Источник

LV. О вероотступничестве и разделениях

Всякий, желающий себе вечного спасения, должен быть членом Православной Церкви, в которой находятся все благодатные средства к нашему освящению и оправданию. В таинственном составе Церкви верховный Глава её, Господь наш Иисус Христос всех верующих соединяет во единое и неразрывное тело, одушевляемое Духом Святым и связуемое неизменным исповеданием веры. Посему Церковь есть единая и святая, как мы исповедуем это в Символе веры. Кроме неё, нет других истинных церквей, и если существуют некоторые особые общества, именующие себя церквами, но стоящие отдельно, без всякой связи с единой Православной Церковью, то эти общества ложно себя называют церквами; в них нет благодати и спасения. Таковы все отделявшиеся от Православной Церкви общества латинян и лютеран и других западных иноверцев, – таковы в нашем отечестве различные секты духоборцев, молокан, толстовцев, баптистов, пашковцев, штундистов и т.п. «евангелистов», а также и раскольнические толки. Все эти общества, самочинно отделясь от единой Православной Церкви, сами себе пресекают благодатный источник живой благодати, истекающий из общения с Церковью, и, уподобляясь ветвям, отсечённым от дерева, лишены благодати спасения. Но кроме явных отщепенцев от общения с единой Православной Церковью, существует много таких христиан, которые хотя, по-видимому, принадлежат к обществу церковному, участвуют в богослужениях Православной Церкви, приобщаются в ней святых Тайн, но по превратным и суемудренным заблуждениям своим в вере, или даже по совершенному неверию, – не только не состоят в истинном союзе с Церковью, но явно враждуют против установлений церковных и только ради временных выгод, или из страха наказания, лицемерно поддерживают союз свой с Православной Церковью. Сюда принадлежат все, составляющие тайные общества, каковы: хлысты, скопцы и тому подобные сектанты, к сожалению, не исчезающие с лица Земли Русской. Что должно сказать об этих притворно именующих себя Православными но втайне содержащих превратное учение? – Они так же, как и явные отщепенцы от Православия, чужды спасения, потому что невидимым судом Божиим отсекаются от тела Церкви. Как всякая болезнь тем гибельнее, чем она сокровеннее, так и всякое тайное заблуждение или неверие опаснее явного и подлежит большему осуждению. Лицемерно показывающие себя членами Церкви Православной, участвующие в таинствах её, а в то же время сокровенно враждующие против богоустроенного в ней порядка, вполне уподобляются Иуде, который не отлучаясь от лика апостольского, был врагом своего учителя и Господа. Людей можно обмануть своим притворством, а Бог видит все тайные помышления наши и блюдёт Православную Церковь от великого зла, заключающегося в тайном присутствии в её среде членов гнилых, заражённых суемудрием изъяснения догматов веры. Истинно православный член Церкви только тот, кто ни на йоту не отступает от богопреданного учения веры, помня слова апостола Павла: «Если кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:9). Подвергнуться анафеме – значит быть отсечённым, отлучённым от Церкви, и этому отлучению подвергались по суду церковному все еретики, извращавшие догматы веры. Суд Церкви есть поистине суд Божий, и Сам Бог нередко являл над еретиками чудодейственные знамения грозного Суда Своего, подтверждая таким образом непреложность суда церковного.

Библейские изречения о вероотступничестве и разделениях

а) О вероотступничестве

Вероотступничество есть уклонение с пути праведного, потому долг каждого пастыря вразумлять вероотступников: Иез.3:19–20; Мал.2:8; 1Кор.10:11. Вероотступничество есть уклонение от Евангелия: 2Кор.11:3; Гал.3:1. Слово Божие предостерегает всех от вероотступничества: 1Кор.10:12; Евр.12:15; 2Пет.3:17. Отступивших же от веры в Господа слово Божие увещевает обратиться на путь истины: Ис.31:6; Зах.1:3; Откр.2:5. Гибельные последствия вероотступничества: Евр.6:4–6; 2Пет.2:20–22. Наказание за вероотступничество: Иер.2:19:8:5–7:15:6; Ос.7:13. Но и обещается прощение пожелавшим обратиться к вере в Господа и раскаяться: Иер.3:12:36:3.

б) О разделениях и расколах

Разделения и расколы запрещены Словом Божиим: 1Кор.1:10:12:26. Они противны желанию и намерению Господа: Ин.10:16:17:21–22; 1Кор.12:12–14. Разделение и раскол противны и духу первоначальной Церкви: Деян.4:32. Расколы суть следствие и признак плотского настроения: 1Кор.3:3–4. Следует убегать от тех, которые производят разделения: Рим.16:17; 1Тим.6:5. Ибо великая опасность христианину грозит от разделения: Мф.12:25; Гал.5:15.

Библейские изречения о неверии, духовном ослеплении и упорстве

а) Религиозное неверие

Неверие происходит от нечистого сердца и от ожесточения сердец: Евр.3:12; Мк.6:14, и ещё вследствие искания человеческой славы: Ин.5:44, затем вследствие совращения от истины: Ин.8:44–46. Неверие отрицает пользу молитвы и богослужений: Мал.3:14–16; Иов.21:14–15. Неверие отвергает очевидность чудес: Чис.14:11; Пс.77:32:37. Оно служит препятствием к совершению чудес: Мф.13:58:17:20:6:5–6. Безрассудство неверия в отрицании чудес: Ин.9:18:12:9–10; Мф.12:24. Неверующие если не послушаются Моисея и пророков, то не поверят и самому разительному чуду: Лк.16:31.

б) Кто может быть назван верующим

«Не тот верующий, кто верит всему, но кто верует Богу, тот только и есть и называется таким. Оставь исследование и прими веру. Вера просвещает всё, вера освящает всё, вера делает человека достойным Духа Святого. «Стефан же, говорится в Писании, был исполнен веры и силы» (Деян.6:8). Если бы прежде не воссияла вера, то не последовала бы и сила в этом святом муже. Где вера, там и сила, где неверие, там немощь. Вера – начало благ. Приими же это оружие спасения» (из бесед Иоанна Златоуста).

в) Духовное ослепление

Ослепление духовное помрачает разум и рассудок: 1Кор.2:14; Еф.4:18; 2Кор.4:3–4; 2Пет.3:14. Ослепление духовное – произвольное противление очевидным чудесам: Мк.3:5–6; Ин.9:18:33–34; Ин.12:9–10; Деян.4:16. Слово Божие предостерегает от ослепления духовного: Мф.6:23; Лк.11:35; Еф.5:8, и обещает избавление от духовного ослепления: 2Пет.3:15–16.

г) Упорство духовное

Упорство духовное происходит от неверия и гордости: 4Цар.17:14; Ос.7:10. Оно обнаруживается в отказе слушать посланных от Бога: Иез.3:7; Зах.7:12. Оно предпочитает здравому учению – учение ложное: 1Тим.4:1; 2Тим.4:3–4. Свидетельства Слова Божия о страшном наказании за упорство: Мф.23:37–39; Лев.26:18–19; Прем.29:1.

Краткое объяснение мест Священного Писания, относящихся к вероотступничеству, разделениям и духовному ослеплению

О вероотступничестве

Евр.6:4–6. «Ибо невозможно – однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».

Объясн. Под «отпадшими» здесь разумеются не люди порочные, ведущие греховную жизнь, но люди, отпадшие от истинной Православной веры и отрицающие основные христианские догматы (о Боге, о крещении, о бессмертии и вечном суде). Апостол говорит не о тех, которые не отстали от Христа и в то же время как бы не имеют сил следовать за Ним, но о тех, которые восстали против Него, как бы возгордившись против Него злобой. Возможно отречение от Христа по страху, какое было допущено апостолом Петром (Мф.26:69–73). Не о таком отречении говорит здесь апостол, а о таком, которое соединяется с попиранием Сына Божия, с презрением к заветной Крови и с оскорблением Духа благодати: Евр.10:29. О таких только вероотступниках сказано, что их невозможно обновлять покаянием: 2Пет.2:20–22; Ос.7:13.

Ос.9:15. «Всё зло их в Галгале; там Я возненавидел их за злые дела их; изгоню их из дома Моего, не буду больше любить их; все князья их – отступники».

Объясн. Здесь обличается упорное вероотступничество Иудеев: ср. Иер.8:5, которое есть уклонение от пути праведности, поэтому долг каждого пастыря вразумлять вероотступников: Иез.3:19–20; Мф.2:8. Слово Божие всех предостерегает от вероотступничества: 1Кор.10:12; Евр.3:2; 2Пет.3:17. Отступивших же от веры в Господа, Слово Божие увещевает обратиться на путь истины: Ис.31:6; Зах.1:3; Откр.2:5. Гибельные последствия вероотступничества таковы: Евр.6:4–6; 2Пет.2:20–23. Необходимо помнить вероотступникам и предречённое наказание за грех этот: Иер.2:19:8:5–7:15:6; Ос.7:13. Но обещается и прощение пожелавшим обратиться к вере в Господа и раскаяться: Иер.3:12:36:3.

Об отпадших и отступниках

Лк.8:13–14. «А упадшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упадшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода».

Объясн. Почву каменистую и терния на ниве Христовой подготавливают отпадшие от истинного вероучения: Евр.6:6–8; Мф.13:27–28; и неудивительно, ибо Сам Господь сказал, что дерево доброе приносит плоды добрые, а худое – худые: Мф.7:17.

Евр.12:25–26. «Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушавши глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: «ещё раз поколеблю не только землю, но и небо» (Агг.2:7).

Объясн. Если тогдашние, ветхозаветные евреи за то, что не пожелали слушать Бога: Исх.20:18, а вместе и за своё дальнейшее непослушание, за маловерие, ропот и отчаяние не избегли гибели (ведь почти все они погибли в пустыне), то тем более не избегнем мы, если отвратимся от Иисуса Христа, глаголющего с неба. Отвращается же от Него тот, кто не верует Его обетованиям: 2Пет.3:13, не слушает ни Его, ни посланных Им проповедников Евангелия: Лк.10:16, и не почитает за святыню Кровь завета: Евр.10:29:6:4–6.

Откр.3:7–8. «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобой дверь, и никто не может затворить её; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Моё, и не отрёкся имени Моего».

Объясн. Отпадшие от Православной Церкви никакого основания не имеют утверждать, что они приняли своё учение от Филадельфийской церкви и что будто они от последней получили Слово Божие. Сектантство в России возникло недавно и во всяком случае много позднее возникновения самого Православия в России. Всё Священное Писание получается от всей Православной Церкви, ведущей своё начало от апостолов, которым сказано: «Идите, научите все народы»: Мф.28:19–20.

3Цар.19:14. «Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её».

Объясн. Эти слова свидетельствуют о том, что пророк, обличая нечестие народа и желая сильнее повлиять на отступивших, чтобы скорее достигнуть их обращения на правый путь, при отступничестве многих, или большей части верующих, укорял всех: ср. Пс.13:3. Под словом «все» нередко разумеются только многие, читай: 3Цар.19:18; Флп.2:21; ср. Флп.1:15. Если и в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Втор.17:8–12; Агг.2:11, то новозаветным пастырям, в лице апостолов и их преемников, прямо сказано, что Господь с ними во все дни до скончания века: Мф.28:20.

Пс.2:10. «Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!».

Объясн. Здесь говорится о нравственном состоянии Иудеев и язычников, ср.: Рим.10:18. – «Ты называешься Иудеем»: Рим.2:17, «как Иудеи, так и Еллины, все под грехом»: Рим.3:9. Между православными христианами если и есть худые люди, то это не причина для того, чтобы отделяться от веры Православной: 2Тим.2:20; Рим.11:17–18; 1Кор.4:5.

Притч.9:4–5. «Кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мной растворённое».

Объясн. Чтобы правильно понять это место, нужно обратить внимание на связь этих слов с предшествующими стихами этой же главы. Из этой связи открывается, что под Премудростью, построившей себе дом, разумеется Второе Лицо Святой Троицы Иисус Христос: 1Кор.1:23–24, под домом – Церковь: 1Тим.3:15, под трапезой – таинство святого Причащения и вообще все блага Христовой Церкви: Лк.22:30, под слугами – распространители учения Христова: Мф.10:16. Неразумные и скудоумные, это люди, не просвещённые верой и не вкусившие благодати Христовой.

О разделениях

Лк.12:51–53. «Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трёх; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей».

Объясн. Христос Спаситель Пришествием Своим на землю принёс людям мир: Лк.2:14; Евр.12:14; Ин.14:27; Рим.14:19; разделение же происходит не по желанию Христа: Ин.17:21, но по злой воле людей; от него апостол предостерегает: Рим.16:17; 1Кор.3:3–4.

Ин.11:51–53. «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрёт за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать во едино. С этого дня положили убить Его».

Объясн. Вот урок и обличение всем не созидателям, а раздирателям Тела Христова – Церкви: 1Кор.3:3–4:12–14:25, вопреки ясному учению о единстве её: Ин.17:21; Еф.1:22–23:4:5. От производящих разделения предостерегают нас апостолы: Рим.16:17; 1Тим.6:5; Лк.11:17.

Иак.4:4. «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу».

Объясн. Опять должно сказать, что целью пришествия Христова было подание людям мира: Лк.2:4; Ин.14:27. Господь молил Отца Своего, чтобы последователи взяты были не из мира, но чтобы сохранились от зла: Ин.17:15, а апостол Павел советует, если возможно, быть со всеми в мире: Рим.12:18; Евр.12:14; разделение же происходит не по желанию Христа, но потому, что есть много людей, производящих разделение и соблазн: Рим.16:17.

1Ин.2:15–16. «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего)».

Объясн. Опять должно сказать, что целью пришествия Христа было подание людям мира: Лк.2:14; Ин.14:27; Рим.12:18; Евр.12:14. Разделение же происходит не по желанию Христа, но потому, что есть много людей, производящих разделение и соблазн: Рим.16:17; под враждой к миру (Иак.4:4) должно разуметь борьбу с похотью, злом и дьяволом, которые действуют в мире: Еф.6:12.

Рим.3:10–12:18. «Как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:1–3).

«Нет страха Божия пред глазами их» (Пс.35:2).

Объясн. Здесь говорится о нравственном состоянии иудеев и язычников: Рим.2:17:3:9. Между православными если и есть худые люди, то это не причина для того, чтобы отделяться от веры Православной: 2Тим.2:20; 1Кор.4:5.

Рим.15:5. «Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христа Иисуса».

Объясн. Апостол, призывая на христиан благодать Бога Утешителя, желает им единомыслия, в котором при этом указывает и лучшее средство прославлять Бога, а о разделениях в вере тот же апостол говорит: 1Кор.3:3–4; Рим.16:17; 1Кор.12:12–13.

1Кор.1:10–11:13. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?».

Объясн. Из этих слов видно, что разделения и расколы в вере противны Божью домостроительству для нашего спасения: 1Кор.12:26; они противны желанию и намерению Господа: Ин.10:16:17:21; 1Кор.12:12–14. Расколы суть следствие и признак плотского настроения: 1Кор.3:3–4. Следует убегать от тех, которые производят разделение: Рим.16:17; 1Тим.6:5.

2Тим.4:3. «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху».

Объясн. Здесь апостол предсказывает наступление такого времени, когда избрание учителей будет самочинным и избираемые будут руководиться не указаниями высших апостолов или епископов, а только личными прихотями избирающих, причём последние, от истины слух отвративши, будут обходиться, при поставлении учителей, без преемственного от апостолов правильного их посвящения и рукоположения. Таково, именно, бывает избрание на должность наставников в общинах расколо-сектантства, отделившихся от Православной Церкви. Но по слову апостола, хотя и подвизается кто незаконно, не увенчивается: 2Тим.2:5, потому что разделение происходит вопреки Слову Божию: Ин.17:21; 1Кор.3:3–4; Рим.16:17; 1Кор.1:10.

Тит.3:3. «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга».

Объясн. Апостол изображает здесь состояние людей до обращения к христианству и разумеет преимущественно язычников. Что эти слова не дают повода к разделению, можно видеть из слов того же апостола, когда он повелевает не сообщаться ни вообще с блудниками мира сего... с тем, кто, называясь братом (близким мне), остаётся блудником: 1Кор.5:10–11. Но можно ли уличать в тяжких грехах целое общество православных христиан, например, русских, которые давно (1000 лет) оставили язычество. Не лучше ли взглянуть в Слово Божие, запрещающее раскол и разделение: 1Кор.1:10:12:25; Ин.17:21; Рим.16:17.

Притч.1:15–16. «Сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови».

Объясн. Здесь говорится о нравственном состоянии иудеев и язычников: Ис.59:7–8. Между православными если и есть худые люди, то это ещё не причина для того, чтобы отделяться от веры Православной. И при апостолах в Церкви были грешники: Деян.6:1; 1Кор.11:20–22:28–34; Лк.5:31–32, ибо в большом доме есть разные сосуды: 2Тим.2:20, но хвалиться превосходством никому не полезно: Рим.11:17–18; 1Кор.4:5. Только грешников, безнадёжных для покаяния, сознательно, по свободному решению воли, противящихся действию благодати Святого Духа в Церкви, хулящих Духа Святого, Церковь должна извергать: 1Кор.5:13; Мф.12:31.

О самообольщении

Лк.18:7–8. «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий пришед найдёт ли веру на земле?».

Объясн. Пока мы в мире сем, не можем сказать о себе лично, что уже окончательно избраны Богом: Лк.18:9; 1Кор.10:12; от такого самообольщения предостерегаются даже и те, которые привились уже к благости Божией: Рим.11:17–22. Вопиющими день и ночь здесь главным образом разумеются святые мученики за веру Православную: ср. Откр.6:10.

О духовном ослеплении

Ин.12:40. «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их» (Ис.6:10).

Объясн. Это говорится о не уверовавших в Мессию Иудеях, ожесточение и ослепление которых так велико и сильно, что даже нет надежды на скорое обращение их. Впрочем, апостол Павел говорит, что ожесточение Израилю попущено до времени: Рим.11:25–26, но вот об уверовавших и отпадших тот же апостол говорит строже: Евр.6:4–6:10:29.

Об ожесточении

Ин.16:8–11. «И Он пришед обличит мир о грехе, и о правде, и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осуждён».

Объясн. При обличении мира Духом Святым возможны два выхода: обращение обличаемых к вере во Христа через покаяние: Деян.3:19, или совершенное ожесточение: Евр.6:4–6. Первые могут спастись, последние подлежат осуждению. Такому осуждению подлежит главный виновник, князь мира – дьявол: Ин.8:44:12:31, а затем и все творящие волю дьявола чрез непокорность заповедям Господним: 1Ин.3:8; 2Пет.2:1–3.

Об «озарении свыше»

Лк.24:45. «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний».

Объясн. Господь и раньше говорил апостолам о предстоящих Ему страданиях, но они не понимали Его: Лк.18:31–34; теперь же, по воскресении, Господь отверз ум к уразумению, кроме того, это непосредственное озарение сопровождалось, без сомнения, и непосредственным наставлением в уразумении Писаний: Деян.1:3, а потому на основании этого стиха нельзя хвалиться всякому дарованием озарения свыше, дабы не было сказано: 1Кор.8:2:10:12; нельзя забывать и другие места Писания о книжной мудрости: Сир.3:24:38:24–25.

«Избранные»

1Пет.1:2. «По предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится».

Объясн. Древле Бог избрал народ еврейский, который назывался народом избранным. Отвергнув (в массе) народ этот, как не признавший своего Мессию, из всех народов мира Бог избрал верующих во Христа, как особый народ или род – христианский: 1Пет.2:9; в этом-то смысле христиане называются избранными, тем не менее эти избранники должны держаться своего исповедания и не отпадать от него: Евр.10:23–29.

Предостережение к покидающим святую Православную веру

Евр.13:8. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же».

Объясн. Приглашая подражать в вере наставникам своим, апостол одушевляет христиан указанием на неизменяемость и вечность Иисуса Христа. Если Он Тот же, что и прежде был, когда одушевлял апостолов на подвиги, то Он и их одушевит. С другой стороны, из этого же следует, что и переменять учение не должно. Посему апостол и прибавил: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь»: ст.9; ср. 2Тим.4:3–4.

Основные места Священного Писания, относящиеся к вероотступникам и т.п.

Иер.15:6. «Ты оставил Меня, говорит Господь, отступил назад; поэтому Я простру на тебя руку Мою и погублю тебя; Я устал миловать».

Иез.3:19. Но если ты вразумлял беззаконника, а он не обратился от беззакония своего и от беззаконного пути своего: то он умрёт в беззаконии своём, а ты спас душу твою».

Ос.7:13. Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня.

Мал.2:8. Но вы уклонились от пути сего, для многих послужили соблазном в законе, разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф.

1Кор.10:11–12. Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Гал.3:1. О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?

2Пет.2:20–22. Если избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи.

Откр.2:5. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle