Источник

ДУША

Душа создана по образу Божию

Наипаче красота и достоинство души человеческия познается отсюда, что в ней образ Свой Божественный напечатал Бог и Создатель наш. «И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его» (Быт. 1, 27). О коль дивная и великолепная красота и достоинство души! Образом Божиим почтена и украшена душа человеческая! Вси вещи соданныя суть дивны, и суть свидетельства всемогущества и премудрости Божией; но человек образ и подобие Создателя своего в душе своей имеет! (3:330) (также 4:141, см. ДУША, 323) (5:34, см. ДУША, 323).

Душа выше всех тварей и образ Божий

Низшая Бога, но высшая всех тварей – душа человеческая. Честен портрет царя земнаго ради царя, яко образ и подобие царское в том изображается: честна и душа человеческая и многоценна и великолепна, яко образ и подобие небеснаго Царя в ней изображено (4:360).

Душа имеет образ Божий (4:146, см. СЕРДЦЕ, 845).

Душа есть чудное создание Божие

«Душа человеческая, по описанию Макария святаго Египетскаго, есть некое создание Божие, разумное, красное, великое, чудное, и преизрядное подобие и образ Божий» (3:329).

Душа есть дух невещественный, образ и подобие Божие (5:35, см. ДУША, 311) (4:359, см. ДУША, 312).

Душа была создана чистой и непорочной (4:145, см. ПОКАЯНИЕ, 709).

Если тело красивее всего творения, то душа во много раз красивее.

Красота души показуется и от тела человеческаго, в котором душа, как в доме своем, обитает. Посмотри всяк на юнаго человека, который добротою лица и прочиими естественными дарованиями одарен: как красен! Какое животное с ним сравниться может? Аще убо так красное тело – дом и жилище души, как красная есть душа, которая в том обитает! (3:329).

Видишь краснаго человека, ангелоподобного, от сего возведи ум твой ко внутреннему человеку, то есть душе, и помысли, коль краснейшая душа – образ и подобие Божие, которую Бог в таком и так красном обиталище поселил. От сего научись познавать и почитать души благородие, красоту и великолепие, и сию, яко бессмертную, ДОБРЫМИ ДЕЛАМИ, ВЕРОЮ, ЛЮБОВИЮ, ТЕРПЕНИЕМ, ЦЕЛОМУДРИЕМ украшать, нежели ТЕЛО, прах и пепел (2:28–29).

Душа – дух бо есть бессмертный, и потому не тленным и смертным веществом, но живым и бессмертным Божеством удовлетворяется (5:36, см. МИР ЗЕМНОЙ, 527).

ДУША есть существо духовное и духовным упокоевается

Что бо ДУШУ может успокоить и удовольствовать, яко духовное и Богу сообразное и подобное существо? Пища ли, одежда ли, драгоценный убор, дом, богатство, красота мира сего, высокая честь, сласть и всякое видимое увеселение? Нет! ничем от сих душа успокоиться и удовольствоваться не может. Все бо тое тленное есть, душа же нетленна; тое временное, душа же вечна; тое видимо, душа же невидима. Со всем тем душа никакого сходства не имеет: како убо тем успокоиться и удовольствоваться может, что ей несходно и несродно? Дух телом, и бессмертное смертным, и нетленное тленным, и невещественное вещественным, и невидимое видимым, никак не может довольствоваться. Есть иное нечто, чем душа упокоевается и довольствуется… Есть живот, которым душа оживляется; есть свет, которым душа просвещается; есть хлеб и пища, которою душа укрепляется; есть питие, которым прохлаждается; есть дом, в котором упокоевается; есть сладость, которою услаждается; есть одеяние, которым одевается, и прочая. Бог един душе, яко образу и подобию своему, есть свет, живот, пища, питие, укрепление, прохлаждение, утешение, увеселение, радость, покой, мир, богатство, честь, слава и все блаженство. Без Бога и кроме Бога душа жить, упокоиться и блаженна быть не может (4:359).

Душа кроме Бога ничем земным не довольствуется

Душа благочестивая, не точию на земли, но и на небеси ничего не хощет, кроме Бога. Ей и небо без Бога ничто, как и земля. Имеют на земли нечестивые и беззаконники свои удовольствия; имеют злато, сребро, камение, алмазы, яхонты, коней, кареты, украшенные домы и платье висонное, и прочее сим подобное имеют, и тем утешаются. Но душа боголюбивая все сие, как сор и сметие, с презрением опровергает и попирает, и не токмо землю с ея сокровищем, но и небо оставляет, на Бога единаго, в Котором все свое сокровище и удовольствие полагает, обрящет. Ничто ее не веселит, ни небо, ни земля; ни земная, ни небесная не могут утешить, когда не видит Того, Кого любит (5:330).

Душа от Бога произошла и не может ничем, кроме Бога, удовлетвориться

ДУША человеческая есть дух. Сего ради ничем иным, как токмо единым Богом, яко образ Божий первообразным своим, удовольствоваться не может. От Бога произошла: Богом и довольствуется. Нет таковыя вещи, которою бы удовольствоваться могла, кроме Бога. Всякая вещь в своем месте упокоевается: тело на земли, яко от земли взятое; воздух к воздуху идет; огнь в высоту стремится; птица на древе, рыба в воде упокоение себе имеет: душа, яко дух в своем первообразном Боге. Солнце, луна, звезды и все небо добро и красно, но тело увеселяет, земля со всеми плодами и украшением своим добра, но тело довольствует; вода добра, но тело прохлаждает; сладкое пение птиц, но телу сладкое; приятна музыка, но телу приятна; пища и питие хорошо, но тое и другое тело насыщает и прохлаждает. Так и о прочиих созданиях разумей. Но души никакое создание удовольствовать, насытить, прохладить, утешить и возвеселить не может. Есть иный покой, которым успокоевается, есть пища, которою питается, есть питие, которым прохлаждается, есть свет, которым просвещается, есть красота, которою увеселяется, есть центр, к которому стремится, и, достигши того, ничего более не ищет. БОГ и божественная Его БЛАГОДАТЬ – душе все: покой, пища, питие, свет, слава, честь, богатство, утешение, радость, веселие и все блаженство, которым тогда удоволится, когда сыщет его. И чем более ныне ищет Его, тем более желает Его; и дотоль будет желать, и желаемого искать, доколь лицом к лицу не увидится; и тогда, чем более будет пить от сего живаго и приснотекущего Источника, тем более будет жаждать Его, без болезни и сытости, чрез всю вечность. Бог бо чим более видится, тем более желается. Отсюда-то бывает, что души духовно-печальныя ничто не может утешить, кроме Бога и святаго слова Его (5:35–36).

Душа только в Боге упокоевается

Несть тебе части с землею, тебе небесной. Образ Божий еси: ищи Первообразнаго. Подобное бо к подобному стремится: воды в море текут, земля к земле обращается, птицы с птицами, и звери со зверями, и скоты со скотами, и рыбы с рыбами, и человек с подобным себе человеком, то есть, добрый с добрым, и злый со злым водится, и всякое подобнаго себе ищет. Ищи и ты Того, Кому подобна еси, и стремися к Тому, как огнь в высоту. Тамо твой покой: зде не сыщешь покоя. Весь свет обойди, ничего не сыщешь, что тебе удовольствует. Всякая вещь в центре своем обретает покой: рыба в воде; огнь в высоту – к центру своему стремится; скот и зверь на земле упокоевается; воздух к воздуху идет; странный в отечестве своем и доме своем покоится. Ты, душе моя, не сыщешь зде, в мире сем, покоя себе. Вся красная мира сего есть тленное вещество, суета, гной, земля – вся драгость его. Ты дух невещественный, бессмертный: нет тебе никакого покоя в них. Дух бо в веществе не упокоевается, но дух в дусе покой находит... Небо и весь свет не удовольствуют тебе, яко нет подобия между тобою и светом, обратися убо к Создателю твоему, Который тебе по образу Своему сотворил. В Нем едином покой твой сыщешь, яко в центре своем (5:331).

Душа человеческая в едином Бозе упокоевается, и нигде не может сыскать себе покоя, кроме единаго Бога. Един Бог души есть покой. ДУША есть дух невещественный, образ и подобие Божие в себе имеющий: где ж убо ей и покой иметь, как не в Создателе своем, яко своем первообразном? Бог Сам нигде благоприятнее не живет, как в душе человеческой, яко Своем образе и подобии: тако и душа человеческая ничем удовольствоваться не может, как своим Создателем; и нигде покоя сыскать не может, как в прелюбезном Божестве (4:359).

ДУША только в Боге утолит свою жажду

Дух бо есть бессмертный, и потому не тленным и смертным веществом, но живым и бессмертным Божеством удоволяется. Тако бедный человек, потерявши живыя воды Источник, Бога, копает мутные кладези в созданиях, и от них ищет своей душе прохлаждения! Но копай, копай, бедная душа, сколько хочешь кладезей сих, ЖАЖДЫ твоея от них не утолишь, еще и еще будешь жаждать. Знаешь ли где сыскать живую воду? Слыши, вот призывает к Себе живый Источник: «Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет» (Ин. 7, 37); и паки «Иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный» (Ин. 4, 14). От сего Источника почерпает душа и прохлаждается, напояется и увеселяется так, но не вжаждет во веки (5:36).

Ничто земное не может удовлетворить душу

Сколько люди изобретают способов, чтобы душу свою успокоить и удовольствовать; но не могут изобрести в мире ничего, чем бы она успокоилася и удовольствовалася. Сколько собирают богатства, сколько стараются в высокую честь произойти, сколько тщатся великую славу приобрести, сколько вымышляют родов пищи, напитков, сластопитания, красных домов и строений, одежд и прочих прихотей; но не могут душ своих упокоить и удовольствовать, и день от дне более и более желают и вымышляют новостей и перемен во всем. Не могут упокоить и удовольствовать душ своих: какая тому причина? Понеже ищут того, чем душа не упокоевается и не довольствуется: а не ищут того, в чем «едином» душа покой и удовольствие свое обретает. Вся создания душу, яко образ и подобие Божие, упокоить и удовольствовать не могут. К Богу ведут ее: но она только в Бозе упокоевается (4:359–360).

Душа только в Боге находит покой

Душа бо человеческая, яко дух от Бога созданный, ни в чем ином удовольствия, покоя, мира, утешения и отрады сыскать не может, как только в Боге, от Котораго по образу Его и по подобию создана; а когда от Него отлучится, принуждена искать себе удовольствия в созданиях, и страстями различными, как рожцами, себе питать, но надлежащего упокоения и отрады не обретает; и так от гладу следует умрети, Духу бо духовная пища потребна есть (2:215).

Христос обретает покой в душе человеческой, и душа обретает покой, когда Христос посещает ее (5:118–119, см. ПОКОЙ, 732).

Как тело душою, так душа Духом Святым оживляется (2:339, см. ЛЮБОВЬ, 489).

Душа слепа, если не имеет Духа Святаго (2:118, см. СЛЕПОТА, 883).

Душа имеет свой духовный слух (4:66, см. ЗАПОВЕДИ, 390).

Как тело бедствует,

когда у него отсутствуют чувства обоняния и осязания, так и душа, когда не чувствует Божиего присутствия

Имеет душа ухание, вкушение и осязание свое. Тело немощное, когда закладывается ухание, никакого ухания не чувствует, такожде и вкушать не может; бывает, что и осязания не чувствует. Тоежде видим и в душе. Хотя и всегда с нами Бог есть, яко на всяком месте есть, однакож душа, яко немощная, не ухает и не вкушает присутствия Его и осязания Его не чувствует. Почему? Потому, что чувств своих тех не имеет. Сатана отнял у нея тыя, и сделал ее как расслабленну и недвижиму. О, когда бы душа чувствовала Божие присутствие, когда бы в великом страхе, смирении, и любви, и радости была! Чувствование бо сие без того не бывает. Когда чувствует величество и страшную славу Его: трепещет, смиряется и падает пред Ним, яко пред страшным Царем, на Котораго и Ангели смотрети не могут, когда вкушает благости Его, якоже Пророк глаголет: «Вкусите и видите, яко благ Господь» (Пс. 33, 9), тогда неизреченно услаждается гортань ея, и радуется, веселится и играет, яко человек, вином напоенный. Сие в ней действует чувствование Божия присутствия. Аще бо чувствование царева присутствия, который есть человек, как и мы, делает в нас перемену, и то страх, то смирение, то радость в нас возбуждает; кольми паче будет тое, когда чувствуем Божие присутствие. Что бо царь земный пред Богом? Как ничто. Не дерзает тогда человек не токмо что делать, говорить и думать непристойное, но и слово без нужды сказать. При царе земном не смеет ничто говорить: при Бозе ли, небесном Царе, Котораго величество и слава непостижима, дерзнет? Поверь, возлюбленне, что всегда бы душа во удивлении и исступлении была.

Отсюда видишь, что душевных чувств не имеют, и не чувствуют, и не знают Бога, которые грешат и безчинствуют. Слепы таковые люди и безчувственны и, как правду сказать, живности в душе никакой не имеют (5:126).

Душа, просвещаемая светом Христовым, все видит на пути ко СПАСЕНИЮ

Когда солнце сияет на небеси, все ясно бывает, всяк видит путь, по которому надобно итить, и куда итить, что делать и чего уклоняться; видит, распознает одну вещь от другой, и полезное от вреднаго, и прочая. И тако «всяк исходит на дело свое, и на делание свое до вечера» (Пс. 103, 23). Тако в душе бывает, которую ХРИСТОС-Солнце праведное просветит. Таковая душа все ясно видит, познает прелесть и СУЕТУ мира сего, познает ДОБРО и ЗЛО, ПОРОК и ДОБРОДЕТЕЛЬ, вред и пользу, путь к ПОГИБЕЛИ и путь к вечному животу ведущий, исходит на дела Богу угодная и себе полезная. Таковой душе сладко СЛОВО БОЖИЕ, якоже Сам Бог. Таковая душа все в мире сем приятное и дорогое за ничто имеет, поминая Спасителево слово: «кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит» (Мф. 16, 26). И всегда к блаженной вечности стремится: у ней то и на уме, как бы Богу, Создателю своему, угодить, и в числе спасаемых быть. Блаженна есть таковая душа, которую Божественный озарит Свет! (4:9).

Душа, не просвещаемая светом Христовым, пребывает во тьме духовной

Когда солнце зайдет, нощь и тьма бывает; тогда люди не видят ничего, не распознают одной вещи от другой, и ходят, как слепии, в ров падают, и от вреда уклониться не знают. Таково состояние тех душ, в которых свет Христов не воссиял! Осязают и они, как слепии, не разделяют ДОБРА от ЗЛА, не познают пользы и вреда, падают от ГРЕХА в грех; хватаются за то, что ничто в себе; оставляют тое, что велико в себе; ДУМАЮТ, что они идут прямым путем, но не познают, что он в ров ПОГИБЕЛИ их ведет (4:9).

Душа дороже всего мира;

надо заботиться о ее спасении

Душа твоя, ради которой Христос Сын Божий пострадал и умер, паче всего мира дражайшая есть; о той, чтобы спасена была, пекися и старайся прилежно! Образ Божий, по которому созданы были мы, есть краснейшая и великолепнейшая души доброта: сея доброты и красоты истинным покаянием и верою ищи! Когда лона зде сыщется, то во веки пребудет: когда зде не сыщется, то уже никогда не сыщется. «Мир преходит, и похоть его: а творяй волю Божию пребывает во веки» (1Ин. 2, 17) (4:122) (также 3:212, см. СПАСЕНИЕ, 967).

Возьми в рассуждение оное Спасителево слово: «Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу свою?» (Мф. 16, 26). И соравняй время с вечностью, и мир приобретенный с погибшею душою. Нет никакой пользы, где души нет спасения. Что тебе во всем мире, когда душа погибает. Души убо твоей спасение дороже тебе должно быть паче всех мира сего сокровищ, паче неба и земли, и паче всея славы, от всего мира воедино собранныя. Душа бо без всего того, на оный век отъидет, и ничего с собою не возьмет, как и в мир ничего не внесла; а относит отсюда только или спасение, или погибель (5:48) (также 3:212, см. СПАСЕНИЕ, 967) (5:57, см. ЧЕЛОВЕК, 1167).

Ради спасения души Христос в мир пришел

Воистину, единаго человека ДУША и СПАСЕНИЕ ея дороже Христу, нежели весь свет, небо и земля, яко весь свет словом единым создал: «рече и Быша», – а ради души человеческой Сам в мир пришел, воплотился, пострадал и умер. О, человеколюбия Господня! О, достоинства души, ради которой Сам Бог во плоти явился, и не токмо явился во плоти, но и пострадал и умер ради души (5:43).

Достоинство души настолько велико, что Бог Сына послал искупить ее

Когда человек, хитростию змииною прельщен, пал, и душа образ Божий погубила, и тако погибла, чего оплакать достойно не можем, тогда и образ души и самую ее взыскать не чрез ходатая и ангела, но Самому Собою Господу (О непостижимаго человеколюбия!) благоизволилося. Сам Бог и Создатель, Сын Божий и Отчее Слово, в сие великое посольство вступил; Сам Царь небесный, ради души человеческой, на земле явился и с человеками пожил... Видишь, душа, коль великое твое благородие, достоинство и преимущество! Сам Господь твой ради тебе пришел в мир, «взыскати и спасти тебе погибшую». И коль великая Его любовь к тебе, видишь (3:330–331).

Достоинство души велико, так как Бог изволил принять плоть человеческую

Когда Господь благоволил в мир приити и пожити на земли, не ангельское естество, но человеческое соединил Себе: «не от Ангел бо воистину приемлет, но от семене Авраамова приемлет» (Евр. 2,16). Воистину великое чудо и удивления достойное дело! Сын Божий сыном человеческим сделался, и Бог Содетель и Вседержитель бысть плоть от плоти нашей, и кость от костей наших... Познай, человече, благородие и преимущество души твоея! Сын Божий сыном человеческим сделался ради души твоея; плоть одушевленную, подобную нашей плоти, кроме греха, соединил Себе вечным союзом, и тако почтил естество наше (3:331).

О достоинстве души

Внутрь нас благороднейшую душу имеем, созданную по образу Божию, ради которой Царь небесный на землю пришел, жил, трудился, терпел, страдал и умер, и обещал и хощет нас сынами Божиими сделать, вечное и небесное нам царствие подать, и славы Своея участниками сотворить. Какая слава и благородие с сею славою и благородием сравнитися может? Всякая слава царей и КНЯЗЕЙ ЗЕМНЫХ, во едино собранная, ничтоже есть противу сея славы (3:336).

Познавай, христианине, благородие, честь, достоинство и преимущество души человеческия. Ради избавления и искупления ея, не Ангел, не иной какой ходатай от Бога посланный, но Сам Бог и Господь пришел; Сам ее Своим пришествием почтил и посетил; и искупил ее от диавола, смерти, ада и прочих врагов, не сребром или златом, или иною какою ценою тленною, но честною кровию Своею. Почтил Он нас в создании нашем, когда нас по образу Своему и по подобию сотворил; но более почтил, когда к нам, падшим и погибшим, Сам во образе нашем пришел, и пострадал и умер за нас. Так дорого душу человеческую постановил Господь, что Сам ради взыскания ея пришел и ради стяжания ея кровь Свою излиял. Чим дражайшая вещь, тем большая цена за нее дается; а как нет и не может быть ничего дороже паче Христа и крове Его: то отсюду и драгость души человеческия познается, что ея Себе и крове Своея Христос Сын Божий не пощадил. Познавай убо, христианине, драгость души твоея, и не прельщайся прелестными мира сего чинами и титулами, которыми сынове века сего прельщаются и обезумляются. Честь, слава и достоинство души твоея больше есть паче славы всего мира: душа твоя есть невеста, Христу Сыну Божию на веки обрученная и святою кровию Его искупленная. Разумей убо ея благородие. Благородный жених, благородная и невеста, Ему сопряженная. Не видишь сего благородия и достоинства ныне: но увидишь тогда, когда открыются чада Божия. «Не у явися, что будем: вемы же, яко егда явится, подобии Ему будем, и узрим Его, якоже есть» (1Ин. 3, 2). Все убо благородие, достоинство и преимущество мира сего, во едино собранное, есть как гной пред честью и благородием души человеческия (4:28).

Достоинство души в том, что она есть невеста Христова

Верная душа неизреченную красоту, благолепие и благородие имеет. Ибо таковая душа есть невеста Сыну Божию, Царю небесе и земли обрученная, по писанном: «обручих вас единому Мужу деву чисту представити Христови» (2Кор. 11, 2), – дщерь небеснаго Отца, и храм Святаго Духа. Отсюда она получает превеликую красоту и достоинство (3:332).

Душа как невеста обручается Христу в крещении и Ему единому прилепляется

Что между собою жених и невеста: тое Христос и христианская душа. Невеста жениху обручается: тако душа человеческая верою обручается Христу Сыну Божию, и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом родителей и прилепляется единому жениху своему: тако христианская душа, обручившаяся Христу Сыну Божию, должна оставить мир и мирския прихоти, и прилепиться единому Жениху своему Иисусу Христу; к чему Дух Святый чрез пророка увещевает ее: «слыши дщи и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты твоея» (Пс. 44, 11–12) (4:46).

Душа как невеста

должна быть верной своему Жениху Небесному – Христу

Помяни, христианине, что и твоя душа преславному оному Жениху обручена в невесту. Невеста единаго жениха своего любит, и тому единому угождает, как видим: тако душе христианской единаго Христа, Жениха своего, должно любить и Ему единому угождать. Не нравится жениху невеста и от ней отвращается, когда она ко иным любителям любовию обращается: тако отвращается Христос от души христианской, которая по греху и миру любовию своею обращается и тому угождает (4:298).

Душа как невеста должна украшаться добродетелями

Невеста убирается в платье цветное и украшается, чтобы понравилася жениху своему: тако душа ХРИСТИАНСКАЯ должна убираться в пристойное себе одеяние и украшать себе внутрь, чтобы понравиться Жениху своему, Иисусу Христу. Одеяние души указует Дух Святый чрез Апостола сие: «облецытеся убо (якоже избраннии Божии, святии и возлюбленнии) во утро-бы щедрот, благодать, смиренномудрие, кротость и долготерпение» (Кол. 3, 12) (4:46–47).

Душа должна хранить верность и любовь к одному Христу

Добрая невеста хранит верность жениху своему: тако душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти; о чем Сам Христос ей говорит: «буди верен до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. 2,10). Добрая невеста не любит никого равно, а паче более Христа Жениха своего. Не нравится невеста жениху, когда равную, яко ему, а паче когда большую, любовь другому отдает: тако душа христианская не угодна есть Христу, когда другое что равно Христу, или что горше того, более Его любит. «Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин; и иже любит сына, или дщерь, паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10, 37), глаголет Христос (4:47).

Душа хранит верность Христу, если сохраняет любовь и добродетели. В противном случае, как неверная и прелюбодейная, изгоняется от Христа

Понеже душа человеческая всю доброту и красоту получает от Христа, как выше сказано, Которому «верою обручается», то несумненный знак есть, что она тую доброту имеет и хранит, когда от Него не отлучается к мирской любви, но Ему, яко невеста Жениху, верою и любовию прилепляется, последует стопам Его, подражает смирению, терпению, кротости и любви Его, и так хранит верность свою к Нему, да якоже в смирении и страдании Его не отлучается от Него, так и в славе Его неотлучна от Него будет. Сего бо вера от души Христу обрученной требует. Якоже бо верность хранит мужу своему жена, когда от него ни в безчестии, ни в изгнании не отлучается: так верная Христу душа признается, которая от Него в смирении и страдании не отлучается. И как жена неверною мужу своему почитается, когда любит кого паче мужа своего, или равно мужу своему, или в несчастии его отлучается от него: тако душа не хранит веры Христу, Сыну Божию, которая к миру прилепляется и не хощет со Христом в смерти, терпении и страдании быть. И Христос такую душу за неверную Себе почитает (3:333).

В чем состоит УКРАШЕНИЕ души

Душу свою украшает, кто, по апостольскому словеси, отлагает ветхого человека, тлеющаго в похотех прелестных, обновляется же духом ума своего, и облекается в нового человека, созданного по Богу в правде и в преподобии истины» (Еф. 4, 22–24); то есть, кто противится плотским вожделениям и отсекает их, и прилежит добродетелям, отлагает нечистоту, похоть блудную, гордость, зависть, гнев, злобу, ярость, сребролюбие, невоздержание и прочее злонравие, и облекается в целомудрие, святыню, смиренномудрие, братолюбие, терпение, кротость и прочее добронравие... Тая душа добра и красна есть, которая сообразуется небесному Отцу святостию, истиною, милосердием, правдою, терпением, кротостью и прочиими свойствами (2:164–165).

Признак красоты души – вера сердечная (3:332, см. ВЕРА, 133).

Признак красоты души – чистота совести (3:332, см. СОВЕСТЬ, 959).

Добрые дела свидетельствуют о красоте души (3:332, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ, 295).

Душа в крещении получает чистую одежду

Дается туне благодатию Божиею на крещении всякому Христианину боготканная и спасительная тая риза: но потерявшим тую надобно уже с немалым трудом, покаянием, желанием, стенанием, сокрушением сердца, плачем и слезами искать (4:378).

Бог обитает и в душах верных Своих (1:64, см. БОГ, 84).

В чистой душе отображается Бог

Солнце в чистой и тихой воде ясно видится, и подобие сие изображается: тако БОГ, вечное солнце, в тихой, непорочной и чистой душе показуется, и образ Свой в ней изображает. «Очистим убо себе, о возлюбленнии, от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии», – увещевает нас Апостол (2Кор. 7, 1), да и в нас вселится Бог, вечное Солнце, и так образ его святый в нас изображается. Солнечнаго света не вмещают дебелыя и густыя вещи, так-то: земля, стены каменные и деревянные и проч., напротив того: стекла, чистая вода, хрусталь и прочие вмещают: тако ум ГРЕХАМИ и ПОХОТЬМИ мира сего помраченный, не может вместити Божия просвещения. Подобное бо в подобное вмещается. Сего ради глаголет: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14). Покайся и очисти душу твою покаянием и слезами, и отжени облак суетных помышлений твоих, и тогда просветит тя Христос (4:12) (также, 4:146, см. СЕРДЦЕ, 845).

Христос есть жизнь для души

По падении отступил Христос от души человеческой, и сделалась как дом без хозяина, земля и виноград без делателя, корабль без кормчия. Нет и в той душе Христа, которая, хотя водою и Духом в Крещении отрождена была, но, первому Адаму последуя, заповедь Божию отвергла и лукавому врагу диаволу, древнему оному змию, волею своею последовала; и когда в том бедственном состоянии до конца пребудет, во веки будет без Христа; и понеже Христос есть живот души, то без Христа пребывая, яко живота, во веки будет в смерти (2:109).

Душа без Христа подобна дому без хозяина

Горе душе без Христа! подобна есть дому без хозяина; подобна есть граду, разоренному и опустошенному от врагов; подобна есть кораблю, на море плавающему без кормчия; подобна есть овце, без пастыря блудящей по пустыне; подобна есть человеку, совратившемуся с праваго пути и заблуждающему; подобна есть больному, от лекаря и прочих оставленному. Но вина в самой душе есть, что Христа в себе живущаго не имеет (4:318).

Видишь, что дом, который не имеет господина, живущаго в себе, нечист бывает, преисполнен сора, сметия и паутины; земля без делателя запустевает, бесплодна бывает и раждает непотребныя зелия; сад и виноград без делателя пропадают: корабль без кормчия добраго от бури и волн морских потопляется, и проч. Тако имеется душа человеческая без Христа, и есть как дом запустелый, преисполнен смрада, нечистоты и паутины, от диавола и демонов распростертых, то есть, злых похотений, замыслов и начинаний; есть как земля неделанная, терние только и волчец прорастающая и проклятию подлежащая: есть как сад и виноград, без делателя запустевший, плода нетворящий, и не иному чему, как посечению и сожжению подлежащий (2:108–109).

Христос пишет образ Божий на душе, если она стремится к этому

Христос, Сын Божий, небесный и премудрый живописец есть. Он хощет изобразить в душах наших образ Божий, который мы потеряли, и живность душам навести нашим, и напечатать прекрасный небеснаго Царя портрет. Но кто отвращается от Него душею и сердцем, не может дела своего в нем совершить: аще же кто обратится к Нему, и очесами веры на него будет взирать и просить того у Него, на душе таковаго начертывает и изображает божественное оное благолепие живое, нетленное и во веки сияющее (2:101–102).

Душа должна быть сообразной Сыну Божию, чтобы получить жизнь вечную

«Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас» (Гал. 4:19). Сего желает и Христос, дабы образ Его святый начертался и изобразился в душах наших, дабы, божественным Его образом знаменанных нас видя, Отец небесный признал сообразных Ему, Единородному Сыну Своему, и за сынов Своих имел и тако вечнаго живота наследие подал нам... От сего случая учимся, христианине, что непременно должно нам от греха и мира сего отвратить сердца и души наши и обратить ко Христу, истинному, небесному и премудрому живописцу, Который, не мертвый какой и земной, но живой, небесный и бессмертный, не на досках каменных, деревянных и полотняных, но на скрижалях душевных, не перстом и кистью, но действием Святаго и Животворящего Своего Духа изображаем образ; и на Него с верою, надеждою и усердием взирать, «дондеже вообразится в нас Христос» (2:102).

Душа, имеющая на себе печать небесного Царя, достойна войти в ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ

Видишь, что сребро, или злато, или медь, когда царскаго на себе образа не имеет, не годится к употреблению общему и купле, и в казну Государеву не приемлется, но отвергается; но только знаменная монета ходит и от всех приемлется. Тако имеется душа: аще не будет иметь на себе печати небеснаго Царя, Христа, Сына Божия, которая верою и Духом Святым изображается, непотребна бывает к обществу святых и к небесному сокровищу не годится, но извергается вон. Сей случай учит тебе верою и тщанием искать небеснаго божественнаго образа, который есть прекрасное душ наших украшение и лепота, да не без него постраждеши тое, что пострадал оный званный на брак и пришедший без одеяния брачнаго (2:101).

Якоже бо злато и сребро, царскую печать и надписание имеющее, избирается и приемлется в казну; не имеющее же отметается: тако душа, имеющая печать правды Христовой избирается и поемлется в царство Божие; а не имеющая тоя отметается. Правда Христова в благочестивой душе есть как печать царская, которая показывает, что душа тая есть Христова. Таковая душа поемлется в царство Божие, яко Христова. Тогда бо повелением Божиим разыдутся Ангели по всей вселенней, и соберут благочестивых, верою оправданных, печать правды Христовой имущих, яко царскими знаменанныя монеты в казну, в вечную жизнь... Тогда исполнится слово сие: «един поемлется, а других оставляется»: благочестивый поемлется, а нечестивый оставляется (4:294).

Душа, очищенная верою и одеянная добрыми делами, достойна предстать Небесному Отцу

Видишь, что в доме земнаго царя слуги ему предстоят и служат, не рубищами и худыми одеждами, но дорогими и цветными одеяни. Тако имеется и в церкви, яже есть дом небеснаго Царя. Тые только в сем небеснаго Царя доме имеются, и Царю своему небесному служат и работают, которые, верою очистившеся и рубищ греховных совлекшеся, украшают себе добрыми делами, облекаются «во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение» (Кол. 3, 12). Прочии, хотя и называются христианами, до сего дому святаго не надлежат и Богу не работают, которые грешить не престают, и плодов покаяния творить не хотят. Аще бо земному царю рубище гнусно и царской палате неприлично безобразие телесное, кольми паче очесам небеснаго Царя греховная скверна мерзка есть и гнусна, и святому дому Его безобразие душевное непрестойно есть (2:106).

Душа, не имеющая образа Христова, будет лишена Царства Небеснаго

Якоже бо монета, неимущая царскаго образа и надписания, не годится в казну Государеву; и якоже не имеющие одеяния брачнаго на брак не допущаются, и к царю на вечерю не входят, как только одеянии одеждами красными: тако душа, неимеющая прекраснаго небеснаго Царя образа, в сообщение святых, тою добротою знаменанных и украшенных, не годится и не приемлется; и ризою оправдания Христова не одеянная, в чертог НЕБЕСНАГО ЦАРСТВИЯ не допущается, и от брака Агнча изгонится. Сего ради принуждена будет таковая душа, вне дверей оставшися, бесполезно сетовать, плакать и рыдать (3:335).

Душа, неготовая, непомышлявшая о жизни вечной, при смерти приходит в смятение (4:90, см. СМЕРТЬ, 938).

Перед смертью душе предстоит великий подвиг (2:35, см. ПОКАЯНИЕ, 730).

Душа должна вернуться к Богу чистой

Душе человеческой, как произошла от Бога, так и возвратиться к Богу должно нагой и неоскверненной любовию мира сего. Разсуждай сие (5:57).

Душа может быть наполнена или любовию к миру или к Богу

Видишь, что наполненный сосуд, или губа напоенная ничего другаго в себе не вмещает, и, напротив того, праздный сосуд все вмещает. Разумей от сего, что и душа, наполненная любовию мира сего, то есть, славолюбием, честолюбием, сребролюбием и сластолюбием, ничего духовнаго и небеснаго вместить не может: Бога любить и небесных благ желать по надлежащему, и радости духовныя в себе иметь не может. От чего учись, христианине, мирскую любовь изгонять, чтобы Божия вошла в сердце твое. Подобное бо с подобными помещается, как-то вода с водою и проч.; якоже противное с противным не помещается, как-то огонь с водою. Нет в том сердце Божией любви, где любовь сребра, славы, чести и сласти имеется, якоже в боголюбивом сердце несть любви мирской. Ибо Божия и мирская любовь суть противныя вещи, и потому вместе быть не могут, но едина другую изгоняет. «Никто же может двема господинома работати: любо единаго возлюбит, а другаго возненавидит: или единаго держится, о друзем же нерадити начнет. Не можете Богу работать и маммоне», – глаголет Христос (Мф. 6, 24–26) (2:22).

В душе то отображается, к чему она с любовью обращается

Видим, что тое в зеркале изображается, к чему она любовию обращается и прилепляется, тое в ней и изображается. Зеркало, когда к небу обращается, небо, когда к земле обратится, земля в нем видится: тако и душа человеческая, когда к небу обращается, небесный образ в ней и изображается; когда к земным прилепляется любовию своею, земный и скотский образ в ней изображается, и тако погубляет благородие свое и небесную свою доброту (4:122).

В душе то отображается и мудрствуется, чем она увлекается

Видишь, что зеркало таковый образ в себе восприемлет, к чему обращается. К небу ли обратится, небо образ в нем изображается: к земле обратится, земный образ в себе восприемлет. Тако и душа человеческая имеется: к чему любовию обращается и прилепляется, тое в ней и видится. Когда к Богу обращается, Божий образ силою Духа Святаго в ней и изображается: когда к земным и мирским вещем склоняется, земный образ и начертывается. А какий образ в себе носит, таковое и мудрование имеет. Когда Божий образ имеет, – Бога любит и человека, по образу Божию созданнаго, небесная мудрствует, горняя мудрствует, а не земная: когда земный и скотский образ носит, – земная и мудрствует, делает тое и последует тому, что чувством ея приятно, что скотом несмысленным свойственно есть. Сие рассуждение научает тя ПОКАЯНИЕМ и верою о Христе Иисусе, совлекаться ветхаго человека и скотскаго его образа, и искать и облекаться во образ Божий, который есть преизряднейшее и превосходнейшее души украшение (2:40–41).

Душа подобна зеркалу, к чему обращена, то в ней и отражается

Душа человеческая подобна есть зеркалу. Как в зеркале, обращенном к солнцу, тем яснее видится солнце, чем чистейшее есть зеркало: тако в душе человеческой, обратившейся к Богу, вечному Солнцу, тем яснейший образ Божий изображается и видится, чем более очищается она от грехов и Божиим святым свойствам и нравам последует. И как в зеркале не изобразится подобие солнца, когда к солнцу не обратится, или закопчено и замарано будет: тако в душе человеческой не изобразится образ Божий, когда он к Богу не обратится и от грехов очищаться не будет. К Богу же обращаемся тогда, когда сердце наше, ум и житие наше пременяем и начинаем житие новое и тако совлекаемся ветхаго и облекаемся в новаго человека, который по образу и подобию Божию создан (Быт. 1, 36 и 27) (3:97–98).

Душа человеческая подобна зеркалу. В зеркале, когда обращается к небу, небо, – когда к земле – земля изображается: тако и в души тое изображается, что любит и мыслит. Любит ли мир сей, и что в мире есть, славу, честь, похвалу, богатство, сласть: тое в ней изображается. Любит ли Бога и небесное Царство, тое в ней изображается. А что любит душа, того и ищет, о том тщится, о том и помышляет. Тако «идеже есть сокровище» любимое у человека, «тамо и сердце его» (5:320–321).

Что отображается во время земной жизни, с тем и предстанет она на СТРАШНЫЙ СУД

А что в душе ныне изображается, с тем она и на суде Христовом явится, когда ныне истинно не покается: и тако всяк человек сам в себе тогда обличение будет иметь, и увидит в себе самом – что он мудрствовал в мире – горняя или земная? (4:122).

Что в душе отпечатлелось за время жизни, с тем и предстанет на суд (2:41, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1011).

На страшном суде душа предстанет с тем, к чему стремилась и что любила (5:321, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1012).

Горе душе, если нет в ней Христа

Горе дому тому, в котором нет благоразумнаго хозяина; всякое бо бывает там нестроение: наипаче горе душам, в которых Домовладыка Христос не обитает! Тамо всякое истинное бывает нестроение и смятение; тамо жилище всяких духов злых. Горе кораблю тому, в котором нет добраго кормчия; ибо близ потопления есть: горе наипаче душе, душе пловущей по морю мира сего, в которой не имеется премудраго Правителя-Христа; ибо близ потопления есть. «Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Его» (Рим. 8, 9) (4:131–132).

Горе душе, если нет в ней света Христова

Горе месту тому, в котором нет света: тамо люди блудят, как слепии, тамо не познается вредное от полезного; и частое то преткновение, то падение бывает; словом: всякая напасть, беда и вред тамо приключается. Наипаче горе тем душам, в которых нет Христа – истиннаго света! Нет тамо ничего, кроме единыя тьмы, сени смертной, бедствия, окаянства и погибели! «Аз есмь Свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити во тьме, но имать свет животный» (Ин. 8, 12) (4:131).

Исправление души состоит во внутреннем духовном изменении

Хощет Бог, чтобы душа наша исправна была. А когда ОНА исправится, то и внешния дела и слова исправны будут. Якоже бо, когда сосуд очистится от смрадной вони и наполнится благовонием, издает вне себя благую воню: тако душа и сердце человеческое, когда очистит себе от зла и добрыми мыслями и нравами исполнится, добрыя дела и слова вне себя показует. Отсюда правильно заключается, что и ПОКАЯНИЕ истинное состоит не токмо в оставлении внешних беззаконных дел, но и в пременении сердца, которое когда пременится, и внешния дела тому сообразныя последуют. Тако и Христос глаголет фарисеом: «Фарисее слепый! очисти прежде внутреннее сткляницы и блюда, да будет и внешнее их чисто» (Мф. 23, 26): то есть, очисти прежде СЕРДЦЕ твое от злых похотей, да будет и внешния дела чисты. Бог бо глаголет душе нашей: покайся. А когда в душе истинное покаяние будет, то оттуда и достойные покаяния плоды, как от источника ручьи, проистекут (3:199).

Христианин должен исправить свою душу. Об этом все усердие (5:81, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 1107).

Кто не трудится над очищением души, тот напрасно ожидает Царство Небесное (2:117, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Когда тело здраво, а душа немощна, нет человеку от этого пользы

За велико люди почитают здоровое, крепкое и доброцветущее тело иметь: но Христианам «велико» есть здоровую, крепкую и благоцветующую душу иметь. Добро есть и телесное здравие. Но что пользует тело здравое, а душу немощную и расслабленную иметь? Какая польза человеку христианину, что тело его добре видит, но душа слепотствует в знании Бога и воли Его святой и себе самыя? Тело его слышит добре, но душа глуха есть и не слышит слова Божия; тело право, но душа крива и погорблена; тело не хромает, но душа хромает; тело крепко и движется и ходит, но душа расслаблена и ни к какому делу доброму недвижима... Тело бо есть смертно, но душа бессмертна. Телесное здравие до смерти нам только служит, а по смерти рассыплется в прах, как и немощное. Но здравие души неотлучно от души бывает, и на оный век с нею отходит и спутствует ей, и пред Богом является с нею, и благоприятна святым очам Его бывает (4:319).

Заботиться о душе больше, чем о теле

Когда тело немощствует, ищешь лекаря и тщищися исцелить его, хотя и знаешь, что храмина сия разрушится и обратится в прах и землю: не много ли более должно пещися о душе бессмертной и нетленной, которыя драгость и цена весь мир, небо и землю превосходит, и исцеления ей искать. Толь дорога ДУША есть, яко по образу Божию созданная и безценною Сына Божия кровию искупленная: и нерадиши о ней? (4:141).

Заповеди Божии относятся к душе, а не к рукам, ногам и глазам и т.д.

Бог глаголет в святом Писании не к телу нашему, не к рукам, не к ногам, не к устам, не к глазам, но к душе нашей. Что убо пользует – руками не красть, не убивать, телом не блудодействовать, но сердцем и душею зло мыслить и делать? Такожде, что пользует языком и устнами молиться, петь, но сердцем и душею не молиться, вне на теле смирение показывать, но сердцем гордиться и возноситься; языком и словом любить, но внутрь сердца и души любве не иметь; телом кланяться, но душею и сердцем непреклонным быть, вне добрым показываться, но внутрь злым и неисправным быть, вне каяться, но внутрь нераскаянным быть? Человече, исправь душу и сердце твое, и тогда будеши прямым христианином. Когда душа будет исправна, то и тело исправно все будет делать. Сосуд, добрую воню в себе имеющий, добрую воню издает. Бог душе говорит: веруй, люби, надейся, молись, призывай Мене, чти отца и матерь, не убий, не прелюбодействуй, не укради и проч.; душа должна и делать тое. Тело не будет делать ничего худаго, когда душа не захочет: тело бо есть орудие души. Буди убо душею добр, и телом будешь добре все делать (5:192–193).

Тело есть орудие души, через которое душа действует (5:81, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 107).

Когда душа исправится, то и внешние дела и слова исправны будут (5:199, см. ДУША, 322) (5:81, см. БОГОПОЧИТАНИЕ, 107).

Душа творит злое или доброе, а ТЕЛО есть орудие

Понеже Бог к душе нашей глаголет, и велит или уклоняться от зла, или творить благое, то душа как благое, так и злое творит. А тело душе есть орудие, которым или благое, или злое творит. Тело не будет зла делать, рука похищать, убивать, язык злословить и клеветать, ухо клевету слушать, око к вожделению доброту личную смотреть, когда душа не захочет. Рук дело есть делать; но добре или зло делать от произволения души бывает. Ока есть смотреть; а зле, или добре смотреть, воли нашей есть. Языка есть глаголати; а как и что глаголати, от воли бывает. Так и прочие уды тела нашего бывают орудия правды, или неправды «не от себе», но от воли и произволения сердечнаго (5:225–226).

Душа – творение Божие порабощается миру, когда любит его

ДУША наша по образу Божию создана, и падшая кровью Христовою искуплена и святым крещением обновлена!.. О, коль великое благородие, достоинство и красота души! Кровь Христова за нее дана, и образ Божий носит в себе... Честное неба и земли и всея твари едина душа человеческая. О, любезная, безсмертная и великолепная красота, благородие, честь и достоинство души! низшая Бога, яко создание Его, и высшая всея твари, яко образ Божий имеет в себе. Так благородную и высокопочтенную душу (о, горе нам, о, бедности и слепоты нашей!) порабощаем безчувственному и подлейшему созданию, когда сердцем нашим и любовью к Нему обращаемся. Должно было, чтобы создание нам работало, на что и создано от Бога: но напротив того делается. Мы созданию, низшему себе, работаем, когда к нему сердцем обращаемся. Видишь как неприлично и худо делает человек, когда мир любит (5:34).

Если в сердце таится зло, то и вся душа зла, хотя внешне благочестива

Хотя внешне и не делаеши зла, но в сердце зло сокрываеши: злодей еси. Не убиваеши ближняго твоего руками, или иным чем, но гнев и злобу в сердце твоем на него держишь: убийца еси пред Богом. «Всяк бо, ненавидяй брата своего – всякаго человека, – человекоубийца есть» (1Ин. 3,15). Бог бо не к рукам, но к душе и сердцу глаголет: «не убий». Не крадешь руками, но желаешь чуждаго добра; тать еси. Не прелюбодействуеши телом твоим, но в сердце вожделение нечистое имееши: прелюбодейца еси, по учению Христову: «всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже прелюбодействова с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Ибо не к телу глаголется: «не прелюбы сотвори», – не к рукам: «не укради», но к душе и сердцу нашему. И рука бо не будет красти, похищати, когда душа не похощет, и тело прелюбодействовать, когда в сердце вожделения не будет, язык не злословит, когда сердце не захощет. Видишь убо, христианине, что все Божие слово к душе нашей простирается. Хощет Бог, чтобы душа наша исправна была. А когда ОНА исправится, то и внешния дела и слова исправны будут (3:198–199).

Душа ГРЕХАМИ оставляет Христа, а без ПОМОЩИ ПОГИБАЕТ

Видишь, что делается, когда солнце от нас отыдет; наступает тьма и покрывает всю поднебесную: человек ничего не может делати, осязает как слепый, блудит, спотыкается и падает и всего опасается. Тако делается с душею человеческою, которую Христос, Солнце праведное, оставляет: никаких богоугодных дел не может творить, якоже Сам рече: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5). Понеже покрывает ее тьма духовная, и тако заблуждает, осязает как слепый, спотыкается и падает от греха в грех, пока в ров вечныя погибели не впадет, аще покаянием не исправится. Оставляет же Христос тую душу, которая сама прежде оставит Его: иначе Христос никого не оставляет, яко «просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» (Ин. 1, 9). Сей случай научает нас держаться Христа и последовать Ему верою и любовию, да и не нас духовная тьма и бедствие тое обымет (2:60).

Исправление души невозможно без помощи Божией (3:334, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 737).

Душа бедствует и плачет без помощи слова Божия (2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 902).

Для спасения души необходимо изучать слово Божие (5:61, см. СЛОВО БОЖИЕ, 919).

Душа питается словом Божиим (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901).

Душа должна слушать глас Божий, т. е. слово Божие, научающий творить благое (2:10, см. СЛОВО БОЖИЕ, 897).

Душа голодает, когда лишается слова Божия (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901).

Слово Божие, вселяясь в душу, обновляет ее (4:70, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).

Душа, если не живет по слову Божию, то она глухая (4:67, см. ХРИСТИАНИН, 1114).

Душа страдает ГЛУХОТОЙ, когда слышит СЛОВО БОЖИЕ, но не исправляется

Знаки душевныя глухоты: 1) Когда христиане слышат слово Божие, и не исправляются. 2) Любовь мира сего, т. е. чести, славы, богатства, роскошей и сластей. Сию глухоту сатана шептанием своим соделовает, дабы люди не могли слышать слово Божие, и так бы погибли (4:69).

Душа, увлеченная мирскими ПОПЕЧЕНИЯМИ, не слышит СЛОВО БОЖИЕ

Когда в храмине различный глас, шум, крик и мятеж бывает, тогда, что ни говорится человеку, не слышит; ибо шум тот препятствует ему и заключает слух его: тако и в душе бывает. Когда ее различный мирских похотей шум и мятеж беспокойствует, тогда она не может слышати слова Божия; ибо мирския ПОХОТИ, которыя «воюют на душу» (1Пет. 2, 11), ее окружающия, не допущают до нее придти Божию слову, и отражают и отгоняют его от нея. Что в таком шуме глас слова Божия успеет? Как глухому музыка: тако таковым шумом объятой душе Божие слово (4:69).

ХРИСТИАНИН, не исполняющий слов Божиих, имеет глухую душу

Вси имеют уши у себе; но не вси имеют уши слышати. Чрез уши бо «слышати», разумеются уши души отверстии. Никакой пользы не делают нам уши телесныя, когда уши душевныя затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его заключены: тако и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее заключен. Телесно глухий не слышит, что ему говорит, приказует и обещает человек, ибо не может слышати: тако душевно глухий, т. е. тот, который слух души своея заключен имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказует и обещает; како бо может слышати без открытаго слуха? У всякаго блудника, и прелюбодея, у всякаго хищника, татя, мздоимца, лихоимца, у всякаго сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякаго беззаконнующаго заключены уши душевныя: и потому душа глуха. Сколько бо таковые слышат слово Божие, но не слушают Бога, и не исправляются. Слышат они, и не слышат; слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И како могут ими слышати, когда их затворенных имеют? Сколько люди слышат Христово слово: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28): но не хотят ко Христу приидти и покой иметь; держатся за мир, как любимое свое сокровище, хотя и беспокойствует и погубляет их. Се есть глухота душевная! «Се стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним, и той со Мною», глаголет Христос Господь (Апок. 3, 20) (4:67).

Душа созидается от душеполезных мыслей христианина (4:7, см. РАЗМЫШЛЕНИЯ, 790).

Память смертная очищает душу (5:58, см. ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ, 649).

Душа с Богом в молитве и славословии беседует (4:15, см. БОГ, 90).

Душа пороки свои должна покаянием и сокрушением сердца стирать (4:160, см. ХРИСТИАНИН, 1101).

Через скорбь и печаль плоти душа болящая исцеляется (4:11, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ, 300).

Душа терпеливая всегда в покое (4:220, см. ТЕРПЕНИЕ, 1039).

Душа очищается от греховной скверны страхом Господним и уготовляется быть местом для духовной мудрости (2:17, см. ПРЕМУДРОСТЬ, 762).

Незнание Бога – тьма для души (4:379, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 98).

Душа подобна разграбленному городу, если помыслы побеждают (3:229, см. ПОМЫСЛЫ, 742).

Ослепленный человек душу свою покоряет тому, что ему должно покоряться (3:136, см. ТВОРЕНИЕ, 1035).

Все беды и болезни души, если не исцелить, становятся вечными

Человек из двух частей состоит, из души и тела. Имеет тело свою беду и неблагополучие: имеет и душа. Тело видимо, и беда его видима, душа невидима, и беда ея невидима. Тело тленно и смертно, и беда его кончится: душа нетленна и бессмертна, и беда ея конца не имеет, но во веки с нею пребывает, когда от той не свободится. Душа, яко разумная, бессмертная и по образу Божию сотворенная, далеко честнейшая есть паче тела: потому и беда ея далеко опаснейшая и лютейшая паче беды телесной. Беда бо телесная с телом умирающим умирает и престает; но душевная беда с бессмертною душею никогда не умирает, когда от той беды зде не избавится (4:331).

Бедствие души – всякое зло

Душевная беда всегда вредна и пагубна есть, всегда лютое и великое есть зло, яко Богу и святой воле Его противное. Душевная беда есть самолюбие, гордость, высокоумие, славолюбие, любоначалие, самомнение, кичение, презрение и уничижение ближняго, тьма и заблуждение в разуме, неведение Бога и истины и правды, неверие и суеверие, гнев, злоба и памятозлобие, сребролюбие и желание богатства, блудная похоть, лицемерие, и лукавство, хитрость и прочее зло. Сие есть бедствие душ наших; сей пагубный яд в сердце нашем кроется, и душу нашу снедает и умерщвляет, и ни к чему иному, как к вечной смерти беднаго человека ведет (4:334).

Сколько душа превосходит тело, столько беды души больше телесных

Тяжко человеку быть в нищете телесной; но далеко тяжчае быть в нищете душевной. Тяжко человеку иметь тело немощное и расслабленное; но далеко тяжчае иметь душу немощную и расслабленную. Тяжко человеку работать телом злому какому мучителю; но далеко тяжчее работать душею греху и грехом диаволу. «Всяк, творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8, 34)... Тяжко человеку сидеть в темнице, и мало что видеть света, и терпеть неволю, скорбь и озлобление; но далеко тяжчае душе быть в темнице адской, и бедствие тое терпеть во веки... Сколько душа дражайшая паче тела, столько и неблагополучие ея лютейшее и горчайшее паче телеснаго. Сего ради более и искать должно избавления от душевнаго неблагополучия, нежели от телеснаго. Телесное бо неблагополучие, коликое бы ни было, и сколь долгое бы ни было, все кончится; но душевное никогда не кончится (4:331) (также, 2:15, см. СЛОВО БОЖИЕ, 902).

Душа бо честнейшая и дражайшая есть, нежели ТЕЛО: потому и БЕДСТВИЕ и окаянство ея, лютейшее и опаснейшее есть, нежели телесное. Тело смертно и тленно и согниет в земле, хотя и здраво будет: душа бессмертна, и во веки неисцельна пребудет, аще ныне не исцелится (4:99).

Душа, прилепившаяся к суете, пребывает во тьме духовной

Таковыи суть, которыи к СУЕТЕ мира сего прилепилися, и в том только поучаются, как бы собрать великое богатство, на честь высокую взойти, прославиться в мире сем, и проч.; а о вечном СПАСЕНИЯ сокровище мало что пекутся, и как последнейшее дело имеют. Удивления, или паче сожаления достойно есть! Видят, что умирающии и от мира сего отходящии все в мире оставляют, и наги от мира исходят, как и вошли в мир; однакож так тщатся богатеть, как бы им вечно в мире жить. И не видно, что язычники, не имеющии упования, в такой суете запутались; а то христиане, позванные к вечному животу и вечным благам, о которых всегда слышат во Евангелии, делают тое. О бедный и окаянный человече! како не познаешь прелесть мира сего, гоняешися за тем, что в мале является, и скоро, как дым, исчезает; оставляеши тое, что истинно есть, и во веки пребывает! Все от нас отходит, кроме единой добродетели, что ни имеем в мире сем; но никогда не отлучится, что в вечности получим (4:9–10).

Душа, отдающаяся любви мира сего, оставляет Христа (2:33, см. ВЕРНОСТЬ, 163).

ДУША нерадивая не слышит слов ко спасению, но слышит все греховное

Телесно глухий ко всякому слову, худому и доброму, заключенный слух имеет; но душевно глухий не тако. Он ко всему худому, к клеветам, к негодным басням, к скверным и соблазнительным песням, к шептам диавольским, к повестям о прихотях плотских и мирских, отверстый слух имеет: напротив того, к слышанию Божия слова, чудных дел Его и похвалы Его, заключенный слух имеет. Как кто скажет ему: вот такой-то человек таким и таким способом довольно имения себе нажил: такой-то воевода или такой-то секретарь сколько тысящ денег собрал, и столько душ крестьян купил: тотчас и сам внутрь себе начинает думать, как бы и ему тое достать. Когда повествуется, что такия-то материи и такия, такия-то кареты и такия, такия-то вина и такия, и прочая прихотям человеческим служащая продаются: тотчас думает, как бы тыя видеть и у себя в доме иметь. А когда проповедуется Божие слово, и глаголется ему: покайся, исправь себе, начни новое христианское житие, бойся Бога и праведнаго суда Его, берегись греха, люби добродетель и тщись творить ее и проч.; то так тому он внимает, как глухий песни. Воистинну великая есть душевная глухота! (4:68).

Душа нерадивая не слышит предостережения о гибели (4:68, см. ПОГИБЕЛЬ, 682).

Нерадение делает душу мертвой (2:27, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Всякий грех в душе, а потом вне через члены совершается (2:10, см. ГРЕХ, 261).

Душа лишается покоя через грех (4:204, см. ПОКОЙ, 733).

Душа грехами, как узами, связана бывает (4:85, см. ГРЕХ, 266).

Душа связана страстями, как в темнице (5:123, см. СТРАСТИ, 991).

Грех есть плен для души (2:118, см. ГРЕХ, 236).

Грех обнажает душу (4:84, см. ГРЕХ, 249).

Прихоти мира сего душу расслабевают (4:120, см. ПОКАЯНИЕ, 712).

Грех первородный глубоко исказил душу человека (3:134, см. ГРЕХ, 229).

Что яд в душе, так мудрование плотское (4:140, см. МУДРОВАНИЕ ПЛОТСКОЕ, 567).

Душевные болезни – СЛЕПОТА, ГЛУХОТА и всякий другой ГРЕХ

Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очесах, и не допущает человека Бога, судеб и чудес Его видети, и своего бедствия и окаянства не познавать? Малая ли болезнь – глухота, что душа не слышит гласа Божия? Сколько душу ударяет глас Божия слова, но она не слышит того. Малая ли немощь – ГНЕВ, который, как лихорадка тело, душу сокрушает? Смотри на человека гневающагося: как весь трясется. Когда тое на теле видится, что уже в душе делается. ЗАВИСТЬ, НЕНАВИСТЬ и ЗЛОБА, как чахотка тело, ДУШУ снедают так, что и тело бледнеет и истаявает от злых тех болезней. Словом, сколько немощей и болезней в душе, столько греховных и вредных страстей. Что у тела уды или члены, тоя у души мысли. Немощно есть и болезнует тело, когда немощствуют и болезнуют члены его. Немощствует душа, когда у нее худые МЫСЛИ суть. Тако уязвил душу САТАНА, ослепил очи ея, и не видит света Божия! Сего ради молится Псаломник: «Открый очи моя, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118, 18). Заткнул уши ея, и не слышит слова Божия, и прочия многоразличныя болезни изнес ей и оставил еле жива бедного человека, на пути мира сего лежащего (5:123).

Душа, пораженная ГРЕХАМИ, слепа, не различает добра от зла

Видишь слепого человека, который не видит пути, не знает куда идет, не видит ничего перед собою, не видит рва, в который имеет пасти. От сего случая обрати рассуждение твое к слепоте душевной, которою пораженный грешник такожде не видит добра и зла, не знает куда идет, не видит своей погибели, в которую имеет пасти. Бедственна телесная слепота, но душевная бедственнейшая. Лучше телеснаго, нежели душевнаго зрения не иметь. Сей случай и рассуждение увещавает нас молитися Христу, дающему слепым прозрение. «Призри, услыши мя, Господи Боже мой; просвети очи мои душевные, да не когда усну в смерть» (Пс. 12, 4) (2:29).

Душа, покрытая ГРЕХАМИ, поражена душевной глухотой и не слышит ничего духовного

Видишь, глухого человека, который, что ни говорится или запрещается, не внимает и не делает тако: понеже не слышит речей, и не разумеет приказания или запрещения. Разумей, что тако имеется грешник, которому САТАНА заткнул уши душевныя, чтобы не слышал глас словес Божиих. Таковый имеет уши, но не имеет ушес «слышати». Слышит телесными, но глух душевными ушами. Глас слова ударяет в слух телесный, но душевного не касается: и так бывает, как глухий, почему и бывает недействительно слово. Что сказует ему Божие слово, тому не внимает; что приказует или запрещает, того не слушает, как глухий. Такому слово, увещание, совет, как глухому музыка, не пользует. Почему и Христос во Евангелии глаголет: «имеяй уши слышати да слышит» (Лк. 8,15). Вси уши имеют, но не все имеют уши «слышати». Откуду бывает, что вси, собравшиися в храме, слышат СЛОВО БОЖИЕ, но не вси пользуются: понеже не вси имеют уши «слышати». Плачевна телесная глухота, но большаго плача достойна душевная. Понеже душа, не слышащая и не слушающая Божияго гласа, подлежит всякому заблуждению и ВЕЧНОЙ ПАГУБЕ. Сие увещавает тебе МОЛИТИСЯ Христу, чтоб отверзл тебе слух душевный, как некогда глухому и гугнивому отверзл слух и язык, и подал уши «слышати» (Мк. 7, 34 и 35) (2:29–30).

Грехи, как раны, уязвляют душу (4:97, см. ГРЕХИ, 256).

Грех есть безобразие для души (2:118, см. ГРЕХ, 242).

Душа, покрытая грехами, мерзка пред Богом (2:29, см. ГРЕХИ, 248).

Грехи есть смрад души (4:98, см. ГРЕХИ, 243).

Душа, ГРЕХАМИ покрытая, издает смрад

Видишь паки человека в ранах, в гное смердяща. Обрати очи твои к душе грешной, которая далеко больший смрад издает, нежели смердящее тело. Что бо на теле гной и раны, тое на душе грехи и беззакония. Слыши, что пророк глаголет: «беззакония моя превзыдоша главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне; воссмердеша и согниша рана моя от лица безумия моего» (Пс. 37, 5 и 6). Смрад телесный несносен нам: смрад душевный несносен Богу. От смрада телесного отвращаемся мы и убегаем: от смрада душевнаго отвращается и отходит Дух Божий, сие паки увещавает ти бегать от греха (2:29).

Страсти, как бесы, мучают душу

Господь бесных исцелял: помолимся и мы Ему, да и наши души беснующиеся исцелит. Лютыя бесы в душе – нечистота, гнев, ярость, злоба, ненависть, зависть и гордыня, и более мучат душу бедную, нежели духи лукавые тело, и не к иному чему, как к вечной смерти ведут. Христос Господь един сих лютых бесов изгнать может. Помолимся и мы убо с хананеею: «Господи, душа моя зле беснуется: помози мне, исцели мя, Господи, и исцелюся» (5:131).

Грех ослепляет душу (2:128, см. ГРЕХ, 254).

Греховные страсти умерщвляют душу (4:140, см. СТРАСТИ, 992) (2:129, см. ГРЕХ, 255).

Души человеческие беззаконием, аки пламенем, поядаются (1:38, см. МАСЛЕНИЦА, 505).

Душа, загрязненная ГРЕХАМИ, не может вместить БЛАГОДАТЬ

Видишь, что стекло замаранное или закопченное не вмещает света естественнаго. Тако имеется человеческая душа, замаранная и очерненная грехами, которая дотоле не вмещает света Божия благодати, доколе во грехах пребывает. ГРЕХИ бо суть как мгла темная, или паче как препона, которая света Божия не допущает до души, и разделяет между Богом и душею, якоже глаголет пророк: «греси ваши разлучают между вами и между Богом, и грех ради ваших отврати лице Свое от вас» (Ис. 59, 2). Стекло, как начнет очищаться, начнет и свет в себе вмещать, и чем более очищается, тем более света вмещает; тако душа человеческая, как обратившися от грехов к Богу, начнет каятися и покаянием и верою во Христа очищать грехи своя, – будет и благодатию Божиею просвещатися, и чем усерднее кается, тем более просвещается. Сие увещавает нас обратитися к Богу и каятися, когда хощем милость Его получить (2:46–47).

Душа без благодати обнажена (2:100, см. БЛАГОДАТЬ, 35).

Душа без слова Божия и благодати, как иссохшая земля (2:27, см. СЛОВО БОЖИЕ, 901).

Душа, лишенная благодати Христовой, окружается мраком (2:23, см. БЛАГОДАТЬ, 35).

Душа дотоль живет, доколь Бог благодатью Своей в ней пребывает (2:234, см. ПОКАЯНИЕ, 727).

Что язва телу, то душе соблазн (4:161, см. СОБЛАЗН, 1907) (4:162, см. СОБЛАЗН, 952) (4:163–164, см. СОБЛАЗН, 952).

Душа как пожаром поедается и язвой заражается роскошью (4:119, см. РОСКОШЬ, 802).

Пьянство погубляет и тело и душу (1:50, см. ПЬЯНСТВО, 781).

Пьянство, если переходит в страсть, то порабощает душу и приводит к гибели ее (1:51, см. ПЬЯНСТВО, 781).

Бессовестие – знамение есть души, сатаной обладаемой (1:243, см. БЕССОВЕСТНОСТЬ, 14).

Душа, недугующая грехами, не может видеть Бога

Больным глазом невозможно на солнце смотреть и видеть его: тако душе, болящей ЛУКАВСТВОМ, ТЩЕСЛАВИЕМ, ГОРДОСТЬЮ, САМОМНЕНИЕМ, САМОЛЮБИЕМ, любовию мира сего, невозможно видеть вечное Божество: БОГ видится простым и здравым оком душевным. Бога, без Самого Бога, ПОЗНАТЬ и видеть невозможно. А открывает Он Себя простым и незлобным младенцам. «Утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцам» (Мф. 11, 25). Да будем убо, христианине, простии и чистии сердцем, яко да Бога узрим (4:12).

Душа, умершая грехом, извергается из ЦЕРКВИ

Душа, умершая грехом, износится, или паче извергается от сообщения святых, из дому и града живаго Бога, то есть церкви святой, «яже есть дом Бога живаго» (1Тим. 3, 15). Ибо и сия непотребна быть вменяется между живыми, которые верою и любовию живут и работают Богу. Якоже бо телу жизнь есть душа, тако душе жизнь есть БЛАГОДАТЬ Божия. И как тела живот познается от действий телесных, например, движения, глаголания и проч: тако душевный живот примечается от действий духовных, то есть, истинного ПОКАЯНИЯ, МОЛИТВЫ, ЛЮБВЕ и СТРАХА БОЖИЯ. Испытай убо, христианине, от сего случая душу твою, не мертва ли она (2:101).

Душа попадает в плен ДИАВОЛА через ПОХОТИ

Слышишь, что попавшись в плен неприятелю злому, такой-то человек чего не страждет в бедствии том? Облагается железом, понуждается по воле пленившаго жить, делать, что мучителю угодно, терпит насмеяние, поругание, раны, словом, житие горькое и не лучшее самой смерти проводит. От сего пленения чувственного обрати ум твой к пленению невидимому. Коль горькое пленение страждет грешная душа, которую пленил князь мира сего диавол! Связав ее ужем похотей мира сего, совершает над нею злую волю свою, насмевается, ругается ей, по ранах раны налагает ей. От беды в беду, от беззакония в беззаконие влечет ее. Горько пленение телесное, но горчайшее душевное. Телом бо плененный хотя и работает мучителю, но духом СВОБОДЕН есть, – ДУХА бо никто пленить и связать не может: к томуж смертию от того бедствия свободится: душею же плененный, хотя телом и СВОБОДЕН может быть, беднейший всякаго невольника: ибо во веки связан будет, когда благодатию Христовою не избавится. И тем сие беднейшее пленение, что грешник не видит его: думает о себе, что он СВОБОДЕН, что никому не работает, но самою вещию беднейший того, который окованное имеет тело... Отвеща им Иисус: «аминь, аминь глаголю вам: яко всяк творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8, 33 и 34). Сие рассуждение подает тебе, возлюбленне, причину осмотреться: не работаешь ли ты мерзкому сему тирану в похотех его, си есть, в СРЕБРОЛЮБИИ, ЛИХОИМАНИИ, сластолюбии, нечистоте, ГОРДОСТИ, ЗЛОБЕ и прочиих сим подобных. Аще усмотришь чем плененное СЕРДЦЕ твое, воздыхай ко Христу Сыну Божию, Который един от сего плена избавляет и СВОБОДУ дарует (2:30).

Злоба и гнев открывают вход в душу диаволу (5:229, см. ЗЛОБА, 393).

Диавол хочет человека погубить и душу его во ад низринуть (5:66, см. БОГ, 77).

Враг стремится отнять спасение у души (3:229, см. ВРАГ, 196).

В брани враг стремится пленить душу христианина (4:50, см. ВРАГ, 197).

Диавол всячески вредит благочестивой душе (3:313, см. ВРАГ, 199).

Прелести мира и козни диавольские совращают душу с пути благочестия (2:8, см. СЛОВО БОЖИЕ, 900).

Душа беснуется ГРЕХОМ. Просить исцеления у Господа

«Души наши зле беснуются». Велик и лют бес есть грех. Лют бес есть гордость, лют бес есть гнев и злоба, лют бес есть сребролюбие, лют бес есть зависть, лют бес есть нечистота, лют бес есть жестокость и немилосердие, лют бес есть ненависть, и прочая. Сии беси не телеса, но души наша мучат. Да последуем убо жене Хананейской, и да взываем неотступно ко Иисусу: «помилуй мя Господи, сыне Давидов»; и хотя медлит подать нам прошение наше, однакож не престанем толкать в двери милосердия Его, глаголя: «Господи, помози мне» (Мф. 15, 21–28) (4:249).

Душе, чтобы избавиться от тьмы и слепоты, следует приступить ко Христу и следовать за Ним

Чтобы от таковой слепоты и тьмы человеку освободиться, и светом Христовым просветиться, надобно ко Христу, Свету истинному, приступить, и со слезами просить Его: «помилуй ны, сыне Давидов» (Мф. 20, 30), и смотреть всегда на ПРИМЕР святаго жития Его, тогда Свет истинный, Христос, просветит таковаго человека. Ибо, когда имеешь пред собою свет, и смотрим на него, просвещаемся: тако, когда душа приступает ко Христу: и взирает на образ пресвятаго жития Его, и тому последует, Светом Его просвещается. Чим ближе мы к свету, тем более просвещаемся, Свет есть ХРИСТОС: чим убо кто ближе к сему Свету приходит, тем более просвещается, и уже в тьме не будет ходить. «Аз есмь Свет миру: ходяй по Мне, не имать ходити в тьме, но имать свет животный» (Ин. 8, 12). Аще убо ходящий по Христу не имать ходити во тьме: неотменно во тьме ходит, кто от сего Света удаляется (4:10).

Душа в силу соединения со Христом очищается от греха (3:19, см. ВЕРА, 132).

Христос исцеляет душу от грехов (4:98, см. ХРИСТОС, 1141).

Христос оживляет мертвую душу (2:27, см. НЕРАДЕНИЕ, 611).

Нужно признать болезнь греховную и просить Христа об исцелении (5:120, см. ГРЕХ, 272).

Человек, отстающий от прихотей мира сего, познает души расслабление (4:120, см. ПОКАЯНИЕ, 712).

Человек должен познавать язвы души своей (4:137, см. САМОПОЗНАНИЕ, 819).

Для исцеления души необходимо сознание своей немощи и необходимость помощи Божией (2:41, см. НЕМОЩЬ, 602).

Из всех наук самая главная – познание своей души (3:206, см. ЧТЕНИЕ, 1175).

Душа заблуждается, если не познает, что творится внутри ее (2:6, см. ХРИСТИАНИН, 1115).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle