвы человека, показывая глубину его падения и ненормальность его состояния (Там же).

Вера есть око души

Вера есть око души, созерцающее истинное, безотрадное состояние падшего человека (Там же).

Вера указывает путь спасения

Обличив греховность и самообольщение удалившегося от Бога человека, вера указывает ему путь спасения и открывает виновника избавления от греха (Там же).

Только живой верой во Христа человек может выполнить свое назначение

Евангельская вера есть прежде всего вера во Христа как Сына Божия: Бог Отец открыл Себя миру через Единородного Сына Своего, Который снизошел на землю ради спасения всего человечества. Поэтому никто не может быть спасенным и оправданным пред Богом без Ходатая нашего спасения – Хри­ста. Только живой верой в Него человек может выполнить свое назначение (Там же).

Вера есть познание истины во Христе

Вера в начальной стадии своего развития есть познание истины во Христе; Бог и Христос Сын Божий открывается и познается в слове Божием, дарован­ном людям (Там же, с.223).

От чего возгорается живая вера

От истинного познания Бога в душе человека возгорается живая вера, без которой невозможно спастись (Там же).

Начало истинной веры – богопознание

Под словом «познание» необходимо понимать само восприятие умом вещей, не подлежащих непосредственному наблюдению человека, рассудочное принятие евангельских истин на основании свидетельств слова Божия. Это «познание» есть начало истинной веры, так что вера необходимо предполагает знание, а знание переходит в веру (Там же).

Вера подчиняет себе разум

Вера должна непременно соединяться с разумным познанием ее предмета, однако такое соединение веры и знания возможно лишь до определенных границ, которые определяются возможностями человеческого разума. Нисходя с неба как дар Божественной благодати, вера сообщает истины настолько вы­сокие, что ограниченный ум человека не в состоянии их постигнуть. На этой ступени постижения Божественных Тайн вера подчиняет себе разум, ибо вера там нужна, где ум наш не постигает. Невозможно постичь умом, например, такие догматические истины, как пресуществление в Святой Евхаристии благодатию Святого Духа хлеба – в Тело и вина – в Кровь Христовы, акт всеобщего воскресения мертвых, наличие в вечности благодатной жизни праведников и мучений осужденных грешников и другие. Все они относятся к области не разума, но живой, деятельной веры, утверждающейся на истинах слова Божия (Там же).

Веру человек должен сохранять и развивать

Вера по своей сущности и происхождению является Божественным даром падшему человеку, который он должен тщательно сохранять и развивать (Там же).

Для спасения истины веры должны запечатлеться в сердце

Знание христианского вероучения и вера в истинность Божественных догматов сами по себе не могут даровать человеку спасение. Не достаточно только знать о Боге и Его промыслительных действиях в мире. Уверовавший должен принять благовестие Христово всеми силами своей души, истины веры долж­ны запечатлеться не только в его уме, но и в сердце. Такая вера одухотворяет все сердечные движения человека, побуждает его к личному участию в деле усвоения плодов спасительной Жертвы Христовой. Проникая посредством сер­дечной веры в смысл спасительных Божественных Тайн, христианин начинает глубже понимать и сознавать беспредельность Подвига Сына Божия, который Он подъял ради спасения падшего человека, а также Его любовь и благодеяния, изливаемые и доныне на все человечество (Там же, с.223–224).

Сердечное убеждение является фундаментомистинной веры

Сердечное убеждение и удостоверение является фундаментом истинной и живой веры, влекущей человека в таинственные сферы небесной жизни. Следовательно, чтобы истины веры были действенны и воспринимаемы умом, они должны прежде всего найти отклик в душе человека, запечатлеться в его сердце, вызвать желание жить во Христе и со Христом. Только в таком случае христианин сможет правильно вести корабль своей души к тихому пристани­щу – спасению (Там же, с.224).

Без живой веры христианин не способен кбогоугодной жизни

Без живой веры в Бога, которая способна обновлять дух человека и побуждать его вести борьбу с грехом, христианин становится ветхим человеком и уже неспособен к богоугодной жизни (Там же)

Вера – основание деятельности человека

Вера является основанием деятельности человека, началом и двигателем его духовной жизни (Там же).

Вера есть движущая сила духовной жизни

Как движущая сила нравственного роста христианина, вера непременно проявляется во всех его внешних действиях и поступках, а наипаче в добрых делах, которые называются плодами живой веры. Своим выражением вовне истинная вера как бы охватывает всю личность человека, всю сущность его внутренней жизни и внешнего поведения (Там же).

Какая вера является совершенной

Совершенство веры имеет теснейшую связь с внутренним, духовным преуспеянием христианина. Совершенная вера подвигает все существо человека к стремлению жить по началам Божественных заповедей, устремляет все его силы ко Христу и полному послушанию Его всесвятой воле. Поэтому духовное совершенство христианина, его спасение немыслимо без совершенной веры (7, с.224).

Веру укрепляют добрые дела

Добрые дела важны не сами по себе, они не могут являться самоцелью, но должны иметь неразрывную и живую связь с верой, одухотворяться ее влиянием. По законам духовной жизни, добрые дела раскрывают и укрепляют веру, делая ее все более и более действенной и совершенной (Там же).

Совершенная вера соединяет душу верующего соХристом

Совершенная вера соединяет душу верного со Христом, как невесту с женихом; она привлекает к нему благодатные дары Святого Духа, соделывает радость и утешение в сердце. Устремляя все существо человека к Богу, к веч­ной и непреходящей жизни, благодатная вера открывает христианину глубину истин Божественного Откровения (Там же).

Вера учит благочестию во всех жизненных обстоятельствах

Вера научает христианина сохранять благочестие и быть добродетельным в любых жизненных условиях. Нет таких жизненных обстоятельств, в которых бы не проявлялось благотворное влияние веры. В богатстве она делает человека благотворительным, в житейских радостях – воздержанным, среди почестей предохраняет от гордости (Там же, с.224–225).

Вера утешает в скорбях

Вера утешает в скорбях, помогает в болезнях, дает терпение в страданиях. Вера, наконец, от грехов и суеты мира отвращает, дает силу и крепость подвизаться против сатаны и слуг его (Там же, с.225).

Вера получает силу от Христа

Вера силу и крепость получает от Христа Сына Божия, на Котором, яко на твердом и непоколебимом основании, утверждается (Там же).

Истинная вера – всеобъемлющий руководствующий принцип жизни христианина

Истинная вера, усвоенная умом и сердцем, воспринятая всем существом человека, является всеобъемлющим руководствующим принципом жизни христианина, проникает все силы его и способности (Там же).

Вера влияет на волю человека

Вера оказывает решительное влияние на волю человека. Это влияние проявляется в акте сознательного и свободного устремления верующего по пути к вечности. Христианин становится независимым от всего греховного, чуж­дого и враждебного его подлинно богоподобному существу. Она освобождает верующего от греха, смерти, клятвы, ада, диавола и прочего бедствия и делает его духовно свободным. Ибо духа никто не может поработить, пленить, свя­зать, заключить, умертвить. «Идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор.3,17) (Там же).

Какая вера угодна Богу

Только живая и деятельная вера, приносящая достойные плоды христианского благочестия и послушания Божественным заповедям, угодна Богу (Там же).

Вера – основание истинной жизни христианина

Вера является основанием истинной, богоподобной жизни христианина, которая есть предвестник его будущего прославленного состояния в Царствии Отца Небесного (Там же).

Не живущий по вере – не христианин

Те, кто имя Божие исповедуют, посещают храм Божий, но не живут по вере, не могут называться христианами (Там же).

Плоды оскудения веры – пороки

Человек, в котором нет истинной и живой веры, подобен ходящему во тьме. Такие люди не распознают одной вещи от другой; не разделяют добра от зла, не различают пользу от вреда, падают от греха во грех. Как плодами живой и деятельной веры являются христианские добродетели, так плодами ее оскудения бывают порочные склонности и дела (Там же).

Причины оскудения веры

Духовный недуг оскудения веры зарождается в уме и сердце человека (Там же).

Мера оскудения веры

Мера оскудения веры, как правило, определяет и степень греховного падения христианина (Там же).

Последствия полного оскудения веры

После полного оскудения веры христианин становится неспособным шествовать спасительным путем, уклоняясь в сторону зла, он совершенно умирает духовно и начинает служить не Богу, а диаволу. В таком состоянии ум человека бывает постоянно преисполнен скверными и нечистыми мыслями и пожеланиями (Там же, с.225–226).

От чего оскудевает вера

Оскудение веры происходит от внутренней холодности и равнодушия, нерадения и нежелания возгревать дар веры (Там же, с.226).

Где нет живой веры – там нет спасения

Там, где нет живой веры, нет Христа, нет, следовательно, и спасения. Вот почему все ищущие спасения должны сохранять и укреплять в своей душе живую и деятельную веру во Христа и не исполнять греховных вожделений плоти, не прилепляться сердцем к мирским вещам, славе, богатству и почестям временной жизни. И если внешние греховные увлечения способствуют охлаждению в душе христианина веры в Бога, то тем более следует остерегаться еще более пагубных внутренних привычек, то есть нечистой похоти, гнева, злобы, зависти, ненависти, гордости и прочих. Все эти страсти разрушают союз человека с Богом, окончательно уничтожают веру и, наконец, удаляют его от Источника жизни – Бога (Там же).

Нужны постоянные усилия для укрепления веры

Каждый христианин должен проявлять постоянные усилия для укрепления веры. Эти усилия в первую очередь должны быть направлены на раскрытие природных свойств человеческой души, каковыми являются совесть и страх Божий (Там же).

Смирение приводит к истинной вере

Искренняя и живая вера в Искупителя неразрывно связана со смирением, которое есть плод покаянного обращения к Богу, сердечной скорби и печали о содеянных грехах. Только глубокое сознание греховности приводит человека к истинной вере, подающей душе живое и действенное утешение (Там же).

Вера укрепляется от чтения и слышания Священного Писания

Важным средством, укрепляющим веру, является также чтение Священного Писания, которое насыщает душу христианина небесной пищей, побуждает к постоянному трезвению и борьбе с греховными наклонностями и врагом нашего спасения – диаволом. От частого чтения или слышания слова Божия вера укрепляется, растет и приносит обильные плоды на ниве сердца. Но та­кое благотворное воздействие на душу слово Божие оказывает только тогда, когда оно воспринимается со вниманием и с целью духовного назидания и исправления. Только в таком случае оно будет способствовать прочному водворению веры и доброй нравственности в душе христианина. Кроме того, чтение Священного Писания должно соединяться с молитвой (Там же).

Вера – дар Божий, испрашиваемый в молитве

Вера есть дар Божий, но сохранить этот дар можно только с Божественной помощью, испрашиваемой в молитве (Там же).

Особенно укрепляет веру причащение Святых Христовых Тайн

Особенным, благодатным средством укрепления живой веры является причащение Святых Христовых Тайн. Без причащения Животворящих Тайн Христовых вера быть и сохраниться в сердце человеческом не может. Святое Причастие не только служит сохранению правой веры, но и является самым действенным средством ее совершенствования. Достойное принятие Святых Тайн Христовых оживотворяет душу христианина (Там же, с.227).

Вера возвышает разум христианина, освящает чувства

Усилия христианина, направленные на укрепление веры, равно как и употребление богодарованных средств спасения, не остаются бесплодными. Согретая теплой молитвой, одухотворенная чтением слова Божия, оживотво­ренная Святыми Христовыми Таинами, вера возвышает разум христианина, управляет его волей, освящает его чувства. Такая вера воспитывает в челове­ке всецелую преданность Христу как своему Богу и Спасителю, побуждает верующего отказаться от себялюбия и стремиться к стяжанию праведности Христовой, влечет его к осуществлению того высочайшего идеала чистоты и святости, который принес на землю Христос (Там же).

Вера – одна из главных добродетелей, основание добродетелей

Вера является одной из главных и основополагающих христианских добродетелей, так как без веры во Христа невозможно спасение человека. Вера есть движущая сила духовной жизни христианина, она же является и основанием, на котором строится здание христианских добродетелей. Спасение человека возможно лишь при всестороннем воздействии веры на личность человека и ее неразрывном единстве с другими христианскими добродетелями (Там же).

От веры рождается истинное христианское терпение

Истинное христианское терпение рождается от веры. Не имея веры, человек весь смысл своей жизни полагает в увеселениях и приятном времяпровож­дении. Но когда такое течение жизни нарушается различными нестроениями и скорбными обстоятельствами, то он приходит в смущение, недовольство и ропот. Вера же убеждает в том, что все скорби временны и за ними последует вечная радость, в то время как нетерпением оскорбляется благость Божия (7, с.282).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle