схиархимандрит Иоанн (Маслов)

Апостолы

Христос послал апостолов во все страны.

Апостолы научили весь мир.

Апостолы простые, некнижные, но уловили весь мир.

Апостолы перевернули весь мир (8, с.10–11).

Апостолы проповедовали Спасителя (1, с.11).

* * *

Самовидцы и слуги Слова, рассеявшись по различным странам, проповедовали всюду Святое Евангелие (4, с.99).

Суть деятельности святых апостолов

Святые апостолы были настоящими подражателями Христу Спасителю. Их деятельность состояла прежде всего в проповеди того слова жизни, которое вручил им Христос. «Горемне, – говорит ап.Павел, – аще не благовествую» (1Кор. 9, 16). Борясь с заблуждениями, они оберегали первых христиан от уклонений от истины. Это так называемая деятельность учительства. Пребывая с верующими в молитве, они совершали преломление хлеба, преподавали верующим через видимые действия (Крещение, возложение рук) дары Святого Духа (см. Деян.8,18–19).Таким образом, они совершали священнодействие.

Христос Спаситель, заповедавший апостолам быть продолжателями Его проповеди, преимущественно научил их, изъясняя им то, что говорил прикровенно народу (см. Мф. 13, 36–37, 51, 15, 15,Мк.7, 18), и открывал им наедине многое «о Царствии Божием» (см. Деян.1, 4), недоступное другим (см. Мф. 20, 17, Лк. 18,3).

Двенадцать свв.апостолов в первенствующей Церкви были руководителями религиозной и нравственной жизни и блюстителями церковной дисциплины.

Верующие «к их ногам» полагали цену своего проданного имущества (см. Деян. 4, 34–35 и др ). Апостолы заботились о поставлении пастырей Церкви (Деян. 6,1–6), откликались на недостатки и разбирали различные недоумения как в жизни Поместных Церквей, так и в жизни отдельных христиан (Деян. 15,6,22–23).

Апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись с проповедью Евангелия по всей вселенной. Подобно своему Божественному Учителю, они приспособляли свое учение к духовным силам и способностям слушателей.

Апостолы знали, что народ может усвоить какие-либо истины быстрее и прочнее, если они построены на известном для людей основании. Они также знали, что эти истины легко усваиваются, если они даются в строгой последовательности и в связи друг с другом. Поэтому свою проповедь апостолы строили на том, что было хорошо знакомо слушателям. Например, в День Пятидесятницы, когда собралось множество народа в горнице, где произошло сошествие Святого Духа на всех присутствующих в ней, св.ап. Петр начал свою речь со слов св.пророка Иоиля: «И будет в последняя дни излию Духа Моего на всякую плоть,и будут пророчествовать сыны и дочери ваши, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут и юноши ваши будут видеть видения. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу» (ср. Иоил. 2, 28–32). Эти слова были знакомы всем собравшимся, и, основываясь на них, Апостол говорит об исполнении этого пророчества, говорит о Христе Распятом. Под влиянием такой проповеди присоединилось к Церкви Христовой около трех тысяч человек (Деян. 2, 41).

Подобно этому поступает и св.ап. Павел,когда произносит речь в афинском ареопаге. Основываясь на том, что афиняне поклоняются многим богами даже имеют жертвенник в честь «неведомого бога», апостол хвалит их за набожность и начинает проповедовать им именно этого Бога, о Котором они не ведали.

В сообщении евангельских истин свв.апостолы соблюдали последовательность, начиная с простого и переходя к более сложному. Так, св.ап. Петр говорит: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко» (1Пет. 2, 2), то есть самые простые и первоначальные уроки. Другим же, достаточно обучившим чувства к различению истинного и ложного, «бывает нужда», пословам св.ап. Павла, «в премудрости, проповедуемой между совершенными» (1Кор. 2,6, Евр. 5,12–14). И это необходимо для того, чтобы люди постепенно возрастали «в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова».

В своей пастырской деятельности св.апостолы отличались чувством высшей правды и всегда руководствовались правилом: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Они знали о бывшем св.ап. Петру видении сосуда, наполненного различными животными (Деян. 10,11–16), которое означало, что все вообще люди имеют право, если захотят, на все плоды искупительной жертвы Христовой, они знали также, что «прейде сень законная, благодати пришедшей» (Деян. 15, 28). Поэтому св. апостолы были свободны от национальных, сословных, профессиональных и других, несовместимых с высшей правдой взглядов, предрассудков, склонностейи антипатий. Это видно, например, в словах ап. Павла: «В Церкви Христовой несть еллин, ни иудей, обрезание и необрезание, варвар и скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос» (Кол.3,11).

В своей деятельности апостолы были бескорыстны. Когда Симон Волхв, «увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святый, (то он) принес им деньги, говоря, дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: «Серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян. 8,18–21).

Св.ап. Павел, не желая навлекать на себя подозрений в своекорыстии, отказывался даже и от того, на что имел право по заповеди Спасителя, то есть от содержания себя иждивением тех, среди которых он проповедовал. Так, он говорил пресвитерам ефесским: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни откого не пожелал сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывшим при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 33–34).

Поэтому ап.Петр заповедует пастырям Церкви: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не по принуждению, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет. 5,2–3) (5, с.131–134).

В чем состояла задача апостолов

Задача апостолов состояла в том, чтобы привести всякую душу к послушанию, вере во Христа через слово крестное. Поэтому они стремились, чтобы никакая душа по их вине не погибла и не заблудилась от стада Христова, которое Он приобрел Себе Кровию Своею, как добрый Пастырь. Это было высшей целью, которой они постоянно руководствовались при своей апостольской деятельности. Они несли верующим не только благовестие, но и свои души (1Сол. 2, 8), зорко оберегая уверовавших от всех еретических и языческих соблазнов. Поэтому ап.Павел напоминает пресвитерам в Милите в своей прощальной беседе, «бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20, 31). И если их проповедь была благотворной и учение о Христе прививалось в людях, то апостолы радовались и благодарили Бога, и, наоборот, если познавшие Христа возвращались к языческим суевериям, то апостолы снова стремились напомнить им об истинном учении: «Дети мои, – взывал ап. Павел, – для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос» (Гал. 4,19).

Апостолы не только страдали душой о каждом человеке, но и готовы были нести всевозможные лишения, страдания и различные муки, чтобы только «спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9, 22).

Апостольская душепопечительность о человеке не имела предела. Она доходила до самопожертвования собственной жизни, чтобы только привить в каждой душе веру во Христа. «Открыть ... домостроительство тайны спасения, чтобы уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божества» (Еф. 3,9,19). Апостол Павел пишет: «… был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти» (2Кор. 11,23). В этой же главе ап. Павел описывает все, что случалось с ним за время благовествования Евангелия (2Кор. 11, 24–32).

Со всех сторон апостолы были окружены людьми, враждебно настроенными против них. Как же они должны были действовать в таком случае, гонимые ивнешне беззащитные? Христос внушает им пользоваться мудростью и осторожностью змия, нужно быть мудрыми в обращении с людьми и не вызывать без необходимости вражды и преследований, ибо жизнь апостолов была дорога и необходима для Церкви Христовой. Христос также не скрыл от апостолов и того, что их должны постигнуть скорби, гонения и, наконец, мучения за имя Его. «Аще от мира бысте были, мир убо вас любил бы, – говорит Господь, – якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15,19)

Пастыреначальник, ободряя апостолов, говорит: «не убойтеся убо их», – то есть не должно бояться людей мира сего, продолжая дело Самого Христа, ибо дело это есть истина, а истина всегда восторжествует. Апостолы в своей пастырской деятельности отличались мужеством и твердостью, доходившими даже до мученичества. Уже в первый период своей проповеднической деятельности они подпали злобе иудеев, а потом и преследованиям со стороны язычников. Злоба эта, как видно из книги Деяний апостольских и из различных апостольских посланий, выражалась в том, что им категорически запрещали проповедовать об Иисусе, налагали на них руки, ввергали в темницы, мучили и убивали. Но, по заповеди Христа Спасителя, они «с кровель» и при свете проповедовали то, что слышали от Него наедине (см. Мф. 10, 23–27); когда гнали их из одного города, они бежали в другой, всюду разнося проповедь об Иисусе Распятом и Воскресшем. И поистине, «ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни меч, ни смерть», – ничто не могло заставить их отказаться от своей великой и святой деятельности (ср.: Рим8, 35).

Посылая на проповедь Своих двенадцать апостолов, Господь заповедал им, что-бы они были, ввиду ожидавших их злобы и опасностей со стороны людей, «просты, как голуби» (Мф.10,16), то есть, чтобы на злобу людскую они отвечали незлобием, которое может обезоружить злобу и ненависть их врагов, чтобы они избегали неприятных столкновений и не платили бы злом за зло. И св.апостолы свято хранили этот завет своего Божественного Учителя. Их огорчали, а они радовались (2Кор. 6,10), их гнали, преследовали, убивали, а они «благодушествовали». Такой же образ действий в отношении к людям заповедали они и своим преемникам, пастырям Церкви. «Епископ должен быть не дерзок, не гневлив» (ср.Тит.1,7).

«Держись мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца, – писал ап. Павел св. ап. Тимофею, – от невежественных состязаний уклоняйся; ибо рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, незлобивым, с кротостию наставлять противников» (ср. 2Тим. 2, 22–25).

Апостолы были в то время истинным светом, который они заимствовали от Пастыреначальника. Просвещая и наставляя верующих, апостолы указывали им обращать особое внимание не на внешнее, a на внутренние исполнение этого учения, чтобы жить во Христе и со Христом.

Живя со Христом, апостолы и своим последователям указывали путь, по которому они должны идти для того, чтобы приобрести Христа. Это, по словам апостолов, заключалось в крепкой вере в Того, Кто «ради нашего спасения сошел с неба и искупил весь род человеческий Своею Кровию, воскрес и вознесся на небо». Кроме искренней веры в Него, нужно и жить согласно с Его законом.

Св.апостолы, проповедуя высоконравственное учение, сами жили сообразно своей проповеди. Они свято сохраняли заповеди своего Божественного Учителя быть солью земли и светом миру (Мф. 5,13–14). С чистой совестью и полной уверенностью апостолы могли говорить своим пасомым «Свидетели вы и Бог, как благоговейно и праведно и безукоризненно поступали мы пред всеми верующими» (ср. 1Сол. 2,10). В частности, проповедуя любовь к людям, они и на самом деле оказывали людям различные благодеяния как посредством жившей в них чудодейственной силы, так и различными другими способами.

В речах св.апостолов постоянно встречаются любвеобильные наименования, обращаемые к людям: «мужие братие», «дети», «возлюбленные» и т.п. Сколько любви слышится в словах ап. Павла: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих» (Рим.9, 3).

Живя сообразно своей проповеди, св.апостолы требовали того же и от своих преемников, пастырей Церквию. Так, св.ап. Павел писал к еп. Тимофею «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в мире, в чистоте» (cp.1Тим. 4,12) (Там же, с.134–138).

Пастырская деятельность святых апостолов как образец пастырского подражания

Пастырское служение св.апостолов служит идеалом для пастырей Церкви Христовой. Апостолы горели любовью к своему святому служению и Тому, Кто призвал их на это служение. Эта любовь ко Христу и пастырскому служению воодушевляла их на такие подвиги, которые, казалось, превышали силы человеческие. На пути их пастырского служения стояло много препятствий: и суемудрие образованного языческого мира, и косность религиозно­бытовых традиций иудеев, и низкий моральный уровень языческих народов, и вообще злонамеренность и ухищрения врагов христианского учения. Но все это преодолевалось в их служении явлением «духа и силы» (1Кор. 2, 4) (Там же. с.138)

* * *

Сущность пастырского служения святых апостолов состоит в самоотречении для славы Божией и спасении других. Этот дух пастырского служения живет в Церкви Христовой во все времена (38).

Для чего Христос избрал апостолов

Для успешного распространения закона веры и нравственности и для продолжения Своего спасительного дела во всем мире Христос избрал «двенадцать учеников, которых апостолами назвал» (1, с.188).

Чудо распространения Христова учения по всейземле

Именно в том и было чудо, что святые апостолы, избранные Сыном Божиим из числа простых и неграмотных рыбаков, содействием Духа Святого распространили Христово учение по всей земле и объединили все народы во едино Христово стадо (Там же, с.199).

Чем руководствовались апостолы в своей деятельности

В своей деятельности св.апостолы отличались чувством высшей правды и всегда руководствовались правилом. «Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком» (Деян. 5,29).Они знали также, что все люди имеют право пользоваться, если захотят, плодами искупительной жертвы Христовой. Кроме того, они помнили слова своего Учителя, что «прейде сень законная, благодати пришедшей» (Ин.1,17, Евр.10,1), и потому были свободны от национальных, сословных и других, несовместимых с высшей правдой взглядов, предрассудков, склонностей и антипатий (Там же).

Основная цель апостолов

Основной целью апостолов было пронести имя «Иисусово во вся концы земли и свидетельствовать о Нем пред всем светом». Св.апостолы старались привести всякую душу к послушанию, к вере во Христа через слово благовестия, стремились, чтобы никакая душа по их вине не погибла и не заблудилась, но всегда бы пребывала в Церкви, которую Он «стяжа Кровию Своею» (Деян. 20, 28) (Там же).

Апостолы учение подтверждали чудесами

Истинное учение о Божественном Посланнике и Его искупительном подвиге они подтверждали многими различными «чудесами и знамениями» (Там же).

Почему против проповеди апостолов многие яростно восстали

Апостольская ревность о спасении человека не имела предела, она доходила даже до пожертвования жизнью. Со всех сторон апостолы были окружены враждебно настроенными людьми. Они находились в атмосфере ненависти к новому богооткровенному учению, так как многие представители той эпохи не могли принять благовестие Христово, почва их сердец, на которой сеялись семена добра, еще не была пригодной для восприятия Божественной истины. Вот почему против проповедников слова Божия так яростно восстали все сильные «века сего», предавая их многим пыткам и мучениям. Злоба этих людей по силе и изощренности превосходила всякую меру жестокости (Там же, с.199–200).

Первое место в деятельности апостолов занимала любовь к людям

В деятельности апостолов первое место занимала любовь к людям, потомучто именно эта добродетель является неотразимым оружием в руках служителей Христовых. Вот почему учение апостолов имело такой величайший успех. Апостольская проповедь, согласно заповеди Спасителя, распространилась «даже до края земли» (Деян.1, 8), и ее приняли и по ней приобщились Царствия Божия все племена земные (Там же).

Апостолам дана полнота духовной власти

Полноту духовной власти Спаситель непосредственно передал Своим апостолам (Там же, с.216).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с

Комментарии для сайта Cackle