Источник

LIV. Сущность сектантства

(По учению слова Божия)

Люди отпадают от истинной веры и общения с Церковью Христовой, т.е. становятся сектантами, раскольниками и еретиками, по различным побуждениям и причинам извращая и искажая истинный смысл Божественного Откровения.

Неблагоразумная ревность как причина сектантства. Так, – одни оставили Святую Церковь Христову, в которой они были возрождены Духом Святым и освящены божественной благодатью, несомненно, по ревности о своём спасении, но их ревность не была управляема благоразумием и пониманием духа Христова учения. О таковых именно вожаках сектантства писал святой апостол Павел римским христианам: «Свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим.10:2–3). В наше время сказанное апостолом можно отнести, например, к скопцам. Оскопляя себя ужасным членовредительством, они едва ли чем иным руководствуются, кроме слепой и неразумной ревности о своём спасении и целомудренной жизни. Люди жалкие, достойные сострадания и скорби! Если они способны на такую жертву, как самооскопление, то, может быть, некоторые из них были бы способны и на великие подвиги христианские, если бы обладали благоразумием и пониманием духа Христова учения!..

Гордость и высокомерие сектантских лжеучителей. Таковы те вожаки сектантства, которые отпали от веры и единения с Церковью Христовой по своей гордости, высокомерию, тщеславию, чрезмерному самомнению, честолюбию, а нередко и ради корысти, по любостяжанию. «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, – пишет апостол Павел ученику своему Тимофею (1Тим.6:3–5), – тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка. Удаляйся от таких». По гордости же, высокомерию и заносчивости многие уклонялись и уклоняются от истинного пути ко спасению, думая, что они знают и понимают учение Божественного Откровения лучше и вернее, чем изъяснившие его мужи апостольские, отцы и учители Церкви Христовой. От такого высокомерия и самомнения апостолы часто предостерегали своих христианских слушателей и читателей. «Кто думает, что он стоит, – пишет апостол Павел коринфским христианам (1Кор.10:12), – берегись, чтобы не упасть». И римлян он увещевает от заносчивости и самомнения: «По данной мне благодати, – пишет он (Рим.12:3), – всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил». «Кто думает, что он знает что-нибудь, – наставляет святой апостол и коринфян (1Кор.8:2), – тот ничего ещё не знает так, как должно знать» («Вера и Раз.»).

Библейские указания на сущность сектантства

Для внутренней жизни Церкви Христовой мир не всегда обеспечен: 2Пет.2:1–2; 1Кор.11:19.

По ясному указанию Слова Божия в «последние времена», или в «последние дни», некоторые «отступят от веры», «отделят себя от единства веры», «выйдут от нас, христиан», и «перейдут к иному благовествованию», иначе сказать, появятся антихристы, т.е. противники Христу: 1Тим.4:1; 1Ин.2:18–19; Деян.20:30; Гал.1:6.

Отступники здравого учения принимать не будут: 2Тим.4:3; 2Кор.4:3–4; Пс.49:16–17. И не станут почитать за святыню «Кровь завета»: Евр.10:29.

Отступники сами пожелают быть законоучителями, хотя они и «невежды», ничего «не разумеющие»: 1Тим.1:7; Рим.12:3; 2Пет.3:16; 2Тим.3:7–8; 1Кор.8:2; Сир.38:25.

Принявшись учить себя и других, они «превращают Писания», «превращают благовествование Христово», «повреждают Слово Божие», вообще «говорят превратно и пустословят»: 2Пет.3:16; Гал.1:7; 2Кор.2:17; 1Тим.1:6; Рим.10:3; 1Тим.1:7. Действуя «льстивыми словами, обольщая ласкательством и хитрым искусством», отступники производят «разделения и соблазны»: 2Пет.2:3; Рим.16:17; Еф.4:14; 2Тим.4:3.

Будучи на самом деле «дерзки, своевольны и не страшась злословить высших», будучи «ругателями и лютыми волками», отступники ходят в «овечьей одежде», принимают «вид апостолов Христовых», вид благочестия: 2Пет.2:10; Иуд.1:19; Деян.20:29; 2Тим.3:5; настоящее имя таким людям – «еретики»: Тит.3:10; 2Пет.2:1. «Но они немного успеют» и конец их по делам – «не дремлющая погибель»: 2Тим.3:8; 2Пет.2:3; 2Кор.11:15.

Кто дал право проповедовать сектантским лжеучителям? Люди благочестивые, верные члены Христовой Церкви, смущаются дерзостью и кощунственным поведением сектантских лжеучителей. Взирая на них, они невольно припоминают слова апостола Павла: «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28–29). «Никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр.5:4). «Как проповедовать, если не будут посланы?» (Рим.10:15). Каким же образом могут проповедовать сектантские лжеучители? Кто им дал на это право? А ведь они, простые миряне, ставят себя выше не только учёных христианских богословов, но и богоглаголивых отцов и учителей Церкви.

Краткое объяснение мест Священного Писания, приводимых сектантами в оправдание своего лжеучения

Мф.6:22–23. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет светло; если же око твоё будет худо, то всё тело твоё будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?».

Объясн. Здесь разумеется око духовное, могущее светить тогда, когда оно пребывает в Боге: Ин.15:4, и творить мир, а не религиозное разделение: Мф.5:8; Рим.16:17; Ис.6:10.

Лк.12:32. «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство».

Объясн. Малым стадом названо небольшое общество ближайших учеников (апостолов) Господа, в противоположность великому множеству народа: Лк.12:1; могут составлять «малое стадо» и люди, отделившиеся от единства веры: Иуд.1:19, но этому стаду Писание не Царство обещает, а погибель: 2Пет.2:1–3.

Лк.21:14–15. «Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам».

Объясн. Эти слова сказаны истинным последователям Христа и Его учения: Ин.15:4–5, пребывающим в Церкви: Мф.16:18, а не тем, кто «учит иному»: 1Тим.6:3–4; к последним более всего подходящи слова апостола: 2Тим.3:7; 1Кор.8:2.

Деян.5:38–39. «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их: ибо, если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками».

Объясн. Христос сказал апостолам: «кто не против вас, тот за вас»: Мк.9:40, и, руководясь этим, Гамалиила, советующего «отстать от людей сих» (апостолов), можно прямо считать защитником апостолов, но никак не защитником тех людей, которые будут говорить превратно: Деян.20:30, или тех, которые по своим прихотям избирают себе учителей: 2Тим.4:3.

Деян.17:28. «Ибо мы Им живём, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род».

Объясн. Здесь разумеется зависимость каждого человека от Бога по бытию, но не по вере; ибо в последней могут некоторые люди и заблуждаться: Тит.1:10–11; 2Ин.1:10–11. Но не может ли человек сделать что-нибудь и без Бога? Да, может, например, избрать доброе или злое, так как он свободен: Сир.15:17; Иер.21:8; некоторые люди, прельстившись одним своим умом, избрали себе ложный путь: Лк.18:11; Иуд.1:18–19.

1Пет.3:14–16. «Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением; имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе».

Объясн. Как бы ни были добродетельны люди непокорные Церкви Христовой, за непослушание своё должны называться язычниками же: Мф.18:17, ибо добрые дела могут быть и у последних: Рим.2:14–15; Деян.10:2. К тому же не принимающие здравого учения: 2Тим.4:3, и самовольно стремящиеся быть законоучителями: 1Тим.1:7, называются не гонимыми за веру, а отступниками от веры: 1Тим.4:1; Иуд.1:18–19; а потому если иногда и заграждают уста таким лжеучителям, то они в этом случае терпят не за правду и не за имя Христово, но за производимые ими извращения Писания, за соблазн и своевольное отступничество: 1Пет.2:15; 2Пет.3:16.

1Ин.4:2. «Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога».

Объясн. Апостол говорит здесь не об учениях и ересях, а только о случаях вдохновения в первенствующей церкви, когда тот или другой христианин в собрании вставал для проповеди, возвещая то, что влагал в его уста Дух. Апостол и даёт наставление, чтобы не всякому из таких проповедников давалась вера, но только тому, кто прежде всего исповедует воплощение Христа, потому что тогда было много еретиков: 1Ин.2:18, отрицавших воплощение Христа: 2Ин.1:7, и получавших вдохновения и откровения от духа лжи: Деян.19:13–16.

1Ин.4:7–8. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».

Объясн. Любовь бывает разная, а требуется от нас только истинная: 1Ин.3:18; несомненно, что тот, кто истинно любит, истинно знает Бога, Который есть любовь (ст.8), но удостовериться в истинности любви не легко, потому что любовь так часто переплетена в нашей душе с самолюбием, тщеславием, с самомнением, даже с ненавистью, что делом великой духовной опытности является различие её от этих примесей, от которых она перестаёт быть истинной: Мф.15:8.

Рим.15:13. «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силой Духа Святого, обогатились надеждой».

Объясн. «Бог же надежды» – какой надежды? А такой, при которой христианин в скорби терпелив, в молитве постоянен... благословляет гонителей: Рим.12:12–14; только при таком настроении люди могут исполниться радости и мира в вере: Рим.14:17–18; но если такого настроения в людях нет, и вместо его существуют споры, разногласия, то такие люди называются плотскими: 1Кор.3:3–4, и служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву: Рим.16:18.

Рим.15:33. «Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь».

Объясн. Бог мира есть Христос Господь, который сказал ученикам Своим: мир оставляю вам, мир Мой даю вам: Ин.14:27; а раньше, когда Господь посылал учеников Своих на проповедь, то говорил: «идите! Я посылаю вас как агнцев среди волков... В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему, и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш»: Лк.10:3–6. Отсюда такой вывод: Бог мира может быть только с теми, кто принимает и слушает посланников Божиих и их преемников: Лк.10:16.

1Кор.2:15. «Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может».

Объясн. В Евангелии духовными называются те, которые помышляют о духовном и живут по духу, т.е. помышляют и делают только то, что спасительно для души: Рим.8:4–5. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение... кротость, воздержание: Гал.5:22–23; придерживающиеся своего особого способа толкования Евангелия по духу и отрицающие таинства, обряды и вообще видимую сторону Православной Церкви, называются апостолом не духовными, а плотскими: 1Кор.3:3–4, и не могущими дойти до познания истины: 2Тим.3:7; 1Кор.8:2.

1Кор.3:1–3. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твёрдой пищей, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?».

Объясн. Эти слова относятся не к православным христианам, которые хотя не так сведущи в Писании, как бы следовало, но веруют в Евангелие простосердечно и под руководством Церкви, которая называется утверждением истины: 1Тим.3:15. Плотскими здесь апостол разумеет тех, которые увлекаются всяким ветром учения, по лукавству человеков: Еф.4:14; 2Пет.2:1–3.

1Кор.12:3. «Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесёт анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым».

Объясн. На основании этих одних слов нельзя считать излишним как научение истинам веры: Рим.10:14, так и освящения таинствами: Ин.3:5:6:53. По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40, и ослица могла провещевать: Чис.22:28, но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению. Нельзя по одним этим словам узнать человека истинной веры: призывали имя Господа Иисуса и бесы: Мк.1:23–24, и неверные иудейские заклинатели: Деян.19:13.

2Кор.4:10. «Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем».

Объясн. Апостол этими словами говорит нам, что за проповедь о Христе он подвергается всевозможным страданиям, обрекает себя и на смерть, которая всегда угрожает ему. Почти так же поступали и все святые угодники Православной Церкви Христовой: Евр.11:36–39, но не видим мы сего в других церквах, именующих себя разными «упованиями».

2Кор.13:5. «Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть».

Объясн. Христос обитает только в тех, кто любит Его и соблюдает слова Его: Ин.14:23; Лк.10:16. Нельзя говорить самоуверенно, что в нас Христос или Дух Святой, но нужно испытывать себя, в вере ли мы и таковы ли, какими должны быть: Евр.2:1–3.

Еф.4:17–18. «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их».

Объясн. Под суетою ума апостол полагает то, что язычники изменили славу нетленного Бога: Рим.1:21–23; подобны язычникам и те люди, которые предались суете ума своего и противятся истине: 2Тим.3:7–8; они хотя и говорят, что знают в делах веры всё, но на самом деле ещё ничего не знают, как должно знать: 1Кор.8:2, и к собственной своей погибели превращают Писания: 2Пет.3:16.

О заблуждающихся

Мф.18:12–14. «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдёт ли искать заблудившуюся? и если случится найти её, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Так нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

Объясн. Радуется Сын Человеческий о той заблудшей овце, которая нашлась, но не о тех, которые ещё блуждают. Человеку предложены путь жизни и путь смерти: Иер.21:8, и чего он пожелает, то и дастся ему: Сир.15:17; если заблудший пожелает вернуться на путь истины, то не только он, но и обративший его получает прощение множества грехов: Иак.5:19–20.

Лк.15:7. «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

Объясн. Не ясно ли отсюда, что для спасения нужно быть около пастыря в «стаде» – Церкви Христовой: 1Пет.5:1–2; удаляющиеся от неё считаются пропащими – заблудшимися, и только об найденной, а не блуждающей овце бывает радость на небесах. Заблуждающиеся в вере и не обращающиеся в лоно Церкви таковы: 1Тим.1:7; Тит.1:10–11; Иуд.18–19.

Ин.10:9–10. «Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся, и войдёт, и выйдет, и пажить найдёт. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтобы имели жизнь, и имели с избытком».

Объясн. Под овцами должно разуметь тех, кого Евангелист Иоанн в другом месте называет чадами Божиими: Ин.11:52. Это люди от всякого колена и языка: Откр.5:9, люди, хотящие творить волю Божию: Ин.7:17, Эти люди не послушают ложных пастырей, помня предостережение евангелиста: Мф.24:23–26, и предсказание апостолов: 2Пет.2:1–2; 1Тим.4:1; 2Тим.3:1–2.

Ин.10:29. «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего».

Объясн. Здесь говорится опять о тех верующих во Христа, данных Ему Богом Отцом, которые, как ветви, пребывают на лозе: Ин.15:5; их никто не может похитить из рук Божиих; но заблудшие хотя и мнят о себе, что они служат Богу, на самом же деле, вследствие непризнания за истину всей совокупности учения евангельского, должны считаться неверующими и духовно ослеплёнными: 1Кор.2:14; 2Кор.4:3–4:3:14; Еф.4:18.

Ин.12:36. «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошёл и скрылся от них».

Объясн. Эта образная речь будет понятна, если прочтём Ин.11:9–10. Ходить во свете – значит достигать спасения верой во Христа и всю совокупность Его учения: Ин.20:31; тьма – противоположное истине, ложь – омрачение духовное: Рим.1:21; 1Ин.2:11.

1Пет.5:6–7. «Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время; все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас».

Объясн. Попечение Господа Бога о нас не освобождает нас от обязанности принадлежать к истинной Церкви Христовой, которая есть столп и утверждение истины: 1Тим.3:15, напротив, внушается бодрствование и твёрдость в вере, дабы дьявол – этот отец всякой лжи – не мог поглотить нас в пасть заблуждений, о которых предсказал апостол Павел: 1Тим.4:1; 2Пет.2:1–3.

Иуд.1:24–25. «Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости, единому премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».

Объясн. Это славословие подобно славословию в Послании апостола Павла к Римлян. Рим.14:24–26; в этом месте апостол говорит: «могущему же утвердить вас, по благовествованию моему и проповеди Иисуса Христа», а благовествование апостола было, между прочим, и о том, что «противящийся власти противится Божию установлению»: Рим.13:2. Сам Господь Спаситель говорил Своим апостолам, а в лице их и преемникам их: слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается: Лк.10:16. Отсюда таков вывод, что своевольные люди, отвергающие начальства и злословящие высокие власти: Иуд.1:8, а также и не слушающие тех, кого Господь послал на дело священнослужения: Мф.28:19, не могут рассчитывать на соблюдение их от падения и тем более не могут оказаться непорочными пред нелицеприятным Богом и Судьёй: Евр.10:28–29; Мф.18:16–17.

Рим.6:16. «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?».

Объясн. Смысл этих слов апостола тот же, что сказал и Сам Господь: «Никто не может служить двум господам... Богу и мамоне»: Мф.6:24, или «всякий делающий грех, есть раб греха»: Ин.8:34; но грехи бывают не только плотские, а и духовные, напр. заблуждения: 2Пет.2:1–22, соблазн «малых сих»: Мф.18:6.

1Кор.1:9. «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего».

Объясн. Обещанное Богом непременно исполнится, если мы сами не будем сильно противиться, подобно как Иудеи, быв призываемы, не хотели принять благ. Это зависело уже не от Призывающего, но от их неблагодарности. Подобно Иудеям, и некоторые из именующих себя христианами, но отпадшие от истинного Христова учения, не находятся в общении с Господом: Евр.6:4–6:10:23–29.

Еф.3:16–17. «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верой вселиться Христу в сердца ваши».

Объясн. Внутренним человеком апостол называет нового, возрождённого благодатью человека: 2Кор.4:16, который постоянно борется с внешним, т.е. со грехом, обитающим во плоти: Рим.7:15–18:24. Соединённые со Христом в крещении в одно тело, верующие могут быть Его членами тела, но такими, которые от болезни или повреждения могут сделаться не только отчуждёнными от Христа, но и врагами Его – распинателями: Евр.6:4–6:10:26–29.

2Фес.2:1–2. «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами (посланного), будто уже наступает день Христов».

Объясн. Апостол предупреждает Фессалоникийцев, что они могут быть приведены в смущение духом, не тем Духом, Который наставляет людей на всякую истину: Ин.16:13, но духом заблуждения, который иногда производит в человеке обманчивое вдохновение и сообщает ему ложные откровения, почему апостол Иоанн и пишет: не всякому духу верьте: 1Ин.4:1. Как дух заблуждения выдавал свои ложные внушения за божественные откровения, так находились и лживые люди, которые свои выдумки и своё сочинение выдавали за слово и писание апостолов. Так между Фессалоникийцами были люди, которые, ссылаясь на апостолов, говорили, будто уже наступает день Христов: ст.1. Об этих же людях апостол Пётр говорил, что они введут пагубные ереси: 2Пет.2:1–2; ср. 1Тим.4:1.

Евр.3:8. «Не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне».

Объясн. Здесь указывается на известный ропот Израиля против Бога в пустыне по случаю недостатка воды: Исх.17:7; Пс.77:17; за это-то они и погибли: Чис.14:28–29. Погибают и теперь те, кто отпадает от истинного вероучения: Евр.6:4–6, и не почитает за святыню Кровь завета: Евр.10:29.

Евр.10:25. «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».

Объясн. В ст.18–32 10-й главы настоящего послания апостол Павел убеждает верующих в твёрдости веры, не уклоняться от исповедания веры и не оставлять собрания для богослужения, ибо если отречение от закона Моисеева наказывалось смертью, то попрание Сына Божия и непочитание за святыню Крови завета будет наказано ещё страшнее Самим Богом. Таким образом, приведённые слова апостола всецело обвиняют тех, кто оставил православное исповедание веры, Святую Церковь и не почитает за святыню Кровь Христову в таинстве Евхаристии; поэтому их ожидает (если не покаются) страшное наказание Божие: ст.27–29. Срав. 2Пет.2:13–21.

Откр.3:15–16. «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

Объясн. И богослов Григорий говорит: нужно тщательно гореть или тщательно быть холодным. И подлинно, ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит её; а горящий духом чрез крещение и охладевший потом от лености отсекает у себя надежду спасения, отвергаясь избранной веры: Евр.6:4–6 (толков. Андрея, Арх. Кесарийского).

Откр.3:20. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной».

Объясн. «Се, стою у дверей и стучу». Не вынужденно Моё присутствие. Толкаю в двери сердца и с отверзающими его сорадуюсь о их спасении; его почитаю Я вечерей и пиршеством, насыщаемый тем, чем они насыщаются и отгоняют голод слышания слова Господня и тьму заблуждений: Ин.14:23 (Толк. его же).

Откр.18:4. «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её».

Объясн. Под «народом», которому голос с неба повелел выйти из блудницы, нельзя разуметь самообольщённых еретиков, отвергающих, например, Крещение: Ин.3:5, Причащение: Ин.6:53; последние, как незаконно подвизающиеся (2Тим.2:5), подлежат отлучению от Христовой Церкви: Мф.18:17–18; и именно от них повелено православ. верующим христианам отвращаться: Тит.3:10.

Пс.13:1:3. «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро... Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».

Объясн. Думать, что нет Бога, но что всё произошло само собой, – это безбожие, верх всякого зла, есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия. Применять этот тяжкий грех ко всем православным христианам по меньшей мере безрассудно. От грехов против нравственных заповедей никто не может считать себя совершенно чистым и свободным: 1Ин.1:8; Пс.115:8; Рим.7:15–17, но есть грехи против догматов веры вследствие заблуждения человеческого ума или намеренного противления истине – называемые ересью. В таких грехах повинны далеко не все люди, и меньше всего православные христиане, а повинны главным образом отпадшие: Евр.6:4–6, не почитающие за святыню Кровь завета: Евр.10:29, не принимающие здравого учения и по своим прихотям избирающие себе учителей: 2Тим.4:3–4.

Основные места Священного Писания, выясняющие сущность сектантства

2Пет.2:1–2. Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель.

И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении.

1Тим.4:1. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским.

2Тим.4:3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.

2Тим.3:7–8. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере.

1Ин.2:19. Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши.

Деян.20:30. И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

Рим.16:18. Такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.

Тит.1:11. Каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

Евр.10:29. Сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню Кровь завета, которой освящён, и Духа благодати оскорбляет?


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle